РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ПОИСКОВО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Чебакова Г.В.
Чебакова Галина Владимировна - учитель математики, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ливенская средняя общеобразовательная школа № 1, с. Ливенка, Красногвардейский район, Белгородская область
Аннотация: в статье рассматривается вопрос, как на примере поисково-практических задач можно развивать творческое мышление учащихся на уроках математики. Приведены типы данных задач, которые способствуют формированию важнейших характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Ключевые слова: творческое мышление учащихся, провоцирующие задачи, задачи стандартные с нестандартным решением, проблемные задачи, логические задачи.
Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишённое всякого интереса и взятое только силою принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт.
К.Д. Ушинский
Слова, сказанные выдающимся русским педагогом К.Д. Ушинским, прекрасно подчёркивают важность решения проблемы интереса в процессе преподавания вообще и, конечно же, в процессе преподавания математики с ориентацией на личность учащегося. Следовательно, чтобы добиться создания ситуации успеха ученика, необходимо сделать обучение желанным процессом, а это возможно благодаря развитию творческих способностей учащихся, к которым следует отнести:
- пытливость ума, стремление открывать и исследовать новое;
- творческое мышление;
- способность находить и выражать оригинальные идеи;
- изобретательские порывы и богатое воображение;
- интерес к парадоксам и восприятие неоднозначных вещей;
- гибкость, быстрота и точность в мышлении и действиях.
Формирование этих способностей неразрывно связано с проблемно-исследовательскими, поисковыми методами. Обучение должно происходить через открытие. Большинство учащихся под словом «учиться» понимают умение повторять и запоминать. Такое же значение приписывается глаголу «думать». Отсюда -отсутствие склонности к глубокому изучению проблемы, пусть самой простой, неуважение к факту, зазубривание основных понятий. Ничего не дает и бессистемное решение большого количества задач, препятствуя тем самым появлению у ученика целостного восприятия предмета, понимания связей, способности обобщать и анализировать. Общая перегруженность учащихся, снижение уровня их подготовленности к восприятию нового материала затрудняют использование приемов развития творческого мышления.
Педагог П.П. Блонский писал, что превращение школьных занятий из уроков послушания в ряд открытый, делаемых учеником,- « это то единственное, что действительно может сделать нашу истину живой, пережитой и осознанной для ребенка». Поэтому необходимо систематическое внедрение в преподавание математики поисково-практических задач на всех этапах обучения: от первых уроков в 5 классе до итогового обзора при завершении курса средней школы. Ведь задачи, с
одной стороны,- это средство формирования знаний и умений, а с другой - способ стимулирования мыслительной активности. Необходимо сформировать такой подход к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а ее решение - как объект конструирования и изобретения. Необходимо построить процесс обучения математике так, чтобы обеспечить успешное овладение учащимися методами и приемами решения задач и создать условия для формирования у них ряда общенаучных умений - таких, как анализ, синтез, обобщение, сравнение, аналогия.
Сущность формирования творческого мышления учащихся заключена в поиске и использовании педагогом эффективных методических приемов организации учебно-познавательной деятельности учащихся и в активизации деятельности самих учеников путем ее самоорганизации и самоконтроля, развития творческого начала в ней.
Данную работу можно построить на следующих типах задач:
Провоцирующие задачи
Это задачи, условия которых содержат упоминания, указания, намеки или другие побудители, подталкивающие учащихся к выбору ошибочного пути решения или неверного ответа. Дидактическая ценность этих задач в том, что они служат предупреждением от различного рода ошибок и заблуждений. Провоцирующие задачи обладают высоким развивающим потенциалом, они способствуют воспитанию одного из важнейших качеств мышления - критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, ее разносторонней оценке, повышают интерес школьников к занятиям математикой.
К разновидностям провоцирующих задач относятся задачи, в условии которых навязывает неверный ответ; условия, которые подсказывают неверный путь решения; условия, вводящие в заблуждение из-за неоднозначности трактовки и т.д.
В качестве примера - задача, побуждающая выбор неверного способа решения. (Тройка лошадей проскакала 15 км. Сколько километров проскакала каждая лошадь?)
Задачи стандартные с нестандартным решением
Это задачи, при предъявлении которых учащиеся не знают заранее ни способа их решений, ни того, на какой учебный материал опирается решение. Иными словами, учащиеся в ходе решения таких задач должны провести поиск плана решения задачи, установить, какой теоретический материал дает ключ к тому или иному решению. Незначительная обработка условий той или иной задачи из учебника, изменение места и времени ее постановки существенно меняют ее дидактическую значимость, оставляя неизменным практическое содержание.
(В клетке находится неизвестное число фазанов и кроликов. Известно, что вся клетка содержит 35 голов и 94 ноги. Сколько фазанов и кроликов в клетке?) Данную задачу нужно предложить решить не алгебраическим способом, приводя к стандартному уравнению, а арифметическим. Таким образом, данную задачу превращаем в нестандартную для шестиклассников и даже семиклассников.
Задачи такого плана всегда органически связаны с изучаемым материалом. Допуская нестандартное решение, приучаем школьников не довольствоваться шаблоном, а нацеливаем на вдумчивый подход, воспитываем стремление как можно лучше выполнить порученное дело. Они развивают гибкость, рациональность, целенаправленность математического мышления и ценны тем, что дается возможность каждому ученику с любой структурой мышления проявить себя.
Проблемные задачи.
Это задачи, алгоритм решения которых неизвестен до начала решения. Главное в том, чтобы открыть способ решения и убедиться в его пригодности. Следует иметь в виду, что определить, является данная задача проблемной или нет, можно только относительно конкретного школьника, только с учетом его знаний и умений в момент постановки задачи. Задачи такого плана решаются исследовательским методом и этим очень интересны для учащихся. Ведь исследование предполагает творчество.
35
Проблемы, которые ставятся перед учащимися, могут иметь разнообразный характер: введение в новую тему, решение задачи новым более эффективным способом, связь известного учебного материала с новым и т.д.
При подборе проблемных задач учитываем знания учащихся и уровень развития их логического мышления, поскольку непосильная задача порождает неуверенность в своих силах и в дальнейшем отвращение от решения любых задач, а излишне простая вводит в заблуждение относительно уровня собственных знаний и умений, не стимулирует поисковую деятельность.
Самое главное - это суметь правильно поставить вопрос, заинтриговать учащихся, создать проблему, а не дать ответ, решив ее. Учащиеся познают понятия, закономерности, теории в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание.
(Найти два смежных угла, один из которых больше другого на прямой угол.) Возможны различные варианты решения, в частности, алгебраический и геометрический. Здесь проблемный характер проявляется в неявной форме, но ученики понимают непригодность геометрического способа решения.
Логические задачи (задачи-шутки, таблицы, верные и неверные утверждения, здравый смысл)
Это задачи, ведущие к формированию важнейших характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Опыт работы показывает, что глубокие, прочные и, главное, осознанные знания могут получить все школьники, если развивать у них не столько память, сколько логическое мышление. Логика учит, как нужно рассуждать, чтобы наше мышление было определенным, связанным, последовательным, доказательным и непротиворечивым.
Основные методы решения логических задач:
- метод рассуждения;
- метод таблицы;
- метод граф;
- метод кругов Эйлера;
- комбинированный метод.
При работе над провоцирующими, проблемными, логическими и стандартными с нестандартным решением задачами наиболее эффективной является групповая, парная, индивидуальная, фронтальная работа.
Список литературы
1. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. Советская педагогика, 1988.
2. Зильберберг Н.И. Приобщение к математическому творчеству. Башкирское книжное издательство, 1988.
3. Колягин Ю.М., Оганесян В.А. Учись решать задачи. М.: Просвещение, 1980.
4. Тонков Е.В., Сердюкова Н.С. Исследовательско-творческая деятельность учителя как фактор формирования профессионально-педагогической культуры. БГУ, 1998.
5. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. М.: Просвещение, 1989.
6. Хазанкин Р.Г. Как увлечь учеников математикой. // Народное образование, 1987. № 4.
7. Чебакова Г.В. Учимся с интересом. // Наука, образование и культура. М., 2018. № 7 (31).
8. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Просвещение, 1989.