Литература
1. Васильева Е. И. Особенности преподавания живописи в профессиональном обучении художника традиционного прикладного искусства [Электронный ресурс]. - URL: http:// education.ru/electronic-journal/osobennosti-prepodavaniya-zhivopisi-v-professionalnom-obuchenii-hudozhnika (дата обращения: 26.04.2018).
2. Елисеева П. В. Современные методики обучения художественных дисциплин в системе начального профессионального образования ДХШ [Электронный ресурс]. - URL: https: yandex ru/http/searh/?text? (дата обращения: 29.04.2018).
3. Еремеева Г. С. Особенности организации образовательного процесса в высшей школе в связи с внедрением федеральных образовательных стандартов нового поколения [Электронный ресурс] // Концепт: науч.-метод. электрон. журн. - 2016. - Т. 5. - С. 163-167. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56183.htm.
4. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Просвещение, 1980. - 165 с.
5. Сокольникова Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студентов высш. проф. образования. - 5 изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2012. - 256 с.
6. ФГОС ВО 53.03.02 Декоративно-прикладное искусство [Электронный ресурс] - URL: http://www consultant.ru (дата обращения: 26.04.2018).
References
1. Vasilyeva E.I. Osobennosti prepodavaniya zhivopisi v professional'nom obuchenii khudozhnika traditsionnogo prikladnogo iskusstva [The Peculiarities of teaching traditional arts and crafts artist painting in vocational education]. (In Russ.). Available at: http://www.art-education.ru/electronic-journal/osobennosti-prepodavaniya-zhivopisi-v-professionalnom-obuchenii-hudozhnika (accessed 26.04.2018).
2. Eliseeva P.V. Sovremennye metodiki obucheniya khudozhestvennykh distsiplin v sisteme nachal'nogo professional'nogo obrazovaniya DKHSH [Modern methods of teaching artistic subjects in the system of initial vocational training of children's art school]. (In Russ.). Available at: https: yandex ru/http/searh/?text? (accessed 29.04.2018).
3. Eremeeva G.S. Osobennosti organizatsii obrazovatel'nogo protsessa v vysshey shkole v svyazi s vnedreniem federal'nykh obrazovatel'nykh standartov novogo pokoleniya [The peculiarities of educational process organization in higher education as a result of introducing new generation federal educational standards]. Kontsept: nauchno-metodicheskiy ehlektronnyy zhurnal [Scientific electronic journal "Concept"], 2016, vol. 5, pp. 163-167. (In Russ.). Available at: http://e-koncept.ru/2016/56183.htm.
4. Rostovtsev N.N. Metodika prepodavaniya izobrazitel'nogo iskusstva v shkole [Methodology of teaching fine arts at school]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1980. 165 p. (In Russ.).
5. Sokolnikova N.M. Metodika prepodavaniya izobrazitel'nogo iskusstva: uchebnik dlya studentov vysshego professional'nogo obrazovaniya. 5 izd., pererab. i dop [Methodology of teaching fine art: A textbook for students of higher vocational education. 5 ed., revised. and extras]. Moscow, Akademiya Publ., 2012. 256 p. (In Russ.).
6. FGOS VO 53.03.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo [Federal state educational standard of higher education 53.03.02 Arts and crafts]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru (accessed 26.04.2018).
УДК 378
РАЗВИТИЕ ВОПРОСОВ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Тараненко Любовь Геннадиевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой технологии документальных коммуникаций, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Дворовенко Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Дворовенко Вадим Николаевич, аспирант, кафедра технологии документальных коммуникаций, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Библиотечное образование имеет существенные предпосылки и возможности для активного внедрения электронного обучения. Для разработки данного направления необходимо рассмотреть предметное поле электронного обучения. Для этих целей на основе методов библиометрического анализа научных публикаций рассмотрены базовые термины: электронное обучение, дистанционное обучение, информационно-образовательная среда и электронная образовательная среда. Базой исследования выступил реферативный журнал «Информатика» в период с 2000 по 2016 год. В ходе анализа было отобрано 720 источников - объектов исследования. Осуществлен анализ динамики документопотока по терминам: электронное обучение, дистанционное обучение, информационно-образовательная среда и электронная образовательная среда. На основе анализа документного потока по каждому исследуемому термину выявлен круг авторов. Показан сравнительный анализ зарубежных и русскоязычных публикаций. Представлена характеристика тематической структуры документального потока. В результате исследования определено: устойчивый интерес авторов к проблеме электронного обучения наметился в 2007 году; пик изучения проблемы приходится на 2015 год; с 2012 года наблюдается перевес в до-кументопотоке русскоязычных публикаций. Электронное обучение понимается авторами преимущественно как совместная деятельность или интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса. Взаимодействие реализуется посредством информационно-коммуникационных технологий. Основной пик публикаций по теме «дистанционное образование» приходится на 2012 год. Это связанно с разработкой и открытием программ дистанционного повышения квалификации и переподготовки специалистов библиотек. Содержательный анализ публикаций по ключевым словам «информационно-образовательная среда», «электронная образовательная среда» показал, что авторов интересуют преимущественно вопросы их использования в образовательном процессе. Документный поток по исследуемой проблеме демонстрирует устойчивый интерес авторов к данной теме. Выявлена недостаточная проработанность терминологической системы исследования на уровне регламентирующих, справочных и научных изданий. Определен ряд работ, освещающих вопросы внедрения электронного обучения в библиотечно-информационную деятельность, которые могут стать основополагающими при разработке концепции электронного обучения библиотечного специалиста.
Ключевые слова: электронное обучение, дистанционное образование, образовательная среда, онлайновое обучение, web-обучение, дистанционное обучение, электронная образовательная информационная среда, библиотечно-информационное образование, информационно-коммуникационные технологии.
EVOLUTION OF E-LEARNING IDEAS IN PROFESSIONAL LITERATURE
Taranenko Lyubov Gennadievna, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department Chair of Documentary Communications Technology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Dvorovenko Olga Vladimirovna, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Department of Documentary Communications Technology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Dvorovenko Vadim Nikolaevich, Postgraduate, Department of Documentary Communications Technology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Library education has all prerequisites and significant opportunities for active implementation of e-learning. For development of this direction we need to explore the subject area of e-learning. For these purposes, method of bibliometric analysis of scientific publications was used to explore next terms: e-learning, distance learning, information and educational environment and electronic educational environment. The reference journal "Informatics" for the period from 2000 to 2016 was used as a basis for the investigation.
After analysis, 720 sources were selected as research objects. The dynamics of the documentary flow containing terms "e-learning," "distance learning," "informational educational environment" and "electronic educational environment" was analyzed. As a result of the analysis of the documents flow for each discussed term, a list of authors studying the problem was identified. The article provides a comparative analysis of foreign and Russian publications and a description of the thematic structure of the documentary flow. As a result of the research, it was determined: the authors' sustained interest in the problem of e-learning was outlined in 2007; the peak of the study of the problem occurs in 2015; since 2012 there is a preponderance of Russian publications in the flow. E-learning is primarily understood by authors as a joint activity or interaction of participants in the educational process through information and communication technologies. The largest number of publications on the topic "distance education" was published in 2012. This is linked with the development and opening the programs for distance education and retraining the library specialists. The content analysis of publications on the keywords "information and educational environment," "electronic educational environment" showed that the authors are mainly interested in the issues of their use in the educational process. The documentary flow on the investigated problem demonstrates the authors' constant interest in this topic. The insufficient development of the terminological system in area of the research in regulatory, reference and scientific publications has been revealed. A number of works have been identified that covers the implementation of e-learning in library information activities and can become fundamental in the development of the e-learning concept of a library specialist.
Keywords: e-learning, distance education, educational environment, online learning, web-based learning, distance learning, electronic educational and informational environment, library and informational work education, information and communication technologies.
Электронное обучение - перспективная тенденция отечественной системы образования. Вопросы электронного обучения рассматриваются в аспектах применения технологий в образовательном процессе, выстраивания системы дистанционного обучения и формирования единой электронной информационной образовательной среды. Библиотечно-информационное образование всецело использует информационные технологии для создания системы качественной подготовки специалистов высшей квалификации.
Первым возможности использования кибернетики в образовании обозначил Б. Ф. Скиннер, предложивший концепцию программированного обучения (1954). Суть концепции - устранение субъективного фактора общения между преподавателем и обучающимся. Технология программированного обучения стала толчком к разработке автоматизированных учебных курсов (19601970-е годы ХХ века) и заложила базу внедрения дистанционного обучения (Великобритания, конец 1950-х годов ХХ века).
В России интерес к электронному обучению появился в середине 1990-х годов ХХ века. Оно было связано с созданием электронных учебных
изданий, появлений первых программ для компьютерного тестирования. Развитие системы дистанционного обучения в нашей стране начинается с предприятий, принявших решение по обучению сотрудников удаленно. Основной причиной выбора в пользу обучения с использованием дистанционных технологий являлась экономия финансовых ресурсов. Это привело к развитию систем электронного обучения и формирования новой концепции развития образования.
Авторами статьи был проведен анализ реферативного журнала «Информатика» за 2000-2016 годы. Реферативный журнал (РЖ) ВИНИТИ РАН, издаваемый с 1982 года, - периодическое научно-информационное издание, в котором публикуются рефераты, аннотации и библиографические описания отечественных и зарубежных публикаций, включающее следующие разделы: общие вопросы информатики; организация информационной деятельности; документальные источники информации; аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации; информационный поиск; информационное обслуживание; информационная техника и др. В ходе анализа были отобраны источники по ключевым
словам «электронное обучение», «дистанционное обучение», «информационная образовательная среда» и «электронная образовательная среда». За данный период было отобрано 720 источников - объектов анализа. Анализ динамики доку-ментопотока по теме «электронное обучение» показывает, что интерес к теме появляется в 2004 году (рис. 1).
До этого времени можно отметить наличие единичной публикации за 2001 год, в которой Т. Г. Жулид характеризует роль вузовской библиотеки в электронном обучении студентов путем создания web-страниц, а также описывает необходимость обеспечения доступа к электронным ресурсам [4].
Устойчивый интерес авторов к проблеме электронного обучения наметился в 2007 году. В этот период возрастает объем документо-потока. Пик изучения проблемы приходится на 2015 год - 22 публикации. С 2012 года наблюдается перевес в русскоязычных публикациях, что характерно - до этого времени наблюдается перевес зарубежных публикаций (рис. 1).
Стоит отметить статью S. Tsai и P. Machado (2003). Авторы рассматривают понятия «электронное обучение», «онлайновое обучение», «web-обучение», «дистанционное обучение» [20]. Они отмечают, что электронное обучение (e-learning) в большинстве случаев ассоциируется с работой с компьютерами и информационными сетями. Под web-обучением (Web-based learning), по мнению авторов, подразумевается освоение учебных материалов, предоставляемых через браузер, материалов на носителях. S. Tsai и P. Machado представляют онлайновое обучение (online learning) с использованием учебных материалов, доступных через компьютер, которые могут быть извлечены из Интернета. Дистанционное обучение (distance learning), по их мнению, является самой ранней концепцией, означающей интерактивное общение между преподавателем и учащимся на расстоянии.
В англоязычной литературе в период 20042006 годов появляется термин Learning manager system. Он характеризуется как некая программная среда, предназначенная для управления контентом, обеспечения доступа к учебным материалам, проверки знаний. Понятие «e-learning»
на протяжении многих лет использовалось в сфере образования. В качестве синонима в стандарте на терминологическую систему в области информационно-коммуникационных технологий в образовании закреплен термин «электронное обучение», который понимается как обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий. Закон «Об образовании в РФ» указывает, что электронное обучение является образовательной технологией и представлено с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
И. Б. Государев рассматривает понятие электронного обучения через родовые категории «учение», «обучение», «подготовка», «консультирование» и обусловливает это как педагогическое взаимодействие в электронных информационно-образовательных средах [2].
Вопросы электронного обучения рассматриваются авторами с точки зрения дидактических принципов. Так, например, Н. М. Якушева анализирует вопросы реализации дидактических принципов создания средств электронного обучения на примере сайта средств электронного обучения [17]. Ей же предложены методы электронного обучения: подготовка с использованием пробных тестов и получение последовательности автооценок; компьютерная реализация программируемого обучения [18]. Л. В. Кабанова описывает технологию электронного обучения студентов на базе Web 2.0 [6]. Автором предлагается обучающий портал, который обеспечивает прямой контакт преподавателя и студента, дает возможность аккумулирования знаний преподавателей с последующей их конвертацией в более сложные формы.
Стоит отметить, что рассматриваемые авторами вопросы электронного обучения затрагивают аспекты дистанционного обучения и использования электронной информационной образовательной среды. Понятия «дистанционное образование» и «информационно-образовательная
среда» на нормативном уровне впервые упоминаются в Приказе Министерства образования РФ «О проведении эксперимента в области дистанционного образования» (1997). Можно обозначить, что этот приказ опережал другие нормативные документы в сфере образования и включал в себя систему требований к дистанционному образованию. В то время Закон «Об образовании» (1992) отражал лишь понятие «дистанционные образовательные технологии». В этом документе «дистанционные образовательные технологии» понимаются в качестве образовательной технологии, реализуемой с применением информационно-коммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Отсутствие динамики в развитии терминосистемы в этом направлении демонстрирует идентичное определение дефиниции «дистанционные образовательные технологии» в законе «Об образовании в РФ» (2012). Закон унифицирует понятие дистанционных образовательных технологий, фигурирующее в других нормативных актах и стандартах.
Документы четко фиксируют понятие «дистанционные образовательные технологии» в качестве образовательной технологии. Последнее не является устоявшимся в литературе. Анализ научных трудов демонстрирует использование понятия «образовательные технологии» преимущественно в качестве технологии построения и воспроизведения учебного процесса (В. П. Бес-палько, Г. Н. Ксензова, Н. М. Зверев, А. А. Бай-кова, В. Т. Фоменко). В документах ЮНЕСКО встречается термин «технология обучения», понимаемый как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. В справочных изданиях можно встретить подходы, акцентирующие внимание на образовательной технологии как системе деятельности педагога и учащегося, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов образования. Изучение контекста публикаций по образовательным технологиям показывает, что основной акцент делается на описание методов, способствующих выстраиванию взаимодействий «преподаватель-обучающийся».
Согласно справочным изданиям, «технология - это наука о мастерстве». Технологию предлагают понимать как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве. Технология имеет цель - достижение результата. Применительно к педагогической деятельности технология направлена на достижение учебных целей [12, с. 11].
К атрибутам образовательной технологии относят:
• концептуальность - опора на научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование способов достижения образовательной цели;
• системность - логичность процесса достижения цели, взаимосвязь его частей, обеспечение целостности и цикличности действий;
• управляемость - возможность проектирования и корректирования;
• воспроизводимость - возможность применения другими субъектами в других однотипных условиях учебных организаций или образовательной среды;
• эффективность в достижении образовательной цели - действенность [12].
Е. С. Полат выделяет понятия «дистанционное обучение» и «дистанционное образование». Дистанционное образование автором рассматривается как образование, реализуемое с помощью дистанционного обучения. Дистанционное обучение, по мнению Е. С. Полат, можно рассмотреть в качестве формы обучения, обеспечивающей интерактивное взаимодействие участников учебного процесса и содержащей все присущие компоненты (цели, методы, организационные формы и средства обучения) [11, с. 17].
Анализ публикаций демонстрирует интерес к теме дистанционного обучения (рис. 2). Речь идет о публикациях авторов, работы которых рецензируются в реферативном журнале «Информатика». Всего было отобрано 545 публикаций по этой теме. Изучение публикационной активности за 2000-2016 годы демонстрирует интерес к теме дистанционного обучения в 2012 году. В основном это публикации в русскоязычных изданиях (46 публикаций).
25
20
15
10
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Всего русский английский
Рисунок 1. Динамика документопотока по теме «электронное обучение»
60
50
40
30
20
10
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Всего русский английский
Рисунок 2. Динамика документопотока по теме «дистанционное обучение»
5
0
0
Изучение публикационной активности за 2000-2016 годы демонстрирует, что в период до 2002 года шло наращивание объема документопотока по теме «дистанционное обучение», средние показатели публикаций по этой теме наблюдаются в период 2004-2010 годов. С 2011 года вновь возникает интерес к рассматриваемой проблеме. Основной пик публикаций приходится на 2012 год. В основном это публикации в русскоязычных изданиях (85 % публикаций). Незначительный спад интереса отмечен в последующие годы, но, тем не менее, наблюдается устойчивый интерес к этой теме. Увеличение публикаций по теме дистанционного обучения в 2011-2012 годах связанно с разработкой и открытием программ дистанционного повышения квалификации и переподготовки специалистов библиотек. Можно прогнозировать, что постепенно количество публикаций сведется к средним показателям, к чему уже наметились тенденции.
Большинство публикаций по теме «дистанционное обучение» преимущественно описывают опыт организации дистанционного обучения. Так, в период 2000-2005 годов авторы описывают способы разработки собственных электронных учебных изданий, в структуру которых в том числе входят элементы контроля знаний. Развивая тематику публикаций, авторы переходят к комплексному рассмотрению дистанционного обучения -моделированию отдельных дисциплин и учебных курсов в виртуальной среде. Так, в публикации Nancy O'Hanlon рассматриваются вопросы разработки и внедрения 4-недельного интерактивного курса по информационной грамотности для первокурсников [19]. В публикациях с 2013 года авторы уделяют особое внимание принципам разработки отдельных технологий и элементов систем дистанционного обучения.
Согласно полученным данным, впервые вопрос о повышении квалификации каталогизаторов библиотек с применением элементов дистанционного обучения затрагивают Л. Н. Карнаева и Н. И. Керади (2000) [8]. Они предлагают систему, состоящую их двух модулей, предназначенных для обучения библиографов и каталогизаторов. В качестве контроля знаний используются тестирование, контрольные работы, электронные конференции и защита курсовых работ. Стоит отметить данную публикацию как революционную
для библиотечно-информационного образования, поскольку она закладывает основы дистанционного обучения специалистов библиотек. Концептуальной является статья Э. Р. Сукиасяна о дистанционных образовательных технологиях [15]. Автор отмечает, что в развитии непрерывного библиотечного образования большую роль должно сыграть дистанционное обучение, и заявляет о необходимости поиска организационного решения этой задачи. Анализ зарубежных публикаций тоже демонстрирует интерес авторов к развитию системы повышения квалификации библиотечных кадров с применением дистанционных технологий (например, I. О. Шевченко [16]). Первые публикации о возможностях дистанционного обучения в библиотечно-информационном образовании появились в 2007 году. В статье Е. Б. Артемьевой и Г. Б. Паршуковой освещаются вопросы дистанционного обучения в системе непрерывного образования библиотечных специалистов [1].
Публикации в период 2000-2005 годов отражают анализ специфики дистанционного обучения: делается акцент на самостоятельности обучения, владении навыками работы на компьютере (Л. А. Жаринова, М. П. Шлыкова), особенности структурной организации и разработки материалов (Н. Е. Карпова), аспектах взаимодействия преподавателя и обучающегося в виртуальном пространстве (Г. Б. Паршукова, Т. В. Иванова). Эти публикации заложили методические принципы работы в системе дистанционного обучения.
С 2003 года встречаются единичные публикации, в которых ставится вопрос об оценке качества образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий и эффективности образовательного процесса. Авторы описывают подходы, лежащие в основе процедуры оценки качества дистанционного курса, и методы контроля качества обучения студентов.
О включении проблемы дистанционного обучения в научный оборот свидетельствует появление публикаций по изучению терминологического аппарата. Так, в ряде публикаций отечественных и зарубежных авторов анализируются термины «дистанционное обучение», «дистанционное образование», «электронное обучение», «онлайновое обучение», «теЬ-обучение». Появляются диссертационные исследования, посвященные проблеме дистанционного обучения. Так,
И. П. Медянкина рассматривает принципы и методы информационно-библиотечного обеспечения учебного процесса в системе дистанционного образования.
Содержательный анализ публикаций демонстрирует с 2015 года появление интереса к разработке адаптивных систем дистанционного обучения. Авторы предлагают систему, направленную
на повышение качества подготовки специалистов в сфере информационных технологий, формулируют основные особенности предлагаемой системы.
Рассматривая предметное поле электронного обучения, необходимо также охарактеризовать понятия «информационно-образовательная среда» и «электронная образовательная среда».
3,5
2,5
1,5
0,5
1997 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Рисунок 3. Динамика документопотока по темам «информационно-образовательная среда» и «электронная образовательная среда»
Изучение документопотока по ключевым словам «электронная образовательная среда» и «информационная образовательная среда» в РЖ «Информатика» демонстрирует отсутствие постоянного интереса к этой проблеме. Темы представлены 19 публикациями.
Впервые обсуждение вопроса проектирования и использования в образовательном процессе электронной образовательной среды проходило на конференции «Информационные технологии в образовании» (Москва, 1997). Вопросы касались развития единой информационной сети образования, стандарта содержания среднего образования по информатике, режима работы за монитором и охраны здоровья, повышения квалификации кадров.
Значительное количество публикаций по теме представлено в 2011-2012 и 2015 году. Это
объясняется внедрением в тот период в вузы информационной образовательной среды обучения. Так, например, А. В. Стрелкова описывает особенности разработки Московской электронной образовательной среды [14], И. С. Пилко и Ю. В. Жегульская освещают вопросы формирования электронной образовательной среды вузов культуры [10]. Также рассматриваются вопросы функционирования информационной образовательной среды, которое, по их мнению, обеспечивается взаимодействием трех основных компонентов: содержательного, организационного и технологического [3].
Содержательный анализ публикаций показывает, что авторов интересуют вопросы использования информационной образовательной среды в образовательном процессе. Так, Т. Б. Земляная и О. Н. Павлычева касаются правовых аспектов это-
3
2
1
0
го вопроса: описывают нормативную базу использования информационной образовательной среды и характеризуют проблемные моменты законодательного обеспечения ее функционирования [5].
Сложным вопросом является терминирование понятий «информационная образовательная среда» и «электронная образовательная среда». Можно отметить единичные публикации, которые характеризуют этот аспект. Так, например, А. В. Стрелкова, предлагает использовать термин «информационная образовательная среда», делая его анализ, опираясь на понятия «образовательная среда» и «мотивирующая среда» [14]. Е. Н. Боя-ров интерпретирует образовательную среду как общественное явление, делая акцент на ее структурной и функциональной составляющей. О. В. Казанская, В. И. Гужов под информационной обучающей средой университета понимают комплекс современных информационных образовательных ресурсов с необходимым методическим, технологическим и техническим (в том числе телекоммуникационным) обеспечением, предназначенный для обучения [7]. Очевидно, информационную обучающую среду можно рассматривать как фрагмент информационной образовательной среды, реализующей на современном уровне функции не только обучения, но и управления процессом образования и его качеством (от набора студентов, слушателей и маркетинга образовательных услуг до формирования и реализации образовательных программ).
Одна из перспективных тенденций развития вопроса - это разработка электронного портфо-лио как элемента информационно-образовательной среды вуза. Среди потока публикаций работа О. Г. Смоляниновой и О. А. Имановой описывает возможности электронного портфолио (э-портфолио) для поддержки интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса в информационно-образовательной среде учебного заведения [13]. Авторы описывают механизмы эффективного использования учебно-методических электронных ресурсов, разработанных в системе Moodle, и э-портфолио -в виртуальной среде Mahara. Стоит отметить низкий интерес авторов к рассматриваемой проблеме, что объясняется лишь частными вопросами проектирования и использования информационной образовательной среды в образовательном процессе.
Таким образом, анализ публикаций по вопросам электронного обучения показывает, что электронное обучение понимается как совместная деятельность или интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса. Взаимодействие реализуется преимущественно посредством информационно-коммуникационных технологий. Анализ научных публикаций демонстрирует интерес к описанию технологии разработки электронных курсов по отдельным учебным дисциплинам. Однако в научной литературе слабо освещен вопрос терминосистемы электронного обучения.
Литература
1. Артемьева Е. Б., Паршукова Г. Б. Электронные ресурсы для дистанционного образования библиотечных специалистов // Электрон. ресурсы б-к региона: мат-лы регион. науч.-практ. конф. (г. Новосибирск, 24-28 сент. 2007 года). - Новосибирск, 2008. - С. 258-261.
2. Государев И. Б. «Электронное обучение» в языке педагогики (эволюция феномена и толкование терминов) // Высш. образование в России. - 2015. - № 7. - C. 141-150.
3. Дворовенко В. Н., Дворовенко О. В. Средства электронной образовательной среды для реализации требований образовательных стандартов нового поколения по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2016. - № 37/2. -С. 150-156.
4. Жулид Т. Г. Информационное обеспечение процесса подготовки специалистов в системе электронного обучения // Библиотечное дело - 2001: рос. б-ки в мировом информ. и интеллект. пространстве. - М.: Изд-во МГУКИ, 2001. - Ч. 2. - С. 319-320.
5. Земляная Т. Б., Павлычева О. Н. Правовые аспекты создания электронной информационно-образовательной среды высшего образования // Экономика и предпринимательство. - 2016. - Т. 10. - С. 715-722.
6. Кабанова Л. В. Технологии электронного обучения студентов на базе Web 2.0 // Интернет и современное общество. - СПб., 2010. - С. 103-105.
7. Казанская О. В., Гужов В. И. Формирование информационной образовательной среды технического университета // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - № 4. - C. 57-61.
8. Карнаева Л. Н., Керади Н. И. Использование современных технологий обучения в процессе переподготовки библиотечных кадров (дистанционное обучение) // Крым 2000. Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: мат-лы 7-й Междунар. конф. (Судак, 3-11 июня, 2000 год). - Симферополь, 2000. - Т. 1. - С. 365-366.
9. Паршукова Г. Б. Технология дистанционного обучения как организация специфической информационной среды // Библиотечное дело - 2001: рос. б-ки в мировом информ. и интеллект. пространстве. - М.: Изд-во МГУКИ, 2001. - Ч. 2. - С. 338-339.
10. Пилко И. С., Жегульская Ю. В. Электронная образовательная среда вуза культуры и искусств // Информ. ресурсы России. - 2015. - № 4. - С. 38-41.
11. Полат Е. С., М. Ю. Бухаркина, Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособ. / под общ. ред. Е. С. Полат. - М., 2004. - 416 с.
12. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. - М., 2006. - 816 с.
13. Смолянинова О. Г., Иманова О. А. Электронный портфолио как средство поддержки интерактивного взаимодействия в информационно-образовательной среде // Информатика и образование. - 2014. - № 1. - С. 12-17.
14. Стрелкова А. В. Московская электронная образовательная среда: особенности формирования и внедрения // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - С. 194.
15. Сукиасян Э. Р. Дистанционные образовательные технологии как условие развития непрерывного библиотечного образования // Информ. бюл. РБА. - 2003. - № 28. - С. 49-50.
16. Шевченко, I. О. Сучасш освггт технологи в системi тдвищення квалiфiкацü бiблiотекарiв // Крым 2001. Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: мат-лы 8-й Междунар. конф. (Судак, 9-17 июня, 2001 год). - М.: Изд-во ГПНТБ России, 2001. - Т. 1. - С. 436-439.
17. Якушева Н. М. Вопросы реализации дидактических принципов создания средств электронного обучения // Информатика и образование. - 2011. -№ 8. - С. 92-95.
18. Якушева Н. М. Методы обучения; о методах e-leaming // Информатика и образование. - 2011. - № 9. -С. 93-96.
19. O'Hanlon Nancy Development, delivery, and outcomes of a distance course for new college students // Library Trends. - 2001. - Vol. 50. - P. 8-27.
20. Tsai S., Machado P. E-learning, online learning, Web-based learning or distance learning: ambiguity, terminology // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2003. - № 4. - С. 87-88.
References
1. Artemyeva E.B., Parshukova G.B. Elektronnye resursy dlya distantsionnogo obrazovaniya bibliotechnykh spet-sialistov [Electronic resources for distance education of library specialists]. Elektronnye resursy bibliotek regiona: materialy region. nauch.-prakt. konf. (g. Novosibirsk, 24-28 sent. 2007 goda) [Electronic resources of the regional libraries: materials region. scientific-practical. conf. (Novosibirsk, September 24-28, 2007)]. Novosibirsk, 2008, рр. 258-261. (In Russ.).
2. Gosudarev I.B. «Elektronnoe obuchenie» v yazyke pedagogiki (evolyutsiya fenomena i tolkovanie terminov) ["E-learning" in the language of pedagogy (the evolution of the phenomenon and the interpretation of terms)]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2015, vol. 7, рp. 141-150. (In Russ.).
3. Dvorovenko V.N., Dvorovenko O.V. Sredstva elektronnoy obrazovatel'noy sredy dlya realizatsii trebovaniy obrazovatel'nykh standartov novogo pokoleniya po napravleniyu podgotovki «Bibliotechno-informatsionnaya deyatel'nost'» [Capablities of electronic educational environment for meeting the requirements of new generation educational standards for "Library and information activities" direction]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvenno-go universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2016, no. 37/2, рp. 150-156. (In Russ.).
4. Zhulid T.G. Informatsionnoe obespechenie protsessa podgotovki spetsialistov v sisteme elektronnogo obucheniya [Information support of the process of training specialists in the system of e-learning]. Bibliotechnoe delo - 2001: rossiyskie biblioteki v mirovom informatsionnom i intellektual'nom prostranstve [Library business - 2001: Russian libraries in the global information and intellectual space]. Moscow, MGUKI Publ., 2001, vol. 2, рp. 319-320. (In Russ.).
5. Zemlyanaya T.B., Pavlycheva O.N. Pravovye aspekty sozdaniya elektronnoy informatsionno-obrazovatel'noy sredy vysshego obrazovaniya [Legal aspects of creation of the electronic information and educational environment of
higher education]. Ekonomika i predprinimatel 'stvo [Economics and Entrepreneurship], 2016, vol. 10, pp. 715-722. (In Russ.).
6. Kabanova L.V. Tekhnologii elektronnogo obucheniya studentov na baze Web 2.0 [E-learning technologies for students based on Web 2.0]. Internet i sovremennoe obshchestvo [Internet and modern society]. St. Peterburg, 2010, pp. 103-105. (In Russ.).
7. Kazanskaya O.V., Guzhov V.I. Formirovanie informatsionnoy obrazovatel'noy sredy tekhnicheskogo universiteta [Formation of information educational environment of technical university]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management: practice and analysis], 2003, vol. 4, pp. 57-61. (In Russ.).
8. Karnaeva L.N., Keradi N.I. Ispol'zovanie sovremennykh tekhnologiy obucheniya v protsesse perepodgotovki biblio-technykh kadrov (distantsionnoe obuchenie) [The use of modern teaching technologies in the process of retraining of library personnel (distance learning)]. Krym 2000. Biblioteki i assotsiatsii v menyayushchemsya mire: novye tekhnolii i novye formy sotrudnichestva: materialy 7-y mezhdunar. konf. (Sudak, 3-11 iyunya, 2000) [Crimea 2000. Libraries and associations in a changing world: new technologies and new forms of cooperation: materials of the 7th international. Conf. (Sudak, June 3-11, 2000)]. Simferopol, 2000, vol. 1, pp. 365-366. (In Russ.).
9. Parshuchkova G.B. Tekhnologiya distantsionnogo obucheniya kak organizatsiya spetsificheskoy informatsionnoy sredy [The technology of distance learning as the organization of a specific information environment]. Biblio-technoe delo - 2001: rossiyskie biblioteki v mirovom informatsionnom i intellektual'nom prostranstve [Library business - 2001: Russian libraries in the global information and intellectual space]. Moscow, MGUKI Publ., 2001, vol. 2, pp. 338-339. (In Russ.).
10. Pilko I.S., Zhegul'skaya Y.V. Elektronnaya obrazovatel'naya sreda vuza kul'tury i iskusstv [Electronic educational environment of the University of Culture and Arts]. Informatsionnye resursy Rossii [Information resources of Russia], 2015, vol. 4, pp. 38-41. (In Russ.).
11. Polat E.S., M.Y. Bukharkina, Moiseeva M.V. Teoriya i praktika distantsionnogo obucheniya [Theory and practice of distance learning]. Ed. E. S. Polat. Moscow, 2004. 416 p. (In Russ.).
12. Selevko G.K. Entsiklopediya obrazovatel'nykh tekhnologiy [Encyclopedia of educational technologies]. Moscow, 2006, vol. 2. 816 p. (In Russ.).
13. Smolyaninova O.G., Imanova O.A. Elektronnyy portfolio kak sredstvo podderzhki interaktivnogo vzaimodeyst-viya v informatsionno-obrazovatel'noy srede [Electronic portfolio as a means of supporting interactive interaction in the information and educational environment]. Informatika i obrazovanie [Informatics and Education], 2014, vol. 1, pp. 12-17. (In Russ.).
14. Strelkova A.V. Moskovskaya elektronnaya obrazovatel'naya sreda: osobennosti formirovaniya i vnedreniya [Moscow electronic educational environment: features of formation and implementation]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2015, vol. 2, p. 194. (In Russ.).
15. Sukiasyan E.R. Distantsionnye obrazovatel'nye tekhnologii kak uslovie razvitiya nepreryvnogo bibliotechnogo ob-razovaniya [Distance educational technologies as a condition for the development of continuous library education]. Informatsionnyy byulleten' RBA [RBA Newsletter], 2003, vol. 28, pp. 49-50. (In Russ.).
16. Shevchenko I.O. Suchasni osvitni tekhnologii v sistemi pidvishchennya kvalifikatsii bibliotekariv [Modern educational technologies in the system of raising the qualification of library computers]. Krym 2001. Biblioteki i assotsiatsii v menyayushchemsya mire: novye tekhnologii i novye formy sotrudnichestva: materialy 8-oy mezhdunar. konf. (Sudak, 9-17 iyunya, 2001 god) [Crimea 2001. Libraries and Associations in a Changing World: New Technologies and New Forms of Cooperation: Proceedings of the 8th International Conference (Sudak, June 9-17, 2001)]. Moscow, GPNTB Rossii Publ., 2001, vol. 1, pp. 436-439. (In Russ.).
17. Yakusheva N.M. Voprosy realizatsii didakticheskikh printsipov sozdaniya sredstv elektronnogo obucheniya [Implementation of the didactic principles of creating e-learning tools]. Informatika i obrazovanie [Informatics and Education], 2011, vol. 8, pp. 92-95. (In Russ.).
18. Yakusheva N.M. Metody obucheniya: o metodakh e-learning [Teaching methods: about e-learning methods]. Informatika i obrazovaniye [Informatics and Education], 2011, vol. 9, pp. 93-96. (In Russ.).
19. O'Hanlon Nancy Development, delivery, and out-somes of a distance course for new college students. Library Trends, 2001, vol. 50, pp. 8-27. (In Engl.).
20. Tsai S., Machado P. E-learning, online learning, Web-based learning or distance learning: ambiguity, terminology. Telekommunikatsii i informatizatsiya obrazovaniya [Telecommunications and Informatization of Education], 2003, vol. 4, pp. 87-88. (In Engl.).