циативность и экономичность. Находчивость выражается тогда, когда человек способен найти несколько решений в трудной жизненной ситуации. Суть в том, что какой бы вопрос ни стоял, человек всегда готов найти подходящее решение. Из каждой проблемы находчивый человек найдет выход.
Задачи с экономическим содержанием хорошо развивают логическое мышление учеников, их возможности и умение найти решение. Такие задачи способствуют развитию экономичности и рассудительности [5]. Экономичность, как особенность, состоит в том, что владеющий ей человек, в состоянии выйти из определённых условий с минимальными расходами и издержками.
Рассудительность - это способность посмотреть в будущее, и, предугадав результаты своих действий, конкретно определять их итог. Способность быстро
Библиографический список
справляться со своими задачами - это динамическая оценка интеллекта, проявляющаяся в затраченном на это времени.
Задачи с экономическим содержанием нельзя причислить к легким задачам, так как они не легки в усвоении. Такие задачи учащиеся рассматривают ещё в 5-6 классе, но будучи уже старшеклассниками, они сдают ЕГЭ по математике, при этом одним заданием является как раз подобная задача [5].
Конечно, учитываются возрастные рамки, и сложность таких задач со временем возрастает.
Вопросы, относящиеся к экономическим задачам, дают возможность продемонстрировать обучающимся, что знания, полученные в ходе решения, применяются в обыденности.
1. Единый государственный экзамен по математике. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2018 года. Available at: www.fipi.ru
2. Открытый банк заданий ЕГЭ по математике. Available at: www.mathege.ru
3. Прояева И.В. Об организации компетентностно-ориентированного подхода самостоятельной работы бакалавров по математическим дисциплинам на технических специальностях ВО. Реализация компетентностного подхода в сфере инженерной подготовки (авторская монография), ООО АЭТЕРНА, 2017, Уфа: 101 - 16.
4. Прояева М.В. Математические модели в экономике: учебное пособие. Оренбург: ООО «Агенство «ПРЕССА», 2010.
5. Прояева И.В., Колобов А.Н., Применение интерактивных технологий в процессе подготовки к олимпиаде по математике. Мир науки, культуры и образования. 2017; 6 (67): 78 - 81.
References
1. Edinyj gosudarstvennyj 'ekzamen po matematike. Demonstracionnyj variant kontrol'nyh izmeritel'nyh materialov EG'E 2018 goda. Available at: www.fipi.ru
2. Otkrytyj bank zadanij EG'E po matematike. Available at: www.mathege.ru
3. Proyaeva I.V. Ob organizacii kompetentnostno-orientirovannogo podhoda samostoyatel'noj raboty bakalavrov po matematicheskim disciplinam na tehnicheskih special'nostyah VO. Realizaciya kompetentnostnogo podhoda v sfere inzhenernoj podgotovki (avtorskaya monografiya), OOO A'ETERNA, 2017, Ufa: 101 - 16.
4. Proyaeva M.V. Matematicheskie modeli v 'ekonomike: uchebnoe posobie. Orenburg: OOO "Agenstvo "PRESSA", 2010.
5. Proyaeva I.V., Kolobov A.N., Primenenie interaktivnyh tehnologij v processe podgotovki k olimpiade po matematike. Mir nauki, kul'tury iobrazovaniya. 2017; 6 (67): 78 - 81.
Статья поступила в редакцию 21.05.19
УДК 378.147
Fortunatov A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow University for the Humanities (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE DEVELOPMENT OF STUDENT SENSITIVITY TO THREATS AND UPDATING ITS NEEDS IN ENSURING ONE'S OWN SECURITY. The article is dedicated to detection of sensitivity to threats in university students. The relevance of the problem is due to the importance of identifying factors that determine the acceptance of people's positions of interaction: coercion, manipulation, non-violence and non-interference, which can be assessed from the point of view of security. The objective of the study is to identify the need for danger and security, motivation to succeed and avoid failure, risk appetite, sensitivity (sensitivity) to threats and the choice of adequate or inadequate ways to respond in situations of danger. The researchers use a questionnaire developed by V.G. Maralov, E.Yu. Malysheva, O.V. Smirnova, E.L. Perchenko and I.A. Tabunov to identify the sensitivity to threats. In total, 122 students of Moscow Humanitarian University and Cherepovets State University aged from 18 to 22 took part in the study. The study was conducted in 2018.
Key words: attitude to danger, sensitivity to threats, students.
А.А. Фортунатов, канд. пед. наук, доц., Московский гуманитарный университет, г. Москва. E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТА ВУЗА СЕНЗИТИВНОСТИ К УГРОЗАМ И АКТУАЛИЗАЦИИ ЕГО ПОТРЕБНОСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00151.
Статья посвящена вопросам выявления сензитивности к угрозам у студентов вузов. Актуальность проблемы обусловлена значимостью выявления факторов, обусловливающих принятие людьми позиций взаимодействия: принуждения, манипулирования, ненасилия и невмешательства, которые могут быть оценены с точки зрения безопасности. Цель исследования состояла в выявлении потребности в опасности и безопасности, мотивации достижения успеха и избегания неудач, склонности к риску, сензитивности (чувствительности) к угрозам и выбору адекватных или неадекватных способов реагирования в ситуациях опасности. Использовался опросник, разработанный В.П Мараловым, Е.Ю. Малышевой, О.В. Смирновой, Е.Л. Перченко и И.А. Табуновым на выявление сензитивности к угрозам. Всего в 2018 г в исследовании приняли участие 122 обучающихся АНО ВО «Московский гуманитарный университет» и ФПБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» в возрасте от 18 до 22 лет
Ключевые слова: отношение к опасностям; сензитивность к угрозам; студенты.
Введение
Исходя из анализа работ В.Г Маралова и В.А. Ситарова [1; 2; 3; 4], по-свящённых проблеме педагогики и психологии ненасилия, мы отмечаем, что основное значение в структуре личностной безопасности индивида придаётся особенностям его поведенческих реакций на опасность. Данные особенности оказывают влияние в целом и на отношение индивида ко всем остальным компонентам относящихся к поведенческим реакция на опасность. Попробуем разобраться в механизмах, лежащих в основе различия отношений людей к проявлениям опасности. Как отмечают вышеназванные авторы, основными видами реакции в данном процессе являются сензитивность к опасностям (чувствительность к угрозам) и способность выбора адекватных способ ответа на фоне возрастающих состояний стресса, тревоги и фрустрации, а также знанием того как проявляется действие того или иного угрожающего фактора.
Попробуем немного объяснить данный психологический процесс. В своей работе В.Г Маралов сензитивность к опасностям понимает, как умение индивида выделять из тех факторов (внутренних или внешних), которые на него оказывают
воздействие, те которые являются потенциально опасными для состояния его физического, социального, эмоционального и психологического благополучия, а также способных причинить вред его ближайшему окружению. Кроме того личность должна определить фактор, как представляющий угрозу, а также идентифицировать его отрицательную значимость (негативную валентность) и возможность его осуществления. Чем выше у человека сензитивность к угрозам, тем быстрее у него развивается тревога в ответ на воздействие негативного фактора, что в свою очередь способствует снижению вероятности того, что событие произойдет [5, с. 36]. Как показывает опыт проведённого нами исследования, по ген-дерному признаку имеются существенные отличия по уровню чувствительность к угрозам. У девушек данный вид сензитивности, как правило, в большей степени развит на среднем и высоком уровнях, а у юношей чаше на среднем и низком уровнях, и проявляется только при определённых условиях. Также следует отметить, что существует категория обучающихся, как женского, так и мужского пола, которые не в полной степени могут идентифицировать признаки опасности в связи, с чем попадают в разнообразные неприятные ситуации.
В качестве материалов, на которые мы опирались в процессе нашего исследования, выступили тексты заданий на выявление сензитивности (чувствительности) к угрозам (авторы В.П Маралов, Е.Ю. Малышева, О.В. Смирнова, Е.Л. Перченко, И.А. Табунов), бланки для тестирования [6]. Данный опросник состоит из 12 заданий, которые помогают смоделировать ситуации, максимально приближенные к жизни. В каждом из тестовых заданий содержится утверждение, а также приводится четыре возможных варианта ответа на него. Респонденту предлагается выбрать один ответ, который в большей степени отвечает его жизненной позиции по тому или иному вопросу. Выявленные в процессе ответа баллы суммируются, в результате чего получается сумма баллов, которые затем переводятся в стены. В процессе обработки выбираются варианты проявления личности чувствительности к угрозам, исходя из полученных баллов: 0 - не-сензитивная реакция; 1 - частично сензитивная реакция; 2 - ярко выраженная сензитивная реакция. Часть вопросов из теста направлена на выявление уровня чувствительности к угрозам физического благополучия и целостности организма, а другая - на диагностику психологического благополучия.
Проведённое ранее исследование показало низкий и средний уровень развития сенситивности у студентов (см. рисунок 1). Причём уровень развития сензитивности к угрозам у девушек гораздо выше, чем у юношей [7, с. 200].
В дальнейшем нами была проведена процедура соотнесения значений сензитивности к угрозам к тому или иному уровню. В процессе анализа полученные нами баллы переведены в стены, в результатечего у обучающихся были выявлены три уровня чувствительности к угрозам: 1-4 стена соответ-ствудя низкому увовню;3-6 стеноу относятся ксчернемзуезвню;Яч"|Сстеноу характерны для высокого уровня. Ниже рассмотрим характеристики данных урявпсй:
1. Низкий уровень. Для обучающегося данного уровня характерно неосоз-наниучого,что впсюцвосемсощесеячеуою и м деНснвуЧироссходит увелвчовие вероятности причинения вреда своему физическому, социальному и психологи-чевкоду бчюгочосувчю,чснкже якружавыям его люуум. Ю везультатечего вто-денты склоны не придавать большого значения вероятным опасностям.
2. Средний уровень. Данный уровень характеризуется пониманием обучающимся Еложнвшечвоузтрации, за сяет домкноамянюго ипуяенея,а налича в предсказания последствий своих и чужих возможных действий, особенностью постоянно са мосо юе|зшебитеоветусчю вроцессе анчл ича кек спзего, тдн ч ч^огы опыта. Всё это приводит к тому, что личность способна снизить вероятные риски, в оочдечсе
ситуаций.
ЗмВзюовивзро вень.Длясвуд а гипемреикв-ябоссосон ы
эмоциональной системы на самые безобидные происшествия, которые могут праиеходчточач свзм, так и о его ближаяшим оквзженимм. Эднчпосзбсыччст преувеличению потенциальной угрозы.
Изыoжювиeocнщвнoгымaнчpиaяо
Для повышения уровня чувствительности к угрозам, нами были разработаны задания. Прсведём пувмевы нeкоторыучзнвx,
Нами были выделены отрывки из известных отечественных и зарубежных произведений: сказки Шарля Перо «Красная шапочка»; рассказа Н. Носова
«Витя Малеев в школе и дома»; рассказа В. Полявкина «Никакой я горчицы не ел»; произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Из них необходимо было определить, в каком из них описываются ситуации, связанные с определением угрозы, возможностью избежать неприятности, попаданием в нелепую ситуацию и беспечностью.
Далее предлагалось обсудить отрывок и ответить на следующие вопросы:
- Назовите признаки, которые позволили вам отрывок из произведения отнести к ситуациям определения угрозы, возможностью избежать неприятности, попадания в нелепую ситуацию и беспечностью.
- По каким ещё признакам Вы можете определить ситуацию, которая может нести для вас угрозу?
- Получается ли у вас избегать неприятности и попадать в нелепую ситуацию и беспечностью? Что вы для этого делаете?
- Можете ли вы себя отнести к беспечному человеку? По каким признакам вы это определили?
- Предложите свой вариант окончания отрывков.
Затем студентам предлагалось ответить на вопросы опросника сензитивности к угрозам (авторы В.П Маралов, Е.Ю. Малышева, О.В. Смирнова, Е.Л. Перченко, И.А. Табунов).
Далее происходило обсуждение. Студентам предлагалось ответить на следующие вопросы:
- Получается лиувасопределить по выражениюлица человека, эмоции, которые он испытывает? Продемонстрируйте аудитории, какую-нибудь эмоцию и оопрос ите ррисугстиующих тюдать.чтт этоуа эмецио.
- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы попадали в нелепые ситуации? Урчвууитчериперы.
- Часто ли вы себя ведёте беспечно (неосторожно, не задумываются о по-слеуссвиохит.д.)Ч Пси водиые пуимчры.
- Поднимите руку, кто, отвечая на вопросы опросника, выразил полное свгласте сослодрющими ртверденсуми: «ОУщчясудоезнакомым человеком, мне трудно определить, представляет ли он для меня угрозу или нет». Как вы думаете, почему так происходит?
- Поднимите руку, кто, ответил, что чаще всего точно знает, представляет ли человек угрозу или нет. По каким признакам вам удается определить ргуозуу
- Поднимите руку, кто согласен с утверждениями: «Я умею находить у лю-дррсуаТахул.тслучнв исплъзрютх, решаиь своизадиси»; «Я способен тонко играть на чувствах других людей». Приведите примеры.
-Пврнимиче рук. кто ревтглувтнзттемиртуерлздениями. Приведите свои аргументы.
ы Свдлтмиое еркзусв чоложютлпьноответюл на следующие вопросы: «В соревновательной ситуации (например, в спорте) мне трудно определить, кям является для меня реальным соперником»; «Совершая то или иное неблаговидное действие или поступок, я могу предугадать, насколько это вредно оордзится нтмвомидвтвыче слиэмоцрвуаютнммблтгормлучии»; «Излишняя бдительность мне не свойственна, я живу по принципу: «Волков бояться - в лес не ходить»».
45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
Сензитивность к Сензитивность к Сензитивность к угрозам у угрозам у угрозам в целом
юношей девушек
I Высокий уровень Средний уровень I Низкий уровень
Рис.1.Уровни выраженностисензитавности к угрозам у студентов