Ю.В. Зелепухин, Г.Р. Шакирова О ВОЗВРАТЕ К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ УЧЕНИЮ ...
- помогает сделать вывод о наличии объективно действующих «с железной необходимостью» экономических законов, знание и понимание которых поможет человеку избежать излишних потерь времени, трудовых материальных затрат. События, произошедшие с экономикой СССР, - свидетельство того, насколько трагично пренебрежение необходимостью следования требованиям объективно действующих экономических законов. Принимая хозяйственные решения вне зависимости с фактическими затратами и экономической отдачей этих затрат, советское правительство на всех организационных уровнях неизбежно вело экономику к социально-экономическому и политическому кризису.
В-третьих, целесообразно подчеркнуть, что проведенный анализ содержания основных понятий теории трудовой стоимости А. Смита привел К. Маркса к выводу, что прибыль является результатом экономических взаимоотношений между трудом и капиталом. При этом взаимоотношения осуществляются в соответствии с требованиями теории трудовой стоимости. Суть решения проблемы состоит в том, что собственник производства покупает на рынке не труд наемного работника, а товар - рабочую силу, способную в процессе рабочего времени производить большую стоимость по сравнению с выплачиваемой ему заработной платой. Неравенство в имущественном положении наемных работников и предпринимателей позволяет последним присваивать неоплаченный труд работника, величина которого и образует прибыль. К. Маркс не только заострил внимание на эксплуатации наемного труда капиталом, но и доказал участие в этих процессах государственной власти, состоящей, по существу, из представителей крупного капитала. Суть проблемы прибавочной стоимости, прибыли и эксплуатации состоит в том, что, в отличие от экономистов прошлого и настоящего, К. Марксу удалось говорить правду о том обществе, в котором он жил и которое объективно исследовал. К. Маркс был прав, оценивая капитализм как эксплуататорскую систему, несущую народам несчастья и страдания: две мировые войны, Великая депрессия, кризисы, фашизм, экологическая катастрофа. Никакая другая теория не объясняет эти негативные явления современной капиталистической действительности с такой глубиной и полнотой как марксизм. Не случайно, что при неформальной оценке учения К. Маркса о прибавочной стоимости, прибыли и заработной плате наиболее здравомыслящая часть круп-
ного капитала «обвиняет» К. Маркса в том, что он был правдив в своем анализе капитализма, предав, таким образом, интересы буржуазии, к которой по своему социальному положению и принадлежал.
В-четвертых, довести до внимания старшеклассников положение о том, что своим объективным исследованием противоречий капитализма К. Маркс стремился предостеречь капиталистическую элиту от тех конфликтов, которые возникают в результате несвоевременной реакции на обострившиеся в обществе конфликты.
Разумным подходом к разрешению экономических противоречий рыночной экономики капиталистического типа следует признать осознание всеми субъектами хозяйствования взаимосвязи и взаимодействия их экономических интересов, их системной общности.
В-пятых, обратить внимание старшеклассников на то, что жизнь сложнее любых теорий и концепций и ни одна из них, какой бы совершенной и логичной она ни казалась первоначально, в полном объеме никогда не подтверждается ходом истории. Это относится и к марксизму:
- Не подтвердился прогноз эволюции развитых стран: они не встали в авангарде социального прогресса. Вопреки классическому марксизму социалистические революции победили в отсталых странах. Несмотря на успехи, они не стали образцом подражания для более развитых стран, а по части прав и свобод человека послужили дурным примером;
- Капитализм нашел резервы обновления, которые исключались марксовой теорией капиталистического накопления;
- Не наблюдалось такого обнищания населения в развитых странах, которое по К. Марксу могло бы стать источником революционного взрыва.
Таким образом, непредвзятое, академическое изучение экономического наследия К. Маркса позволит старшеклассникам использовать его потенциал для анализа проблем современной российской экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Самуэльсон П., Нордхаус В. Economics. М.: «Вильямс», 2006. 1360 с.
2. Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI века. М. : Логос, 2004. 368 с.
3. Блауг М. 100 великих экономистов до Кейнса / под ред. А.А. Фофонова. Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 2005. 352 с.
ON THE RETURN TO ECONOMIC DOCTRINE K. MARX
© 2014
J.V. Zelepukhin, Candidate of technical sciences, head of Department of Economic Education G.R. Shakirov, 4th year student of the Faculty of Economics, Management and Service
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Annotation: The article justifies the necessity of appealing to Karl Marx's works when teaching economic units of the school course «Social Science».
Keywords: school course «Social science»; Karl Marx's economic legacy.
УДК 372.8
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ
ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
©2014
Е.С. Знакова, учитель географии
МБОУ «Лицей философии планетарного гуманизма», Самара (Россия)
Аннотация: В статье рассматриваются игровые технологии как средство формирования творческих способностей у учащихся, а также представлена разработка дидактической игры по географии «Путешествие в страну планов и карт» для учащихся 5-х классов.
Ключевые слова: игровые технологии; творческие способности; дидактические игры; преподавание химии.
Е.С. Знакова
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ .
Перед нашим государством, школой, воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы вырастить каждого ребенка не только сознательным членом общества, но и способным на творческий подход к любому делу, за которое бы он ни взялся.
Активная жизненная позиция может быть присуща только человеку мыслящему творчески, если он видит вокруг возможности для совершенствования. Одним из важных направлений решения этой проблемы является разработка и внедрение в учебный процесс таких средств обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие творческих способностей учащихся. Поэтому в настоящее время начинают внедряться новые технологии в учебном процессе, в частности игровые педагогические технологии.
Наличие творческих способностей предполагает решение проблемной задачи с неполным объемом информации, задач, требующих восполнения недостающей информации посредством выдвижения гипотез. Творческий поиск совершается не перебором возможных способов решения, а путем отбрасывания ряда из них и выбора более целесообразных. Решение осуществляется с помощью интуитивного понимания тех связей и отношений между объектами задания и имеющимися знаниями и опытом, которые ведут к получению требуемого ответа. Творческое решение задачи может быть сформулировано как решение, связанное с резким уменьшением перебора гипотез решения.
В ходе решения творческого задания совершаются следующие действия:
- выдвигаются всевозможные гипотезы решения на основе имеющихся знаний, воспоминаний, полученного ранее опыта;
- преобразование имеющейся информации;
- логические операции, направленные на обнаружение связей, ведущих к решению задачи;
- установление связей между информацией, включенной в условие задачи, и требуемой, искомой, информацией;
- опровержение неверных гипотез;
- выбор верной гипотезы, проверка правильности полученного результата.
Творческие способности - это личностные качества, необходимые для нахождения оригинального, нестандартного метода решения интеллектуально-творческих заданий на основе трансформации и реконструкции имеющихся знаний и полученного ранее опыта. Задатки творческих способностей присущи любому человеку. Нужно суметь их раскрыть и развить [1, с. 9].
В нашем исследовании игровые технологии используются для решения проблемы развития творческих способностей. Они дают учащимся возможность обобщить, изучить учебный материал с разных позиций, проводя междисциплинарные связи, связи жизненного опыта и имеющихся знаний, которые необходимы для решения нестандартных заданий игры.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу технологий, методов, приёмов и средств организации педагогического процесса в форме различных игр [1, с. 10; 2; 3; 4; 5].
Учебные игры позволяют учащимся решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями, создают возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в жизненную. Как правило, в содержание разработок дидактических игр по химии входят нестандартные задания (ребусы, шарады, кроссворды, анаграммы и т. д.), которые не похожи на те задачи, которые ученики выполняют на уроках, следовательно, для выполнения этих заданий ученикам необходимо воспользоваться воображением, знаниями, полученными в ходе другой деятельности, или полученного ранее опыта. При выполнении таких заданий ученик у себя в голове выдвигает ряд гипотез решения таких заданий, затем часть этих гипотез отвергается и остается одно верное решение. Только наличие творческих способностей у ученика позволит ему найти выход из сложившейся проблемной ситуации [6, с. 58].
В данной статье предлагается разработка урока-игры
по географии для учащихся 5 класса, посвященного теме «Путешествие в страну планов и карт». Урок рассчитан на 40 минут, проводится по окончании изучения раздела «Виды изображений поверхности земли» Цель игры - определить уровень усвоения учениками УУД полученных по теме «План, масштаб и карта», способствовать расширению информационной осведомлённости обучающихся, созданию условий для практического применения знаний
По области деятельности учащихся - игра интеллектуальная; по типу деятельности учащихся - тренинговая; по характеру педагогического процесса - игра обобщающая, развивающая, коммуникативная; по игровой методике - предметная; по предметной области - географическая; по игровой среде - настольная и комнатная, с использованием ТСО.
Ход урока УУД
I. Орган та ци о нн о-мотива ц ионный этап. Вступительное слово учителя. Настрой детей на работу. Инструктирование по работе на уроке.
Совместное определение перечня вопросов для изучения на уроке: постановка целей н задач.
П. Операционно-деятельностный этап.
1. Стоянка путешественников. Заранее сформированные команды объявляют свон названия, девиз, эмблемы с пояснениями.
2. Гора Загадочная. Командам предлагается ответить на вопросы и загадки.
1. Как называется линия, до которой нельзя дойтн?
2. Как называется наша планета?
3. Как называется умение находить стороны горизонта?
4. Как называется прибор для нахождения сторон горизонта?
5. Как называется путь, по которому движется планета?
6. Что это: сама мала, а ума придала?
7. Как называется самая маленькая планета Солнечной системы?
8. Как зовут мореплавателя, доказавшего, что Земля - шар?
9. Как зовут древнегреческого ученого, давшего название науке географии?
10. Как называется число, показывающее, во сколько раз реальное расстояние при нанесении его на план илн карту?
11. Как называются основные стороны горизонта?
12. Как называются промежуточные стороны горизонта?
13. Что такое горизонт?
14. Как называется уменьшенное изображение небо Земли при помощи условных знаков и масштаба?
15. Как называется совокупно сгьусловных з
3. Раввина раздумай. Ученикам предлагается выбрать из предложенных изображений те, по которым можно ориентироваться в пространстве (по местным признакам, по компасу, по карте и плану, по часам, по природным объектам, по строениям, по Полярной звезде, по Солнцу). Рассказать об одном из способов ориентации. Картинки
Работа в группе протяжении всего занятия.
Познавательные - выделение ¡еобходимой информации.
участка
i, размешенных в углу
4. Холм живописи - детям предлагается нарисовать картинку при помощи направлений по сторонам горизонта. Картинка.
5. Ущелье кладоискателей.
Ученики получают задание при помощи компаса найти спрятанный клад (конфеты, книга). Данное задание - замена физкультминутки. 1 группа: 5 метров - на север. 10 метров - на фсток.
восток, 5 метров - на север, запад. 5 метров - на север, северо-восток, 3 метра - на север. 1й. Рабочая тетрадь, страница 44.
физическая карта РФ для последующим
2 группа: 10 метров - н
3 группа: 6 метров - н
4 труппа: 8 метров - н 6. Долпна псследован Детям предлагается административная I
сравнения в группе
Познавательные - выделение необходимой информации.
Познавательные применение знаний ситуации.
Регулятивные - в последовательных действий.
Здоровьесбережение физкультминутка.
таблицы
Вопросы для сравнения Административная карта РФ Физическая карта России
1. Что изображено? Границы субъектов, столица, города. Материки, моря, равнины и горы.
2. Что показано цветом? Субъекты Российской Федерации. Рельеф, водные объекты.
3. Что помещено в легенде карты? Условные знаки административно -территориальных объектов. физических объектов.
4. Главная задача карты.
Показать расположение субьекго]
Показать расположение
физико-
географических объектов.
7. Пик Богатырекпп
1. Жил на Руси богатырь славный Алеша Попович. Отправился он однажды золото народное из лап тугаринских высвобождать. Путь его лежал через берёзовый лес, мимо гнилого болота, через которое тропинка была. Зашел Алеша в самую чащу леса и видит живописное озеро, а возле Познавательные него дом лесника. Спрашивает он лесника, как попасть ему к реке, где применение знаний тутарннское войско расположилось. А старик ему отвечает: «Путь далекий ситуации, тебе предстоит. Сначала пойдешь по грунтовой дороге, свернешь в сосновый лес. Там увидишь колодец, смело от него ступай к роднику, у родника есть глубокий овраг, перейдешь его н увидишь луг, на том лугу стоит одинокое дерево. Подойдешь к нему, Тугарин сам и появится».
1. Илья Муромец с ел на доброго коня н выехал из деревни. Проехав по грунтовой дороге мимо ветряной мельницы, через поле, он въехал в смешанный лес. Узкая тропинка привела его на перепутье, оттуда направо шла грунтовая дорога, ведущая к домулесника, налево - пешеходная тропа к болоту, а прямо—улучшенная грунтовая дорога к роднику с живой водой.
3. Перевал Экологический. Лозунг «Изучая, сохраняй!» Ученик читает стих: Без природы в мире людям
Так давайте к ней мы будем Относиться, как друзья. И прн всем честном народе Добавляем мы потом: Нужно помогать природе.
Личностные
нравственно-окружающей поведения ч
i умо>
в защиту родной природы (используются
Но с
Чтобы мирно I Расцветал за веком век. Другом быть для всей природы Должен каждый человек. Задание: создать проект картннкн, фломастеры)
Р. Вершина Победы. Команды получают грамоты н сладкие призы. Преграды, которые были в пути,мы с вами успешно преодолели. И во: мы на вершине Победы. Преодолев весь трудный путь, мы можем н; вершине отдохнуть.
Ш. Рефлексивно оценочный
Что понравилось на уроке? Чтон Что о
Какие вопросы хотите задать по изученной к
Познавательные -проекта (плакат i природы).
Личностные -нний и сформированное»
Е.С. Знакова
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ...
Как я усвоил(а) материал? Как я работал(а)? Как работала группа'7
Усвонл(а) весь материал - 5 баллов. Со всеми заданиями справнлся(ась) - 5 баллов. Совместно выполняли задания — 5 баллов
Частично усвоил(а) материал -4 балла. Допустнл(а) ошибки - 4-3 балла. Не все были активны - 4-3 балла.
Мало что понял{а) - 3 балла. Не справнлся(ась)-2-1 балла. Работа была непродуктивная — 2-1 балла.
Ничего не понял(а ) - 2-1 балла.
Подведение итогов урока.
Наличие творческих способностей человека определяется в процессе выполнения им творческой деятельности, под которой понимается такая деятельность человека, в результате которой создается нечто. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации. Мы считаем, что на сегодняшний день игровые технологии на уроках химии могут позволить организовать такого рода деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сафина Л.Г. Формирование эвристических умений будущего учителя химии с помощью игровых технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2009. 19 с.
2. Ярыгин О.Н. Модель интеллектуальной компетентности как обобщение модели творческой деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 382-387.
3. Холомина О.А., Курилова А.А. Развитие творческой личности учащихся в условиях развивающегося обучения // Карельский научный журнал. 2013. № 3. С. 31-33.
4. Козырева Л.А., Нугуманова Л.Н. Интеллектуально-творческое саморазвитие учащихся лицея // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 3 (25). С. 427-430.
5. Коновальчук В.И. К вопросу творческого развития личности // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 20-23.
6. Сафина Л.Г. Формирование эвристических умений будущего учителя химии с помощью игровых технологий: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2009. 215 с.
STUDENTS' CREATIVE ABILITIES DEVELOPMENT BY MEANS OF GAME TECHNOLOGIES
©2014
E.S. Znakova, Geography teacher
Municipal educational institution Lyceum of Philosophy of Planetary Humanism, Samara (Russia)
Annotation-. The article describes game technologies as a means of students' creative skills development. It also gives the example of the didactic game on Geography "Journey to the Land of Site Sketches and Maps" for the 5th grade students. Keywords. game technologies; creative skills; didactic games; teaching chemistry.
УДК 33/332
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРИРОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВА КЛЯВЛИНСКОГО РАЙОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
© 2014
С.А. Ибрагимова, старший преподаватель кафедры химии, географии и методики их преподавания
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация: Рассмотрены социально-экономические и природные предпосылки развития хозяйства, характерные для Клявлинского района Самарской области. Проанализированы особенности его экономико-географического положения, рельефа, климата, природной зональности и почв, обеспеченность основными видами природных ресурсов и трудовыми ресурсами.
Ключевые слова: экономико-географическое положение; рельеф; климат; природная зональность; природные ресурсы; трудовые ресурсы.
Развитие хозяйства любого региона во многом определяется социально-экономическими и природными предпосылками, сложившимися на его территории.
Одной из важнейших среди них является экономико-географическое положение, так как территория, имеющая экономически развитых соседей, развитую инфраструктуру и т. д., сама развивается качественней и быстрее.
Муниципальный район Клявлинский расположен в северо-восточной части Самарской области. Общая площадь района составляет 1255,5 км2. Положительной чертой его ЭГП является экономически выгодное соседство: на севере район граничит с Республикой Татарстан, на западе - с Шенталинским и Исаклинским районами, на юге - с Камышлинским районом Самарской области, на востоке - с Оренбургской областью. Граница проходит по равнинной местности, что благоприятствует установлению экономических связей района с соседями. Кроме того, Клявлинский район имеет достаточно хорошо развитую транспортную сеть. С областным центром он соединён автодорогой «Самара - Клявлино», с соседними районами области и другими регионами страны - трассой республиканского значения Москва -Уфа - Челябинск (М-5). По его территории пролегают нефтепровод «Дружба» и железная дорога. Имеется несколько железнодорожных станций с тупиками для от-
грузки и получения различных грузов.
К отрицательным чертам ЭГП рассматриваемого района можно отнести его значительную удаленность от областного центра. Районный центр - железнодорожная станция Клявлино - находится на расстоянии 210 км от города Самары. Кроме того, минусом ЭГП района является отсутствие прямого выхода к берегам реки Волги - важнейшей транзитной водной магистрали области.
Развитие экономики любой территории во многом определяется ее природными условиями. Особенно большое значение они имеют для сельскохозяйственных районов, к которым можно отнести и Клявлинский. Его территория представляет собой приподнятую широко-волнистую равнину, которая состоит из возвышенностей с высотами 220-260 м и низменностей. Средняя расчлененность территории района овражно-балочной сетью составляет 0,85 км/км2. Овраги имеют ответвления второго и третьего порядка, придающего поверхности водоразделов бугристо-увалистый характер. Общая равнинность территории района благоприятна для развития его хозяйства, но наличие большого количества оврагов и балок затрудняет обработку почвы.
Территория Клявлинского района находится в пределах умеренно-континентального климата, что благоприятно для возделывания сельскохозяйственных культур. Этому способствует длительный вегетационный период