РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОГО РЕГИОНА НА ОСНОВЕ МЕНЕДЖМЕНТА
ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ
Я. Зиба, студент
Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-10-4-104-106
Аннотация. Данная статья посвящена менеджменту туристских дестинаций в контексте развития туристского региона. В статье даётся определение таким понятиям, как «дестинация» и «менеджмент туристских дестинаций». Представлены основные этапы развития управления туристской дестинацией в Европе. Приведены три основных подхода, которые используются в рамках организации менеджмента туристских дести-наций, а также представлены их преимущества и недостатки.
Ключевые слова: туризм, турист, туристская дестинация, менеджмент туристских дестинаций, сотрудничество, государственно-частное партнёрство.
Туристская дестинация - самый важная составляющая туристской системы. Де-стинации являются основным строительным блоком для создания туристских продуктов и интегрированного опыта туристов.
Дестинации часто искусственно разделены на основе географических и политических границ, что не соответствует потребительским предпочтениям и логике индустрии туризма. Примером могут служить Альпы, расположенные на территории Франции, Италии, Швейцарии, Австрии и Словении, которые туристы часто воспринимают как один и тот же турпро-дукт. Поэтому необходимо применять менеджмент туристских дестинаций.
Сначала необходимо определить термин «дестинация». Согласно Всемирной туристской организацией (UNWTO), «дестинация» - «это физическое пространство, в котором посетитель проводит время, по крайней мере, с одной ночевкой. Оно включает туристские продукты, такие как услуги и аттракции, и туристские ресурсы в пределах одного дня путешествия. Это пространство имеет физические и административные границы, определяющие способ его управления, образы и перцепции, определяющие его рыночную конкурентоспособность» [1].
В чешском толковом словаре туризма дается следующее определение понятию «туристская дестинация»: это «область
назначения в определённом регионе, который характеризуется значительным количеством достопримечательностей и туристской инфраструктуры; в более широком смысле - это страны, регионы, населенные пункты и другие районы, для которых характерна большая концентрация туристских достопримечательностей, развитие услуг и другой туристской инфраструктуры, что приводит к большому долгосрочному наплыву посетителей» [2].
Исследователи Зеленка и Паскова определяют термин «менеджмент туристских дестинаций» как «набор методов, инструментов и мер, используемых в скоординированном планировании, организации, коммуникации, процессе принятия решений и регулировании туризма в данной де-стинации» [2].
Эквивалентное определение термина даёт в своём учебнике автор Рассохина ТВ. - «менеджмент туристских де-стинаций» - «это совокупность методов, форм и средств управления развитием де-стинаций». При этом, как далее пишет автор, менеджмент туристских дестинаций должен строиться на контролируемой, комплексной и устойчивой базе, включая разумное и эффективное планирование [3].
Туристская дестинация в целом является самостоятельным продуктом и конкурентоспособной единицей в индустрии туризма. Из этого следует, что ей необходимо стратегически управлять соответству-
ющим образом, и поэтому термин «менеджмент дестинации» часто воспринимается как наилучшая форма управления туризмом в самых развитых дестинациях. Следует отметить, что отдельные субъекты в системе действуют на основе партнеров, а не конкурентов. Как и в других сферах бизнеса, среднесрочной и долгосрочной целью дестинации является обеспечение конкурентоспособности на рынке.
Развитие кооперации субъектов и построение организационной структуры в сфере туризма происходило в развитых туристских странах Европы следующим образом [4]:
- в 1950-х и 1960-х годах в туристских регионах создавались рекламные ассоциации, так называемая эпоха «рекламных щитов». Туристы приезжали в регион в основном самостоятельно (чаще всего по чьей-то рекомендации);
- 1970-е и 1980-е годы представляют собой эпоху классических местных и региональных туристских организаций. Субъекты туристской отрасли были сгруппированы в ассоциации поставщиков туристских предложений и услуг определенного региона. Их основной деятельностью была совместная реклама и продвижение, организация информационных центров и других услуг для своего региона;
- для 90-х годов характерно создание и развитие менеджмента туристских дести-наций. Организационная структура сконцентрирована в стратегически управляемых подразделениях по торговле и конкуренции, партнеры объединены в стратегические кооперации и создано управление различными системами продаж с прямыми продажами.
Сотрудничество между субъектами туризма может осуществляться в дестинации в трех формах:
1. сотрудничество между хозяйствующими субъектами;
2. сотрудничество между государственными органами;
3. сотрудничество между государственными и частными субъектами, так называемое государственно-частное партнерство (ГЧП) [5].
Подходы, используемые в менеджменте туристских дестинаций
В рамках менеджмента туристский де-стинаций могут использоваться общеприменимые подходы, такие как нисходящий («сверху-вниз»), восходящий («снизу-вверх») или их комбинация («комбинированный») [6]:
Подход «сверху-вниз». Импульсом к возникновению организации менеджмента дестинации является государственное управление (т.е. региональное правительство или местное самоуправление). Среди преимуществ можно отнести чёткое определение компетенций, соответствие управления дестинацией стратегическим целям регионального правительства или политическую и финансовую поддержку деятельности. Недостатки: недоверие хозяйствующих субъектов, влияние бюджета регионального правительства на деятельность организации дестинации, неопределенность в связи со сменой региональных и муниципальных органов власти.
Подход «снизу-вверх». Импульсом к появлению организации менеджмента де-стинации является предпринимательская сфера или некоммерческий сектор. Преимущества: резкая прибыль в результате управления и сотрудничества, развития дестинации, что принесет определенную прибыль в будущем. Среди недостатков выделяется низкая поддержка со стороны государственного управления, если государственная сфера и бизнес-сектор не находят согласия.
«Комбинированный» подход. Инициаторами являются города и муниципалитеты вместе с предпринимателями, информационными центрами, ассоциациями, профессиональными союзами. К выгодам можно отнести выполнение принципов государственно-частного партнерства (ГЧП) с самого начала, участие представителей всех секторов приводит к общим целям, финансированию и совместному лучшему управлению. Недостатки: более сложная коммуникация и управление, более высокие требования к организации качественной деятельности и кадровому обеспечению организации менеджмента туристских дестинаций.
В целом, сотрудничество по управлению дестинацией эффективно при ограниченном числе субъектов и относительно простых целях такого сотрудничества. Фактором успеха таких форм сотрудничества является высокая степень взаимного доверия между заинтересованными сторонами [5].
Заключение.
Целью менеджмента туристской дести-нации является удовлетворение потребностей посетителей путем создания конкурентоспособного турпродукта, который должен соответствовать принципам устойчивого развития туризма. По этой причине
менеджмент дестинации следует воспринимать как совокупность мнений, опыта, подходов и методов, которые используются для управления конкретной деятельностью, необходимой для достижения целей, которые перед собой ставит дестинация. Это может быть достигнуто за счет тесной связи между всеми ключевыми субъектами туризма. Отношения между частным и государственным секторами должны быть надлежащим образом установлены, поддерживаться и постепенно развиваться, чтобы они способствовали устойчивому развитию туризма в определённой дести-нации.
Библиографический список
1. Основы туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.Л. Писаревского. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 384 с.
2. Zelenka J. Cestovní ruch: Vykladovy slovník // J. Zelenka, M. Pásková. - Praha: Linde, 2012. - 768 s.
3. Рассохина Т.В. Менеджмент туристских дестинаций: учебник и практикум для вузов. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 210 с.
4. Metelková P. Destinacní management v Ceské republice / P. Metelková. - Brno: Masa-rykova univerzita, 2005. - 27 s.
5. Holesinská A. Destinacní management aneb Jak rídit turistickou destinaci. - Brno: Masarykova univerzita, 2007. - 95 s.
6. Nováková B. Destinacní management a moznosti jeho vyuzití pro rozvoj cestovního ruchu v Ceské republice. - Pardubice: Univerzita Pardubice, 2018. - 160 s.
DEVELOPMENT OF THE TOURIST REGION BASED ON THE TOURISM
DESTINATION MANAGEMENT
J. Zieba, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)
Abstract. This article is devoted to the management of tourism destinations in the context of the development of a tourist region. The article defines such concepts as "Destination" and "Tourism Destination Management". The main stages of development of tourism destination management in Europe are presented. Three main approaches that are used in the organization of tourism destinations management are given, as well as their advantages and disadvantages.
Keywords: tourism, tourist, tourist destination, tourism destination management, cooperation, public-private partnership.