НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ | | Серия Философия. Социология. Право. 181
I Щ ' 2012. № 20 (139). Выпуск 22
УДК 340:001.4(470)
РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ГАРАНТИЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Одной из главных задач государства является удовлетворение общих человеческих потребностей, в том числе потребностей в здоровом образе жизни и в занятиях физической культурой и спортом. В рамках данного участка исследования автором представлен анализ российского законодательства (хронологические рамки 1918-1992 гг.) с целью выявления закономерностей его становления в закреплении гарантий физкультуры и спорта.
Ключевые слова: законодательство, спорт, физкультура, Конституция, право.
Итак, заявленное законодательство может быть разделено на три этапа, связанных с развитием конституционных норм.
В качестве первого этапа определим доконституционный (1918-1936 гг.). Данный этап характеризуется отсутствием конституционных норм, регламентирующих гарантии физкультуры и спорта в стране. В конституциях РСФСР 1918 г.1 и 1925 г.2, СССР 1923 г.3 искомые положения не обнаружены. Однако следует отметить наличие иных правовых норм прямо или косвенно имеющих отношение к физкультуре и спорту.
Так, среди косвенных правовых актов, которые ненапрямую регулируют заявленную сферу, следует выделить Декрет ВЦИК об обязательном обучении военному искусству4. Таким образом, впервые за всю историю российского государства в 1918 г. формируется самостоятельный специализированный орган - Главное управление всеобщего военного обучения и формирования резервных частей Красной Армии (Всевобуч). Появление этой структуры было вызвано нуждами шедшей тогда войны, обусловившей необходимость решения задачи всеобщего военного обучения с помощью физической культуры и спорта. В его составе имелся отдел физического развития и спорта, который ведал физической подготовкой в армии и допризывников. Это был один из первых государственных органов, при участии которого активно восстанавливался отечественный спорт; в практику физкультурного движения внедрялись олимпиады; создавались региональные олимпийские комитеты; предпринимались попытки не только наладить связь с Между-
1 Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918 г.). Утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утвержденной Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11.05.1925 г. // СУ РСФСР. -1918. - № 51. - Ст. 582.
2 Постановление XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 г. «Об утверждении текста Конституции (Основного Закона) РСФСР» (вместе с «Конституцией (Основным Законом) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики»). Утратил силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утвержденной Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937 г. // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. - 1925. - № 118.
3 Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик (утв. ЦИК СССР 06.07.1923 г.). Утратил силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) СССР, утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936 г. // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. - 1923. - № 150.
4 Декрет ВЦИК об обязательном обучении военному искусству, принятый в заседании Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Совета рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов 22 апреля 1918 г. // Декреты Советской власти. Том II. 17 марта - 10 июля 1918 г. - М.: Гос. издат-во политической литературы, 1959.
Е.Е. ТОНКОВ Р.В. ДОНЕЦ
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
e-mail: [email protected]
народным Олимпийским комитетом, но и принять участие в очередных играх VII Олимпиады в Антверпене (Бельгия)5.
Также к правовым нормам косвенного характера следует отнести, например: постановления Советского правительства 1921 г. «Об охране здоровья детей и подростков» и «О домах отдыха».
Среди специальных правовых актов, направленных на развитие физкультуры и спорта нами выделены как акты, принятые государственными органами, так и институтами гражданского общества.
К числу первых отнесен Декрет ВЦИК РСФСР от 27 июня 1923 г. «Об образовании Высшего и местных советов физической культуры трудящихся РСФСР»6. На таковые возлагалось стратегическое управление в сфере физического воспитания трудящихся. На основе этого документа был сформирован первый самостоятельный отраслевой орган управления физической культурой и спортом в российском государстве.
В функции Высшего совета входили: разработка положений о соревнованиях, программ, справочников, уставов, проведение соревнований между различными организациями.
Для реализации предписаний Высшего совета физической культуры при губернских исполнительных комитетах создаются губернские советы физической культуры; при уездных исполнительных комитетах - уездные советы физической культуры, которые являлись органами государственного руководства физкультурным движением.
В рамках рассматриваемых нами отношений немаловажное значение имела деятельность и предписания РКП(б). Так, документом, определяющим пути развития советской физической культуры, стало постановление ЦК РКП(б) от 13 июля 1925 г. «О задачах партии в области физической культуры». Таковое определяло, что физическая культура должна составить неотъемлемую часть общеполитического, культурного воспитания и образования, оздоровления масс и должна быть включена в общий план деятельности соответствующих общественных и государственных учреждений и организаций (профсоюзов, РЛКСМ, Красной Армии, школ, органов здравоохранения и т.д.).
Позже Постановление ЦК ВКП(б) от 23 сентября 1929 г. «О физкультурном движении», признав работу неудовлетворительной (слабый охват широких масс рабочего класса, рекордсменский уклон, ведомственный разнобой и др.), призывало усилить и централизовать государственное руководство с тем, чтобы ликвидировать параллелизм и разнобой в физкультурной работе, подчеркнуло необходимость организовать при ЦИК СССР Всесоюзный совет физической культуры на правах государственного органа в физкультурном движении7.
Таким образом, ЦК ВКП(б) счел необходимым устранить разнобой в физкультурной работе, внести в нее больше организованности и плановости, максимально расширить общий масштаб физкультурной работы, обеспечив вовлечение в физкультурное движение рабочих масс и усилив физкультурную работу в сельской местности8.
Далее во исполнение решения ЦК ВКП(б) Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР 1 апреля 1930 г. принял Постановление «Об учреждении Всесоюзного совета физической культуры при ЦИК СССР (ВСФК)». Последний наделялся правами государственного органа руководства и контроля в области физической культуры. С созданием Всесоюзного совета физической культуры устанавливалась единая общесоюзная система государственного управления физкультурным движением в СССР9.
В качестве правового акта, направленного на развитие физкультуры и спорта и принятого институтом гражданского общества в обозначенном хронологическом периоде можно указать решение Всесоюзной конференции профсоюзов по физической культуре
5 Медведев С.А. Теоретико-правовые аспекты функционирования физической культуры и спорта в Российском государстве: Дис. ... канд. юрид. наук. - Майкоп, 2006. - С. 24.
6 СуиР РСФСР. - 1923. - № 62. - С. 602.
7 Столбов В.В. История физической культуры. - М., 1999- - С. 7.
8 Роль партийных организаций в развитии социальной сферы в 30-е годы. Сборн. науч. труд. -М., 1969. - С. 83.
9 Медведев С.А. Теоретико-правовые аспекты функционирования физической культуры и спорта в Российском государстве: Дис. ... канд. юрид. наук. - Майкоп, 2006. - С. 25.
Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 20 (139). Выпуск 22
(1930 г.) переходе от клубно-территориального принципа построения физкультурной работы к производственному. На смену кружкам физкультуры при рабочих клубах пришли коллективы физической культуры на производственных предприятиях и в учреждениях. Последний стал основным звеном советского физкультурного движения.
Следующим этапом в развитии законодательства российского государства о гарантировании физкультуры и спорта (с учетом критерия конституционности) является ограниченно-конституционный (1937-1978 гг.). Это связано с тем, что последовательно (сначала советской Конституцией СССР 1936 г. - ст. 12610), а затем и российской Конституцией 1937 г. в соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам РСФСР обеспечивалось право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества. (ст. 130)11.
Отметим также, что в Конституции (Основном Законе) РСФСР 1937 г. имелась ст. 19, которая относила руководство и организацию дела физической культуры и спорта к ведению Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в лице ее высших органов власти и органов государственного управления.
Уточним, что наименование данного этапа - ограниченно-конституционный, мы обосновываем тем, что напрямую отсутствовало конституционное закрепление государственного гарантирования физической культуры и спорта. Указанные нормы лишь контекстно обеспечивали право граждан, в том числе на спортивные объединения.
Исходя из положений конституции 1936 г. 1937 г. в СССР была создана система общественных органов управления добровольных спортивных обществ (далее - ДСО). С учетом положительного опыта работы «Динамо» (с 1923 г.), «Спартака», «Локомотива», «Красного Знамени» (с 1935 г. и 1936 г.) по решению ВЦСПС в стране были организованы 64 ДСО при центральных комитетах профсоюзов, которые оказывали содействие государственным органам управления данной сферы.
В качестве третьего этапа конституционного развития гарантирования в российском государстве физкультуры и спорта обозначим целостно-конституционный (19771992 гг.). Он отличается содержательным наполнением конституционных норм прямо закрепляющих соответствующие государственные гарантии. Так, в ст. 24 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации 1978 г. установлено, что государство поощряет деятельность кооперативных и других общественных организаций во всех сферах обслуживания населения. Оно содействует развитию массовой физической культуры и спорта12.
В ст. 55 данного основного закона также закреплено, что .государство .поощряет деятельность, способствующую .укреплению здоровья каждого, развитию физической культуры и спорта.
Отметим, что указанные нами положения Конституции (Основного Закона) Российской Федерации 1978 г. являются более удачными по сравнению с положениями советской конституции 1977 г., имеющими отношение гарантированию физической культуры и спорта. Так, в ст. 41 указанного Основного закона «расширение сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитие массового спорта, физической культуры и туризма» закрепляется в контексте обеспечения права граждан СССР на
10 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936 г.). Утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) СССР от 07.10.1977 г., утвержденной Декларацией ВС СССР от
07.10.1977 г. № 6365-1Х // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. - 1936, 6 декабря.
11 Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г. «Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» (вместе с Конституцией). Утратил силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР от 12.04.1978 г., утвержденной Декларацией ВС РСФСР от 12.04.1978 г. // Документ опубликован не был; www.garant.ru
12 Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России (принята ВС РСФСР
12.04.1978 г.) (ред. от 10.12.1992 г.). Утратила силу в связи с принятием Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Ведомости ВС РСФСР. - 1978. - № 15. - Ст. 407.
отдых13. Хотя далее в этой же статье указано, что «государство поощряет деятельность кооперативных и других общественных организаций во всех сферах обслуживания населения. Оно содействует развитию массовой физической культуры и спорта». На наш взгляд, последнее правовое установление является самостоятельным и заслуживает обособленного конституционного определения, а не контекстного упоминания в совокупности с правом на отдых.
Следует также отметить, что в ст.ст. 81.1 и 84.11 отражены общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта как предметы ведения органов публичной власти различного уровня.
Далее отметим, что спецификой развития законодательства данной сферы в виду ее политизации в рассматриваемые хронологические рамки является наличие большего числа правовых норм, принимаемых органами государственной власти. Также здесь следует уточнить немаловажное значение в качестве субъекта нормотворчества коммунистическую партию.
Таким образом, все законодательство, относящееся к гарантированию в России физкультуры и спорта в период с 1937 по 1992 гг- можно разделить на две группы:
- регламентирующее организацию управления данными отношениями, т.е. гарантирующее учреждение и функционирование специализированных государственных структур, ведающими вопросами физкультуры и спорта;
Так, в июне 1936 г. ВСФК, а также территориальные (республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные) советы физической культуры были реконструированы, а на их месте был создан новый государственный орган власти - Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при Совете народных Комиссаров СССР. Соответственно Комитеты по делам физической культуры и спорта были образованы в союзных и автономных республиках, краях и областях, городах и районах страны.
С началом Великой Отечественной войны условия потребовали от органов управления физической культурой и спортом мобилизации всех сил на победу и 23 сентября 1941 г. Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при Совете Народных Комиссаров СССР издал приказ «О работе физкультурных организаций в связи с введением всеобщего военного обучения»14, обязывающий физкультурные организации предоставить спортсооружения подразделениям Всевобуча, частям народного ополчения и сандружинам для проведения занятий по военно-физической подготовке. Комитеты по делам физической культуры и спорта, советы ДСО должны были организовывать военизированные игры (кроссы, штыковой бой, гранатометание, преодоление различных препятствий, скоростные переходы - марш-броски, велосипедные и пешие походы с решением тактических задач), оказывать помощь неполным средним и средним школам, ремесленным училищам и школам фабрично-заводского образования в проведении вне-учебных спортивных соревнований и секционных занятий по лыжному и мотоциклетному спорту, гимнастике и рукопашному бою15.
Позже поднятие престижа страны посредством спорта послужило причиной принятия Постановления ЦК ВКП(б) от 26 декабря 1948 г. «О ходе выполнения Комитетом по делам физической культуры и спорта директивных указаний партии и правительства о развитии массового физкультурного движения в стране и повышения мастерства советских спортсменов».
Следует заметить, что деятельность органов управления по физической культуре и спорту в основном стала оцениваться по количеству медалей, завоеванных в различных соревнованиях, и по числу подготовленных мастеров спорта. При подведении итогов работы территориальных органов управления отрасли по установленным критериям, спорт высших достижений значительно опережал другие направления физкультурного движения.
13 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977 г.) (ред. от 14.03.1990 г.). Утратил силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Соглашения от 08.12.1991 г. «О создании содружества независимых государств», ратифицированного Постановлением ВС РСФСР от 12.12.1991 г. № 2014-1 // Ведомости ВС СССР. - 1977. - № 41. -Ст. 617.
!4 ГАНИ И ОПД ПО, ф. 1458, оп. 1, д. 210, л. 17.
15 Медведев С.А. Теоретико-правовые аспекты функционирования физической культуры и спорта в Российском государстве: Дис. ... канд. юрид. наук. - Майкоп, 2006. - С. 31.
Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 20 (139). Выпуск 22
В условиях административно-бюрократической системы в стране, господства командно-приказных методов, волюнтаризма и субъективизма, характерных для послевоенных лет, необоснованно заменялись органы государственного руководства физкультурным движением и происходила смена их руководителей16.
Все это привело к тому, что 15 марта 1953 г. был упразднен Комитет по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР, а на его месте образовано Главное управление по физкультуре и спорту в составе Министерства здравоохранения СССР. Однако вскоре выяснилось, что Минздрав СССР, имея свои специфические проблемы, не смог справиться с возложенными на него задачами по развитию физкультуры и спорта в стране. Через год (11 февраля 1954 г.) вновь был создан государственный орган управления - Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР17.
В январе 1959 г., исходя из чисто субъективных побуждений Н.С. Хрущева, утверждавшего, что «в коммунизм мы не пойдем с платным инструктором по физкультуре», Всесоюзный комитет как орган государственного руководства физкультурно-спортивным движением вновь был упразднен и вместо него создан Союз спортивных обществ и организаций как общественный орган управления18. Подобные изменения в управлении руководством физкультурно-спортивным движением создавали немалые дополнительные трудности в развитии отрасли. На этом фоне среди значительной части физкультурных работников стали процветать приписки, фальсификация, что в дальнейшем привело к застойным явлениям в развитии массового физкультурно-спортивного движения.
В связи с этим Советское правительство 17 октября 1968 г. приняло Постановление о создании вновь государственного органа управления - Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР и его местных органов управления. Комитет был наделен всеми необходимыми полномочиями для руководства физкультурной и спортивной работой в стране.
Считаем, принятое правительством решение своевременным, несмотря на то, что оно было востребовано ранее, так как общественный орган управления не справился с возложенными на него задачами.
Постановление определяло цели государственной политики в сфере физической культуры и спорта, устанавливало систему государственных органов, которая до начала реформ имела следующий вид:
- органы государственного управления общей компетенции. Кабинет Министров СССР, правительства союзных и автономных республик, исполкомы местных Советов народных депутатов;
- органы государственного управления специальной компетенции. Государственный Комитет по физической культуре и спорту, государственные комитеты по физической культуре и спорту союзных, автономных республик, исполкомов местных Советов народных депутатов;
- структурные подразделения министерств, государственных комитетов, ведомств, отвечающих за развитие физической культуры и спорта в данной отрасли;
- органы управления массовых физкультурно-оздоровительных общественных организаций: советы, президиумы добровольных спортивных обществ;
- органы общественной физкультурной спортивной самодеятельности: внештатные комитеты, коллегии спортивных судей, тренерские советы, федерации по видам спорта;
- органы управления организаций советской спортивной общественности -Олимпийского Комитета СССР, Союза советских спортсменов и др.;
16 Зуев В.Н. Эволюция органов государственной власти в сфере управления физической культурой и спортом в начале XX века в советский период // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 3. - С. 4-5.
17 Столбов В.В. История физической культуры. - М., 1989. - С. 141; Столбов В.В. Российские единомышленники Пъера де Кубертена: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 100-летию Олимпийских игр «Олимпийское движение и социальные процессы». - Омск, 1995. - С. 53.
18 Романов Н.Н. Восхождение на Олимп. - М., 1993. - С. 19.
- органы управления физической культурой и спортом, других общественных организаций: профсоюзных, комсомольских, ДОСААФ19.
В марте 1986 г. Президиум Верховного Совета СССР преобразовал Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР (Спорткомитет СССР) в союзно-республиканский государственный комитет СССР по физической культуре и спорту (Гос-комспорт).
Позже в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 мая 1986 г. были преобразованы государственные органы управления физической культурой во всех краях, АССР, областях, городах и районах России, такие же преобразования произошли в других союзных республиках.
В соответствии с Постановлением Президиума ВЦСПС от 20 февраля 1987 г. № 216 «О мерах по совершенствованию руководства физкультурным движением профсоюзов» было создано Всесоюзное добровольное физкультурно-спортивное общество (ВДФСО). Упразднение всех профсоюзных ДСО («Спартак», «Труд», «Урожай», «Буревестник», «Зенит» и т. д.) обернулось непредсказуемыми результатами.
Этот эксперимент нанес большой урон спортивному движению страны: вскоре закрылись ДЮСШ, перестали работать спортивные сооружения, покинули рабочие места многие ведущие специалисты, уйдя в другие отрасли и бизнес20.
- способствующее дальнейшему развитию физкультуры и спорта.
Отметим, что в 30-е гг. носителями идей был взят «курс на создание таких условий в стране, которые давали бы возможность вырастить новое поколение рабочих, здоровых и жизнерадостных, способных поднять могущество Советской страны на должную высоту и защитить ее грудью от покушений со стороны врага»21. Таким образом, были изменены смысл и назначение физической культуры и спорта. Данная сфера политизируется и подчиняется идее «классовой борьбы». Как следствие этого физическая культура и система управления ею трансформируется в советское физкультурное движение. Воля партии была конкретизирована во «Всесоюзном физкультурном комплексе «Готов к труду и обороне», созданном по инициативе ленинско-сталинского комсомола»22.
В послевоенный период, через 4 месяца после Победы, СНК СССР принял Постановление от 28 сентября 1945 г. «Об оказании помощи комитетам по делам физической культуры и спорта и улучшении их работы», которое рекомендовало немедленно освободить все спортивные сооружения, занятые не по назначению в военный период. Также в целях повышения спортивного мастерства предусматривалось учреждение должностей государственных тренеров по видам спорта и открытие в стране 80 спортивных школ молодежи.
Большое внимание вопросам физического воспитания уделил XXIII съезд КПСС 1966 г. Он призвал все партийные, советские, профсоюзные, комсомольские и физкультурные организации шире внедрять в быт населения массовые виды физической культуры и спорта, обратив особое внимание на их развитие в общеобразовательных школах, в высших и средних специальных учебных заведениях. В целях материального обеспечения растущего физкультурного движения XXIII съезд КПСС признал необходимым расширить сеть стадионов, спортивных баз и других спортивных сооружений, особенно в сельской местности.
В Постановлении от 11 августа 1966 г. «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта» ЦК партии и правительство определили меры по повышению квалификации учителей, преподавателей, тренеров и других специалистов по физической культуре, укреплению материально-технической базы физкультурного движения.
17 января 1972 г. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР был введен усовершенствованный комплекс «Готов труду и обороне СССР». Действовавшие до этого комплекс ГТО (введенный в 1959 г) и его дополнительная ступень «Готов к защите Родины» сыграли известную роль в развитии физкультурного движения, однако в свете задач, поставленных XXVI КПСС (1971 г-) в области физической культуры и спорта, уже перестали отве-
19 Братановский С.Н. Государственное управление физической культурой и спортом в условиях рынка. - Саратов, 1991. - С. 6.
20 Зуев В.Н. Эволюция органов государственной власти в сфере управления физической культурой и спортом в начале XX века в советский период // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 3. - С. 4-5.
21 Беликович В.В. Основы методики физической культуры. - М., 1939. - С. 8.
22 Там же. - С. 11.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ | | Серия Философия. Социология. Право. 18?
IШ ' 2012. № 20 (139). Выпуск 22
чать новым повышенным требованиям. Новый комплекс был признан программной и нормативной основой советской системы физического воспитания, помогающей органам государственной власти в управлении физической культурой и спортом23.
Изучая содержательное наполнение нормативно-правовых актов того времени, следует сказать, что принятые совместно партией и правительством, они были в значительной мере конституционно необоснованны.
В связи с этим лидирующая роль КПСС была узаконена Конституцией СССР 1977 г., ст. 6, что сделало ее субъектом законотворческого процесса.
Постановлением ЦК КПСС И Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» (11 сентября 1981 г.) намечалось расширение сети физкультурно-спортивных клубов (ФСК) и физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК) по месту жительства.
На устранение недостатков в управлении физической культурой и спортом было направлено решение июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС о создании культурно-спортивных комплексов (КСК). В состав КСК стали входить, независимо от ведомственной подчиненности, клубы и Дома культуры, библиотеки и музеи, Дворцы пионеров и школьников, парки, стадионы и другие спортивные сооружения, музыкальные и спортивные школы. КСК создавались в масштабах города, района, посёлка, села решением соответствующих исполкомов Советов народных депутатов. В начале 1985 г. в стране работало около 6 тыс. КСК.
Анализ отечественного законодательства на предмет выявления в нем норм, закрепляющих гарантии физкультуры и спорта, позволил выделить три этапа их развития с учетом конституционного критерия:
I этап: с 1918 г. по 1922 г. - доконституционный. Характеризуется отсутствием конституционных норм, регламентирующих гарантии физкультуры и спорта в стране (в конституциях РСФСР 1918 г. и 1925 г., СССР 1923 г.) искомые положения не обнаружены. Однако отмечено наличие иных правовых норм прямо или косвенно имеющих отношение к гарантированию физкультуры и спорта;
II этап: с 1937 г. по 1977 г. - ограниченно-конституционный. Характеризуется отсутствием прямого конституционного закрепления государственного гарантирования физической культуры и спорта; имеющиеся нормы лишь контекстно обеспечивали право граждан, в том числе на спортивные объединения (ст.ст. 19, 130 Конституции РСФСР 1937 г.);
III этап: с 1978 г. по 1992 г. - целостно-конституционный. Характеризуется содержательным наполнением конституционных норм прямо закрепляющих государственные гарантии физкультуры и спорта (ст. 24, 55, 84.1, 84.11 Конституции РСФСР 1978 г.).
Определено, что спецификой развития законодательства заявленной сферы в виду ее политизации в рассматриваемые хронологические рамки является наличие большего числа правовых норм, принимаемых органами государственной власти. Также здесь следует уточнить немаловажное значение в качестве субъекта нормотворчества коммунистическую партию.
Таким образом, все законодательства, относящееся к гарантированию в России физкультуры и спорта в период с 1937 по 1992 гг. можно разделить на две группы:
- регламентирующее организацию управления данными отношениями, т.е. гарантирующее учреждение и функционирование специализированных государственных и негосударстенных структур, ведающими вопросами физкультуры и спорта;
- способствующее дальнейшему развитию физкультуры и спорта.
Список литературы
1. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918 г.). Утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утвержденной Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11.05.1925 г. // СУ РСФСР. - 1918. - № 51. - Ст. 582.
23 См.: Медведев С.А. Теоретико-правовые аспекты функционирования физической культуры и спорта в Российском государстве: дис. ... канд. юрид. наук. - Майкоп, 2006. - С. 36.
2. Постановление XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 г. «Об утверждении текста Конституции (Основного Закона) РСФСР» (вместе с «Конституцией (Основным Законом) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики»). Утратил силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утвержденной Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937 г. // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. - 1925. - № 118.
3. Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик (утв. ЦИК СССР 06.07.1923 г.). Утратил силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) СССР, утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936 г. // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. - 1923. - № 150.
4. Декрет ВЦИК об обязательном обучении военному искусству, принятый в заседании Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Совета рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов 22 апреля 1918 г. // Декреты Советской власти. Том II. 17 марта - 10 июля 1918 г. - М.: Гос. издат-во политической литературы, 1959.
5. Медведев С.А. Теоретико-правовые аспекты функционирования физической культуры и спорта в Российском государстве: Дис. ... канд. юрид. наук. - Майкоп, 2006.
6. СуиР РСФСР. - 1923. - № 62. - С. 602.
7. Столбов В.В. История физической культуры. - М., 1999. - С. 7.
8. Роль партийных организаций в развитии социальной сферы в 30-е годы. Сборн. науч. труд. - М., 1969. - С. 83.
9. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936 г.). Утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) СССР от 07.10.1977 г., утвержденной Декларацией ВС СССР от 07.10.1977 г. № 6365-IX // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. - 1936, 6 декабря.
10. Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г. «Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» (вместе с Конституцией). Утратил силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР от 12.04.1978 г., утвержденной Декларацией ВС РСФСР от 12.04.1978 г. // Документ опубликован не был; www.garant.ru
11. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России (принята ВС РСФСР 12.04.1978 г.) (ред. от 10.12.1992 г.). Утратила силу в связи с принятием Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Ведомости ВС РСФСР. - 1978. - № 15. - Ст. 407.
12. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977 г.) (ред. от 14.03.1990 г.). Утратил силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Соглашения от 08.12.1991 г. «О создании содружества независимых государств», ратифицированного Постановлением ВС РСФСР от 12.12.1991 г. № 2014-1 // Ведомости ВС СССР. - 1977. - № 41. - Ст. 617.
13. ГАНИ И ОПД ПО, ф. 1458, on. 1, д. 210, л. 17.
14. Зуев В.Н. Эволюция органов государственной власти в сфере управления физической культурой и спортом в начале XX века в советский период // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 3. - С. 4-5.
15. Столбов В.В. История физической культуры. - М., 1989. - С. 141; Столбов В.В. Российские единомышленники Пъера де Кубертена: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 100-летию Олимпийских игр «Олимпийское движение и социальные процессы». - Омск, 1995. - С. 53.
16. Романов Н.Н. Восхождение на Олимп. - М., 1993. - С. 19.
17. Братановский С.Н. Государственное управление физической культурой и спортом в условиях рынка. - Саратов, 1991. - С. 6.
18. Беликович В.В. Основы методики физической культуры. - М., 1939. - С. 8, 11.
DEVELOPMENT OF THE LEGEL ENTRENCHED GUARANTEE
FOR PHYSICAL EDUCATION AND SPORT
Belgorod State National Research University
E.E.TONKOV R.V.DONEC
One of the main objectives of the government is to meet common human needs, including the needs for a healthy lifestyle and physical education and sports. In this area of research the author presents an analysis of Russian legislation (chronological framework 1918-1992 gg.) To identify patterns of its formation in securing guarantees of physical education and sport.
e-mail: [email protected]
Key words: law, sports, physical education, Constitution and law.