DOI 10.14526/01_1111_136 УДК 378+004 ББК 74.58+32.973
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ОСНОВЕ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ
Е.А. Фёдорова — кандидат педагогических наук, доцент В.Г. Шубович - доктор педагогических наук, профессор И.О. Петрищев - кандидат технических наук, доцент ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н.
Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия,
432700
E-mail: fedorovaulspu@gmail. com
Аннотация: Развитие творческой активности студента как будущего педагога позволяет решать задачи подготовки будущего учителя со сформированной методологической и исследовательской культурой, способного к социально-педагогической деятельности, преобразующей социокультурную сферу. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, анкетирование студентов, педагогический эксперимент, тестирование, математическая обработка материалов исследования. Материалы: модель развития творческой активности студентов средствами ТРИЗ-педагогики при изучении информатики, показатели и критерии, в соответствии с которыми определены уровни сформированности творческой активности студентов средствами ТРИЗ-педагогики. Результаты. В статье уточнено понятие «творческая активность» (творческая активность выражается в целенаправленном единстве мотивов и действий, характеризуется осознанным поиском творческих ситуаций, предполагает теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблемы). Сущность исследуемого феномена заключается во взаимосвязи и взаимодополнении составляющих компонентов творческой активности: мотивационного, операционного, эмоционального и креативного, выделенных на основе системного подхода); описаны педагогические условия, показатели и критерии развития творческой активности студентов средствами ТРИЗ-педагогики, описан педагогический эксперимент и его результаты. Заключение: Результаты исследования понятия «творческая активность» позволяют рационально выстраивать на практике логику продвижения студентов в процессе формирования компонентов, составляющих творческую активность, придавая им динамичность. Выявленные и апробированные педагогические условия, способствующие развитию творческой активности студентов, могут быть применены в практике работы учебных заведений разного уровня с учетом их специфики.
Ключевые слова: творческая активность, ТРИЗ-педагогика, творчество.
CREATIVE ACTIVITY DEVELOPMENT OF STUDENTS FROM PHYSICAL CULTURE AND SPORTS FACULTY ON THE BASIS OF TRIZ-PEDAGOGY
Ekaterina A. Fedorova — candidate of pedagogics, associate professor Valeri G. Shubovich - doctor of pedagogics, professor Igor O. Petrishchev - candidate of technical sciences, associate professor Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia
E-mail: [email protected]
Annotation: Student's creative activity development as the future teacher helps to solve the problems of a future teacher training with a formed methodological and research culture, who is able to fulfill social-pedagogical activity, which transforms social-cultural sphere. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, survey among students, pedagogical experiment, testing, mathematical handling of the research materials. Materials: students' creative activity development model by means of TRIZ-pedagogics ("TRIZ" is the (Russian) acronym for the "Theory of Inventive Problems Solving.") while studying Informatics, indices and the criteria in accordance with which the formation levels of students' creative activity are determined by means of TRIZ-pedagogics. Results. The article specifies the notion "creative activity" (creative activity is presented as a purposeful unity of the motives and actions, is characterized by a realized search for creative situations, provides theoretical understanding of knowledge, independent search for the problem solution). The essence of the studied phenomenon is in interconnection and complementarity of the components of creative activity: motivational, operational, emotional and creative ones, determined on the basis of a system approach; pedagogical conditions, indices and the criteria of students' creative activity development by means of TRIZ-pedagogics are described; pedagogical experiment and its results are presented. Conclusion: The results of the notion "creative activity " study help to build rationally in practice the logics of students' development in the process of the components formation, which form creative activity, giving them dynamics. The revealed and approved pedagogical conditions, which provide students' creative activity development, can be used in practice in the work of educational establishments of different level, taking into consideration their specificity. Keywords: creative activity, TRIZ-pedagogics, creativity.
Введение. Творчеству как одному из важнейших компонентов человеческой деятельности отводится первостепенная роль в различных социально значимых сферах общественной жизни. К настоящему времени немало внимания уделено анализу художественного, научно-технического, интеллектуального
творчества. Проявляется интерес к творчеству педагогов. Однако сфера спорта, включая спортивно-
педагогический процесс в качестве его сущностного звена, освещается с позиций творчества в единичных работах. В то же время потребности общества в подготовке личности, способной успешно
встраиваться в него (социализироваться), состоят в формировании не только понимания изучаемого материала, развития творческого мышления, развития критического мышления,
преимущественного развития
способностей, имеющихся от природы, развития коммуникативных способностей,
формирования экономического и экологического мышления, гражданского сознания и др., но и ряда других качеств, среди которых важнейшее значение имеют творческие качества, состоящие в умении решать проблемные задачи в различных областях деятельности.
Творческая активность -устойчивое интегративное качество, одновременно присущее и самой личности, и ее деятельности, выражающееся в целенаправленном единстве мотивов и действий, характеризующееся осознанным поиском творческих ситуаций. Она предполагает теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблемы.
Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к
самообразованию, настойчивость в достижении цели. В целостном
педагогическом процессе формирование творческой активности -необходимое условие разностороннего развития личности.
Существуют различные пути развития творческой активности, одним из которых является ТРИЗ-педагогика. Большинство практически
осуществляемых инноваций, связанных с ТРИЗ-теорией решения изобретательских задач, имеют место в дошкольном и, в меньшей мере, в среднем общем образовании, охватывают лишь учебные занятия, при этом не разработаны вопросы их возможного распространения на другие виды занятий, на другие виды образования.
Сложившаяся к настоящему времени практика организации учебной деятельности студентов по-прежнему сохраняет ориентацию на знаниевую, ассоциативную парадигму обучения, ориентированную на формирование «усредненного» педагога, не
вооруженного желаниями и умениями самостоятельного поиска, способами и средствами деятельности
исследовательского, творческого
характера. Развитие творческой активности студента как будущего педагога позволяет решать задачи подготовки будущего учителя со сформированной методологической и исследовательской культурой, способного к социально-педагогической деятельности, преобразующей социокультурную сферу.
Исходя из особенностей
составляющих компонентов творческой активности студентов, выделяются следующие педагогические условия, обеспечивающие развитие творческой активности: соблюдение принципа системности в проведении учебных занятий; последовательный переход от накопления впечатлений и фактов, освоения знаний и умений к их реализации в творческой деятельности; включение студентов в продуктивные формы творческой деятельности; применение педагогических технологий,
адаптированных под формирование навыков творческой деятельности в соответствии с требованиями системного мышления.
Согласно рассмотренному ранее представлению о творческой активности личности как единстве четырех компонентов, можно выделить основные показатели, критерии и диагностируемые признаки показателей сформированности данного феномена у студентов. При выборе показателей, характеризующих четыре группы критериев, используются показатели, используемые в общей психологии (М. Воллах, Дж. Гилфорд, Н. Коган, Э. П. Торренс), и результаты исследований В. И. Андреева, Д Н. П. Алешаевой,. Б. Богоявленской, В. И. Коротяева, Н. Д. Левитова, Я. И. Пономарева, Н. В. Тупаревой Е. Л. Яковлевой.
Определяя критерии творческой активности, следует руководствоваться ее сущностной характеристикой и
положениями критериального подхода (критерии должны фиксировать деятельное состояние субъекта, нести информацию о самостоятельном характере деятельности, о мотивах и отношении к ее выполнению).
Теоретическое обоснование
критериев и показателей творческой активности позволяет на практике диагностировать уровни его реального развития у студентов [4]. Выделенные показатели были сведены к диагностируемым признакам творческих свойств. Затем были подобраны и адаптированы соответствующие методики диагностирования для каждого компонента творческой активности студентов [5, 6].
Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к
самообразованию, настойчивость в достижении цели.
В целостном педагогическом процессе формирование творческой
активности - это необходимое условие разностороннего развития личности.
Анализ различных подходов позволил выделить следующие
показатели сформированности
творческой активности студентов в процессе обучения:
1. Интерес к деятельности на учебных занятиях.
2. Способность к фантазированию, воображению и моделированию.
3. Качества догадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах.
4. Приподнятое эмоциональное состояние в процессе работы.
5. Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества.
6. Стремление к оригинальности.
7. Самостоятельность в работе.
8. Умение преодолевать возникшие трудности. [2]
На основании этих показателей мы определили три уровня
сформированности творческой
активности студентов [4].
Низкий уровень творческой активности - отсутствует потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Познавательный интерес носит занимательный характер. Студент не стремится к самостоятельному
оригинальному выполнению работ творческого характера, не проявляет высокой умственной активности, склонен к репродуктивной деятельности. От заданий на перенос знаний, умений в новые ситуации отказывается.
Практически не применяет приемов самоконтроля. При возникновении трудностей у студента преобладают отрицательные эмоции. Он не готов преодолевать трудности в поисках ответа на вопрос.
Средний уровень творческой активности - потребность в пополнении знаний, умений и навыков проявляется редко. Познавательный интерес
непостоянен, ситуативен. Студент со средним уровнем творческой активности стремится к выполнению заданий нестандартного характера, но выполнить их самостоятельно может редко, ему необходима помощь преподавателя. Он может находить новые способы или преобразовывать известные ему, предлагать свои идеи, при сильной заинтересованности осуществляет поиск нового решения. Самостоятельно осуществлять самоконтроль не может. Преодолевает трудности только в группе или с помощью преподавателя. В случае получения искомого результата испытывает радость. Недостаточно высокий уровень творческой активности -потребность в пополнении знаний, умений и навыков проявляется часто. Познавательный интерес широк, но неустойчив. Интерес к творческой деятельности часто проявляется на высоком уровне. Сильно развито стремление к самостоятельному, оригинальному выполнению работ творческого характера. Студент проявляет достаточную умственную активность, способен осуществлять широкий перенос знаний, умений в новые ситуации. Самоконтроль присутствует на всех этапах деятельности. При неудачах часто останавливается на полпути, хотя вполне может преодолеть возникшие трудности. Не всегда доводит начатую работу до конца. Охотно берется за выполнение любого творческого задания, при удачном решении которого испытывает радость. Принимает поддержку или помощь со стороны.
Высокий уровень творческой активности - студент стремится постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и навыков, проявляет устойчивый познавательный интерес. Всегда самостоятелен в выполнении работ творческого характера. Часто предлагает оригинальные решения. Поиск ответа на нестандартные задания, как правило, завершается успешно. Студент с высоким уровнем творческой активности проявляет
высокую умственную активность, у него хорошо развита способность осуществлять самоконтроль.
Такое понимание уровней творческой активности студентов в обобщенном виде показывает не просто деятельностное состояние индивида, но и связанную с ним сформированность личностных качеств, проявляемых в этой деятельности. [2,3]
Анализ теоретических положений позволяет утверждать, что творческая активность включена в различные виды деятельности, способы
жизнеосуществления, формы поведения, причем в целостной структуре активности она представляет «верхний слой», базируясь на физиологической,
физической и психической активности индивида. В свою очередь, творческая активность включает в свою структуру все типы активности, выражающие характер взаимодействия с объектами. Это и поисковая активность, направленная на обнаружение способов преобразования,
(перекомбинированию элементов
реальности всегда предшествует их воспроизведение), и деструкция как вид активности, связанный с аналитическим этапом творчества, и собственно преобразующе-продуктивная активность.
[1, 7].
Анализ результатов
экспериментального исследования уровня развития творческой активности студентов экспериментальной и контрольной групп показал, что в начале эксперимента уровень творческой активности
существенно не различался. В конце эксперимента у студентов контрольной группы качество рассматриваемого феномена изменилось в сторону понижения его уровня в пределах 1,4% (среднее значение для высокого и среднего уровня); у студентов экспериментальной группы увеличение произошло на 7,36% для высокого уровня и на 9,73% - для среднего уровня. Результаты развития творческой активности студентов представлены в таблице 1.
репродуктивная активность
Таблица 1 - Уровни развития творческой активности студентов (количество и процент)
Группы обучающихся
Уровни ЭГ КГ
начало эксперимента конец эксперимента начало эксперимента конец эксперимента
кол. % кол. % кол. % кол. %
Высокий 32 17,92 46 25,28 13 18,06 12 17,01
Средний 69 38,33 87 48,06 29 40,63 28 38,89
Низкий 79 43,75 48 26,67 30 41,32 32 44,10
Для большей наглядности полученные результаты продемонстрируем на диаграмме (рисунок 1).
60 п
50
§ 40
Б 30 ns
за
о 20 о
' 10
0
О Высокий О Средний О Низкий
Рисунок 1 - Уровни развития творческой активности студентов
Заключение. Перед
преподавательским коллективом вуза должна стоять приоритетная задача -реализация принципов ТРИЗ-педагогики, педагогики саморазвития и педагогики сотрудничества, которые осуществляются при таком педагогическом воздействии, когда свободное субъект-субъектное развивающее общение выстраивается от воспитуемого, от его индивидуального опыта, ценностей, мотивации,
потребностей, вкусов, склонностей и способностей. Таким образом, проблему развития творческой активности необходимо рассматривать с позиции гуманизации всей системы образования, основываясь на таких принципах, как принцип гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса, принцип развития креативности мышления, принимая во внимание индивидуальные особенности обучающихся, принцип педагогической поддержки.
Литература
1. Астраханцева, И. В. Формирование навыков практической экологической деятельности как ведущий фактор приобщения к экологическому образу жизни / И. В. Астраханцева, А. В. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - Т. 1. - № 1 (38). - С. 121-128. ЬЦр://еПЪгагу.ги/йет.а8р?1а=25752261.
2. Едышев, Д. В. Условия повышения эффективности культурно-досуговой деятельности студентов / Д. В. Едышев, А. В. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и
спорта. - 2015. - Т. 3. - № 1-36 (36). - С. 38-45. Шр://еИЬгагу.ги/йет.а5р?1а=25373009
3. Костюнина, Н. Ю. Развитие творческой активности студентов педагогических вузов средствами ТРИЗ-технологий / Н. Ю. Костюнина // Перспективы развития науки и образования : Сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., 31 января 2014 г. - Тамбов, 2014. - С. 65-68.
4. Федорова, Е. А. Развитие творческой активности студентов с помощью технологий ТРИЗ-педагогики / Е. А. Федорова // Информатика и образование. - 2009. - № 2. - С. 110-111.
5. Федорова, Е. А. Информатика и ТРИЗ-педагогика: инструменты решения задач / Е. А. Федорова // Информационные технологии в образовании : материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф., 30 апреля 2011 г.; под ред. Ю. И. Титаренко. -Ульяновск, 2014. - С. 126-130.
6. Шубович, В. Г. Методика использования кластерного анализа для решения задачи классификации объектов. / В. Г. Шубович, Н. С. Знаенко // Научно-технический сборник. Ульяновский филиал ВАТТ. - Ульяновск, 2000. С. 89-96.
7. Шубович, В. Г. Анализ методов оценки профессиональных компетенций / В. Г. Шубович, А.Н. Аленова // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 2 (22). - С. 75-78.
8. Шубович, В. Г. Использование технологии обучения в сотрудничестве как средство развития самостоятельности / В. Г. Шубович, Н. С. Знаенко, В.В. Капитанчук // Военно-теоретический труд / Ульяновск, 2004.
9. Шубович, В. Г. Методологические основы формирования содержания профессионального образования в современных условиях / В. Г. Шубович // Информационные технологии в образовании. Материалы
Международной научно-практической
конференции. Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова. -2011. - С. 213-217.
References
1. Astrakhantseva I. V., Nazarenko A.V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2016, Volume 1, No. 1 (38), pp. 121-128. http://journal-science.org/ru/ DOI: 10.14526/01_1111_87.
2. Edyshev D. V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, Volume. 3, No. 1-36 (36), pp. 38-45. http://iournal-science.org/ru/ DOI: 10.14526/01_1111_27.
3. Kostyunina N. Y. Perspektivy razvitiya nauki i obrazovaniya [Prospects of science and education development], Scientific articles collection on the materials of the International scientific-practical conference, January, 31, 2014, Tambov, 2014, pp. 6568.
4. Fedorova Е. А. Informatika i obrazovanie, 2009, No. 2, pp. 110-111.
5. Fedorova Е. A. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii [Information technologies in education], materials of the International
Подано: 16.08.2016 г. Принято: 19.08.2016г.
correspondence scientific-practical conference, April, 30, 2011; under edition of Y.I. Titarenko, Ulyanovsk, 2014, pp. 126-130.
6. Shubovich V. G., Znaenko N. S. Nauchno-tekhnicheskii sbornik. Ul'yanovskii filial VATT [Scientific and technical collection. Ulyanovsk branch of the Military Academy of Home front and Transport], Ulyanovsk, 2000, pp. 89-96.
7. Shubovich V. G., Alenova A.N. Gumanitarnye nauki i obrazovanie, 2015, No. 2 (22), pp. 75-78.
8. Shubovich V. G., Znayenko N. S., Kapitanchuk V. V. Ispol'zovanie tekhnologii obucheniya v sotrudnichestve kak sredstvo razvitiya samostoyatel'nosti [The technology of teaching use in cooperation as independence development tool], Ulyanovsk, 2004.
9. Shubovich V. G. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii [Information technologies in education], Materials of the International scientific-practical conference. Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 2011, pp. 213217.
Екатерина Александровна Фёдорова - кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия,432700, E-mail: fedorovaulspu@gmail. com
Валерий Геннадьевич Шубович - доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия,432700 Игорь Олегович Петрищев - кандидат технических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700