ДРЕВИЦКАЯ Ирина Юрьевна3, удк / udc 911.3
КЛЕЙНЕР Яков Семёнович6 doi: 10.22412/1995-0411-2017-11-1-97-104
Донецкий институт туристического бизнеса (Донецк); "кандидат государственного управления, доцент; e-mail: irina.drevitskaya@yandex.ua;
б кандидат экономических наук, профессор; e-mail: kleyner@inbox.ru
развитие туризма как фактор формирования позитивного имиджа донбасса
В силу сложных и неоднозначно оцениваемых в мире политических событий, в 2014 г. был провозглашён суверенитет Донецкой Народной Республики (ДНР), которая выделилась из части Донецкой области - самого крупного по численности населения региона Украины. На сегодняшний момент ДНР представляет собой непризнанное ни одним государством - членом ООН - политическое образование в зоне военно-политического конфликта. Политическое урегулирование военно-политического конфликта на Донбассе, прописанное в «Минских соглашениях», де-факто предусматривает политическую субъектность территорий, сегодня находящихся в пределах ДНР (либо в качестве автономии в составе Украины, либо в качестве суверенного государственного образования). Поэтому в целом политико-географическое пространство ДНР можно воспринимать как состоявшуюся политическую субъектность, и оно заслуживает своего детального изучения с точки зрения потенциала и возможностей развития туризма. Регион в номинальных границах ДНР обладает существенным туристско-рекреационным потенциалом, который заслуживает пристального изучения и вовлечения в сферу туристской деятельности. Большая часть туристских дестинаций, ранее составлявших турпотенциал Донецкой области, осталась на её украинской части. На фоне разрывов многих экономических и социальных связей это вызывает необходимость переформатирования туристской среды, повышения туристской аттрактивности в будущем, что становится фактором формирования позитивного имиджа территории.
В статье впервые формулируются предпосылки туристской аттрактивности территории ДНР, среди которых - промышленная мощь, рекреационное богатство, интеллектуальный потенциал, разнообразие природных ресурсов. Обозначены проблемы развития туризма в ДНР, в частности, несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере туризма; значительные разрушения в ходе боевых действий, моральный и физический износ сохранившейся туристской инфраструктура; невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской сферы; сохранение образа Донбасса как региона, неблагоприятного для туризма. Выявленные проблемы, вопросы создания благоприятных условий для формирования эффективного конкурентоспособного туристского рынка нашли отражение в разработанной Концепции развития туризма в ДНР. Для достижения цели, поставленной в Концепции, необходимо решение ряда обозначенных в статье задач. Среди них определенное место занимает региональная туристская политика, которая должна быть направлена на защиту прав туристов, интересов производителей туристского продукта, всемерную поддержку внутреннего и въездного туризма посредством прямых инвестиций, направляемых на развитие материальной базы и инфраструктуры туризма, кадрового, научного и рекламно-информационного обеспечения отрасли. Именно в результате реализации такой политики возможно получить эффективный туристский комплекс, который бы соответствовал потребностям населения и служил бы фактором укрепления авторитета ДНР в будущем на международной арене.
Ключевые слова: Донецкая Народная Республика, имидж территории, развитие туризма, региональная туристская политика, Донбасс.
Постановка проблемы. На данном этапе развития общества особое внимание уделяется имиджу территории. Круг задач формирования имиджа достаточно разнообразен: привлечение внимания к объекту,
имидж которого создается; акцентирование взгляда на определенных характеристиках данного объекта; формирование позитивного отношения к нему. В условиях, когда Донецкая Народная Республика
(ДНР) переживает период становления как политико-территориальный субъект, необходимо особое внимание уделить повышению туристской аттрактивности данной территории посредством формирования позитивного имиджа.
Анализ последних исследований и публикаций. За последние годы в науке условно можно выделить два основных сложившихся подхода к изучению имиджа региона - теоретико-ориентированный, и практико-ориентированный.
В рамках первого подхода происходит осмысление природы, структуры и специфики функционирования имиджа региона в современном мире. Он представлен работами таких ученых, как Д.Н. Замятин [2] и А.Е. Кирюнин [3], которые прослеживают в своих трудах прямую связь между имиджем региона и его культурой.
В рамках второго подхода в первую очередь анализируются этапы и технологии формирования имиджа конкретных территорий, конструируются модели построения имиджа страны, региона и города. Практико-ориентированный подход основан на исследованиях классиков в области маркетинга - таких, как Ф. Котлер, К. Асплунд, И. Рейн и Д. Хайдер, которые предложили концепцию «маркетинга мест», представленную и дополненную в работах российского ученого А.П. Пан-крухина [5]. В рамках практико-ориенти-рованного подхода выделяется группа исследователей (А. Чумиков [7], М. Бочаров, И.Я. Рожков и В.Г. Кисмерешкин [6], В.Л. Музыкант [4]), которые рассматривают имидж региона в терминах брендинга. Суть данного подхода состоит в том, что, опираясь на брендинг, современные страны (регионы) продают себя на рынке инвестиций, туризма и услуг в полном соответствии с законами маркетинга. Брендинг в данном случае выступает как основа прироста нематериальных активов региона.
Цель статьи - сформулировать предпосылки туристской аттрактивности территории Западного Донбасса (в пределах современной ДНР), выявить проблемы развития туризма в регионе, поставить задачи создания условий для комплексного развития туризма, обосновать основные
направлениями активной государственной политики в этой сфере.
Изложение основного материала.
Каждый регион по-своему уникален -имеет исторически сложившиеся традиции и культуру; национальные особенности; исходный уровень развития; особенности, обусловленные производственной структурой, географическим положением и производственным потенциалом. В сложившихся сегодня условиях в отношении отдельных регионов и/или в рамках всего государства у общественности часто преобладает то или иное (положительное или отрицательное) мнение. Очень часто с ориентиром на это общественное мнение строится и государственная политика в отношении отдельных регионов. ДНР образовалась на территории более крупного образования - Донецкой области - самого крупного по населению региона Украины. Большая часть туристских дестинаций (Святогорье, центральная и западная часть побережья Азовского моря, урочище Клебан-Бык и др.), ранее составлявших турпотенциал Донецкой области, остались на её украинской части, что однозначно вызывает необходимость переформатирования туристской среды нового политико-территориального образования в границах ДНР.
Если проводить аналогию с рыночной системой экономики, в которой важнейшим аспектом является конкуренция хозяйствующих субъектов, то и в отношении регионов можно наблюдать весьма схожие отношения, а фактически - конкуренцию регионов.
Одним из наиболее распространённых методов повышения «конкурентоспособности» является создание позитивного имиджа региона. Имидж региона в современном понимании это:
- во-первых - результат многофакторной модели регионального исторического развития;
- во-вторых - активный инструмент преобразований, повышения статуса и престижа данной территории;
- в-третьих - его экономическая ценность.
В рыночных условиях на формирование имиджа региона влияет множество факторов. Влияют производители товаров и услуг, внешние и внутренние инвесторы, другие
целевые группы общественности и отношение к ним. Влияет политика, проводимая местной администрацией в отношении рыночных преобразований, и выделяемые ею приоритеты в социально-экономическом развитии. Немаловажное значение имеют позиционирование региона, инвестиционный климат в регионе, финансовая стабильность, участие деловой элиты в общественно значимых акциях, благотворительность, спонсорство, интеллектуальный и научный потенциал региона.
Поскольку как для экономики, так и для политики в широком смысле конкурентные отношения являются основной движущей силой развития, они также являются двигателем развития региона. Таким образом, можно сделать вывод, что имидж региона и есть результат этих конкурентных отношений, выраженный в определенной многоаспектной форме. Соответственно, определяя цель формирования имиджа ДНР, можно выразить её в непосредственном желании всестороннего (экономического, политического и социального) развития региона.
Территория ДНР сочетает в себе промышленную мощь, рекреационное богатство, интеллектуальный потенциал, разнообразие природных ресурсов. Известно, что здесь имеется огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского интереса и показа.
Природа ДНР представлена разнообразными рекреационными зонами, а историческое прошлое способствовало образованию уникальных заповедных объектов, расположенных на ее территории. Так, сегодня здесь насчитывается 42 объекта природно-заповедного фонда.
Поликультурные традиции жителей ДНР также являются благоприятной основой для развития туризма. Здесь насчитывается более 1000 культурно-исторических объектов, которые представляют собой уникальную ценность для населения и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Кроме того, существенным преимуществом ресурсных возможностей ДНР для развития внутреннего и въездного туризма является доступ к береговой линии
Азовского моря, что позволяет развивать не только пляжный туризм, но и проводить оздоровление детей на этой территории в летний период с перспективой на круглогодичное обслуживание, а также оздорав-ливать взрослых.
Все это позволяет удовлетворять потребность туристов в самых разнообразных по целям и содержанию туристских продуктах, подтверждает наличие предпосылок для туризма и обосновывает необходимость его развития.
Боевые действия, которые проходили на территории ДНР, оказали двоякое воздействие на туризм: с одной стороны, были разрушены и повреждены многие объекты туристской сферы, с другой - стойкость духа жителей, защищающих свой выбор, сделали этот регион известным во всем мире и пробудили живой интерес к посещениям этих мест. Кроме того, возник новый перечень трагических аттрактивных объектов -Саур-Могила, Донецкий аэропорт и др.
По состоянию на 01.10.2015 г., в соответствии с предоставленной информацией городов и районов ДНР, на их территории работают 11 турагентств и функционирует 31 средство размещения общей вместимостью 4418 койко-мест.
Современный этап развития туризма в ДНР определяется как переходный к его новому будущему состоянию, связанному с глубокими структурными изменениями социально-экономической основы общества, что вызвало ряд актуальных проблем:
- остаются несовершенными нормативно-правовая и экономическая базы, регулирующие отношения в сфере туризма;
- значительно разрушена туристская инфраструктура в ходе боевых действий 2014-16 гг.;
- имеет место значительный моральный и физический износ сохранившейся материальной базы;
- сохраняется невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской сферы;
- сохраняется образ ДНР как региона, неблагоприятного для туризма;
- учреждения туристской направленности ведут неудовлетворительную статистическую отчетность;
- не отработан механизм по содействию продвижению туристского продукта не только на мировом, но и на внутреннем рынках.
Преодоление существующих проблем возможно только последовательно, комплексно и системно на межведомственном уровне.
При непосредственном участии учёных Донецкого института туристического бизнеса разработана Концепция развития туризма в ДНР. Основная цель этого документа - создание благоприятных условий для формирования эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности удовлетворения туристско-рекреационных потребностей населения и иностранных граждан, повышение занятости и уровня доходов населения с учетом сохранения и сбережения туристическо-рекреацион-ных ресурсов.
В соответствии с поставленной целью первоочередными задачами являются создание условий для комплексного развития туризма с учетом интересов других отраслей:
- разработка правовой базы, законодательное закрепление поддержки внутреннего и въездного туризма в качестве приоритетных направлений ускоренного развития экономики региона;
- создание благоприятной организационной и экономической среды для формирования современной туристской сферы в соответствии с принципами и нормами международного права, в том числе рекомендациями ЮНВТО;
- создание благоприятных условий для инвестиций в туристскую сферу путем разработки и реализации мер по развитию государственно-частного партнёрства в сфере туризма согласно действующему законодательству ДНР;
- оказание содействия развитию и модернизации объектов туристско-рекре-ационной сферы в регионе (транспорт, размещение, питание, объекты показа и др.);
- создание условий для формирования качественных туристских продуктов и услуг, обеспечение их реализации по конкурентным ценам;
- повышение эффективности защиты прав потребителей туристского продукта;
- обеспечение межкультурных коммуникаций и международного сотрудничества в сфере туризма;
- реализация воспитательной и культурно-познавательной функции туризма в работе с населением ДНР;
- формирование на территории региона системы санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, в первую очередь предоставляющих круглогодичные услуги с учётом качества услуг и доступности для всех слоёв населения;
- построение туристской информационной инфраструктуры в ДНР;
- развитие предпринимательства, в том числе малого и среднего бизнеса в сфере туризме и смежных отраслей экономики.
Международный опыт говорит о том, что наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет странам, даже не относящимся к числу наиболее экономически развитых, завоевывать серьезные позиции на мировом туристском рынке при обязательном условии - проведении активной государственной политики. Основными направлениями этой политики являются: защита прав туристов, интересов производителей туристского продукта, всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма. Формы такой поддержки многообразны: прямые инвестиции, направляемые на развитие материальной базы и инфраструктуры туризма, кадровое, научное и рекламно-информационное обеспечение туризма.
Именно в результате реализации такой политики можно получить эффективный туристский комплекс, который бы соответствовал потребностям населения ДНР и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах и служил бы фактором укрепления авторитета ДНР на международной арене, налаживанию ее международных связей в различных сферах.
Региональная туристская политика в ДНР должна быть направлена на развитие въездного и внутреннего туризма, повышение значимости туристско-рекре-ационной сферы для социально-экономического развития региона.
Основными направлениями развития в сфере туризма ДНР являются:
- разработка Генеральной схемы развития зон и объектов рекреации (оздоровления), туризма и отдыха ДНР;
- формирование курорта Республиканского значения (Азовское побережье), туристско-рекреационных территорий, специальных туристско-рекреационных парков, городских и пригородных зон отдыха, туристских зон, развитие сети кемпингов и стоянок для кемперов (самодеятельных туристов);
- развитие приоритетных видов туризма;
- обеспечение высокого качества ту-ристско-рекреационных услуг, которое будет осуществляться через внедрение прогрессивных унифицированных стандартов, в том числе экологических, обеспечение доступности туристско-рекреационных услуг для всех слоев населения;
- разработка комплекса мероприятий по формированию, продвижению и развитию образа ДНР как привлекательного туристского региона, что позволит сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей экономики страны;
- ребрендинг информационно-рекламной деятельности по продвижению ДНР как туристского региона посредством внедрения высокотехнологичных информационно-коммуникационных разработок в туризме (туристский портал ДНР, другие современные инструменты on-line сервиса) и через участие в международных туристских ярмарках и выставках (с формированием собственной экспозиции, представлением выставочного стенда, рекламной информации, сувениров);
- организация работы по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному, физическому, экологическому и трудовому воспитанию населения через туризм, краеведение и экскурсионную работу;
- содействие в привлечении инвестиций в туристскую сферу;
- создание благоприятных условий для экспорта туристско-рекреационных услуг ДНР;
- усовершенствование методики сбора статистической информации путём
внедрения вспомогательного (сателлитно-го) счета в туризме, что позволит получить достоверные данные о совокупном вкладе туризма в экономику (его доли в ВВП, занятости, инвестициях, доходах бюджета) и послужит весомым аргументом для привлечения в эту сферу государственных и частных инвестиций;
- создание условий для повышения качества туристских услуг и уровня обслуживания;
- содействие развитию событийного туризма, основным элементом которого должен стать календарь событий ДНР.
Для эффективного выстраивания туристского имиджа ДНР его разработчикам целесообразно сделать опору на такие факторы региональной культуры, как природные характеристики региона, его промышленный потенциал и события последних лет, заставившие совершенно по-новому переосмыслить определённые положения имиджа и его отдельные элементы.
Для значительного количества людей в странах как непосредственно граничащих или тесно связанных с Украиной и Донбассом, так и весьма удалённых географически, ДНР стала символом мужества, умения и стремления строить самостоятельно свою судьбу, своё будущее.
Процесс формирования этого нового имиджа был, как нам хорошо известно, мучительным и трагическим, и та информационная война, которая велась и продолжает вестись против молодой республики, обуславливает необходимость адекватной, объективной и своевременной реакции со стороны средств массовой информации и общественности региона. Эта реакция может быть самой различной и по содержанию, и по форме - от газетной статьи до лирических строк, от новостного сюжета до кинофильма.
История региона как элемент региональной культуры также активно должна исследоваться в процессе трансляции имиджа территории. Для Донецкой Народной Республики, которая, несмотря на все испытания, славится своим промышленным производством, большое значение в процессе создания имиджа имеют крупные предприятия, являющиеся частью
региональной культуры. Данные флагманы индустрии чаще всего выступают в качестве региональных брендов, символизирующих территорию. К их числу относятся: шахты, прежде всего передовые; «Донецк-сталь»; пищевые предприятия; химический комбинат «Стирол» и др.
Памятники истории и культуры характеризуют региональную культуру и одновременно выступают символами территории. Такими символами для ДНР являются заповедник «Меотида», ландшафтный парк «Донецкий кряж», усадьбы известных людей и ряд других. Особо важно отметить Саур-Могилу как памятник истории, символ несгибаемого мужества в годы Великой Отечественной и трагический памятник братоубийственной войны за самоопределение. Саур-Могила - это донецкий Сталинград, это наша вечная боль и память, и её ещё не раз вспомнят, говоря о непобедимой силе духа защитников Донбасса.
Мужество, сильнейший патриотизм, самоотверженность, вера в победу - это главнейшие черты имиджа молодой республики.
Учреждения образования, науки, культуры и и скусства также являются элементами региональной культуры. Образовательным брендом ДНР выступают Донецкий технический и Донецкий национальный университеты, культурными - Донецкий театр оперы и балета им. А. Соловьяненко и Донецкий украинский музыкально-драматический театр, Республиканская филармония, краеведческий и художественный музеи.
Регион по праву гордился своими спортивными достижениями - здесь сражались и удивляли болельщиков футбольные клубы «Шахтёр» и «Металлург», хоккейный клуб «Донбасс» и др., но сегодня мы также надеемся на возрождение спортивной славы Донбасса. Практически все приезжие стремятся посетить уникальный стадион «Донбасс-Арена» - четвёртый по величине в Европе.
Выбор канала социокультурной коммуникации в процессе трансляции имиджа имеет не меньшее значение, чем выбор сообщения. В зависимости от того, какая аудитория является получателем сообщения, целесообразно использовать тот или
иной способ передачи информации. Например, в процессе взаимодействия с инвесторами, которые рассредоточены по всему миру, наиболее эффективным является такой канал коммуникации, как Интернет, который позволяет с минимальными затратами раскрыть инвестиционную привлекательность территории. Поэтому социокультурная коммуникация ДНР с инвесторами должна осуществляться с помощью профильных сайтов министерств, сайта Донецкой городской администрации, новостных сайтов.
Трансляция имиджа ДНР для самих жителей региона осуществляется в первую очередь через такие каналы, как газеты и телевидение. Однако, влияние печатных СМИ, особенно на молодежную аудиторию, с каждым годом снижается. На смену газетам пришёл Интернет.
Одним из условий успешной социокультурной коммуникации является наличие обратной связи. В узком смысле под обратной связью можно рассматривать, например, качество и количество комментариев, оставленных на сайтах, письма и обращения в печатные СМИ, обсуждения имеющихся проблем и последствий реализации решений в различных телевизионных проектах. В широком смысле - возникновение четких ассоциаций с ключевыми сообщениями, которые транслируются в рамках коммуникации; повышение известности региона; формирование положительного отношения к региону.
Выводы
1. Предпосылками туристской аттрактивности территории ДНР являются промышленная мощь, рекреационное богатство, интеллектуальный потенциал, разнообразие природных ресурсов региона.
2. Основные проблемы развития туризма в ДНР обусловлены несовершенством нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере туризма; значительными разрушениями в ходе боевых действий, моральным и физическим износом сохранившейся туристской инфраструктуры; невысоким качеством обслуживания во всех секторах туристской сферы; сохранением образа ДНР как региона, неблагоприятного для туризма.
3. Региональная туристская политика в ДНР должна быть направлена на защиту прав туристов, интересов производителей туристского продукта, всемерную поддержку развития внутреннего и въездного туризма посредством прямых инвестиций, направляемых на развитие материальной базы и инфраструктуры туризма, кадрового, научного и рекламно-информационного обеспечения
отрасли. Именно в результате реализации такой политики можно получить эффективный туристский комплекс, который бы соответствовал потребностям местного населения и иностранных гостей в разнообразных туристских услугах, служил бы фактором укрепления авторитета республики на международной арене, налаживанию ее международных связей в различных сферах.
Список источников:
1. Добрикова А.А. Имидж региона в пространстве региональной культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 8(14): в 4-х ч. 4.IV. С. 48-50.
2. Замятин Д.Н. Географические образы регионов и политическая культура общества // Региональное самосознание как фактор формирования политической культуры в России. М.: МОНФ, 2010. С. 116-125.
3. Кирюнин А.Е. Имидж региона как интериоризация культуры. М.: Книжный дом «Университет», 2011. 144 с.
4. Музыкант В.Л. Маркетинговые основы управления коммуникациями М.: Эксмо, 2009. 832 с.
5. Панкрухин А.П. Муниципальное управление: маркетинг территорий. М.: Эксмо, 2010. 257 с.
6. Рожков И.Я., Кисмерешкин В.Г. От брендинга к бренд-билдингу. М.: Гелла-Принт, 2009. 320 с.
7. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. М.: Дело, 2006. 551 с.
8. ХажиеваА.А. Маркетинговый и культурологический подходы к изучению // Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы междунар. науч. - творч. форума. Челябинск: Изд-во ЧГАКИ, 2010. С. 150-152.
Irina Yu. DREVITSKAYA3, Yakov S. KLEYNERb
Donetsk Institute of Tourist Business (Donetsk, Ukraine); a PhD (Dr. Sc. in Public Administration), Associate Professor; e-mail: irina.drevitskaya@yandex.ua;
b PhD (Dr. Sc. in Economics), Professor; e-mail: kleyner@inbox.ru
tourism development as a factor of forming positive image of donbass
Complicated political events that are equivocally considered in the world in 2014 led to the proclamation the sovereignty of the Donetsk People's Republic (DNR). DPR was allocated from the Donetsk region, the largest region of Ukraine on the population. To date, DPR is unrecognized by any of the states members of UN political entity that is located in the area of military-political conflict. Political settlement of the military and political conflict in Donbass, prescribed in "Minsk agreements", provides de facto political subjectivity of territories that now are within DPR (or as autonomy as part of Ukraine, either as a sovereign state entity). Overall, therefore, the political and geographical space of DPR can be perceived as established political subjectivity, and it deserves its detailed study in terms of capacity and opportunities of the tourism development.
Region in nominal boundaries of DPR has a significant tourism and recreational potential, which deserves careful study and engagement in the sphere of tourist activity. Most tourist destinations that have previously formed the tourist potential of the Donetsk region have remained in the territory of Ukraine. Against the background of breaking many economic and social relations there is the necessity to reformat the tourism environment of the region, increase tourism attractiveness in the future, which becomes a factor of forming positive image of the territory.
The article first formulates preconditions of tourist attractiveness of the DPR, including the industrial power, recreational wealth, intellectual potential, diversity of natural resources of the region. The authors denote the problems of tourism development in the DPR, in particular, the imperfection of the legal framework regulating relations in the sphere of tourism; considerable damage in the fighting, moral and physical deterioration of the preserved tourist infrastructure; low quality of services in all parts of the tourism sector; preservation of the image of the DPR as a region, unfavorable for tourism. Identified problems, the creation of favorable conditions for the formation of an effective competitive tourism market are reflected in the elaborated Concept of tourism development in DPR. In order to achieve the goal that set in
the Concept, it is necessary to solve a number of problems, which are listed. Among them, a regional tourist policy has a certain place. It should be directed to the protection of the rights of tourists, the interests of producers of the tourist product, the full support of domestic tourism through direct investments to the development of material resources and tourism infrastructure, human resources, research and advertising and information provision tourism. Effective tourist complex, which would meet the needs of the population and would serve as a factor strengthening the authority of the DPR in the international arena, can be obtained as a result of implementation of this policy. Keywords: Donetsk People's Republic, image of a territory, tourism development, regional tourism policy.
References
1. Dobrikova, A.A. (2011). Imidzh regiona v prostranstve regional'noj kul'tury [The image of a region in the space of regional culture]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and juridical sciences, cultural studies and art history. Theory and practice], 8(14), IV, 48-50. (In Russ.).
2. Zamjatin, D.N. (2010). Geograficheskie obrazy regionov i politicheskaja kul'tura obshhestva [Geographical images of regions and political culture of society]. Regional'noe samosoznanie kak faktor formirovanija politicheskoj kul'tury v Rossii [Regional identity as a factor of forming political culture in Russia]. Moscow: MONF. (In Russ.).
3. Kirjunin, A.E. (2011). Imidzh regiona kak interiorizacija kul'tury [The image of a region as the internalization of culture]. Moscow: Book House "University". (In Russ.).
4. Muzykant, V.L. (2009). Marketingovye osnovy upravlenija kommunikacijami [Marketing basics of communications management]. Moscow: Eksmo. (In Russ.).
5. Pankruhin, A.P. (2010). Municipal'noe upravlenie: marketing territorij [Municipal Management: Marketing Areas]. Moscow: Eksmo. (In Russ.).
6. Rozhkov, I.Ya., & Kismereshkin, V.G. (2009). Ot brendinga k brend-bildingu [From branding to brand-building]. Moscow: Gella-Print. (In Russ.).
7. Chumikov, A.N., & Bocharov, M.P. (2006). Svjazi s obshhestvennostju: teorija i praktika [Public Relations: Theory and Practice]. Moscow: Delo. (In Russ.).
8. Hazhieva, A.A. (2010). Marketingovyj i kul'turologicheskij podhody k izucheniju [Marketing and cultural approaches to the study]. Molodezh' v nauke i kul'ture XXI veka [Youth in Science and Culture of the XXI century]: Materials of Intern. scientific-creative forum. Chelyabinsk: Publ. House of CSIK. (In Russ.).
Древицкая И.Ю., КлейнерЯ.С. Развитие туризма как фактор формирования позитивного имиджа Донбасса // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т.11. № 1. С. 97-104. DOI: 10.22412/1995-0411-2017-11-1-97-104.
Дата поступления статьи: 22 февраля 2016 г.
Drevitskaya, I.Yu., & Kleyner, Y.S. (2017). Tourism development as a factor of forming positive image of Donbass. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 11(1), 97-104.
doi: 10.22412/1995-0411-2017-11-1-97-104. (In Russ.). Received February 22, 2016.
ТУРДАЙДЖЕСТ_
TOURDIGEST
(Ehe {Ttleamuti р0ссия вошла в список лучших
внутри круизных направлений 2017 года
Россию включили в перечень из восьми лучших круизных направлений 2017 года по версии британской газеты The Telegraph. Туристам рекомендовали маршруты по озёрам и рекам, связывающим Москву и Санкт-Петербург. Как отмечает издание, во время данных туров путешественники смогут увидеть множество достопримечательностей.
В рейтинг, места в котором не ранжируются, также вошла Аляска. Во время круизов путешественники получат возможность насладиться видами огромных ледников. В списке также значится Канада, где туристам предлагается посещение острова Принца Эдуарда на востоке страны, его столицы города Шарлоттаун, и возможность поплавают на каяках. В восьмёрку лидеров также были включены маршруты между Новым Орлеаном и Мемфисом по р. Миссисипи в США, Бразилия, Индийский океан, ЮАР и Куба.
По материалам сайтов lenta.ru, telegraph.co.uk (дата обращения: 20.02.2017)