Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
932
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ / ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прудникова Татьяна Ивановна, Одинец Юлия Сергеевна

Данное исследование посвящено изучению проблемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения. В ходе изложения статьи дано пояснение понятию «творческие способности», раскрыты особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, а также обоснована роль литературных произведений в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE IN THE PROCESS OF STUDYING LITERARY WORKS IN THE LESSONS OF LITERARY READING

This study is devoted to the study of the problem of the development of creative abilities of primary school children in the lessons of literary reading. In the course of the presentation of the article, an explanation of the concept of «creative abilities» is given, the features of the development of creative abilities of children of primary school age are revealed, as well as the role of literary works in the development of creative abilities of children of primary school age is substantiated.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»

Выводы. Анализ психологической, педагогической литературы показал, что проблема речевого развития актуальна по большей части для начальной школы. Именно в этот период ученики начинают усваивать нормы литературного языка, учатся использовать языковые средства в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Языковое развитие - неотъемлемая часть обучения русскому языку. Задачи языкового развития конкретно решаются в определенной системе, основанной на лингвистических знаниях и понимании языкового опыта учащихся.

Основная цель преподавания русского языка в начальной школе - это развитие у учеников способности свободно и связно выражать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией общения. Главное условие развития речи младшего школьника - разнообразие методов и приемов обучения, применяемых на гуманитарных курсах, и их умелое применение преподавателем, ведь эффективность учебного процесса зависит от того, насколько точно, ясно, лаконично и целенаправленно, в соответствии с заданной речевой ситуацией, ребенок способен выражать свои мысли и эмоции.

В данной статье были исследованы особенности речевого развития с точки зрения психологии, педагогики и лингвистики. Использование разных техник в обучении дает возможность чередовать несколько видов деятельности, что способствует установлению дифференцированного подхода и поддерживает интерес ребенка к урокам, повышает положительную мотивацию.

Литература:

1. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М., 1961. - 466 с.

2. Воробьева, В.И. Сочинения по картинам в начальных классах. Уч.-метод.пос.д/учителей общеобр. школы [Текст] / В.И. Воробьева, С.К. Тивикова. - М.: Астрель, 2003. - 223 с.

3.Выготский, Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. [Текст] / Л.С. Выготский. - «Лабиринт», М., 1999. - 352 с.

4. Жинкин, Н.И. Язык. Речь. Творчество. [Текст] / Жинкин Н.И. - М.: Лабиринт, 1998. - 368 с.

5. Примерные программы по учебным предметам [Текст]. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. - 400 с.

6. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиноой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с. - (Стандарты второго поколения).

7. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: [По спец. 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»]. 2-е изд., перераб. [Текст] / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. - М.: Просвещение, 1987. - 414 с.

8. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. - М: Издательский центр «Академия», 2007. - 348 с.

9. Соловейчик, М.С. Русский язык и начальных классах: Теория и практика обучения: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; под ред. М.С. Соловейчик. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 302 с.

Педагогика

УДК 373.31

кандидат филологических наук, старший преподаватель Прудникова Татьяна Ивановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); студентка Одинец Юлия Сергеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения. В ходе изложения статьи дано пояснение понятию «творческие способности», раскрыты особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, а также обоснована роль литературных произведений в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: творческие способности, младший школьный возраст, уроки литературного чтения, литературные произведения, творческая личность.

An^tatton. This study is devoted to the study of the problem of the development of creative abilities of primary school children in the lessons of literary reading. In the course of the presentation of the article, an explanation of the concept of «creative abilities» is given, the features of the development of creative abilities of children of primary school age are revealed, as well as the role of literary works in the development of creative abilities of children of primary school age is substantiated.

Key words: creative abilities, primary school age, literary reading lessons, literary works, creative personality.

Введение. Проблема развития творческой личности в начальном звене была и остается актуальной. Государству нужны не отличные исполнители, а интеллектуально развитые, творчески одаренные личности. Современный учебно-воспитательный процесс направлен на воспитание ученика-субъекта культуры и собственной жизнетворчества. Школа, учитель, классный руководитель должны обеспечить формирование творческих способностей, духовное развитие и саморазвитие личности, научить воспитанников искусству творить себя и свою жизнь. Большую роль в этом процессе играют уроки литературного чтения. Как показывает практика, в современных условиях глобальной компьютеризации общества у большинства учащихся интерес к чтению постепенно исчезает. Проблема чтения едва ли не самой важной учебно-воспитательного процесса в школе. Читательские умения начинают и фактически заканчивают формироваться у учащихся на уроках литературного чтения в начальных классах. Именно поэтому к традиционной системе обучения нужно внедрять упражнения и задания, которые будут способствовать формированию творческих способностей.

Изучением проблемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста занимались такие ученые и педагоги, как Л.В. Агеева, А.В. Запорожец, А.Н. Лук, А.М. Матюшкина, Н.А. Шелякина, Д.Б. Эльконин и другие. Различные аспекты развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках чтения нашли глубокое осмысление в трудах Н.И. Кудряшевой, Л.В. Никитиной, Е.А. Юсковой, Я.А. Пономарева и других.

Способность ребенка к саморазвитию, его творческая активность - главные условия успешности в дальнейшей жизни. Если ребенок в школе не научится самостоятельно творить, то в будущем он будет так же безынициативным, пассивным.

Изложение основного материала статьи. Творчество - это деятельность человека, направленная на создание нового: то вещам внешнего мира, умозаключений или чувств, присущих самому человеку [4].

Психолог Я.А. Пономарев называет несколько периодов развития психологии творчества. На первом из них у общества не возникало потребности в овладении механизмами творчества людей. Таланты появлялись как бы сами по себе, основным стимулом изучения творчества была любознательность [5].

Придерживаясь мнения А.Н. Лук отметим, что творческие способности являются особым видом умственных способностей, которые выражаются в умении порождать мыслительную деятельность за пределами требований, отклоняться во время мышления от традиционных норм, генерировать разнообразные оригинальные идеи и находить способы их практического решения [3].

Учителя начальных классов имеют большую возможность активно способствовать формированию творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения. Содержание учебного предмета «Литературное чтение» направлено на решение задач, определенных в программе, моделирует систему обучения учащихся читать и полноценно воспринимать художественное произведение как искусство слова, которое включает развитие наблюдательности, творческого воображения, чутья поэтического слова, способности воспринимать звуковые, словесные образы, эмоционально реагировать на художественное слово, сопереживать, творить.

В основу разработки обновленного содержания курса, его структурирование, технологий обработки положены концептуальные идеи новой редакции Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в котором основной целью литературного чтения определено формирование читательской компетентности младших школьников, которая является базовой составляющей коммуникативной и познавательной компетентности, ознакомление учащихся с детской литературой как искусством слова, подготовка их к систематическому изучению курса литературы в основной школе [6].

В учебной программе начальной школы указано, что сущность читательской компетентности состоит в овладении учащимися совокупностью знаний, умений, навыков, ценностных отношений, позволяющих им согласно возрастных возможностей самостоятельно ориентироваться в круге детского чтения; осознанно воспринимать содержание текстов разных видов, подбирать, анализировать, интерпретировать и обобщать информацию, представленную в различных источниках печатной продукции, и успешно ее использовать, применять для решения учебно-познавательных и практических задач как на предметном, так и на метапредметном уровне.

Приобретенный читательский опыт обеспечивает готовность и способность младших школьников к дальнейшему обучению, познанию, саморазвитию. Обновленное содержание литературного материала, который разносторонне охватывает сферу интересов младших школьников, его эмоциональность, новизна, художественное оформление, интересные формы и методы работы с текстами произведений и детскими книжками с предоставлением преимущества проблемным, творческим задачам должны убедить учащихся в том, что художественная литература - это особый вид искусства, а чтение - особый, уникальный способ удовлетворения познавательных интересов, познания мира и самопознания, который не могут заменить никакие другие средства массовой культуры.

Литературное чтение в начальной школе имеет важное значение в решении не только учебных задач, но и воспитательных. Воспитательный потенциал курса реализуется в подборе литературного материала, системе задач, в организации содержательного общения учащихся.

Н.И. Кудряшев отмечает, что в период младшего школьного возраста дети знакомятся с доступными для их возраста высокохудожественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых способствует развитию эмоционально-чувственной сферы, воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общекультурным ценностям. Традиции русского народа, его обычаи, культуру ученики осознают во время освоения содержания фольклорных произведений. Ориентирование учащихся на высокодуховные, нравственные ценности развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения человека, формирует навыки общения в коллективе, стимулирует диалогизм, толерантность и развивает творческий потенциал [2].

Обновленное содержание литературного чтения определяется на основе следующих принципов:

- литературоведческий;

- художественно-эстетический;

- тематически-жанровый;

- коммуникативно-речевой.

Тематически-жанровый и художественно-эстетический принципы определяют стратегию отбора произведений для чтения по следующим основным критериям:

- доступность возраста (в круг чтения подбираются детские произведения, содержание, тематика, художественные образы, характеры героев которых являются близкими и понятными детям, соответствуют их жизненному, читательском, эмоционально-чувственному опыту, уровню развития мышления, речи, памяти);

- жанрово-родовое и тематическое разнообразие: художественная литература (народные сказки и литературные сказки); легенды; стихи; рассказы; повести; пьесы; басни; малые фольклорные формы; научно-познавательная и энциклопедическая литература; детская периодика; произведения для детей о родном крае, родине, природе, детях, семье, взаимоотношениях между людьми, учебе, приключениях; фантастика и др.;

- высокая художественная ценность. В круг детского чтения в период обучения в начальном звене общеобразовательной школы входят прежде всего художественные произведения словесного искусства, содержание которых раскрывает школьникам богатство и красоту окружающего мира человеческих взаимоотношений, пробуждает чувство гармонии, учит понимать прекрасное в жизни, формирует у ребенка собственное отношение к действительности, утверждает общечеловеческие духовно-нравственные, народные ценности, способствует развитию чувственной сферы, творческого воображения ребенка как доминантных (ведущих) в процессе общения с искусством слова.

Художественно-эстетический принцип предполагает установление связей литературы с другими видами искусства.

Коммуникативно-речевой принцип является определяющим в речевом развитии учащихся, формировании у них опыта межличностного общения, коммуникации с источником информации.

Внедрение коммуникативно-речевого принципа предполагает диалоговое взаимодействие читателя с текстом, автором, героями его произведения, применение технологий кооперативного обучения, создание специальных учебных ситуаций, в процессе которых формируется культура общения.

Литературоведческий принцип предполагает введение в систему подготовки ребенка-читателя начальных литературоведческих понятий, которые усваиваются учениками практически, на уровне представлений. Он реализуется в процессе практического элементарного анализа литературного текста. Объектом внимания читателя становится слово, что

осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, с помощью которого автор выражает свои мысли, чувства, идеи, отношения к миру [5].

В младшем школьном возрасте в рамках литературного образования на уроках литературного чтения:

- происходит становление обучающегося как читателя, который способен к самостоятельной познавательной, читательской и творческой деятельности;

- в период младшего школьного возраста осуществляется речевое, интеллектуальное и литературное развитие ребенка;

- формируются нравственные качества, этические представления и понятия, обогащаются чувственный мир ребенка;

- воспитывается потребность в систематическом чтении.

В процессе развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения решаются следующие основные задачи:

- развитие у младших школьников полноценного навыка чтения как базового в системе начального образования;

- ознакомление младших школьников с авторами, жанрами и тематиками детской литературой;

- формирование у детей младшего школьного возраста социальных и нравственных ценностей через художественные образы литературных произведений;

- развитие умений воспринимать, понимать, анализировать художественные литературные тексты различных видов;

- развитие связной речи учащихся;

- формирование умений создавать собственные высказывания по смыслу прочитанного (прослушанного);

- развитие творческой литературной деятельности школьников;

- формирование умений по поиску и отбору книг для решения учебных и познавательных задач;

- воспитание потребности в систематическом чтении как средстве познания мира, самопознания, общекультурного развития и творческого становления личности младшего школьника [1].

На уроках важно использовать проблемные задачи, вызывающие дискуссию, побуждающие к размышлениям, поискам, определенным выводам, охватывающие мотивационное и процессуальное направления. Условно их всех распределяют на такие группы:

1. Задачи, способствующие эмоциональному восприятию детьми поэтических и прозаических произведений. Положительным моментом в восприятии ребенком художественного произведения является возникновение у ребенка ощущения своеобразной близости, связи с его героями. Это помогает ей лучше понять желания, мысли других людей, понять человеческую ценность и осознать свою уникальность.

2. Задания, в основе которых - использование приема эмпатии. Эмпатия - сопереживание с героями произведения, людьми, животными, растениями путем перевоплощения в эти образы. Перевоплощение дает толчок к размышлениям, переживаниям, оценке, позволяет развивать творческие способности ученика, стимулировать его активность, возбуждать интерес к собственному эмоциональному состоянию, способствует самоутверждению, появлению веры в собственные возможности.

3. Задания для развития творческого воображения средствами слова.

4. Задачи, способствующие обогащению словарного запаса детей.

5. Творческие виды работы на основе прочитанного текста.

6. Литературные игры. Это особый вид педагогических игр, источником которых служит учебный материал по литературе (тексты художественных произведений, понятия, сведения из биографии писателей и прочее.) Литературные игры направлены на воспитание интереса к предмету, формирование навыков правильного, выразительного чтения и понимания прочитанного, на организацию самостоятельной работы с дополнительной литературой, развитие творческих способностей [1].

Е.А. Юскова утверждает, для того чтобы художественное произведение было полностью воспринято необходимо, чтобы ребенок мог заниматься творческой деятельностью на основе прочитанного, эмоциональное восприятие произведения его обязательно следует сочетать с логическим анализом. Полезным здесь становятся задания на смысловой и структурный анализ произведения: определение главного в произведении (подбор заглавия, составление плана, формулирование главной мысли текста), сравнение поступков и характеров героев, художественных описаний, впечатлений [7, С. 33].

Все эти этапы работы нужно организовать так, чтобы они развивали литературные способности ребенка. Например, предлагается составлять не только простой план произведения, но и цитатный, используя пословицы, фразеологические обороты. Систематическое и продуманное использование этих заданий и игр в обучении способствует не только литературному развитию, но и обеспечивает общее творческое развитие личности ребенка [7, С. 34].

Ведущей формой работы с художественной литературой в школе являются уроки разного типа: фронтальные, групповые, индивидуально-групповые, которые равномерно чередуются в течение недели, месяца, семестра. Согласно требованиям действующих программ, такие уроки проводятся один раз в неделю. Некоторые ученые рекомендуют занятия по художественной литературе проводить ежедневно: фронтальные и групповые - дважды в неделю, индивидуальные и индивидуально-групповые - трижды в неделю.

Первое впечатление детей о книге во многом зависит от качественного исполнения взрослыми литературного произведения. Педагогу необходимо помнить и учитывать возрастные особенности восприятия детьми литературных произведений и в зависимости от этого использовать средства, которые позволили бы детям четче представить художественный образ, созданный словом. Так в процессе чтения художественных произведений детям младшего школьного возраста можно использовать интонации с целью выразительного подчеркивания ярких слов, характеризующих определенный образ, контрастные сочетания темпов и ритмов в зависимости от содержания и формы читаемого произведения.

Для того чтобы донести до детей замысел автора, повлиять на их чувства, переживания, педагог должен заранее подробно проанализировать произведение, подобрать средства выразительного чтения или рассказа (интонация, постановка пауз, логических ударений), выработать четкое и правильное произношение каждого слова, фразы, предложения. Он должен свободно ориентироваться в материале для чтения или хорошо запомнить текст, который будет читать он вместе с обучающимися.

Чтобы познать, осознать идейно-эстетическое содержание произведения, суть изображенных в нем жизненных явлений, мало лишь чувственного восприятия образов, картин. Нужны их осмысление, полная литературная осведомленность с самыми распространенными жанрами детской художественной литературы и фольклора [2].

В последние годы детская литература в определенной степени стала выполнять функцию обслуживания детства. С помощью книги дети узнают о том, как перейти улицу, чем село отличается от города, о природе родного края, различные профессии и тому подобное. Сегодня нет ни одной методики, где бы не использовалась детская литература. Нередко чтение или рассказ художественного текста рассматривается просто как развлекательное средство. Такой подход свидетельствует о

том, что педагоги усматривают в литературе не искусство, каким она является, а сумму методических приемов, способствующих решению отдельных задач, в том числе задач творческого развития.

Выводы. Таким образом, из выше указанного можно сделать вывод, что уроки литературного чтения - основа для развития творческих способностей младших школьников. Лишь систематически организованное, продуманное взаимодействие учителя и учеников на уроке может принести ожидаемый результат. Развитие творческих способностей личности - это длительный и сложный процесс, требующий соответствующих усилий, как со стороны учителя, так и со стороны учеников. Данный процесс будет эффективным, если в обучении учащихся начальной школы будут систематически использоваться художественная литература, упражнения и задания, которые способствуют не только созданию разнообразия процесса обучения, но и непосредственно способствуют развитию творческих способностей детей.

Литература:

1. Агеева, Л.В. Развитие творческих способностей младших школьников / Л.В. Агеева, Н.А. Шелякина, Е.А. Астафьева и др. // Педагогика сегодня: проблемы и решения. - Чита: Молодой ученый, 2017. - С. 79-82.

2. Кудряшев, Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы / Н.И. Кудряшев. - М.: Педагогика, 2018. - 190 с.

3. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. - М.: Наука, 2018. - 127 с.

4. Матюшкина, А.М. Развитие творческой активности школьников: учеб. пособие. под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Наука, 2017. - 160 с.

5. Пономарев, Я.А. Перспективы развития психологии творчества // Психология творчества / Под ред. Д.В. Ушакова. - М.: Педагогика, 2011. - 631 с.

6. Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

7. Юскова, Е.А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения / Е.А. Юскова. // Молодой ученый. - 2019. - № 30 (268). - С. 133-136.

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики преподавания Рагимханова Лариса Камедовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры чеченской филологии Мамалова Хоузу Эдилсултановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Коркмазов Алим Викторович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ

СТУДЕНТОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию лингвокультурологической интерференции, которая возникает из-за конфликтного взаимодействия когнитивно-речевых механизмов, проявляющихся у вторичной языковой личности в отклонениях от языковых, дискурсивных, социокультурных норм одной лингвокультуры под влиянием другой. Появляется такая интерференция, главным образом, из-за того, что коммуникант строит иноязычное высказывание по нормам родного языка, устанавливая нетипичные, неверные отношения между фактами иностранного языка. В данном исследовании лингвокультурологическая интерференция, являющаяся многокомпонентным лингвистическим явлением, представляет собой полное или частичное несовпадение культурных коннотаций и внеязыковых действительностей взаимодействующих языков. Сделан вывод о том, что для того, чтобы результат межкультурной коммуникации был успешным, необходимы знания о культурной коннотации лексики, используемой в речи. Культурная коннотация является решающим фактором возникновения лингвокультурологической интерференции на всех уровнях языковой системы и может привести к нарушению межкультурной коммуникации, непониманию или неадекватному переводу.

Ключевые слова: лингвокультурологическая интерференция, студент, английский язык, речь, культурная коннотация.

Annotation. This article is devoted to the study of linguocultural interference, which occurs due to the conflict interaction of cognitive-speech mechanisms that manifest themselves in a secondary linguistic personality in deviations from the linguistic, discursive, sociocultural norms of one linguoculture under the influence of another. Such interference appears, mainly due to the fact that the communicant builds a foreign language statement according to the norms of his native language, establishing atypical, incorrect relationships between the facts of a foreign language. In this study, linguoculturological interference, which is a multicomponent linguistic phenomenon, is a complete or partial mismatch of cultural connotations and extralinguistic realities of interacting languages. It is concluded that in order for the result of intercultural communication to be successful, knowledge about the cultural connotation of the vocabulary used in speech is necessary. Cultural connotation is a decisive factor in the emergence of linguocultural interference at all levels of the language system and can lead to disruption of intercultural communication, misunderstanding or inadequate translation.

Key words: linguoculturological interference, student, English language, speech, cultural connotation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. Несмотря на повышенный интерес научного сообщества к проблеме интерференции, в существующих исследованиях данной проблемы недостаточно внимания уделено когнитивным механизмам и причинам ее возникновения и развития, которые, при более подробном изучении, могли бы интенсифицировать разработку методик преодоления интерференции. В нашей статье мы обращаем внимание на наименее изученный вид интерференции -лингвокультурологическую интерференцию. Так, в работе интерференцию мы рассматриваем как коммуникативную помеху, возникающую из-за взаимовлияния культурных кодов родного и изучаемого иностранного языка.

Изложение основного материала статьи. Одними из первых ученых-лингвистов, обратившихся к проблеме интерференции, были У. Вайнрайх и А. Хауген, чьи работы в этой сфере вышли примерно в одно и то же время (1950-е г.) [9, С. 105]. Работы У. Вайнрайха и А. Хаугена, привлекли внимание многих других ученых, так как, несмотря на приверженность структурализму, они заявили о необходимости учитывать, помимо прочего, экстралингвистические

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.