УДК 332.54:342.542.5
КОНСТАНТИНОВ С. А., СИЗОВА А. Ю. KONSTANTINOV S. A., SIZOVA A. Yu.
РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВАХ
DEVELOPMENT OF LAND MATTERS IN FAMILY-OPERATED (FARMER) ECONOMY
Аннотация. В статье рассматривается исторический путь развития земельных отношений в крестьянских (фермерских) хозяйствах в мире и на территории нынешней Беларуси. Анализируется развитие земельных отношений в течение XIX-XXI вв. Исходя из истории возникновения фермерских хозяйств и развития земельных отношений, необходимости заинтересованности фермеров в эффективном хозяйствовании обосновывается возможный в перспективе путь перевода сельскохозяйственных земель в частную собственность фермеров.
Ключевые слова: земельные отношения, крестьянские (фермерские) хозяйства, эффективность хозяйствования, частная собственность фермеров.
Summary. The article considers historical way of developing family-operated (farmer) economy in the world and on territory of present Belarus. Development of land matters in ХIX-XXI centuries is analyzed. Basing on history of farms and development of land matters, as well as necessity of effective management, the article describes future possibility of transferring farmlands into private property of farmers.
Keywords: land matters, family-operated (farmer) economy, management efficiency, private property of farmers.
Согласно Закону Республики Беларусь от 18.02.1991 г. № 611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», крестьянским (фермерским) хозяйством признается «коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим имущественные вклады для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель».
Проблемы развития социально-экономических отношений в аграрной сфере, в т.ч. отношений собственности на землю,
рассматривается в работах многих белорусских ученых. Так, Т.А. Запрудская считает, что существующие права на земельные участки не стимулируют развитие рыночных отношений [1, с. 83]; В.Г. Гусаков, В.Н. Гердий, Т.А. Запрудская, Т.С. Николай-чик, Н.А. Шевчик пишут: «... стратегической задачей государственного регулирования земельных отношений на современном этапе развития является нахождение и поддержание баланса интересов общества, бизнеса и власти для того, чтобы земля стала ликвидным активом, который выполняет не только роль производственного ресурса, но также выступает обеспечением заемного финансирования. Повышает платежеспособность предприятий и экономики страны в целом» [11, с. 121]; А.П. Шпак: «Представляет интерес в отдельных случаях
предоставление земельного участка в собственность фермерским хозяйствам для ведения аграрного бизнеса» [10, с. 20]. Поэтому данная проблема обуславливает необходимость дальнейшего ее исследования и обоснования предложений.
При написании статьи использовались исторический, абстрактно-логический, экономико-статистический методы.
Возрождение фермерского уклада на селе стало одним из основных направлений аграрной реформы. Возможность ведения самостоятельного крестьянского хозяйства появилась еще в советский период (с середины 80-х гг. ХХ в.), когда граждане получили право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве. Данная деятельность не допускала использование наемного труда и основывалась только на личном труде сельского жителя и членов его семьи. В дальнейшем в законодательстве были определены и права на земельный участок, предоставляемые для ведения крестьянского хозяйства: это право аренды (с 1989 г.) и право пожизненного наследуемого владения (с 1990 г.). В этот период крестьянское хозяйство не рассматривалось как юридическое лицо, а считалось семейно-трудовым объединением лиц, ведущих совместное хозяйство на земельном участке и выступающих в хозяйственном отношении как единое целое; правовой режим имущества определялся в виде общей совместной собственности членов, специальное законодательство отсутствовало. Детальную регламентацию деятельность по организации и ведению крестьянских хозяйств получила только с принятием в 1991 г. Закона Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [9].
За период становления и развития фермерства в республике создано около 7 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств, из которых 64% прекратили хозяйственную деятельность по различным причинам. За период с 1991 г. по 2013 г. численность землепользователей увеличилась в 3,3 раза. В 2013 г. в республике вновь создано 192 фермерских хозяйства, или в 1,5 раза больше, чем прекратило деятельность.
Одна из причин уменьшения хозяйств - это выделение фермерам земель, имеющих низкий бонитет кадастровой оценки и плодородия, что вынуждает фермера нести дополнительные затраты на проведение мероприятий по улучшению плодородия почвы. Как показывает анализ, урожайность растениеводческих культур у фермерских хозяйств республики ниже, чем в сельскохозяйственных организациях республики. Однако если провести пересчет на 1 балл кадастровой оценки земли, урожайность у фермеров оказывается выше, особенно овощей (на 33%) [7].
По состоянию на 1 января 2014 г. в Беларуси функционировало 2531 фермерское хозяйство, в землепользовании которых находится более 165 тыс. га земельных угодий, в том числе сельскохозяйственных земель - 146 тыс. га.
Так, за период с 1995 по 2013 гг. общая площадь земель в фермерском секторе расширилась на 103 тыс. га или в 2,7 раза. В настоящее время на одно фермерское хозяйство приходится в среднем около 65 га земли, в том числе сельскохозяйственных угодий - 58 га, пашни - 42 га.
В соответствии с действующим законодательством субъектом права собственности на имущество выступает не крестьянское хозяйство как юридическое лицо, а его члены. Земельный участок также оформляется не на юридическое лицо, а на одного из членов - главу крестьянского (фермерского) хозяйства. В результате возникает правовая несогласованность в регулировании земельных отношений при осуществлении производственной деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством. Суть ее заключается в том, что земельный участок предоставляется на определенном праве главе крестьянского (фермерского) хозяйства, то есть физическому лицу, а использует участок юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство. При этом у последнего не возникает ни прав, ни обязанностей в отношении используемого земельного участка.
Следовательно, вся полнота ответственности за его использование возлагается
на физическое лицо, в то время как извлечение полезных качеств из земельного участка осуществляется юридическим лицом.
Следует отметить, что, несмотря на разработку и принятие большого количества правительственных документов, различных концепций и программ (включая Указ Президента Республики Беларусь от 1 апреля 1998 г. № 193 «О некоторых мерах по совершенствованию регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств»; директиву Президента Республики Беларусь № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» от 31.12.2010), многие их положения остаются невостребованными.
Согласно действующему законодательству для крестьянских (фермерских) хозяйств предусматривается два режима земельных отношений: пожизненное наследуемое владение и аренда. При этом размер земельного участка, предоставленного в пожизненное наследуемое владение, первоначально ограничивался 50 га, а с 1998 г. - 100 га (Указ Президента Республики Беларусь от 03.03.1998 г. № 95 «О мерах по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и усилению их государственной поддержки»). Размер аренды земельных участков не имеет ограничений. Иностранным гражданам разрешено создание крестьянских (фермерских) хозяйств с использованием земельного участка только на правах аренды [8].
Членам сельскохозяйственных производственных кооперативов и других негосударственных сельскохозяйственных организаций, работникам государственных сельскохозяйственных предприятий (кроме сельскохозяйственных предприятий, на землях которых проводятся долголетние опыты), пожелавшим выйти из их состава (уволится) и вести крестьянское (фермерское) хозяйство, по решению районного исполнительного и распорядительного органа, с учетом необходимости создания равных условий хозяйствования предоставляются земельные участки, изымаемые из земель указанных организаций (ст. 80 Кодекса Республики Беларусь «О земле»). Кадастровая
оценка выделяемого земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства должна быть, как правило, на уровне средней по сельскохозяйственной организации, то есть по своим качественным параметрам их почвы не должны уступать общественному сектору производства.
Права владения (пользования) и аренды земельных участков оформляются на главу крестьянского (фермерского) хозяйства. Земельные участки предоставляются не крестьянскому (фермерскому) хозяйству как юридическому лицу, а физическому лицу (главе крестьянского (фермерского) хозяйства). Такое положение при всем кажущемся равноправии всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства ставит главу хозяйства в господствующее, а членов семьи в зависимое от него положение. На имя главы крестьянского (фермерского) хозяйства выдается Государственный акт на право владения (пользования) земельным участком.
В мировой практике землепользование на основе аренды является наиболее распространенным вариантом земельных отношений и имеет большое значение для фермеров, уходящих на пенсию или прекращающих сельскохозяйственную деятельность. Дополнительную землю арендуют фермеры, которые стараются расширить масштабы производства и увеличить доходы, не прибегая к покупке земельных участков.
Арендные отношения урегулированы Кодексом Республики Беларусь «О земле» (ст. 43-48). Примерная форма договора аренды земельного участка утверждена постановлением Совета Министров БССР от 15.07.1991 г. № 277. В соответствии со ст. 45 Кодекса «О земле» аренда земельных участков может быть долгосрочной (на срок до 99 лет) и не менее чем на 5 лет (аренда земельных участков для сельскохозяйственного использования).
Таким образом, в действующем законодательстве в недостаточной степени отражены земельные отношения, возникающие в результате деятельности фермерского хозяйства. В соответствии с разработанным проектом новой редакции Кодекса Респуб-
лики Беларусь «О земле» земельные отношения фермерского хозяйства в перспективе основываются преимущественно на праве аренды и сохранении ранее полученного права пожизненного наследуемого владения для хозяйств, получивших это право до вступления в законную силу законодательства (ст. 42). Земельные участки предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам в аренду единым массивом и, в первую очередь, из фондов перераспределения земель. Кроме того, ст. 37 законопроекта предусмотрено предоставление в аренду, пользование земельных участков для ведения сельского хозяйства индивидуальным предпринимателям [3].
Процесс развития фермерских хозяйств в рамках областей происходит неравномерно. Средний размер используемых фермерскими хозяйствами земель колеблется от 46 га в Минской и Брестской областях и до 108 га в Могилевской области. По площади использования земли фермерские хозяйства дифференцируются следующим образом: до 5 га - 12 %, от 5,1 до 10 га - 14 %, от 10,1 до 20 га - 17 %, от 20,1 до 50 га -29 %, от 50,1 до 100 га - 18 %, более 100 га -10 % [2].
Существующие в настоящее время представления и законодательства о собственности во многих странах мира основываются на римском праве. Еще Ф. Энгельс отметил, что «Римское право является настолько классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных улучшений» [5, т. 21, с. 412].
Римские юристы четко различали правомочия собственника. Собственник имущества обладает: а) правом пользования (лат. ^ utendi); б) правом распоряжения (лат. ius abutendi); в) правом владения (лат. ^ possidendi); г) правом истребования имущества от любого лица (лат. ius vindi-candi).
Названные положения вошли в законодательства многих стран, в том числе и
Беларуси [4, c. 37].
Исторически владение является тем отношением, на базе которого складывался институт частной собственности: владельцы впоследствии стали юридическими собственниками. Первоначально во владение захватывалась бесхозная земля (лат. occupation rei nullius). Люди распахивали новые земли, которые не являлись местом разработки других семей. Такой процесс наблюдался во многих странах, в том числе в Дре-нем Риме, в России, а также и на территории нынешней Беларуси в X-XII веках. В условиях уже существовавшего права собственности владелец имущества становился его собственником по истечении определенного, законодательно закрепленного периода времени. Так, в римском праве срок владения земельным участком был установлен первоначально 2 года, а впоследствии 10 и, если люди находились в разных провинциях - 20 лет, после чего владелец становился собственником [6, c. 97].
Переход владения в собственность предусмотрен в Гражданском кодексе Республики Беларусь. В статье 235 (Приобретательская давность) названного закона установлен 15-летний срок владения недвижимым имуществом, после чего владелец приобретает на него право собственности [4, с. 37].
Суть совершенствования земельных отношений должна заключаться в предоставлении прав и свобод гражданам в приобретении земли для развития фермерства, рационального использования и охраны земель.
Вышеизложенные теоретические положения являются обоснованием следую-щ их предложений.
Предлагается введение давностного срока владения землей, которое предшествует приобретению права частной собственности на этот земельный участок. Для перехода от владения к частной собственности на землю нами предлагается ввести 15-летний временной интервал. Крестьянин (фермер), владеющий 15 лет участком, затем становится (он или наследник) его собственником. В течение указанных 15 лет земельные отношения регулируются суще-
ствующими нормами.
Литература
1. Запрудская, Т.А. Основные пути совершенствования механизма экономического оборота сельскохозяйственных земель в новых условиях хозяйствования / Т.А. За-прудская // Пути повышения экономической эффективности развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь: матер. науч.-практ. конф. (Минск, 23 июня 2014 г.) / под ред. А.П. Шпака. - Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2014. - С. 82-85.
2. Информация о развитии К(Ф)Х в Беларуси [Электронный ресурс]. -http://mshp.minsk.by/about/podrazd/eko/fermer /kfh7e24ab82fdb68312e.html. - Дата доступа: 15.12.2015.
3. Кодекс Республики Беларусь о земле: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобрен Советом Республики 28 июня 2008 г.: зарегистрировано в НРПА РБ 30 июля 2008 г. № 2/1522: текст Кодекса по состоянию на 17 марта 2013 г. -Минск: Амалфея, 2013. - 140 с.
4. Константинов, С.А. Развитие отношений собственности на землю в агрпр-ной сфере экономики // Вестник Белорус. гос. с.-х. акад., 2015. - № 2. - С. 36-40.
5. Маркс, К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Изд. 2-е. - М., 1955-1975.
6. Новицкий, И.Б. Римское право / И.Б. Новицкий. - 6-е изд.- М., 1995.- 245 с.
7. О государственной программе
возрождения и развития села 2005-2010 годы: Указ Президента Респ. Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150. - Минск, 2005.
8. О мерах по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и усилению их государственной поддержки: Указ Президента Республики Беларусь от 03.03.1998 № 95 // Право - Законодательство Республики [Электронный ресурс] -http://www.levonevski.net/pravo/norm2013/nu т59М59527.Ыт1.- Дата доступа: 15.12.2015.
9. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства и общая характеристика его правового положения [Электронный ресурс]. -http://library.by/portalus/modules/belorussianla w/referat_readme.php?subaction=showfull&id =1160117952&archive=&start_from=&ucat=2 0&. - Дата доступа: 06.10.2015.
10. Шпак, А.П. О намечаемых пре-обр азованиях в АПК Беларуси / А.П. Шпак // Пути повышения экономической эффективности развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь: Материалы науч.-практ. конф. (Минск, 23 июня 2014 г.) / под ред. А.П. Шпака. - Минск: Инт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2014. - С. 16-22.
11. Экономические проблемы повышения эффективности функционирования АПК в новых условиях: вопросы теории и методологии / В.Г. Гусаков [и др.]; под ред. В.Г. Гусакова. - Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2013. -177 с.