Мы видим, что данная ОЭЗ взаимосвязана с двумя крупнейшими поволжскими кластерами, поволжским автомобильным кластером и нефтехимическим кластером России, что говорит нам о важности ОЭЗ в процессе функционирования и развития территориальных кластеров в РФ.
Список литературы
1. Портер, М. Международная конкуренция : пер. с англ. / М. Портер. - М. : Между-нар. отношения, 1993.
2. Стратегия социально-экономического развития Самарской области до 2020 г. -URL: http://www.protown.ru/russia/obl/articles/articles_1066.html
УДК 330.1
РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ ЭКОНОМИСТОВ НА РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ
Л. Г. Котова
Изложена эволюция взглядов различных экономических школ на роль государства в экономике. Рассмотрены взгляды меркантилистов, физиократов, представителей классической школы, маржиналистов, представителей неоклассического направления, кейнсианства по отношению к роли и степени вмешательства государства в экономику.
В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнений значимость роли государства в экономике. Однако так было не всегда. Различные школы по-разному относились к государственному вмешательству в дела рынка.
Рассмотрим сущность теории меркантилизма. Лаконично сформулировать отношение меркантилистов к роли государства в экономике можно в следующих тезисах:
1) государство обязано регулировать внешнюю торговлю с целью обеспечения притока в страну золота и серебра;
2) государство обязано оказывать поддержку промышленности путем импорта дешевого сырья;
3) государство должно ввести и всячески поддерживать протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары;
4) государство всеми возможными путями продвигает экспорт, особенно готовой продукции;
5) создание условий для роста населения для поддержания низкого уровня заработной платы также входит в прямые задачи государства.
Таким образом, источник богатства страны меркантилисты видели во внешней торговле, обеспечивающей через неэквивалентный обмен активный торговый баланс, а роль государства в экономике заключалась в активном продвижении своего товара на мировой рынок и в препятствовании импорту как одному из способов утекания золота за рубеж. Причем мысль о целесообразном в этой связи превышении экспорта над импортом присутствовала отнюдь не в «подтексте», но даже в названиях некоторых публикаций того времени.
В условиях меркантилизма государственные функционеры предпочитали указы и статуты.
Однако ни меркантилисты, ни их противники не допускали идею коммерциализации труда и земли - исходного условия формирования рыночной экономики. Более того, для меркантилистов «...безусловная вера в абсолютную власть просвещенной деспотии еще не была поколеблена даже намеками на демократию».
Очевидно, поэтому вплоть до 1790 г. во Франции сохранялись ремесленные цехи и феодальные привилегии. Только в 1813-1814 гг. в Англии был аннулирован Статут о ремесленниках, а Закон о бедных - елизаветинский закон - был отменен лишь в 1834 г.
Меркантилистские теории об активном сальдо торгового баланса, в которых обосновывается превышение экспорта над импортом, поощряются экспорт капитала и привлечение в страну зарубежного золота и одобряются общественные работы, действительно располагают к мысли, «что на высших классах общества лежит обязанность обеспечивать рабочие места... будто лишь политика "разори соседа" обогатит нацию... и что более высокая заработная плата снизит, а не повысит предложение труда».
Для достижения положительного сальдо во внешней торговле ранние меркантилисты считали целесообразным:
1) устанавливать максимально высокие цены на экспортируемые товары;
2) всемерно ограничивать импорт товаров;
3) не допускать вывоза из страны золота и серебра (с ними отождествлялось денежное богатство).
Поздние меркантилисты для того, чтобы достичь активного торгового
баланса рекомендовали:
1) завоевывать внешние рынки, предлагая относительно дешевые товары (т.е. с невысокими ценами), а также перепродавая товары одних стран в других странах;
2) допускать импорт товаров (кроме предметов роскоши) при сохранении в стране активного торгового баланса;
3) вывозить золото и серебро для осуществления выгодных торговых сделок, посредничества, т.е. для увеличения их массы в стране и сохранения активного торгового баланса.
Поздние меркантилисты сместили акцент в теории монетаризма, противопоставив идее «денежного баланса» ранних меркантилистов идею «торгового баланса».
Концепция меркантилизма опирается главным образом на политику протекционизма, т.е. на участие государства в управлении экономической системой и обеспечении оптимального использования ресурсов для превышения экспорта над импортом и приумножения богатства страны. При этом меркантилисты не придавали значения привлечению в национальную экономику заграничных инвестиций.
Физиократы. Методологической платформой к определению роли государства в экономике стала разработанная Ф. Кенэ концепция о естественном порядке, юридической основой которой, на его взгляд, являются физические и моральные законы государства, охраняющие частную собственность, частные интересы и обеспечивающие воспроизводство и правильное распределение благ.
По его словам, «сущность порядка такова, что частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает при
господстве свободы. Мир идет тогда сам собой. Желание наслаждаться сообщает обществу движение, которое становится постоянной тенденцией к возможно лучшему состоянию».
Одновременно Ф. Кенэ предупреждает, что «верховная власть не должна быть аристократической или представленной крупным земельным собственником. Последние, соединившись вместе, могли бы образовать власть более могущественную, чем сами законы, поработить нацию, причинить своими честолюбивыми и жестокими распрями разорение, неустройства, несправедливости, наиболее зверские насилия и создать самую разнузданную анархию». Он считает целесообразным сосредоточить высшую государственную власть в одном просвещенном лице, обладающем знанием законов естественного порядка, необходимых для осуществления государственного руководства.
Классическая школа. Разложение меркантилизма усилила нарастающая тенденция ограничения прямого государственного контроля над экономической деятельностью.
В результате «доиндустриальные условия» утратили былую значимость и возобладало «свободное частное предпринимательство», которое, по словам П. Самуэльсона, привело «к условиям полного laisser faire (т.е. абсолютного невмешательства государства в деловую жизнь), события начали принимать другой оборот», и только «...с конца XIX в. почти во всех странах происходило неуклонное расширение экономических функций государства».
Адам Смит - центральная фигура чистой классической теории отводит государству «три весьма важные обязанности» в экономике:
1) издержки на общественные работы (чтобы «создавать и содержать определенные общественные сооружения и общественные учреждения», обеспечивать вознаграждение преподавателей, судей, чиновников, священников и других, кто служит интересам «государя или государства»);
2) издержки на обеспечение военной безопасности;
3) издержки на отправление правосудия, включая сюда охрану прав собственности.
«В каждом цивилизованном обществе» действуют всесильные и неотвратимые экономические законы, в этом лейтмотив методологии исследования А. Смита.
Приверженность этой идее прослеживается в трудах всех лучших представителей классической политической экономии, в том числе у Д. Рикардо, объявившего главной задачей экономической науки необходимость «изучить законы, которые управляют...» всем, что произведено на земле, а также у К. Маркса, занимавшегося исследованием «законов движения капитализма».
Непременным условием для того, чтобы экономические законы действовали, является, по убеждению А. Смита, свободная конкуренция. Только она, считает он, может лишить участников рынка власти над ценой, и чем больше продавцов, тем менее вероятен монополизм, так как «монополисты, поддерживая постоянный недостаток продуктов на рынке и никогда не удовлетворяя полностью действительный спрос, продают свои товары намного дороже естественной цены и поднимают свои доходы...»
Маржинализм. Основная идея маржинализма - исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли (микроэкономика), а также в масштабе всего народного хозяйства (макроэкономика).
Маржиналистами экономика рассматривается как система взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся хозяйственными благами, т.е. материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами. Поэтому именно благодаря маржинальной теории проблемы равновесия и устойчивого состояния экономики стали предметом анализа результатов взаимодействия с окружающей средой как предприятий и фирм, так и народного хозяйства в целом.
Государству маржиналисты отводили ту же роль, что и приверженцы классической теории. Они полностью стояли за либерализацию экономики и ограничение роли государства.
Неоклассицизм. Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, вместо этого предусматривалось использование косвенных мер воздействия на предложение.
Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства.
Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли, и за счет заемных средств (кредитов).
Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.
Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления.
Сокращение налоговых ставок сократит доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией.
Таким образом, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.
Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования.
Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.
Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.
Кейнсианство. В 30-е гг. XX в., после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства.
Теорию Кейнса можно назвать «кризисной», так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии.
По его теории государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса.
Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепро-
изводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении.
При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.
Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:
- высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;
- создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;
- широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.
Монетарная концепция, неолиберальная по своей сути, была апробирована республиканским правительством США при президенте Р. Никсоне в 1969-1970 гг. (тогда М. Фридмен являлся советником президента этой страны). Но наибольший успех монетарные экономические воззрения имели при следующем республиканском правительстве США во времена так называемой «рейганомики», позволившей ослабить инфляцию при реальном укреплении доллара.
Новизна концепции государственного вмешательства в экономику, по Фридмену, состоит в том, что она в отличие от кейнсианской концепции ограничивается жесткой денежной политикой.
Последняя тесно связана с фридменовской «естественной нормой безработицы» (ЕНБ), достигаемой посредством постоянного и стабильного темпа роста количества денег в размере 3-4 % в год независимо от состояния конъюнктуры (учитывая средние темпы роста валового национального продукта США за ряд лет, по которым устанавливается максимально возможный уровень национальной экономики).
Концепция М. Фридмена о ЕНБ позволяет обосновывать минимальный уровень безработицы, при котором в течение определенного периода времени инфляция будет невозможна.
В целом неолиберальные идеи государственного регулирования экономики возобладали над кейнсианскими начиная примерно с 70-х гг., когда для многих стран постоянными стали нарастающие инфляционные процессы, дефицит государственного бюджета, безработица.
Неолибералы поставили в вину кейнсианцам (и неокейнсианцам) разросшиеся масштабы государственного сектора экономики, ограничение условий для свободной конкуренции, сокращение инвестиций в важнейшие сферы экономики вопреки «обещаниям», что их (инвестиций) эффект распространится с мультиплицирующей силой и еще более усилится акселератором».
Наглядным проявлением приоритета неолиберализма над кейнсианством в 70-80-е гг. была планомерная по соответствующим многолетним программам денационализация многих отраслей хозяйства, находившихся ранее в сфере государственной экономики.
За последние годы благодаря этому существенно оздоровилась экономика Великобритании, Франции, Японии, Восточной Германии (бывшая ГДР), Чили, Испании и других стран, минимизировавших сферу государственного экономического влияния.
Уровень вмешательства государства в экономику был разным. Это и естественно, ведь страны решали как общие, так и свои специфические задачи. Так, Франция и Швеция пошли по пути государственного (индикативного) планирования.
Во Франции осуществлялся жесткий государственный контроль над кредитом. Великобритания не торопилась с применением планирования, а национализацию рассматривала как меру «спасения» стагнирующих отраслей, а не как средство стимулирования роста эффективности.
Высок был уровень национализации промышленности в Австрии, Бельгии, Италии.
Несмотря на различия в задачах и методах проведения экономической политики в европейских странах, программа восстановления Европы была успешно выполнена. Довоенный уровень производства был достигнут уже в начале 50-х гг., а темпы роста экономики в целом и новых отраслей промышленности в частности к 1952 г. оказались выше ожидаемых.
УДК 334.7
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ (НА МАТЕРИАЛАХ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Н. И. Краскова
Рассматривается малое предпринимательство как социально-экономическая система и как система, обладающая возможностями саморегулирования. Акцентируется внимание на необходимости создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства, что связано с управлением его развитием. Выдвигается тезис, что развитие малого предпринимательства связано с достижением его успешности и устойчивости. Анализируются социальные и экономические показатели, отражающие изменения в системе малого предпринимательства в Самарской области в 2010 г.
Малое предпринимательство как социально-экономическая система -это своеобразная социальная форма организации экономической деятельности, сложный хозяйственный механизм, задача которого состоит в том, чтобы находить пути и методы эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов в условиях неопределенности. Эта система функционирует в услови-