АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА
ЭКОНОМИКА БИЗНЕСА
Развитие венчурного финансирования в России:
количественные и качественные оценки
А.Е. ПАНЯГИНА,
к.э.н., доцент кафедры экономики Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Инновационные риски и венчурное финансирование
Инновационный процесс испытывает воздействие широкого спектра рисков, к которым относят опасность получения отрицательных научных и рыночных результатов, негативных экологических или социальных последствий, а также проектные, коммерческие, технические и финансовые риски. Однако при этом общепризнан тот факт, что отказ от инновационной деятельности приводит, в конечном счете, к еще большим потерям. В то же время настоящей конкурентоспособности компании и страна в целом достигают только, когда в ее основе лежат инновации. Вот почему создаются экономические механизмы, способствующие развитию инновационной деятельности и внедрению инноваций и одновременно позволяющие свести к минимуму риск отдельных инвесторов.
Одним из таких механизмов является венчурное финансирование, под которым понимают долгосрочные рисковые вложения в высокотехнологичные предприятия, создаваемые для разработки и организации производства инновационных продуктов с целью получения прибыли от инвестиций.
Само по себе венчурное финансирование не устраняет воздействия инновационных рисков, однако использует встроенный механизм их снижения на стадиях принятия решения о финансировании, выбора формы организации инвестиций в инновационное предпри-
□
□□
□□
□□
□□
□
Ключевые слова:
инновационные риски, венчурное финансирование, проблемы, количественные и качественные характеристики.
В статье исследуются проблемы процесса развития механизмов венчурного финансирования в России, проводится сопоставление происходящих в нем количественных и качественных изменений.
ятие, отбора предпринимательских проектов и их осуществления.
Так, на стадии принятия решения об инвестировании тщательно анализируется не только содержание представленных бизнес-проектов, но и уровень подготовки предпринимателей, их личные качества, инновационные риски и возможности их снижения. При принятии положительного решения уменьшению риска способствует выбор наиболее рациональной в каждом конкретном случае формы финансирования: прямое, совместное, диверсифицированное, а также финансирование через венчурные фонды. В процессе инвестирования снижению совокупного риска способствует финансирование по этапам венчурного цикла: посевной этап, старт-ап, стадия начального и быстрого расширения, реструктуризации, ликвидности («выхода»).
Значение, которое придается в экономической теории и практике венчурному финансированию и предпринимательству, обусловлено их ролью в обеспечении динамичного развития экономики, достижении наиболее прогрессивной стадии конкурентоспособности компаний и страны в целом. Доказательством этого служат примеры известнейших фирм, использовавших механизмы венчурного финансирования: Apple Computers, Fairchild Semiconductors, Genentech, Intel, Microsoft.
Этапы и проблемы развития венчурного финансирования
В России точкой отсчета развития венчурного финансирования считают создание в 1993-94 гг. Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Международной финансовой корпорацией сети региональных венчурных фондов. Однако практика их функционирования оценивается как неэффективная, прежде всего, потому что вложения фондов были направлены в развитие традиционных, а не наукоемких отраслей российской экономики.
п
GH
В частности, с 1994 по 1999 гг. вложения фондов составили около 91 млн долл., что не превышало 30% от их суммарного венчурного капитала. Инвестиции получили 46 компаний, в составе которых были предприятия, работающие в сфере переработки древесины, в пищевой промышленности, оптовой торговле, производстве стройматериалов [1].
К объективным причинам, обусловившим неэффективность венчурного финансирования на первом этапе его развития в России, следует отнести отсутствие нормативной базы и венчурной инфраструктуры. Кроме того, были причины и иного характера. «Многие из венчурных фондов, основанных ЕБРР, провалились вследствие отсутствия в российском предпринимательстве элементарной культуры венчурного инвестирования, - отмечал Кендрик Уайт, в 1998-2005 гг. руководивший региональным венчурным фондом «Qudriga Central Russia». - И только отдельные фонды оказались успешными» [2]. Действительно, для российского рынка не характерно строгое соблюдение общепринятых норм законодательства, защищающего права интеллектуальной собственности, как и наличие достаточной и достоверной рыночной информации.
Во второй половине 1990-х гг. намечается переход ко второму этапу развития венчурного финансирования в российской экономике, положившему начало формированию нормативно-правовой базы и инфраструктуры венчурного инвестирования. Появляются первые российские фонды, общее число которых к 1997 г. достигло, по разным оценкам, от 26 [2] до 37 [3].
В 1997 г. была основана Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ), миссия которой состоит в содействии становлению и развитию рынка прямых и венчурных инвестиций, а в число основных задач включены: формирование политического и предпринимательского климата, благоприятного для инвестиционной деятельности; информационное обеспечение и создание коммуникативных площадок для участников российского рынка прямых и венчурных инвестиций; подготовка управленческих кадров для венчурного предпринимательства.
В число участников РАВИ (по состоянию на июль 2013 г.) входит 50 организаций (27 полных и 23 ассоциированных), среди которых Европейский банк реконструкции и развития, Фонд «Сколково», ОАО «РОСНА-НО» и др.
Роль этой организации в становлении инфраструктуры венчурного бизнеса в России характеризует следующее заявление, которое сделал глава департамента Европейской экономической комиссии ООН Хосе Пала-
ч
син (Jose Palacin): «Российская ассоциация венчурного инвестирования внесла огромный вклад в решение задачи, направленной на распространение передовых методов и повышение уровня профессиональных стандартов среди участников российской индустрии венчурного капитала» [4]. В свою очередь, значение становления инновационной инфраструктуры в экономике России трудно переоценить, поскольку ее неразвитость справедливо относят к первому классу факторов, определяющих эффективность инновационной деятельности организаций [5, с.66].
Однако в 1998 г. прогресс в развитии венчурного инвестирования был приостановлен финансовым кризисом: с 1998 по 2000 гг. деятельность прекратили 10 венчурных фондов, а их инвестиции по проектам были прекращены.
С 1999 г. серьезную поддержку становлению венчурного механизма начало оказывать государство. Постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 г. № 1460 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности» были предусмотрены мероприятия по созданию финансовых институтов венчурного инвестирования малых предприятий.
Принято постановление Правительства РФ от 13 октября 1999 г. № 1156 «Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок».
В 2000 г. создан Венчурный инновационный фонд (распоряжение Правительства РФ № 362-р от 10.03.2000 г.), основной целью деятельности которого является формирование организационной структуры системы венчурного инвестирования.
С 2000 г. РАВИ проводит ежегодные Российские венчурные ярмарки (в частности, в 2013 г. уже состоялись I Енисейская венчурная ярмарка и VIII Казанская венчурная ярмарка, намечено проведение ещу двух - в Новосибирске и Иркутске), на которых проходят презентации инновационных компаний, заинтересованных в привлечении инвестиций. Результативность этих ярмарок достаточно высока - привлечь капитал для развития бизнеса удается 13% компаний-участниц [4].
В результате к концу 2005 г. объем капитала фондов прямого и венчурного инвестирования достиг 5 млрд долл., а число действующих фондов - 79. При этом крупнейшим сектором экономики, привлекающим венчурные инвестиции, является отрасль информационных технологий.
АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА
п \ нн \
ШЕ ЭКОНОМИКА БИЗНЕСА
пп н
Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № ЗЭ-ФЗ от 25.02.1999 г. (ред. от 12.12.2011) Определяет понятия инвестиций и инвестиционной деятельности, создает правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, формы и методы ее государственного регулирования, устанавливает гарантии защиты прав и интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности
Приказ ФСФР РФ «Об утверждении Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов» N9 10-79/пз-н от 28.12.2010 г. (ред. от 31.05.2011) Определяет категории фондов (в числе которых фонд венчурных инвестиций), требования к организационно-правовой форме, составу активов и их структурным характеристикам в зависимости от категории фонда Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» № 156-ФЗ от 29.11.2001 г. (ред. от 28.07.2012) Закреплено понятие паевого инвестиционного фонда (ПИФ), определено содержание договора доверительного управления, особенности управления активами венчурных закрытых ПИФ
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» № 39-Ф3 от 22.04.1994 г. (ред. от 28.07.2012) Создает правовые основы эмиссии и обращения ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг Федерапьный закон «Об инвестиционном товариществе» № ЗЭ5-ФЗ от 28.11.2011 г. Направлен на создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации и реализации инвестиционных проектов, определяет порядок заключения договора об инвестиционном товариществе, реализации прав и обязанностей его участников
Рис. 1. Нормативно-правовая база в сфере венчурного финансирования: инвестиционное законодательство
С 2005 г. начинается новый этап развития венчурного финансирования в России - на основе механизма частно-государственного партнерства, содержанием которого является осуществление программ создания венчурных фондов и обеспечение финансирования инвестиций по всем стадиям венчурного цикла.
Таким образом, можно говорить о том, что к настоящему времени удалось решить часть проблем, препятствовавших развитию венчурного финансирования в России. Так, деятельность РАВИ, Российской венчурной компании, «Фонда фондов» и корпорации ОАО «РОСНАНО» во многом обеспечили становление венчурной инфраструктуры в отечественной экономике.
практике, напротив, основу правового регулирования венчурных инвестиций в большинстве стран мира составляет законодательство в сфере инвестиционной деятельности, и принятие отдельного нормативного документа, регламентирующего венчурное инвестирование, является скорее исключением [6, с. 239].
В качестве нормативно-правовой базы в области венчурного финансирования можно рассматривать четыре следующих категории документов.
Инвестиционное законодательство. Венчурное финансирование, по сути, представляет собой инвестиции и, следовательно, регламентируется законодательными нормами в области инвестиционной деятельности (рис. 1).
Нормативно-правовая база венчурного финансирования
Вряд ли можно сегодня согласиться и с утверждением об отсутствии нормативно-правовой базы. Специальное законодательство, регулирующее венчурное финансирование и венчурный бизнес, в России, действительно, практически отсутствует. Однако это не противоречит мировой
Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» № 127-ФЗ от 23.08.1996 г. (ред. от 28.07.2012)
Определены понятия научной деятельности и инноваций, даны правовые основы регулирования отношений между её субъектами, государством, потребителями продукции, установлены цели и принципы государственной политики в области развития науки и технологий, государственной _поддержки инновационной деятельности
Распоряжение Правительства РФ «О государственной программе «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий» №328-р от 10.03.2006 г.
(ред. от 27.12.2010) Программа направлена на поддержку российских производителей высокотехнологичной продукции и услуг, создание технопарков в РФ
«Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года»
Направлена на формирование эффективной инновационной
системы, обеспечение технологической модернизации
экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий. Установлены: целевые индикаторы,
перечень целевых программ и основных мероприятий реализации стратегии. Определены суммы и источники финансирования
Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу (письмо Президента РФ № Пр-576 от
30.03.2002 г.) Определены важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий, цели и пути их реализации, система экономических мер стимулирования научной и научно-технической деятельности
«Рекомендации по обеспечению координации программ, реализуемых по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, по содействию самозанятости
безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и по поддержке малых форм инновационного предпринимательства» Определяют приоритетные направления поддержки субъектов малого инновационного предпринимательства, условия предоставления грантов и субсидий, программы поддержки малого и среднего предпринимательства в научной и образовательной сферах («УМНИК», «СТАРТ», «Развитие»)
Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года»№ 2227-р от 08.12.2011 г.
Документ носит программный характер, определяет цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики, обозначает основные инновационные риски, воздействующие на экономику России, оценивает итоги реализации Стратегий и
Программ инновационного развития страны. Устанавливает целевые значения показателей инновационного развития страны, варианты инновационного развития и этапы реализации стратегии,
содержание национальной инновационной политики, приоритетные направления стимулирования и поддержки инновационной деятельности, развития частно-государственного партнерства и совершенствования _инновационной инфраструктуры_
Рис. 2. Нормативно-правовая база в сфере венчурного финансирования: законодательство об инновационной деятельности
п
БП
Законодательство об инновационной деятельности. Венчурные инвестиции осуществляются не в любые инвестиционные проекты, а только в те из них, которые относятся к разработкам в области науки и техники, предполагают создание новаций (новшеств) (рис. 2).
Законодательство об интеллектуальной собственности. Необходимость решения вопросов правовой защиты интеллектуальной собственности обусловлена целевым характером венчурного инвестирования, его направленностью в инновационные продукты, представляющие собой результаты интеллектуальной деятельности.
Ключевым документом законодательства об интеллектуальной собственности (ИС) является Гражданский кодекс РФ, часть IV, № 230-Ф3 от 18.12.2006 г., который определяет общие понятия в области ИС, устанавливает правовые режимы охраны ИС, момент возникновения и способы передачи исключительного права на объект ИС. Кроме того, при решении вопросов об охране результатов интеллектуальной деятельности, имеющих служебный характер, о выплате авторских вознаграждений используются положения Трудового кодекса РФ № 197-ФЗ от 30.12.2001 г.
Хозяйственное законодательство, регламентирующее вопросы организации и управления предприятиями. Высокая степень риска, свойственная инновационным проектам, требует согласования
Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995 г. (ред. от 28.07.2012) Позволяет сформировать эффективную правовую форму инновационного предприятия и обеспечить защиту имущественных интересов собственников и внешних инвесторов, решает вопросы формирования структуры акционерного капитала и управления, в том числе с учетом специфики АО, действующих в венчурной сфере посредством заключения акционерных соглашений Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 08.12.1998 г. (ред. от 06.12.2011) Позволяет сформировать эффективную правовую форму инновационного предприятия и обеспечить защиту имущественных интересов собственников и внешних инвесторов
Федеральный закон «0 развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. (ред. от 06.12.2011) Устанавливает критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, содержит рекомендуемый перечень мер поддержки малого и среднего предпринимательства в области инноваций Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково» № 244-ФЗ от 28.09.2010 г. (ред. от 10.07.2012) Формирует правовые основы создания и обеспечения функционирования территориально обособленного инновационного комплекса Федеральный закон «0 хозяйственных партнерствах» № Э80-ФЗ от 03.12.2011 г. Расширяет состав организационно-правовых форм инновационного предпринимательства
Налоговый Кодекс РФ, часть II № 117-ФЗ от 05.08.2000 г. (ред. от 02.10.2012 г.) Устанавливает льготы по НДС, налогам на прибыль, на имущество организаций, земельному налогу, применению специальных налоговых режимов «Основные направления налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» Оценивает итоги реализации мер налогового стимулирования инновационной деятельности, раскрывает направления их развития Федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ» № 116-ФЗ от 26.07.2005 г. (ред. от 06.12.2011) Устанавливает льготы по НДС, налогам на прибыль, на имущество организаций, земельному налогу, применению специальных налоговых режимов, таможенному оформлению и таможенным платежам
Рис. 3. Нормативно-правовая база в сфере венчурного финансирования: хозяйственное законодательство
интересов предпринимателей-инноваторов и инвесторов, наличия необходимых юридических норм и экономических условий, обеспечивающих их паритет (рис. 3).
Если рассматривать вопросы правового регулирования венчурного предпринимательства с таких позиций, то следует признать, что в настоящее время в этой области сформирована нормативная база, которая, хотя и требует совершенствования, но является достаточно обширной и в целом обеспечивает юридическую основу для практической реализации венчурных инвестиций
Количественные и качественные оценки на современном этапе
Становление венчурной инфраструктуры, развитие законодательной базы, деятельность РАВИ, ОАО «РВК», совместные усилия государства и частного бизнеса обу-
Таблица 1. Динамика показателей венч^ного инвестирования в России |
Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Совокупный объем венчурного капитала, млрд долл. 6,28 10, 26 14,33 15,20 16,80 20,1 26,4
Число действующих фондов 98 130 155 162 170 174 247
Общая сумма инвестиций, осуществленных в российские компании 653 1018 1472 508 2514 3078 4152
Общее число профинансированных компаний 65 85 120 69 128 135 194
п Ч
АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА
ВВВ ЭКОНОМИКА БИЗНЕСА
пп ..* н
<$ьл
V V V
.ÓT
и Число проинвестированных компаний стадий расширения, реструктуризации и поздних стадий
В Число проинвестированных компаний посевной, начальной, ранней стадий
Рис. 4. Число проинвестированных компаний по стадиям венчурного цикла
4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 О
2811
272
3754
398
I
1730 180^
+ *
■f
«Г
и Объемы инвестиций на стадиях расширения, реструктуризации и
поздних, млн. долл. В Объемы инвестиций на посевной, начальной, ранней стадиях, млн. долл.
Рис. 5. Объемы инвестиций по стадиям венчурного цикла
3,50
3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00 0,50 0,00
2,29
1,26
0,71 0,67
0|08
ш
0 12
12 г—Л
1,72
2,34 1
q ю
Ш—v
1,79
i 11
0 13
.«Я
/
В Соотношение числа проинвестированных компаний (ранние /
поздние стадии) Ы Соотношение объемов финансирования (ранние / поздние стадии)
Рис. 5. Объемы инвестиций по стадиям венчурного цикла
словили впечатляющую динамику показателей венчурного финансирования [4]. Приведенные данные (табл. 1) убедительно свидетельствуют о весьма быстром росте количественных и стоимостных показателей.
При этом в 2012 г. положительная динамика показателей российского рынка венчурного капитала наблюдается на фоне продолжающегося ухудшения конъюнктуры мирового рынка инвестиций в венчурный бизнес.
Однако, рассматривая динамику инвестиций, необходимо дать оценку и ее качественным характеристикам, в частности, распределению инвестиций по отраслям и стадиям венчурного цикла.
Именно в этом видится еще одна проблема развития венчурного финансирования в России. Наибольшее значение для повышения инновационной активности имеет финансирование ранних стадий, когда инновационный риск наиболее высок, а финансовые возможности инно-ватора минимальны. С 2006 по 2012 гг. растет число компаний, проинвестированных на ранних стадиях (рис. 4), при этом объемы финансовых инвестиций на поздних стадиях значительно выше, чем на ранних (рис. 5). Пропорции в количественных и стоимостных показателях отражают коэффициенты соотношения числа компаний и объемов финансирования соответственно по ранним и поздним стадиям венчурного цикла (рис. 6) [рассчитано поданным 4].
Значительные объемы финансирования на поздних стадиях вызваны необходимостью капитальных вложений в организацию и расширение производства и во многом объясняются высо-
п
GH
Таблица 2. Отраслевая структура венчурных инвестиций
Отрасли Доля венчурных инвестиций, %
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Потребительский рынок 45% 54% 12% 52% 9%
Финансовые услуги 24% 18% 35% 8% 27%
ИКТ 20% 21% 44% 19% 34%
Промышленное оборудование 5% 1% 4% 17% 8%
Энергетика 6% 6% 4% 5% 21%
кой стоимостью строительства, необходимого оборудования и иными материальными затратами. Сложившиеся соотношения представляются диспропорциональными из-з того, что значение первого коэффициента (соотношения проинвестированных компаний на венчурных и поздних стадиях цикла) недостаточно высоко.
Оценки доли венчурных фирм, достигающих поздних стадий и добивающихся конечного успеха, остаются приближенными и весьма разнятся, однако их доля составляет не более 1-5%. Но в таком случае и значение коэффициента должно находиться на уровне 20-100. Риск на поздних стадиях существенно снижен: продолжая оставаться инвестиционным, он постепенно утрачивает характер инновационного. Это может означать, что в сложившейся практике венчурного инвестирования в России преследуются, в первую очередь, инвестиционные, а не инновационные цели, приоритеты смещены в сторону интересов инвестора, а не предпринимателя-инноватора.
Как уже было отмечено, серьезной проблемой ранних этапов развития венчурного финансирования в России была нерациональная отраслевая структура инвестиций. На современном этапе отраслевое распределение складывается следующим образом. По итогам 2011 г. наибольшее число инвестиций привлечено фирмами потребительского сектора - 52%; этот сектор лидировал и в 2006 г. (26,5%), и в 2008 г. (45%), и в 2009 г. (54%). В 2010 г. доля отраслей потребительского рынка снизилась до 12% в общем объеме совокупных инвестиций, а по итогам 2012 г. составила 9%.
Стабильно высоким остается удельный вес инвестиций в сферу финансовых услуг. Доля венчурных инвестиций, направленных в производство промышленного оборудования, существенно меньше. Исключение составляют только показатели 2011 г. (табл. 2).
В секторе ИКТ отмечается неустойчивая, но в целом положительная динамика: в среднем инвестиции в сектор находятся на уровне 20%, но в 2010 и 2012 гг. ИКТ-отрасль выходит на первое место в составе отраслей-получателей венчурных вложений с
удельным весом 44% и 34% соответственно.
Изменения в отраслевой структуре венчурных вложений в отдельные годы разнонаправле-ны, поэтому на современном этапе развития механизмов венчурного финансирования пока рано говорить о преодолении сложившихся в нем диспропорций и, прежде всего, из-за стабильно низкой доли вложений в производство промышленного оборудования. Однако нельзя не видеть наметившихся позитивных структурных сдвигов.
При этом, если рассматривать отраслевую структуру инвестиций по стадиям венчурного цикла, обнаруживаются другие соотношения. Так, инвестиции на ранних, венчурных стадиях в 2011 г. распределились следующим образом: ИКТ - 64%, финансовые услуги - 10%, производство химических материалов - 5%. В 2012 г. доля ИКТ достигла 69,2%, транспорта - 7,5%, сельского хозяйства - 5,9%.
Подобные различия вновь свидетельствуют о том, что наибольшего практического успеха добиваются компании, действующие в традиционных, а не в высокотехнологичных отраслях, и далеко не все инвестиции, зафиксированные как венчурные, действительно направлены в инновационные проекты.
Заключение
Характерной чертой современного этапа развития венчурного финансирования в России следует признать устойчивую положительную динамику количественных изменений его основных индикаторов, на фоне которой проявляются признаки улучшения качественных характеристик. Можно предполагать, что механизм венчурного инвестирования в российской экономике находится на пороге нового этапа развития, однако накопления критической массы количественных изменений, достаточного для перехода к иному качеству, пока не произошло. ■
Литература
1. Алипов С., Самохин В. Зарубежный венчурный капитал в России. Аналитический обзор // РЦБ. Архив 1998/2004. - URL: http://old.rcb.ru/archive/articles.asp?id=226.
2. Уайт К. Формирование венчурных фондов в России // Angel Investor & venture capital magazine. - URL: http://www. theangelinvestor.ru/article.
3. Гулькин П. Венчурный капитал. - URL: http://www.cfin.ru/ investor/venture-history.shtml.
4. URL: http://www.rvca.ru/rus.