идеи развития России: опыт, проблемы. Том 3 / И.В. Коваль / Сибирский федеральный ун-т. -Красноярск : [б.и.], 2015 - 696 с.
5. Коваль, И.В. Реализация Проекта «Применение непосредственной производительной силы личностно ориентированной социологической науки в подготовке конкурентоспособных специалистов физкультурно-спортивного профиля в ИФКСТ СФУ: опыт, проблемы» / И.В. Коваль. -Красноярск : Литера-принт, 2016. - 530 с.
6. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утв. распоряжением от 7 февраля 2011 года № 163-р) [Электронный ресурс] // URL : http://ww.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/. - Дата обращения 26.03.2016.
7. Пузанова, Ж.В. Управление здоровьем: научные подходы к исследованию здоровья / Ж.В. Пузанова, И.С. Вялов // Вестник РУДН. Серия Социология. - 2013. - № 4. - С. 94-103.
8. Сериков, С.Г. Здоровьесберегающая роль физической культуры в образовательном процессе вуза / С.Г. Сериков, Г.Н. Сериков // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 5. - С. 6-8.
9. Югова, Е.А. Технологии оценки сформированности здоровьесберегающей компетентности студентов / Е.А. Югова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 206-211.
REFERENCES
1. Starostin, O.A., Bezkinsky, E.N., Musayev, R.B., Nikolayenko, I.O. and Zakhodyakina, K.Yu. (2011), "Restoration of functionality of an organism of healthy faces by the combined use of physiotherapeutic means", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (82), pp. 170-175.
2. Koval, I.V. (2015), Sociological essays: ideologems, theories, concepts, ways of formation of bases of social and explosive type of activity of Russians, Vol. 1, "Letter print", Krasnoyarsk.
3. Koval, I.V. (2015), Sociological essays: threats of Russia and ensuring its safety on the basis of the "Use of Direct Productive Force of Personally Focused Sociological Science in Training of Competitive Experts"project", Vol. 2, "Letter print", Krasnoyarsk.
4. Koval, I.V. (2015), Sociological essays: the theory and practice of use of direct productive force of science in sociological-inventive way of realization of national idea of development of Russia: experience, problems, Vol. 3, SFU, Krasnoyarsk.
5. Koval I.V. (2016), Implementation of the Project "Use of direct productive force ofpersonally orientation sociological science in training of competitive experts of a sports profile in IFKST SFU: experience, problems", "Letter print", Krasnoyarsk.
6. The concept of the Federal target program of a development of education for 2011-2015 (the order of February 7, 2011 No. 163-r), available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/.
7. Puzanova, Zh.V. and Vyalov, I.S. (2013), "Management of health: scientific approaches to research of health", RUDNBulletin, Sociology series, No. 4, pp. 94-103.
8. Serikov, S.G. and Serikov, G.N. (2016), "A health saving role of physical culture in educational process of higher education institution", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 6-8.
9. Yugov E.A. (2011), "Technologies of an assessment of formation of health saving competence of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (82), pp. 206-211.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.06.2016
УДК 796.853.23
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЗЮДОИСТОВ С ПОРАЖЕНИЕМ СПИННОГО МОЗГА
Расим Мирзазянович Закиров, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (ФГБОУ ВО
«ПГГПУ»), Пермь
Аннотация
Адаптивное дзюдо - эффективное коррекционно-оздоровительное средство, создающее детям с поражением спинного мозга благоприятные условия для мобилизационных, технологиче-
ских, интеллектуальных, двигательных, интеграционных и других ценностей физической культуры и спорта. В период тренировочно-реабилитационного процесса любой интенсивности необходим функциональный контроль юных дзюдоистов с поражением спинного мозга: адекватная поддержка или фиксация туловища; системное измерение артериального давления и пульса; дифференцирование нагрузки; уменьшение спазма различной интенсивности парализованных мышц; регулирование температуры тела.
Ключевые слова: адаптивное дзюдо, функциональный контроль, тренировочно-реабилитационный процесс обучения, юные спортсмены с поражением спинного мозга.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p54-60
REHABILITATION OF JUDOKAS WITH SPINAL CORD INJURY
Rasim Mirzayanovich Zakirov, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
Annotation
Adaptive judo is effective correction and health-providing solution that helps children with damage of spinal medulla. Adaptive judo creates comfortable facilities for the mobilization, technical, intellectual, moving, integrative and other values of the physical culture and sport. During training and rehabilitation process the young judokas with spinal medulla needs functional controlled. The functional control includes the relevant support, bodies' fixation, pressure detection, pulse detection, load differentiation, reduction in spasm of varying intensity for the paralyzed muscles, regulation of body temperature.
Keywords: adaptive judo, functional control, training and rehabilitation process of education, young judokas with spinal medulla.
Поражение спинного мозга, сидячий образ жизни играют ведущую роль в развитии патоморфологических и дегенеративных процессов со стороны кардиореспираторной системы, что является одним из факторов высокой смертности среди «спинальников». Поражения спинного мозга и их последствия вызывают значительные и быстро развивающиеся изменения образа жизни и резкое снижение двигательной активности. Исследования различных авторов свидетельствуют, что физическая активность снижается в прямой зависимости от возраста «спинальника». Эти факторы влияют также на качество жизни и способность к психологической адаптации [1, 3].
Юные спортсмены с поражением спинного мозга и страдающие параплегией нижних конечностей, представляют весьма многочисленный и тяжелый контингент спортсменов с нарушением опорно-двигательной системы. Они имеют свои специфические особенности, обусловленные как самим поражением спинного мозга, так и вторичными изменениями. Эти особенности касаются мышечной системы, нервной системы, кардио-респираторной и других функциональных систем организма.
Педагогический эксперимент для проверки эффективности методики начального обучения технико-тактическим действиям юных дзюдоистов с поражением спинного мозга проводился на базе: ОО «Федерация дзюдо г. Перми», центра реабилитации Ребенка Г.Н. Романова, г. Санкт-Петербург, спортивной базы «Олимпиец» Пермского края по подготовке дзюдоистов.
Педагогический эксперимент длился в течение двух лет в период с 2013 года по 2015 год. Программа начального обучения технико-тактическим действиям юных дзюдоистов с поражением спинного мозга рассчитана на два года из расчета четырех часовых занятий в неделю, из них два - на татами, два - в корсете. Был сформирован коллектив тренеров-преподавателей и инструкторов-реабилитологов по каждому направлению реабилитационных мероприятий. На экспериментальном этапе работа велась с применением авторской методики начального обучения. Наряду с общепринятой методикой реабилитации (массаж, лечебная физкультура, иглорефлексотерапия, тренажеры, ортопедическая обувь) в процессе обучения и совершенствования техники адаптивного дзюдо занимаю-
щимся поочередно выполнялись упражнения из комплекса реабилитации и тренировочные задания по отработке технико-тактических подготовительных действий в кимоно, на татами, в составе команды дзюдоистов Пермского края.
На контрольном этапе тренировочно-реабилитационный процесс осуществлялся по индивидуально разработанной экспериментальной программе Центра реабилитации Ребенка (Г.Н. Романова г. Санкт-Петербург) с элементами восточной медицины и адаптивного спорта (дзюдо, гимнастика, ушу, йога, кикбоксинг и другие виды спорта).
Функциональный контроль осуществлялся исходя из анализа источников литературы оценивающий различные стороны физического развития, антропометрических показателей и физической подготовленности юных дзюдоистов с поражением спинного мозга [3].
В период педагогического эксперимента на обоих этапах уровень активных физических нагрузок планировался, основываясь на данных интервью специалистов в пределах 28,58% (с = 14,33) общего времени, отведенного на занятия, а обучение технико-тактическим подготовительным действиям в пределах 30,73% (с = 11,84) общего времени, отведенного на занятия. Таким образом, объем времени на расслабление мышечного корсета на протяжении всего тренировочного занятия в пределах 36,2% (с = 14,00) (рисунок 1).
%
40 30 20 10 0
37,48
28,58 30,73
Активная физическая нагрузка
Обучение технико- Расслабление мышечного тактическим действиям корсета
Рисунок 1. Структура тренировочных занятий дзюдоистов с поражением спинного мозга
Детальное исследование технико-тактических подготовительных действий, которые возможны на этапе оптимальной реализации индивидуальных возможностей с учетом специфических особенностей, обусловлены как самим поражением спинного мозга, так и вторичными изменениями (таблица 1).
Таблица 1
Ранговая значимость показателей технико-тактической подготовки дзюдоистов с
поражением спинного мозга (п=25)
№ Наименование ТТПД М±а, (п=25) Ранги
3 Использование маневрирований (передвижений, перемещений относительно соперника: вправо, влево, назад, вокруг него и т.д.) 2, 17±4, 57 1
6 Действие борца, направленное на выполнение ответного действия 12, 29±4,98 14
8 Рывки вниз, вверх, в стороны и т.д. 5, 32±2,96 2
15 Блокирование - ограничение подвижности кого-либо одного звена туловища соперника: плеча, локтя, бедра, колена и т.д. 8,23±4,19 9
17 Передвижение в противоположном направлении планируемого действия для тактической подготовки 7,09±4,03 8
21 Смена своего захвата: действие после смены (перехвата) своего захвата или нескольких последовательных перехватов 6,28±3,78 5
23 Использование физического качества скорости для осуществления тактической подготовки 6,02±3,60 3
28 Уменьшить дистанцию (борьба в плотном захвате) и обострение ситуации в схватке 8,81±4,07 10
29 Толчок руками от себя, в сторону с целью вынудить соперника двигаться назад или наклониться назад 6,66±3,47 7
№ Наименование ТТПД М±а, (п=25) Ранги
43 Использование физического качества ловкости с целью тактической подготовки действия 9,03±4,35 11
44 Использование физического качества силы для тактической подготовки технического действия 9,29±4,87 12
56 Увеличение дистанции: например, после плотной борьбы с выходом на дальнюю дистанцию создаётся удобная ситуация для проведения планируемого действия 11,88±3,93 13
58 Использование физического качества выносливости утомить соперника, а затем провести свое действие 13,58±5,11 15
59 Смена своего положения. Например, правостороннее на левостороннее или наоборот, низкое на высокое и др. 6,52±4,75 6
60 Использование физического качества гибкости 6,16±5,57 4
Согласно методике исследования всего выделено 15 действий, характеризующих особенности технико-тактической подготовленности на разных этапах двигательной реабилитации дзюдоистов [2].
С первых занятий юным дзюдоистам в не зависимости от вида и объема ограничений возможности здоровья необходимо проводить занятия в костюме дзюдоиста. Костюм дзюдоиста (японское название - «дзюдоги») включает в себя широкие хлопчатобумажные брюки (дзубон) и просторную куртку (кимоно) из той же ткани. Ткань дзюдоги должна быть достаточно прочной, т. к. во многих приемах дзюдо используются захваты за одежду. Куртка дважды плотно подпоясывается матерчатым поясом (оби), концы которого завязываются спереди узлом. Такие свойства костюма дзюдоиста дают возможность для нетрадиционного использования его в тренировочно-реабилитационном процессе дзюдоистов с поражением спинного мозга (фиксация положения с эффектом легкого корсетирования).
Не смотря на достигнутый прогресс реабилитационный период для детей с поражением спинного мозга (вызванных заболеванием или повреждением позвоночника) остается сложным, длительным, исключительно трудоемким и не всегда успешным.
В соответствии с исходным неврологическим и адаптационным статусом спортсмена с поражением спинного мозга, этапами двигательной реабилитации определена последовательность обучения адаптивному дзюдо в виде алгоритма с последовательным усложнением и расширением задач от технических действий в положении лежа до действий в положении стоя.
На начальных этапах последовательного обучения технико-тактическим подготовительным действиям дзюдоисты с поражением спинного мозга не могут усилить или ослабить вызванные движения ног, они происходят помимо их воли. Во время занятий тренер-преподаватель просит прислушиваться к ощущениям, сопровождающим вызванные движения, поскольку появление чувствительности обычно опережает прогресс в двигательной сфере.
Особенности тренировочно-реабилитационного процесса обучения адаптивному дзюдо спортсменов с поражением спинного мозга [4]:
1. Отсутствие положительного переноса навыка движений на другие двигательные действия;
2. Двигательное поведение дзюдоиста необходимо развивать с туловища, а затем переходить на конечности, необходимо создавать стабильную опору активного туловища для движений рук и ног.
Переход от ритмического стереотипного шагания ног на начальных этапах тренировочного процесса к естественному происходит через постепенное усложнение: от ходьбы в одном направлении (передвижение на четвереньках) - к ходьбе на коленях с дополнительной опорой, затем к ходьбе в обоих направления в облегченных условиях.
На поздних этапах тренировочно-реабилитационного процесса вызванное ритмическое стереотипное шагание ног носит вспомогательный характер, и дает возможность
дзюдоисту, помимо технических заданий разрабатывать стратегию поведения на занятиях.
На каждый этап методом ранжирования были выявлены соответствующие технико-тактические подготовительные действия [4].
I этап. Технические действия в положении лежа - проявление произвольных движений или произвольно инициируемой спастики: смена своего захвата: действие после смены своего захвата или нескольких последовательных перехватов; уменьшить дистанцию и обострение ситуации в схватке; толчок руками от себя, в сторону с целью вынудить соперника двигаться назад или наклониться назад; использование физического качества силы для тактической подготовки технического действия; использование физического качества выносливости, а затем провести свое действие; использование физического качества гибкости;
II этап. Технические действия на коленях с опорой на руки - освоение позы на коленях с опорой на руки, появление элементов естественного (доступного) ритмического шагания ног (ходьба в одном направлении): использование маневрирований (передвижений, перемещений относительно соперника: вправо, влево, назад, вокруг него и т.д.); передвижение в противоположном направлении;
III этап. Технические действия в вертикальном положении на одном или обоих коленях с дополнительной опорой на руки - передвижение стоя на коленях с дополнительной опорой руками «ходунки»: рывки вниз, вверх, в стороны и т.д.; блокирование -ограничение подвижности кого-либо одного звена туловища соперника; использование физического качества скорости для осуществления тактической подготовки; увеличение дистанции: после плотной борьбы с выходом на дальнюю дистанцию, создаётся удобная ситуация для проведения планируемого действия;
IV этап. Технические действия в вертикальном положении с дополнительной опорой - поддержание вертикальной позы, ходьба в обоих направлениях в облегченных условиях: использование физического качества ловкости с целью тактической подготовки;
V этап. Технические действия в положении стоя - ходьба без ограничений во времени: направленное действие на выполнение ответного действия; смена своего положения, например, правостороннее на левостороннее или наоборот, низкое на высокое и др.
Важным аспектом тренировочно-реабилитационного процесса в период физических нагрузок являются симптомы перегрузки. К ним относятся головокружение, утомление, боли в мышцах, сильная одышка. Важно помнить, что чем выше уровень поражения спинного мозга, тем быстрее и чаще развиваются эти симптомы.
Объективно подойти к разработке программ физической реабилитации и тренировочного процесса, а также осуществлению динамических наблюдений, направленных на оценку эффективности их применения позволят решить основные задачами врачебного контроля за спортсменами: оценка состояния функциональных систем организма с использованием тестов в период нагрузки, их интерпретация с учетом тяжести перенесенной травмы и уровня поражения спинного мозга, предупреждение вторичных осложнений, перегрузок.
На занятиях адаптивным дзюдо необходим постоянный врачебный контроль для регулирования нагрузки и рационального сочетания адаптивного дзюдо с другими методами комплексной реабилитации. Также занятия адаптивным дзюдо предусматривают чередование повышенной мышечной деятельности, вызывающей некоторую степень утомления, и отдыха, особенно активного, что является необходимым условием тренировки.
Для контроля состояния дзюдоистов недостаточно этапного и оперативного контроля основных морфологических и функциональных показателей. Для исключения воз-
можных осложнений необходим текущий функциональный контроль, сопровождающийся мгновенной реакцией на внезапные изменения. В частности, при возникновении гипотензивной реакции и ортостатической гипотензии, при дальнейшем развитии необходимо прекращение нагрузок, и выведение спортсмена в горизонтальное положение; уменьшение спазм различной интенсивности парализованных мышц; регулирование температуры тела [5].
Текущий каждодневный контроль включает в себя: артериальное давление; число сокращений сердца (ЧСС); ортостатическая проба; температура тела; сон; аппетит; настроение; гипотензивная реакция; головная боль; боли в мышцах; холод ног; потоотделение; дефекация; объем выполненной работы, лекарственные препараты.
Этапный контроль: вес (масса тела); рост стоя; окружность грудной клетки в покое; окружность головы, плеча, бедра, голени; мышечная сила рук; гибкость в положении сидя; сгибание разгибание туловища из положения лежа на спине за 1 мин; возраст на время тестирования; стаж занятий борьбой.
Экспериментально апробированная методика начального обучения технико-тактических подготовительных действий, направлена на совершенствование двигательных навыков юных дзюдоистов с поражением спинного мозга. У спортсменов с поражением спинного мозга достигнуты положительные результаты по следующим направлениям:
1. Коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата;
2. Увеличение подвижности в суставах верхних и нижних конечностей;
3. Нормализация мышечного тонуса и позотонических реакций;
4. Нормализация силы мышц;
5. Развитие мышечно-суставного чувства и мышечно-сенсорных координации;
6. Формирование вестибулярной реакции, равновесия;
7. Формирование опороспособности нижних конечностей;
8. Нормализация вегетативных функций;
9. Развитие манипуляторной функции рук;
10. Улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;
11. Повышение адаптации организма к физическим нагрузкам;
12. Реабилитация организма ребенка, формирование необходимых двигательных навыков;
13. Развитие речи, мышления, памяти, внимания;
14. Снижение реактивности и тревожности;
15. Стабилизация эмоциональной сферы;
16. Воспитание самостоятельности, независимости.
Реализация экспериментальной программы показала, что применение разработанной нами методики обучения дзюдоистов сопряжено с обязательным и регулярным мониторингом их физического и психологического состояния.
Результаты эксперимента подтверждаются результатами комиссии в экспертном составе № 7 бюро медикосоциальной экспертизы по Пермскому краю, где в мероприятия социальной реабилитации Индивидуальной программы реабилитации внесены занятия адаптивным дзюдо.
При обучении в адаптивном дзюдо необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:
1. Тренировочные программы по дзюдо разрабатываются индивидуально для каждого. Продолжительность каждого этапа обучения индивидуальна и определяется тяжестью спинальных нарушений.
2. В период проведения занятия включаются в работу практически все группы мышц, при этом происходит регулирование мышечного тонуса.
3. В период проведения занятия, юный дзюдоист старается сохранить равновесие и побуждает к работе как здоровые, так и «проблемные» мышцы; ритмичные колебания во время передвижений передаются сопернику и усиливают расслабление спастичных мышц.
4. Адаптивное дзюдо уменьшает амплитуду и количество гиперкинезов, улучшает координацию движений юного дзюдоиста.
5. Дзюдо развивает ориентацию ощущения пространства, своего тела в пространстве, влияя самым естественным образом на оба полушария.
6. В силу особенностей психофизического состояния детей преодоление чувства страха необходимо учитывать при обучении юных дзюдоистов двигательным действиям на протяжении всех этапов.
7. Дзюдо помогает освоению сложных движений, воздействуя на разные части тела и улучшая зрительно-моторную и слухомоторную координацию, вестибулярный аппарат, формируя схему собственного тела.
8. В период занятий подавляется чувство страха, происходит максимальная мобилизация волевой сферы, при этом появляется уверенность, самоутверждение, и занятия воспринимаются как игра.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
2. Закиров, Р.М. Методика обучения защитным действиям юных дзюдоистов, в том числе с ограниченными возможностями здоровья : монография / под ред. Р.М. Закирова, Ю.В. Наборщи-ковой, Ф.Х. Зекрина - Пермь : Изд-во «ОТ и ДО», 2010. - 211 с.
3. Курдыбайло, С.Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре / С.Ф. Курдыбайло, С.П. Евсеев, Г.В. Герасимов. - М. : Советский спорт, 2003. - 184 с.
4. Наборщикова, Ю.В. Реабилитационная направленность процесса обучения технико-тактическим подготовительным действиям юных дзюдоистов с нарушением опорно-двигательного аппарата : методические рекомендации / под ред. Ю.В. Наборщиковой, В.И. Плотникова, Р.М. Закирова. - Пермь : Изд-во «ОТ и ДО», 2010. - 54 с.
5. Назаренко, Л. Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков / Л. Д. Назаренко. - М. : Теория и практика физической культуры, 2001. -332 с.
REFERENCES
1. Balsevich, V.K. (2000), Ontovineziologiya person, Theory and practice of physical culture, Moscow.
2. Zakirov, R.M., Naborschikova, Y.V. and Zekrin, F.H. (2010), Methods of teaching young wrestlers protective actions, including with disabilities, publishing house "From and To", Perm.
3. Kurdybaylo, S.F., Evseev, S.P. and Gerasimov, G.V. (2003), Medical control in adaptive physical education, Soviet sport, Moscow.
4. Naborschikova, Y.V., Plotnikov, V.I. and Zakirov, R.M. (2001), Rehabilitation focus of the learning process of technical and tactical actions preparatory for young judokas in violation of the musculoskeletal system: methodical recommendations, publishing house "From and To", Perm.
5. Nazarenko, L.D. (2001), The development of motor-coordination qualities as a factor of improvement of children and adolescents, Theory and practice of culture, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.06.2016