УДК 81-13, 81-37, 81-42 И. А. Гусейнова
доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры немецкого языка переводческого факультета МГЛУ; e-mail: [email protected]
РАЗВОРОТ К АРХАИКЕ, ИЛИ К ВОПРОСУ О МЕСТЕ И РОЛИ РЕТРОСОБЫТИЯ В ЛИТЕРАТУРНОМ ДИСКУРСЕ
Статья посвящена малоизученному с позиций лингвистических теорий феномену ретро, который рассматривается нами как один из способов реализации архаики в литературном дискурсе. Существенную роль в визуализации ретро играет событие, вербализуемое преимущественно при помощи прецедентных единиц и вышедших из употребления слов. Ретрособытие нередко транслирует профессиональное или социально значимое знание, осмысление которого требует когнитивных усилий со стороны читателя. Ретро является специфическим кодом, структурирующим пространство текста.
Ключевые слова: ретро; ретродетектив; архаика; жанр; дискурс; событие; адаптация.
Guseynova I. A.
Doctor of Philology, Associate Professor, Professor of Department of the German Language, Faculty of the Translation and Interpreting, MSLU; e-mail: [email protected]
THE RETURN TO THE ARCHAIC: ON THE ROLE OF A RETRO EVENT IN LITERARY DISCOURSE
The paper discusses the phenomenon of retro, which has been understudied in linguistics so far. In this research it is viewed as a means of representing the archaic in the literary discourse. An important role in visualizing retro is played by an event usually verbalized by precedent units or words that are no longer in use. A retro event often represents knowledge of professional or social significance, thus its understanding requires a cognitive effort on the part of the reader. The core idea is that retro is a special code that structures the textual space.
Key words: retro; retro crime fiction; archaic element; genre; discourse; event; adaptation.
Введение
Анализ современного ретродетектива с жанроведческих позиций показывает, что сегодня насчитывается около 40 известных отечественных авторов, которые работают в этом жанре. Данная цифра свидетельствует о динамичном развитии данного направления
в литературном дискурсе и его перспективности. На сегодняшний день интенсивно ведется разработка типологии детективного жанра, что подтверждает регулярное возникновение новых детективных серий, а также их дальнейшая популяризация в жанрах телесериала, документально-архивных расследований и т. п. Сегодня принято различать психологический, иронический, фантастический, политический, шпионский, исторический и другие виды детектива.
Далее остановимся на дискурсивной характеристике ретродетек-тива, напомнив, что компонент «ретро» служит обозначению всего старинного, воспроизводящего старину или прошлое. Отметим также, что в научной литературе отечественные детективные произведения причисляются к ретродетективу в том случае, если описываемое в них действие происходит на территории России до революции 1917 г.
Дискурсивно-аналитическая характеристика компонента «ретро»
Анализ современных отечественных детективов свидетельствует о том, что они обладают рядом преимуществ, которые обеспечивают им их жанровую жизнеспособность. Во-первых, они в любой момент при соответствующем подходе и наличии инновационных технологий могут быть трансформированы в тот формат, который наиболее полно отвечает предпочтениям и вкусам целевой аудитории. Во-вторых, жанровые характеристики обеспечивают требуемые изменения оптимальным образом, поскольку жанр обладает творческим потенциалом, который может быть раскрыт в различных типах сред. В-третьих, феномен «событие», визуализируется при помощи определенного, довольно ограниченного, репертуара языковых средств.
В контексте вышесказанного можно утверждать, что компонент «ретро» находится на пути к освоению культурного пространства книжного рынка. Обращение к историческому прошлому, воссоздание атмосферы в стиле ретро способствует привлечению внимания к культурной составляющей современной жизни, а также к формированию как индивидуальных жизненных пространств, так и культурного пространства целых социумов, предлагая многочисленные варианты обустройства среды обитания в мегаполисе и за его пределами. Ретро позволяет современному человеку оценить события прошлого, понять истоки настоящего, проинтерпретировать современность и оказать влияние на формирование гуманитарного пространства. Отметим то
немаловажное обстоятельство, что предпочтение отдается доступным источникам, которые можно найти либо в семейной библиотеке, либо в наиболее распространенных информационно-коммуникационных ресурсах. В этом свете ретродетективы являются теми ресурсами, которые отвечают критериям доступности и, таким образом, источниками информации. Ретро позволяет обычному человеку превратиться в творца - создателя социального и виртуального пространств, пребывание в котором доставит ему удовольствие и позволит сохранить культурную преемственность, выступающую связующим звеном с будущими поколениями. Ретро предполагает привлечение различных источников, имеющих отношение к прошлому и, как ни парадоксально это звучит, к будущему. Дело в том, что фантастические сюжеты часто выстраиваются на исторических фактах, выдуманных или реальных событиях, основанных на сакральных, мифологических или сказочных сюжетах. В этом смысле ретро формирует культурное наследие любого национально-культурного сообщества.
В контексте сказанного выше особое звучание приобретает лозунг Оруэлла о том, что «кто управляет прошлым, тот управляет будущим; кто управляет настоящим, управляет прошлым» [6, с. 16]. Современное или настоящее сегодня призвано дать ответ как минимум двум вызовам - постмодернизму и информатизации.
Напомним, что постмодернистский вызов предполагает пересмотр традиционных ценностных и философских систем. Применительно к компоненту «ретро» данное положение, усиленное лингвистическими воззрениями, приводит к тому, что прошлое можно трактовать не как историческое событие, а как роман (например, ретродетектив, научно-фантастический роман и т. п.). Кроме того, исторический компонент в ретродетективе не может быть подвергнут в силу их специфики верификации. С точки зрения любой науки этот факт свидетельствует о наличии некоторого субъективного начала, поскольку исторические события в хрониках или летописях и иных исторических документах пишутся людьми, нередко со слов других людей -представителей своего этносоциума и определенной эпохи.
Информатизация, в свою очередь, обеспечивает человеку доступ фактически к любым данным - как проверенным, так и нуждающимся в дополнительной проверке. Каждый читатель или пользователь виртуальной Сети имеет возможность выбрать ту информацию, которая является для него наиболее приемлемой. В результате множественной
интерпретации компонент «ретро» приобретает свойства, характерные художественному вымыслу, отдаляясь от реального историко-культурного контекста. Для придания достоверности ретро автор апеллирует к фонду энциклопедических и мифологических знаний, поддерживая таким образом баланс между прошлым и настоящим, исторической правдой и вымыслом.
Компонент «ретро», находясь на стыке информационного и развлекательного подхода, в результате интеллектуальных усилий автора превращается в некий гибрид, который может быть причислен в широком смысле к индустрии инфотейнмента. Но «чтобы развлечение было качественным, кто-то все равно должен "откопать" в архивах интересные факты, написать научные книги, на основе которых потом будут созданы мифы, легенды, исторические реконструкции» [6, с. 16]. В центре внимания читателя ретродетектива оказывается история повседневной жизни главного героя или эволюция сознания основного персонажа, помещенные в определенные экстремальные ситуации, типичные для описываемой исторической эпохи. Так, без претензии на строгую научную или историческую достоверность автор предоставляет любознательному читателю знакомство с прошлым, позволяя ему создавать воображаемые миры и конструировать целые ментальные пространства.
Возросший интерес ученых к компоненту «ретро» во многом обусловлен функциями современной литературы, направленной на осуществление когнитивно-прагматического воздействия. Ретро вбирает в себя феномены, которые являются знаковыми для национально-культурного общества. В подтверждение данного тезиса приведем конкретные примеры, символизирующие эпоху или, уже, время, в котором разворачиваются события.
Для привлечения внимания массового читателя к событию нужен неожиданный ход. Для его осуществления среди многого другого используются и прецедентные единицы [2, с. 16], которые в анализируемых нами текстах нередко функционируют в виде прецедентных феноменов или, в более узком смысле, в виде прецедентных имен. Для анализа ретродетектива существенным является тот факт, что прецедентные имена способны образовывать референциаль-ную цепочку, а также формировать ассоциативные ряды у читателя, обеспечивающие в ретродетективе преемственность между прошлым и современностью.
Использование прецедентных единиц встречается у разных авторов данного жанра. Например, главным действующим лицом в ретро-детективе Н. Филатова «Последний выстрел камергера» [5] является Федор Иванович Тютчев, известный широкому кругу читателей скорее как поэт, поэт-переводчик, благодаря которому в XIX в. российский читатель смог познакомиться с произведениями известных немецкий классиков - Г. Гейне и другими. Культурно-просветительская деятельность Ф. И. Тютчева открыла русскому читателю зарубежные книжные новинки, а зарубежный читатель благодаря эссе и статьям Ф. И. Тютчева, опубликованным в германской и французской прессе, узнавал о культурных, политических и экономических событиях в России. Однако из упомянутого романа российский, т. е. современный читатель, одновременно узнает, что Ф. И. Тютчев был также блестящим дипломатом, выполнявшим различные сверхштатные поручения по линии иностранного ведомства. Ср.:
Действительно, в Мюнхене Федор Тютчев оказался исключительно благодаря протекции давнего друга семьи, однорукого ветерана наполеоновских войн графа Александра Ивановича Остермана-Толстого. Приглядевшись к молодому губернскому секретарю, только что поступившему в иностранное ведомство, граф порекомендовал его на должность сверхштатного чиновника русской миссии при баварском дворе [5, с. 42].
Второй способ воссоздания события мы условно обозначим термином «вкрапление». Знание о быте и исторических фактах «вкрапливается» в основное повествование, что позволяет постепенно познавать культурно-исторический фон. Например, в одном из диалогов главного персонажа с извозчиком речь идет о наименовании улицы: «Чертольской поедем? - буркнул наконец. Какая тебе Чертольская, свет? Нет больше Чертольской, - вразумил Семейка. - А есть Пречистенка. Государь ей так зваться указал. - Отродясь на Москве прозвания улицам не меняли, - возразил извозчик. - Было Чертолье и будет Чертолье. Стало быть, государь на богомолье в Новодевичий поедет, к Пречистой Смоленской Богоматери, а все по дороге будут непристойно черта поминать? - спросил Семейка. - Гляди, притянут тебя в Земской приказ, свет! Там-то научат, что улица Пречистенкой зовется!» [3, с. 122].
Из ретродетективов можно почерпнуть много полезной информации, касающейся бытового обустройства, например Москвы, включенного в основную сюжетную линию. Ср.:
Московские дома строились на один лад. Может, у кого из богатых бояр и князей и были диковинки - мебель из Польши, расписанные звездами потолки, немецкие часы весом в полпуда, с серебряными болванами и с боем, а обустройство простого человека было конюхам знакомо досконально. Они старательно обыскали и подклет, и верхнее жилье, и горенку, и чуланы, и по клетям прошли... [3, с. 350].
Напомним, что словом «подклет» обозначали нижний - цокольный или полуподвальный этаж жилища горожанина, к которому вел отдельный ход, и который служил преимущественно для хозяйственных нужд. Одновременно отметим, что традиция расписывать потолки звездами сейчас в моде, равно как и приобретение иностранной мебели. Эти факты также служат поддержанию связи между прошлым и настоящим, удерживая читателя на стыке реального и фикциональ-ного миров.
Третий способ, позволяющий воссоздать прошлое, - это использование вышедших из употребления слов. Нередко автор ретроде-тектива при описании внешности персонажа обращается к эпитетам, либо вышедшим из активного употребления, либо имеющим узкую сферу их применения. Ср.:
Бывший агент был одет в белую коленкоровую рубаху с косым воротом и дымчатые плисовые штаны [1, с. 124-125].
Данный прием используется также при описании бытовых деталей, например предметов мебели или интерьера. Ср.:
Извините за беспорядок, господа, - сказал Евгений Александрович сдавленным голосом и опустился на фаевую козетку, стоявшую возле буфета, - вовсе не уместный здесь предмет меблировки [1, с. 77-78].
Не каждый читатель вспомнит, что под коленкором понимается тонкая хлопчатобумажная ткать или бумажное полотно, которое было в ходу в середине и конце XIX в., а фай - это плотная ткань с мелкими поперечными рубчиками, однако использование данных лексем служит читателю сигналом того, что событие разворачивается не сейчас, а в прошлом. Автор ретродетектива не утомляет читателя нагромождением слов, смысл которых может быть ясен не всем, но он дает комментарий, уточняющий назначение, например, козетки, ср. «вовсе не уместный здесь предмет меблировки».
Четвертый способ вербализации связан с презентацией профессионально значимого знания. Например, из ретродетектива можно
почерпнуть информацию, обрисовывающую круг задач или занятий институции - организации или учреждения. Например, в XVII в. Приказу тайных дел вменялось выполнять разные «забавные» идеи государя, как-то: вести дневальную книгу, где каждый день делать записи о погоде; «озаботили также подьячных надзором за изготовлением лекарств, что казалось нелепицей лишь на первый взгляд: те, кто вернулся с польской войны, рассказывали, как в тех краях научились травить ядами неугодных людишек» [4, с. 6].
Заключение
Вопрос, поставленный в заглавии к данной статье, заключает возможный ответ, побуждающий к дискуссии и дальнейшему анализу феномена «ретро»: архаика как ключевой элемент, вобравший в себя черты и свойства прошлого, позволяет путем вербализации компонента «ретро» осуществить плавный переход из прошлого в настоящее и даже будущее. Архаика, реализуемая в ретро, размывает границы между столетиями, обеспечивая «текучесть» знания и возможность его перехода из одной эпохи в другую, из одного исторического события в другое, оставляя при этом современным читателям и авторам место для фантазий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Данилин В. Четвертая жертва сирени. - СПб. : Амфора, 2016. - 383 с. -Серия «Ретродетектив».
2. Моисеенко Л. В. Лингвокогнитивные основы теории прецедентности: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2015. - 52 с.
3. Трускиновская Д. Деревянная грамота. - СПб. : Амфора, 2016. - 446 с.
4. Трускиновская Д. Персидский джид. - СПб. : Амфора, 2016. - 447 с.
5. Филатов Н. Последний выстрел камергера. - СПб. : Амфора, 2016. -319 с. - Серия «Ретродетектив».
6. Филюшкин А. Мы ее теряем? Вызовы науке истории в ХХ веке // Литературная газета. - № 17 (6551), 27 апреля - 3 мая 2016 г. - С. 16.