УДК 332.1 ББК 65.040 М 14
Экономика сервиса
Научный вестник ЮИМ №2' 2014
РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
(Рецензирована)
Маймула Галина Викторовна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 362 87 97, е-mail: [email protected]
Аннотация. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что развитие туристской отрасли характеризуется несомненным колебанием и неустойчивостью роста объема туристических услуг в целом, а так же слабым функционированием основных объектов туристического комплекса, которые непосредственно связаны с обслуживанием туристов. Развитие остается ограниченным и это значительно влияет на эффективность деятельности предприятий комплекса, которые оказываются в кризисных условиях хозяйствования. В статье рассмотрена необходимость адекватного поиска системы эффективного функционирования туристических фирм, способной повысить конкурентоспособность отрасли, через построение единого комплекса, который позволит туристскому бизнесу конкурировать на мировом уровне.
Ключевые слова: туристский комплекс, предприятия туризма, эффективность, туристский бизнес.
DEVELOPMENT OF TOURIST COMPLEX AND ITS ROLE IN THE ECONOMY
Maymula Galina Viktorovna,
candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Department of Management, Marketing and Entrepreneurship of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 362 87 97, е-mail: [email protected]
Summary. Relevance of this study due to the fact that the development of the tourism industry is characterized by undoubted fluctuation and volatility of growth in tourism services in general, as well as the weak functioning of the main tourist complex, which are directly related to service tourists. Development remains limited and it greatly affects the efficiency of the enterprises of the complex, which are in the crisis management. The article discusses the need for an adequate search of an effective functioning of travel agencies that can improve the competitiveness of the industry through the construction of a single complex, which will allow the tourist businesses to compete on a global level.
Keywords: tourist complex, tourism enterprises, efficiency, tourist business.
В настоящее время, как никогда, назрел вопрос повышения эффективности деятельности предприятий обеспечивающих функционирование туристической сферы нашей страны. Кризис в туристической отрасли привел к значительному снижению глубины продаж. Раннее бронирование, к которому долго приучали клиентов в турфирмах, упало до объемов, едва заметно отличающихся от нуля. На этом фоне представители туристического рынка предпринимают попытки исправить ситуацию.
В связи с этим развитие в России передового высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широ-
кие возможности для удовлетворения российских и зарубежных покупателей во всевозможных туристических предложениях - главная задача страны на современном этапе.
Современное состояние и тенденции развития международных отношений, введенные в последнее время санкции в отношении России послужили изменению климата в туристической отрасли. Данный фактор является одним из первостепенных в определении роли влияния всей совокупности факторов и образованных на их основе групп факторов. Подтверждением данному выводу могут служить так же политические конфликты, возни-
88
Научный вестник ЮИМ №2' 2014
Экономика сервиса
кающие время от времени в наиболее доступных широкому кругу покупателей туристских услуг точках планеты. Например, события в Юго-Восточной Азии, в Турции и Египте.
Вторым фактором, определяющим современное состояние туристической сферы, являются законодательные инициативы, образующие в своей совокупности систему законодательного регулирования туристической деятельности, как на международном, так и национальном уровнях. В настоящее время Правительством РФ ведется обсуждение ряда законопроектов и законотворческих инициатив, направленных на увеличение размера гарантий туристских организаций, работающих в сфере выездного туризма. По мнению некоторых экспертов, данные законы, в случае их принятия, способны практически уничтожить туристический рынок, особенно вследствие настающего финансового кризиса.
Несомненно крайне важны, поправки в законодательную систему обеспечивающую функционирование туризма в России, а так же необходима выработка стратегий туристической работы, определение направлений становления, оказание содействия развитию организаций туристического комплекса.
Репутационный ущерб, нанесенный туристическому бизнесу «черным летом» 2014 года, видимо, будет преодолен еще не скоро. Если раньше у потребителей турпродукта пользовалось преимуществом раннее бронирование, то в настоящее время в этом направлении глубина продаж снизилась. По мнению аналитиков и экспертов туристического рынка, предпринимаемые меры, не оказывают заметного влияния на рынок, поскольку покупатель, опасаясь возможного разорения туроператора, делает выбор между экономией и осторожностью в пользу осторожности[7].
Со своей стороны они предлагают ряд способов, как увеличить глубину продаж. Они полагают, что туроператоры могли бы активнее работать со средствами массовой информации в целях улучшения своего имиджа и поднятия упавшего престижа туристической отрасли. Позитивную роль, к примеру, могло бы сыграть раскрытие финансовой отчетности теми из них, кто находится в устойчивом положении.
У туристического сообщества есть время, чтобы изучить поправки в отраслевой закон и высказать свое мнение. На данный момент самая жаркая дискуссия разгорелась по поводу предполагаемого введения финансового обеспечения в размере 500 тысяч рублей. И если в первой редакции законопроекта был пункт о страховании гражданской ответственности турагентов, то во второй (благодаря
лоббистским усилиям страховщиков, которые не заинтересованы в расширении рисков) эта формулировка претерпела изменения.
Теперь в проекте значится, что осуществление агентской деятельности возможно при наличии «банковской гарантии и/или иного финансового обеспечения, предусмотренного гражданским законодательством РФ». Под иным финансовым обеспечением, по словам юристов, подразумевается договор поручительства третьих лиц, депозит или залог. Проще говоря, чтобы на законных основаниях продолжить работу, агентам надо будет заморозить живые полмиллиона.
Туристическое сообщество неоднозначно оценивает идею введения финансовых гарантий. Одни полагают, что пятьсот тысяч рублей - это относительно небольшая плата для входа на туристический рынок, которая позволит спокойно работать, не опасаясь недобросовестности партнеров. Другие настроены категорически против и считают самым эффективным инструментом саморегулирование.
Важным критерием считается проведение соответствующей финансовой и социальной политики, заключение соглашений с зарубежными странами в целях создания наилучших условий для межгосударственных отношений с ними.
Несомненно, что представители туристического рынка несут ответственность не только собственную, но и за всех участников процесса реализации турпродукта. В связи с вышеизложенным необходимо обратиться к истокам образования туристического комплекса как совокупности элементов: средств размещения, транспортных средств, объектов ресторанного бизнеса, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и другого назначения, организаций, осуществляющих экскурсионные услуги и предложения гидов-переводчиков.
Основной характер функционирования и взаимодействия объектов хозяйствования, обеспечивающих производство, реализацию туристических предложений, несомненно, определяют совокупность экономических отношений на современном этапе экономического развития страны.
Так, учитывая мнение ведущих экономистов, туристический комплекс представляет собой организационно-хозяйственное и территориальное объединение, категории туристических предприятий - гостиниц, ресторанов, турбаз, кемпингов и другие. Признаки становления туристического комплекса значительно опережают показатели развития иных секторов экономики.
Становление прогрессивной рыночной модели формирования современного туристического комплекса предполагает повышение эффективности
89
Экономика сервиса
Научный вестник ЮИМ №2' 2014
действующей системы управления. При всем при этом особенное значение приобретает проблема совершенствования управления туризмом в регионах, располагающих богатым ресурсным потенциалом.
К примеру, туристический комплекс Краснодарского края является крупнейшим в Российской Федерации - представляет собой совокупность санаторно-курортных организаций, гостиниц, специализированных и индивидуальных средств размещения, туристских и экскурсионных фирм, объектов инфраструктуры, а также органов управления курортами.
Развитие туристского комплекса Краснодарского края за период 2009-2013 гг. характеризуется устойчивой тенденцией роста объема услуг в целом. Так, к примеру, по сравнению с 2009 годом объем услуг туристского комплекса в 2013 году вырос в 1,4 раза.
Количество проклассифицированных средств размещения в МО Краснодарского края по состоянию на 1 сентября 2014 года показано в таблице 1. На территории Краснодарского края проводилась аккредитованными организациями: некоммерческое партнерство «Национальный центр независимой экспертизы» (адрес: 127299, г. Москва, ул. Космонавтов, д. 911, оф, 155).. и ОАО «Курорт экспертиза» (адрес: 350063, г. Краснодар, ул. Мира, 54).
Проклассифицировано 1197 средств размещения (номерной фонд - 82 486, в том числе по городу Сочи, где в соответствий с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года №310-ФЗ она носит обязательный характер, проклассифицировано 1004 средства размещения (номерной фонд - 65 604).
12
Рисунок 1. Динамика объема услуг (доходы) туристского комплекса Краснодарского края [6].
В Соответствии со статьей 36 Федерального закона от 7 июня 2013 года №108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2015 года в субъектах Российской Федерации, в которых будут проводиться спортивные соревнования, перечень которых устанавливается
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания допускается при наличии свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Письмом министерства спорта Российской Федерации от 30 апреля 2014 года №05-10/1250 в администрацию Краснодарского края направлен перечень городов, в которых планируется проведение чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедерации FIFA 2017 года.
В указанный перечень вошел город-курорт Сочи, в связи с чем с 1 июля 2015 года на территории всего Краснодарского края предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению, и (или) обеспечению временного проживания не допускается без свидетельства о присвоении категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения.
Согласно порядку классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи, утвержденному приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3 декабря 2012 года №1488, классификация осуществляется в отношении гостиниц и иных средств размещения, имеющих не менее 5 номеров и используемых заявителями для проживания.
Необходимо находить механизмы повышения качества предоставляемых услуг и организацию работы в субъекте по доведению информации до каждого правообладателя гостиниц и мини-отелей о необходимости проведения классификации до 1 июля 2015 года.
Следует внести изменения в Систему классификации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также о направить их в Правительство Российской Федерации, в части касающейся применения административной ответственности к физическим лицам, оказывающим услуги размещения отдыхающим.
По сообщению некоторых средств массовой информации администрация Сочинских гостиниц собирается провести рекламную кампанию в четырнадцати российских городах-миллионниках. С мэрами этих городов уже оговорены планы рекламных акций. «В этих городах будет организовано три встречи.
90
Научный вестник ЮИМ №2' 2014
Экономика сервиса
С руководителями предприятий, с журналистами и с представителями туристического бизнеса. Перед этим надо представить свою выставку. И дать возможность всем, кто поедет с нами показать свой презентационный товар», - отметил глава Сочи Анатолий Пахомов.
Следует отметить, что в стране насчитывается пятнадцать городов с населением более одного миллиона человек. Среди них (в порядке убывания численности населения): Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Волгоград и Воронеж.
Таблица 1
Количество проклассифицированных средств размещения по состоянию на 1 сентября 2014 года [6].
Наименование МО кол-во средств размещения кол-во номеров
Сочи 1004 65 604
Краснодар 33 1 165
Геленджик 36 4 674
Анапа 72 6 506
Туапсинский район 18 2 703
Горячий Ключ 8 427
Апшеронский район 4 115
Темрюкский район 7 311
Новороссийск 7 455
Ейский район 3 420
Славянский район 1 38
Усть-Лабинский район 1 6
Белореченский район 2 52
Брюховецкий район 1 10
ИТОГО: 1197 82 486
Ежегодный внутренний туристический поток (рис. 2) в Российской Федерации составляет 33 миллиона человек. Треть из них отдыхает на курортах Краснодарского края. Ежегодно край посещают более 11 млн. туристов.
Несмотря на падение потока в 2010 году, эта цифра держится уже на протяжении последних трех лет. Необходимо отметить, что, это не только жители России, но и Ближнего зарубежья, Китая, Германии и других стран. Бренд Курорты Краснодарского края известен далеко за пределами Российской Федерации.
По нашему мнению туристский комплекс объединяет три элемента:
- подготовка услуги (без участия клиента);
- процесс оказания услуги (то есть выполнение определенной работы) самим исполнителем;
- результат этих действий в виде «эффекта у
клиента» или персонифицированного результата услуги.
Туристские услуги включают в себя товары и услуги, приобретаемые приезжими нерезидентами для деловых и личных целей на протяжении срока их пребывания (менее одного года) на территории данной страны или местности.
К этой категории относятся услуги туристских компаний, туристских агентов, экскурсионных бюро, услуги гостиниц и прочих средств размещения туристов.
Туристским услугам, как и любым другим услугам, присущи отличительные черты: они не являются материальными; относятся к социально-культурным (нематериальным), поскольку определяются деятельностью исполнителя услуги по удовлетворению социально-культурных потребностей: физических, этических, интеллектуальных, духовных и др.
12
12
11.5 11
10.5 10
9,5
2013
Рисунок 2. Динамика туристского потока в Краснодарский край
[6].
Туристические услуги[2] нельзя осязать или оценить мгновенно в процессе покупки потому, что услуга представляет результат непосредственного взаимодействия производителя и потребителя, процесс оказания туристической услуги (производство) происходит параллельно с потреблением.. Объектом таких услуг является собственно покупатель (путешественник).
Создание же товаров в материальной форме, как известно, предшествует его реализации, только после наступает потребление. Жизненный цикл туристской услуги существенно отличается от материального товара, в частности отсутствием этапа хранения. Несохраняемость туристской услуги требует тщательного изучения конъюнктуры рынка, точного соответствия спроса и предложения.
В основе выделения туристского комплекса как самостоятельного сектора народного хозяйства, по нашему мнению, лежат следующие обстоятельства:
- все виды учреждений, входящие в туристский комплекс, выполняют сложноинтегрированные общественные функции;
91
Экономика сервиса
Научный вестник ЮИМ №2' 2014
- отраслевая совокупность вышеуказанных предприятий сферы туризма имеет общую территориально-локализованную систему управления;
- все предприятия туристского комплекса обладают сходным характером воздействия на другие отрасли хозяйства региона (строительство, транспорт, сельское хозяйство и др.), стимулируя их развитие;
- предприятия туристского комплекса региона базируются на общем ресурсном потенциале, технологической и социальной инфраструктуре.
Исходя из вышеизложенного, туристский комплекс можно определить как комплекс объединенных хозяйственно-организационных и территориальных групп предприятий участвующих в реализации функции данного региона.
Максимальная эффективность функционирования туристских предприятий, использования природно-исторического, трудового и других ресурсных потенциалов территории, производственной и социальной инфраструктуры может быть достигнута при объединении их в единый комплекс и организации единой системы управления[5].
В масштабах регионального аспекта важную роль играет такая экономическая функция туристического комплекса - функция сглаживания региональных диспропорций, проявляющаяся в том, собственно, что сфера туристических услуг способствует экономическому развитию отстающих в структурном отношении районов.
Для местных жителей таких регионов туристского комплекса представляет собой важный источник дополнительного дохода: он способствует выравниванию доходов, так как эти доходы чаще всего более низкие, чем в местах с развитым промышленным производством.
Максимальная эффективность функционирования туристического комплекса возможна только при условии рационального использования его ресурсного потенциала.
Данная экономическая функция тесно взаимосвязана с финансовыми, материально-техническими, природными и другими ресурсами. Обоснование необходимости рационального использования ресурсного потенциала строится на основе изучения современного состояния туристического рынка.
Отметим, что факторы, обусловливающие экономическое и социальное развитие туристического комплекса в регионе, можно сгруппировать по признаку характера воздействия на комплекс: трансформационные(туристские ресурсы , инфраструктура региона, квалифицированные кадры, демографическая ситуация в регионе, рост реальных доходов населения, перераспределение собствен-
ности в регионах)и транзакционные(повышение культурного и образовательного уровня населения в регионе, изменение соотношения количества рабочего и свободного времени населения в регионе, изменение структуры потребительского спроса, качественное изменение управленческих региональных функций, специализация регионов на определённых видах деятельности) [3].
Таким образом, народнохозяйственное значение туристического комплекса определяется его производственной, распределительной и социальной функциями.
Реализация этих функций определяет место туристического комплекса в народно-хозяйственном комплексе региона. Превращаясь в отрасль специализации территории, туристский комплекс привлекает для реализации своих основных функций другие отрасли.
Это приводит к укреплению связей между туристской отраслью и отраслями производственной и непроизводственной сферы территории. На определенной ступени своего развития вся совокупность отраслей, предприятий, организаций, объединенных единой задачей удовлетворения туристских потребностей населения, образует территориальную и экономическую целостность, т.е. формируется туристский комплекс данного региона.
Структуру туристического комплекса также составляют отрасли экономики региона, которые прямо или косвенно участвуют в организации туристского обслуживания населения[4].
Это предприятия и организации, специализирующиеся на выпуске необходимой для потребителей продовольственной и иной продукции, предоставлении им медицинских, транспортных, культурно-бытовых и иных услуг.
Мы согласны с тем, что из всех структурных объектов туристического комплекса считаются основными те, которые непосредственно связаны с обслуживанием туристов, которое на сегодняшний день остается на низком уровне, поэтому необходимо определить основной фактор, влияющий на эффективность деятельности предприятий комплекса.
Формирование современной экономики в России повышает интерес к формам и методам туристического обслуживания населения. Развитие данной отрасли ускоренными темпами и возрастание роли конкуренции и степени коммерциализации туристической деятельности приводят к пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса. В течение нескольких поколений значительная часть населения России пользовалась туристскими услугами, в результате
92
Научный вестник ЮИМ №2' 2014
Экономика сервиса
чего потребность в них была массовой, т.е. вошла в норму жизни, стала частью национальной культуры.
Несомненно, в последние годы в России стали больше уделять внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса России во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов.
Правительством Российской Федерации разработана и предложена стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. В общих положениях которой сказано, что в настоящее время в Российской Федерации большое внимание уделяется государственной политике в сфере внутреннего и въездного туризма.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны, а также определены основные цели, задачи, принципы и направления государственной политики в сфере туризма.
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по вопросам развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации от 30 июля 2013 г. N Пр-1814 разработана Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия), которая базируется на следующих приоритетах устойчивого развития, отраженных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537:по-вышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения; экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли
государства и совершенствования государственночастного партнерства; экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны; стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.
Развитие туризма имеет большое значение для государства в целом, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Россия располагает огромным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма. Развитие и максимальная реализация такого туризма является основной задачей Стратегии [1].
В заключении следует отметить, что необходимо думать о будущем развитии туристического бизнеса. Текущий экономический спад может быть одним из изменений в истории развития туризма. Для руководителя предприятия необходимо быть уверенным, что бизнес обеспечивается конкурентной стратегией развития компании и качественно ориентированной системой взаимоотношений с клиентами.
ИСТОЧНИКИ:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. N 941-р г. Москва «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года»
2. Ведерников В.П., Деловой туризм как сегмент рынка гостеприимства // Курорты. Сервис. Туризм. - 2014. -№ 1(22).
3. Лазовская С.В., Социально-экономические факторы, влияющие на функционирование сферы туризма и рекреации на современном этапе // Социально-экономический ежегодник-2012. Сборник научных статей. Под ред. Ермоленко А.А., Хашева З.М. Краснодар, 2012.
4. Маймула Г.В., Факторы и принципы эффективной деятельности предприятий туристского комплекса: дисс. ... канд. экон. наук : 08.00.05. - Краснодар, 2006.
5. Штрек, П.А. Экологизация управления в сфере туристско-рекреационных услуг: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб, 2010.
6. Электронный ресурс http://min.kurortkuban.ru
7. Электронный ресурс http://www.tourprom.ru/news/26603
93