чтобы группа стала коллективом...
Г. В. Гусева, мастер производственного обучения, ПУ № 2, г. Прокопьевск
Каждая группа - это потенциальный коллектив, а для того, чтобы стать реальным, действующим коллективом, надо поработать.
Хорошо зарекомендовавшие себя варианты стимулирования процесса становления группового коллектива:
- включение группы в подготовку и реализацию общеучилищных дел, акций, событий,
- организация и проведение коллективно-творческих дел внутри группы,
- целенаправленная работа с лидерами группы, предполагающая объединение их в общеучилищный актив и развитие на этой основе лидерской культуры,
- организация группового соревнования в группе,
- организация самоуправления и системы поручений в группе,
- формирование своеобразной субкультуры группы (обычаев, традиций).
На примере моей группы расскажу о делах, запомнившихся ребятам, и работающих на сплочение группы. Мы с учащимися проводили профориентационную работу не только в закреплённой за нами школе, но и в детском доме. Агитбригада группы представляла свою профессию, показывала, как можно красиво накрыть стол, вырезать цветы из овощей и составить композицию, затем предлагала попробовать справиться с заданием воспитанникам и работникам детского дома. Они заинтересованно пытались всё повторять, это им очень понравилось, нас попросили приезжать в гости почаще.
Также мы принимали активное участие в городской акции «Пришло твоё время», во время которой проводились интересные конкурсы, спортивные мероприятия. Мы получили грамоту от администрации города за активное участие в областной молодёжной акции «В позитиве».
Поход всей группой в театр или кинотеатр тоже может стать значимым событием. После просмотра желательно вместе с учащимися обсудить заинтересовавшие ребят спектакли или кинофильмы, выбрать наиболее предпочтительный для следующего совместного просмотра вариант. Можно организовать встречу с актерами, продумать волнующие ребят вопросы, которые можно задать, поделиться своими впечатлениями, договориться об экскурсии в «театральное закулисье», выполнить творческие работы после просмотра и т. д.
Наша группа принимала активное участие в общеучилищном конкурсе «Месячник русской культуры», где заняла первое место. Нам предложили съездить со своим спектаклем в детский дом № 5. Учащихся очень заинтересовало это предложение, они провели генеральную репетицию и выступили перед маленькими зрителями, затем провели конкурсы среди детей и вручили им подарки. Учащиеся напечатали фотографии участников спектакля и детей, которые принимали участие в конкурсах, и подарили их вместе со сценарием спектакля детскому дому. Все остались довольны: и учащиеся, которых тепло встретили в детском доме, и ребята, которым понравился спектакль.
развитие творческой активности студентов
Е. А. Пехтерева, заместитель директора по воспитательной работе ГОУ СПО «Мариинский лесотехнический техникум»
Результат работы любого педагогического коллектива - в делах его выпускников. Невозможно перечислить всех руководителей предприятий, цехов, научных работников, передовиков производства, которые первые профессиональные шаги делали в нашем техникуме! Отрадно, что наши ребята реализуют себя и в творческом плане, и педагогический коллектив это стимулирует. Мы считаем, что образовательная среда техникума должна способствовать формированию креативной, инициативной личности выпускника.
Большой популярностью среди наших студентов пользуются клуб КВН, творческая молодежная студия «Мы зажигаем звезды», вокальная студия «Омега»,
вокально-инструментальный ансамбль «Движение», театральная студия «Пилигрим», студия брейк-данса и студенческий спортивный клуб «Союз». Творческие студии активно участвуют в общественной жизни города и области, являются победителями и призерами многих конкурсов. Команда КВН «Дети понедельника» в апреле 2007 года стала обладателем премии «Гран-при» в музыкальном фестивале между ОУ СПО области. Созданная в сентябре 2007 года новая молодая команда «Дубль» также успешно зарекомендовала себя: I место в 1/4 финала городской лиги и лиги г. Березовского; II место в финале городской лиги, в феврале 2008 года - III место в музыкальном фестивале между ОУ СПО области, диплом за лучшую шутку. В этом учебном году ребята продолжают успешно выступать в Кемеровской студенческой лиге КВН, вышли в 1/4 финала, в городской лиге в 1/4 финала заняли I место (по всем трем выступлениям судьи поставили наивысшие баллы).
Особое внимание студенты уделяют подготовке к фестивалям «Первый снег» и «Студенческая весна». Неоднократно управление молодежной политики и спорта администрации города награждало наших ребят за активное участие в проведении не только вну-тритехникумовского, но и городского фестиваля «Первый снег». Этот год не исключение, мы снова лучшие среди учреждений СПО города!
Мы гордимся своими достижениями в фестивале «Студенческая весна»: 2007 год - I, II место в городском фестивале в номинации «Оригинальный номер» за танцевальные композиции «Иллюзия ночи» и «Девушка-змея»; на областном фестивале - III место за показ моделей «Зимние забавы».
Результаты участия в фестивале «Студенческая весна - 2008» еще лучше! Городской фестиваль: 3 диплома I степени, диплом II степени за театр моды «Легенда», 4 диплома лауреатов в номинации «Оригинальный номер», приз зрительских симпатий в номинации «Восточный танец». В апреле 2008 года нам снова выпала честь представлять наш город на областном фестивале. Сразу в двух номинациях - «Эстрадный вокал» и «Театр моды» - мы получили дипломы I степени!
В последнее время много внимания стало уделяться социальному проектированию. Стратегия государственной молодежной политики направлена на внедрение социального проектирования в профессиональные образовательные учреждения. Развивается это направление деятельности и в нашем техникуме. Студентка Екатерина Паршинцева за проект творческой молодежной студии «Мы зажигаем звезды» получила грант Губернатора Кемеровской области А. Г. Тулеева!
Далеко за пределами Мариинска известен наш вокально-инструментальный ансамбль «Движение», который в январе 2008 года отметил свой 5-летний юби-
лей. Это единственная в городе группа, исполняющая песни только собственного сочинения и не приемлющая фонограммы. Ребята неоднократно принимали участие в фестивалях живой и рок-музыки в Красноярске, Томске, Кемерове, Мысках, Анжеро-Судженске и других городах. У наших музыкантов стало доброй традицией давать благотворительные концерты в реабилитационном центре для детей-инвалидов, в учреждениях исполнения наказания для осужденных. Очень тепло и радостно встречают их зрители.
Во внеучебное время студенты активно участвуют в городских и областных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях, занимая призовые места. Сегодня каждый третий наш студент занимается спортом. Работают 15 секций: волейбол, баскетбол, настольный теннис, легкая атлетика, бадминтон, гиревой спорт и другие. За последние годы подготовлено 4 мастера спорта, 26 кандидатов в мастера спорта, 53 перворазрядника. В техникуме проводятся осенний кросс, Дни здоровья и спорта, круглогодичная внутри-техникумовская спартакиада и военно-спортивные мероприятия. В 2007/2008 учебном году наши спортсмены 4 раза занимали I, II и III места в соревнованиях между учреждениями СПО города, выиграли кубок города по настольному теннису, чемпионат города по волейболу (девушки), легкоатлетическую эстафету, посвященную Дню Победы. Успешно выступили и на областном уровне, заняв II место по легкой атлетике и V место по волейболу (юноши).
Пример нашим спортсменам показывает спортивная команда преподавателей техникума во главе с директором, неоднократно занимающая призовые места в соревнованиях между ССУЗами. Студенты являются постоянными болельщиками команды преподавателей. В феврале 2009 года состоялась очередная спартакиада Сибири и Дальнего Востока среди преподавателей учебных заведений лесного комплекса России, и мы выступили на ней достойно.
Большую роль в стимулировании студентов вести активную творческую жизнь оказывает система поощрений. В нашем техникуме постоянно изыскиваются средства на культурно-массовую и спортивно-оздоровительную работу, на поощрение студентов за активное участие во внеучебной деятельности. В настоящее время за активную работу наши ребята получают материальную помощь от администрации техникума, именную стипендию главы Мариинского района, Чи-вилихинскую, губернаторскую, правительственную стипендии. Ежегодно они приглашаются на губернаторский прием, награждаются поездками в Арабские Эмираты.
Мариинский лесотехникум - единственное в области учебное заведение, которое около 10 лет оказывает образовательные услуги, обменивается опытом и культурным наследием с Монгольской Народной Республикой. Студенты из Монголии не менее актив-
но принимают участие в общественной жизни техникума: занимаются в спортивных секциях, студии современного танца. В этом учебном году на общетехни-кумовском и городском фестивалях «Первый снег» танцевальный номер и исполнение песни на монгольском языке были с особой теплотой приняты зрителями.
Особая наша гордость - создание высокохудожественных изделий из древесины и бересты.
Мастера и студенты занимаются проектированием авторской мебели, расчетами деревянных конструкций для интерьеров, создают дизайн-проекты домов и квартир, для которых изготавливают мебель, разрабатывают собственные технологии обработки дерева и изготовления деревянных конструкций, выполняют эксклюзивные виды работ, используя комбинации дерева, стекла и металла, практикуют изготовление цветной деревянной мебели.
Кроме обязательной программы студенты занимаются декоративно-прикладным искусством. Художники творчески перерабатывают формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки. Берестяные туеса, картины, бочонки и кружки, сделанные мастерами нашего техникума, - яркое тому подтверждение. В мае 2008 года в кемеровском легкоатлетическом манеже прошла X Международная выставка-ярмарка «Лесдревпром» и «Экспомебель», организованная Кузбасской выставочной компанией «Экспо-Сибирь». На выставке были представлены лучшие работы наших студентов. Авторитетная экспертная комиссия Кузбасской выставочной компании «Экспо-Сибирь» в одной из номинаций наградила наших студентов дипломом и золотой медалью.
Развитие творческих способностей способствует востребованности выпускников техникума на рынке труда.
Есть идея!
роль молодежного видеозала в воспитании учащихся
Ю. Н. Доможиров, программист ПЛ № 18, г. Березовский
Что смотрят наши воспитанники на экранах телевизоров, кинотеатров? Как они отбирают видеофильмы для просмотра? Кто им в этом помогает?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели анкетирование среди учащихся лицея № 18. Среди любимых фильмов оказались «Блэйд», «Терминатор», «Другой мир» (85 %). Только 15 % ребят назвали отечественные фильмы: «Адмирал», «Мы из будущего», «Ирония Судьбы. Продолжение».
Каким образом фильмы попадают в поле зрения юношества? «Смотрю все фильмы, которые показывают», «Посоветовала подруга (друг)», «Заинтересовала реклама» - вот типичные ответы. О рекомендации педагогов упомянули единицы респондентов. Почему?
Сегодня среди преподавателей распространены две диаметрально противоположные точки зрения на кино и видеофильмы. Сторонники первой искренне убеждены, что просмотр кино ничему плохому научить не может. Сторонники другой точки зрения более категоричны: воспитательным эффектом, по их мнению, обладают фильмы, где есть прямая, как в басне, дидактика, художественная сторона кинопроизведения ими во внимание не принимается.
Надежды на то, что ребята сами отличат хороший фильм от плохого, к сожалению, не всегда оправдываются. Друзья (подруги), которые подсказывают, какой фильм стоит посмотреть, и с которыми обсужда-
ется увиденное, вряд ли могут рассматриваться как знающие консультанты. Администраторы кинотеатров, оформляя фасадные афиши, думают прежде всего о финансовом плане, а не о высокохудожественных лентах. Вот образцы афиш: «На экране детектив: убийство, поджог, стрельба, ограбление», «Помимо остросюжетной, фильм обыгрывает экзотическую атмосферу разбойничьих страстей, демонстрирует эффектные пейзажи», «Картина возвращает нас в авантюрную стихию юношеских книг про пиратов и роковую любовь». Как видим, приманок для молодого зрителя расставлено предостаточно. Уж кто-кто, а прокатчики в них разбираются, ведь задачу формирования художественного вкуса они своей не считают. Журнальная периодика тоже больше заботится о рекламе, чем о формировании художественных вкусов своих зрителей. Поэтому так редко можно встретить статьи аналитического характера о новых фильмах.
Еще один серьезный недостаток печатных СМИ -отсутствие обратной связи со зрителями. А юношество, по утверждениям психологов, непосредственное общение как вид человеческой деятельности ставит на первое место. Ребятам интересно после просмотра заинтересовавшего их фильма обменяться своими впечатлениями. Кто же чаще всего бывает в таких случаях их собеседником? В девяти из десяти случаев - сверстники, которые сами в большинстве своем не обладают художественным опытом, поэтому спо-