34 (124) - 2012
Банковский сектор
УДК 336.71
РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА МИРОВОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО БАНКОВСКИХ СЕКТОРОВ К ПОЛОЖЕНИЯМ ТРЕТЬЕГО БАЗЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ
А. B. ПЕНЮГАЛОВА,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономического анализа,
статистики и финансов E-mail: penugalova@mail. ru
E. А. СТАРОСЕЛЬСКАЯ,
аспирант кафедры экономического анализа,
статистики и финансов E-mail: lizatarasova@mail. ru Кубанский государственный университет
Для сохранения экономической самостоятельности и финансовой стабильности как зарубежного, так и отечественного банковских секторов необходимо найти пути сближения национальных подходов к регулированию банковской деятельности. В работе изложены основные изменения в регулировании банковской деятельности, нашедшие свое отражение в последней, третьей по счету, редакции Международных правил банковского регулирования и международных расчетов - Базель III. Описана степень готовности отечественного банковского сектора к внедрению новых стандартов, отмечены его недостатки и преимущества, связанные с переходом к новым требованиям, в сравнении с зарубежными банками. Сделаны выводы в форме оценки вероятных последствий принятия новых стандартов для российской банковской системы.
Ключевые слова: банковская деятельность, принцип, регулирование, надзор, Базельский комитет, достаточность капитала, риск, ликвидность.
Мировой финансовый кризис 2007-2009 гг. привел к существенной трансформации международной
деятельности банков, пересмотру их финансовой стратегии, изменению принципов банковского регулирования, а масштабная государственная поддержка банковских секторов существенно изменила расстановку сил в условиях глобальной конкуренции. В ближайшие годы можно ожидать дальнейших изменений в функционировании мировой финансовой архитектуры, что, несомненно, окажет свое воздействие на российскую банковскую систему.
Анализируя вероятность возникновения очередного кризиса или новых кризисных волн, следует признать, что состояние неустойчивости перманентно присуще российской банковской системе. А динамика мирохозяйственных связей указывает на возрастание угроз экономической безопасности России.
Одной из опасностей является усиление негативных тенденций в российской экономике, связанных с денежно-кредитной политикой. Российскую экономику извне можно существенно подорвать, используя такие механизмы, как игра на валютных рынках, понижение стоимости нефти, отказ от реструктуризации долгов, усиленный вывод
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
проблемы и решения
Банковский сектор
34 (124) - 2012
валютных средств из страны. Не устранив зависимости отечественной экономики от этих факторов, невозможно создать фундаментальные условия, способствующие приданию рублю статуса мировой резервной валюты и вхождению российской банковской системы на равных условиях в мировое сообщество.
Внутри страны угрозы безопасности и устойчивости банковской системы связаны с коррупцией, недружественными поглощениями, криминальным уводом активов, их потерей, преднамеренным банкротством и сужением клиентской базы, а также негативным воздействием нормативно-правового регулирования и др.
В соответствии со Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года перед банковской системой России стоят две главные задачи: войти в мировое банковское сообщество, создав в Москве международный финансовый центр, и сохранить экономическую самостоятельность и надежность ведущих российских банков.
Международная деятельность, проводимая ими, чрезмерно сконцентрирована на количественных показателях реорганизации, вследствие чего многим банкам угрожает процедура поглощения. Однако одна лишь концентрация банковского капитала не решает (да и не может решить) всех проблем повышения надежности и эффективности кредитных организаций в условиях дальнейшей интеграции России в интернациональную финансовую систему.
Слабость банковского сектора какой-либо страны, развивающейся или развитой, может угрожать финансовой стабильности как этой страны, так и других государств. Решению проблем надежности банковских систем путем выработки стандартов в области банковского надзора, а также сближения национальных подходов к регулированию деятельности кредитных организаций служит созданный в 1974 г. управляющими центральных банков стран «группы десяти» Базельский комитет по банковскому надзору.
Главный документ этого учреждения - «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора», изданный еще в 1997 г., является кратким изложением основ банковского регулирования и надзора. Принципы носят всеобъемлющий характер и предусматривают свод рекомендаций по лицензированию банковской деятельности, созданию системы критериев по определению до-
статочности банковского капитала, формированию резервов на возможные потери по ссудам, ведению бухучета по международным стандартам.
Однако конкретные пути применения этих стандартов должны учитывать национальные особенности. Каждая страна вправе решать, в какой мере она может применять их для минимизации рисков, превалирующих на ее собственном рынке.
Мировой финансовый кризис 2008 г. показал, что различным организациям пришлось столкнуться с множеством рисков, неплатежеспособностью вследствие несения рисков встречной стороны и рисков «заражения» (contagion risk - риск, возникающий в случае, когда неблагоприятные процессы в одной стране приводят к падению рейтинга или кредитному сжатию не только этой страны, но и других стран), недостатку регулятивной и надзорной интеграции, а также несовершенству режимов принятия решений.
В связи с этим комитет разработал новые положения - Базель III (третья по счету редакция Международных правил банковского регулирования и международных расчетов). Положения документа направлены на устранение недостатков регулирования, что, в свою очередь, должно поспособствовать предотвращению наступления нового экономического кризиса.
Базель III представляет собой симбиоз передовых способов оценки рисков (кредитного, рыночного и операционного) и создания соответствующего капитала, содержательного надзора и рыночной дисциплины. Только совокупность этих трех слагаемых можно назвать риск-ориентированным надзором, который, по замыслу Базельского комитета по банковскому надзору, будет в состоянии обеспечить финансовую стабильность.
Основным положением Базеля III является ужесточение требований к форме капитала первого уровня, который включает только обыкновенные акции и нераспределенную прибыль. Капитал первого уровня должен быть увеличен с нынешних (требования Базеля II) 4 до 6 % активов, взвешенных по риску. Акционерный капитал вместе с нераспределенной прибылью должен быть также увеличен с 2 % активов, взвешенных по риску, до 4,5 %. Предусматриваются увеличение запасов капитала сверх регулятивного минимума, введение показателя оценки достаточности капитала (соотношение капитала и совокупных активов за вычетом резервов и без учета обеспечения), а также показателей крат-
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
проблемы и решения
34 (124) - 2012
Банковский сектор
косрочной (до 30 дней) и долгосрочной (до одного года) ликвидности.
Устанавливаются повышенные нормы на резервный и стабилизационный капиталы, которые должен иметь каждый банк. Вводятся два специальных буфера капитала - резервный и антициклический. Резервный должен составлять по 2,5 % активов. Антициклический буферный капитал вводится на случай «перегрева» экономики в периоды кредитного бума и может составлять до 2,5 %.
Ключевым элементом Базельских соглашений является создание в каждом банке внутренней системы оценки кредитных и операционных рисков, которая позволят банкам рассчитывать необходимый размер собственного уставного капитала. Такой подход имеет по крайней мере два достоинства: он заставляет банки лучше управлять рисками и позволяет совершенствовать механизмы рейтинговой оценки заемщиков и других банковских клиентов и партнеров.
Однако Базель III наряду с Базелем II не определил иерархию банковских рисков и уровень гарантирования собственного капитала банков, позволяющего успешно противостоять системным рискам, возможности которых в условиях обостряющейся конкуренции не следует исключать. Предупреждение системных рисков, скорее, требует стабильности требований к собственному капиталу банков, а не его постоянной адаптации к условиям меняющейся конъюнктуры. Подобная адаптация должна осуществляться с помощью механизмов внутреннего контроля, которые следует создать в каждом банке.
В положениях Базеля III есть дополнительные мероприятия общего и конкретного плана, которые банкам следует учесть. Все кредитные организации независимо от рода деятельности и размера капитала должны будут считаться с наступлением ряда объективных причин и принять меры, которые должны обеспечить:
- сокращение неэффективного капитала и увеличение ликвидности, исходя из реализации новых правил;
- реструктуризацию бухгалтерских балансов для улучшения качества капитала и сокращения потребности в избыточном капитале, обеспечивающую эффективное управление ограниченными ресурсами;
- корректировку бизнес-моделей для создания гибких и оперативных структур с эффективным
капиталом, высокой ликвидностью и дешевыми банковскими продуктами.
Положения Базеля III, предлагающие новые стандарты капитала и ликвидности для усиления регулирования, надзора и риск-менеджмента в банковском секторе, а также леверидж (англ. leverage -использование заемных средств для финансирования деятельности компании; характеризуется соотношением заемного и собственного капиталов), потребуют от банков по сравнению со стандартами, принятыми в Базеле II:
- формирования большего размера капитала с более высоким качеством;
- введения нерисковой основы для расчета минимальных требований к капиталу в дополнение к системе расчета на основе риска;
- обеспечения адекватного финансирования в кризисных ситуациях.
Новый пакет международных банковских нормативов Базель III предусматривает последовательное ужесточение минимальных требований к достаточности капитала банков. Постепенный переход на новые стандарты должен будет завершиться к 2019 г., к тому времени банкам необходимо будет привести свои капитальные параметры в полное соответствие с Базелем III.
Длительный срок перехода на новые стандарты оставляет массу возможностей для дестабилизации мировой банковской системы, которая может подвергнуться новым шокам, прежде чем структура балансов изменится в положительную сторону.
С одной стороны, предложенные в регламенте Базеля III требования выглядят весьма жесткими -их исполнение поставит большинство банков в непростое положение. С другой стороны, срок, установленный для приведения положения в банках в соответствие, достаточно продолжителен, и банки смогут нарастить капитал безболезненно или почти безболезненно.
Критики нового Базельского соглашения указывают, что одного ужесточения требований к банковскому капиталу недостаточно. Чтобы гарантировать недопущение финансовых кризисов в будущем, необходимо более тщательно контролировать кредитную деятельность банков.
Какова же ситуация в российском банковском секторе на сегодня? О восстановлении банковской системы свидетельствует тенденция к повышению среднего кредитного рейтинга отечественных банков, хотя в мире этот показатель остается невысоким.
ФИНАНСОВАя АНАлИТИКА
проблемы и решения
Банковский сектор
34 (124) - 2012
Банковская система России по-прежнему подвержена риску сокращения ликвидности под влиянием панических настроений и опасности массового изъятия клиентских вкладов, как уже было летом 2004 г. Значительная часть роста бизнеса банков традиционно финансируется за счет внешних заимствований, создавая риск рефинансирования, ликвидности и валютный риск в масштабах всей системы.
Пока российские банки справляются с проблемами благодаря коррекции стратегий развития, созданию внутренних резервов ликвидности, поддержке со стороны государства и акционеров. Пятая часть пассивов российских банков формируется за счет средств из-за рубежа, причем в основном это деньги «дочек» иностранных банков. Если рост последних затормозится за счет ослабления поступлений из-за рубежа, то затормозится и рост всего рынка.
Неспособность российских банков мобилизовать капитал со сроком долгового обязательства свыше двух лет является наиболее серьезным препятствием на пути расширения масштабов банковского финансирования реальной экономики. И все же, несмотря на все проблемы, национальная банковская система России способна превратиться в самую крупную в странах Центральной и Восточной Европы, что предопределено масштабами отечественной экономики.
Присоединение России к Базельскому соглашению об основных принципах банковского надзора, несомненно, способствует повышению эффективности банковской системы, позволяет кредитным организациям стать полноправными участниками международных банковских операций, укрепляет доверие иностранных инвесторов, что представляется достаточно важным в условиях глобализации мировой экономики и финансовых рынков.
Сейчас российские банки готовятся перейти на требования нового Базельского соглашения. Вместе с тем многие банки не справились не только с введением стандартов Базеля II, но даже с переходом на международную систему финансовой отчетности. Лишь те банки, бумаги которых сейчас представлены на биржах, а именно Сбербанк России, ВТБ, «Возрождение» и «Санкт-Петербург», удовлетворяют требованиям Базеля III.
Что представляет собой эта международная банковская реформа и что на самом деле она преобразует в банковском деле в целом и в российской банковской системе в частности?
Для России Базель II и Базель III имеют неоднозначное значение. Наша страна стремится быть активным участником мировых финансовых рынков, и ей необходимо следовать общепринятым мировым нормам и стандартам. В этом смысле внедрение ряда базельских принципов укрепит российский банковский сектор в целом за счет лучшего понимания и количественной оценки рисков, повышения качества корпоративного управления и увеличения прозрачности бизнеса.
В то же время эти два пакета не являются законами как таковыми, и для российской банковской системы многое будет зависеть от конкретной их интерпретации, последовательности и сроков их внедрения. Хотя все это повлечет довольно существенные материальные затраты на сам процесс внедрения, в конечном счете такая ситуация должна будет ускорить консолидацию российского банковского сектора.
Благодаря тому, что в России действуют более жесткие требования к банковскому капиталу, чем в мировой практике, российские банки уже сегодня, и даже с запасом, готовы к внедрению новых нормативов достаточности капитала. А вот к более жестким требованиям по ликвидности и фондированию отечественным банкам, судя по всему, еще предстоит приспосабливаться. При этом в РФ в самом разгаре внедрение предыдущих изменений в банковском регулировании.
Каковы же последствия перехода к требованиям нового Базельского соглашения? Расходы для средних зарубежных банков на их реализацию, судя по имеющимся оценкам, возрастут на 30 %, что в придачу к 50 % уже понесенных расходов в связи с удовлетворением требований Базеля II составит весьма серьезную величину, которая ранее в мировой банковской практике не встречалась.
Последствия внедрения Базеля III должны оцениваться не только в целом, но и по отдельно взятым странам, в том числе прежде всего для России. Какой общий вывод можно сделать? Что и как в действительности упорядочивается и ужесточается? И в каком соотношении находится с тем, что есть в области совершенствования банковской деятельности в РФ?
Переход к новым стандартам оценки рисков и банковского надзора, безусловно, требует временных и финансовых затрат. Национальные надзорные органы на основе оценки готовности банковских систем должны определить, когда и каким обра-
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
проблемы и решения
34 (124) - 2012 _
зом им следует ввести очередной компонент или комплекс мер, предлагаемых соглашением. При этом надзорным органам следует трезво оценивать текущую ситуацию в финансовом секторе страны и на мировых рынках, чтобы быть готовыми использовать инструменты оценки рисков и принципы надзорной деятельности, предлагаемые Базелем III.
В условиях высоких требований к достаточности капитала российские банки, пытаясь сохранить текущую прибыльность, зачастую формировали баланс из более рискованных активов. А для повышения прибыльности привлекали короткие и дешевые пассивы и размещали их в длинные и дорогие активы, тем самым снижая свою ликвидность.
Невысокая капитализация отечественной системы, проблемы с ликвидностью на финансовых рынках не могут быть поводом для отказа от полноценного внедрения рекомендаций Базельского комитета. Однако их конкретный практический механизм должен соответствовать реальным возможностям российских банков. Это необходимо для получения максимальной эффективности при минимальных издержках.
Все согласны, что новые международные стандарты банковского капитала и ликвидности являются шагом в правильном направлении, хотя в них недостаточно развит надзорный компонент. В любом случае было абсолютно необходимо переписать правила в финансовом секторе, и на данный момент это гораздо важнее, чем возможные негативные эффекты от усиления регулирования в банковской сфере.
Достигнутые соглашения являются историческим достижением в вопросе повышения ус-
Банковский сектор
тойчивости банковского сектора как отражение главных уроков кризиса. Группа управляющих и глав органов надзора должна будет обеспечить, чтобы реформы были жесткими и способствовали долгосрочной стабильности банковской системы. Реализация новых правил потребует существенного пересмотра стратегий банковского планирования, в частности стратегии управления банковскими капиталами и рисками, которые согласно новым правилам должны понижаться. По сути, эти меры должны вернуть банковскому сектору способность поддерживать восстановление экономики.
Список литературы
1. О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года: заявление от 05.04.2011 Правительства РФ N° 1472п-П13, Банка России № 01-001/1280.
2. Попов К. О., Юденков Ю. Н. Мы не спешим предугадать, как Базель III нам отзовется // Внутренний контроль в кредитной организации. 2011. № 4.
3. Попова Е.М., Тюрин Е. И. Базель III: новые международные стандарты банковского надзора // Банковские услуги. 2012. № 4.
4. Шабанель П.-Э. Внедрение нормативов Базеля III: сложности, варианты, и возможности // Аналитический банковский журнал. 2011. № 10 (194).
5. Мануйленко В. В. Развитие внутренних моделей оценки достаточности капитала в российской банковской системе: возможности и перспективы // Банковское дело. 2012. № 3.
«Поддерживай рекламу, и реклама поддержит тебя»
Томас Роберт Дьюар
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.
Тел./факс: (495) 721-8575, e-mail: post@fin-izdat.ru
^^ ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
проблемы и решения
6