подготовка кадров
развитие вузовской подготовки студентов, специализирующихся в области бухгалтерского учета, анализа и аудита*
В. Г. ГЕТЬМАН, доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, председатель Учебно-методического совета вузов России по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», заведующий кафедрой бухгалтерского учета в коммерческих организациях Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
В настоящее время Россия переживает сложный и противоречивый период в своем развитии. Экономические преобразования, проводимые в течение 20 лет, в большинстве своем оказались не до конца просчитанными и продуманными и привели к тому, что страна потеряла значительную часть своего производственного потенциала, а оставшийся — обветшал.
Социологические опросы, проведенные различными общественными структурами, показывают, что значительная часть населения разочарована результатами реформ, считает себя обманутой в своих надеждах и ожиданиях и отрицательно относится к проводимому в стране экономическому курсу. Народ все активнее требует от властей существенного улучшения качества жизни. Об этом недавно (в начале февраля 2013 г.) говорил в одном
* Статья подготовлена по материалам межвузовской научно-методической конференции «Стратегия развития высшего и среднего профессионального образования в России», состоявшейся в марте 2013 г.
из своих выступлений Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев. Особенно много претензий, как заявил он, к качеству медицины и, в частности, образования.
Оказали свое влияние на профессиональную преподавательскую деятельность, ее содержательную часть и события последних лет, прежде всего отметим:
1) выход постановления Правительства РФ от 25.02.2011 № 107, утвердившего Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения их на территории Российской Федерации;
2) вступление в силу Федерального закона от
27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», принятого Государственной Думой РФ после продолжительных дискуссий и различных проволочек;
3) принятие нового Федерального закона от
06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который вступил в силу с 01.01.2013;
4) вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), что предопределило появление ряда новых задач в области подготовки бухгалтеров и аудиторов;
5) принятие Государственной Думой РФ постановления от 21.12.2012 № 1560-6 «О Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (проект № 121965-6), споры и дискуссии по которому продолжаются и в настоящее время. Оппоненты его не без оснований утверждают, что вступление этого Федерального закона в силу с 01.09.2013, если не будут внесены в него коррективы по целому ряду важных позиций, породит немало негативных последствий в системе образования в нашей стране;
6) переход в обязательном (т. е. по сути дела в принудительном) порядке с 01.09.2011 вузов России, занятых подготовкой экономистов, на уровне-вую систему обучения «бакалавр — магистр»;
7) вступление в активную стадию реформирования самой системы вузов путем ликвидации у многих из них статуса юридического лица (вследствие присоединения или поглощения другими вузами, их реорганизации или закрытия);
8) принципиальные изменения в технологиях обучения студентов;
9) усилившиеся в последнее время подвижки на государственном уровне в выборе форм обучения студентов. В частности, сгустились тучи над вечерней (очно-заочной) и заочной формами обучения;
10) появление по сути дела новой модели очной формы обучения студентов, при которой многим из них (на старших курсах) приходится работать, причем далеко не всегда по профилю специальности.
К этому следует добавить, что на рынке труда среди выпускников вузов усилилась конкуренция, возросла борьба среди самих вузов за абитуриентов, начиная со сдачи выпускниками школ единого государственного экзамена (ЕГЭ). Все это и целый ряд других факторов поставили перед профессорско-преподавательским составом российских вузов комплекс новых задач, которые придется решать в условиях резкого сокращения педагогических кадров (на 38 %); весьма скромного уровня заработной платы преподавателей; использования морально и физически устаревшей материально-технической базы в большинстве вузов и целого ряда других негативных процессов и явлений, наблюдаемых в сфере образования в нашей стране.
Остановимся на принятии нового (3-го поколения) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования (ФГОС ВПО) по направлению «Экономика», в рамках которого, как известно, обучаются, помимо других экономистов, студенты, специализирующиеся в области бухгалтерского учета, анализа и аудита.
В действующем ФГОС ВПО для уровня «бакалавр», как известно, более 40 % учебного времени используется не по назначению. В результате вузам приходится изыскивать возможности законно обходить установленные в нем нормы и положения, а в ряде случаев попросту их игнорировать.
Когда выпускники школ из Псковской области стали все активнее подавать документы в приемные комиссии эстонских вузов, профессорско-преподавательский состав, в первую очередь Псковского государственного университета, изучил ситуацию, стал интересоваться, почему так происходит? Оказалось, что, во-первых, диплом выпускника эстонского вуза признается во всех странах Европейского союза, во-вторых, стоимость обучения в эстонских вузах, как правило, меньше, чем в российских, в-третьих, в эстонских вузах иной образовательный стандарт, благодаря которому обучение ведется более профессионально. В псковских вузах стали искать и нашли выход из сложившегося положения. В частности, было принято решение: по окончании вуза выпускник Псковского государственного университета по специальности (профилю) «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» должен получать два диплома: российский и зарубежный. Для достижения этой цели был найден партнер — университет г. Турку (Финляндия). Однако прийти к взаимовыгодному соглашению мешали многие проблемы. Камнем преткновения, например, оказался ФГОС ВПО по направлению «Экономика» (для уровня «бакалавр»), который финская сторона оценила отрицательно и высказала много замечаний по его содержанию, перечню учебных дисциплин в нем, распределению учебного времени между отдельными их циклами и другим позициям.
В частности, финские коллеги не могли понять, зачем в ФГОС ВПО по направлению «Экономика» выделено так много учебного времени (40—50 зачетных единиц) на дисциплины математического цикла, и настаивали на том, чтобы сократить их до 10—11 зачетных единиц. Зарубежный опыт подсказывал, что этого вполне достаточно студентам для изучения математического аппарата, который им потребуется в своей будущей профессиональной деятельности как бухгалтеров. Высвободившееся количество учебного времени было предложено
направить, прежде всего, на учетные дисциплины, формирующие профессиональные навыки выпускников. В результате ректорату Псковского государственного университета пришлось пойти навстречу пожеланиям финской стороны. В итоге договор о сотрудничестве по программе «двух дипломов» был подписан и его уже начали успешно реализовывать.
Какой в этой ситуации можно сделать вывод? С одной стороны, допущенные в Псковском государственном университете значительные отступления от норм и требований, установленных в ФГОС ВПО по направлению «Экономика» (уровень: бакалавр), могут отрицательно сказаться при проведении аттестации учебной программы по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». С другой стороны, такие отступления являются, по большому счету, благом для конкретного вуза и его выпускников, потому что создают важные предпосылки для повышения качества профессиональной подготовки студентов, специализирующихся в области бухгалтерского учета, анализа и аудита.
После внедрения учебного проекта «двух дипломов» в Псковском государственном университете значительно возросло количество абитуриентов, желающих обучаться в отечественном вузе, а не уезжать за рубеж. Особенно важно то, что после окончания вуза многие его выпускники выразили желание остаться работать в России.
По мнению автора, очень важно предоставить таким вузам, как Псковский государственный университет, право по своему усмотрению перераспределять до 30 % учебного времени между отдельными циклами дисциплин, предусмотренных в ФГОС ВПО. Более того, выделить отдельное направление для подготовки специалистов в области бухгалтерского учета, анализа и аудита, тем более Минобрнауки России выказало готовность выделить отдельное направление «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» для уровня подготовки «магистр», однако до конкретного решения вопроса дело пока что не дошло.
В Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации сочли целесообразным, не тратя даром времени, создать учебные программы на стыке бухгалтерского учета с другими специальностями. В частности, по кафедре «Бухгалтерский учет в коммерческих организациях» в 2013 г. объявлен набор по четырем учебным программам для магистрантов, среди которых:
1) международный учет и аудит. Помимо дисциплин, предусмотренных в ФГОС ВПО, магистранты изучают:
• «полные» Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и МСФО, применяемые в странах ЕС;
• трансформацию финансовой отчетности;
• профессиональные ценности и этику бухгалтеров и аудиторов;
• национальные системы финансовой отчетности, адекватные МСФО;
• международные стандарты аудита;
• МСФО для предприятий малого и среднего бизнеса;
• МСФО для государственного сектора;
• консолидирование финансовой отчетности;
• мошенничество в финансовой отчетности: обнаружение и предупреждение;
• современные проблемы бухгалтерского учета в России;
• проекты новых МСФО;
• бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности;
• судебно-бухгалтерская экспертиза и др.;
2) бухгалтерский учет и налогообложение.
Здесь перечень дисциплин профессионального цикла (кроме входящих в базовую часть ФГОС ВПО)
выглядит следующим образом:
• финансовый учет (продвинутый курс);
• налоги и предпринимательство;
• управленческий учет (продвинутый курс);
• оптимизация налогообложения в организации;
• налогообложение участников внешнеэкономической деятельности и движения капитала;
• система МСФО;
• налоговое администрирование и контроль: новая идеология и современные формы реализации;
• судебно-бухгалтерская экспертиза;
• формы, методы и практика рассмотрения налоговых споров;
• консолидирование финансовой отчетности;
• мошенничество в финансовой отчетности: обнаружение и предупреждение;
• консультирование по формированию налоговой политики и управлению налоговыми платежами компании;
• современные проблемы бухгалтерского учета в России;
• автоматизированные системы налогового учета и отчетности;
• налоговый контроль применения трансфертного ценообразования и др.;
3) бухгалтерский учет и финансовый менеджмент. Состав дисциплины профессионально-
го цикла (кроме входящего в базовую часть ФГОС ВПО) включает в себя:
• финансовый учет (продвинутый курс);
• управленческий учет (продвинутый курс);
• финансовый менеджмент (продвинутый курс);
• аудит (продвинутый курс);
• инвестиционный менеджмент;
• анализ и оценку рисков;
• системуМСФО;
• финансовый анализ;
• консолидацию финансовой отчетности;
• налоговый менеджмент компании;
• судебно-бухгалтерскую экспертизу;
• современные проблемы бухгалтерского учета в России;
• налоговое администрирование и контроль: новая идеология и современные формы реализации;
• корпоративную отчетность;
• учет и анализ объектов интеллектуальной собственности и др.;
4) бухгалтерский учет и правовое обеспечение бизнеса. Перечень дисциплин профессионального цикла (кроме входящих в базовую часть ФГОС ВПО) выглядит так:
• финансовый учет (углубленный курс);
• налоги и предпринимательство;
• финансовое право;
• аудит (углубленный курс);
• профессиональные ценности и этика бухгалтеров и аудиторов;
• международное частное право;
• система МСФО (углубленный курс);
• экономический анализ (углубленный курс);
• мошенничество в финансовой отчетности: обнаружение и предупреждение;
• судебно-бухгалтерская экспертиза и др. Перечни дисциплин, в особенности курсов по
выбору, входящих в учебные программы магистров, ежегодно уточняются и дополняются исходя из запросов современного бизнеса и самих магистрантов.
В подготовке магистров, как и бакалавров, имеется также ряд проблем, связанных не только с изъянами действующего ФГОС ВПО, но и, например, неоднородностью состава обучаемых магистров. В российских вузах нет строгого правила, согласно которому лицо, поступающее в магистратуру, должно иметь высшее образование (бакалавра или специалиста), но по профилю выбранной им учебной программы в магистратуре.
Уже в недалеком будущем у вузов, по мнению автора, появятся новые проблемы. В настоящее время активно обсуждается вопрос о необходимости введения ЕГЭ для выпускников вузов. Цель такой меры — усиление ответственности вузов и самих выпускников за качество их подготовки. Однако даст ли внедрение этого новшества тот положительный результат, который ожидается получить? На этот вопрос нет однозначного ответа.
Во-первых, опыт внедрения ЕГЭ для выпускников школ показал, что оценки, полученные ими при сдаче экзаменов, далеко не всегда и не везде выставлены объективно, при этом нередко они завышены. Панацеей от коррупции и взяточничества ЕГЭ не стал. По мнению автора, нет оснований полагать, что введение ЕГЭ для выпускников вузов даст ожидаемый эффект.
Во-вторых, внедрение ЕГЭ потребует выделения значительных сумм денежных средств на реализацию этого проекта дополнительно. По мнению автора, прежде всего необходимо изменить действующий порядок формирования государственной экзаменационной комиссии.
В-третьих, в вузах отсутствуют должные условия для проведения ЕГЭ. В ФГОС ВПО указаны только учебные дисциплины, входящие в базовую его часть (причем вузы имеют право выбирать отдельные из общепрофессиональных дисциплин). Что же касается дисциплин профессионального цикла, то они в ФГОС ВПО отсутствуют. К тому же каждый вуз устанавливает их самостоятельно, поэтому, по мнению автора, прежде чем вводить ЕГЭ для выпускников вузов, следовало бы в ФГОС ВПО указать перечень обязательных к изучению студентами профессиональных учебных дисциплин, по которым эти экзамены они будут сдавать.
В-четвертых, прежде чем вводить ЕГЭ, следовало бы четко обозначить, какие структуры и в каком порядке будут разрабатывать измерительные материалы для их проведения. Если в таком же порядке, как разрабатывались ФГОС ВПО (3-е поколение), без должного учета мнения профессионального сообщества, то толку от ЕГЭ будет крайне мало.
Кроме этого, в ближайшее время появится ряд других проблем. Как известно, Правительство Российской Федерации своим распоряжением от 22.11.2012 № 2148-р утвердило государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 гг. (далее — Программа), которая включает в себя пять подпрограмм:
1) развитие профессионального образования;
2) развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей;
3) развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования;
4) вовлечение молодежи в социальную практику;
5) обеспечение реализации Программы и прочие мероприятия в области образования.
К Программе разработали и в декабре 2012 г. утвердили «дорожную карту» для мониторинга, контроля и эффективности реализации рассматриваемой Программы.
По первой подпрограмме «Развитие профессионального образования», в частности вузовского, предусмотрено выполнение целого комплекса следующих мероприятий и работ:
• обновление структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ;
• внедрение системы сертификации профессиональных квалификаций;
• реструктуризация сети вузов, в том числе в рамках развития региональных социально-экономических систем;
• улучшение кадрового состава и его продуктивности;
• формирование сети ведущих вузов, в том числе университетов — международных лидеров;
• формирование современной системы непрерывного образования, включая дополнительное профессиональное образование, формы открытого образования;
• внедрение нормативного подушевого финансирования, использование потенциала негосударственных организаций для выполнения государственного задания;
• совершенствование моделей управления организациями профессионального образования, формирования резерва управленческих кадров и реализация программ развития участников резерва.
Проводимые в последние 20 лет реформы в сфере образования, многие из которых не имели сколь-нибудь весомых научных обоснований, породили массу негативных проблем. Разработчики этой подпрограммы, заметим, не стали, как это нередко бывает в современной жизни, их замалчивать и заниматься лакировкой действительности, и довольно четко обозначили проблемы. Основными среди них являются:
• несоответствие структуры профессионального образования потребностям рынка труда, возникшее в результате того, что многие вузы утратили с ним связь;
• отставание с распространением образовательных программ, обеспечивающих получение прикладных квалификаций, и, как следствие, — возникший дефицит квалифицированных исполнителей в целом ряде сфер деятельности;
• снижение качества профессионального образования во многих вузах;
• не решена проблема качества знаний, получаемых в заочной и очно-заочной формах обучения;
• низкая инновационная активность вузов и вклад их в развитие национальной экономики по инновационному сценарию;
• продолжающееся падение международной конкурентоспособности российских университетов, снижение роли России как экспортера образовательных услуг;
• сокращение среди преподавателей вузов доли лиц, занимающихся научно-исследовательскими работами (НИР). Только один из трех ведет данные исследования, меньше 10 % из них интегрированы в международное экономическое сообщество;
• практически разрушена система мобильности и повышения квалификации научно-педагогических кадров внутри отечественной системы профессионального образования;
• устаревшая инфраструктура многих вузов. Даже среди ведущих университетов страны практически нет вузов с современными кампусами, лабораториями;
• не решена проблема доступности качественного профессионального образования для семей с низкими доходами;
• низкое участие взрослого населения в дополнительном профессиональном образовании и несформированность системы непрерывного образования в целом в стране;
• отсутствие должной государственной поддержки вузов, проводящих международную аккредитацию и экспертизу образовательных программ;
• не решена проблема достойного уровня оплаты труда в сфере образования. Перечисленных задач достаточно для того,
чтобы понять, насколько масштабный объем работ
предстоит выполнить в рассматриваемой сфере в
ближайшее время (до 2020 г.). За ходом реализации
задач планируется со стороны государства постоянно осуществлять контроль, вести мониторинг. Для этого разработана целая система индикаторов подпрограммы, которая включает в себя следующие показатели:
• доля численности студентов, обучающихся в ведущих образовательных организациях высшего образования, в общей численности студентов образовательных организаций высшего образования;
• структура подготовки кадров по программам профессионального образования (доля численности выпускников, обучающихся по программам профессионального образования соответствующего уровня в общей численности выпускников): программы начального и среднего профессионального образова -ния, в том числе программы прикладных квалификаций; программы прикладного бакалавриата; программы бакалавриата; программы подготовки специалиста; программы магистратуры; программы послевузовского профессионального образования (с защитой диссертации);
• доля образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, обеспечивающих доступность обучения и проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем числе образовательных учреждений;
• доля студентов организаций высшего образования, прошедших в течение учебного года обучение в зарубежном вузе не менее одного семестра, кроме вузов государств — участников Содружества Независимых Государств, в общей численности студентов организаций высшего образования;
• отношение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования к средней заработной плате в соответствующем регионе;
• доля профессорско-преподавательского состава, прошедшего стажировки в ведущих российских и зарубежных университетах и научных центрах, в общей численности профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования;
• доля организаций профессионального образования, направивших не менее 50 % от объема средств, полученных за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижения потребления энергоресурсов, на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда), в общем их числе;
• доля государственных (муниципальных) организаций высшего образования, сформировавших фонды целевого капитала объемом не менее 100 млн руб., в общем их числе;
• доля численности иностранных студентов в общей численности студентов организаций высшего образования;
• обеспеченность студентов общежитиями (доля студентов, проживающих в общежитиях, в общей численности студентов, нуждающихся в общежитиях): государственные (муниципальные) образовательные организации среднего профессионального образования;
• государственные (муниципальные) образовательные организации высшего образования;
• количество российских университетов, входящих в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов.
Как видим, их перечень существенно смещает акценты в оценке деятельности вузов.
Чтобы достичь целей, намеченных в подпрограмме (экстраполируя их на вопросы, связанные с обучением в вузах студентов, специализирующихся в области бухгалтерского учета и аудита), необходимо, во-первых, объединить усилия по различным направлениям профессиональной деятельности (в разработке современных учебников и учебных материалов; проводимых НИР, создании тренажеров, измерительных материалов для контроля и оценки знаний студентов и т. п.), во-вторых, государству — повысить мотивацию у преподавателей вузов к решению рассматриваемых задач. Однако пока что нет ясности в том, как будет изменяться уровень заработной платы в образовании до 2018 г., а также нет и программы социальной защиты профессорско-преподавательского состава, увольняемого по сокращению штатов, в особенности занятого подготовкой экономистов и юристов. Без решения этих вопросов нельзя говорить о серьезных подвижках в качестве подготовки специалистов бухгалтерского учета, анализа и аудита.
Список литературы
1. Гетьман В. Г. Резервы повышения качества профессиональной подготовки в вузах студентов, специализирующихся в области бухгалтерского учета и аудита // Все для бухгалтера. 2012. № 3.
2. Гетьман В. Г. Современные взгляды на бухгалтерский учет и его проблемы // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 30.
3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
4. О консолидированной финансовой отчетности: Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ (в ред. от 29.12.2012).
5. О Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (проект № 121965-6): постановление Государственной Думы РФ от 21.12.2012 № 1560-6.
6. Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения их на территории Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 № 107 (в ред. от 30.01.2013) .
24-28 июня 2013 г. учетно-финансовый факультет \
Федерального государственного бюджетного образовательного \ учреждения высшего профессионального образования «Ставропольский государственный аграрный университет» проводит
V международную научно-практическую конференцию
проблемы развития национальной экономики»
Информационную поддержку конференции оказывает Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ».
Организационный комитет конференции
Председатель - В.И. Трухачев, ректор СтГАУ, член-корреспондент РАСХН, профессор. Члены организационного комитета:
- Е. Костюкова, декан учетно-финансового факультета СтГАУ, д.э.н., профессор;
- Д. Цвиянович, профессор, директор Белградского института аграрной экономики, Сербия;
- М.Г. Лещева, профессор кафедры экономического анализа и аудита СтГАУ, д.э.н., профессор;
- М. Парлинска, профессор экономического факультета Варшавского университета естественных наук, Польша.
Секретариат:
- А.Г. Иволга, к.э.н., доцент кафедры туризма и сервиса СтГАУ;
- И.А. Демченко, к.э.н., доцент кафедры экономический анализ и аудит СтГАУ.
Научные направления конференции:
* макроэкономические проблемы современной экономики;
* экономический анализ особенностей развития экономики в условиях рецессии мировых рынков;
* проблемы и перспективы развития финансового сектора в условиях международной экономической нестабильности;
* экономический анализ возможностей инновационного развития российской экономики;
* современные тенденции в управлении;
* информационные технологии в экономике;
* экономический анализ социальных и правовых проблем рыночной экономики;
* устойчивое развитие: социально-экономическая и экологическая ответственность бизнеса;
* бухгалтерский учет: тенденции развития в условиях глобализации экономики;
* аудит: теория и практика применения в современной экономике.
«Современные
За дополнительной информацией, а также по вопросам участия необходимо обращаться по электронной ,
почте [email protected], Ирина Демченко.
Оргкомитет конференции