Санникова Н. Г. Развитие учебной самостоятельности младших школьников в процессе овладения связной письменной речью (на примере уроков русского языка) // Концепт. - 2012. - № 12 (де-
дет 12174
УДК 373.3:811.161.1 Эл № ФС 77-49965. - ІББМ 2304-120Х.
Санникова Наталья Геннадьевна,
учитель начальных классов МОАУ «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского», г. Киров [email protected]
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития учебной самостоятельности младших школьников в процессе овладения связной письменной речью. Автором представлена модель формирования учебной самостоятельности младших школьников, которая эффективно действует за счет системы учебных заданий, включенных в учебный процесс традиционной школы. Также приведены примеры заданий для развития учебной самостоятельности из авторского учебнометодического комплекта «Технология речевого творчества».
Ключевые слова: учебная самостоятельность, младший школьник, учебнометодический комплект «Технология речевого творчества».
В материалах ФГОС второго поколения начального образования одним из ценностных ориентиров является «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самореализации» [1].
Известные педагоги прошлого, опыт школьного обучения показали, что овладеть прочными знаниями ученики могут только в процессе собственной активной деятельности. К. Д. Ушинский подчеркивал, что ученик может стать обладателем знаний только тогда, когда проявит самостоятельность в их приобретении. Основное требование к организации учебного процесса им было сформулировано так: нужно, чтобы дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самым трудом и давал для него материал. Такое требование, как мы видим из программ начального школьного образования, не утратило своего значения и в настоящее время.
В связи с этим ключевой компетенцией младшего школьника является учебная самостоятельность, которая основывается на рефлексивных навыках, учитывает индивидуальные особенности учащихся и опирается на универсальные учебные действия.
Современные дошкольники обычно достаточно хорошо подготовлены к обучению в первом классе: бегло читают, эмоционально пересказывают прочитанное, ориентируются в пространстве, умеют сравнивать, обобщать, но, по наблюдениям педагогов, испытывают значительные трудности при работе в индивидуально ориентированном режиме. Это обстоятельство усиливает важность смены приоритетов в стиле обучения и ориентацию на формирование самостоятельности. Способность ребенка осуществлять учебные действия без помощи взрослого позволила бы решить ряд проблем его индивидуального обучения и расширила бы перспективы самообразования младшего школьника.
Тем не менее, учащиеся, по-прежнему, остаются преимущественно объектами педагогического воздействия. Чем это обусловлено? Хроническая нехватка учебного времени, желание учителя за небольшой период времени сообщить учащимся как можно больше информации по предмету. Роль активного участника учебного процесса принадлежит учителю. Он берет на себя планирование, организацию учебной деятельности, контроль за ее ходом и результатами. Поэтому действия учителя непроизвольно выстраиваются в соответствии с таким состоянием ученика: предлага-
Развитие учебной самостоятельности младших школьников в процессе овладения связной письменной речью (на примере уроков русского языка)
пи ■Л пи
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12174.htm
Санникова Н. Г. Развитие учебной самостоятельности младших школьников в процессе овладения связной письменной речью (на примере уроков русского языка) // Концепт. - 2012. - № 12 (де-
дет 12174
и/ IX»-/1 .1. / ~Г. I III I I .
УДК 373.3:811.161.1 Эл № ФС 77-49965. - 2304-120Х.
емые упражнения, задания, вопросы рассчитаны на воспроизведение и память; для учебных ситуаций разработаны инструкции, памятки, образцы; изложение материала ведется в наглядной доступной форме; всякое самостоятельное действие ученика контролируется учителем. Уроки остаются низкоэффективными, малорезультативными. При такой организации урока у ученика не возникает потребности в активных учебно-познавательных действиях. Поэтому учителю важно не пропустить в развитии младшего школьника благоприятный период для стимулирования познавательной активности, научить навыкам самостоятельной работы.
В современной педагогической литературе учебная самостоятельность определяется как качество личности школьника, характеризующее уровень его обученности организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность и контролировать собственные усилия в процессе освоения новых знаний» [2]. «Без учебной самостоятельности невозможно становление ученика как субъекта учебной деятельности» [3].
Насколько успешно в школьной практике удается реализовать социальный заказ, ориентированный на развитие учебной самостоятельности младших школьников?
Проведенное исследование в школах города показало, что развитие навыков учебной самостоятельности младших школьников происходит чаще всего стихийно. Такие важные структурные элементы учебной самостоятельной деятельности, как обнаружение учащимися учебной задачи, умение планировать свои действия, способности к выбору, умение обобщать, самоконтроль и рефлексия, практически полностью монополизированы учителем. Осуществленный анализ уроков русского языка в начальных классах четырех школ г. Кирова позволили установить, что только в 14,2% случаев учитель привлекает учащихся к совместной постановке целей учебной деятельности, к самостоятельному проектированию учебных действий. Ограничение количества ситуаций, в которых учащиеся имели возможность действовать свободно, отрицательно сказывается на формировании их учебной самостоятельности. Педагоги ссылаются на отсутствие рекомендаций в методической литературе, учебниках, дидактических пособиях по данной проблеме. Но мы должны помнить, что ребенок, который к концу начальной школы не обретает умения учиться, в среднем звене перестает учиться, что порождает массу подростковых проблем школьного негативизма. Получив аттестат зрелости, многие выпускники обнаруживает свою глубокую незрелость, неготовность жить в стремительно меняющемся мире.
В ходе проведенного анализа концепций учебно-методических комплектов для начальной школы по русскому языку (в частности для проведения уроков развития связной письменной речи) сделаны выводы:
- учебно-методические комплекты не готовы в полной мере решать задачу формирования учебной самостоятельности младших школьников;
- в тетрадях отсутствует система «обучающей помощи», которая позволяет ребенку самостоятельно проходить путь от «незнания к знанию»;
- технология организации самостоятельной учебной деятельности недостаточно разработана, в основном сводится лишь к коллективному обсуждению задания на уроке, самостоятельному выполнению этого же задания и коллективной проверке.
В результате анализа педагогического опыта учителей были выявлены противоречия между необходимостью развития навыков учебной самостоятельности младших школьников и недостаточным дидактико-методическим обеспечением данного процесса на уроках русского языка по развитию связной письменной речи учащихся.
пи пи
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12174.htm
КОНТ тнгтт
научно-методический электронный журнал ART 12174 УДК 373.3:811.161.1
Санникова Н. Г. Развитие учебной самостоятельности младших школьников в процессе овладения связной письменной речью (на примере уроков русского языка) // Концепт. - 2012. - № 12 (декабрь). - ART 12174. - 0,4 п. л. - URL: http://www. covenok.ru/koncept/2012/12174.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Отражением эффективности формирования учебной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка является на наш взгляд таблица «Уровни развития учебной самостоятельности» (рис. 1). Данная структурная модель функционально действует за счет системы учебных заданий, включенных в учебный процесс традиционной школы.
депаи лучше меня
Рис. 1. Уровни развития учебной самостоятельности
При такой организации урока развития речи младший школьник из объекта педагогического воздействия становится субъектом учебного процесса.
Учебная деятельность направлена на саморазвитие, на формирование «умения учиться» (успешно и самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности).
В современной педагогической литературе авторы утверждают, что «развитие навыков учебной самостоятельности осуществляется непосредственно в процессе интеллектуально-творческой деятельности» [4].
Система заданий, направленная на формирование учебной самостоятельности на уроках русского языка (в частности уроков по развитию связной письменной речи), представлена в качестве учебно-методического комплекта «Технология речевого творчества», который состоит из методических рекомендаций для учителя и рабочих тетрадей на печатной основе для учащихся 2-4-х классов начальной школы. Задания в данных тетрадях составлены таким образом, что в них отражены следующие этапы учебной деятельности: определение учащимися темы урока, целеполагание, работа с текстом, орфографическая и лексическая работа, запись текста, самопроверка, рефлексия, творческая работа. Дидактический материал для каждого этапа урока разработаны в соответствии с определенными уровнями развития учебной самостоятельности.
Существующее противоречие между внешней готовностью к учебной самостоятельности у младших школьников и внутренней возможностью ее реализации застави-
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12174.htm
КОНТ тнгтт
Санникова Н. Г. Развитие учебной самостоятельности младших школьников в процессе овладения связной письменной речью (на примере уроков русского языка) // Концепт. - 2012. - № 12 (де-
.Л^рошиш щрИа, кабрьОк-ги/'кО ?1 7!».-tmR L:-httrP;i/WWW
ART 12174 УДК 373.3:811.161.1 Эл № фс 77-49965. - issn 2304-120X.
ло разделить весь процесс развития самостоятельности на три последовательных стадии. Первая отражает низкий уровень учебной самостоятельности (репродуктивное воспроизведение). Цель первой стадии - научить выполнять учебные задания на основе образца (ДЕЛАЙ КАК Я). Вторая стадия отражает формирование среднего уровня учебной самостоятельности (операционные действия). На этом этапе необходимо научить встраивать способ действия (анализ, синтез, классификация и т. д.) в учебную деятельность, применить его в дальнейшем на новом материале тетради (ДЕЛАЙ САМ). На высоком уровне учебной самостоятельности (в творческой деятельности) задания позволяют научить ученика действовать, не задумываясь о способе действия, используя информационную базу рабочей тетради (ДЕЛАЙ ЛУЧШЕ МЕНЯ).
Рассмотрим примеры из рабочей тетради «Технология речевого творчества» по разным учебным темам 2-го класса.
Показатель учебной самостоятельности: способность к обнаружению учебной задачи и умению планировать свои действия.
Фрагмент рабочей тетради (рис. 2). В данном фрагменте урока показан низкий уровень учебной самостоятельности младших школьников (репродуктивное воспроизведение). Ученики с помощью наводящих вопросов учителя, выполняя определенные учебные действия, обнаруживают учебную задачу урока - узнать, что такое опорные слова, по опорным словам записать текст.
Выделить в тексте 5-9 опорных слов для учеников начальной школы - очень важное умение, необходимое для письменного воспроизведения авторского текста (изложения) или составления собственного (сочинения).
Осмысление самого понятия «опираться» происходит с опорой на жизненные ассоциации ребенка: «опереться на руку», «почувствовать помощь, опору», «использовать где-либо», «строить с опорой на что-либо»... Ведь в жизни человек совершает многие свои действия, поступки с опорой на что-либо. Например, при доказательстве теоремы мы опираемся на знание формул; при аргументации своего выбора ссылаемся на метод действия; при выстраивании своего стиля поведения опираемся на выбор моральных норм поведения семьи, школы, общества.
1. Прочитай слова.
бежала
баба хвостик мышка золотое
яичко курочка жили
Определи, из какой они сказки?____
Обведи слова, на которые ты опирался , чтобы понять, что
речь идет именно о русской народной сказке «Курочка Ряба». Сформулируй тему занятия, опираясь на выделенные слово.
Тема:,. I___________I I____слова___I
2. Зная тему, определи цель.
Цель:1)узнать, что такое I I С
2) учиться записывать текст по I
Рис. 2. Фрагмент рабочей тетради с низким уровнем учебной самостоятельности Показатель учебной самостоятельности: обобщение.
Новообразованием данного задания тетради является осмысление учащимися способа логического действия - анализа (рис. 3). (Анализ - мысленное или реальное разделение целостной структуры объекта на составные элементы с целью его познания.)
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12174.htm
КОНТ тнггт
Санникова Н. Г. Развитие учебной самостоятельности младших школьников в процессе овладения связной письменной речью (на примере уроков русского языка) // Концепт. - 2012. - № 12 (декабрь). - ART 12174 - 0,4 п. л. - URL: http://www.
J rm/Annk rii/k’nnrpnt/7
ART 12174
covenok.ru/koncept/2012/12174.htm. - Гос. рег. УДК 373.3:811.161.1 Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Рис. 3. Фрагмент рабочей тетради: обобщение
После совместных с учителем рассуждений учащиеся приходят к выводу, что опорные слова - это такие слова, которые передают основную мысль текста, отражают тему, служат опорой при передаче текста, обычно выделяют 5-9 опорных слов. Вывод фиксируется в таблице.
Этапы работы можно пошагово выразить в плане:
1. Что я изучаю? Зачем?
2. С какой точки зрения рассматриваю?
3. Какие части целого выделяю?
4. Что я узнал?
Следующая задача ученика - данный план учебных действий (способ действий) встроить в свою учебную деятельность и самостоятельно применить на новом материале, выполняя проблемно - поисковые задания.
Показатель учебной самостоятельности: способность к выбору.
Фрагмент рабочей тетради по теме «Структура текста» (рис. 4).
Познакомься с записью. С помощью таблицы расскажи, из каких структурных частей состоит текст.
Текст
Начало Основная часть Концовка
готовит к тому, о чём пойдёт речь дальше содержит главное содержит итог или отношение автора к событию
Рис. 4. Фрагмент рабочей тетради по теме «Структура текста»
Самостоятельные учебные действия ученика мы видим в следующем: с помощью исходной таблицы ученик ищет ответ на вопрос «Из каких структурных частей состоит текст?» В ответе перечисляет его составные части и описывает, что содержит каждая структурная часть текста.
Показатель учебной самостоятельности: сформированность речевых умений.
На следующем примере из рабочей тетради продемонстрируем развитие высокого уровня учебной самостоятельности (рис. 5). В творческой работе используется информационная база тетради.
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12174.htm
КОНТ тнггт
Санникова Н. Г. Развитие учебной самостоятельности младших школьников в процессе овладения связной письменной речью (на примере уроков русского языка) // Концепт. - 2012. - № 12 (де-
научно-методический электронный журнал кабрь). - А*т 12174. - 04 п. л. - и*1: ЬПр://««ж.
ДОТ 12174
УДК 373.3:811.161.1
Сочини сказку.
covenok.ru/koncept/2012/12174.htm. -Эл № ФС 77-49965. - ІББМ 2304-120Х.
Гос. рег.
5 [
1_ Прочитай
Пришла зима. Голодно и холодно стало в лесу. Однажды пришел к белочке волк, чтобы узнать, почему она не голодает зимой... Определи, какая часть текста записана?
2 Ответь на вопросы
• Что рассказала белочка волку о своих запасах?
• Что она могла посоветовать волку?
• Послушался ли волк белочку?
3. Какую часть текста можно придумать с помощью данных вопросов?
I н
Напиши несколько предложений.
4 Какая еще часть отсутствует в твоем тексте?
I I
Подумай, может ли быть разным завершение этой сказки, если существует русское народное выражение «голодный как волк»?
Рис. 5. Фрагмент рабочей тетради с высоким уровнем учебной самостоятельности
Самостоятельные действия ученика: определяют исходную часть текста -начало, составляют основную часть и концовку сказки, опираясь на материал тетради (вопросы, русское народное выражение).
При этом обозначают план своих действий с помощью стрелочек.
Прочитаю начало сказки отвечу на вопросы, составлю основную часть сказки опираясь на русское народное выражение, составлю концовку учитывая тему и основную мысль получившегося текста, придумаю заголовок [5].
Показатель учебной самостоятельности: способность к самоконтролю и рефлексии.
Тема урока: «План текста» (рис. 6) [6].
1. Составь план получившегося текста.
2. Проверь свой план и оцени его, заполнив таблицу.
Алгоритм оценки плана ответа Дэ Частично Нет
1. Проверь, всели главные смысловые части текста нашли отражение в плане.
2. Проверь, соответствуют ли пункты плана последовательности изложения текста.
3. Проверь, правильно ли графически оформлен план текста.
4. Можно ли, руководствуясь твоим планом, передать содержание текста?
5. Былоли тебе трудно выполнять работу?
6. Все ли хорошо у тебя получилось?
Рис. 6. Фрагмент тетради к уроку «План текста» ~ 6 ~
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12174.htm
Санникова Н. Г. Развитие учебной самостоятельности младших школьников в процессе овладения связной письменной речью (на примере уроков русского языка) // Концепт. - 2012. - № 12 (де-
ART 12174
V-UVCI I ГЧ. I U/ r\W I I и/ W-L Z-/ J.Z. J. / ~Г. IIII II .
УДК 373.3:811.161.1 Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
С помощью данной таблицы учащиеся самостоятельно проверяют и оценивают план составленного текста.
Посредством учебно-методического комплекта «Технология речевого творчества» ученики осваивают опыт работы над текстом в условиях «обучающей помощи» от «незнания к знанию», при котором прямое и непосредственное управления учителем учебной деятельностью младших школьников становится минимальной. Учатся поэтапно планировать свою учебную деятельность, самостоятельно реализовывают составленную программу по достижению поставленных целей, анализируют и оценивают успешность своей работы. Успешность педагогического управления данным процессом отражена в схеме (рис. 7).
Ссылки на источники
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М: Просвещение, 2010.
2. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 1998. - 288 с.
3. Бакулина Г. А. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. - Киров, 2000. - 221 с.
4. Калинина Н. В., Прохорова С. Ю. Учебная самостоятельность младших школьников: диагностика и развитие. - М: АРКТИ, 2008. - 80 с.
5. Щеголева Г. С. Уроки развития связной речи в начальной школе. - СПб.: Специальная литература, 1997.
6. Санникова Н. Г. Технология речевого творчества. Рабочая тетрадь. 2 класс. - Киров, 2010. - 64 с. Sannikova Natalia,
The primary school teacher of municipal educational independent authority «A Viatka orthodox gymnasium
for the sake of Saint Trifon Vyatskogo» the cities of Kirov.
Development of educational independence of younger school students in the course of mastering by coherent written speech (on an example of lessons of Russian)
Summary. Article is devoted to questions of development of educational independence of younger school students in the course of mastering by coherent written speech. The author presented model of formation of educational independence of younger school students which effectively acts at issn 2304-120X the expense of system of the educational tasks included in educational process of traditional school. Examples of tasks for development of educational independence from an author's educational and methodical set «Technology of speech creativity» are also given.
Keywords: educational independence, younger school student, educational and 9 772304 12oi28 methodical set «Technology of speech creativity».
Рецензент: Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала ««Концепт»
Рис. 7. Схема педагогического управления
977230412012812
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12174.htm