РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СРЕДСТВАМИ ДРАМАТЕРАПИИ (ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО)
УДК 792.8
http://doi.org/10.2441 /2310-1679-2024-354-103-116
Антонина Васильевна ГРАНОВСКАЯ,
кандидат педагогических наук, профессор, Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Юлия Борисовна СМИРНОВА,
педагог дополнительного образования, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 1541», Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается проблема реабилитации детей и подростков с расстройствами аутистического спектра средствами драматерапии (школьный театр и художественное слово) и указывается не только на возможность развития речи, памяти, внимания, и воображения посредством драматерапии, но и на укрепление взаимодействия между ними и развитие навыков командной работы. Через участие в театральных постановках и занятиях художественным словом, дети получают возможность наблюдать и имитировать жизненные ситуации, создавать диалоги, выражать свои эмоции и мысли. Это способствует улучшению и развитию их речевых навыков, а также расширению словарного запаса. В процессе коллективной работы над театральными постановками, дети учатся сотрудничать, слушать других участников коллектива, проявлять терпение и уважение к мнению других. Это помогает развивать навыки командной работы и социального взаимодействия, что является важным аспектом в их общении с окружающими людьми.
Ключевые слова: драматерапия, школьный театр, реабилитация, коммуникации, игровые методики, развитие речи.
Для цитирования: Грановская А. В., Смирнова Ю. Б. Реабилитация детей и подростков с расстройствами аутистического спектра средствами драматерапии (школьный театр и художественное слово) // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2024. №3 (54). С. 103-116. http://doi.org/10.2441 /2310-1679-2024-354-103-116
REHABILITATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS BY MEANS OF DRAMA THERAPY (SCHOOL THEATER AND ARTISTIC WORD)
Antonina V. Granovskaya,
CSc in Pedagogy, Professor, Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Yulia B. Smirnova,
teacher of additional education, State Budgetary General Educational Institution «School № 1541», Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Abstract. The article examines the rehabilitation of children and adolescents with autism spectrum disorders by means of drama therapy (school theater and artistic word) and indicates not only the possibility of developing speech, memory, attention, and imagination through drama therapy, but also to strengthen interaction between them and the development of teamwork skills. Through participation in theatrical productions and artistic word classes, children get the opportunity to observe and imitate life situations, create dialogues, express their emotions and thoughts. This helps to improve and develop their speech skills, as well as expand their vocabulary. In the process of teamwork on theatrical productions, children learn to cooperate, listen to other team members, show patience and respect for the opinions of others. This helps to develop teamwork and social interaction skills, which is an important aspect in their communication with people around them.
Keywords: drama therapy, school theater, rehabilitation, communication, game techniques, speech development.
For citation: Granovskaya A. V., Smirnova Yu. B. Rehabilitation of children and adolescents with autism spectrum disorders by means of drama therapy (school theater and artistic word). Culture and Education: Scientific and Informational Journal of Universities of Culture and Arts. 2024, no. 3 (54), pp. 103-116. (In Russ.). http://doi.org/10.2441/2310-1679-2024-354-103-116
Согласно мировой статистике ВОЗ на осень 2023 года расстройствами аутистического спектра страдает один ребенок из ста. Дети, страдающие этим заболеванием, имеют самые разные возможности: от полной дееспособности, которая характеризуется лёгкой странностью, до тяжелой инвалидности. Зачастую дети, страдающие лёгкими формами РАС, посещают обычную школу. Там они могут сталкиваться с дискриминацией. Многие родители решают забрать детей на домашнее обучение. Но полное ограничение контактов с другими людьми может значительно усугубить состояние страдающего аутизмом. Ребенок может утратить даже стандартные бытовые навыки. Как же улучшить качество жизни детей с особенностями? Мы предлагаем инновационную методику работы с воспитанниками, страдающими РАС.
Проблема реабилитации детей, страдающих расстройствами аутистического спектра, изучается уже давно. Впервые ей уделил внимание аме-
риканский детский психиатр Лео Каннер. Затем аутизм исследовали такие учёные как А. Кронфельд, Г. Аспергер, К. Ясперс, В. Майер-Гросс и другие. В Российской Федерации над проблемой работали С. С. Мнухин, Н. В. Черепкова, Д. А. Иванова и другие. Тем не менее, реабилитация детей аути-стов средствами творчества и, особенно, театральной деятельности ещё недостаточно изучена.
Мы начали исследование реабилитации детей, страдающих РАС, средствами сценического искусства, так как эта методика мало изучена, но имеет высокую эффективность.
Теоретическая значимость статьи заключается в том, что она анализирует проблему реабилитации детей и подростков с расстройствами аутистического спектра и указывает на возможные эффективные методы решения ее средствами драматерапии.
Для того, чтобы реабилитация детей-аутистов средствами драматерапии прошла эффективно, необходимо активно работать над развитием речи, памяти и внимания, а также развивать их воображение. Важным моментом является укрепление взаимодействия между детьми и развитие навыков командной работы.
Общение является основой развития психики человека. Эту мысль впервые сформулировал Л. С. Выготский. В своём главном труде «Педагогическая психология» он пишет: «Общение - это процесс, который основан на интеллектуальном понимании и сознательной передаче мыслей и переживаний с помощью знаков языка. Это означает, что социальные отношения орудийно-опосредованны, социальные отношения несут отпечаток индивидуальности, так происходит перенос индивидуальных характеристик, общающихся людей и формирование идеальной представленности их в чужом «Я»» [2]. Для детей с ментальными нарушениями, к которым относится аутизм, крайне важно участвовать в коммуникации. Общение само по себе может быть способом реабилитации для эмоционально закрытых детей с РАС.
Известный исследователь детского аутизма В. Каган впервые обратил внимание на необходимость развития коммуникативных навыков у детей, страдающих РАС. Он пишет: «Строго говоря, содержательным стержнем аутизма как клинического синдрома является недостаточность общения, неконтактность, некоммуникативность» [5]. Драматерапия использует игровые методики работы со словом, его звучанием, мелодикой, ритмической структурой. Даже неговорящие дети вовлечены в процесс слушания, что помогает им развивать коммуникативные навыки, пополнять словарь. Но одним из главных направлений драматерапии является формирование навыка использования слов, способности произносить связный текст. Об особенностях развития речи при аутизме пишет С. В. Андреева: «Дети с РАС в некоторых случаях не отзываются на собственное имя, при этом имеют хороший
физический, речевой слух, но не понимают, что звуки, слоги, слова можно использовать для коммуникации, получения чего-либо желаемого» [1].
У детей с аутичными чертами отмечается субъективное понимание обстоятельств внешнего окружающего мира, но они не могут понятно выразить себя. Окружающим людям сложно понять, что означает речевое поведение аутиста. Тем не менее, выраженность аутических черт может быть разной. При лёгкой степени аутизма раннее речевое развитие ребёнка проходит практически также, как у детей без ментальных нарушений. Более того, отмечены случаи ускоренного речевого развития детей с аутическими расстройствами. К сожалению, нередки и случаи резкого регресса, когда в связи со стрессовой ситуацией, а иногда и без неё, ребёнок резко теряет накопленные навыки. Необходимо развивать у детей-аутистов именно коммуникативную функцию речи. Поскольку слова у детей с РАС не преследуют целей коммуникации, а лишь вызваны сенсорными раздражителями от артикуляционного аппарата. Речевое развитие ребёнка с аутическими чертами часто выражается в эхола-лиях, то есть повторении услышанных где-то (чаще всего в кино или мультфильмах) слов. Эхолалии чередуются с вокализациями, либо неожиданным произнесением слов или фраз, не несущих никакой смысловой нагрузки в данной конкретной речевой ситуации. С. В. Андреева отмечает следующий порядок развития речи и увеличения словарного запаса детей-аутистов: «При расстройствах аутистического спектра номинативный словарь формируется специфично. Первично закрепляются в речи существительные - наименования часто используемых предметов, представляющих ценность именно для ребенка. Особенностью детей с РАС, является метафорическая речь -непонятная окружающим, но несущая смысловую нагрузку для ребенка» [1]. Сложнее всего для понимания и введения в речь аутистам даются глаголы, слова, обозначающие действия. Работая над увеличением активного словаря аутистов, нам важно включить процесс словообразования и словоизменения частей речи при помощи суффиксов, а затем и приставок. Как мы уже упоминали, у детей с РАС не увеличивается словарный запас в процессе обычной коммуникативной деятельности, как это происходит у нормотипичных детей. Ребёнок, страдающий аутизмом, развивает речь через визуальные образы, картинки, также ему необходим чёткий простроенный алгоритм действия, который поможет усвоить и ввести в речь новую информацию. Один из самых сложных для формирования речевых навыков - это составление сложных предложений. Дети, страдающие РАС, часто используют короткие предложения, состоящие из двух-трёх слов. Проще всего воспитанникам даются описания, состоящие из качественных прилагательных и существительных. Например, «красный цветок», «тяжёлая сумка». Гораздо большие трудности вызывает у аутистов составление словосочетаний, включающих в себя существительное и глагол. Для этого необходимо вербальное мышление и анализ. Чтобы помочь детям в формировании фразовой речи, необходимо
использовать подсказки и мотивацию. Чтобы самостоятельное формирование фразовой речи проходило эффективно, практикуется использование «речевых штампов». При составлении предложения, нужное словосочетание ребёнок берёт из заготовленных, а затем уже подставляет к нему самостоятельно подобранную концовку. Тот же способ используется и при обучении речевому этикету. Составляется копилка необходимых речевых штампов: «Передайте пожалуйста...», «прошу прощения за...», «благодарю за...». Чтобы ребёнок, страдающий РАС, лучше понимал обращённую речь, слова должны подкрепляться визуальными образами. Дети аутисты не понимают неконкретных обращений, например, «закрой шкаф». Необходимо пояснить, какой шкаф, в какой комнате и т. д. Чтобы обучить ребёнка понимать переносное значение, не воспринимать каждую фразу буквально, могут использоваться средства театральной деятельности. Проигрывая каждую фразу и речевую ситуацию в творческих этюдах, мы формируем у детей с РАС понимание разных социальных сценариев.
Чтобы сформировать у воспитанников не просто интонационную выразительность, а умение правильно передать нужную эмоцию, помогает использование игровой методики, применяемой при занятиях театральной деятельностью. На уроках художественного слова предпочтительны для использования так называемые «раскадровки» - карточки, на которых зарисована каждая фраза исполняемого произведения. Сценическое искусство включает в себя обучение словесному действию, которое предполагает, что артист должен не просто говорить на сцене, а делать это для чего-либо.
К. С. Станиславский совершил открытие, которое помогает артистам профессионального и любительского театра до сих пор: «Все, что происходит на подмостках, должно делаться для чего-нибудь. Сидеть там тоже нужно для чего-нибудь, а не просто так, - чтоб показываться зрителям. Но это не легко, и приходится этому учиться. На сцене нужно действовать. Действие, активность - вот на чем зиждется драматическое искусство, искусство актера» [12].
Для ребёнка, страдающего РАС, возможность научиться не просто говорить, а выражать с помощью слов свои желания, является главной коммуникативной задачей. В этом ему поможет актёрское мастерство и словесное действие.
Театр является самым коллективным из всех видов искусств, с помощью этого свойства он помогает детям включиться в социум. Занятия сценическим творчеством включают в себя множество возможностей для развития способностей каждого ребёнка, вне зависимости от его возможностей, здоровья. Работа в коллективе предполагает постоянное взаимодействие не только со сценическими партнёрами, но и с окружающим миром. На занятиях актёрским мастерством у детей, страдающих РАС, формируются следующие навыки общения:
- понимание обращённой речи;
- навык оценки сказанного собеседником, и правильной реакции на полученную информацию;
- снижение тревожности в процессах коммуникации;
- появление заинтересованности, желания общаться;
- понимание базовых норм этики общения.
Общение в социуме ограничено рядом строгих требований. Они часто не понятны для восприятия детьми с аутизмом. Заставить такого ребёнка чётко следовать правилам невозможно. После столкновения с рядом неудачных попыток встроить ребёнка с РАС в социум, может возникнуть напряжение. Из-за него дети, и их родители приходят к решению сторониться общества и любого общения с посторонними. Театр же позволяет в игровой форме проживать разные сценарии ситуаций в социуме, выходить за рамки требований общества.
Интересно, что речевому развитию детей, страдающих аутизмом, способствуют не только театральные занятия, но даже просмотр спектаклей. После посещения творческого перформанса в роли зрителя, ребёнок начинает звукоподражать увиденным персонажам. В отличие от привычных эхолалий, такое подражание включает в себя попытки скопировать речевые ситуации, показанные на сцене.
Театральная деятельность, благодаря своей синтетичности, включает в себя работу не только непосредственно со словом или голосом, но и с пластикой ребёнка. Развитие координации тела с голосом - это ещё одно важное направление работы с детьми, страдающими РАС. Предмет «сценическая речь» включает в себя комплекс упражнений на «речь в движении», а также на развитие чувства ритма. Пальчиковые игры, использующиеся для развития мелкой моторики, в компиляции с простыми текстами или даже звуками, позволяют включить речь ребёнка. Учась владеть своим телом, воспитанники театра с РАС, также развивают собственные навыки управления голосом.
Развивая у детей навыки техники речи, мы начинаем с формирования правильного речевого дыхания, звука, затем учим вкладывать в слова эмоции. Дети с РАС обладают обширной фантазией, и занятия искусством звучащего слова помогают им «разговориться». Учебно-творческий процесс построен таким образом, что благодаря игровой форме занятий, для детей они становятся желанными и интересными.
Таким образом, театральная деятельность, а особенно занятия художественным словом, помогают формировать речевые навыки у детей аутистов. Для детей, испытывающих трудности в коммуникации, эти практики являются реальной возможностью самовыражения. Дети учатся осознавать и распознавать свои чувства, а также чувства окружающих, пробуют экспериментировать с интонацией, ритмом и выразительностью. Все это
помогает развить их артикуляционный аппарат, и способствует развитию чувства уверенности в себе и своих возможностях.
Воображение - это один из главных процессов, с помощью которого дети познают мир. В его основе лежит сюжетно-ролевая игра. Ребёнок с помощью образного мышления учится ориентироваться в разных жизненных ситуациях, успешнее усваивает учебный материал. Дети, страдающие аутизмом, не допускают никого близко, они закрыты для окружающего мира. Тем не менее, они чаще всего имеют богатое воображение, хотя не склонные выражать свою фантазию как нормотипичные дети. Известный исследователь аутизма Т. Питерс выделяет следующие особенности развития воображения у детей с РАС: «Повторяющиеся механические движения. Может превалировать бодрствование. Слабый интерес или отсутствие интереса к окружающему миру. Необычное использование игрушек - вращает, переворачивает, выстраивает предметы в один ряд. Продолжаются повторные механические движения - раскачивание, вращение, ходьба на пальцах ног» [10].
Некоторые действия направлены на куклы или другие предметы; в большинстве случаев предполагается, что ребенок является субъектом действия. Символическая игра, если она и присутствует, ограничивается простыми повторяющимися схемами. Хотя развиваются более сложные игровые навыки, все же и на простые действия тратится много времени. Многие дети не используют игрушек в сочетании. Неспособность к пантомиме. Нет со-циодраматических игр. Все эти особенности, безусловно, требуют особого подхода к реабилитационной работе. Н. Г. Насонова отмечает: «Для детей данной категории характерно искаженное развитие воображения, которое проявляется либо в чрезмерно скудных и конкретных представлениях, либо в патологическом фантазировании и специфических страхах» [9]. Конкретность представлений о чём-либо является одной из ключевых аутических черт. Мы уже упоминали о том, что дети, страдающие РАС, воспринимают всё, что происходит вокруг них буквально. Эта черта может мешать развитию воображения, тормозить процесс фантазирования, так необходимый для развития ребёнка. Противоположная специфическая черта - патологическое фантазирование. Когда ребёнок полностью погружён в собственный мир фантазий, это сильно осложняет процессы воспитания и обучения, а также крайне негативно влияет на развитие коммуникативных навыков. Зачастую развитое воображение рождает у аутистов множество страхов: дети боятся не только темноты, но и незнакомых мест, новых маршрутов и даже самых обычных, безобидных с виду вещей.
Для диагностики уровня воображения у детей с РАС используются разные методики. Одна из них принадлежит Е. П. Торренсу и называется «Неполные фигуры». Это совокупность тестов на креативность, то есть чувствительность к ряду вербальных и невербальных задач. Первая часть проверки называется «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса»
(Figural forms). Этот тест посвящён невербальным сигналам, в 1990 году он был адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН. Вторая часть методики носит название «Завершение картинок» (Complete Figures). Она была адаптирована в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук. Чтобы уточнить особенности восприятия каждого ребёнка используется методика В. Поппельрейтора «наложенные фигуры», «нелепицы» и «недорисованные изображения» [14]. Ребёнку нужно узнать и назвать изображения контуров двух фигур, наложенных друг на друга. В набор объектов входят ведро, гранёный стакан, ножницы, кисточка, грабли, чайник, вилка, бутылка, миска и топор. Анализируется способ узнавания ребёнком изображений, фрагментарность его восприятия. Важно, позволяет ли ребёнку воображение выделить целостную фигуру. Оценить, насколько развито у ребёнка, страдающего РАС, наглядно-образное мышление, можно с помощью методики «Складной картинки» В. Б. Синельникова [7].
Воображение, как ключевой способ формирования социально-игровой деятельности, влияет на понимание коммуникативных символов. Таким образом, без развитого воображения значительно усложняется интеграция ребёнка в социум. У детей с расстройствами аутического спектра присутствует ряд нарушений активного произвольного внимания. Средства театральной деятельности позволяют включать и направлять внимание детей. Обязательной частью уроков актёрского мастерства является простая игровая разминка, посвящённая работе с малым, средним и большим кругами внимания. Этот комплекс упражнений был открыт К. С. Станиславским для воспитания внимания у профессиональных актёров.
Работа с малым кругом внимания помогает ребёнку с аутическими чертами обратить внимание на себя и вглубь себя. Такой игровой тренинг способствует развитию эмоциональной сферы, пониманию собственных чувств и ощущений. Разработка среднего круга внимания включает коммуникативные навыки, взаимодействие с партнёром. Взятие большого круга внимания является самой сложной задачей для детей, страдающих аутизмом. Весь комплекс упражнений позитивно влияет на развитие воображения воспитанников театрального коллектива.
Корнилова Е. Н. и Готовцева Е. И. отмечают: «... необходимым условием коррекционно-реабилитационной работы с воображением детей с ментальными нарушениями является включение коммуникативных навыков» [6]. Театральные упражнения на включение воображения подразумевают взаимодействие с партнёром. На первых порах таким партнёром может стать для ребёнка педагог. Командные упражнения помогают не только развивать образное мышление, но и чувствовать коммуникативные сигналы, которые передаёт партнёр. Двусторонний процесс коммуникации, который включается через актёрский психофизический тренинг, необходим ребёнку
аутисту. С помощью занятий воспитанники качественнее адаптируются к окружающей среде.
Интересной особенностью развития воображения у детей, страдающих РАС, является так называемое визуальное мышление, тогда как у нормоти-пичных людей сформировано вербальное. Это означает, что аутисты мыслят не словами, а образами. Чтобы понять обращённую речь, им необходимо проассоциировать слово с картинкой. Из-за такого процесса мышления, люди с РАС страдают так называемым гиперреализмом, то есть воспринимают всё буквально. У них слабее развито левое полушарие, отвечающее за логический анализ происходящих вокруг ситуаций. Это означает, что, глядя на два фрукта, одинаковых по форме (например, яблоко и апельсин), аутист определит, что оба этих предмета круглые.
Это пример наглядного синтеза зрительных образов, за который отвечает правое полушарие головного мозга. Тем не менее, человеку, страдающему РАС, будет трудно определить, что и яблоко, и апельсин являются фруктами. Для того, чтобы сделать такие выводы, необходимо владеть логическим анализом. К. Гилберт подчерикает: «Люди с аутизмом сталкиваются с большими трудностями в основном в тех областях, где в большей степени необходимо дополнение значений, а именно, в развитии коммуникации, социального поведения и игровой деятельности. Человек с аутизмом является гиперреалистом в мире сюрреалистов» [3].
Театральная деятельность помогает побороть склонность к гиперреализму. Сцена - это то пространство, в котором можно трансформировать привычные образы, создавать волшебный мир. В качестве такого материала для постановки, который поможет включить образное мышление у воспитанников коллектива, можно использовать сказки. С их помощью можно стимулировать игровую деятельность воспитанников, также каждая сказка содержит простую и понятную детям мораль, воспитывающую понимание ключевых ценностей и норм существования в социуме. Важно, что постановка не является целью работы с аутистами. Л. С. Выготский справедливо отмечал, что успешность детской творческой деятельности состоит не в стремлении к результату, а в процессе воплощения творений воображения детей.
У детей с РАС очень хорошо развита механическая память. Следы эмоционально сложных событий, переживаний остаются с ними на долгие годы. Результатом такой особенности развития является гипертревожность и возникновение стереотипий в речи и движении, как способа облегчить эмоциональные переживания. Ребёнок ходит одними и теми же маршрутами, повторяет определённые звуки, слова, задаёт окружающим одинаковые вопросы. Театральная импровизация, как способ предоставления артисту полной творческой свободы, действенна и для аутистов. Упражнения способствуют постепенному выходу из цикла стереотипий. Также актёрские импровизации
помогают усмирить другую склонность детей, страдающих РАС, - патологическое фантазирование. Аутистическое воображение соединяет страхи и тревоги ребёнка со случайно услышанными или прочитанными историями. Зачастую, в мышлении аутистов возникают очень страшные образы. Такое фантазирование губительно для ребёнка и приводит к проявлениям агрессии и самоагрессии. Склонность к патологической выдумке, являясь одной из черт аутического спектра, рождает и самые невероятные страхи. Дети боятся тёмных углов, лестниц, а иногда даже плюшевых игрушек. Им страшно выходить на улицу, причём не только в незнакомые места, но и даже в свой двор, когда он меняется, например, засыпан снегом. Актёрская импровизация является эффективным методом проработки страхов и выведения фантазирования в позитивное русло. Под руководством режиссёра-педагога, ребёнок учится самостоятельно управлять своим воображением.
Таким образом, сценическое искусство, являясь синтетическим, явственно способствует включению процессов воображения у детей аутистов с самых разных позиций, от речи и сценической пластики до включения в коммуникативные процессы. С актерской игрой, танцем и визуальными элементами, эти дети получают возможность исследовать мир эмоций и социальных взаимодействий в безопасной и понятной им среде.
Сценическая пластика позволяет детям находить собственный ритм и форму, что поможет им в дальнейшем преодолевать трудности, которые могут возникнуть при физическом взаимодействии с окружающим миром.
Общение со сверстниками и взрослыми является важнейшей ценностью для каждого человека. М. И. Лисина исследуя влияние качеств общения на психику ребёнка, пришла к следующим выводам:
1) общение влияет на формирование психики через обогащение взрослыми опыта детей;
2) постановка задач, решение которых требует от ребенка овладения новыми навыками и знаниями, также влияет на его психическое развитие;
3) мнение и оценка взрослого в ответ на действия ребенка укрепляет его уверенность в себе;
4) взаимодействие со сверстниками помогает создавать благоприятные условия для раскрытия их творческого потенциала;
5) общение даёт ребёнку возможность получить разнообразие вариантов и образцов поведения в разных жизненных ситуациях [8].
Отсутствие навыков взаимодействия с другими людьми является основополагающей особенностью детского аутизма. Как отмечает С. В. Исханова, «коммуникативные нарушения обусловлены нарушениями социального взаимодействия, которые проявляются в следующем: аутичные дети не могут регулировать внимание другого человека и отслеживать направление его внимания: они не способны показывать на вещи, которые привлекли их внимание,
чтобы разделить свою заинтересованность с другим человеком; могут быть определенные трудности с подражанием и имитацией движений по образцу; у них затруднено опознавание эмоционального состояния других людей» [4]. Степень выраженности аутических черт может быть различной, соответственно, и сложности в социальном взаимодействии имеют разную выраженность.
Основными задачами в воспитании коммуникативной деятельности детей, страдающих РАС, является обучение ориентации на партнёра, навыкам командной работы, сотрудничества, пониманию невербальных сигналов собеседника. Решение данных задач позволит значительно улучшить состояние детей с расстройствами аутического спектра, а также успешно включить их в социум.
Поскольку взаимодействие с другими детьми является стрессовым и травматическим процессом для страдающего аутизмом, ни в коем случае нельзя принуждать таких воспитанников к общению. Игровая методика помогает постепенно корректировать поведение детей и включать их в социум. Л. М. Феррои, Т. Д. Панюшева утверждают, что «... для успешной коррекци-онной работы необходимо присутствие родителей ребёнка, поскольку они являются теми взрослыми, с кем страдающий РАС проводит наибольшее количество времени» [13].
Присутствие родителей на занятиях делает окружающую обстановку более комфортной для ребёнка, а также помогает самим взрослых найти общий язык со своими особенными детьми. Во время уроков театральной деятельности родители должны не просто сопровождать ребёнка, но и делать с ним вместе все упражнения. Командные театральные игры начинаются с общей разминки. Она может проводиться в кругу, в таком случае, стимулируется и поддерживается зрительный контакт. Первые игры, которые практикуются в театральном коллективе, посвящены знакомству. В случае, если у воспитанников коллектива присутствует речевая деятельность, они сами называют своё имя, а также пытаются повторить имена других детей, если ребёнок не разговаривает, за него декламируют имена родители. Важно, чтобы ребёнок пытался не только повторять речь других, но и копировать эмоцию, с которой было названо имя, или сказано слово. Подобные упражнения стимулируют к пониманию эмоций своих собеседников, а следовательно, к эффективному взаимодействию.
Театральная деятельность воспитывает не только общее сценическое внимание, но и внимание к своему партнёру. Многие игровые упражнения проводятся в парах. В тренинге «Зеркало» важно не только повторять за партнёром его движения, но и пытаться «отзеркалить» его настроение. На первом этапе занятий дети работают в парах со своими родителями, затем постепенно начинают вступать во взаимодействие с другими воспитанниками. Актёрская разминка предполагает также парные упражнения на доверие партнёру. Они строятся по принципу «Ведомый-ведущий». У од-
ного из воспитанников закрыты глаза, другой участник игры держит другого за руку и аккуратно ведёт его. Для детей, страдающих РАС, это упражнение обладает повышенной сложностью. Оно, также как и другие парные упражнения, изначально делается вместе со взрослым. Детям с аутическими чертами разной степени выраженности сложно довериться даже близкому человеку. Поэтому важную роль играет создание теплой, дружественной атмосферы во время занятий и в перерывах между ними. Для этого практикуются так называемые «вкусные переменки», когда каждый воспитанник коллектива приносит лёгкий перекус, а после занятий все садятся за общий стол. Такая практика помогает налаживать зрительный контакт, обучать нормам этикетного поведения (как правильно просить передать что-либо за столом, как пользоваться столовыми приборами и другое), а также культивировать общение среди воспитанников. Именно в процессе таких «вкусных переменок» устанавливаются взаимоотношения между детьми, приобретаются коммуникативные навыки. Практикуются и короткие диалоги.
Театральная деятельность предполагает работу с разными образами. Изучая характерность героя, мы учимся понимать других людей. Актёрские этюды, которые участники коллектива готовят индивидуально, в парах и в небольших командах, помогают проживать разные ситуации, меняться ролями, и конечно, чувствовать партнёра. А. В. Рахманова и О. В. Берёзкина в своей статье «Театр и дети» указывают: «Воспитание чувств - воспитание умения считаться с чувствами другого человека и сдерживать свои эмоции. Это невозможно, если человек не осознает причин собственного душевного дискомфорта, а пытается физической болью (например, кусает себя) заглушить психическое беспокойство» [11]. Чтобы способствовать психическому развитию и социализации, необходимо это как-то восполнить, поэтому для таких детей очень важен театр. Это, можно сказать, жизненная школа. Социальные роли четко прописаны, а характеры ярко выделяются.
Действительно, ролевая составляющая театральной деятельности облегчает взаимодействие детей с РАС в социуме. Для педагога театрального коллектива очень важно ответственно подходить к подбору ролей. В инклюзивном театре у каждого персонажа должна быть воспитательная функция. К примеру, скромная и нелюдимая девочка получает роль королевы, чтобы через взаимодействие с другими персонажами получить необходимое ей восхищение. Роль помогает ребёнку снять поведенческие проблемы, наладить общение в коллективе. Важно, чтобы сам процесс репетиций был живым.
Режиссёр спектакля, в котором участвуют дети с РАС, должен избегать создания строгой схемы и штампованных мизансцен. Стоит с повышенной осторожностью относиться к резко отрицательным ролям. Поскольку дети, страдающие аутизмом, воспринимают всю информацию буквально, то исполнение такой роли может нанести им серьёзную травму. Весь постановочный процесс для детей с РАС должен быть выстроен как праздник общения.
Совсем не обязательно, чтобы спектакль был показан на зрителя. Главной ценностью является именно процесс взаимодействия детей на сцене.
Аутизм в научных трудах А. Д. Холодной трактуется как «особое расстройство психики, при котором выражена неспособность вступать в контакт с окружающими, что, в свою очередь, резко искажает весь ход психического развития, страдают все стороны психической деятельности, направленные на овладение социальными отношениями» [14]. Интеграция в социум - вот одна из основных трудностей, стоящих перед родителями ребёнка, страдающего РАС.
Театр является самым социальным видом искусства. Коллективное творчество помогает включить ребёнка в процессы коммуникации с помощью игрового процесса. Таким образом театральное искусство действительно позволяет развивать командные навыки детей, страдающих РАС, и успешно включать их во взаимодействие с близкими взрослыми и сверстниками.
Таким образом, можно утверждать, что драматерапия является эффективным инструментом для реабилитации детей и подростков с расстройствами аутистического спектра. Она способствует улучшению речевых навыков, расширению памяти, внимания и воображения, а также усиливает взаимодействие между ребенком и окружающей средой. Применение дра-матерапии в процессе реабилитации представляет собой важный шаг к социализации ребенка и развитию навыков для выстраивания в дальнейшем полноценной и успешной жизни.
Список литературы
1. Андреева С. В. Развитие речи детей с расстройствами аутистического спектра // Специальное образование. 2022. № 2 (66). С. 6-28.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Москва: Работник просвещения, 1926. 348 с.
3. Гилберт К. Аутизм: медицинское и педагогическое воздействие: книга для педагогов-дефектологов, воспитателей, студентов. Москва: Владос, 2002. 144 с.
4. Исханова С. В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. Москва: Детство-Пресс, 2021. 208 с.
5. Каган В. Е. Аутизм у детей. Медицина: Ленинградское отделение, 1981. 208 с.
6. Корнилова Е. Н., Готовцева Е. И. Сказкотерапия в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с церебральным параличом // Наука и школа, 2013. № 1. С. 183-184.
7. Кудрявцев, В. Т., Синельников, В. Б. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. 2015. № 9. С. 52-59.
8. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. Санкт Петербург: Питер, 2009. 318 с.
9. Насонова Н. Г. Особенности воображения детей с расстройствами аутисти-ческого спектра // Гуманитариум. 2017. С. 55-57.
10. Питерс Т. Аутизм от теоретического понимания к педагогическому воздействию. Москва: Владос, 2003. 200 с.
11. Рахманова А. В., Березкина О. В. Театр и дети // Аутизм и нарушения развития. 2008. Том 6. № 4. С. 39-49.
12. Станиславский К. С. Работа актёра над собой. Москва: АСТ, 2022. 704 с.
13. Феррои Л. М., Панюшева Т. Д. Понять, чтобы помочь (из опыта работы с родителями) // Аутизм и нарушения развития. 2011. Том 9. № 3. С. 30-39.
14. Холодная А. Д. Особенности развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра // ИСОМ. 2015. URL: https://cyberlemnka.m/article/n/osobennoSi-razvitiya-kommunikativnyh-navykov-u-detey-doshkolnogo-vozra^a-s-ras^roySvami-autiSicheskogo-spektra