Педагогика
УДК 37
кандидат искусствоведения, доцент кафедры продюсерства и музыкального образования Карнаухова Вероника Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель кафедры продюсерства и музыкального образования Сизова Ольга Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ
МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Аннотация. Данная статья посвящена обсуждению проблем процесса развития восприятия музыки у детей младшего возраста в дошкольной музыкальной педагогике. В современных научно-педагогических и методических трудах, в исследованиях по музыкальной психологии отмечается важность музыкального дошкольного воспитания, которое является, по сути, первой ступенью в общем образовании. Одно из приоритетных направлений этого образовательного звена базируется на его способности чутко и гибко реагировать на запросы общества, сохраняя роль некоего социально-образовательного индикатора, накопителя и транслятора положительного педагогического опыта, что играет важную роль в процессе развития музыкальной педагогики в целом. Сказанное позволяет утверждать, что проблемы детского воспитания в дошкольных учреждениях весьма актуальны как область научного познания и рефлексии.
Ключевые слова: музыкальное творчество, музыкальное восприятие, дошкольное образование, музыкальная педагогика, обучающиеся.
Annotation. This article is devoted to the discussion of the problems of the development of music perception in young children in preschool music pedagogy. In modern scientific, pedagogical and methodological works, in research on music psychology, the importance of musical preschool education is noted, which is, in fact, the first stage in General education. One of the priorities of this educational unit is based on its ability to respond sensitively and flexibly to the needs of society, while maintaining the role of a social and educational indicator, accumulator and translator of positive pedagogical experience, which plays an important role in the development of music pedagogy in General. This suggests that the problems of child education in preschool institutions are very relevant as a field of scientific knowledge and reflection.
Keywords: musical creativity, musical perception, preschool education, music pedagogy, students.
Введение. В современных научно-педагогических и методических трудах, в исследованиях по музыкальной психологии отмечается важность музыкального дошкольного воспитания, которое является, по сути, первой ступенью в общем образовании. Одно из приоритетных направлений этого образовательного звена базируется на его способности чутко и гибко реагировать на запросы общества, сохраняя роль некоего социально-образовательного индикатора, накопителя и транслятора положительного педагогического опыта, что играет важную роль в процессе развития музыкальной педагогики в целом.
Сказанное позволяет утверждать, что проблемы детского воспитания в дошкольных учреждениях весьма актуальны как область научного познания и рефлексии.
Изложение основного материала статьи. Раннее музыкальное воспитание является важным инструментом в познании мира, интеллектуальном и духовном развитии детей. Именно музыка осуществляет всестороннее развитие способностей ребенка и определяет пути его познания, на что указывали многие исследователи. Чем раньше ребенок знакомится с миром музыки, тем более продуктивным, плодотворным станет развитие всех его природных способностей и задатков.
Для того, чтобы это знакомство с музыкальным творчеством состоялось, педагогу необходимо грамотно и целенаправленно организовать свою работу, для чего, в свою очередь, необходимо отчетливо представлять себе базовые феномены, влияющие на этот процесс. Одним из них является музыкальное восприятие.
Понятия «музыкальное восприятие» и «восприятие музыки» разрабатывались в отечественных трудах по музыкальной психологии. Одним из тех, кто внес огромный вклад в его изучение, является Е.В. Назайкинский, автор труда «О психологии музыкального восприятия», в котором он опирается на исследования Б.В. Асафьева, Ю.Н. Тюлина, Л.А. Мазеля, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова и др. Определяя суть этого феномена как постижение тех смыслов, которыми наполнено музыкальное искусство.
Назайкинский отмечает: «Восприятие музыки может быть рассмотрено не только с психофизиологической стороны, но и с эстетико-психологичекой, социально-психологической, например, в сопоставлении с исполнением, сочинением и другими социально-коммуникативными типами музыкальной деятельности» [9].
Автор современного фундаментального исследования музыкального восприятия, Д.К. Кирнарская, проводит параллель между ним и такой способностью, как музыкальность, рассматривает музыкальное восприятие в качестве компонента музыкальной культуры, отмечая: «Музыкальность как структурная психологическая характеристика музыкальной одарённости еще полностью не разработана. Творческие элементы не раскрыты - в исследованиях отражается обзор того, как они могут быть связаны с музыкальным мышлением и музыкальным воображением. Центральную составляющую музыкальности, которая определена Б.М. Тепловым как «ядро музыкальности» (2003) и фактор, влияющий на эмоциональную отзывчивость, до сих пор не выявили» [4].
В другой работе Кирнарская указывает на развитие интонационного слуха как важного компонента восприятия музыки: «Интонационный слух (от асафьевского «музыка - искусство интонируемого смысла») в данном случае воплощает мотивацию - как особое свойство восприятия...» [5].
Исследователь Л.Г. Лобова указывает на процессуальный характер музыкального восприятия и пишет: «Восприятие музыки имеет процессуальный характер [7]. З.Г. Казанджиева-Велинова основными считает три
стадии: «докоммуникативную, связанную с формированием готовности слушать, коммуникативную, отражающую реальный процесс восприятия музыки и посткоммуникативную, связанную с осмыслением произведения после окончания его звучания!... [2].
А.Н. Сохор выделяет четыре стадии: установку на восприятие и возникновение интереса, слушание, понимание и переживание, интерпретацию и оценку. Возможны изменения в их последовательности или даже совмещение одновременно» [7, с. 134].
По-видимому, применительно к дошкольному детскому возрасту, речь идет именно о развитии музыкального восприятия что называется на первых порах, предполагающее, прежде всего, эмоциональный отклик, непосредственное восприятие музыки благодаря заключенным в ней чувствам.
Поскольку диапазон музыкальной деятельности дошкольника еще достаточно неширок, то наиболее продуктивной формой развития музыкального восприятия является слушательский практикум, благодаря которому у детей постепенно формируется слуховой опыт восприятия музыки.
Слушание различного исполнения одного и того же музыкального произведения способствует активизации интереса и слухового восприятия дошкольников старшего возраста. Необходимо учитывать, что во время слушания музыкальных произведений и беседы ребенок способен использовать свои возможности и опыт. Тем самым педагог дает возможность каждому ребенку эмоционально выразить свои внутренние ощущения, впечатления, а так же поделиться знаниями о выразительных средствах и характере произведения.
О том, насколько важен его последующий «резонанс» в жизни музыканта, свидетельствуют факты биографий многих известных исполнителей и композиторов, но, даже если жизнь маленького человека не будет связана с музыкой профессионально, слуховой опыт многое даст в дальнейшем развитии, например, логики, грамотной и красивой речи Малыш, получивший в детстве «прививку» музыкальной классикой, будет иначе воспринимать искусство - в противоположность тому, кто такой «прививки» не получил, на что обращают внимание исследователи: «Ребенок ..., выросший на определенной музыкальной продукции, скачанной из интернета, в дальнейшем непременно станет невосприимчив и глух к настоящей музыке.» [12, с. 9].
Добавим, что развитие музыкального восприятия зависит от возраста, поскольку на каждом возрастном этапе своя специфика и скорость нервного реагирования. Этим обусловлено то обстоятельство, что у детей среднего и старшего дошкольного возраста музыкальное восприятие происходит более интенсивно.
Помимо слушательского практикума, восприятие музыки также будем плодотворно развиваться и в контексте других видов и форм детского музыкального творчества.
Мы имеем в виду пение, ритмику, игру на детских музыкальных инструментах («шумовой оркестр»), сочинение мелодий (импровизацию). Например, в пении как в самом популярном и доступном виде творчества, синтезируются самые разные способности, в том числе и такая важная составляющая музыкального восприятия, как эмоциональная отзывчивость на музыку.
Воспринимать музыкальное произведение в целом помогает знакомство с приемами музыкальной выразительности. Как раз целостное восприятие и является основным методом работы над развитием интереса к музыкальному творчеству.
Помимо этого, пение развивает ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Главное же - то, что, благодаря пению, формируется слуховой опыт ребенка.
Пение является генератором положительных эмоций: в нем реализуется такая важная потребность ребенка, как стремление выразить свои чувства по отношению к окружающему. Важно учитывать тот факт, что у детей старшего дошкольного возраста существуют примарные зоны, когда ребенку удобно петь естественным голосом, что позволяет сохранять чистоту интонации и избежать проблем с голосовым аппаратом ребенка. Разучивание песенного репертуара, так же может проходить в несколько этапов.
Ученые подчеркивают и позитивное влияние пения на детское здоровье, проявляющееся в развитии и укреплении легких, координации голоса и слуха, улучшение качества речи, положительном влиянии на кровообращение и дыхание.
Столь же продуктивной формой развития музыкального восприятия у дошкольников является ритмика -один из наиболее востребованных сегодня видов музыкальной деятельности. Ритмика синтезирует в себе собственно музыку, с заключенным в ней эмоциональным наполнением, физические упражнения, пластику и танец. Вызываемые «музыкальным сюжетом» скрытыми в музыке образами движения в ритмике используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
Одним из путей развития музыкального восприятия дошкольников можно считать и занятия в детском шумовом оркестре. Давно вошедшее в практику детского музыкального воспитания применение ударных и шумовых инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, способствуя формированию чувства метроритмаю и обогащая тембровые представления детей. Задача сыграть мелодию по слуху стимулирует в ребенке формирование слуховых представлений о расположении звуков по высоте и способствует развитию ритмических навыков.
Выводы. Умения, полученные на предыдущих этапах, успешно синтезирует такая форма развития музыкального восприятия, как сочинение или импровизация, поэтому ее, вероятно, целесообразно применять в работе с детьми постарше: необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия музыки.
Итак, развитие музыкального восприятия выводит на более глубокие проблемы формирования у детей музыкальной культуры - приоритетного направления в музыкальной педагогике, что требует дальнейшей научной и методической разработки данной проблематики.
Литература:
1. Выготский Л.С. Психология искусства. - Москва: Искусство, 1986. - 573 с.
2. Казанджиева-Велинова, Звезделина Георгиева. Социально-психологическое исследование воздействия музыки на аудиторию телевидения и радио [Текст]: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: (19.00.05). - Ленинград : [б. и.], 1978. - 22 с.
3. Карнаухова В.А., Сизова О.А. Работа над образными аспектами музыкального текста как исполнительская задача и приоритетное направление современной музыкальной педагогики. Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 74-76.
4. Кирнарская Д.К. Диагностика музыкальности в структуре музыкальной одаренности // Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 1. С. 124-132.
5. Кирнарская Д.К. Музыкальный талант как всеобщая модель одаренности // PHILHARMONICA. MUSIC JOURNAL. 2014. № 1(1). С. 105-112. DOI: 10.7256/2014.1.12424
6. Кочнева Е.М., Гришина А.В. О создании модели психологопедагогического сопровождения позитивного родительства // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С. 10.
7. Лобова Л.Г. Специфика и закономерности восприятия музыки // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 2 (27), том 8. С. 133-136.
8. Медведева Т.Ю., Сизова О.А. Педагогические инновации музыкально-эстетического образования в условиях применения информационных технологий В сборнике: Традиции и инновации в дизайне. 2018. С. 47-50.
9. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972. - 384 с.
10. Решетникова И.А., Сизова О.А. Специфика методик музыкально-сенсорного развития при работе с дошкольниками с нарушениями физического и психического развития В сборнике: Культура, образование и искусство: традиции и инновации. Сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции ученых-исследователей, специалистов, преподавателей вузов, колледжей, школ, учреждений дополнительного образования, руководителей образовательных учреждений; аспирантов, студентов. Мининский университет. 2019. С. 61-64.
11. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. -М., 1961.
12. Теплов Б.М. Способности и одарённость // Учёные записки Гос. НИИ психологии. - М., 1941.
13. Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Быстрай Е.Б., Павлова В.И., Камскова Ю.Г. Музыкальная деятельность в речевом развитии младших школьников // Вестник Мининского университета. 2020. Том 8, № 2, С. 9.
14. Черняк Т.М., Сизова О.А. Развитие самостоятельности и инициативы детей старшего дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах В сборнике: Культура, образование и искусство: партнерство семьи и дополнительного образования в формировании профессиональных ценностей. сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции ученых-исследователей, специалистов; преподавателей вузов, колледжей, школ, учреждений дополнительного образования; руководителей образовательных учреждений; аспирантов, студентов. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 147-150.
Педагогика
УДК 371.8
доктор педагогических наук, доцент Картавых Марина Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
магистрант Картавых Владимир Анатольевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Бобарыкин Денис Александрович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРОЕКТИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Потенциальная опасность материального мира определяет необходимость постоянного совершенствования у населения умений обеспечения личной и общественной безопасности. Неоценимую помощь в этом оказывают умения проектирования экобезопасной жизнедеятельности, освоение обучающимися которых регламентировано образовательным стандартом. В статье рассмотрены теоретико-методологические и методические аспекты освоения обучающимися умений проектирования экобезопасных условий жизнедеятельности. Акцент в работе сделан на содержательную и организационно-технологическую составляющие учебного процесса.
Ключевые слова: обучение, основы безопасности жизнедеятельности, экологическая безопасность, умения, методическая система, экологическое проектирование.
Annоtation. The potential danger of material peace determines the need to constantly improve the skills of the population to ensure personal and public security. Invaluable assistance in this is provided by the skills of designing eco-safe life activities, the mastery of which by students is regulated by the educational standard. The article considers the theoretical, methodological and methodological aspects of learning the skills of designing eco-safe living conditions. The work focuses on the substantive and organizational-technological components of the educational process.
Keywords: training, life safety fundamentals, environmental safety, skills, methodological system, environmental design.
Введение. Напряженность во взаимоотношениях общества и окружающей среды проявляется в углубляющемся экологическом кризисе, рассматриваемом в качестве одного и глобальных цивилизационных вызовов человечеству (В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев, И.Е. Рейф). Исходя из теории Э. Тоффлера, в данной ситуации требуется адекватный ответ на обозначенный вызов. В качестве безальтернативной на данный момент, принятой в мировом сообществе, рассматривается концепция устойчивого развития,