Научная статья на тему 'Развитие водных туристских кластеров'

Развитие водных туристских кластеров Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
983
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЙ ТУРИЗМ / КЛАСТЕР / СОСТАВ / УЧАСТНИКИ / ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пучкин Алексей Михайлович

Несмотря на то что водные туристские ресурсы являются одними из традиционных туристских аттракторов, сам феномен водного туризма в отечественной науке изучен не полностью. В частности, нет единого понимания сущности и структуры водного туристского кластера. Это обусловливает зачастую непонимание потребностей туристов, пробелы и упущения при проектировании инфраструктуры такого кластера. В статье представлены основные результаты анализа подходов к определению состава водного туристского кластера, уточнен состав и типология участников водного туристского кластера, а также представлена группировка субъектов туристской индустрии водного туристского кластера по признаку удовлетворения потребностей туристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие водных туристских кластеров»

geograficheskih informatsionnyh sistem: monografiya. - Izhevsk: Publishing house "Udmurtsky universitet", 2011.

11. Strategiya sotsialno-ekonomicheskogo razvitija Udmurtskoy respubliki Na period do 2025 - Izhevsk, 2010.

12. Federalnaya tselevaya programma " Razvitie vnutrennego i vezdnogo turizma v

Rossiyskoy Federatsii (2011-2018)." utverzhdennaya Postanovleniem Pravitelstva Russii Federation № 644 ot 2.08.2011 g. [Electronic resource] // URL:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071986/ (date accessed 03.20.2014).

13. Federalny zakon ot 05.02.2007 N 12-FZ (ed. ot 03.05.2012) "O vnesenii izmeneny .in .Federalny zakon" Ob osnovah turistskoy deyatelnosti v Rossiyskoy Federatsii".[Electronic resource]: URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_129271 (date accessed

03.20.2014).

14. Organizatsionno-ekonomicheskie aspekty predprinimatelstva v .sfere turizma / TV Kharitonov, TM .Krivosheeva, OV .Shemeneva Et al. - M.: VPO «RSUTS», 2012.

УДК 339.1 DOI: 10.12737/6689

РАЗВИТИЕ ВОДНЫХ ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ

Пучкин Алексей Михайлович, аспирант кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, pam-work@mail.ru

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

Несмотря на то что водные туристские ресурсы являются одними из традиционных туристских аттракторов, сам феномен водного туризма в отечественной науке изучен не полностью. В частности, нет единого понимания сущности и структуры водного туристского кластера. Это обусловливает зачастую непонимание потребностей туристов, пробелы и упущения при проектировании инфраструктуры такого кластера. В статье представлены основные результаты анализа подходов к определению состава водного туристского кластера, уточнен состав и типология участников водного туристского кластера, а также представлена группировка субъектов туристской индустрии водного туристского кластера по признаку удовлетворения потребностей туристов.

Ключевые слова: водный туризм, кластер, состав, участники, инфраструктура

Водные туристские ресурсы, как правило, отличаются высокой аттрактивностью и поэтому оказывают большое влияние на туристскую привлекательность туристских территорий [4]. Отдых на воде всегда был и остается одним из наиболее востребованных видов рекреации. Рекреационная активность, связанная с водными туристскими ресурсами, пространственно тяготеет к береговой линии. Виды деятельности и отдыха, ориентированные на использование водных пространств, стимулируют предоставление различных услуг активного, оздоровительного, рекреационного и др. видов туризма. Насыщенность сервисного пространства, его географическая локализация, которые возникают при развитии водного туризма, обусловливают закономерное спонтанное формирование локальной географической концентрации туристских компаний: гостиниц, марин, услуг проката, при возможности - дайвинга и т.д. Эта концентрация впоследствии становится основой для развития туристских кластеров водного туризма (водных туристских кластеров).

Водные туристские кластеры рассматриваются как определенный вид туристских кластеров, выделяемых по видам туристских ресурсов [3, 8], но также могут иметь место внутри других группировок (рис. 1). Так, водные кластеры могут быть различны по географическому расположению, по стадии жизненного цикла, по степени участия центров генерации инноваций, по видам туристских аттракторов (экологические, спортивные, развлекательные, санаторно-курортные), по масштабу, по форме управления, по способу формирования и по целевым группам потребителей (туристскорекреационные). Такое многообразие и специфика ресурсного ядра водных кластеров обусловливают, по нашему мнению, особенности состава и структуры их услуг, формирующихся с целью удовлетворения потребностей и нужд туристов. Водный туристский кластер обладает более сложной технической и технологической инфраструктурой, связанной с эксплуатацией водных ресурсов.

По географическому расположению

По аации жизненного цикла

По с1епеии учаа ия цеп 1 рос генерации инноваций(ЦГИ)

По вицам 1уриС1Ских а 11 рашоров

По вицам 1уриС1Ских ресурсов

По масш1 а 6у

По форме управления

По целевым группам пофебшелей

По способу формирования

•Внутрирегиональные

•Межрегиональные

•Приграничные

•Пре-кластеры

•Зарождающиеся

•Развивающиеся

•Зрелые

•Угасающие

•ЦГИ на базе научных центров и университетов •ЦГИ принадлежатотдельным предприятиям •ЦГИ отсутствуют

•Музейные

•Развлекательные

•Спортивные

•Экологические

•Этнографические

•Санаторно-курортные

•Культурные и др.

•Водные {морской, речной, озерный)

•Лесные

•Горные

•Смешанные

•Локальные

•Региональные

•Национальные

•Транснациональные

•Управляемые бизнес-структурами •Управляемые органом государственной власти •Управляемые на базе государственно-частного партнерства

•Туристско-рекреационные

•Автотуристские

•Целевые

•Исторически сложившиеся

Рисунок 1 - Классификация туристских кластеров [2]

В свою очередь, это порождает особые требования к безопасности туристской деятельности. Также следует отметить, что инфраструктура водного туристского кластера зачастую предназначена не только для туристов, но и для местных жителей, что также накладывает особые требования к ее техническим характеристикам и доступности. Практика показывает, что полноценных водных туристских кластеров, включающих развитую обеспечивающую инфраструктуру, такую как научные и кадровые центры, консалтинг и пр., в России и на территории СНГ практически нет. Отсутствуют проекты

водных туристских кластеров в составе ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации 2011-2018» [1]. Во многом этом обусловлено, по нашему мнению, сложностью самого водного туристского кластера. Состав этого вида туристского кластера более сложен и разнообразен по сравнению с обычными рекреационными кластерами, прежде всего, в области научного обеспечения, технического сопровождения услуг, сервиса для судов, обеспечения безопасности и т.д.

На примере Приморского края была разработана модель водного туристского кластера, которая включает: координационно-управляющий, пространственно-

образующий, политико-формирующий компоненты, компонент финансового обеспечения, сектора поставки, производства и сбыта, научно-исследовательского, маркетингового и кадрового обеспечения [5]. И так, видим, что общая концептуальная структура водного туристского кластера, с точки зрения ученых, аналогична общим научным представлениям о структуре туристского кластера в целом. Специфика выражается в наполнении каждого из составляющих. Так, по мнению Г.А. Гомилевской, состав участников водного туристского кластера может быть представлен следующей группировкой (рис. 2).

Сравнивая предлагаемую модель и типологию участников водного туристского кластера, по нашему мнению, можно заметить определенные несоответствия и противоречия. Компоненты и сектора, упомянутые в модели, логично должны выражаться посредством участия предприятий и организаций в кластере. Анализируя рисунок 2, можно увидеть, что достаточно подробно описаны сектора поставки, производства и сбыта турпродукта кластера, а также пространственно-образующий компонент (водные туристские ресурсы). Отчасти политико-формирующий компонент выражен через нормативно-правовое регулирование, финансовый - через инвестиционные программы, а также маркетинговый - через маркетинг территории. Следует при этом заметить, что само по себе нормативно-правовое регулирование не может быть участником кластера -участником становятся федеральные и местные органы регулирования. Это же касается и включения в государственные структуры таких «участников», как «сертификация и лицензирование», «безопасность», «инвестиционные программы», «социальная

инфраструктура», «охрана природных, культурных ресурсов», «маркетинг территории».

Госудаpci венные ci руктуры

Предприяшя водною 1уризма

Береговая инфрас! рушура

Базовые 1уриС1Скис услуг и

Производи юли 1 уруслуг

Ресурсы водною 1 уризма

•Нормативно-правовое регулирование •Сертификация и лицензирование •Безопасность

• Инвестиционные программы •Социальная инфраструктура

• Охрана природных, культурных ресурсов •Маркетинг территории

•прокатные центры

• яхт-клубы •дайвинг-клубы •школы гребли •сертифицированные центры •морские транспортные компании

•предприятия торговли водной техникой и расходными материалами

•марины

•причалы

•сервисные предприятия •заправочные станции •пляжные территории •береговые знаки •маяки •набережные

• системы защиты от акул

•торговля

•размещение

•питание

•транспорт

•информационные центры

туроператоры

•гурагенты

• экскурсионные бюро •море

•заливы, бухты

•острова

•пляжи

Рисунок 2 - Состав участников водного туристского кластера по Г.А. Гомилевской

Корректно было бы представить совокупность федеральных и местных структур, вовлеченных в формирование и развитие водного туристского кластера. Кроме того, само понятие «маркетинг территории» предполагает более широкий комплекс мероприятий, чем маркетинг туристского кластера, хотя, несомненно, эти комплексы связаны. При перечислении участников кластера полностью упущены субъекты координационноуправляющего компонента. По нашему мнению, в случае водного туристского кластера у участников этой составляющей ключевая роль, позволяющая достичь и соблюдать баланс между рациональным использованием водных ресурсов и динамикой турпотока. Также в

составе участников кластера не упомянуты представители компонентов научноисследовательского и кадрового обеспечения, которые являются, по представлениям многих ученых и исследователей, неотъемлемыми элементами любого кластера.

Определенные возражения вызывает перечень ресурсов водного туризма. Говоря об общем случае водного туристского кластера, следует заметить, что море, заливы, острова, бухты и пляжи отнюдь не исчерпывают его ресурсную составляющую. Более того, это только природные ресурсы, а, как показывает практика, в водных туристских кластерах весьма востребованы и культурно-исторические ресурсы, объекты показа. Кроме того, водные туристские кластеры могут создаваться не только около моря, но и на основе других водных пространств - рек, озер, болотистых местностей.

В связи с этим следует уточнить типологию участников водного туристского кластера, представленную на рисунке 2 следующим образом (рис. 3).

Как уже отмечалось, опыт формирования и управления водными туристскими кластерами в России крайне ограничен. Чаще ученые и практики ставят задачи изучения водных туристских дестинаций и отдельных маршрутов. С определенной долей условности водные туристские маршруты и дестинации можно рассматривать в отдельных случаях как основу для последующего создания водного туристского кластера. Как правило, отсутствующими элементами выступают научное и кадровое обеспечение кластера, управляющая компонента, а также кластерный подход на федеральном и местном уровнях регулирования туризма.

Анализ опыта развития водных туристских дестинаций и кластеров показывает, что туристы, выбирающие отдых в них, отличаются рядом однородных потребностей, и, соответственно, предъявляют спрос на определенные группы услуг [6, 7, 9]. Эти потребности становятся драйверами развития предприятий, предоставляющих

соответствующие услуги для туристов, их транспортных средств. Следует отметить, что, несмотря на высокую туристскую привлекательность водных пространств, они не могут быть единственными аттракторами в кластере. Интерес туристов различных возрастных групп направлен на различные объекты показа. Наряду с путешествием на яхте или в течение круиза туристы активно пользуются экскурсионными, развлекательными услугами. Особые требования предъявляются к транспортной сфере: туристу необходимо

Федеральные и меспые ораны

Управление в клааере

Научное и кадровое обеспечение клааера

Прецгрияюя водною 1уризма

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Береювая инфрас! рушура

Базовые 1урисюкие услу[ и

Сисюма ебьпа

Природные ресурсы водною 1уризма

■Федеральные и местные органы по регулированию туризма, маркетингу и продвижению турпродукта кластера ■Территориальные подразделения МЧС и иные структуры, ответственные за безопасность на воде

■Региональнье ведомства, реализующие делевые программы по безопасности, инвестиционной привлекательности ■Региональнье и местные ведомства, ответственные за охрану природных и культурных ресурсов

■В’/Зы и СУЗы.. готовящие специалистов для туризма, сервиса, водного спорта

■Научныеучреждения по изучению зодных ресурсов, прибрежного шельфа, климатических изменений, экологии, флоры и фауны кластера,энергосберегающих технологий и т.д.

■Прокатные центры ■Яхт-, дайвинг- и пр. клубы

■Школы гребли, парусного спорта, дайвинга и т.Д. ■Сертифицированные центры ■Морские транспортные компании

■Предприятия торговли водной техникой и расходными материалами

•Размещение

•Питание

•Транспорт

•Информационные центры

•Организации, предоставляющие услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников •Торговля

Рисунок 3- Типология участников водного туристского кластера

доставить плавательное средство, оставить свой автомобиль, осуществить техническое обслуживание авто- и водного транпорта и т.д. Наконец, береговая инфраструктура водного туристского кластера более сложна, чем в курортной зоне. В береговой зоне необходимо эффективно разместить пляжные территории, марины, причалы, слипы и другие технические сооружения. Причем это размещение должно соответствовать эстетическим и санитарно-гигиеническим нормам.

В соответствии с этим можно представить следующие элементы индустрии водного туризма, обеспечивающие удовлетворение основных потребностей туристов в водном туристском кластере (табл. 1). В основе предлагаемой типологии положена цепочка создания турпродукта кластера.

Таблица 1 - Элементы индустрии водного туризма, обеспечивающие удовлетворение основных потребностей туристов в водном туристском кластере

Элементы индустрии водного туризма Предоставляемые услуги, обеспечивающие удовлетворение основных потребностей туристов в водном туристском кластере

Безопасность Ответственное хранение автотранспорта туриста

Инструктаж, профессиональный инструктор-проводник, атрибуты безопасности

Доступность медицинского обслуживания

Транспорт Трансфер, перевозка багажа

Аренда авто-, мото-, вело- и водного транспорта

Питание Самостоятельное приготовление на стоянках

Заказ/кейтеринг

Другие предприятия общественного питания

Размещение Коллективные и индивидуальные средства размещения на суше

Средства размещения в составе марин

Экскурсии Экскурсии различной тематики на суше, в т.ч. экологические, культурноисторические и пр.

Экскурсии и маршруты на воде, под водой

Развлечения Концерты, в т.ч. фольклорных ансамблей, индивидуальных исполнителей

Лазертаг, пейнтбол и т.д.

Тренинги на альпинистских и иных трассах и маршрутах

Пляжный спорт (катания на лыжах и т.д., в воздухе на парашюте и т.д.)

Информация О погоде, экологической ситуации, прогнозах

Об объектах показа

О размещении, экскурсиях, развлечениях, транспорте, технической инфраструктуре, бытовом, медицинском обслуживании, торговле

Техническая инфраструктура: марины, причалы, слипы Сервисное обслуживание судов

Сдача бытовых отходов, вод

Заправка

Стоянка/хранение

Социальная инфраструктура Бытовое обслуживание

Торговля, в т.ч. сувенирами

Медицинское обслуживание и пр.

Таким образом, развитие инфраструктуры водного туристского кластера отличается от аналогов большим присутствием транспортной и технической составляющих. Также специфика развития инфраструктуры водного туристского кластера

заключается в том, что при тяготении к береговой линии происходит естественная концентрация объектов туристской индустрии. Следовательно, развитие водных туристских кластеров обусловливает дополнительную нагрузку на экологию водного и берегового пространства, жилищно-коммунальную и дорожную инфраструктуру.

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. №644 о федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».

2. Бакуменко, О.А. Классификация туристских кластеров // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе». 29-30 марта 2013 г. - Ч. 3. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. - 321 с. - С. 30-34.

3. Большаков, А.И. Современные подходы к определению туристских кластеров // Сервис в России и за рубежом. - 2012. - № 6(33). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic journal/number33/contents (дата обращения: 11.03.2014).

4. Вапнярская, О.И., Платонова, Н.А., Федулин, А.А. Разработка рейтинга регионов Российской Федерации по уровню развития туризма // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - 41(272)

5. Гомилевская, Г.А. Модель водного туристского кластера на примере Приморского Края // Сборник статей и тезисов Международного форума «Развитие интеграционных процессов в туристском бизнесе российского Дальнего Востока и стран АТР». 18 мая 2013 г. / под ред. проф. А.Б. Косолапова - Владивосток: Изд. дом Дальневост. федерал. ун-та, 2013. [Электронный ресурс]: URL: http://nauka.dvfu.ru/nirs/pdf (дата обращения: 29.03.2014).

6. Кластер водного туризма в Черниговской области. [Электронный ресурс]: URL: http:// www.desnatravel.com (дата обращения: 29.03.2014).

7. Кокина, Ю.В. Комплексная оценка рекреационного потенциала Волжского водного пути для развития круизного туризма: автореф. канд. геогр. наук: 25.00.24. -М., 2012.

8. Морозова, Л.С., Большаков, А.И. Классификация приграничных туристских кластеров // Сервис в России и за рубежом. - 2012. - № 11(38). [Электронный ресурс]: URL: http :// http://old.rguts.ru/electronic journal/number38/contents (дата обращения

11.03.2014).

9. Морозова, Ю.Ю. Формирование туристско-рекреационного кластера

Краснодарского края // Российское предпринимательство. - 2011. - № 5, Вып. 1 (183). [Электронный ресурс]: URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/11714/ (дата обращения

11.03.2014).

THE WATER TOURISM CLUSTER DEVELOPMENT

Puchkin Alexei Mikhailovich, post graduate student of Business Technology tourism and hospitality, pam-work@mail.ru

Russian State University of Tourism and Service Moscow, Russian Federation

The water tourist resources phenomenon has not been studied in-depth in domestic science, in spite of fact that the water tourist resources are one of the traditional tourist attractors. In particular, there is no any common understanding of the water tourism cluster essence and structure. It often causes the tourist demands misunderstanding, gaps and omissions in such cluster infrastructure design. The article contents the main results of the water tourist cluster composition determination analysis methods, the water tourism cluster participant membership and typology specification, as well as the water tourist industry subjects grouping, based on the tourists needs characteristic.

Keywords: boating, cluster structure, participants, infrastructure

Reference:

1. .Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 2 avgusta 2011 №644 o federalnoy tselevoy programme "Razvitie vnutrennego i vezdnogo turizma v Rossiyskoy Federatsii (2011-2018 godu)".

2. Bakumenko, O.A. Klassifikatsiya turistskih klasterov // Sbornik statei

Mezhdunarodnoy nauchno practicheskoy konferentsii "Zakonomernosti i tendentsii razvitija nauki v sovremennom obschestve." 29-30 marta 2013 - Part 3 - Ufa: RITS BashGU, 2013. - 321 p. - S. 30-34.

3. .Bolshakov, A.I. Sovremennye podhody k opredeleniyu turistskih klasterov // Servis

v Rossii i za rubezhom. - 2012. - № 6 (33). [Electron resurs]: URL:

http://old.rguts.ru/electronic_journal/number33/contents (data obrascheniya: 03.11.2014).

4. Vapnyarskaya, O.I., Platonova, N.A., Fedulin, A.A. Razrabotka reytinga regionov Rossiyskoy Federatsii po urovnyu razvitije turizma // Regionalnaya ekonomika: Theory and Practice. - 2012. - 41 (272).

5. Gomilevskaya, G.A. Model Water tourism cluster in the example of Primorye Territory // Collection of articles and abstracts of the International Forum "Development of integration processes in the tourism business in the Russian Far East and the Pacific Rim

countries." May 18, 2013 / ed. prof. AB Kosolapova - Vladivostok: Izd. Dalnevost house. Federal. University Press, 2013. [Electronic resource]: URL: http://nauka.dvfu.ru/nirs/pdf (date accessed: 29.03.2014).

6. Cluster boating in Chernihiv region. [Electronic resource]: URL: http: //

www.desnatravel.com (date accessed: 29.03.2014).

7. Kokin, Y. Comprehensive assessment of the recreational potential of the Volga waterway for the development of cruise tourism: Author. cand. geogr. Sciences: 25.00.24. - M., 2012.

8. Morozov, L.S., Bolshakov, A.I. Classification border tourism clusters // Service in

Russia and abroad. - 2012. - № 11 (38). [Electronic resource]: URL: http: //

http://old.rguts.ru/electronic_journal/number38/contents (date accessed 11.03.2014).

9. Morozova, Y.Y. Formation of tourism and recreation cluster of Krasnodar Region // Russian Entrepreneurship. - 2011. - № 5, Vol. 1 (183). [Electronic resource]: URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/11714/ (date accessed 11.03.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.