РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
і
А.Е. ГУБАРЕВА, доцент ММА им. И.М.Сеченова
Развивающая
программа
«Творческая личность»
В статье описаны результаты многолетней работы в рамках дополнительной образовательной программы «Творческая личность », предназначенной для одаренных студентов. Программа представляет собой форму самостоятельной работы студента, в которой моделируются элементы будущей профессиональной деятельности. Студент создает модель клинических случаев в форме ситуационных задач и описывает этапы их решения.
Ключевые слова: образовательная программа «Творческая личность», самостоятельная работа студентов, методика ситуационных задач.
Современная система обучения в вузах стоит перед проблемой, как наиболее эффективным образом донести до студента необходимую ему информацию, поток которой возрастает практически в геометрической прогрессии. Тенденцией становится развитие методов самостоятельной работы студентов (СРС) и, соответственно, перераспределение часов между аудиторной и самостоятельной работой студентов в сторону последней. Для обеспечения самостоятельной работы необходимо предоставить студентам соответствующие программы и дидактические материалы высокого качества.
Однако в настоящее время студентам предлагается довольно ограниченный набор форм организации самостоятельной работы, особенно на кафедрах, преподающих базовые теоретические дисциплины. Традиционными формами СРС являются:
• создание методических пособий управляющего типа, содержащих алгоритмы деятельности студента при выполнении аудиторных и внеаудиторных заданий по определенной дисциплине;
• студенческие научные общества, в которых студенты проводят теоретические исследования по предложенным темам и представляют их в виде докладов на студенческих научных конференциях;
• учебная проектная деятельность студентов;
• выполнение студентами экспериментальных работ по научной тематике кафедры и представление их в виде докладов или публикаций.
Между тем далеко не все способные и успевающие студенты по разным причинам могут быть вовлечены в работу научных студенческих кружков, значительная часть одаренных и творчески активных студентов не может полностью проявить и развить свои способности. Образовательный процесс сегодня нередко построен таким образом, что преподаватель тратит большую часть времени на «натаскивание» наиболее слабых студентов, нежели на работу со способными студентами. Поэтому нами была предложена и внедрена в учебный процесс кафедры биологической химии ММА им. И.М. Сеченова новая форма самостоятельной работы для наиболее успевающих и оригинально мыслящих студентов - программа «Творческая личность ». Участники программы под руководством педагогов обучаются моделированию элементов деятельности врача, создавая ситуационные задачи и тесты на основе знаний, полученных при изучении курса биохимии -базового предмета для последующих клинических дисциплин. В этих задачах рассматриваются возможные физиологические и клинические ситуации с позиций молекулярных процессов, лежащих в их ос-
Редакционная почта
157
нове. Программа позволяет вовлечь студентов в деловую игру, формирующую у них «молекулярное» мировоззрение, необходимое для понимания состояния здоровья человека и причин патологических процессов. Часть работы по программе «Творческая личность» была выполнена в рамках национального проекта «Образование», а ее результаты были опубликованы [1].
Предлагаемая программа дает студентам возможность:
• выявить и развить свои способности к творческой работе;
• научиться направленному поиску, осмыслению и правильной интерпретации актуальной информации;
• моделировать клинические ситуации в конкретной области медицины, т.е. программа является личностно-ориентированной;
• интегрировать знания, полученные при изучении различных дисциплин, что приближает процесс обучения к модульным технологиям;
• научиться кратко и правильно формулировать свои мысли;
• обучиться приемам создания качественного продукта труда, т. к. каждая задача многократно редактируется педагогом и фактически является продуктом «сотворчества» студента и преподавателя;
• повысить свой рейтинг в случае применения в вузе балльно-рейтинговой системы и уменьшить объем итогового экзамена.
К работе в программе студенты приглашаются после успешной сдачи ими около трети общего объема изучаемого в данной дисциплине материала. С помощью специальных тестов (матричного теста интеллекта, теста отдаленных ассоциаций, теста вербальной креативности) и сравнения с контрольной группой учащихся было подтверждено, что для участия в программе удается отобрать действительно наиболее одаренных студентов [2].Работа по программе рассчитана на два семестра.
Этапы работы по программе:
• получение студентом рекомендации
преподавателя для участия в программе по результатам текущей успеваемости;
• ознакомительная беседа, в которой определяются темы задач по предложению преподавателя или выбору студента;
• обучение методике составления ситуационных задач путем проведения руководителем программы мастер-классов, ознакомление участников программы с примерами задач, предложенных преподавателями, или с лучшими задачами, составленными студентами, участвовавшими в программе в предыдущие годы;
• подбор необходимого материала из учебников по биохимии, из другой литературы или Интернета;
• утверждение преподавателем выбора ситуации для составления задачи;
• создание ситуационной задачи, приложение развернутого ответа к задаче, составление списка использованной литературы и корректировка задачи под контролем преподавателя;
• внесение исправлений и сдача работы преподавателю;
• в конце первого семестра студент должен сдать 2-3 задачи своему преподавателю, который передает их ответственному за проект; остальная часть работы выполняется в следующем семестре.
Если преподаватель считает работу законченной, он представляет ее в экспертную комиссию, состоящую из ведущих сотрудников кафедры, каждый из которых выставляет оценки по материалам определенного раздела дисциплины, что повышает объективность итоговой оценки работы студента. На каждого студента заводится портфолио, куда вносятся все оценки, полученные студентом в процессе работы по программе, а затем рассчитывается суммарный балл работы за год. По суммарному баллу все студенты разделяются на группы. Первая группа с наибольшим баллом получает максимальные льготы на итоговом экзамене.
Так как программа применяется уже несколько лет, то мы могли опробовать раз-
15S Высшее образование в России • № 11, 2009
личные системы поощрения на экзамене. В условиях применения на кафедрах балльно-рейтинговой системы первая группа студентов набирала достаточное количество баллов, необходимых для выставления оценки «отлично» без сдачи экзамена. Студентам остальных групп, имеющих балл ниже, уменьшали объем экзамена (вместо компьютерного теста и четырех ситуационных задач они имели право решать одну, две или три задачи соответственно). В следующие годы мы отменили возможность получать оценку «отлично » за дисциплину без сдачи экзамена, чтобы исключить «меркантильный » мотив студентов для участия в программе, и максимальным поощрением стало решение только одной экзаменационной задачи. В результате общее количество участников снизилось на 30%, однако качество работ улучшилось.
Предлагаемая программа является универсальной и может быть использована на других теоретических кафедрах, усиливая их возможности к интеграции с другими дисциплинами. Кроме того, программа приносит большую пользу коллективу кафедры, так как итогом программы за год явля-
ется создание большого банка задач и тестов, которые содержат много новых идей, хорошо иллюстрированы и представлены в электронной и печатной версии. Эти задачи используются как обучающие или контролирующие в учебном процессе и существенно увеличивают интерес студентов к предмету.
Описанная программа является новой формой организации самостоятельной работы студентов в высшем профессиональном образовании. Она стимулирует у них творческое отношение к труду, т.е. помогает воспитывать профессионала высшей квалификации.
Литература
1. Практическое руководство. Разработка,
внедрение, методическое обеспечение новых форм обучения по программе «Творческая личность». М., 2008.
2. Губарева А.Е., Валуева, Е.А., Ушаков Д.В.
Универсальная развивающая программа для одаренных студентов и ее методологические и психологические аспекты // Вестник МГУ. Сер. 20. Педагогическое образование. 2009. № 1. С. 41-55.
GUBAREVA A. EDUCATIONAL ADDITIONAL PROGRAM FOR ADVANCED STUDENTS
Arranging of the able student’s self activity within the educational program «Creative person» is described. The program is based on modeling future professional problems and case study approach.
Keywords: educational program «Creative person », student’s self activity, virtual modeling of clinical cases.