можности / Ю. П. Пушкарь, В. М. Беланов, Н. А. Елизаров // Кардиология, — 1977. — № 7. — С. 85.
4. Пушкарь, Ю. П. Возможности и перспективы развития реографических методов для изучения системы кровообращения / Ю. П. Пушкарь, В. Ф. Подгорный, Т. И. Хеймец и др. // Терапевтический архив. — 1986. — № 11. — С. 132 — 136.
5. Карпман, В. Л. Исследование физической работоспособности у спортсменов / В. Л. Карпман, З. Б. Белоцерковский, И. А. Гудков. — М. : Физкультура и спорт, 1974. — 94 с.
ГИБАДУЛЛИН Марат Рустамович, старший преподаватель кафедры теории и методики циклических видов.
КУЗНЕЦОВА Зинаида Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и внешним связям.
МУТАЕВА Ильсияр Шафиковна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и методики циклических видов спорта.
Адрес для переписки: 423807, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Е. Н. Батенчука, 21.
Статья поступила в редакцию 18.02.2010 г.
© М. Р. Гибадуллин, З. М. Кузнецова, И. Ш. Мутаева
УДК 159.9+796.022.7+371.31
И. В. МАЙОРКИНА
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ_______________________________________
В статье рассматривается влияние занятий спортивным ориентированием на развитие познавательных процессов, а именно, внимания и памяти у младших школьников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: внимание, память, задержка психического развития, спортивное ориентирование.
Обращение государственной политики в сторону оздоровления нации требует уделить особое внимание увеличению интереса к занятиям физической культурой детей, особенно с отклонениями в развитии.
Задержка психического развития (ЗПР) — это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов. Основой ЗПР является замедление темпа созревания лобных отделов головного мозга, которое вызывается нарушением их питания. Замедленный темп созревания приводит к частичному нарушению психического развития, без грубых органических повреждений и минимальной функциональной недостаточностью. Причиной ЗПР может стать педагогическая запущенность детей, пребывание с момента рождения в условиях неблагополучной семьи, дома ребенка. Наиболее ярко симптомы ЗПР проявляются в младшем школьном возрасте, когда ребенок осуществляет переход к сложным и опосредованным формам деятельности.
Исследователи подчеркивают, что дети с ЗПР составляют 5,8 % всех учащихся начальной школы и около 50 % среди неуспевающих младших школьников [1]. Однако при правильно организованной работе с такими детьми, они в состоянии успешно обучаться в общеобразовательной школе, но начальная школа — самый трудный этап для детей с ЗПР, и это тот временной отрезок, когда важно не опоздать, вовремя оказать помощь детям.
И. Н. Шевлякова подчеркивает, что при отсутствии коррекционной педагогической помощи различия между детьми с ЗПР и нормально развивающимися детьми с возрастом становятся все более явными, что приводит к изоляции от сверстников, различным формам «ухода», компенсации невротического и асоциального характера [2].
Недостаточная изученность вопроса об уровне умственного и физического развития детей младшего школьного возраста с ЗПР, а также отсутствие комплексных развивающих программ, диктует необходимость использования средств и методов физического воспитания, развивающих внимание и память. Таким средством является спортивное ориентирование. Психологическую структуру спортивного ориентирования составляют такие познавательные процессы, как восприятие, воображение, память, внимание, мышление. В процессе ориентирования восприятие окружающей местности протекает в форме наблюдения — сознательного, преднамеренного, планомерного, активного процесса. В ориентировании развивается воссоздающее воображение — умение представлять незнакомую местность по отвлеченным условным знакам на карте, опираясь на образы, сохранившиеся в памяти от прошлого опыта [3].
При обучении спортивному ориентированию используются игровой и соревновательный методы, наиболее подходящие для данного возрастного периода. Младший школьный возраст является сензи-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
экспериментальная группа:1-красные числа,3-черныечисла контрольная группа :2-красные числа ,4-черные числа
Ш первый срез швторой срез
Рис. 1. Сравнение средних значений времени выполнения тестовых заданий с красными и черными числами
Переключение внимания
экспериментальная группа:1-красные числа,3-черные числа контрольная группа:2-красные числа,4-черные числа
ш первый срез ш второй срез
Рис. 2. Сравнение средних значений скорости выполнения тестовых заданий с красными и черными числами
Устойчивость внимания
930 т
920 -
910 -
900 -
І6 О О 890 -
к 880 -
ф а ю 870 -
860 -
850 -
840 -
830 -
95]
8811
!61]
1 2 1-экспериментальная группа 2-контрольная группа
цпервый срез швторой срез
Рис. 3. Сравнение средних показателей времени выполнения задания по методике «Перепутанные линии»
тивным для развития познавательных процессов. Любая спортивная деятельность, а особенно спортивное ориентирование, приводит к улучшению физического и психического состояния ребенка и благотворно влияет на интеллектуальное развитие.
Основой соревновательной деятельности в ориентировании является бег по пересеченной местности и поиск контрольных пунктов с помощью компаса и карты. Выбор маршрута передвижения по незнакомой местности обусловлен наличием информации,
получаемой из карты данной местности. С помощью карты ребенок планирует путь передвижения, выбирая оптимальный вариант, определяет свое местонахождение, сличая местность с картой. Перемещение в пространстве связано с необходимостью определять расстояние и направление движения и сохранять направление с большой точностью. Огромное многообразие соревновательных ситуаций заставляет спортсмена искать свои пути решения возникающих проблем. Спортивное ориентирование позволя-
Устойчивость внимания
1-экспериментальная группа 2-контрольная группа
Шпервый срез ЕЗвтгорой срез
Рис. 4. Сравнение средних показателей количества правильных ответов по заданиям методики «Перепутанные линии»
Объем кратковременной памяти
экспериментальная: 1-слова ,3-числа контрольная: 2-слова ,4-числа
^первый срез ц второй срез
Рис. 5. Сравнение средних показателей объема кратковременной памяти на слова и на числа
5
4
3
2
0
2
3
4
ет научить адекватно оценивать свои физические и умственные возможности.
Гипотеза исследования: уровень развития внимания и памяти у младших школьников с ЗПР, занимающихся спортивным ориентированием, будет выше, чем у школьников с ЗПР, занимающихся общей физической подготовкой.
Задачи исследования:
1. Оценить уровень развития внимания и памяти у детей с ЗПР.
2. Разработать программу начальной подготовки по спортивному ориентированию для младших школьников с ЗПР.
3. Экспериментально апробировать и теоретически обосновать эффективность программы начального обучения спортивному ориентированию младших школьников с ЗПР.
В качестве методов исследования применялись: анализ научно-методической литературы, метод поперечных срезов, психодиагностическое тестирование, последовательный эксперимент, методы математической статистики.
Организация исследования. Исследование проводилось в четвертых классах школы-интерната № 2 и в четвертых классах общеобразовательной школы № 120. Выборочная совокупность составила 60 человек — дети младшего школьного возраста (10—11 лет). Для проведения эксперимента выборка была произ-
вольно разделена на экспериментальную и контрольную группу. Дети без ЗПР были тестированы для определения условной нормы.
Обучение в общеобразовательной школе в классе с ЗПР и в школе-интернате ведется по одинаковым типовым программам, что исключает влияние на психическое развитие учебной программы как дополнительного фактора. С контрольной группой один раз в неделю дополнительно занимались общей физической подготовкой.
Программа начального обучения спортивному ориентированию состояла из 25 занятий по 60 минут. Эксперимент проходил с ноября 2007 года по май 2008 года, занятия проводились один раз в неделю. В программе использовалась специализированные задачи и упражнения спортивного ориентирования [4].
Анализу подвергались результаты поперечных срезов экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента. Так как методики исследования психических процессов разработаны для детей с нормальным развитием [5, 6], то для диагностики психических процессов детей с ЗПР использовались индивидуальная форма обследования.
Результаты исследования. Анализ результатов первичного психологического тестирования показал, что уровень развития переключения, устойчивости, избирательности внимания, объем кратковременной памяти, уровень развития зрительной оперативной и
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
Зрительная оперативная и непроизвольная память
Зрительная оперативная память:1-экспериментальная группа ,2-контрольная группа зрительная непроизвольная память ^-экспериментальная группа ,4-контрольная группа
цпервый срез в второй срез
Рис. 6. Сравнение средних значений в баллах зрительной оперативной и непроизвольной памяти
непроизвольной памяти у младших школьников с ЗПР значимо ниже уровня развития этих свойств у школьников общеобразовательной школы. Между контрольной и экспериментальной группами достоверных различий не обнаружено.
Особенностями интеллектуальных способностей младших школьников с ЗПР являются: неполное, незавершенное переключение внимания; низкий уровень устойчивости внимания; низкий уровень избирательности внимания; небольшой объем кратковременной памяти; невысокий уровень развития зрительной оперативной памяти; низкая продуктивность непроизвольного запоминания.
К трудностям проведения эксперимента можно отнести то, что дети с ЗПР очень часто болели и в связи с этим пропускали занятия. Поведение детей из неблагополучных семей отличалось неконтролируемос-тью, неусидчивостью, нетерпеливостью, вспышками негодования из-за того, что что-то не получается.
К окончанию эксперимента поведение таких детей значительно улучшилось, они могли спокойно и внимательно выслушать объяснение тренера и даже сами помочь тем, у кого возникали проблемы с пониманием.
Анализ результатов повторного тестирования показал, что уровень развития свойств памяти и внимания повысился, увеличился объем кратковременной памяти. Различия между экспериментальной и контрольной группой имеют статистически достоверную значимость по переключению и устойчивости внимания, по объему кратковременной памяти (на слова и на числа). Сравнительные результаты исследования особенностей переключения внимания у школьников экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента с помощью таблиц Шульте представлены на рис. 1 и 2. Сравнительные результаты исследования устойчивости внимания до и после эксперимента по методике Рисса «Перепутанные линии» представлены на рис. 3 и 4. Сравнительные результаты исследования особенностей памяти по методикам Лурии и Векслера у экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента представлены на рис. 5 и 6.
Выводы
1. Уровень развития переключения, устойчивости, избирательности внимания, объем кратковременной памяти, уровень развития зрительной оперативной и непроизвольной памяти у младших школьников с ЗПР
значимо ниже уровня развития этих свойств у младших школьников общеобразовательной школы. Уровень развития перечисленных свойств у экспериментальной и контрольной групп до эксперимента значимо не различался.
2. Программа начального обучения спортивному ориентированию младших школьников была составлена с учетом особенностей развития детей с ЗПР.
3. Значимые различия между экспериментальной и контрольной группой после эксперимента доказывают эффективность программы начальной подготовки по спортивному ориентированию.
Таким образом, средства спортивного ориентирования могут использоваться в качестве корректирующей программы для детей младшего школьного возраста с ЗПР или как средство психического развития детей. Включение спортивного ориентирования в школьную программу по физической культуре не только школьников с ЗПР, но и школьников общеобразовательной школы позволит физически развить детей, поднимет их интерес к занятиям физической культурой, поможет развивать важнейшие психические функции детей.
Библиографический список
1. Саенко, Ю. В. Специальная психология : учеб. пособие / Ю. В. Саенко. — М. : Академический проект, 2006. — 182 с.
2. Шевлякова, И. Н. Посмотри внимательно на мир: программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста / И. Н. Шевлякова. — М. : Генезис, 2003. — 96 с.
3. Иванов, Е. И. Начальная подготовка ориентировщика / Е. И. Иванов. — М. : Физическая культура и спорт, 1985. — 159 с.
4. Огородников, Б. И. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию / Б. И. Огородников, А. Л. Моисеенков, Е. С. Приймак. — М. : Физическая культура и спорт, 1980. — 72 с.
5. Психологический практикум «Внимание» : учеб.-метод. пособие / сост. Л. И. Дементий, Н. В. Лейфрид ; под общ. ред. Л. И. Дементий. — Омск : ОмГУ, 2003. — 64 с.
6. Психологический практикум «Память» : учеб.-метод. пособие / сост. Л. И. Дементий, Н. В. Лейфрид ; под общ. ред. Л. И. Дементий. — Омск : ОмГУ, 2003. — 124 с.
МАЙОРКИНА Ирина Владимировна, мастер спорта СССР, доцент кафедры физвоспитания.
Адрес для переписки: 644077, г. Омск, пр. Мира, 55, ОмГУ.
Статья поступила в редакцию 30.11.2009 г.
© И. В. Майоркина