Экономика региона: проблемы и перспективы развития
УДК 338.48(470.12)
СЛ; С£лМо в&, ЛВ. Дубйни че ва К.В- Марков, +.В.' Ускова
РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
За быстрые темпы роста отрасль туризма признана экономически^ с^еноченом.стрлртияминув.щего и ей!ПрЪрочат блестящее буДуЩёе в Столетии грядущем, в статае рассматриваются ЬоврёМеннФё'сюе^йние^ёнДенцим'й'^фЪбЛеМЬ^'азейтййЧурИет^кУй' отр^ся^ Во/югодскоу об/]а^^г ^р^тдвле^вад мю^ы^узир^е^^ртр^гдо ра^рит^р^фрр^ туризма на ближайшую перспективу.
В настоящее время цеукдоцно растет роль торизма в развитии экономики не только мирового.И национального, но и регионального масштаб,?. К сожалению, в большинстве регионов России туристская деятельность ориентирована преимущественно на вывоз капитала. Ограниченность въездного потока туристов ведет к экономическим потеряй для региона. В связи 'с этим создание современного высокоэффективного. и конкурентоспособного туристского комплекса - главная цель региональной политики в области туризма.
Д Врдогодской .области развитие туризма является одним лдз, риоритет-ігыхцагхравлеыии развития экономики марлду.С м^тадл^уртоеи,, деєфпрцїуедш-л.енцьщ комплексом, и машиностроением. Это во многом ,ор\гслр.вдєно следующими факторами..
Во-первых, при род і іо-географ и чески ми условиями областй. Ее природные богатства, уникальнвш северный ландшафт, леса, озера и реки' имеют оґромное значение для Лечебно-оздоровительно-го, приключенческого и спортивного туризма.
СЕЛЯКОВА Светлана Александровна младший научный сотрудник ВНКЦ ЦЭМИ РАН
МАРКОВ Кирилл Вячеславович аспирант ВНКЦ ЦЭМИ РАН
ДУБИНИЧЕВА Людмила Васильевна инженер-исследователь ВНКЦ ЦЭМИ РАН
УСКОВА Тамара Витальевна
кандидат экономических наук, зав. отделом ВНКЦ ЦЭМИ РАН
Во-вторых, своеобразным культурно-историческим потенциалом. Вологодская область насчитывает 761 единицу памятников русской истории и культуры (в том числе 218 - федерального значения).
В-третьих, Вологодчина славится своими народно-художественными промыслами (кружевоплетение, чернение по серебру, резьба и роспись по бересте и др.).
В-четвертых, в области есть территории, которые могут быть отнесены к экологически чистым природным зонам, что создает возможность для развития экологического туризма.
В-пятых, Вологодская область известна замечательными людьми прошлого и героями наших дней. Среди них- землепроходцы С. Дежнев, Е. Хабаров, поэты К. Батюшков, Н. Рубцов, А. Яшин, писатели В. Белов,
В. Шаламов, художгаос-баталисгВ. Верещагин,
ученый-физиолог Н.Е. Введенский, дважды Герой Советского Союза летчик А.Ф. Клубов, Маршал Советского Союза И.С. Конев, летчик-космонавт П. И. Беляев, дважды Герох* Социалистического Труда авиаконструктор
С.В. Ильюшин и многие другие.
За последние 10 лет область стала весьма заметна на туристской карте России. По туристскому потенциалу Вологодская область занимает 11 место в РФ1. Численность приезжающих в регион значительно возросла - более чем в 3,5 раза (табл. 1).
Таблица 1. Динамика въездного туристского потока в Вологодскую область, тыс. чел.
Показатели 1997 г. 2005 г. 2006 г. 2006 г. к 1997 г., в %
Количество посетителей, всего 310 1 045 1100 355
Из них:
- туристов 180 316 320 178
- экскурсантов 130 729 780 в 6 раз
Ленинградская область Республика Карелия Калининградская область Вологодская область Новгородская область Му руанская область Псковская область Архангельская область Республика Коми Ненецкий автономный округ
^---------------,--------------,-------------
О 2 4 6 8 10 12
Рисунок 1. Совокупный доход от туризма в регионах Северо-Западного федерального округа в 2006 г., млрд. руб.
Среди регионов Северо-Западного федерального округа область занимает
4 место (без учета г. Санкт-Петербурга) по совокупному доходу от туризма (рис. 1). Доля области в общем совокупном доходе от туризма в СЗФО в 2006 г. составляла 11,8%.
Являясь одной из наиболее динамичных и высокодоходных отраслей, туризм вносит весомый вклад в экономику области. В структуре валового
1 По данным рейтингового агентства «Экс-перт-РА».
регионального продукта доля туризма в 2006 г. составила 3,3% (рис. 2). А оценка влияния туристской сферы на экономику региона путем расчета «мгновенного мультипликатора»2
выявила, что каждые 1000 рублей, потраченные туристом в Вологодской области в 2006 г., принесли экономике региона 1130 рублей, то есть 1,13 руб. дохода на каждый рубль.
| Металлургия и пр-во нет. изделий; 35,7
| Транспорт и связь; 12,2 а Торг1)ВЛЯ; 6 3
Туризм; 3,3 | Химическое производство; 4,4
■ Сельское хозяйство и
лесозаготовки; 7,0
■ Прочее; 10,3
Производство и распределение э/энергии, газа и воды; 4,0
Производство маиин и оборудования; 2,0 Пищевая
Я Строительство; 9,6 \ промышленность; 3,1
Лесной комплекс; 1,9
Рисунок 2. Структура валового регионального продукта в 2006 г., %
Правительство области придает большое значение созданию благоприятного имиджа региона на туристском рынке не только России, но и за рубежом, активизируя всесторонние обмены в сферах культуры, бизнеса, торговли, инвестиций. В целях развития въездного и внутреннего туризма в Вологодской области проводится следующая работа:
о ежегодно проходит межрегиональная выставка туристского сервиса и технологий гостеприимства «Ворота Севера. Туризм. Культура. Сервис»;
с разрабатываются и продвигаются туристские проекты, самым известным из которых является «Великий Устюг - родина Деда Мороза»;
о туристский потенциал региона представляется на международных туристских выставках-ярмарках ШТОЦЁ-МАШСЕТ, ШШЕТЕХ, МГГТ и других;
э область представлена в «Каталоге инвестиционных проектов в сфере туристского бизнеса»3;
5 Правительство области инициирует подготовку туристских кадров на территории региона;
о успешно реализуются двусторонние долгосрочные соглашения о прямых партнерских связях, торгово-экономическом и культурном сотрудничестве с такими регионами, как Лапландия и Оулу (Финляндия), Пре-шовская область (Словакия), Цзилинь (Китай) и ряд других.
В целом значение туризма для экономики региона достаточно весомо.
Во-первых, создание туристских фирм и развитие их бизнеса приносит большую выгоду: клиентам - продукцию, услуги; работающему персоналу-зарплату; бизнесменам - прибыль; региону - деньги за счет налогов и сборов.
Во-вторых, туризм вызывает потребительский спрос на разнообразные товары и услуги, предложить которые призвана региональная промышленность. Увеличение продажи продукции местной промышленности естественным образом увеличивает доходы региона.
2 Стратегия развития туризма в Вологодской области до 2015 года: Отчет о научно-исследовательской работе { ВНКЦ ЦЗМИ РАН, 2007.
3 Электронный ресурс. - Режим доступа: http:// www. tourismin ves t. ru.
В-третьих, увеличение туристских потоков значительно повышает спрос на сувенирную продукцию, изделия местного кустарного промысла. Продажа таких изделий может не только приносить дополнительный доход, но и служить рекламой туристского центра. Развитие туризма благотворно сказывается на возрождении народных промыслов, традиций и фольклора.
В-четвертых, увеличиваются доходы региональных средств связи, так как почтовое, телеграфное и телефонное обслуживание позволяет туристу поддерживать контакт с местом постоянного проживания.
Территории с ярко выраженной туристской направленностью характеризуются:
• наличием уникальных историко-культурных и архитектурных объектов (особенно известен Кирилловский район, на территории которого находится Кирилло-Белозерский историко-архитектурный музей-заповедник и Музей фресок Дионисия в с. Фера-понтово, а также Вологодский район с Архитектурно-этнографическим музеем в п. Семенково);
•наличием объектов делового и научного сотрудничества (г. Вологда, как административный центр области, и г. Череповец, как промышленный центр области, концентрируют высшие
В-пятых, за счет развития туристского бизнеса расширяется и модернизируется региональная инфраструктура.
В-шестых, развитие туризма способствует сохранению и своевременной реставрации исторических памятников, архитектурных сооружений, улучшению экологии региона.
Практически каждый район области обладает теми или иными туристскими ресурсами. Вместе с тем существует значительная дифференциация данных территорий как по имеющемуся туристскому потенциалу, так и по уровню развития сферы туризма (табл. 2).
учебные и научные учреждения, промышленные предприятия; здесь проводятся крупные выставки, различные конференции, симпозиумы, семинары, которые собирают не только отечественных, но и зарубежных специалистов);
• наличием богатой охотофауны, недревесных продуктов леса: грибов, ягод, трав (Кирилловский и Великоус-тюгский районы);
• наличием различных событийных мероприятий - народных праздников, гуляний, дней города.
Отдельно следует рассмотреть два муниципальных образования с высоким уровнем развития туризма - Кирилловский и Великоустюгский районы.
Таблица 2. Уровень развития туризма в Вологодской области*
Уровень развития Муниципальное образование
Высокий уровень развития г. Вологда, г. Череповец, Великоустюгский, Кирилловский, Вологодский
Средний уровень развития Череповецкий, Тотемский,Грязовецкий, Белозерский
Низкий уровень развития Усть-Кубинский, Устюженский, Шекснинский, Сокольский, Вытегорский, Бабаевский, Чагодощенский
Очень низкий уровень развития Никольский, Сямженский, Харовский, Междуреченский, Вашкинский, Бабушкинский, Нюксенский, Тарногский, Кадуйский, Кичменгско-Городецкий, Верховажский, Вожегодский
*По результатам кластерного анализа. Стратегия развития туризма в Вологодской облает до 20 ISгода: Ojyei о научно-исследовательской работе /ВНКЦ ЦЭМИ РА И, 2007.
Кирилловский район-Святая земля Руси - один из самых посещаемых туристских центров области. За сезон 2006 года он принял 263,5 тысячи посетителей, из них 70% - иностранные гости. Бюджет Кирилловского района на 45% формируется за счет доходов таких отраслей, как туризм и торговля. Кроме того, это единственный район, в котором развиты практически все виды туризма.
Масштабный межрегиональный проект «Великий Устюг - родина Деда Мороза» осуществляется с 1998 г. В рамках этого проекта получило широкое развитие межрегиональное сотрудничество, программа предусматривает проведение многочисленных мероприятий социальной направленности и др. В 2006 г. в вотчине Деда Мороза побывали 132 тыс. человек.
В целом въездные потоки в область ежегодно увеличиваются на 10 - 12%.
При достаточно высоком уровне туристской привлекательности развитие туризма в регионе сдерживается целым рядом объективных проблем. Основные из них:
> недостаточный уровень развития туристской инфраструктуры;
> несоответствие уровня подготовки и профессионализма кадров, обслуживающих туристов, современным требованиям;
> низкое качество и однообразие турпродукта;
> отсутствие четкого позиционирования туробъектов региона.
Решение этих проблем видится в разработке и применении на практике стратегических программ развития сферы туризма, подкрепленных реальными мероприятиями по формированию на туристском рынке положительного образа как региона в целом, так и отдельных муниципальных образований.
Стратегической целью развития туристского сектора региональной экономики должно стать создание конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей населения области, российских и иностранных граждан в туристских услугах, а с другой стороны, вклад в развитие экономики региона, в том числе за счет притока денежных средств, налоговых поступлений в бюджет и увеличения количества рабочих мест, а также сохранение и рациональное использование культурно-исторического и природно-рекреационного потенциала Вологодской области.
В качестве ключевых направлений стратегии развития сферы туризма можно обозначить следующие:
• раскрытие туристского потенциала области на национальном туристском рынке;
•формирование нового туристского продукта, выходящего за рамки традиционного представления о туристском предложении Вологодской области;
• расширение возможностей инвестирования в туристскую инфраструктуру;
•подготовка и повышение квалификации кадров в сфере туристского обслуживания.
Реализация стратегической цели и поставленных задач позволит в перспективе к 2010 году увеличить туристский поток до 1,7 млн. чел. и общий совокупный доход более чем до 13 млрд. рублей.
Учитывая широту спектра экономических направлений, катализатором развития которых является туризм, можно с большой долей уверенности утверждать, что туризм вполне способен выступить в качестве еще одной «точки экономического роста» региона.