14. Mirzoev A.K. Suverenitet: genezis i kontseptual'naya evolyutsiya predstavlenii v politiko-pravovoi nauke (iskhodnye nachala - Nikkolo Makiavelli i Zhan Boden) (Sovereignty: the Genesis and Conceptual Evolution of Representations in Politico-Legal Science (the Starting Principles -Niccolo Machiavelli and Jean Bodin), Mirpolitiki i sotsiologii, 2013, No. 11, pp. 149-157.
15. Sal'nikov V.P. Pravo i svoboda v kachestvennoi ierarkhii tsennostei lichnosti (Right and Freedom in the Qualitative Hierarchy of Personal Values), Vestnik Baltiiskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta, 2006, No. 9, pp. 6-15.
16. Sal'nikov V.P., Ismagilov R.F., Sal'nikov M.V. Platon, Aristotel', Foma Akvinskii i ideya spravedlivosti v estestvenno-pravovoi traditsii (Plato, Aristotle, Thomas Aquinas and the Idea of Justice in the Natural-Legal Tradition), Mir politiki i sotsiologii, 2016, No. 9, pp. 19-26.
17. Sal'nikov S.P., Klimenko O.A., Mirzoev A.K., Tret'yakov I.L. Zhan-Zhak Russo i Dzhon Lokk: nekotorye idei o suverenitete i estestvennom prave (Jean-Jacques Rousseau and John Locke: Some Ideas on Sovereignty and Natural Law), Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost', 2016, No. 5, pp. 173-179.
18. Tarasova T.A. Stanovlenie form gosudarstva i optimal'nye sposoby upravleniya ob-shchestvom (cherez prizmu ucheniya N. Makiavelli) (Formation of State Forms and the Best Ways to Manage Society (through the Prism of N. Machiavelli's Doctrine), Yuridicheskaya nauka: istoriya i sov-remennost', 2015, No. 7, pp. 45-50.
20. Shul'ts V.L. Filosofiya Yu. Khabermasa (Philosophy of J. Habermas). Moscow, Nauka, 2005. Дата поступления: 28.03.2018 Received: 28.03.2018
УДК 342.4
РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ
МАЗИТОВ Артур Ильдусович
аспирант кафедры теории государства и права Института права ФГБОУВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: Isador1999@yandex.ru
Правовой нигилизм является насущной проблемой современного российского общества и государства. Многими теоретиками права правовой нигилизм указывается как одна из причин совершения преступлений, так как он характеризуется низким правосознанием, отсутствием уважения к праву, игнорированием права в повседневной жизни, когда личность или группа, прежде всего, руководствуется в своих действиях традициями, политическими, экономическими или иными интересами, но не законом. Ввиду большого влияния правового нигилизма на общество и государство, вопросы изучения и формирования научных представлений о правовом нигилизме сегодня являются весьма актуальными.
DEVELOPMENT OF VIEWS OF LEGAL
NIHILISM
MAZITOV Artur Ildusovich
Postgraduate Student of the Chair of Theory of State and Law of the Institute of Law of the FBSEIHE "Bashkir State University", Ufa, Russia. E-mail: Isador1999@yandex.ru
Legal nihilism is an actual problem of modern Russian society and state. Many legal theorists point out legal nihilism as one of the reasons for committing crimes, since it characterizes, by means of a low sense of justice, a lack of respect for the law, and preferential non-use of it in everyday life, when a person or group is primarily guided in their actions by traditions, political, economic or other interests, but not by law. In view of a great influence of legal nihilism on society and the state, the issues of studying and forming scientific ideas on legal nihilism are very relevant today.
Ключевые слова: правовой нигилизм, правовая культура, нигилизм, отрицание права, правовой идеализм, правовое государство, тоталитаризм.
Key words: legal nihilism, legal culture, nihilism, denial of law, legal idealism, rule-of-law state, totalitarianism.
Начиная работу о правовом нигилизме, стоит вспомнить фразу выдающегося совет -ского и российского правоведа С.С. Алексеева: «О правовом нигилизме много говорят на самом высоком уровне, а я бы сказал жестче: мы сталкиваемся с тотальной недооценкой права. Именно с этим связаны все трудности, переживаемые нашим обществом. Стремление произвольно перекраивать существующую юридическую систему, манипулирование правовой ма -терией приводят к крупным политическим и социально-экономическим просчетам, а то и к катастрофическим последствиям»[1]. Правовой нигилизм - это концепция воззрения на права и правовые институты, которая заключается в отрицании права, как системы общепринятых правил поведения, способных регулировать общественные отношения наиболее эффективным образом. Признавая важность и актуальность изучения правового нигилизма, соглашаясь в оценке его социальной опасности, российские правоведы, социологи, политики обнаруживают единство в формальном подходе к раскрытию понимания используемого ими словосочетания. Основной акцент делается на исследовании форм проявления и причин этого явления. По верному замечанию Н.И. Матузова, эта проблема до сих пор в полной мере не рассматривалась и в научном плане в должной мере не исследовалась [2, с. 40]. При этом, не смотря на значительное количество времени, которое нас отделяет от того момента, когда о правовом нигилизме писал Н.И. Матузов, учитывая огромное влияние правового нигилизма на российское общество и российскую действительность, в должной мере, проблема правового нигилизма и в настоящее достаточно не исследована. В исследовании правового нигилизма необходимо использовать системный подход, поскольку «правовой нигилизм - это системное качество, не сводимое по своей сущности к сумме элементов, его составляющих. Правовой нигилизм, как и нигилизм в целом, возникает на стыке природной, социальной и духовной сфер человеческого бытия. Это явление можно рассматривать как вечное и неискоренимое зло, и в тоже время - это неприятие. Недовольство существующим порядком вещей в мире, оппозиция в широком смысле этого слова, вечная, покуда жив человек» [3, с. 3].
Свойствами правового нигилизма, которые определяют его сущность, являются определенные воззрения на право, которые характеризуются отчуждением права как регулятора общественных отношений, негативное и нерациональные взгляды на право и закон, пренебрежительное отношение к законным правам и интересам окружающих и государства. Среди свойств правового нигилизма также можно отметить воззрения, которые относятся скептически или равнодушно к собственным законным правам или правам граждан, организаций или государства, отрицание ценности права и государства в смысловой категории. Для должного понимания определения «правовой нигилизм» необходимо рассмотреть понимание нигилизма как такового. Первые упоминания о нигилизме появились в эпоху Средневековья. В то время под нигилизмом понималось отсутствие христианской веры в бога, язычество, религиозное неверие или непринятие власти церкви. Латинское слово «nihil» означает ничто, ничего. Термин нигилизм встречается у «блаженного Августина» и обозначает как отсутствие веры в бога, так и религиозно-догматическое неверие, не принятие канонов святой церкви [4, с. 2].
Нигилизм как течение общественной мысли наибольшее распространение получил в XIX-XX вв., главным образом в Западной Европе и в России. Он был связан с такими философами, как Ф.Г. Якоби, П.Ж. Прудон, Ф. Ницше, М. Штирнер, М. Хайдеггер и др. Среди отечественной публицистической литературы стоит особенно выделить имя Николая Ивановича Надеждина, который ввел в русский литературный оборот слова «нигилист» и «нигилизм» в статье «Сонмище нигилистов» в журнале «Вестник Европы» [5, с. 95] в значении
скептиков и отрицателей. Первое упоминание нигилизма в отечественной научной литературе можно встретить в книге «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни» В. Берве - казанского профессора. Книга В. Берве впервые была издана в 1858 году и подверглась критике Н.А. Добролюбова [6, с. 151].
Интересные воззрения на проблему правового нигилизма среди власти можно увидеть у А.Ф. Кони, который в своих работах отстаивает права и свободы человека и гражданина против тирании и авторитарности государства, более того, А.Ф. Кони противопоставлял народное право на митинги и демонстрации как право на самооборону против правового нигилизма и деспотии властей, при этом, он отмечал устойчивую связь права и судебной системы с законом, правдой, уважению к правам человека: «...помимо уважения к закону должны выносится уроки служения правде и уважения к человеческому достоинству» [7, с. 25].
Понятие нигилизма получило новое содержание в трудах Фридриха Ницше, родоначальника философской теории эстетического имморализма и пламенного пропагандиста индивидуалистического культа сильной личности [7, с. 7]. Что означает нигилизм? - спрашивает Ницше и отвечает: «То, что высшие ценности теряют свою ценность... нет цели, нет ответа на вопрос «зачем?» [8, с. 152]. Ф. Ницше, который является убежденным сторонником имморализма, употребляет «нигилизм» в философском, социокультурном значении, понимая под ним несостоятельность, мещанство современного западного идеала человеческого быта. Фридрих Ницше отрицает современные ценности, которые по его словам делают «маленького человека» [9, с. 326], своего рода Обломовых и Маниловых, которые не способны на целе-полагание и достижение великих идеалов, которым для Ф. Ницше является сверхчеловек. Идеи нигилистических взглядов Ницше взяли свое начало в работе «Мир как воля и представление» Артура Шопенгауэра, который противопоставлял христианскому Богу вездесущее понятие «воля». У Шопенгауэра основой и животворящим началом всего оказывается не познавательная способность и активность человека, а воля как слепая, бессознательная жизненная сила. Тем самым в человеке разумном разум перестал считаться его родовой сущностью, ею становилась неразумная воля, а разум начинал играть второстепенную, служебную роль. Жизнь, жизненная сила, волевое напряжение - вот что вышло на авансцену, оттеснив интеллект и рациональность на задний план. Данное видение Шопенгауэра - это своего рода ответ нигилиста всей рациональной философии XVIII и XIX веков, среди которых наиболее враждебную позицию Артур Шопенгауэр занимал по отношению к Гегелю [10, с. 55].
Нигилизм у Хайдеггера - это свободная и чистая задача установления новых ценностей, освобождение от прежних ценностей как освобождение для некой переоценки всех этих ценностей. Нигилистическая картина мира не исключает оба варианта развития событий. Так, гуманизм еще с античных времен обнаруживает тенденцию перерождаться в антропоцентризм, учение весьма двусмысленное, когда рушится привычное представление о смысле человеческой жизни и возникают радикальные идеологии, основанные на отказе от традиции, на отрицании многовекового опыта человечества, когда абсолютизация человека, признание его как «меры всех вещей» порождает не меньше трудностей, чем попытки изобретения социалистического или национального варианта гуманизма.
«Нигилизм есть чисто практическое миронастроение жителей большого города, у которых за спиной законченная культура и ничего впереди». «Перед нами, - пишет Шпенглер, - три формы нигилизма. Вчерашние идеалы, великие религиозные, государственные, художественные формы изжиты, и только этот последний акт культуры - ее самоотрицание - еще раз служит выражением пра-символа всего существования... без всякого отношения к будущему или прошедшему» [11, с. 56].
Если мы рассмотрим историческую литературу, то среди трудов Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, интересна точка зрения Ключевского, который обосновывает возникновение правового нигилизма в столь значительных объемах, которые были
присущи России и Византийской империи значительными, большими и труднодоступными территориями, когда лоно государственно-правового регулирования было трудно охватывать и взаимодействовать со столь значительными, малонаселенными территориями [12, с. 98]. В продолжении «классической» исторической школы, исторические труды С.Ф. Платонова -ученика В.О. Ключевского рассказывают о влиянии Земств и местного самоуправления на развитие правовой культуры [13, с. 106] в условиях крайне устойчивого правового нигилизма, в особенности, среди самовластного чиновничества и низших слоев населения, словом, тех социальных групп, уровень правовой культуры которых был предельно низким. Если в Западной Европе, по утверждении Освальда Шпенглера, нигилизм происходил вследствие «пресыщенности», то в Российской империи, вследствие правового неравенства и угнетения наиболее крупной социальной группы - крестьянства. Рационализм и практицизм пришли в Европу, и в этом новом направлении знания, труд, иные общечеловеческие ценности, даже такие как закон, государство и право, подчиняются пользе. Однако, и в Соединенных Штатах Америки, догматизм и экономическая выгода, нередко, выступают в качестве антагонистов праву и закону.
Среди оценок и определений правовому нигилизму стоит отметить его регулярное упоминание в предыдущих Посланиях Президента Российской Федерации. В своем выступ -лении на Втором Общероссийском форуме Д.А. Медведев отметил, что «... Россия, без преувеличения, это страна правового нигилизма. К сожалению (и я вынужден это констатировать как человек, который давно занимается правом), таким уровнем пренебрежения к праву не может «похвастаться» ни одна другая европейская страна. И это явление, уходящее в нашу седую древность» [14]. Различные аспекты правового нигилизма освещали и анализировали в своих трудах известные отечественные правоведы: С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.И. Байтин, В.М. Баранов, П.П. Баранов, Б.П. Козьмин, В.Н. Карташов, В.Н. Кудрявцев, В.В. Лазарев,
H.И. Матузов, B.C. Нерсесянц, В.А. Туманов, С.А. Шейфер, Б.С. Эбзеев, А.И. Экимов и др.
Библиографические ссылки
I. Умер один из авторов Конституции России // Новостной портал vesti.ru: сайт. Москва, 2013. URL: http://www.vesti. ru/doc.html?id=1083904&1083904 (дата обращения: 01.03.2018).
2. Матузов Н.И. Общая теория права и государства. Правовой нигилизм и правовой идеализм. М. : Юрайт, 1998.
3. Горохов П. А. Социальная природа правового нигилизма. Оренбург : 1998.
4. Сафонов В.Г. Правовой нигилизм работников государственного аппарата и пути его преодоления. М : Университет Российской Академии Образования, 2004.
5. Надеждин Н.И. Сонмище нигилистов // Вестник Европы. СПб.: Вестник Европы, 1829.
6. Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина. Собр. соч. : в 9 т. М. : Государственное издательство художественной литературы, 1961.
7. Кони А.Ф. Воспоминания. Собр. соч. : в 8 т. Т. 1. М. : Юридическая литература, 1963.
8. Гулина О.Р. Феномен правового нигилизма в современной России. Уфа : РИО БашГУ, 2003.
9. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Полное собр. соч. : в 13 т. Т. 10. М. : Культурная революция, 2016.
10. Шопенгауэр А. Parerga und paralipomena. Собр. соч. : в 6 т. Т. 5. М. : Дмитрий Сечин, 2012.
11. Шпенглер О. Закат Европы. М. : АСТ, 2007.
12. Ключевский В.О. Курс русской истории. Собр. соч. : в 9 т. Т. 2. М. : Мысль, 1987.
13. Платонов С.Ф. К истории московских земских соборов. Собр. соч. : в 6 т. М. : Наука, 2017.
14. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 05.11.2008 // Официальный сайт Президента Российской Федерации kremlin.ru. Москва, 2008 [Электроный ресурс]. URL://http://www.kremlin. ru/events/president/transcripts/1968 (дата обращения: 01.03.2018).
References
1. Umer odin iz avtorov Konstitutsii Rossii (One of the Authors of the Russian Constitution has died), Novostnoi portal vesti.ru: salt. Moscow, 2013. URL: http://www.vesti. ru/doc.html?id=1083904& 1083904 (accessed date: 01.03.2018).
2. Matuzov N.I. Complete Works Obshchaya teoriya prava i gosudarstva. Pravovoi nigilizm i pravovoi idealism (General Theory of Law and State. Legal Nihilism and Legal Idealism). Moscow, Yurait, 1998.
3. Gorokhov P. A. Sotsial'naya priroda pravovogo nigilizma (Social Nature of Legal Nihilism). Orenburg, 1998.
4. Safonov V.G. Pravovoi nigilizm rabotnikov gosudarstvennogo apparata i puti ego preodoleniya (Legal Nihilism of Workers of the State Apparatus and Ways of Its Overcoming). Moscow, Univer-sitet Rossiiskoi Akademii Obrazovaniya, 2004.
5. Nadezhdin N.I. Sonmishche nigilistov (The Crowd of Nihilists), Vestnik Evropy. SPb., Vestnik Evropy, 1829.
6. Dobrolyubov N.A. Chto takoe oblomovshchina. Sobranie sochinenii, v 9 t. (Complete Works, in 9 vols.). Moscow, Gosudarstvennoe izdatel'stvo khudozhestvennoi li-teratury, 1961.
7. Koni A.F. Vospominaniya. Sobranie sochinenii, v 8 t. Т. 1. (Complete Works, in 8 vols.). Moscow, Yuridicheskaya literatura, 1963.
8. Gulina O.R. Fenomen pravovogo nigilizma v sovremennoi Rossii (The Phenomenon of Legal Nihilism in Modern Russia). Ufa, RIO BashGU, 2003.
9. Nitsshe F. Tak govoril Zaratustra. Polnoe sobranie sochinenii, v 13 t. Т. 10. (Complete Works, in 13 vols.). Moscow, Kul'turnaya revolyutsiya, 2016.
10. Shopengauer A. Parerga und paralipomena. Sobranie sochinenii, v 6 t. Т. 5. (Complete Works, in 6 vols.). Moscow, Dmitrii Sechin, 2012.
11. Shpengler O. Zakaz Evropy (Order of Europe). Moscow, AST, 2007.
12. Klyuchevskii V.O. Kurs russkoi istorii. Sobranie sochinenii, v 9 t. Т. 2. (Complete Works, in 9 vols.). Moscow, Mysl', 1987.
13. Platonov S.F. K istorii moskovskikh zemskikh soborov. Sobranie sochinenii, v 6 t. (Complete Works, in 6 vols.). Moscow, Nauka, 2017.
14. Poslanie Federal'nomu Sobraniyu Rossiiskoi Federatsii ot 05.11.2008 (Address to the Federal Assembly of the Russian Federation of 05.11.2008), Ofitsial'nyi sait Prezidenta Rossiiskoi Federatsii kremlin.ru. Moscow., 2008. URL://http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/1968 (accessed date: 01.03.2018).
Дата поступления: 25.01.2018 Received: 25.01.2018