Научная статья на тему 'Развитие ценностных ориентаций у слабослышащих старшеклассников'

Развитие ценностных ориентаций у слабослышащих старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
247
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATIONS / СЛАБОСЛЫШАЩИЕ СТАРШЕКЛАССНИКИ / HEARING-IMPAIRED HIGH SCHOOL STUDENTS / ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / SELF-CENTERED ORIENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фатеева Ксения Николаевна, Хаидов Сергей Курбанович

В статье приведены результаты исследования сформированности ценностных ориентаций у слабослышащих старшеклассников в возрасте 17-18 лет. Юноши особая социально-демографическая группа, которая через несколько лет будет трансформировать свои ценности в наше общество. От того, какие ценности будут сформированы в ранней юности, будут зависеть ценностные ориентации будущего социума России, что и предопределяет социальную значимость исследуемой нами проблемы. Приведены описание и анализ направленности ценностных ориентаций слабослышащих старшеклассников. Выявлены особенности их сформированности, выражающиеся в эгоцентрической направленности. Полученные результаты эмпирического исследования позволяют обосновать цели и задачи проведения коррекционно-развивающей работы по формированию социально нормативных ценностных ориентаций у слабослышащих старшеклассников, обозначить пути дальнейшего развития их ценностных ориентаций, направленных на профессиональную деятельность, общественное признание, познание мира и широту взглядов, снижение эгоцентричности поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фатеева Ксения Николаевна, Хаидов Сергей Курбанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF VALUE ORIENTATIONS OF THE HEARING-IMPAIRED SENIOR HIGH SCHOOL STUDENTS

The article represents the results of the study of the well-formedness of hearing-impaired high school students' aged 17-18 value orientations. Early adolescence is a special socio-demographic group, which will transform its values into our society in a few years. Value orientations of the future Russian society will depend on the values formed in early adolescence. This fact determines social significance of the problem studied in the article. There are given description and analysis of the trends of hearing-impaired upper-form pupils' value orientations. There are identified peculiarities of their formedness expressed in egocentric orientation. The results of the empirical research allow justifying of the aims and objectives of correction-developmental work on the formation of social-normative value orientations of hearing-impaired upperclassmen, designating of the ways of further development of their value orientations directed at professional activities, public recognition, learning of the world and width of views, decreasing of self-centered behaviour.

Текст научной работы на тему «Развитие ценностных ориентаций у слабослышащих старшеклассников»

УДК 159.922 14 532

РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Фатеева Ксения Николаевна, логопед отделения медицинской реабилитации ГУЗ «Городская больница № 10 г. Тулы», 18-й проезд, 104, Тула, Россия, 300036; e-mail: [email protected]

Хаидов Сергей Курбанович, кандидат психологических наук, кафедра специальной психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; пр. Ленина, 125, Тула, Россия, 300026; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ

В статье приведены результаты исследования сформированности ценностных ориентаций у слабослышащих старшеклассников в возрасте 17—18 лет. Юноши — особая социально-демографическая группа, которая через несколько лет будет трансформировать свои ценности в наше общество. От того, какие ценности будут сформированы в ранней юности, будут зависеть ценностные ориентации будущего социума России, что и предопределяет социальную значимость исследуемой нами проблемы. Приведены описание и анализ направленности ценностных ориентаций слабослышащих старшеклассников. Выявлены особенности их сформированности, выражающиеся в эгоцентрической направленности. Полученные результаты эмпирического исследования позволяют обосновать цели и задачи проведения коррекци-онно-развивающей работы по формированию социально нормативных ценностных ориентаций у слабослышащих старшеклассников, обозначить пути дальнейшего развития их ценностных ориентаций, направленных на профессиональную деятельность, общественное признание, познание мира и широту взглядов, снижение эгоцентрич-ности поведения.

Ключевые слова: ценностные ориентации, слабослышащие старшеклассники, эгоцентрическая направленность.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема ценностных ориентаций является очень острой в связи с тем, что современное российское общество переживает глубокие перемены, которые, как известно, не только связаны с обновлением социально-экономической жизни страны, но и затрагивают систему ценностей социу-

ма — формирование новых стандартов и стереотипов в этой области [12].

Понятие «ценностные ориентации» было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия «ценности», однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует. Но различия между ними были (либо по параметру «Общее — индивидуальное», либо по параметру «Реально действующее — рефлекторно сознаваемое») в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании [13].

Ценностные ориентации, как центральное личностное новообразование, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и определяют как широкую мотивацию поведения индивида, так и существенное влияние на все стороны его жизни [9]. В то же время они могут быть и проявлением эгоцентризма в случае их направленности на себя [1-4; 7; 8].

По мнению Е.С. Волкова, ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности [11].

Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей и их реализации в общесоциальных условиях деятельности и поэтому подчиняются принципу единства сознания и деятельности [9].

Предпосылки для начала реального выполнения системой ценностных ориентаций всех своих регулятивных функций окончательно складываются лишь в юношеском возрасте [5].

МЕТОДИКИ И ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Для изучения ценностных ориентаций у слабослышащих старшеклассников использовались три методики:

1. Тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, оценивающий «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих его жизни.

2. Определение направленности личности (методика Б. Басса). С помощью этой методики выявляются следующие виды направленности: направленность на себя (Я), направленность на общение (О), направленность на дело (Д).

3. Методика «Ценностные ориентации» М. Роки-ча, направленная на изучение ценностно-мотивацион-ной сферы человека. Автор этой методики различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные.

В исследовании приняли участие 7 слабослышащих старшеклассников в возрасте 16—17 лет: 4 мальчика и 3 девочки. Исследование проводилось на базе государственного образовательного учреждения Тульской области «Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При использовании теста Д.А. Леонтьева были получены следующие результаты: 71,4% респондентов имеют средний уровень сформированности смысло-жизненных ориентаций (что говорит об их адекватной сформированности), а 28,6% имеют низкий уровень их сформированности, который наиболее ярко выражен по субшкале «Процесс жизни» (42,8% респондентов). Низкие баллы по данной субшкале свидетельствуют о неудовлетворенности слабослышащих старшеклассников своей жизнью в настоящем.

Результаты исследования по методике Б. Басса показали, что только у 42,85% опрошенных старшеклассников выявлена направленность на дело, которая характеризуется ориентированием на сотрудничество, способностью отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. Столько же респондентов (42,85%) ориентированы на прямое вознаграждение за исполнение совместной деятельности. У них проявляются тенденции к властности, склонности к соперничеству, направленности на себя. И только у 14,3% респондентов наблюдается направленность на общение, поддерживание отношений с другими людьми, ориентированность на совместную деятельность.

Результаты исследования по методике М. Роки-ча показали, что наиболее важными терминальными ценностями слабослышащих старшеклассников являются любовь (85,7%), жизненная мудрость (57,2%), счастливая семейная жизнь (57,2%), а наиболее важными инструментальными ценностями — воспитанность (85,7%), независимость (71,4%) и ответственность (57,2%).

Наименее важными терминальными ценностями были названы развлечения (57,2%), общественное признание (57,2%), счастье других людей (71,4%), а наименее важными инструментальными ценностями — эффективность в делах (57,2%), непримиримость

к собственным недостаткам и недостаткам других людей (71,4%), широта взглядов (57,2%).

Методы математической обработки по U-крите-рию Манна — Уитни, Н-критерию Крускала — Уол-лиса не выявили статистически значимых различий по возрасту и полу в ценностных ориентациях, направленности личности и смысложизненных ориентациях у слабослышащих старшеклассников, что свидетельствует об их универсальности и единстве для данной категории юношей и девушек.

Принимая во внимание исследования В.С. Агапова, Е.В. Апальковой, А.В. Гагарина, С.А. Лебедевой, М.М. Мишиной и наши собственные исследования [2; 6; 7; 10; 11; 13], можно утверждать, что основу коррек-ционно-развивающих занятий для данной категории старшеклассников должны составлять социально-психологические тренинги тематической направленности. При этом в указанные тренинги должны быть включены упражнения и игры, направленные на развитие личности в системно-интеллектуальной деятельности [11] и в средовых информационных взаимодействиях [8], а также на формирование мировоззрения, культуры, компетентности в контексте устойчивого развития природы и общества [7].

ВЫВОДЫ

1. Слабослышащие старшеклассники испытывают неудовлетворенность своей жизнью в настоящем. Они не считают ее интересной, эмоционально насыщенной. Полноценность смысла своей жизни они связывают только с прошлым или с нацеленностью на будущее.

2. У слабослышащих старшеклассников доминируют эгоцентрические ценностные ориентации, выражающиеся в направленности на себя, на прямое вознаграждение за свою деятельность, склонность к соперничеству и лидерству, отсутствие ценностей, направленных на общественно-полезную деятельность.

3. Терминальные ценности у слабослышащих старшеклассников имеют эгоцентрическую направленность. К таким ценностям они относят любовь, жизненную мудрость, счастливую семейную жизнь.

4. Для достижения своих терминальных целей они считают необходимым использовать следующие инструментальные ценности: ответственность, независимость и воспитанность.

ССЫЛКИ

[1]. Агапов B. C. Сущностная характеристика Я-кон-цепции / Под общ. ред. А.В. Иващенко. — М.: МОСУ, МГСА, РПО, 2001. — 40 с.

[2]. Агапов B. C. Современные исследования самосознания Я-концепции субъекта в контексте идей С.Л. Рубинштейна // Акмеология. — 2012. — № 1 (41). — С. 133-143.

[3]. Агапов В. С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. — 2012. — № 3 (43). — С. 26-31.

[4]. Агапов В.С. Системное изучение Я-концепции субъекта в российской психологии // Акмеология. — 2013. — № 1 (45). — С. 27-30.

[5]. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. — М., 2009. — 298 с.

[6]. Апалькова Е.В., Хаидов С.К. Специфика проявления, коррекции и развития эмоционально-волевой сферы у слабослышащих подростков // Акмеология. — 2015. — № 4. — С. 185-190.

[7]. Гагарин А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. — М.: МГППУ, 2000. — 232 с.

[8]. Гагарин А.В., Раицкая Л.К., Быстрякова Л.А. Лич-ностно-профессиональное развитие студентов в инфор-мационно-средовых взаимодействиях // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Социально-экологические технологии. — 2013. — № 1. — С. 63-76.

[9]. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. — М.: Изд-во УРАО, 2012. — 175 с.

[10]. Лебедева С.А., Хаидов С.К. Самоотношение у подростков с задержкой психического развития // Акмеология. — 2015. — № 3. — С. 100-103.

[11]. Мишина М.М. Основные положения системной концепции интеллектуальной деятельности личности // Акмеология. — 2013. — № 2. — С. 35-39.

[12]. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 2005. — 420 с.

[13]. ФатееваК.Н.,Хаидов С.К. Особенности сформированности Я-концепции у подростков с задержкой психического развития // Акмеология. — 2015. — № 3. — С. 164-166.

THE DEVELOPMENT OF VALUE ORIENTATIONS OF THE HEARING-IMPAIRED SENIOR HIGH SCHOOL STUDENTS

Ksenia N. Fateeva, Speech Therapist, Rehabilitation Department of the State Health Care Institution «Tula Municipal Hospital № 10», 18th Proezd, 104, Tula, 300036, Russia; e-mail: [email protected] Sergey K. Khaidov, Candidate of Psychological Sciences, Department of Special Psychology, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University (Leo Tolstoy TSPU); Lenina Pr., 125, Tula, 300026, Russia; e-mail: tgpu@ tula.net

ABSTRACT

The article represents the results of the study of the well-formedness of hearing-impaired high school students' aged 17-18 value orientations. Early adolescence is a special socio-demographic group, which will transform its values into our society in a few years. Value orientations of the future Russian society will depend on the values formed in early adolescence. This fact determines social significance of the problem studied in the article. There are given description and analysis of the trends of hearing-impaired upper-form pupils' value orientations. There are identified peculiarities of their formedness expressed in egocentric orientation. The results of the empirical research allow justifying of the aims and objectives of correction-developmental work on the formation of social-normative value orientations of hearing-impaired upperclassmen, designating of the ways of further development of their value orientations directed at professional activities, public recognition,

learning of the world and width of views, decreasing of

self-centered behaviour.

Keywords: value orientations, hearing-impaired high

school students, self-centered orientation

REFERENCES

[1]. Agapov V.S. Sushchnostnaya harakteristika YA-kon-cepcii [The essential characteristics of the I-conception] / Edited by A.V. Ivashchenko. — Moscow: MSOU, MHSA, RPS, 2001. — 40 p.

[2]. Agapov VS. Sovremennye issledovaniya samosoznaniya YA-koncepcii subekta v kontekste idej S.L. Rubinshchtejna [The modern studies of self-consciousness of I-conception of the subject in the context of ideas of S.L. Rubinstein] // Akmeologija [Acmeology]. — 2012. — № 1 (41). — P. 133-143.

[3]. Agapov V.S. Koncepciya YA i samorealizaciya subekta: problemnoe pole nauchnyh issledovanij[I-conception and self-realization of the subject: problem field of scientific researches] // Akmeologija [Acmeology]. — 2012. — № 3 (43). — P. 26-31.

[4]. Agapov VS. Sistemnoe izuchenie YA-koncepcii subekta v rossijskoj psihologii[Systemic study of the I-conception of the subject in Russian psychology]. — Akmeologija [Acmeology]. — 2013. — № 1 (45). — P. 27-30.

[5]. Alekseev V.G. Cennostnye orientacii lichnosti i problema ih formirovaniya [Value orientation personality and the problem of their formation]. — Moscow, 2009. — 298 p.

[6]. Apalkova E. V., Khaidov S. K. Specifika proyavleniya, ko-rrekcii i razvitiya ehmocional'no-volevoj sfery u slaboslyshash-chih podrostkov [The specifity of expression, correction and development of emotional and volitional of hearing-impaired adolescents] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 4. — P. 185-190.

[7]. Gagarin A. V Vospitanie prirodoj. Nekotorye aspekty gumanizacii jekologicheskogo obrazovanija i vospitanija [Nature Education]. — Moscow, 2000. — 232 p.

[8]. Gagarin A. V. Lichnostno-professionalnoe razvitie stu-dentov v informacionno-sredovyh vzaimodejstvijah [Personal-professional development of students in informational interactions] / A.V. Gagarin, L.K. Raickaja, L.A. Bystrjakova // Vestnik MGGU im. M.A. Sholohova. Socialno-jekologichesk-ie tehnologii [Socio-environmental technologies]. — 2013. — № 1. — P. 063-076.

[9]. Kulagina I.Y. Vozrastnaya psihologiya: razvitie reben-ka ot rozhdeniya do 17 let.[Age psychology: child development from birth to 17 years]. — Moscow: Publishing house URAO, 2012. — 175 p.

[10]. Lebedeva S.A., Khaidov S.K. Samootnoshenie u podrostkov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya [Formation features of self-attitudeof adolescents with retardation on mental development] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 3. — P. 100-103.

[11]. Mishina M.M. Osnovnye polozheniya sistemnoj kon-cepcii intellektual'noj deyatel'nosti lichnosti [The main regulations of the systemic conception of intellectual activity of personality] // Akmeologija [Acmeology]. — 2013. — № 2. — P. 35-39.

[12]. Rubinstein S.L. Problemy obshchej psihologii [Problems of general psychology]. — Moscow: Pedagogy, 2005. — 420 p.

[13]. Fateeva. K. N., Khaidov S.K. Osobennosti sformirovan-nosti YA-koncepcii u podrostkov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya [Formation features of i-conception of adolescents with retardation of mental development] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 3. — P. 164-166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.