экономическая политика
29 ►
УДК 338
развитие внутреннего производства — новая траектория экономического роста
куприяиовА людмилА михАйловНА,
канд. экон. наук, заместитель заведующего кафедрой «Экономика интеллектуальной собственности», доцент Департамента учета, анализа и аудита, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
Аннотация. В статье представлено исследование направлений развития внутреннего производства как новой траектории опережающего развития; решение проблем стратегического планирования и участия государства в расширении рефинансирования под обязательства производственных предприятий на долгосрочной основе, стимулировании государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере новых технологий через госбюджет. Автор проводит анализ состояния источников экономического роста и развития концепции импортозамещения на основе повышения роли человеческого фактора, мирового опыта, основанного на преодолении отставаний и достижений современного уровня индустриализации. Внедрение эффективной материальной и научно-технической модели развития промышленного комплекса позволит решить главную национальную задачу инновационного развития, а также решать важные проблемы, связанные с переходом к внутренним источникам кредитования. Современная технологическая модернизация экономики в единстве с инновационным развитием через НИОКР и ускоренным наращиванием человеческого капитала обеспечит рост национальной экономики. Ключевые слова: промышленная политика; индустриализация; промышленный комплекс; кадровая проблема; налоговая политика; Росагромаш.
The Development of Domestic Production as a New Economic Growth Path
KUPRIYANOVA L.M.,
PhD in Economic, the assistent manager of the Economy of Intellectual Property Chair, Associate Professor of the Accounting, Analysis and Audit Department at Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow
Abstract. The article presents a study of trends in the development of domestic production, as a new path of advancing development, the decision of strategic planning issues and government involvement in the extension of refinancing under the obligations of industrial enterprises in the long term, promoting public-private partnership (PPP) in the field of new technologies through the state budget.
Objectives Justification of the value of non-primary business, acting with the concept of the new industrialization of Russia, aimed at ensuring the breakthrough of social and economic development of the country and the quality of the welfare state.
Implementation of an effective financial and scientific-technical model industrial complex development will solve the main task of the national innovation development, to solve important problems associated with the transition to domestic sources of credit, expansion of refinancing under the obligations of industrial
companies on a long term basis. Modern technological modernization of the economy in unity with the innovative development through research and development and the accelerated build-up of human capital will ensure the growth of the national economy.
Keywords: industrial policy, industrialization, industrial complex, personnel problem, tax policy, Rosagromash.
Новая индустриализация...
базируется на трех китах:
на новой налоговой, внешнеторговой
и кредитно-финансовой политике
Константин Бабкин — президент российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш»
На бизнес-форуме «Несырьевая модель социального государства» В. В. Путин сформулировал главную стратегическую цель, ориентированную на «...удвоение ВВП на душу населения до более 35 000 долларов», как на национальную идею, способную решить ключевые задачи страны:
• технологическую модернизацию экономики;
• создание 25 млн высокотехнологичных мест;
• качественное улучшение жизни населения.
Удвоение подушевого дохода населения достигается ростом производительности труда, но объективно требует поддержания средних темпов роста экономики 7-8% в год [1]. Сегодня современное состояние экономики России не соответствует ее исторической роли и реальному потенциалу. Индекс промышленного производства за последние пять лет упал на 16% (см. рисунок).
Приоритетом экономического роста России является индустриализация — создание крупного промышленного производства, прежде всего в энергетике, металлургии, машиностроении, нефтехимии и других базовых отраслях.
В.В. Путин, выступая на Первом социальном бизнес-форуме, заявил, что «через 10 лет Россия должна войти в пятерку крупнейших экономик мира». В современной России новая индустриализация необходима для дальнейшего выполнения государством социальных обязательств. Россия может выйти на траекторию опережающего развития, но для этого требуются большие объемы инвестиций, стратегическое планирование, кредитные ресурсы и пр., и в этом
возрастающая роль отводится государству. Важно развивать образование, здравоохранение и науку, учитывая, что основные инициирующие источники экономического роста находятся внутри страны — это переход к внутренним источникам кредитования, расширение рефинансирования под обязательства производственных предприятий на долгосрочной основе, а также стимулирование государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере новых технологий через госбюджет.
В.В. Путин делает упор на инициативу государства в финансировании проектов на основе ГЧП. Адресные государственные инвестиции должны сыграть важную роль катализатора в деле модернизации российской экономики. Критическими факторами успеха индустриализации являются качественное улучшение делового климата, кардинальное изменение налоговой системы, развитие всей промышленной инфраструктуры.
Несырьевой бизнес, выступающий с концепцией новой индустриализации России и нацеленный на обеспечение прорывного социального и экономического развития страны и качественное благосостояние государства, должен будет создать и кардинально обновить 25-30 млн рабочих мест в несырьевом секторе экономике уже к 2025 г. Развитие несырьевого производства может создать условия, необходимые для социально-экономического развития России по разным направлениям [2, 3], в частности:
• улучшение социального климата;
• повышение востребованности науки;
• повышение востребованности образования;
• рост благосостояния населения;
• рост рождаемости;
• рост обороноспособности;
• повышение авторитета страны на международной арене;
• рост доходов бюджета.
Рост национального производства должен опережать рост импорта. Важно наполнять внутрен-
Индекс промышленного производства в обрабатывающих секторах, 2014 г., %
ний рынок в основном продукцией отечественных производителей. Решение такой непростой задачи требует сильной политической воли и усиления роли государства в распределении ресурсов в наиболее значимые сферы и отрасли национального хозяйства. Безусловно,государство должно располагать собственными научными учреждениями, способными решать главные национальные задачи инновационного развития, в центре внимания должен быть государственный сектор науки. При этом следует понимать значение промышленного роста в России, прежде всего, связанного с реализацией классической промышленности. В развитии экономики любой страны важную роль играют отрасли промышленного комплекса.
Не вызывает сомнений тот факт, что устойчивое развитие отраслей промышленности находится в прямой зависимости от состояния ее структурных элементов. Возрастающая роль промышленного комплекса может вывести национальную экономику на более качественный уровень развития. «Промышленность, оборонно-промышленный комплекс — это то, от чего зависит будущее не только России, но и мира», — отметил В. В. Гутенев, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, на заседании Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России.
Мировой опыт показывает, что активная и научно обоснованная государственная промышленная политика позволяет в кратчайшие сроки выйти из кризиса, преодолеть отставание, достичь современного уровня индустриализации на основе внедрения эффективной материальной и научно-технической модели развития промышленного комплекса.
Государственная промышленная политика — это модель управления, система принципов и ценностей с четко сформированными целями государственного управления в определенной области жизнедеятельности, соответствующими управленческим решениям и мероприятиями, обеспечивающими достижения этих целей. По мнению ученых, промышленная политика на региональном уровне — это система отношений между органами власти субъектов Федерации и хозяйствующими структурами, нацеленная на обеспечение эффективного функционирования предприятий региона и конкурентоспособности промышленного комплекса [4].
России нужен источник дохода, не зависящий от цен на сырье. Это тоже сложная задача, но решение есть, так как в стране имеются значительные запасы природных ресурсов.
Природные ресурсы (воспроизводимые и невоспроизводимые) — это факторы, обеспечиваемые природой: земля, реки и полезные ископаемые. Они — важный фактор экономического процветания, но их наличие не является главным условием высоких темпов роста и эффективности про-
изводства. Например, у Америки быстрые темпы развития экономики вначале были связаны с обилием свободных земель, необходимых для сельского хозяйства, а Саудовская Аравия стала самой богатой благодаря большим запасам нефти. Япония же, располагая незначительными сырьевыми запасами, стала одной из ведущих стран мира. «Азиатские тигры» — Южная Корея, Гонконг, Сингапур и Тайвань — и недавно Китай достигли развития в рекордно короткие сроки, не имеющие аналогов в истории человечества [5, 6]. Учитывая, что природные ресурсы не производятся человеком и количество их ограничено, возникла идея решить проблему их невосполнимости технологическими достижениями.
Промышленная политика является главным вектором экономических достижений Японии и эффективно проявляется в успешном появлении целевых отраслей одна за другой: сталь, автомобили, полупроводники. По мнению исследователя Д. Окимото, причины успеха Японии выходят далеко за пределы сферы политики промышленности в широких областях экономики [7].
Именно технологические знания устанавливают вектор на разработку наилучших методов и новых технологий, обеспечивающих наиболее эффективный труд; позволяют увеличить производство товаров и услуг и при этом решают важные задачи — проблему ограниченности ресурсов и ускорения темпов экономического роста.
Россия является крупным мировым экспортером огромного спектра несырьевых высокотехнологичных товаров и услуг.
Экспорт продукции металлургической промышленности достигает 40 млрд долл. США (черные и цветные металлы в слитках и изделия из них). По ряду позиций Россия является ключевым экспортером в мире по титану, никелю и алюминию.
Тяжелое машиностроение России обеспечивает кузнечно-прессовым оборудованием страны ближнего и дальнего зарубежья. На экспорт отправляется от 70 до 95% механических прессов, изготовляемых заводом «Тяжмехпресс» — крупнейшим предприятием в России. «Уралмаш» производит тяжелые краны, экскаваторы; горное, буровое, металлургическое оборудование, которое экспортируется в 42 страны, в том числе — в Японию, Корею, Индию, Китай, Германию, Финляндию и др. Промышленные лазеры экспортируют несколько предприятий. Например, IPG Photonics —
корпорация, основанная в 1991 г. в России, производит промышленные лазеры средней и большой мощности.
Непременным компонентом новой стратегии технологической модернизации экономики России является решение кадровой проблемы. Важно подготовить высококвалифицированные инженерно-технические кадры, острый дефицит в которых страна испытывает последние годы. Необходимо поднять качество образования, внедряя практико-ориентированное образование, привлекая в процесс обучения инженеров-практиков и, как вариант, возродить дисциплины узкой специализации.
Президент В.В. Путин установил требование: к 2020 г. не менее трети специалистов, занятых в экономике, должны соответствовать высшей квалификации, число ученых и инженерно-технических работников высокого уровня и компетенций должно быть увеличено до 850 тыс. человек к 2050 г. Современная технологическая модернизация экономики в единстве с инновационным развитием через НИОКР и ускоренным наращиванием человеческого капитала обеспечит рост национальной экономики.
Несмотря на обилие научных трудов и официальное принятие концепций человеческого развития, этот вопрос остается недостаточно изученным. Учитывая, что в экономике роль человека как производителя и потребителя возрастает, необходим новый подход к государственной политике развития человеческого капитала, в рамках которой правительство будет действовать как эффективный инвестор, объективно оценивающий возможности и результаты внедрения в российскую экономику новых инновационных технологий. Государство должно принимать активное участие в модернизации национальной экономики в силу долгосрочного характера формирования человеческого капитала.
Налоговая политика, как и любая другая политика государства, играет важную роль в формирования человеческого общества. Инвестиции в человеческий капитал — это вложение в развитие образования, здравохранения, географическую мобильность, условия проживания и труда человека, его духовное и нравственное развитие. В этой связи основным инвестором человеческого капитала, безусловно, выступает государство, имеющее широкие возможности для прямого и
косвенного влияния на воспроизводство человеческого капитала. Свободное движение человеческого капитала, с точки зрения интеллектуального развития, является позитивным явлением.
Налоговая политика государства посредством своих механизмов и инструментов оказывает непосредственное влияние на развитие и сохранение человеческого капитала. При этом важную роль играют налоговые стимулы — вычеты и льготы, предоставляемые гражданам и предприятиям; полное или частичное освобождение от уплаты налогов на потребление (НДС) и прибыль компаний и граждан, занимающихся образованием, со-финансированием пенсионных накоплений, благотворительностью, строительством и т.д.
«Человек — есть мера всех вещей» — эту мысль выразил древнегреческий философ Протагор 2,5 тыс. лет тому назад. И в наши дни важно осознавать, насколько человечна современная мировая политика, насколько она соизмерима с условиями жизни и развития человеческого потенциала.
Объективной основой развития концепции импортозамещения на основе повышения роли человеческого фактора является увеличение спроса на отечественные товары на внутреннем рынке России. Анализ внешнеторгового оборота Российской Федерации показал в I квартале 2015 г. положительное сальдо — 43,6 млрд долл. США по отношению к I кварталу 2014 г. (в I квартале 2014 г. положительное сальдо — 50,5 млрд долл. США по отношению к I кварталу 2013 г.).
Поставленные задачи вполне достижимы.
Внешнеторговая политика развивается в условиях достаточно жесткой глобальной конкуренции. Это объясняет необходимость создания условий для достижения Россией лидирующих позиций в мировой экономике на основе эффективного разделения труда. Эксперты определяют внешнеторговую политику как систему методов, инструментов и форм государственного воздействия на все экономико-правовые процессы и реализацию внешнеторговых стратегий. На первом плане выступают методы и формы внешнеторговой политики — таможенно-правовые, налоговые, нетарифные (запреты, ограничения, эмбарго). Исторически выделяют два вида внешнеторговой политики — протекционизм и свободная торговля.
В последнее время политика свободной торговли развивается на принципах свободных рыночных сил спроса и предложения при минималь-
ном государственном вмешательстве во внешнюю торговлю, в отличие от протекционизма, предусматривающего защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции с помощью тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. В то же время можно выделить основные преимущества протекционизма:
во-первых — защита молодых отраслей, которые не способны конкурировать с зарубежными компаниями на начальной стадии своего развития ни по ценам, ни по качеству;
во-вторых — снижение безработицы. Тенденция к снижению безработицы в России наблюдаются с начала 2011 г. — в то время она составляла 7,8%, сейчас — 5,8%. Уже с осени 2014 г. до 2015 г. отмечался рост безработицы, связанный с сокращением персонала, но к концу 2014 г. составлял 5,3%, а к концу 2015 г. — 5,8%.
По данным person-agency.ru, на январь 2016 г.: безработных 4,4 млн человек, или 5,8%, работающих 71,3 млн человек, или 94,2%;
в-третьих — безопасность: обеспечение защиты тех отраслей экономики России, которые важны для государства и не могут быть подконтрольными иностранным компаниям.
По мнению экспертов, следует отметить такие опасности протекционизма, как влияние на развитие внутренней монополии и замедление экономического роста.
Оценивая достоинства свободной торговли, можно выделить:
• благоприятное воздействие на достижение более эффективного размещения ресурсов и уровень благосостояния;
• возможность выбора благ из более широкого ассортимента;
• возможность ограничения монополии;
• стимулирование конкуренции, которая способствует повышению качества продукции и использованию современных научно-технических достижений [8].
При этом следует понимать, что в условиях слабой экономики возникает угроза вывоза национального дохода за пределы страны, а также угроза для молодых неконкурентоспособных отраслей.
На Московском экономическом форуме в декабре 2016 г. представители профессионального сообщества, депутаты Госдумы, лидеры общественных организаций и эксперты научно-иссле-
довательских предприятий обсуждали принципы альтернативной стратегии экономического развития России до 2030 г., которая ориентирована на новую индустриализацию страны. Было отмечено значение поддержки и стимулирования реального сектора экономики, приоритетные изменения в налоговой, внешнеторговой и кредитно-финансовой политике.
Экономическим фактором роста определен научно-технический прогресс, направление денежных средств в реальный сектор экономики с целью создания рабочих мест и новой добавленной стоимости.
Среди приоритетных направлений «Страте-гии-2030» следует выделить промышленность и оборонно-промышленный комплекс.
На форуме президент российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Константин Бабкин выступил с важным вопросом, ориентированным на развитие обрабатывающих производств.
По мнению К. Бабкина, предложения Совета Торгово-промышленной палаты, направленные на экономический рост и новую индустриализацию, важно внедрять комплексно и единовременно. Участники форума поддержали приоритетные направления регулирования внешнеэкономической деятельности, основные подходы и принципы, в том числе: развитие несырьевой экономики и создание таких производств, которые обеспечат конкурентоспособность нашей страны (а меры государственной поддержки производителей обеспечат достойное развитие отраслей промышленности и экономики России в целом).
Участники форума также ответили на вопрос: каким должен быть внешний рынок? По их мнению, внешний рынок должен «быть ареной борьбы за интересы российских производителей, за равные условия конкуренции». Это объективно зависит от решения проблем финансирования, кредитования, страхования сделок и других условий для партнерства, учитывающих интересы сторон, участвующих в торговых сделках российского экспорта.
Реализация инновационной стратегии должна быть в единой цепочке с развитием образования, здравоохранения и науки — главными потребителями новых технологий. Располагая собственными научными учреждениями, государство будет способно обеспечить решение главной
национальной задачи инновационного развития и урегулировать важные проблемы, такие как: потеря карьерных ценностных ориентиров у молодежи, повышение качества подготовки квалифицированных кадров, стимулирование привлечения молодежи в наукоемкие секторы экономики.
Принятая российская система подготовки кадров значительно отличается от советской. Выделяя главные проблемы, отметим дефицит кадров для реализации стратегии развития промышленного сектора России, способных объединить технические и технологические ресурсы нашей страны.
Проблема обостряется не только нехваткой профессионалов — требуются лидеры, способные брать на себя ответственность, склонные к новаторской деятельности. Например, в Австрии специалистов обучают представители предприятий, которые участвуют в разработке учебных программ, проведении семинаров и тренингов. Приоритет при этом отдается прикладным исследованиям, создаются необходимые условия в реальном производственном секторе для формирования профессиональных компетенций.
Россия рассматривает кадры как фактор устойчивого экономического роста экономики страны. При этом необходимо задействовать имеющиеся ресурсы и инфраструктуру для качественной подготовки специалистов нового поколения, интеллектуальный потенциал которых лежит в основе политической, социальной и экономической стабильности, предопределяя конкурентоспособность России на мировой арене.
В решении кадровых проблем следует отметить опыт Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, участвующего в создании базовых кафедр совместно с производственными предприятиями и научно-исследовательскими организациями, компаниями и банками. В частности, в университете созданы кафедры: «Банковская автоматизация и информационные технологии», «Академическая научно-исследовательская кафедра РАН», «Экономика интеллектуальной собственности» и др.
Главная стратегическая линия базовой кафедры «Экономика интеллектуальной собственности» связана с повышением роли Финансового университета в развитии финансово-экономического образования и научных исследований. Как часть единого учебно-исследовательского
комплекса кафедра обеспечивает подготовку специалистов мирового уровня, проводит фундаментальные и прикладные исследования на макро- и микроуровне в соответствии с актуальными задачами повышения эффективности функционирования экономики и ее финансовой сферы.
Стратегия развития базовой кафедры ориентирована на интеграцию образования, науки и производства (подготовка, повышение квалификации кадров, проведение совместных научных исследований, внедрение научных разработок и т.д.). Интеграционные процессы, охватывающие широкий спектр различных направлений деятельности, проявляются в самых разнообразных формах. Высокий уровень взаимодействия между наукой, образованием и производством позволит рационально использовать интеллектуальный потенциал высшей школы.
Эффект интеграции обеспечит базовая кафедра и такие формы ее реализации, как учебно-научно-производственные лаборатории, учебно-научные и инженерные центры, системы целевой интенсивной (индивидуальной) подготовки студентов (ЦИПС), творческие коллективы специалистов и студентов. Кафедра «Экономика интеллектуальной собственности» нацелена на эффективное использование научно-исследовательской и лабораторной базы предприятия (НИИ) в учебном процессе; подготовку специалистов по новым направлениям; развитие совместной ра-
боты преподавателей вуза и специалистов базового предприятия в области научных исследований. Целевая интенсивная подготовка как система включает отбор студентов на развитие различных направлений исследования в соответствии с их научно-производственными интересами и использование подготовленных специалистов.
Глубокая интеграция Финансового университета с базовыми предприятиями имеет хорошие перспективы преодоления кризиса в наукоемких отраслях и охватывает все стороны деятельности вуза.
Подводя итог, можно отметить, что стратегической задачей для России является переход национальной экономики к несырьевой модели. Экономический рост внутреннего производства обеспечит формирование и реализацию экспортной стратегии, усиление развития тру-до- и наукоемких производств, рациональное использование высококвалифицированного потенциала.
Органы государственной власти для нейтрализации угроз, сопряженных с глобальными процессами и тенденциями, с неэффективной деятельностью государственных и общественных институтов страны, должны встать на защиту отечественных производителей, сохранять объекты интеллектуальной собственности, содействовать внешнеторговой деятельности.
Экономический рост остается наиболее важным фактором развития.
Литература
1. Санкт-Петербургский вестник Высшей школы. [Электронный ресурс]: http://nstar-spb.ru/higher_ school/print/article/klyuch-k-ekonomicheskomu-vozrozhdeniyu-rossii-v-xxi-veke/ (дата обращения: 02.12.2016).
2. Куприянова Л.М. Развитие потенциала несырьевого сектора экономики России // Мир новой экономики. 2014. № 2. С. 6-12.
3. Куприянова Л. М. О развитии несырьевой экономики России // Экономика. Бизнес. Банки. 2014. № 2 (7). С. 8-22.
4. Дохолян С.В. Механизм реализации промышленной политики депрессивного региона // Проблемы формирования и реализации промышленной политики депрессивного региона: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала: ГУП «Типография ДНЦ РАН», 2009.
5. Romero José (2016), Industrial policy: The only way out of underdevelopment, Economía Informa, Vol. 397, P. 3-38 (March-April 2016).
6. Chang Ha-Joon (2003), Globalization, Economic Development and the Role of the State, Zed Books / TWN, pp. 3-15 (ISBN: 1 84277 143 Pb) (in Spanish).
7. Okimoto D. (1989), Between MITI and the Market: Japanese Industrial Policy for High Technology. Stanford University Press, 1989, p. 221 (in Spanish).
8. Куприянова Л.М. Качество продукции — ключевой фактор успешного бизнеса // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. № 4 (17). С. 147-156.
< 36
развитие внутреннего производства — новая траектория экономического роста
References
1. St. Petersburg bulletin of the Higher school [Sankt-Pkterburgskij vestnik Vysshej shkoly]. Available at: http:// nstar-spb.ru/higher_school/print/article/klyuch-k-ekonomicheskomu-vozrozhdeniyu-rossii-v-xxi-veke/ (Accessed 02 Desember 2016) (in Russian).
2. Kuprijanova L.M. Development of potential of non-oil sector of economy of Russia [Razvitie potenciala nesyr'evogo sektora jekonomiki Rossii]. Mir novoj jekonomiki — World of new economy, 2014, no. 2, pp. 6-12 (in Russian).
3. Kuprijanova L.M. About development of non-oil economy of Russia [O razvitii nesyr'evoj jekonomiki Rossii]. Jekonomika. Biznes. Banki — Economy. Business. Banks, 2014, no. 2 (7), pp. 8-22 (in Russian).
4. Doholjan S.V. Mechanism of implementation of industrial policy of the depressive region [Mehanizm realizacii promyshlennoj politiki depressivnogo regiona]. Problemy formirovanija i realizacii promyshlennoj politiki depressivnogo regiona: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii — Problem of forming and implementation of industrial policy of the depressive region: materials of the All-Russian scientific and practical conference. Mahachkala, GUP «Tipografija DNC RAN», 2009 (in Russian).
5. Romero José (2016), Industrial policy: The only way out of underdevelopment, Economía Informa, vol. 397, pp. 3-38 (March-April 2016) (in Spanish).
6. Chang Ha-Joon (2003), Globalization, Economic Development and the Role of the State, Zed Books / TWN, pp. 3-15 (ISBN: 1 84277 143 Pb) (in Spanish).
7. Okimoto D. (1989), Between MITI and the Market: Japanese Industrial Policy for High Technology. Stanford University Press, 1989, pp. 221 (in Spanish).
8. Kuprijanova L.M. Product quality — a key factor of successful business [Kachestvo produkcii — kljuchevoj faktor uspeshnogo biznesa]. Jekonomika. Biznes. Banki — Economy. Business. Banks, 2016, no. 4 (17), pp. 147156 (In Russian).
Л1 КНИЖНАЯ ПОЛКА
^лияниЯИШШЯ!»
И ЧЛЕНСТВА В ВТО НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ СТРАН
Влияние глобализации и членства в ВТО на качество жизни населения стран группы БРИКС: сборник статей по материалам Международной научной конференции (Москва, 17 марта 2015 г.) / под ред. A.A. Ткаченко. М.: Финансовый университет, 2016. 188 с.
ISBN 978-5-7942-1313-3
ГРУППЫ БРИКС
Сборник статей по материалам Межлунаролной научной конференции (Москва, 17 марта 2015 г.)
Сборник статей составлен по аналитическим материалам Международной научной конференции, прошедшей в Финансовом университете 17 марта 2015 г. В него вошли сообщения ведущих исследователей России, представителей других стран, которые разрабатывают темы, имеющие непосредственное отношение к качеству жизни населения как многомерному понятию, зависящему от характера воспроизводства самого населения, соотношений его численности и социально-экономических возможностей страны, экологической емкости территории и Земли в целом. Влияние глобализации на изменения качества жизни становится все более важным аспектом разработок различных научных направлений, которые в совокупности могут отразить современное понимание важнейших проблем. Включение все большего числа стран в мировую торговлю на основе принципов ВТО позволяет улучшать качество жизни населения с возрастающей скоростью. В предлагаемых статьях изложены основные проблемы стран группы БРИКС по вопросам качества жизни, которое рассматривается как широкое понятие в контексте инициативы ОЭСР 2011 г. Внимание уделено таким глобальным проблемам развивающихся стран, как доступность к питьевой воде, рост численности населения, уровень образования, развитие систем охраны здоровья населения и социального обеспечения. Рекомендуется для преподавателей и специалистов, занимающихся социально-экономическими, демографическими и экологическими проблемами стран в их взаимозависимости, для аспирантов и докторантов, представителей государственной власти и общественных организаций.