dop. / Otv. red. I. N. Buzdalov. Mn. M.: «Armita-Marketing, Menedzhment», 1998.
14. Sorvina G. N. Ekonomicheskaja mysl' XX stoletija: Stranicy istorii: Lekcii. M.: «Rossijskaja politicheskaja jenciklopedija» (ROSSPJEN), 2000.
15. Tugan-Baranovskij M. I. Socializm kak polozhitel'noe uchenie // K luchshemu budushchemu: Sbornik social'no-filosofskih proizvedenij. M.: ROSSPJEN, 1996.
16. Chajanov A. V. Kratkij kurs kooperacii. Reprintnoe vosproizvedenie izdanija 1925 goda. M.: «Kooperativnoe izdatel'stvo». 1925; Dahov I. G., Teplov V. I. Razvitie kooperativov v sovremennoj Rossii. Belgorod: Izd-vo Belgorods. un-ta potreb. koper., 2008.
Д. Ш. Рамазанова
РЕАБИЛИТАЦИЯ РЕПРЕССИРОВАННЫХ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА в 1957-1960-е гг.
Исследуется сущность политики, проводившейся центральными и республиканскими властями в Даг. ССР в 1957-1960-е гг. в части реабилитации репрессированного в 1944 году населения. На основе архивных материалов раскрывается масштабность проведенных в те годы в республике мероприятий, которые, несмотря на их успешную реализацию, к сожалению, не привели к кардинальному решению проблемы, поскольку репрессированное население не было реабилитировано территориально. В этой связи в Дагестане с 1991 года приняты и реализуются программы, связанные с территориальной реабилитацией народов — жертв репрессий.
Ключевые слова: Дагестан, Ауховский район, чеченцы-акинцы, репрессии, переселения, реабилитация, Новолакский район.
D. Ramazanova
REHABILITATION OF THE REPRESSED NATIONS OF DAGHESTAN IN 1957-1960 s.
The article work deals with the main points of the policy pursued by the central and republican powers in the DASSR in 1957-1960s for rehabilitation of the repressed population in 1944. According to archival materials, the importance of measures taken in that period was great, but in spite of their successful realization, they did not lead to a cardinal solution of the problem, as the repressed population was not rehabilitated in the territorial rights. In this connection, programs bound up with the rehabilitation of the repressed population in its territorial rights have been adopted and realized in Daghestan since 1991.
Keywords: Daghestan, Aukhov region, Chechen-ackins, repression, migration, rehabilitation, Novolack region.
На протяжении десятилетий в Северном Дагестане сохраняется очаг межнациональной напряженности из-за не разрешенной еще до конца, несмотря на предпринимаемые властями меры, проблемы территориальной реабилитации репрессированного населения.
Исходной точкой проблемы является Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1944 года «О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном
устройстве ее территории», во исполнение которого были переселены в другие районы СССР все чеченцы и ингуши, проживавшие в ЧИАССР и в прилегающих к ней районах Даг. ССР: Ауховском, Хасавъюртовском, Казбековском, Бабаюртовском и г. Хасавюрте. Всего из Дагестана было выслано 37 тысяч чеченцев-аккинцев. Чечено-Ингушскую АССР ликвидировали. В составе Ставропольского края РСФСР был образован Грозненский округ с центром в г. Грозном, куда
вошла часть территории бывшей Чечено-Ингушской АССР, остальные районы были переданы в состав Северо-Осетинской АССР, Дагестанской АССР и Грузинской ССР. К Дагестану отошли Веденский, Ножай-Юртовский, Саясановский, Чеберло-евский — в существующих границах, а также Курчалоевский и Шароевский районы, за исключением северо-западной части этих районов, и восточная часть Гудермесского района бывшей Чечено-Ингушской АССР [4, лл. 4-7]. Ауховский (бывший чеченский мононациональный) район Дагестана был заселен лакцами, а его два населенных пункта — Акташ-Аух и Юрт-Аух — были заселены аварцами и переданы в административное подчинение близлежащему Каз-бековскому району.
О переселении из Чечено-Ингушской АССР и другим вопросам, связанным с этими мероприятиями, сообщать в печати и по радио было строго запрещено [5, л. 13].
Чеченцы-аккинцы, вывезенные из Дагестана, были поселены в Северо-Восточном Казахстане, в Ошской и в др. областях Киргизии.
Ограничение по их спецпоселению было снято лишь 16 июля 1956 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за № 139/19 «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны» [13, с. 15]. В Указе отмечалось, что «существующие ограничения в правовом положении находящихся на спецпоселении чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны с Северного Кавказа, в дальнейшем не вызываются необходимостью». Президиум Верховного Совета СССР постановил снять их с учета спецпоселений и освободить из-под административного надзора органов Министерства внутренних дел СССР При этом отмечалось, что снятие ограничений по спецпоселению не влечет за собой возвращения имущества, конфискованного при выселении, и что переселенцы не имеют права возвращаться в места, откуда они были выселены [6, л. 29].
9 января 1957 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР
«О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР», в соответствии с которым Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1944 года «О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве ее территории» и статья 2 Указа от 16 июля 1956 года в части запрещения чеченцам и ингушам возвращаться на прежнее местожительство считались утратившими силу [7, л. 2]. Одновременно, в тот же день, 9 января 1957 года, был издан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР и упразднении Грозненской области» [8, л. 4].
11 февраля 1957 года шестая сессия Верховного Совета СССР четвертого созыва приняла Закон о восстановлении национальной автономии насильственно переселенных народов (чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев и калмыков). На сессии с докладом «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР» выступил секретарь Верховного Совета СССР депутат А. Ф. Горкин. В его докладе отмечалось, что «на ХХ съезде Коммунистической партии Советского Союза были отмечены допущенные в прошлом отдельные факты грубого нарушения основных принципов ленинской национальной политики Советского государства. Эти нарушения выразились в необоснованном выселении целых народов и установлении для них ряда ограничений в местах нового поселения. Так, в конце 1943 года и в начале 1944 года были переселены с территории Северного Кавказа в районы Казахстана и Средней Азии балкарцы, чеченцы, ингуши, калмыки, карачаевцы, а их национальные автономии были упразднены ... Президиум Верховного Совета СССР, рассматривая вопрос о положении балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов, принял во внимание их законные пожелания и просьбы и решил полностью исправить допущенную в отношении этих народов несправедливость, восстановить их национальную автономию и тем обеспечить создание должных условий для всестороннего развития экономики и культуры этих национальностей. Президиум отменил имевшееся запрещение гражданам этих национальностей возвращаться на
прежнее местожительство... Практическое осуществление мероприятий по восстановлению национальной автономии этих народов потребует известного времени и проведения большой организационной работы по подготовке в местах прежнего жительства необходимых производственных, жилищных и других культурно-бытовых условий. Потребуются также большие затраты материальных и денежных средств. Поэтому переезд граждан указанных национальностей, изъявивших желание возвратиться в районы прежнего местожительства, должен проводиться организованно, небольшими группами, в определенные сроки и в порядке очередности, а также все практические вопросы трудового и бытового устройства будут определяться и разрешаться органами государственной власти образуемых автономных республик и автономных областей..» [2].
Власти предостерегали против всяких попыток неорганизованного переселения, считая, что оно могло нанести серьезный ущерб экономике тех колхозов, совхозов и предприятий, в которых были заняты трудящиеся этих национальностей. Исходя из этих соображений и имея в виду необходимость предварительной подготовки условий производственного и бытового порядка, переезд граждан балкарской, калмыцкой и карачаевской национальности на территорию восстанавливаемых автономий и их трудовое устройство предполагалось провести в течение 1957 и 1958 годов. Что же касается чеченского и ингушского народов как наиболее многочисленных, то мероприятия, связанные с восстановлением их национальной автономии, предполагалось провести в более длительные сроки — в течение 1957-1960 годов.
В связи с восстановлением Чечено-Ингушской АССР и возвращением чеченцев и ингушей на свою родину остро встал вопрос о районах, переданных в 1944 году Дагестану и заселенных дагестанцами. В течение 1957-1958 годов в Дагестан из восстановленной ЧИАССР вернулись 12 104 семьи, или 59 300 человек — аварцев и даргинцев, заселенных туда в 1944 году. Большинство из них было расселено
в плоскостных районах республики — Ха-савъюртовском, Кизилъюртовском, Кая-кентском, Бабаюртовском и др. Определенная часть переселенцев вернулась в прежние места их традиционного проживания, часть оказалась в Грузии и Азербайджане.
Дагестанское руководство отмечало осложнение ситуации еще и тем, что в Указах Президиума Верховного Совета СССР и РСФСР, в других документах директивных органов, принятых в 1956-1957 и в последующие годы, речь шла только о создании Чечено-Ингушской АССР и не было упоминаний о восстановлении просуществовавшего несколько месяцев Ауховского района в составе Дагестанской АССР. Учитывая это, а также в связи с тем, что прежние села чеченцев были заняты переселенцами из горных аулов, которые проживали на новых местах свыше 13 лет, обустроились здесь, а также то, что в течение короткого периода необходимо было переселить и обустроить десятки тысяч дагестанцев, проживавших на территории вновь образованной Чечено-Ингушской АССР, прибывшие из Средней Азии чеченцы были размещены на свободных землях, на территории г. Хасавъюрта, Хасавъюртовского, Бабаюртовского и Ки-зилъюртовского районов. Всего было переселено 28 800 чеченцев-аккинцев, меньшая часть из них вернулась в свои дома.
Очевидно, что инициировать перед центральными властями вопрос о восстановлении Ауховского района республиканское партийное и советское руководство тогда вполне могло, это было в его компетенции, со ссылкой на четко озвученное 11 февраля 1957 г. на Шестой сессии Верховного Совета СССР решение Президиума Верховного Совета СССР об отмене имевшегося запрещения гражданам чеченской, ингушской, балкарской, карачаевской и калмыцкой национальностей возвращаться на прежнее местожительство. Но это не было сделано.
Вместе с тем, партийными, советскими, хозяйственными органами Даг. ССР была проведена значительная работа по хозяйственному устройству и созданию культурно-бытовых условий для чеченского населения в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 12 апреля
1957 г., № 205 «О предоставлении льгот и оказании помощи колхозникам, рабочим и служащим, возвращающимся в Чечено-Ингушскую и Кабардино-Балкарскую АССР, Калмыцкую и Карачаево-Черкесскую автономные области Ставропольского края, а также в Дагестанскую АССР и в некоторые районы Северо-Осетинской АССР, Астраханской и Ростовской областей»; постановлением Совета Министров РСФСР от 8 марта 1958 г. № 245 «О предоставлении льгот населению, возвратившемуся на прежние места жительства, а также переселившемуся в пределах Чечено-Ингушской АССР из горных и предгорных районов в плоскостные районы»; Постановлением Совета Министров Даг. ССР № 254 от 16 июля 1958 года «О переселении из Киргизской ССР и хозяйственном устройстве чеченского населения в республике»; Постановлением Бюро Дагестанского Обкома КПСС и Совета Министров Даг. ССР от 16 октября 1958 г. № 5-38 «О ходе хозяйственного и трудового устройства семей чеченцев, возвратившихся в республику»; постановлением Совета Министров Даг. ССР за № 189/65 от 29 мая 1959 г. «О приеме и хозяйственном устройстве семей чеченцев в городе Хасавъюрте»; Постановлением Бюро Обкома КПСС и Совета Министров Даг. ССР № 236/91 от 10 мая 1963 года «О дополнительных мерах помощи по трудовому и культурно-бытовому устройству чеченского населения в республике».
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 12 апреля 1957 г № 205 всем чеченцам, в том числе возвращающимся и в Дагестанскую АССР, выделялись кредиты на строительство домов с надворными постройками в размере до 10 тысяч рублей на семью, с погашением этого кредита в течение 10 лет, начиная с третьего года после вселения в построенные дома; на ремонт домов и надворных построек, передаваемых колхозами, сельскими и районными Советами или предприятиями в размере до 3 тысяч рублей на хозяйство, с погашением в течение трех лет, начиная с третьего года после вселения в отремонтированные дома; на приобретение крупного рогатого скота особо нуждающимся семьям в размере 1500 рублей на семью, с погашением в течение трех лет,
начиная с третьего года после приобретения крупного рогатого скота. Возвращающиеся колхозники освобождались в год переселения от уплаты сельхозналога, а также от поставок государству сельскохозяйственных продуктов и продуктов животноводства, кроме молока, а колхозы, принявшие их в свой состав (по числу принятых семей), — от уплаты подоходного налога.
Кредиты и льготы, предусмотренные данным постановлением, предоставлялись только тем, кто возвращался в организованном порядке по планам органов исполнительной власти. В виде исключения кредит могли получить и особо нуждающиеся семьи, вернувшиеся на родину до издания Постановления № 205, то есть сразу после 9 января 1957 года. Нуждающимся семьям разрешалось оказывать единовременную помощь в размере до 500 рублей. Дагестану в 1957 году на оказание помощи возвращающемуся населению было выделено из резервного фонда Совета Министров РСФСР 0, 175 млн. рублей.
Через год, 8 апреля 1958 года, согласно Постановлению № 245, Совет Министров РСФСР принял решение освободить возвратившихся в организованном порядке колхозников, рабочих и служащих от уплаты сельхозналога на два года с момента вселения, а вновь организованные колхозы — от уплаты подоходного налога. На этот же срок от уплаты подоходного налога были освобождены также колхозы, принявшие в свой состав возвратившееся население (по числу принятых семей).
Совет Министров РСФСР, согласно распоряжению от 21 апреля 1958 г. № 2027-р, разрешил Совету Министров Даг. ССР израсходовать в 1958 году из бюджета республики 300 тыс. рублей на оказание единовременной помощи нуждающимся семьям чеченцев, вернувшимся в Даг. ССР, в размере, не превышающем 500 рублей. Также в соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР от 9 мая 1958 г. № 2506-р Дагестану было дополнительно выделено в 1958 году за счет резерва федерального правительства 60 тонн мясопродуктов и 30 тонн животного масла. Кроме того, Совету Министров Даг. ССР было разрешено
дополнительно израсходовать во II квартале 1958 года для пунктов по обеспечению питанием детей переселенцев 100 тонн пшеничной муки первого сорта, а Министерству торговли РСФСР было поручено обеспечить ДАССР во II квартале 1958 года продуктами детского питания в количестве 5 тонн.
Москва выделила дополнительно в 1958 году для продажи колхозам ДАССР на строительство домов переселенцам 1 тыс. тонн цемента, а также обязала Роспотребсо-юз выделить Дагпотребсоюзу в III квартале 1958 года для продажи колхозам на строительство домов для переселенцев 65 тонн гвоздей, 15 тыс. кв. м стекла оконного, 30 тонн кровельного железа и 20 тонн сортового железа. Распоряжением Совета Министров РСФСР от 28 мая 1958 г. № 3019-р Совету Министров Даг. ССР было выделено на строительство домов для инвалидов-чеченцев I и II групп, прибывших в республику из Казахской ССР и Киргизской ССР, 330 тыс. рублей за счет сметы операционных расходов Главного управления переселения и организационного набора рабочих при Совете Министров РСФСР. Во исполнение этого распоряжения Совет Министров ДАССР обязал Дагпотребсоюз обеспечить завоз и продажу фондируемых строительных материалов целевым назначением на строительство домов для прибывших семей чеченцев, колхозам и совхозам, принявшим эти семьи, а Министерство финансов республики — выделить исполкомам Хасавъюртовского районного Совета 230 тыс. рублей и Хасавъ-юртовского городского Совета депутатов 100 тыс. рублей на строительство домов для чеченцев-инвалидов I и II групп, прибывших из Казахской и Киргизской ССР.
Дагестанские власти также приняли и реализовали ряд важных решений по хозяйственному устройству чеченцев. Так, 16 июля 1958 года вышло Постановление № 254 Совета Министров ДАССР «О переселении из Киргизской ССР и хозяйственном устройстве чеченского населения в республике», согласно которому Хасавъюртов-ский район должен был дополнительно принять и обустроить 600 хозяйств чеченцев, Бабаюртовский — 850 хоз., Кизилъюртов-ский — 600 хоз., гор. Хасавъюрт — 500 хоз.
Казбековский и Новолакский райисполкомы обязали обеспечить хозяйственное устройство в Казбековском районе — 105 и Новолакском районе — 118 хозяйств чеченцев, уже фактически проживающих в населенных пунктах этих районов. Правительство республики согласилось также с предложениями Казбековского и Новолакского райисполкомов о невозможности и нецелесообразности дальнейшего доприселения в эти районы чеченского населения в связи с отсутствием экономических возможностей их размещения. Было также принято решение провести дальнейшее переселение чеченского населения из Средней Азии в 1959-1960 гг. в связи с тем, что в республике не было завершено хозяйственное и бытовое устройство более 16 тысяч хозяйств дагестанского населения, переселенного из районов, отошедших в Чечено-Ингушскую АССР, и возвратившихся в республику чеченских хозяйств.
Для упорядочения учета и расселения прибывшего из спецпоселения населения был введен паспортный режим в Хасавъюртов-ском, Новолакском районах, в селах Стали-наул и Калининаул (бывших чеченских сёлах Юрт-Аух и Акташ-Аух) Казбековского района в соответствии с «Положением о паспортах», утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 21 октября 1953 года. Правительство республики поручило исполкомам Хасавъюртовского горсовета, Хасавъ-юртовского, Новолакского, Казбековского, Бабаюртовского и Кизилъюртовского райсоветов депутатов трудящихся обеспечить строгое соблюдение требований постановления Совета Министров СССР от 26 августа 1948 года «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов". В случаях самовольного строительства они должны были требовать от застройщиков прекращения строительства и сноса строения их силами и за счет их средств, а в случае невыполнения этого снос строения осуществлялся в принудительном порядке.
Власти республики также обратились в Совет Министров РСФСР с просьбой «разрешить в виде исключения выделение ссуд через коммунальный банк на строительство
домов семьям чеченцев, возвращающихся в г. Хасавъюрт и устраивающихся на работу на промышленных предприятиях и в учреждениях города ...» [9, л. 171-173].
Бюро Дагестанского Обкома КПСС и Совет Министров Даг. ССР в Постановлении от 16 октября 1958 года «О ходе хозяйственного и трудового устройства семей чеченцев, возвратившихся в республику» отмечало, что к данному периоду в «республику уже возвратилось из Киргизской и Казахской ССР 2179 семей чеченцев с общим числом населения 8535 человек, в том числе 3453 чел. трудоспособных, из которых трудоустроено в колхозах, совхозах, учреждениях и на предприятиях города Хасавъюрта, Хасавъ-юртовского, Бабаюртовского, Новолакского, Казбековского и Кизилъюртовского районов 2045 семей (3349 чел. трудоспособных), построено и куплено для них 857 домов, использован для этого кредит сельхозбанка в сумме 1773 тыс. рублей, заготовлено значительное количество местных строительных материалов, выделены 1816 семьям приусадебные участки, 827 нуждающихся семей получили от государства единовременную денежную помощь. Для строительства домов семьям, хозяйственно устраивающимся в городе Хасавъюрте, по линии коммунального банка выделено миллион рублей ссуды» [10, л. 427-429].
В постановлении также отмечалось, что «Хасавъюртовский горком КПСС, Ба-баюртовский, Новолакский, Казбековский и Кизилъюртовский райкомы партии, Ха-савъюртовский горисполком и райисполкомы этих районов, а также правления многих колхозов, руководители совхозов, предприятий и учреждений, принявших переселенцев-чеченцев, не проявляют достаточной заботы о скорейшем завершении хозяйственно-бытового и трудового устройства переселенцев: 1484 семьи еще не имеют собственных жилых домов, вынуждены находиться на подселении и в частных квартирах, слабо осваивается государственный кредит, открытый для них на строительство домов и приобретение коров, фондируемые строительные материалы, необходимые для строительства этих домов, выделяются в недостаточных количествах; не все дети
школьного возраста охвачены обучением. 124 семьи чеченцев, проживающих в г. Хасавъюрте и Хасавъюртовском районе, несмотря на неоднократные предложения представителей районных городских и советских организаций, отказываются трудоустраиваться, продолжая настаивать на возвращении их в бывший Ауховский район ...» [10].
В целях обеспечения быстрейшего хозяйственно-бытового и трудового устройства прибывшего в республику чеченского населения, бюро Обкома КПСС и Совет Министров приняли ряд решений: обязали органы исполнительной власти, партийные органы вышеуказанных районов и г. Хасавъ-юрта усилить разъяснительную работу среди переселенческого населения и обеспечить трудоустройство всех трудоспособных переселенцев в колхозах, совхозах, в учреждениях и на предприятиях; рассмотреть и утвердить планы и графики строительства и ввода в эксплуатацию жилых домов. Совету Министров Даг. ССР было поручено дополнительно выделить необходимое количество стройматериалов и денежных средств для строительства домов переселенцам — чеченцам, Министерству образования — срочно определить контингент учащихся чеченской национальности по классам в Хасавъюртовском, Новолакском, Бабаюртовском и Казбековском районах и организовать их обучение в соответствии с учебными планами и программами, действующими в школах Чечено-Ингушской АССР. Контроль за ходом строительства жилых домов для переселенцев и бесперебойным его финансированием был возложен на отдел переселения и оргнабора рабочих Совета Министров Даг. ССР.
В соответствии с Постановлением Сов е т а М и н и с т р о в Д а г. С С Р о т 2 9 м а я 1959 г. № 189/65 «О приеме и хозяйственном устройстве семей чеченцев в городе Хасавюрте» было решено осуществить прием в мае-июне 1959 года семей чеченцев из Киргизской ССР, и трудоустроить 248 семей, ранее проживавших в городе. Хасавъ-юртовскому горкому КПСС и горисполкому было поручено направить в Ошскую и Джалал-Абадскую области Киргизской ССР
ответственного представителя для организованного возвращения семей чеченцев в г. Хасавъюрт [11, л. 152].
Республиканские, городские и районные партийно-советские организации проделали значительную работу по трудовому устройству и культурно-бытовому обслуживанию чеченского населения, прибывшего в Дагестанскую АССР. В период с 1957 по май 1963 гг. в республику прибыло 6389 семей чеченцев с населением 28 тысяч человек, которые были размещены в г. Хасавъюрте (2300 семей), Хасавъюртовском районе (4776 семей), Казбековском (163 семьи) и Новолакском (150 семей) районах [12, л. 269-277].
В целях более компактного размещения чеченцев в Хасавюртовском районе были созданы новые совхозы: им. Нурадилова, «Дагестан», «Дружба», «Османъюртов-ский». Вокруг города Хасавъюрта были выделены земельные участки для строительства домов и построены новые поселки, вошедшие в черту города: Заречный, Новый, Механизаторов, Нефтекачка, Бурган-Гечу и Дауд-Отар. Значительно были расширены селение Покровское, Бамматбекъюрт, поселок совхоза «10 лет ДАССР» и др.
Во всех населенных пунктах и в новых поселках, где проживало чеченское население, было построено 8 школ, 12 библиотек, 5 клубов, 25 сельмагов, 3 хлебопекарни, 2 чайных. В указанных поселках были открыты и постоянно действовали медицинские и фельдшерско-акушерские пункты, стационарные и передвижные киноустановки. Была проделана значительная работа по электрификации и радиофикации этих поселков.
Чеченскому населению была оказана большая помощь в их хозяйственном устройстве. На строительство жилых домов чеченцам и приобретение крупного рогатого скота был использован кредит Госбанка и Стройбанка в сумме 2 390 тыс. рублей, а также продано: леса строительного 6 416 куб. м, шифера — 1 920 тыс. условных плит, стекла оконного — 10 240 кв. м, мягкой кровли — 13 100 кв. м, цемента — 2 316 тонн, черепицы — 800 тыс. штук и других строительных материалов. Более 1760 остронуждающимся семьям была оказана единовременная денежная помощь [12].
10 мая 1963 года бюро Обкома КПСС и Совета Министров Даг. ССР приняло Постановление № 236/91 «О дополнительных мерах помощи по трудовому и культурно-бытовому устройству чеченского населения в республике», которым предусматривалось осуществление 16 пунктов важнейших мероприятий, связанных с обустройством в республике вернувшихся чеченцев. Среди них — срочные работы по электрификации поселков Бамматбекъюрт, Колхозный и Новый; строительство детсада-яслей на 140 мест в г. Хасавъюрте и школы в поселке Бамматбекъюрт; ввод в эксплуатацию хлебозавода в г. Кизилъюрте и увеличение выпечки хлеба на Хасавъюртовском хлебозаводе для нужд города; строительство в 1964 году нового хлебозавода в г. Хасавъюрте с учетом перспектив развития города; форсирование работ по строительству швейной фабрики в г. Хасавъюрте. Директивные органы обязали Министерство торговли увеличить на II и III кварталы 1963 года фонды на 20 тыс. физических плит шифера и леса на 200 кубометров для продажи индивидуальным застройщикам-чеченцам, проживающим в г. Хасавъюрте. Было решено выделить из резерва Совета Министров Даг. ССР Ха-савъюртовскому райисполкому 1800 кбм. круглого и пиленого леса и 200 тысяч условных плит шифера для завершения начатого строительства домов чеченцам в колхозах и совхозах района. Кроме того, руководство республики обратилось в Совет Министров РСФСР с просьбой предусмотреть в 1964 году возможность строительства Хасавъюр-товского консервного и приборостроительного заводов, а также разрешить израсходовать из средств бюджета Даг. ССР 50 тыс. рублей на оказание единовременной денежной помощи остронуждающимся семьям чеченской национальности, возвратившимся в республику. Учитывая тяжелое материально-имущественное положение семей чеченцев, возвратившихся в республику, руководство республики обратилось в Госбанк СССР и Стройбанк СССР с просьбой предоставить отсрочку в погашении их задолженности по ссудам на хозяйственное устройство по линии Госбанка 29 семьям 26,5 тыс. рублей и по линии Стройбанка 143 семьям на сумму
122 тыс. рублей на срок до 5 лет, а также в Министерство торговли РСФСР — с просьбой выделить целевым назначением для продажи чеченскому населению, переселенному в г. Хасавъюрт и Хасавъюртовский район леса круглого и пиленого — 2 тыс. кубометров, шифера — 500 тыс. условных плит, стекла оконного — 20 тыс. кв. м и гвоздей — 60 тонн [12].
Во исполнение этого постановления руководство Хасавъюртовского производственного управления, совхоза «Дагестан», колхозов им. Орджоникидзе, им. Батырмур-заева, «Казмааульский» выразили готовность в срочном порядке принять более 800 человек чеченского населения на постоянную работу. Правлениям и общим собраниям колхозов Казбековского производственного управления было рекомендовано принимать членами сельхозартели (на общих основаниях, с учетом потребностей колхозов в рабочей силе и перспектив развития хозяйств) лиц чеченского населения.
Спустя два десятилетия, к середине 1980-х годов население в Хасавъюртовском регионе (включая Казбековский и Новолакский районы) выросло почти 2,5 раза. Если в 1939 году здесь проживало 82 тыс. чел., то в 1984 году — более 195 тыс. чел. Перед советскими властями остро стоял вопрос обеспечения населения региона работой, жильем и т. д. Эта проблема также существовала во всех плоскостных районах республики, и партийные, советские и хозяйственные органы республики принимали необходимые меры по ее разрешению. В мае 1984 года Совет Министров принял Постановление «О дополнительных мерах по экономическому и социальному развитию г. Хасавъюрта, Хасавъюртовского, Казбековского и Новолакского районов Дагестанской АССР на 1984-1990 годы». Согласно этому постановлению было намечено строительство новых промышленных объектов и жилья, расширение и реконструкция существующих предприятий, увеличение производственных мощностей как в промышленности, так и в сельском хозяйстве и т. д.
Однако, несмотря на то, что республиканские, городские и районные партийные,
советские и хозяйственные органы принимали необходимые меры, в том числе и для решения вопросов трудового и хозяйственного устройства и культурно-бытового обслуживания чеченского населения, чеченцы-аккинцы постоянно собирали сходы, собрания, организовывали многочисленные телеграммы, письма и жалобы в центральные органы, проводили денежные сборы для направления делегаций в Москву и Махачкалу с просьбой о возвращении им населенных пунктов бывшего Ауховского района, в котором чеченцы жили до выселения.
Так, 26 июля 1985 года группа лиц чеченской национальности в количестве 14 чел. «под покровом ночи со стороны Казбековского района подъехала к с. Чапаево Новолакского района и обосновалась на его окраине. С собой они взяли определенное количество круглого леса, шифера и других стройматериалов, начали разбивать палатки и строить временные сооружения. В их числе было 11 рабочих транспортных и строительных организаций, совхозов, два пенсионера, один безработный. В эту же ночь подъехавшие к месту партийные и советские работники г. Хасавъюрта, Хасавъюртовско-го и Новолакского районов разъяснили им незаконность их действий, выразившихся в самовольном вселении на земли колхоза им. Орджоникидзе. Однако уехать они отказались. На следующий день с ними неоднократно встречались ответственные работники Обкома КПСС, МВД, Прокуратуры Даг. ССР, руководящие работники партийных, советских, хозяйственных органов г. Ха-савъюрта, Хасавъюртовского и Новолакского районов. Но на просьбы и уговоры они не реагировали, продолжали настаивать на том, чтобы им и другим лицам, желающим переселиться в село Чапаево, выделили земельные участки под строительство домов. Эти действия вызвали недовольство жителей с. Чапаево Новолакского района. И они вечером 27 июля предприняли попытку силой заставить самовольно заселившихся чеченцев покинуть занятое место. Но принятыми мерами со стороны партийных, советских и административных органов столкновение было предотвращено. Поздней ночью эту группу удалось убедить в незаконности их
действий, и они на транспорте были доставлены на прежние места жительства.
28 июля 1985 года во время приема руководством Обкома КПСС и Совета Министров Даг. ССР представителей чеченцев в г. Хасавъюрте, граждане чеченской национальности организовали перед зданием горкома и райкома КПСС сход. Они выкрикивали угрозы и упреки в адрес партийных и советских органов республики. После этих событий среди чеченского населения стала проводиться агитация о проведении нового схода 3 августа 1985 года.
1 августа 1985 года в Обкоме КПСС было проведено совещание руководящих работников предприятий, колхозов и совхозов, сельсоветов Казбековского, Новолакского, Хасавъюртовского районов и г. Хасавъюрта с участием членов бюро Обкома КПСС, первых секретарей этих партийных комитетов, руководителей правоохранительных органов республики. На совещании была подчеркнута необходимость усиления организаторской и политической работы среди населения, недопустимость противозаконных действий. Были приняты дополнительные меры по укреплению общественной безопасности в регионе. Однако 3 августа, к 10 часам, недалеко от здания горкома КПСС собралось около 40-50 человек. На уговоры и просьбы партийных и советских работников разойтись они не реагировали и сделали это только после вмешательства и предупреждений со стороны работников административных органов. Они ставили цель добиться официального разрешения на массовое переселение на территорию Новолакского района всех желающих лиц чеченской национальности и образования национального района. По факту самовольного вселения, нарушения общественного порядка прокуратурой республики проводилось расследование, было возбуждено уголовное дело...» [3].
В те годы органы власти считали нецелесообразным и невозможным удовлетворить требование чеченцев-аккинцев вновь образовать в составе Дагестанской АССР Ауховский район с предоставлением возможности переселиться туда всем желающим чеченцам, отмечая, что на территории бывшего Ауховского района в соответствии
с решением Советского правительства, оставив насиженные места в горах, обосновалось около 18 тысяч человек разных национальностей, до переселения в Ауховском районе проживало более 13 тысяч чеченцев, и переселять этих людей еще раз куда-то не было возможности. Отмечалось, что в республике проживает свыше 50 тыс. чеченцев и разместить их на территории бывшего Ауховского района площадью 218 тыс. кв. км невозможно. Делалась ссылка на то, что Дагестан развивается по пути все большей интернационализации городов и районов, в равнинной зоне республики все районы, и даже многие села, имеют смешанный состав населения, здесь образовались многонациональные трудовые коллективы. А создание в этих условиях мононационального района было бы шагом назад. В принятых властями (после вышеописанных событий) решениях указывалось на необходимость усиления работы по воспитанию трудящихся в духе интернационализма, укрепления дружбы народов, строгого соблюдения советских законов...
Через 3 4 года после возвращения чеченцев-аккинцев из спецпоселения, 26 апреля 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации был принят закон «О реабилитации репрессированных народов», согласно которому следовало восстановить их территориальную целостность в границах, существовавших до выселения. Ссылаясь на этот закон, чеченцы-аккинцы стали требовать возвращения их на прежнее местожительство с восстановлением прежних названий сел и района [1, с. 19]. Но лакцы и аварцы, в том числе и проживающие на этих землях, считали, что Закон «О реабилитации репрессированных народов» является односторонним и никак не защищает права переселенных на земли чеченцев дагестанских народов. Ситуация была накаленной. В целях стабилизации обстановки в Дагестане с 1991 года и в соответствии с решениями III Съезда народных депутатов Даг. ССР, разработаны и реализуются программы, связанные с территориальной реабилитацией народов — жертв репрессий.
Таким образом, решение проблемы реабилитации репрессированного населения было растянуто на многие десятилетия и сопровождалось острыми противоречиями и трудностями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. АбдуллаевМ. А., Кафаров Т. Э. Межнациональные отношения: некоторые аспекты их стабилизации. Махачкала, 1994. С. 19.
2. Известия. № 36. 12 февраля 1957 года.
3. О действиях отдельных лиц чеченской национальности и задачах по усилению интернационального воспитания населения: Справка Обкома КПСС от 14 августа 1985 года. (Из личного архива Ш. Р. Рамазанова)
4. ЦГА РД Ф. р-352. ОП. 15 с. Д. 1. Л. 4-7.
5. ЦГА РД Ф.1-п. ОП. 1. Д. 6049. Л. 13.
6. ЦГА РД Ф. р-352. ОП. 2. Д. 9н. Л. 29.
7. ЦГА РД Ф. р.-352. Оп. 2. Д. 9п. Л. 2.
8. ЦГА РД Ф. р.-352. Оп. 2. Д. 9п. Л. 4.
9. ЦГА РД Ф. р-168. Оп. 34. Д. 923. Л. 171-173
10. ЦГА РД Ф. р-168. Оп. 34. Д. 927. Л. 427-429
11. ЦГА РД Ф. р.-352. Оп. 34. Д. 973. Л. 152.
12. ЦГА РД. Ф. р.-168. Оп. 52. Д. 195. Л. 269-277.
13. Шахшаев Д. Г., Гасанов Н. Н. Республика Дагестан: Социально-политические проблемы. Махачкала, 1996. С.15.
REFERENCES
1. Abdullaev M. A., Kafarov T. E. Mezhnacional'nye otnoshenija: nekotorye aspekty ih stabilizacii. Mahachkala, 1994. S. 19.
2. Izvestija. № 36. 12 fevralja 1957 goda.
3. O dejstvijah otdel'nyh lic chechenskoj nacional'nosti i zadachah po usileniju internacional'nogo vospitanija naselenija: Spravka Obkoma KPSS ot 14 avgusta 1985 goda. (Iz lichnogo arhiva S. R. Ramazanova)
4. CGA RD F. r-352. OP. 15s. D. 1. L. 4-7.
5. CGA RD F.1-p. OP. 1. D. 6049. L. 13.
6. CGA RD F. r-352. OP. 2. D. 9n. L. 29.
7. CGA RD F. r.-352. Op. 2. D. 9p. L. 2.
8. CGA RD F. r.-352. Op. 2. D. 9p. L. 4.
9. CGA RD F. r-168. Op. 34. D. 923. L. 171-173
10. CGA RD F. r-168. Op. 34. D. 927. L. 427-429
11. CGA RD F. r.-352. Op. 34. D. 973. L. 152.
12. CGA RD. F. r.-168. Op. 52. D. 195. L. 269-277.
13. SHahshaev D. G., Gasanov N. N. Respublika Dagestan: Social'no-politicheskie problemy. Mahachkala, 1996. S. 15.
В. Г. Хандорин
ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ СИБИРСКИХ КАДЕТОВ
ПО ВОПРОСАМ РЕЛИГИИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ В ПЕРИОД РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Статья посвящена анализу эволюции позиций кадетов Сибири по вопросам религии и национальной ментальности в период революции и гражданской войны. На материалах съездов и конференций партии, кадетской периодической печати и архивных документов анализируются усиление внимания кадетов к особенностям национальной ментальности, поворот в сторону церкви, наиболее отчетливо проявившийся в период диктатуры А. В. Колчака, и их причины.
Ключевые слова: либерализм в Сибири, революция и Гражданская война, Православная Церковь и национальная ментальность.