ЛИТЕРАТУРА
1. Современные методы и средства оценки результатов обученности : учеб. пособие / С.Б. Полянская, М.Л. Романова, Е.Ю. Лукьяненко, Т.П. Хлопова ; Славян-ский-на-Кубани гос. пед. ин-т. - Славянск-на-Кубани : [б.и.], 2008. - 64 с.
2. Романов, Д.А. Научно-методологические основы математизации педагогической науки и практики / Д.А. Романов // Гуманизация образования. - 2009. - № 6. -С.33-34.
3. Сутокский, В.Г. Формирование физической культуры личности студентов технического колледжа / В.Г. Сутокский, Д.А. Романов, Т.В. Тихомирова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 3. - С. 83-89.
4. Профессиональная самоорганизация студентов высших и среднеспециальных учебных заведений / Т.П. Хлопова, Т.В. Тихомирова, В.В. Вязанкова, Д.А. Романов. - Краснодар : ООО “Издательский Дом - Юг”, 2009. - 100 с.
5. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для вузов физ. культуры / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : Академия, 2000. - 476 с. - (Высшее образование).
Контактная информация: [email protected]
РЕАДАПТАЦИЯ УВОЛЬНЯЕМЫХ В ЗАПАС ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК
ГО МЧС РФ
Николай Алексеевич Сюрис, кандидат медицинских наук, декан,
Самарский институт медико-социальнойреабилитологии (ННОУ ВПО «СИМСР»), Ольга Юрьевна Дукальская, психолог войсковой части ГО МЧС РФ,
г. Самара
Аннотация
В данной статье описаны особенности нервно-психической устойчивости военнослужащих ГО МЧС РФ в ходе адаптации к условиям военного труда и условия психологического сопровождения для эффективной реадаптации после увольнения. Подтверждены приоритетность психологического обеспечения социальной адаптации после увольнения к новой жизненной среде, важность приобретения в период военной службы специальности с двойным предназначением.
Ключевые слова: реадаптация, нервно-психическая устойчивость, шкала MMPI, тест МЛО - «Адаптивность», военнослужащие по призыву войск ГО МЧС РФ.
READAPTATION OF THOSE TRANSFERRED TO THE TROOPS RESERVE OF THE EMERGENCY SITUATIONS AND DISASTER RELIEF MINISTRY OF THE
RF
Nikolai Alekseyevich Syuris, the candidate of medical sciences, dean,
Samara Institute of Medical and Social Rehabilitation Olga Jurevna Dukalskaya, the psychologist of a unit of Civil defense of the Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation,
Annotation
The article depicts the features of neuropsychic stability of the soldiers of the Ministry of Emergency Situations of the RF in the course of adaptation to the conditions of military labor and conditions of psychological support for the effective readaptation after transfer to the reserve. The priority of the psychological guarantee of social adaptation after transfer to the new life environment, the importance of acquisition in the period of the military service of specialty with dual assignment have been proved.
Keywords: readaptation, neuropsychic stability, scale of MMPI, test OF MLO - “Adaptability”, soldiers under the call to the troops of the Ministry of Emergency Situations and Disaster Relief of the RF.
ВВЕДЕНИЕ
Военнослужащий по призыву, к 18 годам еще не всегда определившийся с профессией, в течение военной службы выполняет обязанности, которые после увольнения в запас могут быть и неприменимы. При возвращении к гражданской жизни ему вновь приходится включаться в процесс на пути к самореализации. Насколько готов военнослужащий к реадаптации в жизни, какие возможны варианты облегчения данного процесса - на эти вопросы мы попытались найти ответы, проведя социальнопсихологические исследования с группой увольняемых военнослужащих по призыву.
Успешность адаптационного процесса, переживание социальной активности, волевого контроля сопряжено не только с целенаправленностью, высоким уровнем смысло-жизненных ориентаций, но и повышенной тревожностью, переживанием проблем, связанных с определением своего места и роли в коллективе.
Профессия спасателя сопряжена с действием различных стрессогенных факторов. Человеческое общение в подобных ситуациях нередко испытывает психику «на прочность», создает условия для возникновения напряженности, нарушения эмоционального равновесия. Это может приводить к снижению боевой готовности.
Проблема психологического обеспечения адаптации военнослужащего к армейской среде и условиям службы достаточно актуальна и является одним из направлений теоретических и прикладных исследований [1], но в исследованиях психологов недостаточно обследуется тот период, когда появляются факторы, которые определенным образом вносят дезорганизацию в психическую деятельность человека. В жизни военнослужащих, проходящих службу по призыву, таковым является этап подготовки к увольнению в запас, возвращение в привычные условия, к родным и близким, к любимым занятиям. В этот период вновь появляются симптомы тревожности, напряженности.
МЕТОДИКА
Исследовались индивидуально-психологические адаптационные способности человека в условиях военной службы, а именно, на этапе подготовки к увольнению в запас. Объект нашего исследования - военнослужащие по призыву в возрасте от 18 до 23 лет.
Предметом нашего исследования являлись особенности реадаптации увольняемых военнослужащих по призыву из рядов ГО МЧС.
Цель исследования: изучить и структурировать изменения личности, которые произошли за время службы.
Этот этап характеризуется поведенческими реакциями, в которых находит выражение чувства преодоления многих социальных ограничений, т.е. поведение военнослужащего с теми или иными вариациями не является случайным и непредсказуемым.
Этап подготовки к увольнению в запас и первичная адаптация отличаются применением в жизни военнослужащих, прошедших данный рубеж, условия, в которые они попадают, не всегда идентичны тем, в которых они находились до призыва на военную службу. Во многом это связано и с теми изменениями, которые произошли за период службы.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Поведены исследования по оценке уровня нервно-психической устойчивости (социально-психологической адаптации) у двух групп военнослужащих войск ГО МЧС РФ: 1 группа - 22 человека - военнослужащие, обучившиеся и подготовленные по специальности «спасатель»; 2 группа - 29 человек - без специальной подготовки. Применялся многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» [2].
На период увольнения (последние 2-3 недели военной службы) данные кон-
трольных психологических тестов (табл. 1) показали, что:
- в 1 группе средние значения - в пределах 3-й группы профессионального психологического отбора (НПО) (условно-рекомендуемые) (шкала адаптивных способностей). По шкале MMPI теста МЛО - «Адаптивность» - незначительная выраженность тревожно-мнительных черт характера (шкала психастении);
- во 2-й группе средние значения - в пределах 4-й группы ППО (не рекомендуемые) (группа нервно-психической неустойчивости - выражена эмоциональноволевая лабильность).
По шкале MMPI теста МЛО - «Адаптивность» - повышены значения шкалы депрессии, психопатии, шизоидности, что свидетельствует о тревожности, социальной дезадаптации, индивидуалистичности мышления.
Таблица 1
Шкалы теста МЛО - «Адаптивность»__________________________
Шкала теста МЛО - «Адаптивность» - III уровень (сырые баллы)
Vf As Npn Kw Sj Jwl Sol sp Pk Oo Nsn Ds
1 гр. 4 28 11 10 8 8 1 1 6 4 4 4
2 гр. 3 80* З4* 20 12 40* 8 З 10 12 6 6
Шкала MMPI теста МЛО - «Адаптивность» (сырые баллы)
L F K Hs D Hy Pd Mf Pa Pt Sc Ma
1 гр. 3 1 6 1 7 8 6 З 8 11* 4 7
2 гр. 2 13 З 7 11* 13 12* З 10 11 18* 10
* - указанные значения превышают уровень нормы
ВЫВОДЫ
Реализация своего личностного и профессионального потенциала в гражданской жизни - длительный и противоречивый процесс. Военнослужащие, получившие специальность, которую могут, по их словам, применить в гражданской жизни, на момент увольнения в запас чувствуют себя более комфортно в связи с защищенностью в профессиональном плане, возможностью последующего трудоустройства.
Военнослужащие, не получившие специальности, находятся в дезадаптированном состоянии, тревожны, эмоционально лабильны, предстоящее увольнение и жизнь приводит их в состояние неопределенности.
Для полноценной реадаптации после увольнения в запас военнослужащим по призыву необходимо осваивать специальности, имеющие двойное применение: как в армии, так и обычной жизни.
Психологическое обеспечение социальной адаптации к новой жизненной среде приобретает приоритетное значение.
Одним из важнейших механизмов выступает процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, идеалов, норм, принципов социального поведения, овладения знаниями, умениями и навыками благодаря которым уволенные в запас военнослужащие по призыву становятся полноправными участниками социальных связей, институтов, могущих реализовать свои способности.
Целесообразно проведение психологических тренингов в ходе психологического сопровождения военной службы для более эффективной реадаптации к жизни после увольнения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сысоев, В.Н. Военно-профессиональная адаптация молодого пополнения к условиям учебно-боевой деятельности / В.Н. Сысоев, Т.В. Гибадулин, Е.Б. Степанян // Всероссийская научная конференция с международным участием, посвященная 150-летию со дня рождения академика Ивана Петровича Павлова, Санкт-Петербург, 15-17 сентября 1999 : материалы конференции. - СПб., 1999. - С. 299-300.
2. Преморбидные состояния в экстремальной медицине и экстремальной пси-
хологии / В.В. Довгуша, И.Д. Кудрин, А.И. Кудрин, А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин. -СПб. : Изд-во ГУП НИИ ПММ, 2003. - 105 с.
Контактная информация: [email protected]
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДНИМ ЗНАЧЕНИЯМ КОЭФФИЦИЕНТА ВЫНОСЛИВОСТИ
Марианна Михайловна Таишева, преподаватель,
Дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 98
Санкт-Петербург,
Алла Ивановна Яковлева, преподаватель,
Дошкольное отделение школы № 619 Санкт-Петербург,
Мария Дмитриевна Мосунова, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье приведены данные коэффициента выносливости относительно предложенной физической нагрузки детей дошкольного возраста, занимающихся по разным программам физического развития.
Ключевые слова: коэффициент выносливости, физическая нагрузка, дети дошкольного возраста.
THE ASSESSMENT OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN IN PRESCHOOL AGE BY AVERAGE VALUES OF ENDURANCE FACTOR
Maryanna Mihajlovna Taisheva, the teacher,
Preschool educational kindergarten institution № 98 St.-Petersburg,
Alla Ivanovna Jakovleva, the teacher,
Preschool branch of school № 619 St.-Petersburg,
Maria Dmitrievna Mosunova, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Annotation
The article gives the data of factor of endurance to offered physical activity of children in preschool age that are engaged in different programs of physical development.
Keywords: endurance factor, physical activity, children in preschool age.
Исследование многоуровневого подхода в формировании двигательных действий прошло в три этапа: первый, создание учебной программы; второй, ее апробация на практике; третий, подтверждение значимости результатов исследования. Приведенное в статье исследование является частью эксперимента.
Цель исследования: проверить адаптацию организма ребенка к предъявляемой физической нагрузке.
Задача: сравнить статистические характеристики по каждому виду физической нагрузки в контрольной и экспериментальной группах.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ
Было обследовано две контрольные и две экспериментальные группы в начале и в конце учебного года. Контрольная группа занималась по программе «Детство», три занятия. Количество детей - 14 человек. Экспериментальные группы занимались по программе «От здоровья через развитие к совершенству». Причем, занятия проводи-