4. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Кыргызской Республики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cbd.minjust. gov.kg/act/view /т-т/96691.
Развитие творческой деятельности учащихся в условиях лицейского образования Сулейман Ш.
Сулейман Шентурк /Suleiman Shenturk - кандидат педагогических наук, доцент, проректор, Международный университет Ататюрк-Алатоо, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы развития творческой деятельности учащихся на примере кыргызско-турецких лицеев. Предложены уровни и критерии оценки сформированности творческих способностей.
Abstract: the article discusses the development of creative activity in school students on the example of Kyrgyz-Turkish high - schools. The author presents possibilities for their creativity formation, its levels and evaluation criteria.
Ключевые слова: компетентность, творческая деятельность, творческая способность, уровень сформированности творческих способностей, критерии. Keywords: competence, creativity, creative ability, the level of formation of creative abilities, criteria.
Социально-экономическое преобразование в обществе, принятый курс системы образования Кыргызстана на обеспечение качества образования предполагает воспитание современного специалиста, способного по новому, творчески и самостоятельно применять полученные знания в решении различных социальных проблем. Данная задача созвучна с принятыми в последние годы в Кыргызской Республике нормативно -правовыми документами. В принятой «Концепции развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года» отмечено, что выпускники общеобразовательной школы обязаны овладеть ключевыми (информационной, социально-коммуникативной компетентностями и компетентностью разрешения проблем), а также предметными компетентностями на уровне, достаточном для продолжения обучения, либо выхода на рынок труда и принятия ответственности на себя как гражданина демократического государства [1]. В реализации задачи подготовки креативно мыслящего специалиста несомненный вклад вносят инновационные гимназии и лицеи, которые провозглашают идеи профильного обучения.
Целью профильного обучения является учет интереса и потребностей учащихся в процессе обучения на основе широкой реализации принципов дифференциации и индивидуализации обучения. В профильном обучении важным компонентом является развитие творческой деятельности обучаемых. По нашему мнению, именно в профильном обучении больше предоставляется возможности раскрыть потенциал обучаемых. В профильном обучении создаются благоприятные условия для раскрытия творческой возможности обучаемых.
В Википедии творчество характеризуется как процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового [2]. Творчество направлено на решение проблем или удовлетворение потребностей. Уникальность результата творчества является основным критерием, отличающим творчество от изготовления.
Поэтому творчество - это [там же]:
- деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
- создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других;
- процесс создания субъективных ценностей.
Вопросам развития творческих способностей учащихся посвящены исследования
B. К. Андреева, В. С. Библера, В. Л. Караковского, Г. Л. Каспаржака,
C. Ю. Курганова, А. Н. Лубельского и др. Творческие способности в обучении физике рассмотрены в работах В. Г. Разумовского, математике - В. А. Крутецкого, химии -Ю. В. Ходаковой и др. В Кыргызстане данной проблемой занимаются ведующие ученые И. Б. Бекбоев и Э. М. Мамбетакунов. Кроме этого, вопросы развития творческой деятельности учащихся, посредством решения нестандартных задач, рассмотрены в исследовании А. А. Касымова. Особенности формирования конструкторского мышления исследованы в работе Б. А. Касымбаева. Вопросами развития творческой деятельности в обучении школьных предметов занимаются Н. И. Ибраева, А. Т. Токтомаметов, М. А. Сатыбекова, Э. А. Байсеркеев и др.
Наше исследование посвящено выявлению возможностей кыргызско-турецких лицеев (КТЛ) в формировании и развитии творческих способностей учащихся. Кыргызско--турецкие лицеи в своей деятельности опираются на Закон Кыргызской Республики об образовании и совершенствуют условия для развития творчества учащихся. Для них характерны сочетание гуманистических и научно -интеллектуальных направлений в обучении. Это позволяет выбирать профиль обучения и в процессе обучения учащиеся приобретают как специальные, так и предметные знания.
Процесс обучения в Кыргызско-турецких лицеях отличается следующими особенностями [3; 4]:
- в 7 класс ученики принимаются путем конкурсного отбора;
- в первый год учащиеся проходят языковую подготовку;
- обучение проходит на четырех (английский, кыргызский, турецкий, русский) языках;
- в процессе обучения учащиеся свободно владеют четырьмя указанными языками;
- осуществляется периодический контроль и рейтинг учащихся в системе обучения КТЛ.
По нашему мнению, основная причина достижения КТЛ в развитии творческой деятельности личности заключается в активном вовлечении учащихся в процесс творческой деятельности. В нашем исследовании выявлено, что профилизация в КТЛ осуществляется с учетом следующих особенностей: 1) гуманитарный, физико-математический и химико-биологический профиль осуществляется преимущественно на английском языке; 2) в обучении учитываются возможности и потребности учащихся, для учителя создаются условия, учитываются также социокультурные особенности региона. Эти обстоятельства лучше благоприятствуют саморазвитию учащихся, самоопределению, приобщению их культурным ценностям, уважению обычаев и традиций своего народа и мировой цивилизации.
В исследовании было уделено особое внимание выявлению творческих способностей учащихся. С этой целью нами было проведено наблюдение над взаимодействием учащихся и учителей в учебном и внеучебном процессе. Сформированность у учащихся творческих способностей была выявлена в ходе выполнения ими творческих заданий, проектных работ.
На основе анализа теоретических работ и обобщения практики нами определены репродуктивный, имитационный, конструктивный и творческий уровни сформированности творческих способностей учащихся.
Репродуктиваный уровень. На этом уровне у учащихся наблюдается низкий уровень интеллектуального развития. Учащиеся знают только некоторые виды творческой деятельности, слабо развита их самостоятельность. Формирование
10
творческого опыта происходит медленно, учащиеся видят только прямой результат своей деятельности. Не сформированы способности к рефлексии, в групповой работе ученик занимает исполнительскую позицию.
Имитационный уровень. Развитие интеллекта находится на среднем уровне или выше среднего. Учащиеся могут находить причинно-следственную связь, способны анализировать и оценивать информацию. У них наблюдаются действия по постановке цели деятельности, но процесс организации деятельности и собственная позиция в познавательной деятельности слабые, недостаточно сформировано видение перспектив деятельности и путей их коррекции. В групповой деятельности ученик участвует в позиции эмоционально-действенной основы как исполнитель, но вносит вклад в работу группы.
Конструктивный уровень. Уровень развития интеллекта характеризуется как выше среднего или как высокий. Учащиеся могут увидеть проблему, поставить и доказывать гипотезу, могут выполнить частично поисковую деятельность. Они отличаются тем, что обладают дополнительными знаниями, способами деятельности. У них наблюдается устойчивый интерес. В выполнении деятельности у них обнаруживается собственная позиция, однако пути коррекции деятельности не всегда могут быть результативными. Учащиеся вносят организационно-практический вклад в работу группы, однако не могут взять на себя лидерские функции, наблюдается устойчивость отношений в режиме диалога.
Творческий уровень. Учащиеся видят проблему, определяют гипотезу, намечают пути решения проблемы, могут сформулировать выводы и итоги деятельности. В необходимой степени они овладевают знаниями и способами творческой деятельности. В такой творческой деятельности ярко выражена активность и самостоятельность ученика. Определяется цель деятельности и пути ее реализации. Перспективы работы и путей их реализации приводят к результативности решения проблем. Такие учащиеся критически относятся к опытам других, применяют нестандартные методы деятельности. Учащиеся организуют групповую работу на эмоционально-действенной основе, показывают опыт творческой деятельности на высоком уровне взаимоотношений.
Как видно из содержания уровней, все они взаимосвязаны, каждый последующий уровень обусловлен предыдущим, а переход от одного к другому позволяет оценить динамику развития творческой деятельности у учащихся. Основными критериями сформированности творческой деятельности служат следующие характеристики:
- мотивационная направленность на творческую деятельность;
- наличие познавательной потребности и любознательности;
- вовлеченность в творческую деятельность, в собственную исследовательскую активность;
- поисковая активность, новизна выполняемой работы;
- полнота выполнения исследовательской программы;
- степень рефлексии (осмысление собственного сознания и своих действий, самопознания, самооценки, самовыражения).
Литература
1. Концепция развития образования Кыргызской Республики до 2020 года [Текст].
Бишкек, 2012. С. 16.
2. Творчество. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://m.wikipedia.org/wiki/%D
0%A2%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0o/oB2o/o
D0%BE.
3. Сулейман Шентурк. Развитие творческих способностей учащихся в
инновационных школах [Текст]: автореф. ... дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 /
С. Шентурк. Бишкек, 2012. С. 27.
4. Орхан Инанды. Научно-педагогические основы формирования и развития лицейского образования в образовательных учреждения «Себат» [Текст]: автореф. ... дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. Инанды. Бишкек, 2010. С. 25.
Устойчивый учебно-познавательный интерес: теоретические
аспекты Костаева Т. В.
Костаева Татьяна Васильевна /Kostaeva Tatyana Vasilevna - кандидат педагогических наук,
доцент, заведующая кафедрой, кафедра математического образования, Саратовский областной институт развития образования, г. Саратов
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы теоретического осмысления феномена «интерес» на междисциплинарном уровне. Представлен анализ экскурса в историю развития данного понятия, обобщены и уточнены результаты исследований по учебно-познавательному интересу школьников. Определена специфическая природа устойчивого учебно-познавательного интереса, представлены его основные характеристические показатели.
Abstract: this article discusses the theoretical understanding of the phenomenon of 'interest' on an interdisciplinary level. The analysis of excursion into the history of this concept, summarized and clarified the results of research on teaching and cognitive interest of pupils. Identify the specific nature of sustainable educational and informative interest, presented its main characteristic exponents.
Ключевые слова: интерес, познавательный интерес, учебный интерес, учебно-познавательный интерес, устойчивый учебно-познавательный интерес. Keywords: interest, cognitive interest, learning interest, educational and cognitive interest, sustained training and educational interest.
Теоретическое осмысление понятия «устойчивый учебно-познавательный интерес» предопределяет проведение экскурса в историю развития данной проблемы в мировой научной литературе и уточнение ее понятийно-терминологического аппарата на междисциплинарном уровне.
Исторические границы научных исследований проблемы интереса охватывают достаточно широкий диапазон: уже в XVIII веке понятие интереса прочно вошло в круг исследований философского, психологического и педагогического содержания. Так, французские материалисты пытались обосновать уровень общественных отношений через осмысление интересов. В интересе они усматривали реальное основание моральных устоев, политических взглядов, общественного строя в целом, подчеркивая, что «если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса» [2, с. 34]. Гербарт И., выдающийся немецкий ученый, утверждал, что интерес есть источник жизни для человека, что функция интереса направлена на усвоение получаемых знаний, на возбуждение желания к дальнейшим занятиям, к дальнейшему самосовершенствованию [3].
Отметить, что проблема интереса достаточно широко представлена как в зарубежных, так и отечественных работах ученых-исследователей прошлого и настоящего времени, охватывая обширную область вариативных суждений. Тем не менее, нет устоявшейся единой точки зрения на сущность понятия интереса, на его назначение и роль в жизни и деятельности человека. При этом употребление понятия «интерес» столь многозначно, что подчас затруднительно понять, какой круг явлений и факторов охватывается этим понятием.
12