Научная статья на тему 'Реалии, перспективы и проблемы реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов в Узбекистане'

Реалии, перспективы и проблемы реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
NATIONAL ECONOMY / INVESTMENT PROJECT / INVESTMENT POLICY / INVESTMENT PROGRAM / MODERNIZATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Примова Азима Азизовна, Тураева Шахруза Шокир Кизи

В статье освещены вопросы инновационно-инвестиционных процессов национальной экономики. Важный приоритет, рассчитанный на долгосрочную перспективу и имеющий решающее значение для роста потенциала, могущества страны и конкурентоспособности экономики, это осуществление активной инвестиционной политики по реализации стратегически значимых проектов, направленных на модернизацию, техническое и технологическое обновление ведущих базовых отраслей, развитие мощной современной сети транспортных и инфраструктурных коммуникаций.The article highlights the issues of innovation and investment processes of the national economy. An important priority, designed for the long term and crucial for the growth of potential, country's power and competitiveness of the economy, is the implementation of an active investment policy for the implementation of strategically significant projects aimed at modernizing, technical and technological updating of leading basic industries, developing a powerful modern transport network and infrastructure communications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реалии, перспективы и проблемы реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов в Узбекистане»

REALITIES, PROSPECTS AND PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF INVESTMENT AND INFRASTRUCTURE PROJECTS IN UZBEKISTAN Primova A.A.1, Turaeva Sh.Sh.2 (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]

1Primova Azima Azizovna - Senior Lecture;

2Turaeva Shakhruza Shokir kizi - Student, DEPARTMENT OF MANAGEMENT, BUKHARA ENGINEERING AND TECHNOLOGY INSTITUTE, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article highlights the issues of innovation and investment processes of the national economy. An important priority, designed for the long term and crucial for the growth of potential, country's power and competitiveness of the economy, is the implementation of an active investment policy for the implementation of strategically significant projects aimed at modernizing, technical and technological updating of leading basic industries, developing a powerful modern transport network and infrastructure communications.

Keywords: national economy, investment project, investment policy, investment program, modernization.

РЕАЛИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ И ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ

В УЗБЕКИСТАНЕ 12 Примова А.А. , Тураева Ш.Ш. (Республика Узбекистан)

1Примова Азима Азизовна - cmарший преподаватель; 2Тураева Шахруза Шокир кизи - студент, кафедра менеджмента, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье освещены вопросы инновационно-инвестиционных процессов национальной экономики. Важный приоритет, рассчитанный на долгосрочную перспективу и имеющий решающее значение для роста потенциала, могущества страны и конкурентоспособности экономики, - это осуществление активной инвестиционной политики по реализации стратегически значимых проектов, направленных на модернизацию, техническое и технологическое обновление ведущих базовых отраслей, развитие мощной современной сети транспортных и инфраструктурных коммуникаций.

Ключевые слова: национальная экономика, инвестиционный проект, инвестиционная политика, инвестиционная программа, модернизация.

Государственной программой по реализации Стратегии действий запланированы следующие мероприятия: совершенствование механизмов привлечения прямых иностранных инвестиций, подготовка программы мероприятий, направленных на формирование первичного портфеля инвестиционных проектов в разрезе регионов и отраслей для представления инвесторам, учреждение инвестиционной консалтинговой кампании и создание при ней инвестиционного портала, разработка проекта нормативно-правового акта по организации в регионах республики «инвестиционных хабов» с целью представления инвестиционного потенциала

Узбекистана зарубежным странам, инвестиционным банкам и компаниям, подготовка плана мероприятий по разработке единого портала «Invest in Uzbekistan» на базе инвестиционного портала Узбекистана, в котором будет размещаться информация об экономическом развитии, а также о законодательстве в сфере предпринимательства и инвестиций, создаваемых условиях для ведения бизнеса в Узбекистане.

Так, в результате активной работы с зарубежными странами и инвесторами прямые иностранные инвестиции составляют 25 процентов от их общего объема. Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиеев отметил, что важнейшей задачей правительства должны быть безусловная реализация проектов с участием прямых иностранных инвестиций, оказание зарубежным инвесторам всесторонней помощи. Рассмотрим процесс финансирования отраслей и ускорение структурных реформ в Узбекистане, так по итогам 2019 года объем инвестиций составил в эквиваленте около 21 миллиард долларов с темпом роста 128,6%.

Таблица 1. Объемы валютных инвестиций в числе общих капитальных вложений, предусмотренных Инвестиционной программой на 2019 г.

Источники финансирования Валютные (млн долл.) Эквивалент (млрд сум.)

Фонд реконструкции и развития Республики Узбекистан 927,95 7702

иностранные инвестиции и кредиты под государственную гарантию 2684,10 22278

прямые иностранные инвестиции и кредиты 4122,05 34213

Всего 7734,1 64193

Примечание: эквивалент в сумах рассчитан по курсу 1 долл.= 8300 сумов.

В первом полугодии 2019 года объем освоенных иностранных инвестиций в основной капитал составил 32438,2 млрд сум (в долларовом эквиваленте - 3,8 млрд долл.) и вырос в 2,9 раза, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Доля иностранных инвестиций и кредитов в основной капитал в общем объеме освоенных инвестиций в рассматриваемый период составила 38,6%. Наиболее высокий удельный вес по иностранным инвестициям и кредитам в общем объеме инвестиций наблюдался в следующих областях: Кашкадарьинской - 21,9%, Навоийской - 12,6%, Бухарской - 7,8%, Наманганской - 6,8% и г. Ташкенте - 11,3%. В структуре распределения иностранных инвестиций в период 2017-2019 гг. наблюдаются значительные изменения.

В частности, снизились инвестиции в горнодобывающую промышленность и повысились в обрабатывающую, что способствует росту объема готовой продукции. В то же время произошло снижение инвестиций в сферу информации и связи, что при нынешних мировых трендах, связанных с развитием цифровой экономики, может рассматриваться как негативная тенденция в развитии данного сектора экономики.

Необходимо отметить, что мониторинг проектов в отраслях и регионах выявил неудовлетворительное состояние их исполнения. Таким образом, в рамках 456 проектов уже в текущем году требуется освоить 2,6 миллиарда долларов прямых инвестиций.

Вместе с тем наличие следующих системных проблем, недостаточное использование имеющихся возможностей и потенциала для разработки и внедрения инновационных идей и технологий препятствуют эффективной реализации намеченных реформ и ускоренному инновационному развитию страны, в частности:

- неспособность некоторых регионов страны подготовить и «упаковать» проект для инвесторов;

- отсутствие опыта в реализации проектов, а также необходимых квалифицированных кадров.

Для устранения данных проблем по нашему мнению, необходимо:

- совершенствование инфраструктуры в сфере развития науки и техники, формирование определенного интеллектуального и технологического потенциала;

- широкое привлечение инвестиций в сферу разработки и внедрения инновационных идей и технологий, совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей их дальнейшее развитие;

- всестороннюю поддержку и стимулирование научно-исследовательской и инновационной деятельности, прежде всего творческих идей и разработок молодого поколения, а также создание благоприятных условий для активного участия талантливой молодежи в данной деятельности;

- создание эффективных механизмов продвижения и внедрения перспективных отечественных достижений научно-исследовательской и инновационной деятельности, включая организацию и укрепление материально-технической базы научно-экспериментальных специализированных лабораторий, центров высоких технологий, технопарков и других инновационно ориентированных структур, в том числе с участием иностранных инвесторов;

- внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти каждого региона страны по обеспечению благоприятного инвестиционного климата;

- разработка «Дорожных карт» по поиску инвесторов для отраслевых и региональных перспективных проектов, ускорению их технико-экономических обоснований и реализации, усиление внимания у вопросу привлечения прямых инвестиций при осуществлении инвестиционных проектов

Образование Министерства инновационного развития Республики Узбекистан, одной из основных задач которого является реализация инвестиционных и инфраструктурных проектов в Узбекистане, должно усиленно способствовать претворению на практике вышеперечисленных предложений.

Таким образом, по-нашему мнению, важными условиями для реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов в Узбекистане выступают:

- стратегия стимулирования привлечения иностранных инвестиций, которая должна обеспечить успешное решение поставленных задач;

- совершенствование финансово-кредитных, налоговых рычагов и стимулов, а также нефинансовых методов. К последним можно отнести рыночную инфраструктуру, обеспечивающую нормальное функционирование иностранного капитала; обеспечение необходимыми факторами производства информацией; банковским обслуживанием, различного рода коммуникациями, службами управления, транспорта и т.д.

Список литературы /References

1. Курпаяниди К.И., Толибов И.Ш. К вопросу оценки состояния и эффективности инфраструктуры предпринимательства в регионах Узбекистана // Экономика и бизнес: теория и практика, 2019. № 1.

2. Примова А.А. Инновационные аспекты экономического развития Узбекистана // Инновационное развитие. Международный научный журнал, 2017. № 4.

3. Таирова М.М., Гиязова Н.Б. Поддержка предпринимательской деятельности в Узбекистане // International scientific review, 2016. № 2 (12).

4. Хасанова Г.Д. Значение и экономическая эффективность внедрения инноваций в развитие малого бизнеса Республики Узбекистан // Ученый XXI века, 2017. С. 112.

5. Таирова М.М., Рахматуллаева Ф.М. Условия формирования инновационной экономики // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы, 2015. № 1. С. 115-118.

6. Таирова М.М., Дустова А.К. Роль маркетинга в экономическом развитии Узбекистана // Вопросы науки и образования, 2020. № 5 (89).

7. Хасанова Г.Д. Роль государства в формировании инновационной стратегии на промышленных предприятиях // Вопросы науки и образования, 2020. № 14 (98).

8. Хуррамов О.К. Цифровой туризм и его значение в экономике Узбекистана // European research, 2020. № 3. С. 61.

9. Таирова М.М., Кодирова Н.Р. Инновация-концептуальная основа модернизации // Наука и образование сегодня, 2020. № 2 (49).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.