РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОИ СФЕРЫ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: ПРОБЛЕМЫ И ОЦЕНКА
УДК 311.314
Оксана Викторовна Кучмаева,
д.э.н., профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова, Эл. почта: kuchmaeva@yandex.ru
Ольга Анатольевна Махова,
к.э.н., доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова
В связи с включением Республики Крым с состав Российской Федерации актуальность исследования состояния и развития сферы туризма в новом субъекте России не вызывает сомнений. Современные мировые тенденции говорят о глобальности масштабов развития туризма. Туризм сегодня является одним из приоритетных факторов развития взаимопонимания между этносами и народами, а также вносит существенный вклад в процветание многих стран мира. В связи с этим оценка и характеристика проблем развития туристской деятельности в Республики Крым занимает весомое и самостоятельное место в процессе выработки и осуществления стратегии управления экономикой страны. В статье раскрыты основные методологические проблемы анализа туристской сферы; исследованы изменения туристского потока в Республику Крым; приведены особенности развития коллективных средств размещения, а также сформулированы общие выводы о состоянии туристской сферы Республики Крым.
Ключевые слова: Республика Крым; туристский потенциал; число туристов; коллективные средства размещения; оценка состояния туристской сферы.
Oksana V. Kuchmaeva,
PhD in Economics, Professor;
REU them. GV Plekhanov
Эл. почта: kuchmaeva@yandex.ru
Olga A. Mahova,
PhD in Economics, Associate Professor REU them. GV Plekhanov
THE DEVELOPMENT OF TOURISM SECTOR IN THE REPUBLIC OF CRIMEA: PROBLEMS AND ASSESSMENT
In connection with the inclusion of the Republic of Crimea with the Russian Federation urgency address the issues and assess the state of development of tourism in the new subject of Russia is not in doubt. Current world trends speak about globality of scales of development of tourism. Tourism is one of priority factors of development of mutual understanding between ethnoses and the people today, and also makes an essential contribution to prosperity of many countries of the world. In this regard, the evaluation and characterization of the problems of development of tourist activity in the Republic of Crimea occupies a significant and independent place in the formulation and implementation of management of national economy. The article describes the main methodological problems of the analysis of the tourist sphere, investigated the changes of a tourist stream to the Republic of Crimea, takes into account features of development collective means of placement; also formulated general conclusions about the state of the tourism sector of the Republic of Crimea.
Keywords: Republic of Crimea, tourist potential, the number of tourists, accommodation facilities, assessment of the tourism sector.
Интеграция Крыма в инфраструктуру российской экономики сегодня определенно имеет первостепенное значение государственного уровня, что подтверждается Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р, в которой среди ряда задач выделены такие как: «интеграция Республики Крым и г. Севастополя в систему управления сферой туризма Российской Федерации, смягчение негативных эффектов переходного периода и обеспечение развития туризма, а также повышение качества жизни населения указанных субъектов» [2]. Решение данных задач требует проведения всестороннего статистического наблюдения и анализа исчерпывающей, объективной, надежной официальной статистической информации состояния сферы туризма Республики Крым. Необходимо понимание особенностей развития туризма в Крыму, которое невозможно без оценки тенденций и структурных изменений основных параметров, характеризующих туристский поток, коллективные средства размещения и прочее.
Значимость влияние туризма на социально-экономическое развитие России и отдельных ее субъектов неоспорима. Туризм, будучи одним из весомых факторов роста экономики, оказывает как прямое, так и опосредованное (являясь источником дополнительного спроса на товары и услуги, порождая дополнительное предложение) воздействие на многие стороны общественной жизнедеятельности - политику, социальную и духовную сферу и др. Благодаря развитию туризма, создаются дополнительные рабочие места, растут инвестиции, благосостояние населения и доходы государства. На открытии в Москве Всероссийской выставки-продажи курортных и туристских услуг Крыма и г. Севастополя врио главы Ростуризма Олегом Сафоновым было отмечено: «Инвестиции в туристскую сферу уникальны в экономическом отношении. На один рубль, вложенный в туризм, идет гигантский синергетический эффект, поскольку параллельно развиваются транспорт, связь, сельское хозяйство и другие отрасли» [4]. Сегодня важно охарактеризовать состояние туристской индустрии, опираясь на анализ подробных и достоверных статистических данных, что позволит выработать рекомендации и конкретные мероприятия в области государственной политики в сфере туризма и организации туристской деятельности как на региональном, так и на федеральном уровнях.
В Республике Крым есть все предпосылки для эффективного развития туризма как одной из важнейших сфер деятельности современной инновационной экономики, нацеленной на повышение качества жизни населения и обеспечивающей весомый вклад в решении общенациональных государственных задач. Небезосновательно в Стратегии сделан акцент на том, что традиционно популярные места отдыха россиян в Республике Крым увеличивают привлекательность внутреннего туризма. Это подтверждается данным мониторинга ВЦИОМ, меняется структура предпочтений россиян в контексте проведения отпуска. За последний годы значительно увеличилась доля россиян, желающих провести отдых в Крыму: с 2 % до 9% [1].
Отметим, что индустрия туризма в Республике Крым обладает огромным потенциалом, что обусловлено рядом значимых факторов: наличием большого количества исторических архитектурных и археологических памятников (например, Херсонес, Пантикапей, Генуэзская крепость и многие другие), уникальными климатическими условиями (формирующимися благодаря сочетанию природных ресурсов: Чер-
ного, Азовского морей и Крымских гор), на полуострове можно увидеть множество вариантов зональной растительности (приземистые солянки пустынь Присивашья, ко-выльно-типчаковая степь, лесостепь, переходящая сначала в низкорослые дубравы, а затем в роскошные 200-летние буковые леса, и многое другое), Крым имеет прибрежную полосу длиной в 500 км., курортный сезон длится 5 месяцев в году (с мая по сентябрь). Таким образом, при этом для обеспечения динамичного и устойчивого развития туризма в Республике Крым необходимо основываться на точных оценках реального положения дел, что позволит определить направления и уровень государственной поддержки туристской индустрии региона.
1. Оценка туристского потока Республики Крым
Состояние и развитие туристской сферы Республики Крым характеризуется на основе данных Крымстата, в соответствии с которыми регион до 2014 г. ежегодно посещали порядка 6 миллионов туристов (рис. 1).
Из общего числа туристов только 20% - это организованные туристы, т.е. те, которые воспользовались услугами официальных субъектов туристской отрасли и/или проживали в коллективных средствах размещения. Оставшиеся 80% туристов предпочитают останавливаться в частных минигостиницах, домах,
квартирах. Учет данной категории туристов производился на основании данных авиаперевозок, железнодорожных перевозок и автоперевозок, с использованием статистических методов оценки.
Отметим, что в 2014 г. количество туристов, отдохнувших в Крыму, составило 3,81 млн. чел. [5]. Однако сравнение численности отдохнувших на полуострове в отчетном году в условиях независимости Крыма с данными предыдущих лет на наш взгляд является некорректным по двум основным причинам. Во-первых, Крым потерял туристский поток с территории Украины из-за социально-политической нестабильности в Украине, усложнения процедуры пересечения границы Украины и Республики Крым. В 2013 г. по географии прибытия туристов в Республику Крым доминировали туристы из Украины, которые составляли 65,6% общего турпотока, в то время как граждане Российской Федерации - 26,1% общего турпотока, граждане Беларуси - 4%, 4,3% -граждане других зарубежных стран. Во-вторых, используемая ранее методика подсчета туристов, основой которой была оценка количества прибывших в Крым железнодорожным транспортом, в настоящее время утратила свою актуальность, так как в связи с ситуацией в Украине структурно изменился пассажиропоток. В 2014 г. отмечена переориентация транспортного сообщения с Респуб-
ликой Крым с приоритетного ранее железнодорожного транспорта на авиатранспорт и паромную переправу.
Самым популярным видом транспорта для крымских туристов до 2014 г. являлась железная дорога, по ней в Крым приезжало более 2/3 всех туристов. После вхождения Крыма в состав России значительно возрос спрос на авиаперевозки и увеличился поток автотранспорта через паромную переправу. Из общего числа прибывших в Крым пассажиров за 2014 г.: 40% всех приехали на поездах, 31% - через паромную переправу и 24% - авиатранспортом.
Наиболее популярные направления отдыха в Республики Крым - это Ялтинский, Алуштинский и Евпаторийский регионы. На долю этих регионов в 2013 г. приходилось более 73% отдыхающих. Заметим, что в 2014 г. у отдыхающих популярность данных регионов также высока: в Ялтинском регионе отдохнуло 39% от общего числа всех отдохнувших за год, в Алуштинском регионе - 17%, в Евпаторийском регионе - 16%.
Подводя промежуточные итоги нужно отметить, что на основании имеющихся данных проблематично делать достоверные прогностические оценки о развитии туристской сферы в Крыму (необходимо расширять программы сбора и публикации данных о статистике туризма, приводить учет к единой методологии) и оценивать вклад туризма в экономику (сегодня перед государством, прежде всего, стоит задача поддержки туризма в Республике Крым с целью смягчения негативных эффектов переходного периода). Однако на основе имеющейся информации мы выявили одну из наиболее острых современных проблем сферы туризма Крыма, с учетом которой число туристов в 2014 г. в сравнении с предыдущими годами сократилось, -проблему транспортной доступности Республики Крым наземным и воздушным транспортом, минуя территорию Украины.
Для обеспечения комфортного отдыха на территории Республики Крым требуется развитие и модернизация транспортного комплекса, обеспечивающего перевозку пасса-
Рис. 1. Динамика числа туристов в Республике Крым в 2003-2014 гг., млн. чел.
^^^ Статистика и математические методы в экономике
Рис. 2. Темпы прироста числа гостиниц и аналогичных средств размещения в Российской Федерации, % к предыдущему году
жиров как на междугородних маршрутах, при путешествии к месту отдыха, так и на отдыхе непосредственно на полуострове. До строительства моста порт Кавказ-порт Крым (2018 г.) путешественники будут добираться до Крыма авиатранспортом (при этом необходимо учесть возможности аэропортов городов Симферополя, Бельбек и Севастополя, улучшение их инфраструктуры и пропускной способности, наличие необходимого авиапарка), железнодорожным транспортом (в подавляющем большинстве случаев минуя территорию Украины, проведя в пути около 45 часов и используя паромную переправу) и автотранспортом через паромную переправу (время ожидания переправы в августе 2014 г. составляло до 38 часов, в 2015 г. сократилось до 3-15 часов, в зависимости от наплыва туристического потока). Большая протяженность морского побережья Республики Крым обуславливает развитие морского транспорта, при этом он может использоваться как вид регулярного сообщения (в настоящее время водный, морской транспорт для перевозки пассажиров используется практически только как дорогой экскурсионный транспорт). Внутренний транспорт Республики Крым необходимо развивать, расширяя автопарк и увеличивая число рейсов в период курортного сезона и праздничного отдыха, улучшая транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог. Обеспеченность высоким качеством транспортных услуг в Крыму создаст условия для привлечения отдыха-
ющих на территорию Республики Крым, что будет способствовать развитию как внутреннего, так и международного туризма.
2. Анализ численности и структуры коллективных средств размещения Республики Крым и г. Севастополя
Общая численность коллективных средств размещения в России в 2014 г. составила 15590 учреждений, из нее 68,63% - это гостиницы и аналогичные средства размещения, число которых в последние годы значительно увеличилось, но все еще остается недостаточным для удовлетворения потребностей населения в количественном и ценовом отношении. За последнее десятилетие количество учреждений увеличилось более, чем в 2 раза, и в 2014 г. составило 10,7 тыс. гостиниц и аналогичных средств размещения. При этом в период с 2013 по 2014 гг.
зафиксирован рост их числа на 9,8%, что связано как с развитием туристской сферы в нашей стране, так и с включением в их число учреждений Республики Крым (рис. 2).
Отметим, что по данным Федерального агентства по туризму РФ в 2014 г. общая численность коллективных средств размещения в Республике Крым и в г. Севастополе соответственно была равной 392 и 59 единицам [9].
Ранее (в 2013 г.), по данным Государственного комитета статистики Украины, общее число коллективных средств размещения в Республике Крым составило 1225 учреждений, при этом их большая часть (55,1 %) принадлежала физическим лицам. В последние годы их количество динамично увеличивалась, прежде всего, за счет роста гостиниц и аналогичных средств размещения (а именно мини-гостиниц), составляющих среди коллективных средств размещения основную долю, равную более 90% (рис. 3). По сути, такой рост числа коллективных средств размещения, владельцами которых являются физические лица, явился одним из основных факторов существенно более низких значений показателей в 2014 г. (так как у значительной части владельцев мини-отелей присутствует желание уйти от налогообложения). На снижение числа коллективных средств размещения также влияет и старение фондов, так как среди крупных средств размещения, принадлежащих юридическим лицам, преобладают специализированные средства
Рис. 3. Динамика численность коллективных средств размещения за период 2011-2013 гг. в Республике Крым, ед.
размещения, прежде всего, базы отдыха, пансионаты и санатории (численность коллективных средств размещения, принадлежащих юридическим лицам, за период с 2011 по 2013 гг. сократилась на 11,3%). И, безусловно, одним из факторов существенного сокращения большинства показателей туристской сферы, отражающих ситуацию в условиях 2014-2015 гг., является неполнота учета. По данным Министерства курортов и туризма Республики Крым, в 2014 г. процент сдачи отчетов от общего количества работающих предприятий в Крыму за 2014 год составил 71%. В связи с этим обратим особое внимание, что сравнение показателей туристской сферы в динамике (2014 г. с предыдущими годами) представляется недостаточно корректным.
Тем не менее, необходимо отметить, что в Республике Крым общее число гостиниц и аналогичных средств размещения за три года в составе Украины возросло на 17% (с 651 учреждения в 2011 г. до 762 в 2013 г.). Эти данные представлялись на основе годовой сводной информации по республиканской форме отчетности № 1-СКТК «Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности рекреационного предприятия», утвержденной постановлением Совета министров Автономной Республики Крым от 05.04.2006 № 159 «О порядке предоставления показателей эффективности субъектами хозяйствования в санаторно-курортной и туристской сфере». Однако, в 2014 г. по данным Федерального агентства по туризму РФ, число гостиниц и аналогичных средств размещения составило: в Республике Крым - 194, в г. Севастополе - 45, в целом по Крымскому федеральному округу РФ - 239 учреждений [9].
Отметим, что реализации адресной программы обеспечения загрузки, в которой участвовали 1 25 учреждений коллективных средств размещения, в курортный сезон 2014 года дала положительные результаты. По итогам ее работы средняя заполняемость действующих и включенных в программу коллективных средств размещения
составила 54,5% (в июне - 47,1%, июле - 64,5%, августе - 65,4%, сентябре - 41,1%).
В целом в ноябре-декабре 2014 года средняя загрузка работающих средств размещения составила 50%, тогда как в 2013 году за аналогичный период средняя загрузка средств размещения составляла 30-35% [8]. Однако, достижение данных показателей основано прежде всего на развитии внутреннего туризма. По данным Пограничного управления по Республике Крым ФСБ России, основными туристами Республики Крым были граждане Российской Федерации. По географии прибытий в 2014 году турпоток из России был равен примерно 80% от общего турпотока.
***
Обобщая проведенный анализ состояния туристской отрасли Республики Крым в последние годы можно сформулировать следующие выводы.
По ряду причин (неполнота учета сведений об учреждениях и др.) сравнение данных о состоянии туристской сферы в 2014 г. с более ранними периодами является некорректным (Крым в 2014 г. стал субъектом РФ, ранее - Украина).
По данным Крымстата, до 2014 г. ежегодно регион посещали порядка 6 миллионов туристов (2014 г. - 3,8 млн. чел.). Из общего числа туристов на протяжении последнего десятилетия в Республике Крым только 20% -это организованные туристы, т.е. те, которые воспользовались услугами официальных субъектов туристской отрасли и/или проживали в коллективных средствах размещения. Оставшиеся 80% туристов предпочитают останавливаться в частных минигостиницах, домах, квартирах.
В 2014 г. численность коллективных средств размещения в Крыму составила около 3 % от общей по России. До 2014 г. данные статистики о коллективных средствах размещения, находящихся в собственности физических лиц-предпринимателей (прежде всего, мини-гостиницы) показали наиболее ярко выраженную тенденцию к росту, можно предположить, что эти данные далеко не
полные. В силу особенностей налогового учета и желания значительной части владельцев мини-отелей уйти от налогообложения, данные о номерном фонде, вместимости средств размещения и стоимости размещения могут быть заниженными. Определенная доля владельцев жилых и нежилых помещений занимается сдачей помещений без постановки на налоговый и статистический учет; при этом при более жестком контроле соблюдения налогового и трудового законодательства в туристской сфере количество частных предприятий здесь может сократиться.
Значительная часть средств коллективного размещения, находящихся в собственности юридических лиц (прежде всего, базы отдыха, пансионаты и санатории), является физически и морально устаревшими, оказание ими туристических и оздоровительных услуг на должном уровне потребует значительных финансовых вложений.
При этом необходимо решить ряд значимых на сегодня проблем. Охарактеризуем основные из них. Во-первых, в соответствии с определенной «традицией», сложившейся на территории Республики Крым еще за годы Советской власти, значительная часть территории морских пляжей является недоступной для местных жителей и гостей курорта, находится в собственности крупных санаториев, пансионатов или является частной собственностью; прибрежная полоса перегорожена заборами, территория общедоступных пляжей крайне незначительна в сравнении с масштабами численности отдыхающих (особенно на Южном берегу Крыма). Необходимо решить эту проблему и обеспечить доступ к прибрежной полосе как общенародному достоянию, обеспечивающему, в том числе, комфортный отдых. В соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2014 г. № 51-ЗРК «О туристской деятельности в Республике Крым» все туристские ресурсы на территории Республики Крым являются достоянием Республики Крым и доступны для ознакомления и использования независимо от формы собственности [3]. По состоянию на 1 апреля 2014
года на территории республики насчитывается 560 пляжей, из которых по функциональному назначению 69 являются лечебными (пляжи санаториев), 58 - оздоровительными (пляжи других лечебно-оздоровительных учреждений), 71 - детскими (пляжи детских оздоровительных учреждений), 332 - пляжами общего назначения, функциональное назначение 30 пляжей в настоящее время определяется. Наибольшее количество пляжей расположено в Ялтинском регионе - 123, Евпаторийском регионе - 96, Алуштинском регионе - 87, Феодосийском регионе - 77. В 2013 году на территории республики лишь 10 пляжей получили сертификаты «Голубой флаг» Фонда экологического образования (FEE), тем самым подтвердив соответствие международным требованиям безопасного и комфортного отдыха [5]. В-вторых, для обеспечения комфортного отдыха требуется развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей перевозку пассажиров как на междугородних маршрутах, при путешествии к месту отдыха, так и на отдыхе непосредственно на полуострове.
Литература
1. База данных // Всероссийский центр изучения общественного мнения: сайт. 2000-2013. URL: http:// wciom.ru/data-base/ (дата обращения 21.10.14).
2. Документы // Российская газета: сайт, 1998-2015. URL: http://www. rg.ru/2014/06/09/turizm-site-dok.html (дата обращения 25.01.15).
3. Закон Республики Крым от 14 августа 2014 г. № 51-ЗРК «О туристской деятельности в Республике Крым» // Российская газета: сайт. 1998-2014. URL: http://www.
rg.ru/2014/08/21/krim-zakon51-reg-dok.html (дата обращения 11.10.14).
4. Интерфакс-туризм // Interfax: сайт. 1991-2014. URL: http://www. interfax.ru/tourism/tourisminf. asp?id=376119&sec=1466 (дата обращения 08.06.14).
6. Об основных характеристиках туристического потока Республики Крым // Министерство курортов и туризма Республики Крым: сайт. URL: http://minkurort.ru/component/content/ article/140-otchety/5794-statinfo (дата обращения 21.08.14).
6. Официальная статистика // Крымстат: сайт. 2014. URL: http:// gosstat.crimea.ru/ukgturizm1.php (дата обращения 22.02.15).
7. Природа Крыма // Крым-онлайн: сайт. 2014. URL: http://www. krym-online.ru/priroda (дата обращения 24.07.14).
8. Справочная информация о количестве туристов, посетивших Республику Крым за 2014 год // Министерство курортов и туризма Республики Крым: сайт. URL: http://mtur.rk.gov.ru/rus/file/statistika_ turizma_za_2014_god.pdf (дата обращения 02.03.15).
9. Статистика // Федеральное агентство по туризму: сайт. 2014. URL: http://www.russiatourism.ru/ contents/statistika/ (дата обращения 22.02.15).
10. Туристская деятельность в Республике Крым в 2013 году: Статистический бюллетень. Служба статистики Республики Крым, 2014.
References
1. Baza dannyh // Vserossijskij centr izuchenija obshhestvennogo mnenija: sajt. 2000-2013. http:// wciom.ru/data-base/ (data obrashhenija 21.10.14).
2. Dokumenty // Rossijskaja gazeta: sajt, 1998-2015. URL: http://www. rg. ru/2014/06/09/turizm-site-dok. html (data obrashhenija 25.01.15).
3. Zakon Respubliki Krym ot 14 avgusta 2014 g. № 51-ZRK "O turistskoj dejatel'nosti v Respublike Krym" // Rossijskaja gazeta: sajt. 1998-2014. URL: http://www. rg.ru/2014/08/21/krim-zakon51-reg-dok.html (data obrashhenija 11.10.14).
4. Interfaks-turizm // Interfax: sajt. 1991-2014. URL: http://www. interfax.ru/tourism/tourisminf. asp?id=376119&sec=1466 (data obrashhenija 08.06.14).
5. Ob osnovnyh harakteristikah turisticheskogo potoka Respubliki Krym // Ministerstvo kurortov i turizma Respubliki Krym: sajt. URL: http:// minkurort. ru/co mp onent/content/ article/140-otchety/5794-statinfo (data obrashhenija 21.08.14).
6. Oficial'naja statistika // Krymstat: sajt. 2014. URL: http://gosstat.crimea. ru/ukgturizm1.php (data obrashhenija 22.02.15).
7. Priroda Kryma // Krym-onlajn: sajt. 2014. URL: http://www.krym-online.ru/priroda (data obrashhenija 24.07.14).
8. Spravochnaja informacija o kolichestve turistov, posetivshih Respubliku Krym za 2014 god // Ministerstvo kurortov i turizma Respubliki Krym: sajt. URL: http://mtur.rk.gov.ru/rus/ file/statistika_turizma_za_2014_god.pdf (data obrashhenija 02.03.15).
9. Statistika // Federal'noe agentstvo po turizmu: sajt. 2014. URL: http://www.russiatourism.ru/contents/ statistika/ (data obrashhenija 22.02.15).
10. Turistskaja dejatel'nost' v Respublike Krym v 2013 godu: Statisticheskij bjulleten'. Sluzhba statistiki Respubliki Krym, 2014.