А. В. Онучина
(Киров)
Развитие универсальных учебных действий
НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
В статье дано описание деятельностного подхода, который составляет теоретическую базу для работы по проектированию образовательных стандартов. Определены критерии готовности педагога к формированию универсальных учебных действий обучающихся
Внедрение новых государственных стандартов предполагает научное осмысление универсальных учебных действий и мета-предметных результатов образования.
Любой стандарт в собственном смысле этого слова обладает фундаментальными особенностями:
- наличие реализованного процесса, который подлежит стандартизации;
- сформулированность процедур, регламентирующих поэтапный и итоговый контроль как продуктов производства, так и производственных операций;
- наличие субъекта стандарта - той структуры, организации, которая заинтересована в создании и поддержании этого стандарта и которая готова платить за это.
Обратимся к еще одному толкованию стандарта - абстрактному стандарту. Таковыми являются, например, большинство международных стандартов. Характерная черта абстрактного стандарта - отсутствие конкретного субъекта. Более того, абстрактный стандарт всегда является межсубъектным: он предназначен не для регламентации того или иного конкретного производственного процесса, а для согласования между собой процессов, осуществляемых различными субъектами.
Несмотря на кажущуюся «функциональную бесполезность» для конкретного производства, абстрактные стандарты играют очень важную роль: сам процесс их проработки позволяет различным субъектам процедуры перехода от одного стандарта к другому. Тем самым образовательные стандарты не столько унифицируют, сколько интерпретируют одну систему требований через другую.
Таким образом, новые стандарты образования выполняют основную функцию абст-
рактных стандартов - обеспечение взаимодействия между субъектами, которые будут продолжать поддерживать свои собственные стандарты. Довольно ясно, что субъектом стандарта может быть школа, требующая стандартизации для обеспечения нужного результата. На практике передовые школы так и работают: именно внутренние стандарты и являются стандартами в собственном смысле этого слова.
Для эффективного функционирования среднего образования необходимы, во-первых, государственные требования, которые разрабатываются на федеральном и уточняются на региональном уровне, и, во-вторых, два типа стандартов: типовой стандарт и школьный стандарт, разрабатываемый на федеральном и уточняемый на региональном уровне, и школьный стандарт, разрабатываемый и поддерживаемый школой как субъектом.
В современной образовательной системе есть место различным стандартам, а адекватное использование стандартизации могло бы существенно улучшить положение дел в среднем образовании.
Обратимся теперь к содержательной стороне современного процесса стандартизации российского образования. Основная концепция состоит в смене «знаниевого» подхода на деятельностный. Мы придерживаемся той точки зрения, что в предвоенные годы и в нашей стране, и за рубежом основным тормозом развития промышленности было незнание. Поэтому главные образовательные линии были сфокусированы на формирование знаний у субъектов образовательного процесса.
В послевоенные годы всеобщее среднее образование стало нормой, к середине XX
века снялась проблема незнания. В образовании появилась другая острая тема: сами по себе знания не обеспечивают способность эффективно действовать. В дефиците оказались умения и навыки, далее появилась проблематика неумения применять реальные знания на практике, на основании данной проблематики возникла потребность в формировании учебных действий обучающихся, необходимость приближения обучения к реальной жизни, к овладению не только теоретическими знаниями, но и умениями практической деятельности.
Деятельностный подход. Самое удивительное во всей этой истории с учебными действиями то, что социальная сторона человеческой деятельности уже давно изучалась нашими педагогами, изучалась успешно и продуктивно, и прежде всего с точки зрения ее формирования. Это направление началось с работ Л. С. Выготского и потом активно развивалось его учениками и последователями.
Основной, фундаментальный принцип деятельностного подхода можно сформулировать так: непосредственной причиной любых изменений деятельности учащегося является только его собственная учебная деятельность. В контексте образования это означает, что вся образовательная среда влияет на результат обучения косвенно. Определяющее и непосредственное влияние оказывает лишь то, что делает ученик сам.
В педагогике деятельностный подход означает, что основное внимание следует сосредоточивать не на собственных действиях педагога, а на действиях его учеников. Приоритетным в деятельностной педагогике является воспитание и обучение человека, который хотел бы и умел осваивать образовательное пространство, владел методами и приемами саморазвития и самовоспитания и в то же время имел базовый уровень научных знаний. На основании этого стандарты второго поколения представляют собой совершенно новую структуру, построенную в виде пирамиды, в основании которой находятся личностные результаты обучения, далее следуют метапредметные, а затем - предметные результаты освоения основной образовательной программы.
Необходимо учитывать, что предметные результаты частично включают в себя личностные и метапредметные. Данный комплекс представляет собой систему, позволяющую
органично перейти на вторую ступень образования и продолжить целенаправленную работу по становлению «личностных характеристик ученика», подробно описанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. В деятельностной педагогике учитель является транслятором научных знаний, педагог разрабатывает собственную технологию в процессе достижения личностных, ме-тапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы обучающимися. Главное - понять логику новых образовательных стандартов, которая заключается в доминировании нескольких личностных и метапредметных результатов при изучении одного из обязательных предметов, включенных в стандарт.
В связи с этим среди широкого спектра концепций развития обучающихся далее будут названы прежде всего те, которые определили методологический каркас и смысл системно-деятельностного подхода в нашем исследовании:
- диалогическая концепция гуманитарного познания (М. М. Бахтин);
- критика идеала рациональности в различных теориях познания (М. К. Мамарда-швили);
- семиотическая концепция культуры (Ю. М. Лотман).
Все эти подходы и концепции оказались востребованы временем. На данном методологическом фундаменте надстраиваются основные положения системно-деятельностного подхода в педагогике.
Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Известно, что основным объектом оценки мета-предметных результатов служит сформиро-ванность ряда универсальных учебных действий, регулятивных, коммуникативных и познавательных, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Универсальные учебные действия инновационного сообщества определены в проекте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020» как:
- «...способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
- способность к критическому мышлению;
- способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде, готовность к работе в высококонкурентной среде».
В основу универсальных учебных действий положены возрастные особенности учащихся, факторы и условия их развития, раскрытые в работах известных педагогов и психологов Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Д. И. Фельдштейна, Б. С. Братусь, И. А. Васильева, Б. М. Величковского, В. В. Рубцова, В. И. Слободчикова, Л. Кольбер-га, Э. Эриксона, Л. И. Божович, А. К. Марковой, А. Л. Венгера, Г. А. Цукерман.
В настоящее время основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться, то есть той совокупности способов действий, которая обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В результате универсальные учебные действия создают условия для общекультурного и личностного развития ученика. Достижение ме-тапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов.
Состав учебных действий неоднороден. Одни из них применяются для усвоения любого учебного материала, например, изображение заданных образцов тем или иным способом: графически, в виде моделей или словесных описаний. Другие характерны для работы с определенным учебным предметом, третьи - для воспроизведения лишь отдельных частных образцов [10]. В результате педагогического исследования нами был определен и самостоятельно сформулирован тезаурус всех видов универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия - это универсальные способы деятельности обучающегося на уроке, которые создают условия для развития учебно-познава-
тельной мотивации, обеспечивают развитие ценностно-смысловой сферы учения и субъ-ектности.
Регулятивные универсальные учебные действия - это универсальные способы деятельности, которые обеспечивают и служат основой для определения последовательности деятельности обучающихся на уроке, учебном занятии, внеклассной деятельности, за счет чего обучающийся может самостоятельно контролировать, выполнять, оценивать, прогнозировать, а в последующем корректировать собственную учебную деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия - это универсальные способы деятельности, которые обеспечивают развитие приемов мышления, логических действий и операций для решения учебных проблем, поиска необходимой учебной информации и применения методов информационного поиска с целью развития логических учебных действий.
Коммуникативные универсальные учебные действия - это универсальные способы деятельности, которые взаимодействуют с познавательной и социальной учебной мотивацией, определяют характер учебного диалога на уроке, обеспечивают целенаправленную организацию учебного сотрудничества в поиске и сборе информации, формируют научный стиль мышления.
Мы считаем, что данный тезаурус определяет вид деятельности обучающегося на уроке, траекторию индивидуального развития, а также способствует развитию самостоятельности и учебной активности.
Содержание обучения на основе деятельностной педагогики позволяет усвоить учебный материал путем решения значимых жизненных задач, то есть обеспечить ориентацию в учебном содержании школьных предметов, понимание учения как процесса образования и порождения смыслов. Система универсальных учебных действий способствует развитию субъектности школьника как активного деятеля на уроке, способного к самостоятельному усвоению знаний и способов деятельности. При таких условиях учащийся действует как субъект собственной деятельности, при этом развивается теоретическое и научное мышление и вырабатывается теоретический способ деятельности на учебном занятии. В итоге, решая учебные и реальные жизненные задачи, усваивая общие способы
умственной деятельности, формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.
В связи с вышеизложенным, универсальные учебные действия - это умение ученика самостоятельно учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного присвоения социального опыта. С одной стороны, это позволяет сделать вывод, о том, что универсальные учебные действия являются основой для формирования компетентностей обучающихся и становления функциональной грамотности ученика. С другой стороны, компетентность педагога проявляется в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса. Для этого необходимо:
- знание современных средств и методов построения образовательного процесса;
- умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам;
- умение обосновать выбранные методы и средства обучения.
Для формирования компетентности педагога в организации информационной основы деятельности учащихся необходимо создавать следующие средовые условия:
- свободное владение учебным материалом;
- знание типичных трудностей при изучении конкретных тем;
- способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи при решении познавательной задачи;
- умение выявить уровень развития учащихся;
- владение методами объективного контроля и оценивания;
- умение использовать навыки самооценки для построения информационной основы деятельности [9].
Однако по мере усложнения учебного материала на первое место выдвигается задача не запомнить буквально, а понять, выделить основную мысль, уловить последовательность и логику изложения и т.д. [10]. Это требует от ученика новых приемов работы: умения произвести группировку материала, выделить главное в учебном материале, составить план работы, проанализировать дея-
тельность, создать алгоритм действий, работать по плану и т.д.
Этим приемам учащихся необходимо специально обучать, начиная со 2-3 класса. Задачу эту целесообразно выполнять при тесном сотрудничестве педагога, психолога и родителей. Для того чтобы учащимся избежать таких последствий, как недостаточное владение рациональными приемами учебной работы, педагогам необходимо специально и целенаправленно обучать их приемам активной мыслительной обработки запоминаемого материала, ведению активного диалога на учебном занятии, обучать через ситуации контроля знаний и систематизации учебного материала.
Суммируя сказанное, следует отметить, что способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи строится на материале опорной системы заданий с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
Необходимо помнить, что стандарт основывается на системно-деятельностном подходе к обучению и сотрудничеству школы и семьи. Отсюда следует, что предметные умения и навыки, формируемые в процессе обучения, органично включают в себя личностные и метапредметные универсальные учебные действия, которые постоянно находятся в поле зрения учителя, выполняющего важную миссию - воспитание и обучение школьника, способного к саморазвитию, самовоспитанию и самосовершенствованию.
Выделяют следующие критерии готовности педагога к внедрению стандартов второго поколения:
- осознание педагогом необходимости внедрения стандарта второго поколения;
- готовность к вовлечению в творческую деятельность по введению новшества;
- уверенность в том, что новшество принесет позитивный результат;
- уровень технологической готовности к выполнению инновационной деятельности;
- позитивная оценка своего предыдущего опыта в свете инновационной деятельности;
- способность к профессиональной деятельности.
Таким образом, проектирование стандарта в деятельностном подходе не только позволяет учитывать различные «знаниевые» и «деятельностные» характеристики, но и, что
самое существенное, обращает внимание как на индивидуальные, так и на коллективные процессы. Деятельностный подход по существу направлен на подготовку кадров, которые
наилучшим способом подготовлены к смене направлений своей деятельности, к успешной оперативной адаптации в меняющихся условиях.
Литература
1. Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. Начальная школа / А. В. Вольтов, И. В. Муштавинская, С. И. Петрова ; под ред. Н. И. Роговцевой. - М.: Просвещение, 2011. - 110 с.
2. Планируемые результаты начального общего образования / Л. А. Алексеева, М. З. Биболетова ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. -М.: Просвещение, 2011. -342 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2013. - 63 с.
5. Абросимов В. Н. Профессиональные качества преподавателя // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2001. - № 6.
6. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2006. - 240 с.
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. -М.: Народное образование, 1998. - 225 с.
8. Хуторской А. В. Современная дидактика : учебное пособие для вузов. - СПб. и др. : Питер ; Питер бук, 2001. - 536 с.
9. Профессиональный стандарт педагогической деятельности / под ред. Я. И. Кузьминова, В. Л. Матросова, В. Д. Шадрикова : разработан по государственному контракту №П243 от 11.09.2006 // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт : [сайт] [Электронный ресурс]. - URL: http://standart.edu.ru/
10. Психология : учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан ; под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Академия, 1999. - 464 с.