Научная статья на тему 'Реабилитационно-воспитательная деятельность в условиях учреждений закрытого типа'

Реабилитационно-воспитательная деятельность в условиях учреждений закрытого типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕАБИЛИТАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА / REHABILITATIONAL EDUCATIONAL ACTIVITY / REHABILITATION / CUSTODIAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паатова Мария Эдуардовна

Рассматриваются личностный подход к проблеме реабилитации девиантных групп несовершеннолетних в условиях учреждений закрытого типа, обоснование сложившихся в педагогике концептуальных подходов к проблеме реабилитационно-воспитательной деятельности в аспекте гуманизации современного образования, показан авторский взгляд на категорию «реабилитационновоспитательная деятельность» в контексте личностно-развивающей парадигмы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паатова Мария Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rehabilitational educational activity in conditions of custodial institutions

A personal approach to the problem of rehabilitation of deviant under-age groups in conditions of custodial institutions are being examined, substantiation of well-established pedagogical conceptual approaches to the problem of rehabilitational educational activity in the aspect of humanization of modern education, the author's view on the category "rehabilitational educational activity' in the context of the person developmental paradigm is presented.

Текст научной работы на тему «Реабилитационно-воспитательная деятельность в условиях учреждений закрытого типа»

6. Современный словарь по общественным наукам / под общ. ред. О.Г. Данильяна,

Н.И. Панова. М.: Изд-во «Эксмо», 2005. 528 с. (Образовательный стандарт XXI).

7. Современный политологический словарь / сост. В.И. Даниленко. М.: NOTA BENE, 2000. 1024 с.

The essence of the concept ‘civicism ’ in scientific psychology and pedagogy literature

The interpretation of civicism in different aspects, the names of the authors involved in civil problematics are given, the levels of analysis of the concept ‘civicism’ and its structural components are described.

Key words: civicism, integral quality, structural components.

м.э. паатова

(Майкоп)

реабилитационновоспитательная деятельность в условиях учреждений закрытого типа

Рассматриваются личностный подход к проблеме реабилитации девиантных групп несовершеннолетних в условиях учреждений закрытого типа, обоснование сложившихся в педагогике концептуальных подходов к проблеме реабилитационно-воспитательной деятельности в аспекте гуманизации современного образования, показан авторский взгляд на категорию «реабилитационновоспитательная деятельность» в контексте личностно-развивающей парадигмы образования.

Ключевые слова: реабилитационновоспитательная деятельность, реабилитационно-воспитательная ситуация, реабилитация, учреждения закрытого типа.

Динамика преобразований, происходящих в России, усиление экономического неравенства, интенсивные миграционные процессы привели к серьезным дисфункциям в традиционных механизмах со-

циального контроля над преступностью, в том числе и в подростково-молодежной среде. Анализ причин отклоняющегося поведения детей и подростков, профилактики и преодоления негативных тенденций актуализирует ряд проблем, требующих теоретической рефлексии. Это становится тем более очевидным, что новым реалиям современного российского социума не всегда соответствуют традиционные педагогические теории и технологии, что в полной мере относится и к педагогическим основам реабилитации девиантных групп несовершеннолетних.

для восстановления естественного развития ребенка в трудных жизненных обстоятельствах, в целях профилактики безнадзорности и правонарушений в нашей стране функционируют специальные учебновоспитательные учреждения закрытого типа. Они характеризуются жесткими режимными условиями, изоляцией воспитанников от широкого социального окружения, что существенно снижает вариативность социальной ситуации развития подростков, обедняет систему значимых для них межличностных связей, осложняет социализацию личности. В связи с этим реабилитационно-воспитательную работу в данных учреждениях, как можно предположить, необходимо осуществлять, создав условия для актуализации возможностей как самого воспитанника, так и социальной среды.

Проблема восстановления утраченного и нереализованных возможностей воспитанников представляется одной из актуальных в современной социальнопедагогической науке и практике. Педагогическая сущность данной проблемы состоит в создании условий для актуализации ресурсных возможностей с целью перевода ребенка, находящегося в трудной, кризисной ситуации на новый этап социального развития. Именно в этом смысле используется нами понятие «реабилитация».

В педагогической науке сложился ряд концептуальных подходов к проблеме педагогической реабилитации дезадаптированных детей и подростков: социальнопедагогический (В.А. Арамавичюте, С.А. Бе-личева, Л.С. Выготский, В.И. Слободчи-ков, Ю.В. Гербеев и др.), коррекционно-

© Паатова М.Э., 2009

диагностический (Н.П. Вайзман, Л.Н. Винокуров, Г.Ф. Кумарина, В.М. Минияров), комплексный подход (В.И. Загвязинский, B.C. Манова-Томова, Л.М. Шипицина). В исследованиях А.В. Гордеевой, М.А. Ждановой, С.А. Расчетиной, А.А. Реана активно обсуждается педагогическая природа понятия «реабилитация». В большинстве исследований реабилитация рассматривается как процесс, который ведет не только к коррекции, но и, в первую очередь, к развитию личности. А.В. Гордеева определяет реабилитацию как процесс восстановления внутренних сил и энергии человека, прежде всего, душевно-духовных, для активного самовосстановления, позитивного самоизме-нения и саморазвития [2]. В своих исследованиях В.В. Морозов рассматривает реабилитацию как процесс восстановления утраченных и порождения новых связей с близкими по духу и родству людьми - взрослыми и сверстниками, проявляющихся в отношении к Другому, как самому себе и к себе, как к Другому в совместном бытии [3]. Педагогической целью реабилитации в данном контексте становится восстановление ребенка как субъекта деятельности и общения, жизнедеятельности в социальной среде. Процесс становления ребенка как субъекта деятельности происходит постепенно и предполагает педагогическую поддержку самоактуализации личности (А.В. Гордеева, Е.И. Казакова, Л.М. Шипицына).

Исходным моментом исследования выступает выявление природы реабилитационно-воспитательной деятельности в условиях учреждений закрытого типа. К.Д. Ушинский, рассматривая деятельностный характер воспитания, отмечал, что правила воспитания «вытекают непосредственно из основных положений: давайте душе воспитанника правильную деятельность и обогатите её средствами к неограниченной, поглощающей душу деятельности». По мнению В.И. Гинецинско-го, «воспитание есть не просто социальный процесс, а определенного вида сознательная и целенаправленная деятельность его участников» [1]. Учитывая специфику учреждений закрытого типа, ориентацию Министерства образования и науки РФ на приоритет реабилитационных мер, мы акцентируем внимание на выявлении сущностных характеристик реабилитационновоспитательной деятельности.

В нашем исследовании реабилитационно-воспитательная деятельность рассматривается как деятельность коллективного воспитателя в учреждении закрытого типа, в ходе которой каждый педагог включается в создание реабилитационновоспитательной ситуации. В качестве коллективного воспитателя мы рассматриваем организованный педагогический коллектив, обеспечивающий реализацию целей, содержания, функций и механизмов процесса реабилитации несовершеннолетних правонарушителей. В исследовании выявляются природа реабилитационновоспитательной деятельности как педагогического феномена, ее функции и возможности.

Причины асоциального, отклоняющегося поведения детей и подростков многообразны. В качестве главных выступают, с одной стороны, социально-педагогические условия в неблагополучной микросреде (С.А. Беличева, Е.А. Личко, А.С. Белкин), с другой - психолого-биологические особенности развития подростка (И.А. Невский, А.С. Белкин, А.В. Фомина). Исследования, проводимые в рамках личност-но ориентированного подхода Е.В. Бон-даревской, В.В. Сериковым, А.М. Пече-нюком, А.Г. Петрыниным, в данном вопросе ориентируются на раскрытие сущности отклоняющегося поведения в системе взаимодействий личности с обществом, воспитателями в процессах интериориза-ции ценностей, общественных норм. Асоциальное поведение в данных исследованиях рассматривается как нарушение личностных функций ребенка, его способности ответственно и сознательно осуществлять выбор, автономности поведения в группе, формирования собственного жизненного опыта. Такая методология позволяет раскрыть подходы к проектированию реабилитационно-воспитательной системы учреждений закрытого типа, определить характер реабилитационновоспитательной деятельности. При разработке реабилитационно-воспитательной системы учреждений закрытого типа в качестве исходного основания нами был выбран личностный подход. Методологические функции личностного подхода состоят «в проектировании ситуационнособытийного смыслообразующегося механизма развития личности в отличие от “предписанной” внешней деятельности,

яынлаоЕАчао аогакдтншюпод ы яынлтыпэоа

якобы способной сформировать человека с “требуемым” типом сознания и набором личностных качеств» [4].

Наше исследование выполняется в рамках научной школы, в которой личностный подход в образовании рассматривается через категории цели, содержания и процессуальные характеристики. В процессе организации реабилитационно-воспитательной деятельности необходимо поставить цель, выявить содержание опыта, выступающего в форме личностно-смыслового переживания, выявить технологии педагогической поддержки этих процессов.

Реабилитационно-воспитательная дея -тельность в условиях учреждений закрытого типа направлена на гуманизацию реабилитационно-воспитательной системы данных учреждений на основе новой педагогической идеологии, главными ценностями которой являются личность воспитанника и процесс его самовосстановления. Такая деятельность отличается от традиционной деятельности педагога в пенитенциарных учреждениях, организуемой с целью перевоспитания. Реабилитационновоспитательная деятельность в нашем понимании - это целенаправленная профессиональная деятельность, смыслом которой является создание условий для приобретения ребенком личностного опыта са-моизменения, саморазвития и самовосстановления.

для того чтобы проблемный ребенок, имеющий негативный жизненный опыт, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, освоил опыт работы с самим собой, необходимо вовлечение его в деятельность, целью которой являются восстановление душевно-духовных сил подростка, переживание, имеющее нравственную ориентацию. Воспитанники, участвуя в разнообразных видах деятельности, приобретают личностно-нравственный опыт - опыт са-моизменения, самовосстановления, преодоления социально-педагогической дезадаптации, принятия ответственности, рефлексии, смыслоопределения. Различные виды работы в данном случае выступают содержанием личностно ориентированной реабилитационно-воспитательной деятельности. Осуществляя себя в деятельности (учебной, игровой, трудовой, общении), человек реализует свои врожденные возможности (А. Маслоу), которые детерминированы на генетическом уровне, и

создает свою «Я-концепцию». Воспитательная деятельность в данном случае - это личностно-центрированный процесс, совпадающий по главным и процессуальным характеристикам с гуманистической моделью терапии, целью которой является помощь ребенку в личностном росте (К. Роджерс). Подлинное воспитание проистекает из естественного интереса ребенка, желания (мотивов) открывать, узнавать, пробовать, которые проявляются при встрече с трудностями. Мотив деятельности возникает тогда, когда та или иная проблема становится для ребенка осознанной, субъект-но значимой (К. Роджерс).

Реализуя себя «здесь и сейчас» в деятельности воспитательных организаций, в отношениях со сверстниками и взрослыми, ребенок приобретает опыт самореализации. самореализация сопровождается позитивным вниманием к нему значимых в его жизни людей и позволяет обеспечить развитие личностных функций (избирательности, ответственности, рефлексии, смыслоопределения и т.д.). В сознании воспитанника фиксируются новые субъективные переживания собственных побед, это возможно в результате открытости и готовности личности к новым переживаниям, новому личностному опыту. самоактуализация и самореализация личности могут быть осуществлены лучше всего через увлеченность значимой работой (А. Маслоу); в служении делу и в любви человек осуществляет сам себя (В. Франкл).

Основу реабилитационно -вопитательной системы составляет специально моделируемая реабилитационно-воспитательная ситуация, требующая усилий личности подростка по преодолению негативных стереотипов собственного поведения. Она включает в себя ряд факторов, актуализация которых побуждает подростка к переосмыслению сложившегося негативного жизненного опыта. Реабилитационно-воспитательная ситуация требует восстановления личностных сил ребенка, создает условия для запуска внутренних механизмов для позитивного самовосстановления.

Освоить способы становления личностного, субъектного, нравственного опыта воспитанника возможно при реализации педагогической технологии, базирующейся на ситуационно-событийном подходе. структурной единицей личностноразвивающего образования является, по

мнению В.В. Серикова, ситуация, требующая проявления личностной функции, рассматриваемая как событие. личностноразвивающая ситуация - это целостная система условий, запускающая механизм личностного развития [4]. Проживание значимого, ожидаемого события и самореализация личности в нем позволяют говорить о кардинальных изменениях в личности самого ребенка (Д.Б. Эльконин). В зависимости от типов личностных коллизий в реабилитационно-воспитательном процессе учреждений закрытого типа могут иметь место такие ситуации, как «ситуация-событие», «ситуация-поступок», «ситуация-самоизменение», «ситуация-самовосстановление» и др.

Изучение работ в области реабилитации, профилактики и коррекции асоциального поведения детей и подростков позволило сформулировать критерии, которым должна отвечать реабилитационновоспитательная деятельность, направленная на восстановление социальноправового статуса подростка, запуск внутренних механизмов для позитивного самоизменения и саморазвития. Реабилитационно-воспитательная деятельность должна быть ориентирована на развитие личности; актуализацию реабилитационного потенциала, резервных возможностей личности; переосмысление негативного жизненного опыта; создание условий для осознания собственной значимости в атмосфере эмоциональной отзывчивости; позитивное разрешение личностных коллизий.

таким образом, поскольку специфика реабилитационно-воспитательной среды закрытого учебного заведения (режимные требования, изоляция воспитанников от широкого окружения и др.) существенно ограничивает социальную ситуацию развития подростков, возникает потребность проектирования реабилитационновоспитательной системы учреждений закрытого типа на основе гуманистической парадигмы, выражающейся в реализации идей личностно ориентированного подхода, что наиболее эффективно проявляется в актуализации сил саморазвития, самовосстановления, самосовершенствования и позитивного самоизменения воспитанников. Целью реабилитационно-воспитательной деятельности в данном контексте становится формирование у воспитанников по-

требности в саморазвитии и самоизмене-нии как интегративных качествах личности. Решение воспитательных задач должно осуществляется с опорой на внутренние ресурсы личности, ее стремление к самореализации и признанию в социуме. Такова в самых общих чертах ведущая концептуальная идея реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в аспекте гуманистически ориентированного образования. Реабилитационно-воспитательный процесс многоаспектный, носит интегративный характер, распространяясь на все виды образовательной деятельности. В современных социокультурных условиях теория и практика реабилитации дезадаптированных детей и подростков развиваются в русле поиска путей и средств социализации личности ребенка, что имеет особое значение для нынешней России, которой предстоит утвердить приоритет интересов детей в обществе, найти эффективные способы решения проблем профилактики и преодоления девиантного поведения детей, обусловленные гуманистической стратегией образовательной политики.

литература

1. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики / В.И. Гинецинский. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992. С.16

2. Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / А.В. Гордеева. М.: Акад. проект; Королев: Парадигма, 2005.

3. Морозов В.В. Опыт реабилитационной педагогики 20 - 30-х гг. / В.В. Морозов // Нач. шк. 1996. № 9.

4. Сериков В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. М., 1999.

Rehabilitational educational activity in conditions of custodial institutions

A personal approach to the problem of rehabilitation of deviant under-age groups in conditions of custodial institutions are being examined, substantiation of well-established pedagogical conceptual approaches to the problem of rehabilitational educational activity in the aspect of humanization of modern education, the author’s view on the category ‘rehabilitational educational activity’ in the context of the person developmental paradigm is presented.

Key words: rehabilitational educational activity, rehabilitation, custodial institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.