стр. 81 из 206
УДК 338.1
DOI: 10.12737/10798
РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
Новикова Наталия Геннадьевна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления», [email protected],
Мухоморова Ирина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления, [email protected]
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
Курс на модернизацию в России объективно продиктован ужесточением мировой конкуренции между странами и необходимостью структурной оптимизации отечественной экономики. В сегодняшних условиях от результатов модернизации российской экономики напрямую зависит благополучие страны в будущем, устранение технологического отставания, повышение эффективности во всех отраслях народного хозяйства и сферах профессиональной деятельности.
Процесс модернизации направлен на решение как минимум трех задач: обеспечение структурной сбалансированности отечественной экономики; технологическое
обновление; формирование инновационной модели развития экономики. Формирование такой модели экономики предполагает увеличение в народном хозяйстве удельного веса наукоемких и высокотехнологичных отраслей.
При двух возможных и взаимоисключающих государственных подходах к модернизации экономики и технологическому развитию, автократическому и демократическому, последний является наиболее эффективным, поскольку модернизация не может быть осуществлена без непосредственного участия бизнеса, гражданского общества и отдельных граждан при высоком уровне компетентности государственной власти. Федеральным органам власти при этом отводится роль координатора, обеспечивающего правовую, организационную и финансовую поддержку и системность процесса.
Модернизации экономики и технологическое развитие потребуют подготовки квалифицированного человеческого капитала, что может быть обеспечено
качественным функционированием системы образования в России. Развитие образования должно быть согласовано с социально-экономическим развитием, а деятельность образовательных организаций интегрирована в инновационные процессы на национальном и региональном уровнях.
Важное значение при решении этих задач имеет развитие механизмов взаимодействия образовательных организаций с бизнес-средой, широкой
общественностью и изменению формата взаимоотношений с государственными органами управления образованием.
Ключевые слова: модернизация экономики; профессиональное образование; саморегулирование
Модернизация экономики может быть определена как скоординированные усилия общества, направленные на преодоление кризисных явлений в экономической и
стр. 82 из 206
социальной сферах, для предотвращения утраты экономических, политических и конкурентных позиций на мировом рынке.
Задачами профессионального образования в процессе модернизации экономики является обеспечение потребностей бизнеса квалифицированными и компетентными кадрами, готовыми продолжать самостоятельное обучение и развитие, мотивированными к исследованиям и разработкам научного и прикладного характера. При этом сама сфера образования в настоящий момент находится в процессе модернизации.
Модернизация образования, вызванная глобальными интеграционными преобразованиями и стремлением России влиться в мировое образовательное пространство, неоднозначно оценивается академическим сообществом и широкой общественностью. В то же время часть актуальных задач решается в этом процессе.
К основным положительным итогам процесса модернизации сферы отечественного профессионального образования можно отнести создание сети ведущих университетов, планомерное устранение несбалансированности в подготовке кадров определенного профиля, прозрачность в деятельности вузов, а также доступность образовательных услуг и концентрация усилий на обеспечение качества образования.
При этом в период модернизации отечественного профессионального образования вузы столкнулись с серьезными трудностями экономического и организационного характера, усложняющими и ухудшающими процесс развития высшей школы. Основными из них можно считать процессы закрытия и слияния вузов, вызванные укрупнением образовательных организаций; сокращение количества обучающихся, как последствие демографического спада; ужесточение требований к базовым знаниям абитуриентов; слабая мотивация к получению образования выпускников школ; отсутствие общепринятых методик оценки качества образовательных услуг.
Кадровый состав профессорско-преподавательского состава практически не пополняется молодыми преподавателями в силу снижения престижности данного вида деятельности и экономическими причинами, а именно невысокой доходностью.
В такой ситуации образовательным организациям приходится осуществлять свою деятельность в условиях, когда государство ужесточает требования к эффективности деятельности и качеству образовательных услуг, а работодатели открыто выражают недовольство качеством образования и полученными компетенциями.
В то же время работодатели не заинтересованы и не готовы участвовать в подготовке специалистов, формировании требований к компетенциям и затратам ресурсов и времени на проведение практических занятий со студентами на своих предприятиях.
стр. 83 из 206
Поскольку устойчивые связи вузов с работодателями встречаются в основном у известных «брендов» или на уровне региона, создание общественных объединений образовательных организаций, бизнеса, региональных органов исполнительной власти, формирование адекватных механизмов взаимодействия образования, науки и бизнеса являются актуальными.
В Российской Федерации к органам власти, осуществляющим регулирование сферы образования, относят Президента и Правительство, министерство образования и науки, отраслевые министерства и ведомства, основными функциями которых являются стратегическое планирование, мониторинг, финансирование, нормативно-правовое регулирование образовательной, научно-исследовательской и инновационной
деятельности. Органы власти могут выступать инициаторами в процессах объединения вузов как в федеральные университеты, так и в общественные объединения межвузовской кооперации.
В текущих условиях модернизация экономики, которую уже принято считать экономикой знаний, должна быть ускоренным и инициируемым государством процессом с применением всех существующих институтов развития. Институтами развития как инструментами государственных органов управления, стимулирующими процессы модернизации, могут быть финансовые (банки, финансовые корпорации, экспортные и страховые агентства, инвестиционные фонды) и нефинансовые организации (специальные экономические зоны, технопарки, научно-внедренческие центры, промышленные союзы, образовательные и экспертно-аналитические центры).
Одним из наиболее важных институтов развития, имеющим вид организационной структуры, осуществляющим консолидацию и перераспределение интеллектуальных, трудовых и прочих ресурсов, можно считать организацию общественных некоммерческих объединений образовательных организаций в сфере образования, а именно организации саморегулирования.
Модернизация профессионального образования должна проводиться в четкой взаимосвязи с модернизаций народного хозяйства, определяя на среднесрочную перспективу формирование федерального и регионального спросов на кадры с соответствующими программами социально-экономического развития.
Формирование инновационной экономики возможно только при тесном взаимодействии профессионального образования, науки, бизнеса, государства и гражданского общества. Несмотря на то что все участники этого процесса понимают
стр. 84 из 206
важность такого взаимодействия, его механизмы на текущий момент являются недостаточно разработанными.
Различные меры государственной поддержки, в основном на конкурсной основе, прямые заказы на разработку и внедрение инновационных проектов и программ, кооперация вузов и предприятий, бизнес-инкубаторы, малые инновационные предприятия и иные структуры наглядно демонстрируют возможности и результаты такого взаимодействия.
Создание и развитие в сфере профессионального образования организаций саморегулирования является инновационным подходом к развитию образования и управлению образовательной системой при участии не только государственных или муниципальных органов управления, но и бизнеса, потребителей образовательных услуг, широкой общественности и академического сообщества. Объединение участников региональных образовательных систем с предприятиями и организациями в саморегулируемую организацию окажет стимулирующее влияние на всех участников партнерства.
У бизнес-структур появится возможность консолидировано определять свои потребности в квалифицированных рабочих кадрах, специалистах среднего звена и специалистах с высшим профессиональным образованием, а также участвовать в формировании и развитии программ начального, среднего и высшего профессионального образования, в т.ч. прикладного бакалавриата, определять набор компетенций и требований к выпускникам образовательных организаций, что обеспечит непрерывность образования.
Академическому сообществу сможет применить на практике новые формы, методы и технологии обучения, а также апробировать новые теоретические разработки на практике. Существенно увеличатся возможности педагогов в повышении их квалификации.
Качество образовательных услуг будет оцениваться потребителями:
обучающимися через востребованность на рынке труда и трудоустройство по приобретенной квалификации и бизнесом, удовлетворяющим свои потребности в готовых специалистах. Региональные органы власти могут совместно с бизнесом формировать социальный заказ на специалистов с учетом планов социально-экономического развития региона.
Создание и развитие саморегулируемых организаций поможет бизнесу ориентироваться на свои реальные потребности, а не на предлагаемые образовательными
стр. 85 из 206
организациями стандарты и компетенции. Это позволит бизнесу рассматривать сферу образования не как объект социальной ответственности или благотворительности, а как сферу окупающихся и эффективных инвестиций.
Саморегулируемые организации образовательной сферы могут быть созданы не только на региональном уровне. Развитие этих организаций возможно также на уровне отдельных отраслей и сфер профессиональной деятельности. При этом объединение образовательных организаций с представителями бизнеса и потребителей
образовательных услуг под контролем государственных органов управления образованием позволит решать задачи развития отрасли на макроуровне.
Объединения в организации саморегулирования должны соответствовать нормативно-правовой базе Российской Федерации. В этих целях образовательная деятельность должна быть выведена из-под действия закона №317-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и внесения соответствующих поправок в действующий №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» носит декларативный (рамочный) характер и требует адаптации для конкретных отраслевых и профессиональных объединений.
Образовательные учреждения не смогут производить объединение в СРО с точки зрения указанного закона, поскольку он регламентирует процессы объединения в организации саморегулирования индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Для образовательных организаций применение указанного закона осложняется тем, что предоставление платных образовательных услуг в Законе РФ «Об образовании» прямо не квалифицируются как предпринимательская деятельность.
Для развития механизмов саморегулирования в сфере образования необходимо включение в закон РФ «Об образовании» статей, обеспечивающих возможность существования саморегулируемых организаций с учетом некоммерческого статуса образовательных учреждений.
При этом саморегулируемым организациям сферы образования необходимо формировать эндаумент-фонды, а также осуществлять фандрайзинговую деятельность, обеспечивающую развитие данных общественных объединений.
Введение саморегулирования деятельности в сфере профессионального образования способно значительно ускорить модернизацию образования, ориентировать образовательные организации на стремительно изменяющиеся потребности рынка, обеспечить эффективное взаимодействие образования, науки и бизнес-среды, что является
стр. 86 из 206
основой для обеспечения структурной сбалансированности отечественной экономики, технологического обновления и устойчивого инновационного развития экономики.
Литература
1. Особенности управления целевым капиталом в системе высшего образования /
Е.В. Бокарева, Е.Н. Егорова, М.А. Кучин, Л.И. Черникова // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - Т. 8, № 5 (52). [Электронный ресурс]: URL:
http://old.rguts.ru/electronic journal/number52/contents (дата обращения: 10.12.14).
2. Егорова, Е.Н. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в России // Сервис в России и за рубежом. - 2012. - № 7(34). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic journal/number34/contents (дата обращения: 11.12.14).
3. Применение реляционных баз данных в управлении сайтом образовательного учреждения / Л.С. Горбов, Н.Г. Новикова, А.В. Погодин, А.Ю. Щиканов // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. - 2013. - № 4 (27). - С. 65-71.
4. Зайцева, Н.А., Новикова, Н.Г. Организация научно-исследовательской работы студентов вузов, занимающихся подготовкой кадров для сервиса и туризма: практический опыт - проблемы и пути их преодоления // Современные проблемы сервиса и туризма. -2012. - №1. - С. 109-116.
5. Мухоморова, И.В. Формирование и развитие механизмов саморегулирования в сфере высшего профессионального образования // Управление экономическими системами. - 2011. - № 29 (5). [Электронный ресурс]: URL: http://www.uecs.ru/uecs-29-292011 (дата обращения: 11.12.14).
6. Мухоморова, И.В. Совершенствование управления сферой высшего профессионального образования в современных условиях // Управление мегаполисом. -2011. - №1. - С. 132-137.
7. Новикова, Н.Г., Мухоморова, И.В. Проблемы формирования и реализации государственной политики в сфере высшего профессионального образования и пути их решения // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. - 2013. - № 1. - С. 62-66.
8. Черникова, Л.И., Заернюк, В.М. Новые механизмы финансирования российского образования // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. - 2011. - № 1. - С. 52-57.
стр. 87 из 206
DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN THE MODERN ECONOMY
Novikova Natalia Gennadievna, PhD (Dr. Sc.) in Economics, Professor at the Department of Economics and Management », [email protected].
Mukhomorova Irina Viktorovna, PhD (Cand. Sc.) in Economics, Associate Professor, Department of Economics and Management, [email protected]
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
Modernization in Russia is objectively dictated by the tightening of global competition between countries and the need for structural optimization of the domestic economy. In today's environment the results of the modernization of the Russian economy influence directly on the welfare of the country in the future, elimination of the technological gap, improving efficiency in all sectors of the economy and professional fields.
The process of modernization is aimed at solving a minimum of three tasks: to ensure structural balance of the national economy; technological innovation; the formation of an innovative model of economic development. Formation of such a model of the economy implies an increase in the economy of knowledge-intensive and high-tech industries.
With two possible and mutually exclusive approaches to the state economy modernization and technological development, autocratic and democratic, the latter is the most effective, since upgrading cannot be achieved without direct participation of business, civil society and individual citizens with a high level of competence of the government. Federal authorities at the same time play the role of a facilitator, providing legal, organizational and financial support, and as well as a system of processes.
Economic modernization and technological development will require training of skilled human capital, which may be provided by the proper functioning of the system of education in Russia. Development of education should be coordinated with social and economic development, and activities of educational institutions should be integrated into innovation processes at the national and regional levels.
High importance in solving these problems is given to the development of mechanisms of interaction of educational institutions with the business environment, general public and to changing the format of relations with the state education authorities.
Keywords: modernization of the economy; professional education; self-regulation
References
1. Osobennosti upravleniia tselevym kapitalom v sisteme vysshego obrazovaniia
[Features of management of target capital in higher education] / E.V. Bokareva, E.N. Egorova, M.A. Kuchin, L.I. Chernikova // Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad]. -2014. - T. 8, № 5 (52). [Elektronnyi resurs]: URL:
http://old.rguts.ru/electronic_journal/number52/contents (data obrashcheniia: 10.12.14)
[Accessed on December 10, 2014].
2. Egorova, E.N. Nalogovoe stimulirovanie innovatsionnoi deiatel'nosti v Rossii [Tax incentives for innovation in Russia] // Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and
стр. 88 из 206
Abroad]. - 2012. - № 7(34). [Elektronnyi resurs]: URL:
http://old.rguts.ru/electronic_journal/number34/contents (data obrashcheniia: 11.12.14)
[Accessed on December 11, 2014].
3. Primenenie reliatsionnykh baz dannykh v upravlenii saitom obrazovatel'nogo uchrezhdeniia [The use of relational databases in the management of the site of the educational institution] / L.S. Gorbov, N.G. Novikova, A.V. Pogodin, A.Iu. Shchikanov // Vestnik Assotsiatsii VUZov turizma i servisa [Universities for tourism and service Association Bulletin].
- 2013. - № 4 (27). - pp. 65-71.
4. Zaitseva, N.A., Novikova, N.G. Organizatsiia nauchno-issledovatel'skoi raboty studentov vuzov, zanimaiushchikhsia podgotovkoi kadrov dlia servisa i turizma: prakticheskii opyt - problemy i puti ikh preodoleniia [Organization of research work of university students engaged in training for service and tourism experience - problems and ways to overcome them] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service & Tourism: Current Issues]. - 2012. - № 1. -pp. 109-116.
5. Mukhomorova, I.V. Formirovanie i razvitie mekhanizmov samoregulirovaniia v sfere vysshego professional'nogo obrazovaniia [Formation and development of self-regulatory mechanisms in the field of higher education] // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami. - 2011.
- № 29 (5). [Elektronnyi resurs]: URL: http://www.uecs.ru/uecs-29-292011 (data obrashcheniia: 11.12.14) [Accessed on December 11, 2014].
6. Mukhomorova, I.V. Sovershenstvovanie upravleniia sferoi vysshego professional'nogo obrazovaniia v sovremennykh usloviiakh [Improving the management of sphere of higher professional education in modern conditions] // Upravlenie megapolisom. - 2011. - №1. - pp. 132-137.
7. Novikova, N.G., Mukhomorova, I.V. Problemy formirovaniia i realizatsii gosudarstvennoi politiki v sfere vysshego professional'nogo obrazovaniia i puti ikh resheniia [Problems of formation and implementation of state policy in the field of higher education and their solutions] // Vestnik Assotsiatsii VUZov turizma i servisa [Universities for tourism and service Association Bulletin]. - 2013. - № 1. - pp. 62-66.
8. Chernikova, L.I., Zaerniuk, V.M. Novye mekhanizmy finansirovaniia rossiiskogo obrazovaniia [New financing mechanisms of the Russian education] // Vestnik Assotsiatsii VUZov turizma i servisa [Universities for tourism and service Association Bulletin]. - 2011. -№ 1. - pp. 52-57.