УДК - 65.0(075.8)
РАЗВИТИЕ ВЕНЧУРНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Т.И. Никитина, В.В. Курманов
В статье рассматриваются: особенности и преимущества венчурного финансирования, этапы создания венчурных фондов в России, а также основные проблемы развития венчурного финансирования в Брянской области.
Ключевые слова: венчурное финансирование, венчурные фонды, венчурный инвестор.
Венчурное финансирование выступает гибридной формой обеспечения инновационных компаний необходимыми инвестициями, сочетающей наиболее эффективные элементы функционирования как рынков капитала, так и банков. С одной стороны, доход венчурных инвесторов формируется за счет участия в собственности финансируемых инновационных компаний. С другой стороны, венчурные фонды, как и банки, располагаютсистемой неформального мониторинга и контроля деятельности заемщиков.
Венчурный инвестор финансирует создание компании, затем поддерживает ее развитие, на определенной стадии оказывает содействие в выпуске акций для продажи на фондовом рынке с целью получения прибыли. Для обеспечения необходимой ликвидности акций или продажи инновационной компании по высокой цене она должна пройти пять последовательных этапов жизненного цикла: разработка инновационного проекта; привлечение венчурного капитала; развитие компании вплоть до начала производства наукоемкой продукции; расширение и устойчивое функционирование на основе успешной реализации выпускаемой продукции; продажа компании и возвращение венчурному инвестору вложенных средств и выплата прибыли. Таким образом, жизненный цикл инвестиций в венчурный бизнес составляет 5-7 лет, что для отечественного инвестора исчитается достаточно долгосрочным периодом. В течение этого времени компания должна добиться таких экономических результатов, которые позволили бы венчурным инвесторам полностью вернуть средства и выйти из бизнеса с прибылью. Причем они могут продать свою долю в компании либо на рынке, либо ее менеджеру. В случае низкой цены или доходности бизнеса целесообразно проведение реструктуризации или реинжиниринга компании. Для полного успеха необходим ее выход на фондовую биржу при условии, что акции компании пользуются спросом и реально ликвидны. Другими вариантами могут быть ее поглощение крупной компанией, выкуп венчурным фондом, собственным руководством или сотрудниками и т. д.
Инвестиции в венчурное предпринимательство ведут к увеличению занятости, особенно высококвалифицированных специалистов, выравниванию уровня жизни различных слоев населения. Венчурные фонды в РФ стали создаваться в 1994 г. по инициативе Европейского Банка реконструкции и развития (ЕБРР). Были образованы региональные венчурные фонды (РВФ). Одновременно с ЕБРР другая крупная финансовая структура - Международная Финансовая Корпорация (International Finance Corporation) также решилась на участие в создаваемых венчурных структурах совместно с некоторыми известными в мире корпоративными и частными инвесторами.
В начале 1997 г. 12 действующих на территории России венчурных фондов образовали Российскую Ассоциацию Венчурного Инвестирования (РАВИ) со штаб-квартирой в Москве.
О венчурных инвестициях появились решения и на федеральном уровне. Правительство РФ в 1997 г. приняло решение о создании Российского венчурного фонда (РВФ). По конкурсу управляющую компанию этого фонда создали менеджеры научно-производственного центра «Солитон», имевшего скомплектованный подбор инновационных предприятий с коммерчески привлекательными проектами.
На сентябрь 1997 г. в России действовало 26 специализированных фондов, инвестирующих в российские корпоративные активы с суммарной капитализацией в $ 1.6 млрд. Помимо этого, еще 16 восточноевропейских фондов инвестировали в Россию часть своих портфелей. В 2006 году в соответствии с Распоряжением Правительства РЬосиискои Федерации № 838-р образована Российская Венчурная Компания (ОАО «РВК»), на ее создание было выделено 15 млрд. руб. (2006-2007 гг.). Капитал, ОАО «РВК» в настоящее время составляетбтееЗО млрд. рублей.
В настоящее время действует семь венчурных фондов, образованных совместно с Российской венчурной компанией (таблица 1). Данные фонды имеют в своем распоряжении в отличие от региональных, достаточно большой объем денежных средств.
Таблица 1
Венчурные фонды, образованные совместное Российской венчурной компанией [1]
Название фонда Объём фонда Управляющая компания
ВТБ-Фонд венчурный 3,061 млрд.руб. ВТБ Управление активами
Биопроцесс Капитал Венчурс 3 млрд.руб. Биопроцесс Капитал Партнере
Максвелл Биотех 3,061 млрд. руб. Максвелл Эссет Менеджмент
Лидер-Инновации 3 млрд.руб. Лидер
Тамир Фишман Си Ай Джи 2 млрд.руб. ЦентрИнвест
Новые технологии 3,061 млрд.руб. Альянс РОСНО Управление Активами
С-Групп Венчурс 1,8 млрд.руб. Север Эссет Менеджмент
На начало августа 2010 года в России действует 22 региональных венчурных фонда инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, созданных в 2006-2010 годах Минэкономразвития РФ совместно с администрациями регионов общим объемом 9,2 млрд. руб. Представители РВК входят в Попечительские советы этих фондов (таблица 2) .
Таблица 2
Региональные венчурные фонды [1]
№ Название фонда Управляющая компания Размер фонда, млн.руб. Год создания
1 2 3 4 5
1 города Москвы Альянс РОСНОУправление Активами 800 2006
2 города Москвы (Второй) ВТБ Управление активами 800 2008
3 Воронежской области Сбережения и инвестиции 280 2009
4 Волгоградской области НИКОР Кэпитал Партнерз 280 2009
5 Калужской области Сбережения и инвестиции 280 2010
6 Краснодарского края НИКОР Кэпитал Партнерз 800 2009
7 Красноярского края Тройка Диалог 120 2006
8 Московской области Тройка Диалог 284 2007
9 Нижегородской области ВТБ Управление активами 280 2007
10 Новосибирской области НИКОР Кэпитал Партнерз 400 2009
11 Пермского края Альянс РОСНОУправление Активами 200 2006
12 Республики Башкортостан Сбережения и инвестиции 400 2009
13 Республики Мордовия Альянс РОСНОУправление Активами 280 2007
14 Республики Татарстан Тройка Диалог 800 2006
15 Республики Татарстан (высоких технологий) АК Барс капитал 300 2007
16 Самарской области Инвест-Менеджмент 280 2009
17 Санкт-Петербурга ВТБ Управление активами 600 2007
18 Саратовской области ВТБ Управление активами 280 2007
19 Свердловской области Ермак 280 2007
20 Томской области Мономах 120 2006
21 Челябинской области Сбережения и инвестиции 480 2009
22 Чувашской Республики НИК Развитие 280 2009
Целью деятельности всех фондов является развитие в различных регионах инс )раструктуры
венчурного финансирования субъектов малого предпринимательства в научно технической сфере.
Приоритетными направлениями для инвестирования являются:-альтернативная энергетика и энергетическое машиностроение; биотехнологии, фармацевтика и медицинская техника;новые материалы и нанотехнологии; информационно-телекоммуникационные технологии.
Основными принципами инвестирования являются: участие в уставном капитале в качестве портфельного инвестора: приобретение ценных бумаг акционерных обществ; приобретение долей в капитале обществ с ограниченной ответственностью.
Начиная с января 2010 г. все проекты, являющиеся соискателями инвестиций региональных венчурных фондов инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, в обязательном порядке направляются на экспертизу в ОАО «РВК». Решение о привлечении РВК к дополнительной экспертизе проектов региональных венчурных фондов было принято Минэкономразвития России в конце 2009 г. с целью профессионализации контроля за процедурами, по которым управляющими компаниями региональных фондов отбираются проекты для инвестирования.
На сегодняшний день существует две основные программы инвестирования фондами:
1. Идеи-чемпионы. Стадия проекта: посевная (начальная), включает в себя проведение опытноконструкторских работ, снятие коммерческих рисков (осуществление первых продаж). Суммы инвестиций: 250 тыс.руб. - 5 млн. руб.-Документы для участия в конкурсе: заявка проекта, резюме проекта, ТЭО.
2. Инновационный бизнес. Стадия проекта: start-up, включает в себя разработку и запуск технологичного производства-Суммы инвестиций: 1 млн. - 40 млн. руб.-Документы для участия в конкурсе: заявка проекта, резюме проекта, ТЭО, бизнес-план, документы, подтверждающие спрос на продукцию проекта. Наличие опытной команды менеджеров обязательно.
Что касается Брянской области, то согласно областной целевой программы «Развитие инновационной инфраструктуры Брянской области» (2007 - 2010 годы) в 2008 году планировалось создание регионального венчурного фонда, на что планировалось выделить 15 млн. рублей областного бюджета. Однако, на практике программа прошла несколько корректировок и венчурный фонд так и не был создан. Объем финансирования на реализацию областной целевой программы «Развитие инновационной инфраструктуры Брянской области» (2007 - 2010 годы) по данным 2007 года отражен в таблице 3, а реальный объем финансирования на сегодняшний день отражен в таблице 4.
Таблица 3
Объем финансирование планируемых мероприятий, тыс.руб. 2]
Источники финансирования 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. итого
Областной бвджет 1621,5 15000,0 11835,0 12890,0 41346,5
Планируемые средства из иных источников 2021,5 27950,0 21870,0 24055,0 75896,5
Таблица 4 .
Объем финансирования планируемых мероприятий после корректировки, тыс. рублей:
Источники финансирования 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. итого
Областной бвджет 971,0 1480,0 1720,0 0,0 4171,0
Кроме того, были скорректированы индикаторы выполнения задач программы (таблица 5 и таблица
6).
Таблица 5
Плановые индикаторы выполнения задач программы [2]
Наименование индикатора Значение индикатора
2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
1 2 3 4 5
Обеспечение роста доли инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров (в процентах) 1,5 2 2,5 3,0
Увеличение объемов выпускаемой инновационной продукции на предприятиях области (млрд. руб.) 6,0 7,5 8,0 8,5
Удельный вес малых предприятий, осуществляющих технологические инновации (в процентах) 0,05 0,1 0,15 0,2
Количество малых предприятий, осуществляющих технологические инновации (единиц) 5 10 15 18
Число ежегодно создаваемых элементов инфраструктуры национальной инновационной системы (единиц) 1 1 1 1
Государственные и внебюджетные фонды поддержки НИОКР и коммерциализации технологий, венчурные фонды (единиц) - 1 - -
Инфраструктура подготовки кадров и информационного обеспечения инновационной деятельности: национальная и международная информационно-выставочная деятельность (абсолютный показатель количества центров подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров) (единиц) 1 - 1 -
Таблица б.
Фактические индикаторы выполнения задач программы [2]
Наименование индикатора Значение индикатора
2007 год 2008 год 2009 год
Обеспечение роста доли инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров (в процентах) 2,3 - 1,5
Объем отгруженной инновационной продукции крупными и средними предприятиями области (млрд. руб.) 8,1 10,1 10,5
Количество НИОКР при государственной поддержке (единиц) - - 4
Как видно из таблиц 3-6 цель программы, которая была обозначена как: формирование и развитие инновационной инфраструктуры для обеспечения эффективного функционирования региональной инновационной системы и устойчивого экономического развития Брянской области, так и не была достигнута. Это, прежде всего, можно было бы связать с мировым экономическим кризисом, но тогда как были созданы и функционируют в настоящее время региональные венчурные фонды других областей, таких как: Калужская область (год создания 2010), Волгоградская область (год создания 2009), Воронежская
область (год создания 2009), Челябинская область (год создания 2009) и другие. Как показывает практическая деятельность, важным является не только разработка различных среднесрочных программ, направленных на инновационное развитие Брянской области, но и их реализация, а также адекватные плановые показатели. На сегодняшний момент разработана долгосрочная целевая программа «Развитие научной и инновационной деятельности в Брянской области» на 2011 - 2015 годы. Общиезатраты наданную программу обозначены в районе 164 млн. руб. Хотелось бы верить, что данная программа будет реализована в полном объеме без понижающих корректировок как предыдущая.
Таким образом, разработка и внедрение высоких технологий являются необходимым условием укрепления российской экономики. Очевидно, что государство сегодня не имеет возможности производить венчурное финансирование в полном объеме, поэтому инициировать процесс может только негосударственный капитал. Более того, пассивность российского капитала является одной из причин настороженного отношения к России также и зарубежных инвесторов.
The article discusses: the features and benefits of venture financing, the steps of creating venture capital funds in Russia, as well as basic problems of development of venture financing in the Bryansk region.
The key words: venture capital, venture capital funds, venture capitalist.
Списоклитература
1 Сайт Российской венчурной компании [Электронный ресурс]. Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.rusventure.ru/
2 Сайт Администрации Брянской области [Электронный ресурс]. Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.bryanskobl.ru/
Об авторах
Никитина Т.И. - аспирант Брянского государственного университета имени академика
И.Г. Петровского, [email protected].
Курманов В.В. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.