20. Strany NATO soglasovali deklaraciyu o prieme Ukrainy v al'yans [Elektronnyj resurs] // BRM.RU ot 11 avgusta 2023 g. - URL: https://www.bfm.ru/news/529392 (data obrashcheniya: 05.11.2023)/
АБАШЕВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры юридических дисциплин, филиал Российского государственного гуманитарного университета в г. Домодедово ([email protected]). ABASHEVA, EKATERINA A. - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of Legal Disciplines Branch of the Russian State University for the Humanities Russia, Domodedovo, Moscow region ([email protected]).
УДК 94(4+520):327.57 DOI: 10.24412/2308-264X-2023-6-242-252
КИТАЕВ Р.В.
РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЕС И ЯПОНИИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДО-ТИХООКЕАНСКОЙ СТРАТЕГИИ ЕВРОПЕЙСКОГО
СОЮЗА В 1992-2021 гг.
Ключевые слова: Европейский союз, Япония, отношения ЕС-Япония, Индо-Тихоокеанский регион, Индо-Тихоокеанская стратегия ЕС
Статья посвящена рассмотрению вопроса роли отношений ЕС-Япония в становлении Индо-Тихоокеанской стратегии Европейского союза в 1992 - 2021 гг. Обосновывается важность процессов развития отношений Япония - ЕС в формировании концепции Индо-Тихоокеанского региона (ИТР) в современной внешнеполитической стратегии ЕС. Исследование автором особенностей торгово-экономических отношений ЕС и Японии, институционального оформления сотрудничества по линии бизнес-структур, а также устоявшихся связей по вопросам науки и образования свидетельствует о прочной основе сотрудничества ЕС с Японией, как одним из основных партнёров в ИТР. Автор утверждает, что успех в построении взаимодействия с Токио на выгодных для ЕС условиях стал одним из основных факторов принятия европейскими институтами идеи Индо-Тихоокеанского региона в качестве основы внешней политики ЕС в Азии.
KITAEV, R.V.
THE DEVELOPMENT OF THE EU AND JAPAN RELATIONS WITHIN THE FORMING EU INDO-PACIFIC
STRATEGY AT 1992-2021
Key words: The European Union, Japan, EU-Japan relations, Indo-Pacific region, EU Indo-Pacific strategy
The article is devoted to considering the role of EU-Japan relations in the formation of the Indo-Pacific strategy of the European Union in 1992 - 2021. The importance of the processes of development of relations between Japan and the EU in the formation of the concept of the Indo-Pacific region (IPR) in the modern foreign policy strategy of the EU is substantiated. The author's study of the features of trade and economic relations between the EU and Japan, the institutional design of cooperation through business structures, as well as established ties on issues of science and education indicates a solid basis for cooperation between the EU and Japan, as one of the main partners in the ITR. The author argues that the success in building interaction with Tokyo on terms favorable to the EU has become one of the main factors in the acceptance by European institutions of the idea of the Indo-Pacific region as the basis of the EU's foreign policy in Asia.
Принятие Европейским союзом 16 сентября 2021 года Стратегии сотрудничества в Индо-Тихоокеанском регионе ознаменовало завершение процессов концептуализации новых реалий в политике ЕС в Азии, занявших около 30 лет. Начиная с момента своего образования в 1992 г. по условиям Маастрихтского договора, Европейский союз последовательно развивал отношения с центрами силы и влияния в Азии, рассматривая их, как одно из ключевых направлений своей внешней политики. В рамках этого процесса ЕС опирался на развитие политического диалога по вопросам сотрудничества в вопросах энергетики, здравоохранения, науки и технологий, соблюдения прав человека. Однако первостепенным направлением развития отношений в рамках внешней политики ЕС в Азии оставалось экономическое. С целью обретения большего доступа на стремительно развивающиеся рынки обретших независимость восточных стран, европейские политики старались выстраивать партнёрские взаимоотношения с азиатскими акторами путём решения вопросов инвестирования, поддержания структур лоббирования, согласования законодательства и технологических стандартов азиатских государств с приближением их к европейским, содействия горизонтальному сотрудничеству по линии бизнеса, учреждения производственных центров непосредственно в Азии в областях технологического превосходства ЕС и др. [1].
По мере развития внешней политики ЕС в Азии, последовательно углублялась повестка политического диалога, расширялся географический охват, включивший в её орбиту не только страны Восточной и Юго-Восточной Азии, но и государства, имевшие возможность выхода к Индийскому океану (Австралия, Индонезия, Индия). Таким образом, она всё больше концептуализировалась в русле набиравшей популярность идеи Индо-Тихоокеанского региона
(ИТР), предполагавшей смещение политического центра Азии в область слияния Индийского и Тихого океанов, что, в свою очередь, обуславливало выстраивание процессов региональной интеграции в сторону морских пространств. Для ЕС эта идея оказалась удобна не только из-за отсутствия континентальной связанности со странами Азии, но и вследствие имевшегося научного политологического базиса, в первую очередь в лице исследований К. Хаусхофера, рассматривавшего ИТР в качестве самостоятельной экономической и культурной политической единицы [2].
Одним из основных партнёров ЕС в европейской интерпретации Индо-Пацифики, очерченной в географических рамках от восточного побережья Африки до островов Тихого океана, начиная с 1990-х гг., оставалась Япония. Этому способствовало не только схожее географическое положение относительно слияния океанов, формирующего основу ИТР (ни у ЕС, ни у Японии нет прямого доступа в Индийский океан), но и относительно схожий статус политических партнёров США. При этом формирующиеся отношения ЕС-Япония нельзя было охарактеризовать как безоблачные. Ещё на стадии Европейского экономического сообщества (ЕЭС) усилия Японии по выстраиванию торговли на европейских рынках воспринимались с определённым скепсисом. Обширный японский экспорт наносил ущерб производствам стран ЕЭС, а европейские предприниматели сталкивались с большим количеством тарифных и нетарифных ограничений. Однако к началу 1990-х гг. стороны смогли обозначить первичные точки сближения, добившись согласия японской стороны на ограничение экспорта в обмен на снятие претензий ЕЭС в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле. Уступки Токио также компенсировались большей открытостью стран ЕЭС к наращиванию японского финансирования европейских производств, связанных со сферой услуг, электротехникой и автомобилестроением. Вместе с тем, вскрытые противоречия, выражавшиеся в слабой взаимной открытости рынков, сохраняющимся дисбалансом торговли в пользу Японии, а также нестабильным характером европейских инвестиций в японские предприятия ещё предстояло разрешить [3].
Исторические этапы развития отношений ЕС-Япония в контексте формирующейся Индо-Тихоокеанской стратегии ЕС целесообразно обозначить следующим образом:
1) 1990-2000 - формирование базовых институтов, обеспечивающих сотрудничество в экономике, науке, образовании, культуре, создание форматов политического сотрудничества европейских институтов с Японией, становление взаимодействия по линии институтов гражданского общества (образовательные и научные организации, бизнес-форумы, некоммерческие организации);
2) 2000-2010 - работа по системному усовершенствованию созданных в 1990-е гг. форматов сотрудничества, продолжение диалога по устранению проблемы экономического дисбаланса между ЕС и Японией на фоне сохраняющегося экономического роста и повышенного интереса Европейского Союза к отношениям с КНР;
3) 2010-2018 - работа по заключению Соглашений об экономическом и стратегическом партнёрстве, как нормативно-правовой основы обязывающих политических взаимоотношений ЕС-Япония, укрепление политического взаимодействия с учётом внешних факторов (осложнения взаимоотношений ЕС и Японии с США на фоне решения администрации Д.Трампа о приостановке участия американцев в проектах Транстихоокеанского и Трансатлантического партнёрств, стремление компенсировать рост экономического влияния КНР в рамках инициативы «Один пояс-один путь»);
4) 2019- 2021 г. - переход к построению взаимоотношений в рамках идеи Индо-Тихоокеанского региона;
Формирование взаимоотношений ЕС-Япония требовало наличие чётко выстроенных институтов политического диалога. Первичное решение этой задачи было предложено в рамках Гаагской декларации от 18 июля 1991 г. В рамках этого соглашения была выстроена система взаимодействия Японии и институтов ЕС, включавшая ежегодные саммиты ЕС-Япония, встречи на министерском уровне, взаимные консультации и брифинги по ключевым внешнеполитическим вопросам [4]. В сферу внимания партнёров также официально включались вопросы образования, науки и культуры, академических и молодёжных обменов, сотрудничества в вопросах противодействия терроризму, преступности и др. Стороны также подтверждали готовность к
совместной работе по вопросам политики в отношении стран Центральной и Восточной Европы, а также на пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона. Хотя Гаагская декларация не обозначала, как именно будет осуществляться сотрудничество ЕС-Япония, она заложила институциональный фундамент для дальнейшего развития партнёрства Брюсселя и Токио.
На протяжении второй половины 1990-х годов инструментарий политического диалога ЕС-Япония продолжал совершенствоваться. В частности, шло активное развитие лоббистских структур, выразившееся в создании программ стимулирования частных инициатив сотрудничества деловых кругов стран-членов ЕС с Японией. В их число входили такие программы, как европейская программа «Gateway to Japan» (1994-1996 гг.- ЕС), «Япония - это возможно» (фр. «Le Japon c'est possible») (1992-1997 гг. - Франция), «Кампания действий -Япония» (англ. Action-Japan Campaign) (1994-1997 гг. - Великобритания) и Three times Japan (ФРГ). В рамках этих инициатив велась активная просветительская деятельность в первую очередь для европейских экономистов, призванная дать представление об особенностях функционирования японского рынка и торгового законодательства.
Несмотря на отсутствие прогресса в вопросе устранения торгового преимущества Японии, сторонам удавалось достигать разрешения отдельных спорных вопросов. К числу уступок Японии в торговых спорах можно отнести снятие дискриминационных тарифов на импортируемые из государств-членов Союза спиртные напитки, введение нового законодательства для защиты интеллектуальной собственности и авторских прав в области звукозаписи, соглашения между производителями полупроводников об обмене информацией для предотвращения случаев демпинга. ЕС также приходилось идти навстречу Токио, примером чего является пересмотр введённых в 1992 г. антидемпинговых пошлин на импорт японских алюминиевых электролитических конденсаторов из Японии в 1997 г. Эти компромиссы также способствовали стабилизации экономического диалога, сопровождавшейся формированием к 1999 г. положительной для ЕС инвестиционной динамики в Японию.
Таким образом уже к началу XXI века в рамках отношений Япония-ЕС была сформирована основа для бесконфликтного и равноправного политического диалога. При этом, несмотря на прилагаемые усилия, основные проблемы взаимоотношений, а именно глубокий дисбаланс экономических отношений в пользу Японии, а также различие в приоритетах внешнеполитического партнёрства, по-прежнему сохранялись. Поэтому на общем фоне отношения Японии и ЕС в 1990-х гг. заняли фактически второстепенное значение. Усилия Токио и Брюсселя по выстраиванию политического взаимодействия зачастую оставалось декларативным, однако смогли сформировать базовые институты отношений ЕС-Япония.
Создание валютного союза в рамках ЕС в 1999 г. и учреждение еврозоны укрепили уверенность Токио в ЕС как политическом партнёре. Последовавшее расширение ЕС, включившего в себя восточноевропейские государства, создало крупнейший на тот момент в мире рынок с численностью населения около 500 млн. человек. С учётом новых реалий, ЕС и Япония предприняли усилия по заключению новых соглашений. В числе актов, регулировавших менявшиеся отношения ЕС-Япония нужно назвать Совместный план сотрудничества, подписанный в 2001 году. Этот документ значительно расширял повестку сотрудничества, обозначив около 100 направлений, в которые входили борьба с распространением вооружений, защита прав человека, миротворчество, сотрудничество в области информационных инноваций, ведение совместной научной деятельности, противодействие международной преступности, развитие образования и культурно-просветительских проектов. С одной стороны, Брюссель и Токио уточнили сферы взаимодействия. С другой стороны, совместный план, рассчитанный на 10 лет, не предполагал чётких целей для исполнения. По этой причине характер этого документа оставался преимущественно декларативным. Вместе с тем его принятие способствовало дальнейшей институционализации японо-европейских отношений. Уже в 2002 г. вступило в силу Соглашение о взаимном признании оценок соответствия товаров (телекоммуникационное оборудование, электротовары, продукты химической и фармацевтической промышленности) переговоры о заключении которого начались ещё в 1995 г. [5].
В 2003 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве в отношении антиконкурентных действий [6], в 2008 г. - Соглашение о сотрудничестве и взаимной административной помощи, в 2009 - Соглашение о сотрудничестве в сфере науки и технологии [7].
Вместе с тем, в течение этого десятилетия торговля ЕС-Япония -основополагающее направление взаимоотношений, всё ещё была сбалансирована в пользу Японии. Торговый баланс в пользу Японии колебался в 2001-2008 гг. от 17 до 40 млрд. долл. США, однако в результате мирового экономического кризиса в 2009 гг. упал до 13,2 млрд. Как и в 1990-х гг., торговый дефицит ЕС уже не привлекал такого негативного внимания, как в период торговых конфликтов, особенно на фоне роста дефицита в торговле с Китаем: в 2010 г. он достиг 128,6 млрд. долл. [8]. Торгово-экономическая конфигурация ЕС-Япония также оставалась устойчивой из-за того, что стороны торговали друг с другом товарами из схожих групп. Эти группы включали в себя машины и оборудование, транспорт и продукты химической промышленности, а также смежных с ними отраслей.
Позиции Японии также подкреплялись статусом одного из основных инвесторов в экономику ЕС. Совокупный объём японских вложений к началу 2009 г. составил около 161,7 млрд. долл. США, что лишь в некоторой мере уступало объёму аналогичных инвестиций в США, составлявших 226,6 млрд. Однако события экономического кризиса 2008-2009 гг. привели к оттоку инвестиций из Европы в связи с ухудшением ситуации на мировом финансовом рынке. Так, если в 2007 г. совокупный объём прямых текущих инвестиций составил 19,9 млрд. долл., а в 2008 - 22,9 млрд., то за 2009-2010 г. он сократился до 8,3 млрд. долл. США [8]. В число главных стран-получателей инвестиций входили Великобритания, Нидерланды, Германия и Франция. Наиболее активную место в этих процессах стремилась занимать Великобритания, служившая одной из главных точек входа японской продукции, производимой на заводах на британской территории. Примерами японских компаний, имевших свои филиалы в Соединённом королевстве, являются Konica Minolta Holdings, Inc., Mitsubishi Electric, Fujitsu [9]. Значительный урон по этому положению дел был нанесён в ходе Брексита, хотя он был частично компенсирован наличием филиалов японских фирм в других европейских странах. На конец 2009 г. сумма накопленных инвестиций ЕС в японскую экономику составляла 74,8 млрд. долл. США, что более, чем в два раза меньше аналогичного показателя Японии (174,8 млрд. долл.).
Вместе с тем, на протяжение 2000-2010 гг. произошли некоторые важные изменения. Во-первых, 1 декабря 2009 года вступили в силу положения Лиссабонского договора от 13 декабря 2007 года, в рамках которых Европейский Союз оптимизировал свою структуру и расширил сферу своих полномочий, тем самым формально укрепив свою субъектность в глазах международной общественности [10]. В то же время в Японии пришла к власти Демократическая партия, провозгласившая масштабные реформы японского общества. Изменения должны были затронуть и внешнюю политику, которую новое японское правительство предполагало сосредоточить на азиатском направлении, однако неудачи на фоне обострения конфликта с Китаем за острова Сэнкаку требовали альтернативных успехов на внешнем контуре. Активность Токио также стимулировало заключение ЕС соглашения о свободной торговле с Южной Кореей, наносившее удар по интересам японских автопроизводителей в ЕС [11].
Следствием этих событий стало совместное заявление участников саммита ЕС-Япония 28 мая 2011 г. о начале работы по заключению основополагающих соглашений о дальнейших форматах взаимоотношений Японии и ЕС, а именно [12]:
1. Соглашения о свободной торговле/экономическом партнёрстве (вопросы тарифов, нетарифных мер, услуг, инвестиций, права интеллектуальной собственности, конкуренции и государственных закупок);
2. Обязывающее к исполнению соглашение о политическом партнёрстве. (с 2013 -Соглашение о стратегическом партнёрстве).
По итогам переговоров, занявших около 7 лет, соглашения были подписаны 17 июля 2018 г. и вступили в силу 1 февраля 2019 года. Главенствующая роль отводилась соглашению об экономическом партнёрстве, предусматривавшему постепенное освобождение от тарифов более 90 % продукции ЕС, включая продукцию сельского хозяйства (около 85% тарифов), промышленную продукцию (с полной отменой к 2029 г.). Значительное внимание уделялось и нетарифным барьерам, большая часть которых ликвидировалась либо путём отмены для европейских производителей (алкогольные напитки, продукты фармацевтики), либо путём их синхронизации с общемировыми таможенными практиками (медицинская аппаратура, автомобили). Отдельная часть соглашения регулировала вопросы признания европейских и
японских наименований продукции, корпоративного управления, интеллектуальной собственности.
Таблица 1.
Товарооборот Японии и ЕС в 2019-2022 гг. по основным категориям товаров
Импорт продуктов из Японии в ЕС (млн. Евро) Экспорт продуктов и Ев з Японии в ЕС (млн. ро)
2019 2020 2021 2022 2019 2020 2021 2022
Еда 212 211 293 356 4,166 3,971 4 634 214 4,991
Продукты химической промышленности 7,315 7,797 9,042 9,519 13,679 13,243 17,264 22,924
Транспорт и оборудование для техники 42,053 34,897 38,589 42,738 24,634 19,610 20,135 20,946
Непродовольственное сырье, ископаемое топливо 681 610 705 860 1,686 1,365 1,946 2,201
Прочие товары 7,715 7,185 8,110 8,985 9,313 8,231 8,617 9,571
Составлено на основе: European Union, Trade in goods with Japan Электронный ресурс URL:
https://webgate.ec.europa.eu/isdb_results/factsheets/country/details_japan_en.pdf; (дата обращения: 17.10.2023)
После принятия соглашения объём товарооборота между Японией и ЕС практически неуклонно нарастал. Даже закрытие границ в 2020 г. в рамках борьбы с пандемией Covid-19 не смогло изменить этот тренд. Позиции японских производителей на рынках ЕС уступали китайским, но превосходили таковые у Южной Кореи и Индии. В свою очередь, европейские экспортёры расширили доступ на японский рынок. В течение четырёх лет с момента заключения соглашения товарообмен по основным категориям продукции начал возрастать, несмотря на временное проседание в 2020 году. Несмотря на то, что Япония смогла относительно расширить своё присутствие на европейском рынке, возможности стран ЕС в секторах сельского хозяйства, химической промышленности и прочих товаров пропорционально возросли. Позитивно развивалась и обстановка в сфере инвестиций, число которых также не прекращало увеличиваться. К числу ведущих торговых и инвестиционных партнёров Японии в ЕС в этот период можно отнести Германию, Францию, Италию, Нидерланды, Бельгию и Люксембург. Вместе с тем соглашение не смогло разрешить главное противоречие между Токио и Брюсселем, заключающееся в неравномерности торгового баланса в пользу Японии.
В схожем ключе развивалось оформление соглашения о стратегическом партнёрстве, призванного облечь политические взаимоотношения ЕС и Японии в чётко структурированную и юридически обязывающую форму. Процесс переговоров был связан с трудностями, обусловленными спецификой политического позиционирования обеих сторон. Так, анализ положений т.н. Синих книг японской дипломатии, проведённый М.П. Чижевской, свидетельствует о том, что на протяжении длительного времени в ходе переговоров отношения с ЕС не входили в число первостепенных приоритетов Токио, уступая выстраиванию отношений с США и странами Азии, что вполне закономерно обуславливается географическим положением. В силу политической архитектуры Японии, построенной на основе союзного договора с США и ключевой роли Вашингтона в организации обороноспособности ЕС по линии НАТО стороны столкнулись с необходимостью координировать инициативы по сотрудничеству с учётом ранее устоявшейся ориентации на США [13].
Не меньше трудностей вызывало различие интерпретаций понятия «стратегическое партнёрство», осложняемое отсутствием регламентирующей правовой базы. В то время, как трактовка ЕС включала в себя необходимость совместного ориентирования на европейские ценности, японская интерпретация ставила во главу угла экономические приоритеты [14]. Примером разногласий, вызванных этим обстоятельством, могут служить известия о спорах в мае 2014 г., вызванных настойчивой позицией ЕС о включении в соглашение о стратегическом партнёрстве статьи о соблюдении прав человека, которая была бы привязана к Соглашению об экономическом партнёрстве [15]. В случае принятия эта статья предоставляла ЕС возможность приостановки действия экономического соглашения. В свою очередь, это ставило под угрозу интересы Токио, сохранившего в качестве высшей меры наказания смертную казнь, что давало повод для регулярной критики со стороны представителей институтов ЕС.
Итоговая версия соглашения обозначила широкий спектр сотрудничества ЕС и Японии из 40 направлений, включивший вопросы здравоохранения, противодействия терроризму, науки, технологии и инноваций, миграции, рыболовства и др. В дополнение к институтам Гаагской декларации учреждался Совместный комитет, координирующий исполнение соглашения. Вместе с тем соглашение не конкретизировало чётких механизмов развития сотрудничества, фактически используя их для разрешения вопросов применительно к ситуации [16]. Отчасти это объяснялось тем, что стратегическое партнёрство ЕС-Япония предполагало сотрудничество в решении глобальных вопросов, заведомо неразрешимых без вовлечения международных объединений и организаций и делегирования им определённых полномочий национальных государств [17]. Однако в сочетании с соглашением об экономическом партнёрстве, соглашение о стратегическом партнёрстве позволило окончательно завершить процесс институционализации отношений ЕС-Япония в их современном понимании.
Свидетельством успеха новой системы стало активное развитие отношений ЕС-Японии в области образования. Уже в год подписания соглашения - в октябре 2018 г. состоялся первый двусторонний Диалог по образованию, культуре и спорту. В рамках мероприятия стороны посвятили большую часть повестки именно вопросам образования. В качестве одной из ведущих программ, способствующих содействию международной мобильности, а также способствующей повышению актуальности и качества образования, участники выделили европейский проект Erasmus+ [18]. Совместные магистерские программы в рамках этой инициативы, готовящие специалистов по робототехнике, информационным технологиям, публичной истории и межкультурной коммуникации были инициированы уже в 2019 г. В дальнейшем были запущены программы по текстильной инженерии, европейской культуре и обмену практиками в сфере товарооборота [19]. К числу высших учебных заведений с японской стороны, принявших участие в программе, можно отнести Университет Кейо, Университет Осака, Токийский университет международных исследований, Корпоративный институт Киото, входящие в лучшие тридцать вузов страны [20]. К образовательному треку также весьма тесно привязывалась просветительская деятельность по линии некоммерческих бизнес-партнёрств, способствовавшая лоббированию экономических интересов сторон в экономическом пространстве друг друга.
Таблица 2.
Институты/площадки сотрудничества частного бизнеса в рамках соглашения об экономическом
партнёрстве Японии и ЕС
Институт/площадка сотрудничества Основные цели и мероприятия Данные по участникам (2020 г.)
Европейская сеть поддержки предпринимательства и инноваций Оказание интегрированных услуг малым и средним предприятиям в области поддержки интернационализации, развития бизнеса и инноваций: 1,138 предпринимателей 299 участников проектных мастерских сети 10 Соглашений о партнёрстве в рамках сети
Программа «Европейский бизнес в Европе» Предоставление информации, докладов и проведение вебинаров по специфическим вопросам японского рынка для европейских компаний 2,233 зарегистрированных участников 7 докладов 21 вебинар
Справочная служба по японскому налогообложению и государственным закупкам Помощь во взаимодействии с поставщиками, проведение ежегодных мастерских по государственным закупкам 83 запроса 157 подписок на новостные рассылки
Справочная служба по трансферу технологий Поддержка европейских и японских компаний, университетов, научных центров и частных предпринимателей в технологических исследованиях и укреплении понимания механизмов трансфера технологий 6,602 пользователей 37 запросов от компаний/клиентов 500+ участников семинаров/вебинаров
Японо-европейский региональный кластер Развитие сотрудничества в областях промышленности и торговли, инвестиций, инноваций, туризма и передвижения человеческого капитала 4 вебинара по лучшим практикам кооперации 1 конференция (2021 г.)
Программа «Готовьтесь к Японии» Программа двухнедельной стажировки для европейских инвесторов и бизнесменов 200 участников за период с 2019 по 2023г. [21]
EU-Japan Centre for Industrial Cooperation [Электронный ресурс]. - SME Contact points Joint Activity Report to the 3rd Meeting of the EU-Japan EPA Joint Committee
В схожих обстоятельствах шло развитие научно-технического сотрудничества между ЕС и Японией. Основа двусторонних взаимоотношений в этой области была установлена в рамках двустороннего рамочного соглашения о научном сотрудничестве, заключённого в 2011 г. Соглашение предусматривало совместную работу по вопросам организации совместных научных исследований, обмена опытом по вопросам развития промышленного сектора и расширения возможностей конкурентного взаимодействия производств [22]. С момента вступления соглашения в силу обе стороны инициировали ряд программ по научно-исследовательскому сотрудничеству. Многие исследования, проводимые в рамках как общеевропейских, так и двусторонних научных инициатив, осуществляются до сих пор. Примеры совместных, либо тематических исследований, осуществляемых в рамках около 600 предоставляемых грантов за период с 2013 по 2023 г., представлены в таблице 3 [23].
Таблица 3.
Примеры сотрудничества ЕС и Японии по вопросам научных разработок и инноваций
Ини циатива Примеры проектов в рамках инициативы Участники со стороны ЕС Участники со стороны Японии
Японо-европейское партнёрство по инновациям, науке и технологиям (JEUPISTE) (2013-2017) Изменение климата и моделей устойчивого развития. Институт прикладного анализа (Австрия); Потсдамский институт по изучению климата (ФРГ); Евросредиземноморский центр исследования изменений климата (Италия); Министерство инфраструктуры и окружающей среды (Нидерланды); Институт коммуникаций и компьютерных систем (Греция); Университет Восточной Англии, Институт исследований устойчивого развития и международных отношений (Франция) Национальный институт исследований окружающей среды; Исследовательский институт инновационных технологий для Земли;
Исследование генома и генетики рыб. Университет Бирмингема, (Великобритания); Институты Макса Планка (ФРГ); Технологический институт Карлсруэ (ФРГ); Университет Льежа (Франция); Каролинский институт (Швеция); Институт физико-химических исследований «Рикен»
Технологии обеспечения связи 5G в области фотоники. Университет Дуйсбург-Эссен (ФРГ); Университет Кента (Великобритания); Corning Optical Communications GmbH & Co (ФРГ); EXATEL S.A. (Польша) Осакский университет; Университет Досися; Hitachi; Koden Techno Info;
Образцовая наука -Европейский исследовател ьский совет Этимологический словарь японо-рюкюских языков (2019-2025) Высшая школа социальных наук (Франция); Университет Николая Коперника (Польша) Межуниверситетская исследовательская корпорация «Национальные институты ради человечества»
Демография, культурные изменения и распространение риса и проса во время перехода от Дземон к Яей в доисторической Японии Университет Кембридж (Великобритания) Йоркский университет (Великобритания);
Horizon 2020 Японо-европейская программа обмена опытом по развитию акселлераторов частиц (20152018 г.) Комиссариат по атомной энергии и альтернативной энергии (Франция); Университет Ливерпуля; (Великобритания); Оксфордский университет (Великобритания); Университет Страсбурга; (Бельгия); Токийский университет; Университет Тохоку; Университет Кюсю;
Развитие сотрудничества и обмена знаниями между ЕС и Японией инновациям искусственного интеллекта в производстве (2020-2021) Институт Йозефа Стефана (Словения) Tecnalia Research and Innovation (Испания) Университет Мэйдзи Университет ООН
Исследование способов снижения выбросов парниковых газов на национальном и глобальном уровнях (2019-2023) Уртрехтский университет (Нидерланды); Потсдамский институт изучения климатических изменений (ФРГ); Министерство инфраструктуры и окружающей среды Нидерландов; Национальный институт исследований окружающей среды;
Horizon Europe Оптимизация мобильных лабораторий для миссий по мониторингу заболеваний (20222025) Университет Инсбрука (Австрия) Университет Гент (Бельгия) Красный Крест в Баварии (ФРГ) Янус Консалтинг ЛТД (Кипр) Медицинский университет Саитама
Глобализация, Европа и мультилатерализм: демократический институты, альтернативные модели и использование нормативного диссенсуса(2022-2026) Амстердамский университет (Нидерланды); Университет Сорбонна (Франция); Университет Копенгагена (Дания); Университет Васэда
Использование возобновляемых материалов в органических светоизлучающих диодах (20222026) Кельнский университет (ФРГ) Университет Валенсии (Испания) Университет Бордо (Франция) Окинавский институт науки и технологий; Университет Киото;
Составлено на основе:
https://cordis.europa.eu/search?q=contenttype%3D%27project%27%20AND%20frameworkProgramme%3D%27HORIZON%27%2 C%27H2020%27%20AND%20(%27j apan%27)&p= 1&num= 10&srt=Relevance: decreasing
Вместе с тем соглашения об экономическом и стратегическом партнёрствах не только завершили процессы институционализации отношений ЕС-Япония, но также стимулировали процесс принятия странами ЕС идеи Индо-Тихоокеанского региона. Стремление обеих сторон к углублению взаимодействия в контексте синхронизации европейской инициативы связанности и японской идеи Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона было артикулировано в рамках 26 саммита ЕС-Япония 25 апреля 2019 г. [24]. Обуславливалось оно и необходимостью компенсировать последствия политических решений администрации Д.Трампа, прекратившего развитие проектов Трансатлантического и Транстихоокеанского партнёрств, а также поставившего вопрос о снижении американского участия в обеспечении безопасности Японии и ЕС. Дальнейшее сближение позволяло купировать самостоятельность политики Вашингтона, показательно исключавшего из создаваемых в ИТР структур, как Японию(АЦКЦБ), так и E^QUAD) [25]. На протяжении последующих двух лет началось планомерное принятие европейскими странами стратегических документов, посвящённых Индо-Пацифике. Так, в 2018 году вступила в силу Индо-Тихоокеанская стратегия Франции (обновлена в 2021 г.), в сентябре
2020 года правительство ФРГ издало «Стратегические приоритеты в Индо-Тихоокеанском регионе», а в ноябре того же года аналогичный документ приняли Нидерланды [26].
Позиции по ИТР среди ведущих стран ЕС во многом сходились с японскими теоретическими наработками. В число общих лейтмотивов входило первенство экономического сотрудничества, отстаивание свободного доступа к морским путям, содействие развитию образования и НИОКР посредством совместных программ и горизонтальных институтов. Принятие Индо-Пацифики в качестве ведущей идеи среди наиболее влиятельных стран ЕС ознаменовало необходимость формирования общеевропейского подхода к Индо-Тихоокеанскому региону. Об окончании работы по его концептуализации и принятии Стратегии сотрудничества в Индо-Тихоокеанском регионе было объявлено в заключении Европейского совета от 19 апреля
2021 года [27]. Тенденция была также закреплена по итогам решения 27 саммита ЕС-Япония от 27 мая 2021 г. [28].
Таким образом, результаты изучения процессов развития отношений Япония - ЕС свидетельствует об их значительной роли в качестве одной из основ Индо-Тихоокеанской стратегии ЕС. Начиная с 1992 года, стороны последовательно развивали отношения на схожих принципах, чему способствовали: 1. Удалённое географическое положение как друг от друга, так и от основных географических точек ИТР; 2 Схожее геополитическое положение обоих центров силы и влияния в контексте партнёрства с США.
Несмотря на определённое замедление в 2000-2010 гг., вызванное повышением политического и экономического интереса ЕС к отношениям с КНР, стороны не прекращали развивать взаимодействие в областях экономики, безопасности, науки, образования и др. Вместе
с тем полноценный переход к сотрудничеству в рамках идеи ИТР стал возможен только после окончательной институционализации взаимодействия ЕС и Японии посредством Соглашений о стратегическом и экономическом партнёрствах, окончательно сформировавших систему. Сближаясь на фоне ослабления отношений с США как основным гарантом безопасности и экономическим партнёром, стороны воспользовались этой ситуацией не только для завершения процессов формирования институтов политического и экономического сотрудничества Брюсселя и Токио, но и для построения на их основе синхронизации с японской концепцией Индо-Тихоокеанского региона. Это стало возможным как благодаря более активному вниманию европейских политиков и учёных с японской интерпретацией Индо-Пацифики, так и из-за свершившегося взаимного сближения ЕС и Японии на фоне нарастания их противоречий с США в период президентства Д.Трампа.
Наличие стабильных партнёрских отношений с Японией, выстроенных на принципах, декларируемых ЕС, стало одним из стимулов стало официальному принятию ИТР в качестве руководящей идеи внешней политики в Азии. Несмотря на отсутствие прогресса в разрешении проблемы торгового дисбаланса в пользу Японии, сложившаяся система смогла существенно сгладить сложности в экономических взаимоотношениях ЕС - Япония, позволив им стать одной из основ инкорпорирования концепции Индо-Тихоокеанского региона во внешнеполитическую стратегию Европейского Союза. Завершение этого процесса ознаменовало укрепление взаимоотношений Японии и ЕС, что в свою очередь завершило процесс формирования механизмов, лёгших в основу Индо-Тихоокеанской стратегии ЕС.
Литература и источники
1. Towards a new Asia strategy Brussels 1994 June 13 [Электронный ресурс] URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:51994DC0314&from=EN (дата обращения: 06.07.2022)
2. English Translation and Analysis of Major General Karl Ernst Haushofer's Geopolitics of the Pacific Ocean: Studies on the Relationship between Geography and History. Lewiston, New York and Lampeter, Wales: Edwin Mellen Press, 2002.- 402 p.
3. Чижевская М.П. Политические и экономические аспекты отношений Японии и Европейского союза на современном этапе: дис. ... канд. полит. наук. - М., 2021. - 274 с.
4. Joint Declaration on Relations between The European Community and its Member States and Japan July 18, 1991 // [Электронный ресурс] URL: https://www.mofa.go.jp/region/europe/eu/overview/declar.html (дата обращения: 13.08.2023)
5. EU-Japan Mutual Recognition Agreement/ [Электронный ресурс] URL: https://eur-lex.europa.eu/legalcontent/en/ALL/?uri=0J:L:2001:284:T0C (дата обращения: 01.09.2023)
6. EU-Japan relations, 1970-2012: from confrontation to global partnership. Ed.by Jorn Keck, Dimitri Vanoverbeke and Franz Waldenberger. - New York: Routledge, 2015. - 352 p.
7. Gilson, J. EU-JAPAN Relations and the crisis of multilateralism. - London: Routledge Taylor&Francis Group, 2019. -147 p.
8. Japanese Trade and Investment Statistics // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.jetro.go.jp/en/reports/statistics/ (дата обращения: 05.10.2023).
9. Rudlin Consulting Ltd // [Электронный ресурс]. - Latest Top 30 Japanese companies in UK shows significant divergence - Режим доступа: https://rudlinconsulting.com/latest-top-30-japanese-companies-in-uk-shows-significant-divergence/ (дата обращения: 10.10.2023).
10. Кавешников Н.Ю. Лиссабонский договор и его последствия для развития ЕС // Актуальные проблемы Европы. - 2010. - № 2. - С. 54-76.
11. EU-Korea deal pushes Japan to negotiate // [Электронный ресурс]. URL: https://www.euractiv.com/section/trade-society/news/eu-korea-deal-pushes-japan-to-negotiate/ (дата обращения: 10.10.2023).
12. 20th EU-Japan Summit Brussels, 28 May 2011 Joint Press Statement // [Электронный ресурс] URL: https://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/er/122305.pdf (дата обращения: 09.10.2023).
13. Tsuruoka, M. Japan-Europe Relations: Toward a Full Political and Security Partnership. Japan's Global Diplomacy: Views from the Next Generation, edited by Yuki Tatsumi, Stimson Center, 2015. - pp. 43-53.
14. Чижевская М.П. "Стратегическое партнёрство" ЕС и Японии / Международные процессы. - 2018. - Т. 16. - № 1(52). - С. 105-115.
15. EU demands human rights clause linked to economic partnership agreement with Japan. [Электронный ресурс] URL: https://www.bilaterals.org/7eu-demands-human-rights-clause (дата обращения: 23.10.2023).
16. Japan-EU Strategic Partnership Agreement (SPA) and its Outline // [Электронный ресурс] URL: https://www.mofa.go.jp/files/000381942.pdf (дата обращения 20.10.2023.
17. Каренин Д.М., Кузьмин В.А. Япония и ЕС: транснациональное сотрудничество в XXI в. // История и современное мировоззрение. - 2021. - Т. 3. - №3. -С. 28-37.
18. Statement on EU-Japan policy dialogue in education, culture and sport 2018 / EU cultural relations platform. 01.10.2018. // https://www.cultureinexternalrelations.eu/2018/10/01/statement-on-eu-japan-policy-dialogue-in-education-culture-and-sport/ (дата обращения: 24.10.2023)
19. European Education and Culture Executive Agency // [Электронный ресурс]. - Erasmus Mundus Catalogue URL: https://www.eacea.ec.europa.eu/scholarships/erasmus-mundus-catalogue_en?f%5B0%5D=oe_project_locations_country%3AJP (дата обращения: 20.10.2023
20. Times Higher Education // [Электронный ресурс]. - Japan University Rankings 2023 URL: https://www.timeshighereducation.com/rankings/japan-university/2023?page=1# (дата обращения: 24.10.2023)
21. EU-Japan Centre for Industrial Cooperation // [Электронный ресурс]. - Get ready for Japan: Former participants of the missions/programmes URL: https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Fwww.eu-japan.eu%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fimce%2FBeneficiaries%2520of%2520the%2520grants.xls&wdOrigin=BROWSELINK(д ата обращения: 20.10.2023
22. Agreement between the European Community and the Government of Japan on cooperation in science and technology // European Commission. 30.01.2009. https://ec.europa.eu/research/iscp/pdf/policy/japan_agreement.pdf (дата обращения: 24.10.2023)
23. Муратшина К.Г., Бусыгина Д.В. Развитие гуманитарных областей партнёрства Евросоюза с Японией: здравоохранение, образование, наука, культура, защита окружающей среды // Японские исследования. - 2021. - № 3. - С. 40-56.
24. The 26th Japan-EU Summit // [Электронный ресурс] URL: https://www.mofa.go.jp/erp/ep/page6e_000178.html (дата обращения: 16.12.2023)
25. Чижевская М.П. О роли США в японо-европейских отношениях: актуальна ли концепция трилатерализма? // Японские исследования. - 2022. - № 2. - С. 80-94.
26. Japan's effort for a free and open Indo-Pacific (March 2021)// [Электронный ресурс] URL: https://www.mofa.go.jp/files/100056243.pdf (дата обращения: 16.12.2023)
27. Indo-Pacific: Council adopts conclusions on EU strategy for cooperation // [Электронный ресурс] URL: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2021/04/19/indo-pacific-council-adopts-conclusions-on-eu-strategy-for-cooperation/The 27th Japan-EU Summit [Электронный ресурс] URL: https://www.mofa.go.jp/files/100194617.pdf (дата обращения: 16.12.2023).
28. The 27th Japan-EU Summit [Электронный ресурс] URL: https://www.mofa.go.jp/erp/ep/page4e_001135.html (дата обращения: 16.12.2023)
References and Sources
1. Towards a new Asia strategy Brussels 1994 June 13 [Elektronnyj resurs] URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:51994DC0314&from=EN (data obrashcheniya: 06.07.2022)
2. English Translation and Analysis of Major General Karl Ernst Haushofer\'s Geopolitics of the Pacific Ocean: Studies on the Relationship between Geography and History. Lewiston, New York and Lampeter, Wales: Edwin Mellen Press, 2002.- 402 p.
3. Chizhevskaya M.P. Politicheskie i ekonomicheskie aspekty otnoshenij Yaponii i Evropejskogo soyuza na sovremennom etape: dis. ... kand. polit. nauk. - M., 2021. - 274 s.
4. Joint Declaration on Relations between The European Community and its Member States and Japan July 18, 1991 // [Elektronnyj resurs] URL: https://www.mofa.go.jp/region/europe/eu/overview/declar.html (data obrashcheniya: 13.08.2023)
5. EU-Japan Mutual Recognition Agreement/ [Elektronnyj resurs] URL: https://eur-lex.europa.eu/legalcontent/en/ALL/?uri=0J:L2001:284:TOC (data obrashcheniya: 01.09.2023)
6. EU-Japan relations, 1970-2012: from confrontation to global partnership. Ed.by Jorn Keck, Dimitri Vanoverbeke and Franz Waldenberger. - New York: Routledge, 2015. - 352 p.
7. Gilson, J. EU-JAPAN Relations and the crisis of multilateralism. - London: Routledge Taylor&Francis Group, 2019. -147 p.
8. Japanese Trade and Investment Statistics // [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.jetro.go.jp/en/reports/statistics/ (data obrashcheniya: 05.10.2023).
9. Rudlin Consulting Ltd // [Elektronnyj resurs]. - Latest Top 30 Japanese companies in UK shows significant divergence - Rezhim dostupa: https://rudlinconsulting.com/latest-top-30-japanese-companies-in-uk-shows-significant-divergence/ (data obrashcheniya: 10.10.2023).
10. Kaveshnikov N.Yu. Lissabonskij dogovor i ego posledstviya dlya razvitiya ES // Aktual'nye problemy Evropy. - 2010. - № 2. - S. 54-76.
11. EU-Korea deal pushes Japan to negotiate // [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.euractiv.com/section/trade-society/news/eu-korea-deal-pushes-japan-to-negotiate/ (data obrashcheniya: 10.10.2023).
12. 20th EU-Japan Summit Brussels, 28 May 2011 Joint Press Statement // [Elektronnyj resurs] URL: https://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/er/122305.pdf (data obrashcheniya: 09.10.2023).
13. Tsuruoka, M. Japan-Europe Relations: Toward a Full Political and Security Partnership. Japan's Global Diplomacy: Views from the Next Generation, edited by Yuki Tatsumi, Stimson Center, 2015. - pp. 43-53.
14. Chizhevskaya M.P. \"Strategicheskoe partnyorstvo\" ES i Yaponii / Mezhdunarodnye processy. - 2018. - T. 16. - № 1(52). - S. 105-115.
15. EU demands human rights clause linked to economic partnership agreement with Japan. [Elektronnyj resurs] URL: https://www.bilaterals.org/?eu-demands-human-rights-clause (data obrashcheniya: 23.10.2023).
16. Japan-EU Strategic Partnership Agreement (SPA) and its Outline // [Elektronnyj resurs] URL: https://www.mofa.go.jp/files/000381942.pdf (data obrashcheniya 20.10.2023.
17. Karenin D.M., Kuz'min V.A. Yaponiya i ES: transnacional'noe sotrudnichestvo v HHI v. // Istoriya i sovremennoe mirovozzrenie. - 2021. - T. 3. -№3. -S. 28-37.
18. Statement on EU-Japan policy dialogue in education, culture and sport 2018 / EU cultural relations platform. 01.10.2018. // https://www.cultureinexternalrelations.eu/2018/10/01/statement-on-eu-japan-policy-dialogue-in-education-culture-and-sport/ (data obrashcheniya: 24.10.2023)
19. European Education and Culture Executive Agency // [Elektronnyj resurs]. - Erasmus Mundus Catalogue URL: https://www.eacea.ec.europa.eu/scholarships/erasmus-mundus-catalogue_en?f%5B0%5D=oe_project_locations_country%3AJP (data obrashcheniya: 20.10.2023
20. Times Higher Education // [Elektronnyj resurs]. - Japan University Rankings 2023 URL: https://www.timeshighereducation.com/rankings/japan-university/2023?page= 1 # (data obrashcheniya: 24.10.2023)
21. EU-Japan Centre for Industrial Cooperation // [Eleklronnyj resurs]. - Get ready for Japan: Former participants of the missions/programmes URL: https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Fwww.eu-
japan.eu%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fimce%2FBeneficiaries%2520of%2520the%2520grants.xls&wd0rigin=BR0WSELINK(data obrashcheniya: 20.10.2023
22. Agreement between the European Community and the Government of Japan on cooperation in science and technology // European Commission. 30.01.2009. https://ec.europa.eu/research/iscp/pdf/policy/japan_agreement.pdf (data obrashcheniya: 24.10.2023)
23. Muratshina K.G., Busygina D.V. Razvitie gumanitarnyh oblastej parlnyorstva Evrosoyuza s Yaponiej: zdravoohranenie, obrazovanie, nauka, kul'tura, zashchita okruzhayushchej sredy // Yaponskie issledovaniya. - 2021. - № 3. - S. 40-56.
24. The 26th Japan-EU Summit // [Elektronnyj resurs] URL: https://www.mofa.go.jp/erp/ep/page6e_000178.html (data obrashcheniya: 16.12.2023)
25. Chizhevskaya M.P. O roli SShA v yapono-evropejskih otnosheniyah: aktual'na li koncepciya trilateralizma? // Yaponskie issledovaniya. - 2022. -№ 2. - S. 80-94.
26. Japan's effort for a free and open Indo-Pacific (March 2021)// [Elektronnyj resurs] URL: https://www.mofa.go.jp/files/100056243.pdf (data obrashcheniya: 16.12.2023)
27. Indo-Pacific: Council adopts conclusions on EU strategy for cooperation // [Elektronnyj resurs] URL: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2021/04/19/indo-pacific-council-adopts-conclusions-on-eu-strategy-for-cooperation/The 27th Japan-EU Summit [Elektronnyj resurs] URL: https://www.mofa.go.jp/files/100194617.pdf (data obrashcheniya: 16.12.2023).
28. The 27th Japan-EU Summit [Elektronnyj resurs] URL: https://www.mofa.go.jp/erp/ep/page4e_001135.html (data obrashcheniya: 16.12.2023)
КИТАЕВ РОМАН ВИКТОРОВИЧ - аспирант кафедры международных отношений и внешней политики России, Московский государственный лингвистический университет ([email protected]).
KITAEV, ROMAN V. - Ph.D. student, Department of International Relations and Foreign Policy of Russia, Moscow State Linguistic University ([email protected]).
УДК 94(479.24+574/575):376.7 DOI: 10.24412/2308-264X-2023-6-252-256
ХАЗИЕВА С.А.
К ИСТОРИИ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ДИАСПОР В РЕСПУБЛИКАХ СРЕДНЕЙ АЗИИ
В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Ключевые слова: азербайджанская диаспора, Средняя Азия, общины, мягкая сила, общественные организации.
В статье проанализированы основные тенденции эволюции азербайджанских диаспор в государствах Средней Азии в постсоветский период. Показано, что азербайджанцы создали в Средней Азии общественные организации, общины и диаспоральные комитеты, которые способствуют налаживанию межгосударственного взаимодействия по линии социо-гуманитарных связей Азербайджанской Республики со страной пребывания диаспоры. В статье рассматриваются гуманитарные мероприятия азербайджанских диспор Средней Азии. Автор приходит к выводу, что мероприятия общественных организаций азербайджанцев Средней Азии способствуют сохранению национальной культуры и формируют позитивный образ азербайджанцев в обществе и медиапространстве, что создает взаимовыгодное поле soft-power.
KHAZIEVA, S.A.
ON THE HISTORY OF AZERI DIASPORA IN THE REPUBLICS OF CENTRAL ASIA IN THE POST-SOVIET PERIOD
Key words: Azerbaijani diaspora, Central Asia, communities, soft power, public organizations.
The article analyzes the main trends in the evolution of Azerbaijani diasporas in the states of Central Asia in the post-Soviet period. It is shown that Azerbaijanis have created public organizations, communities and diaspora committees in Central Asia, which contribute to the establishment of interstate interaction through socio-humanitarian ties between the Republic of Azerbaijan and the host country of the diaspora. The article examines the humanitarian activities of the Azerbaijani disporas in Central Asia. The author comes to the conclusion that the events of public organizations of Azerbaijanis in Central Asia contribute to the preservation of national culture and form a positive image of Azerbaijanis in society and the media space, which creates a mutually beneficial soft-power field.
Движение солидарности азербайджанцев мира начало формироваться под влиянием импульса, сообщенного так называемым «пограничным движением», которое вошло в историю в связи с разрушением пограничных застав с Ираном 31 декабря 1989 года. Под влиянием данного движения вскоре возник национальный праздник - день солидарности азербайджанцев мира. На состоявшейся 16 декабря 1991 года сессии Верховного Собрания Нахичеванской Автономной Республики под руководством общенационального лидера Гейдара Алиева это движение получило свою историческую оценку. А всего через девять дней после этого исторического решения Национальный Совет Верховного Совета Азербайджанской Республики объявил 31 декабря Днем солидарности азербайджанцев мира. Было принято историческое решение внести предложение в Верховный Совет Азербайджанской Республики в качестве законодательной инициативы по празднованию этого дня в Азербайджанской Республике. 3-5 ноября 1990 года на проходившем в Турции Первом Международном конгрессе азербайджано-тюркских объединений была выдвинута инициатива широко отмечать этот день как праздник каждый год 31 декабря. 28 декабря 1996 года в своем обращении к азербайджанцам мира Гейдар Алиев призвал к единству и активному участию в защите интересов Азербайджанской Республики [13].
В настоящее время в мире насчитывается более 50 миллионов азербайджанцев, около 370 диаспорских организаций азербайджанцев действует в 50 странах мира. Благодаря заботе государства, защите национальных интересов и их интеграции с международными интересами, подтверждению экономических, политических и культурных ценностей, предотвращению того, чтобы исторические обычаи и традиции подвергались иностранному давлению, формированию и скоординированной деятельности национальная диаспора, выявление форм и методов пропаганды Родины среди народов мира и др. Рассмотрение факторов, определяющих движение солидарности, служащее целям совершенствования, требует научного анализа динамики развития движение солидарности с соотечественниками. Это создает возможность уточнить уровень активности диаспорских организаций по странам, провести сравнения и сделать выводы. Положение, которое они занимают в общественно-политической жизни стран, в которых проживают, качество