известия вгпу
22. Modernizacija pedagogicheskogo obrazova-nija v innovacionnom prostranstve federal'nogo universiteta: monografija / pod red. E.V. Bondarevskoj. Rostov n/D., 2012.
23. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vtorogo pokolenija. URL: http://mosmetod. ru/metodicheskoe-prostranstvo.
"Russianness" as the basic paradigm of a culture man
There is analyzed the notion "culture man" taking into consideration the Russian cultural and pedagogic tradition. As the example there is considered the educational potential of the pedagogy of the Cossacks, which emphasizes the cross-scientific paradigm of the "Russianness".
Key words: tradition, "Russianness", a culture man, pedagogy of the Cossacks, culture of the Cossacks, Russian education.
(Статья поступила в редакцию 20.01.2016)
Е.Л. ПИРОЖЕНКО, В.В. АБРАУХОВА (Ростов-на-Дону)
развитие творческого потенциала педагога в инновационном пространстве учреждения дополнительного образования
Научно обоснованы понятия «инновация», «творческий потенциал». Выявлены особенности и раскрыты компоненты профессии «Педагог дополнительного образования». Обозначены условия эффективности форм организации методического сопровождения профессионального мастерства педагогов в инновационном пространстве учреждения дополнительного образования.
Ключевые слова: творческий потенциал, инновационное пространство, педагог дополнительного образования, формы методического сопровождения.
Современное состояние российского общества характеризуется активным внедрением инноваций во все сферы экономической, политической и социальной жизни. Стреми-
тельно меняются социальные установки и требования к организации образовательного процесса, определяются новые концептуальные подходы к построению всей сферы образования, происходит реорганизация функциональных компонентов педагогической деятельности. В условиях происходящих изменений предъявляются высокие требования к профессиональным знаниям, умениям и навыкам специалиста, уровню его личностного саморазвития и творческой самореализации в практической деятельности. Профессиональный стандарт педагога определяет единый подход к профессиональным компетенциям специалистов и призван раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию. Значимым положением для образовательных учреждений является возможность дополнения профессионального стандарта внутренним стандартом образовательного учреждения в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ [12].
Ценностный статус дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества закреплен в Концепции развития дополнительного образования детей [7], что стало определяющим условием реализации кадровой политики учреждений дополнительного образования.
Прогрессивное начало, по сравнению со сложившимися традициями, является главным показателем инновационного развития учреждения. Инновация (от лат. ш - в, по\и - новый) в философском, социально-психологическом и культурологическом аспектах обозначает нововведение, новшество, порождающее значимые изменения способов, механизмов, результатов и содержания самой деятельности [1]. В педагогической науке инновации определяются прогрессивным изменением отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом [10]. Инновационное образовательное пространство нами рассматривается как ряд определенным образом связанных между собой условий, которые способны оказывать влияние на участников образовательного процесса. Содержание инновационного образовательного пространства учреждения характеризуется конкретизацией смыслообразующих задач, свободой выбора образовательных программ, практико-ориентированной направленностью образова-
© Пироженко Е.Л., Абраухова В.В., 2016
тельного процесса, развитием творческой активности и личностной самореализацией воспитанников, поддержкой и активизацией профессионального роста педагогов, развитием его творческого потенциала.
Творческий потенциал в академической литературе (англ. creative potential) рассматривается как совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности. Различным аспектам педагогического творчества педагогов дополнительного образования посвящены диссертационные исследования О.А. Волковой (условия становления личностных достижений педагога дополнительного образования), И.В. Щанкиной (творческая самореализация педагога дополнительного образования), С.А. Федорова (развитие творческого потенциала педагога в процессе научно-методической деятельности), В.Н. Иванченко (развитие творческого потенциала педагога дополнительного образования в системе повышения квалификации) и др.
Опираясь на исследования В.П. Голованова, мы определили, что основу кадрового потенциала системы дополнительного образования составляют не только профессионально подготовленные педагоги, но и специалисты различных областей и видов искусства, спорта, прикладного и технического творчества. Особенность профессии «Педагог дополнительного образования» состоит в единстве двух компонентов: педагогического и профильного, каждый из которых несет в себе творческую составляющую. Рассматривая педагогический компонент, мы опираемся на мнение В.А. Сластенина, который определяет два источника педагогического творчества. Первый - практическая деятельность, успех которой находится в прямой зависимости от педагогических находок, гипотез, открытий, в результате которых возникает творческая идея. Второй источник - исследование педагогического процесса, его содержания и методов. Здесь на первый план выступают теоретические методы и эксперименты, приводящие к более широким и точным научным выводам, на основе которых может быть разработана личная творческая концепция [11]. Творческая составляющая профильного компонента прослеживается в конкретном виде деятельности (художественное, техническое, спортивное творчество и др.).
Своеобразие учреждения дополнительного образования заключается в том, что, сохраняя традиции, оно «работает» на будущее
кие науки -
и представляет собой инновацию в инновации, т. к. обладает определенной подвижностью, простором для инициативы, творчества, поиска новых методов и технологий и характеризуется уникальностью педагогического профессионализма и мастерства [3]. И одним из направлений инновационной деятельности учреждения сегодня является создание условий для развития и реализации творческого потенциала педагога дополнительного образования, его профессионального роста и самосовершенствования.
Развитию творческого потенциала педагогов, разработке критериев и показателей данного феномена, выявлению и обоснованию уровней его развития посвящены работы А.И. Щетинской, Н.В. Мартишиной. Проблема повышения квалификации и профессионального мастерства каждого педагога рассматривалась в научных исследованиях A.M. Моисеева, К.Ю. Белой. Идеи о соотношении общего и частного в содержании повышения квалификации педагогов, представленных как «инвариантная» часть» и «вариативная составляющая», прослеживаются в работах П.В. Худоминского, Л.Н. Буйловой и С.В. Кочнева. Различают традиционные и инновационные формы методической деятельности. Л.П. Ильенко называет те же формы методической работы, но разделяет их на эффективные и рациональные. Проблемам наставничества в образовании посвящены исследования О.А. Абдуллиной, В.И. Загвязинско-го, И.Ф. Исаева, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, Л.С. Подымовой, В.А. Сластёнина, А.П. Ситник, Т.В. Шадриной и др.
наше исследование проводилось на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования г. Ростова-на-Дону «Дворец творчества детей и молодежи». Разработанная в нашем учреждении и апробируемая модель совершенствования профессионального мастерства педагогов позволила определить этапы профессионального развития и профессионального роста педагога. на основе проведенных исследований нам удалось установить зависимость уровня профессионального роста от уровня творческого потенциала педагога. Выявленные в ходе реализации модели совершенствования профессионального мастерства педагогов противоречия между существующей инвариантной системой методической работы в учреждении, не отвечающей современному социальному заказу, потребностям самих педагогов, и необходимостью создания новых вариативных ком-
известия вгпу
понентов системы нацелили на создание условий, способствующих развитию творческого потенциала педагога. Методическая составляющая модели выступает как механизм ее реализации, основанный на принципах научности, системности, вариативности, индивидуализации, последовательности и преемственности. Основной задачей и главным направлением деятельности методической службы по реализации модели совершенствования профессионального мастерства педагогов является методическое сопровождение процесса формирования и развития творческого потенциала каждого педагога с учетом индивидуальной траектории профессионального роста. В связи с этим изменяются подходы к организации методической работы, приоритет отдается активным формам и методам освоения педагогами новых знаний и умений, получению практического опыта работы.
Инновационное развитие образовательной системы учреждения обусловило эффективность форм организации методического сопровождения педагогов. На каждой ступени (этапе) профессионального развития нами были выделены общие и частные формы работы, характерные как для всех этапов, так и для определенной ступени развития, что объясняется, прежде всего, профессиональным опытом педагогов и уровнем их профессиональной компетентности.
К общим формам методического сопровождения деятельности мы отнесли организацию стажерских площадок, подготовку и проведение практикумов, наставническую помощь педагогов. наставническая помощь в системе методического сопровождения, с одной стороны, позволяет мотивировать самого наставника к самообразованию, саморазвитию, творческой самореализации и самоактуализации, обобщению и трансляции своего педагогического опыта, с другой стороны, оптимизирует процесс профессионального становления и развития молодых сотрудников в пространстве деятельности учреждения.
Работа стажерских площадок направлена
на:
- формирование открытой образовательной среды;
- распространение инновационного опыта и лучших практик;
- расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ;
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- межкурсовую подготовку (лекции, семинары, тренинги, мониторинг, открытые занятия и мастер-классы, диагностические исследования уровня профессиональных компетенций);
- развитие кадрового потенциала (профессиональные практики студентов ЮФУ);
- профессиональную адаптацию молодых педагогов (клуб молодого педагога «Педагогическая гостиная»);
- сетевое взаимодействие при освоении инноваций в условиях вариативности образования;
- международные программы обмена;
- создание информационно-методического, учебно-методического ресурса проведения стажировок (учебно-методические комплексы, проекты, сборники программ, технологий);
- реализацию практической части программ повышения квалификации ИПк ПРО (конференции, семинары, мастер-классы, открытые занятия);
- простраивание пространства диалога и социального партнерства между педагогическим и гражданским сообществами, вузами города и ИПк ПРО.
С 2014 г. на основании договора с Донским государственным техническим университетом на базе Дворца творчества детей и молодежи создана кафедра профессионального образования как стажерская площадка студентов и система повышения квалификации педагогов. Организация действующей магистратуры очно-заочной формы (2,5 года обучения) и курсов переподготовки (базовое педагогическое образование (9 месяцев) по направлению подготовки 44.04.04 «Профессиональное обучение» (по отраслям)) позволяет учреждениям дополнительного образования города решить острую кадровую проблему, а именно обеспечить сохранность уникальных педагогических кадров - специалистов разных отраслей знаний (культуры, искусства, спорта, техники и др.), не имеющих высшего педагогического образования. Это стало насущной проблемой в связи с введением профессионального стандарта педагога (п. 4.1.1) [12]. За время работы кафедры профессионального образования 9 педагогов прошли обучение в магистратуре и 16 человек окончили курсы переподготовки.
как показала опытно-экспериментальная деятельность в ходе реализации модели совершенствования профессионального мастерства педагогов, стажерские площадки дают воз-
педагогические науки
можность педагогам наработать определенный педагогический опыт, успешно осваивать и внедрять в практическую деятельность инновационные технологии и методики.
Практикумы нацелены на практическое усвоение материала, организацию практического занятия по актуальной теме. Наставничество позволяет более опытному педагогу передавать свой багаж знаний и умений молодым специалистам.
Другие формы методического сопровождения педагогов в системе развития творческого потенциала соотнесены с определенными этапами профессионального роста педагогов и соответствуют содержанию работы, профессиональным возможностям, образовательным потребностям и интересам. К таким формам мы относим: взаимопосещение учебных занятий, открытые занятия, круглые столы, творческие и проектные группы, семинары, профессиональные конкурсы, мастер-классы, научно-практические конференции, творческие лаборатории и др.
В ходе апробации данной модели определено, что при организации методического сопровождения педагогической деятельности необходимо создание ситуаций, при которых педагог, вступая во взаимодействие с коллегами, может не только преодолевать свои профессиональные затруднения, но и одновременно транслировать собственный педагогический опыт. Разработанная модель совершенствования профессионального мастерства педагогов в учреждении дополнительного образования позволяет активизировать деятельность всех педагогов учреждения, которые в зависимости от ступени профессионального роста и уровня творческого развития могут выступать в разных ролях.
Изучив предварительные данные реализации модели совершенствования профессионального мастерства в инновационном пространстве учреждения дополнительного образования, мы отметили, что уровень профессионального роста и профессионального мастерства напрямую зависит от уровня развития творческого потенциала и возможности профессиональной самореализации педагогов.
список литературы
1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для пед. спец. высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1990. С. 40-141.
2. Aбраухова B.B. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития: дис. ... канд. нед. наук: 13.00.01 / Рост. гос. нед. ун-т. Ростов н/Д., 1997.
3. Буйлова Л.Н., Кочнева QB. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: учеб.-метод. пособие. M.: BЛAДOС, 2001.
4. Голованов B.R Mетодика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования. M.: BЛAДOС, 2004.
5. E.СЛOBAРЬ - электронные словари // Новейший философский словарь [Электронный ресурс]. URL: http://eslovar.com.ua/noveyshiy_ filosofskiy_slovar/page/innovatsiya.482.
6. Кан-Калик B.A., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. M., 1990.
7. Концепция развития дополнительного образования детей: Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р. (любое изд.).
8. Кузьмина H.B. Творческий потенциал специалиста // Гуманизация образования. 1995. № 1.
9. Mартишина H.B. Становление и развитие творческого потенциала педагога: модели и технологии. M.: Изд. дом Рос. акад. образования; Mоск. психол.-соц. ин-т, 2006.
10. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студ., обуч. но снец. «Профессиональное обучение»: в 2 кн. / нод ред. B^. Симо-ненко, M.B. Ретивых. Брянск: Изд-во Брянского гос. ун-та, 2003. Кн. 1.
11. Педагогика: учебник для студ. учрежд. высш. проф. образования / B.A. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов; нод ред. B.A. Сластени-на. 11-е изд., стер. M.: Aкадемия, 2012. (Сер. «Бакалавриат»).
12. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: Приказ Mинтруда России № 544н от 18 окт. 2013 г. (любое изд.).
13. Щетинская A.K Педагогика дополнительного образования детей: приоритет духовности,
здоровья и творчества: учеб. пособие. Казань, 2003. * * *
1. Abdullina O.A. Obshhepedagogicheskaja pod-gotovka uchitelja v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovanija: dlja ped. spec. vyssh. ucheb. zavedenij. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Prosveshhenie, 1990. S. 40-141.
2. Abrauhova V.V. Innovacionnye podhody v dejatel'nosti uchrezhdenija dopolnitel'nogo obrazovanija kak sredstvo ego razvitija: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 / Rost. gos. ped. un-t. Rostov n/D., 1997.
3. Bujlova L.N., Kochneva S.V. Organizacija metodicheskoj sluzhby uchrezhdenij dopolnitel'nogo
известия вгпу
obrazovanija detej: ucheb.-metod. posobie. M.: VLADOS, 2001.
4. Golovanov V.P. Metodika i tehnologija raboty pedagoga dopolnitel'nogo obrazovanija: ucheb. posobie dlja stud. uchrezhd. sred. prof. obrazovanija. M.: VLADOS, 2004.
5. E.SLOVAR' - jelektronnye slovari // Novejshij filosofskij slovar' [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// eslovar.com.ua/noveyshiy_filosofskiy_slovar/page/ innovatsiya.482.
6. Kan-Kalik V.A., Nikandrov N.D. Pedago-gicheskoe tvorchestvo. M., 1990.
7. Koncepcija razvitija dopolnitel'nogo obrazovanija detej: Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 04.09.2014 № 1726-r. (ljuboe izd.).
8. Kuz'mina N.V. Tvorcheskij potencial specialis-ta // Gumanizacija obrazovanija. 1995. № 1.
9. Martishina N.V. Stanovlenie i razvitie tvor-cheskogo potenciala pedagoga: modeli i tehnologii. M.: Izd. dom Ros. akad. obrazovanija; Mosk. psihol.-soc. in-t, 2006.
10. Obshhaja i professional'naja pedagogika: ucheb. posobie dlja stud., obuch. po spec. «Profes-sional'noe obuchenie»: v 2 kn. / pod red. V.D. Si-monenko, M.V. Retivyh. Brjansk: Izd-vo Brjanskogo gos. un-ta, 2003. Kn. 1.
11. Pedagogika: uchebnik dlja stud. uchrezhd. vyssh. prof. obrazovanija / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shijanov; pod red. V.A. Slastenina. 11-e izd., ster. M.: Akademija, 2012. (Ser. «Bakalavriat»).
12. Professional'nyj standart «Pedagog (pedago-gicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'-nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')»: Prikaz Mintruda Rossii №2 544n ot 18 okt. 2013 g. (ljuboe izd.).
13. Shhetinskaja A.I. Pedagogika dopolnitel'nogo obrazovanija detej: prioritet duhovnosti, zdorov'ja i tvorchestva: ucheb. posobie. Kazan', 2003.
Development of teacher's creative potential in the innovation space of an institution of additional education
There are given the scientific grounds for the notion "Innovation", "Creative potential". There are noted the conditions of efficiency of the forms of methodological support of teacher's professional skills in the innovation space of an institution of additional education.
Key words: creative potential, innovation space, teacher of additional education, forms of methodological support.
(Статья поступила в редакцию 20.01.2016)
Ю.Ф. ПОНЕДЕЛКО, В.В. АБРАУХОВА (Ростов-на-Дону)
социализация детей дошкольного возраста средствами эмоционально-событийных технологий в учреждении дополнительного образования
Представлены модель социализации на основе приобретения социального опыта, доступного детям дошкольного возраста; эмоционально-событийные технологии как особый технологический конструкт, состоящий из последовательных и взаимосвязанных модулей (событий); результаты опытно-экспериментальной работы на примере реализации разноплановых социальных проектов.
Ключевые слова: социализация, дополнительное образование, дети дошкольного возраста, эмоционально-событийные технологии, технологический конструкт, событие.
В концепции развития дополнительного образования детей определена его миссия как открытого вариативного образования, способствующего творческому развитию и социальному самоопределению ребенка [4]. Отличительной чертой системы дополнительного образования является то, что ребенок проходит образовательный путь, который выстраивается с учетом его интересов и обеспечивает эффективную самореализацию в социальном пространстве.
Различные аспекты социализации в системе дополнительного образования детей рассматривали В.А. Карнаухов (педагогические условия), И.А. Маслова (социализация подростков в воспитательном пространстве), н.Э. Политнева (социализация школьников в разновозрастных коллективах), В.В. Абраухо-ва (социализация детей и подростков в процессе формирования творческой направленности личности) и др.
Особый интерес для нашего исследования представляет работа Л.Г. Павловой, в которой исследуется социализация детей в учреждении дополнительного образования на основе взаимодействия педагога, ребенка и родителя. Автор разработала структурно-функциональную
О Понеделко Ю.Ф., Абраухова В.В., 2016