Научная статья на тему 'Развитие транспортных систем в нефтяной отрасли Чечни'

Развитие транспортных систем в нефтяной отрасли Чечни Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
702
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
грозненская нефтепромышленность / скважина / нефть / нефтепродукты / нефтеперегонный завод / транспортировка / гужевой транспорт / железная дорога / нефтепровод / the Grozny oil industry / borehole / oil / petroleum / refinery / transportation / «cartage» / railway / pipeline

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Х Х. Ахмадова, А А. Сыркин, Ж Т. Хадисова, Э У. Идрисова, М А. Мусаева

Установлены основные этапы исторического развития транспортировки нефти и нефтепродуктов Чечни в конце XIX – начале XX века. Сделан анализ особенностей функционирования грозненской нефтяной промышленности на различных этапах технической революции. Показано, что широкое промышленное развитие здесь тормозилось оторванностью от рынков сбыта и появление первых транспортных средств Чечни, начиная с гужевого транспорта и кончая строительством железной дороги, имело большое значение в развитии нефтяной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TRANSPORT SYSTEMS IN OIL BRANCH OF CHECHNYA

The main stages of the historical development of oil and petroleum products transportation in Chechnya in the late XIX early XX centuries.the analysis of the peculiarities of the Grozny oil industry at various stages of the technical revolution. Wide industrial development is hindered by isolation from markets and the emergence of the first vehicles of Chechnya, starting with horse-drawn transport and ending with the construction of the railway, was of great importance in the development of the oil industry.

Текст научной работы на тему «Развитие транспортных систем в нефтяной отрасли Чечни»

УДК 622.692

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ В НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ ЧЕЧНИ

Х.Х. АХМАДОВА, д.т.н., проф. кафедры химической технологии нефти и газа ФГБОУ ВО Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова (Россия, 364051, Чеченская Республика, г. Грозный, пр. им. Х.А. Исаева, д. 100). E-mail: [email protected]

А.А. СЫРКИН, к.х.н, проф. кафедры общей и аналитической химии

ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: [email protected]

Ж.Т. ХАДИСОВА, к.х.н., доцент кафедры химической технологии нефти и газа Э.У. ИДРИСОВА, к.т.н., ст. препод. кафедры химической технологии нефти и газа М.А. МУСАЕВА, ст. препод. кафедры химической технологии нефти и газа А.С. САДУЛАЕВА, доцент кафедры химической технологии нефти и газа

ФГБОУ ВО Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова (Россия, 364051, Чеченская Республика, г. Грозный, пр. им. Х.А. Исаева, д. 100). E-mail: [email protected], E-mail: [email protected], E-mail: [email protected]

Установлены основные этапы исторического развития транспортировки нефти и нефтепродуктов Чечни в конце XIX - начале XX века. Сделан анализ особенностей функционирования грозненской нефтяной промышленности на различных этапах технической революции. Показано, что широкое промышленное развитие здесь тормозилось оторванностью от рынков сбыта и появление первых транспортных средств Чечни, начиная с гужевого транспорта и кончая строительством железной дороги, имело большое значение в развитии нефтяной отрасли.

Ключевые слова: грозненская нефтепромышленность, скважина, нефть, нефтепродукты, нефтеперегонный завод, транспортировка, гужевой транспорт, железная дорога, нефтепровод.

Вопросы транспортировки нефти и нефтепродуктов, их хранения имели большое значение для развития нефтяной отрасли Чечни.

Почти весь XIX век, когда не было средств для транспортировки, нефть применялась в основном в местах добычи [1]. Появление первых транспортных средств, в основном гужевого транспорта, расширило территориальные рамки применения грозненской нефти, вначале в близлежащих к Чечне районах и на Северном Кавказе, а по мере развития технологий добычи, переработки и транспортировки нефти и во многих областях России.

Но долгое время транспорт нефти оставался узким местом, ограничивающим развитие грозненской нефтяной промышленности. Одно из ранних письменных упоминаний о нефти на территории Чечни относится к XVII веку, когда в 1653 году ее применяли в военных целях [2, 3].

Выходы нефти в XVI-XVШ веках, добываемой из природных источников и искусственных колодцев, были известны в нескольких районах Чечни - близ сел Алды, Беной на Качкалыковском и Терско-Сунженском хребтах.

Многие документы показывают, что в XVH-XVШ веках нефть в Чечне добывалась и употреблялась местными жителями в основном в мирных целях: для лечения, смазки колес и т. д. Нефть также служила средством обмена на необходимые товары в казачьих станицах, которые систематически пользовались нефтью из брагунских, червлен-ских и других грозненских колодцев, откуда она доставлялась гужевым транспортом на арбах в бурдюках [1]. Так, в описи архива кизлярского коменданта, составленной в 1910 году, значится дело «О доставке нефти на казачьих каюках», относящееся к 1743 году [3].

С 70-х годов XIX века бурдюки были вытеснены деревянными бочками емкостью 20-25 пудов [1]. Этот способ транспортировки нефти и нефтепродуктов был очень дорогим.

В начале 70-х годов XIX века доставка одного пуда нефти с промыслов в Баку гужевым транспортом на расстояние 12 верст обходилась в 5 копеек, а пуд сырой нефти на промыслах стоил 3 копейки [1].

Количество добываемой грозненской нефти стали учитывать с 1833 года, когда была открыта новая богатейшая группа колодцев, так называемая грозненская, или войсковая, вокруг которой и развивалось грозненское нефтяное производство [3].

За период 1833-1846 годов было добыто 40 тыс. пудов нефти. Средняя годовая добыча за этот период составила 3077 пудов. С 1846 по 1855 год включительно было добыто 50 тыс. пудов нефти, в среднем за год 5 тыс. пудов. С 1856 по 1865 год включительно было добыто 125 тыс. пудов грозненской нефти, то есть среднегодовая добыча составляла 12,5 тыс. пудов. Таким образом, добыча грозненской нефти с каждым годом увеличивалась.

Но добытую нефть надо было доставлять к рынкам сбыта и местам переработки, и здесь владельцы грозненских колодцев - откупщики сталкивались с большими трудностями. Перевозка нефти представляла собой сложное и опасное мероприятие и большей частью происходила в сопровождении колонны военных. Но каждый раз осуществлять перевозку нефти таким сложным способом не представлялось возможным [4, 3].

Вывозом нефти от источников к рынкам сбыта и местам потребления занимались главным образом чеченцы. Поэтому откупщики грозненских нефтяных колодцев вступали в соглашения с чеченцами, которые ими «уговаривались о перевозке нефти и, получая за то плату, обязывались вместе с тем и уже бесплатно даром стеречь источники, охранять их от засорения, выжигания и прочего, лишь бы только монополия перевозки им принадлежала» [4].

Грозненская нефть также проникала на рынки сбыта еще другим путем - через меновые дворы. Меновая торговля с чечено-ингушским населением была организована еще в конце XVIII века. В 1802 году было учреждено несколько меновых дворов, а в 1848-м на Северном Кавказе их уже насчитывалось 12, из которых самыми значительными были Кизлярский, дачи- юрловский и червленский. В 1846 году на меновые дворы чеченцами, аварцами и другими было привезено нефти на 10 500 рублей [3].

Нефть, которую чеченцы выменивали на русские товары на меновых дворах, или добыемая ими из других источников, не принадлежащих откупщику, или они ее получали в качестве оплаты натурой за перевозку нефти и охрану колодцев. Нефть, добывающаяся откупщиками в Чечне, покупалась местным населением прежде всего для смазки колес, упряжи, лечения скота и освещения жилищ.

Крупными потребителями нефти были нефтеперегонные заводы. Одним из первых нефтеперегонных заводов, положивших начало перегонки нефти, стал завод братьев Дубининых, который находился на расстоянии нескольких десятков верст от крепости Грозный и был расположен на левом (северном) берегу реки Терек [5].

Ни в одном из существующих документов нет указаний на то, что близ завода Дубининых находился нефтяной источник, следовательно, нефть на завод необходимо было доставлять, хотя имеются мнения, что Дубиниными перерабатывалась нефть не с грозненских, а с вознесеновских нефтяных источников, и только часть нефти для перегонки привозилась с грозненских источников. В сохранившихся документах за период 1823-1840 годов нет упоминаний о Вознесеновских нефтяных источниках, но в них говорится о нефти из грозненской, карабулакской, мамакаевской и Брагунской групп колодцев [3]. Скорее всего на переработку на завод братьев Дубининых и позднее на другие грозненские заводы доставлялась именно эта нефть.

Кроме завода братьев Дубининых в тот период существовали и другие заводы по перегонке грозненской нефти.

В 30-40-х годах XIX века в районе Терека велась перегонка грозненской нефти на нескольких небольших примитивного вида заводиках с получением керосина. Это были три нефтеперегонных завода по переработке грозненской нефти, работавшие в период до реформы: Авдюкина, Сухорукова и Швецова. Завод Швецова скорее всего находился в станице Наурской, где были склады нефти, нефтепродуктов, бочек и т. д. [3].

Также имеются сведения и о четвертом заводе, Совдигарова [7, 8], который «производил из нефти мазь для телег». Кроме того, был завод купчихи Совдигаровой [3, 9]. На эти заводы на переработку необходимо было доставить грозненскую нефть и после переработки осуществить сбыт полученных нефтепродуктов. В станицу Наурскую нефть доставлялась в бочках, по-видимому, паромом через реку Терек [3].

Сбыт керосина до реформы производился как на местном рынке, так и на рынках Центральной России [6]. Братья Дубинины писали об этом следующее: «Нефть белая вывозится большим количеством на продажу в Нижегородскую ярмарку, а также в Москву и другие разные города Российской империи - на продажу купцам и аптекам, а густая черная нефть употребляется на Кавказской линии в продажу же на смазку колес и конской упряжи» [10].

Доставка нефти и вывоз нефтепродуктов осуществлялись гужевым транспортом.

На рынки России сбывали продукцию нефтеперегонных заводов и откупщики грозненских колодцев. В 1946 году Швецов писал начальнику Кавказской области генералу Сафонову, что он получил перегонкой нефти «белую нефть до 1000 пудов и в надежде извлечь выгоды отправил в 1837 году все изготовленное количество в Москву, но нашел уже цены оной от 24 до 27 рублей ассигнациями, единственно по увеличивающемуся количеству, так что труды и издержки мои могли быть покрыты выгодой не более 2 рублей с пуда». [10, 3]. Таким образом, из Грозненского района вывозилось относительно большое по тем временам количество керосина.

Со второй половины XIX века русская нефтяная промышленность, по существу, была керосиновой промышленностью [11]. Рынком сбыта для грозненских нефтепродуктов служили окрестные города: Грозный, Владикавказ, Пятигорск, Моздок, Кизляр, Георгиевск, а также казачьи станицы, чеченские и ингушские села, в которых во второй половине XIX века стали появляться керосиновые лампы. Основными покупателями грозненского керосина были зажиточные слои городского и сельского населения.

Известный тифлисский купец И.М. Мирзоев, откупщик грозненских нефтяных колодцев, торговал в Тифлисе, имел нефтяное и соляное дело в Баку и на Каспии, занимался торговлей керосином, нефтью и солью на Кавказе, в районе Волги и до самого Нижнего Новгорода.

Перевозили керосин и нефть гужевым способом в чинаровых бочках на арбах [6]. Нефтепродукты перевозились в буковых бочках: 50-пудовых для мазута и 25- пудовых для керосина и бензина.

Бочки для перевозки нефтепродуктов и нефти делались из местной породы бука-чинары, и это обеспечивало постоянный доход сбытом этих бревен для чеченцев, привозивших их из лесов Чечни [3].

Стоимость доставки одного пуда нефтепродукта в зависимости от места назначения была различной: до Грозного

- 2-3 копейки, до Владикавказа - 12-15 копеек, до Моздока

- 13-15 копеек, до Георгиевска - 15-20 копеек [3].

Единовременная отправка партии готового продукта

иногда достигала солидной цифры в 200-300 подвод одновременно. Перевозкой занимались чеченцы из ближайших селений, осетины из села Ольгинского и казаки соседней станицы Ермоловской.

Наряду с керосином преимущественно в сельские районы сбывалась сырая нефть и нефтяные остатки, которые использовали для смазки телег, сбруи и в качестве лечебного средства при болезнях кожи у скота. Легкие продукты, как бензин, являлись отходом производства, от них старались избавиться, как от излишнего бремени, они сливались в колодцы,канавы.

Начиная с 1885 года, когда была изобретена форсунка для распыления жидкого тяжелого нефтяного топлива, нефтяная промышленность России начала превращаться в мазутную промышленность - одну из важнейших отраслей тяжелой промышленности. Если железные дороги в 1885 году потребили 5 млн пудов нефтяных остатков, то в 1897 году потребление мазута дошло уже до 72 млн пудов [11].

Слабое развитие нефтяной промышленности Чечни до 1880-х годов объяснялось неудобным расположением

нефтяных месторождений Грозного. Они лежали в стороне от железнодорожных и водных путей сообщения. Вывоз нефти и керосина гужевым транспортом по бездорожью был дорогим и не окупался затратами на нефтяное производство. Ко всем причинам можно добавить и недостаточную геологическую изученность природных богатств Чечни в то время.

Однако, несмотря на определенный прогресс в добыче и переработке нефти, технология производства нефтепродуктов в Грозненском районе все еще оставалась относительно примитивной. Таким образом, широкое промышленное развитие здесь тормозилось рядом причин, и прежде всего, отсутствием железных дорог и водных путей, а следовательно, оторванностью от рынков сбыта. Вывоз нефти и производимого здесь керосина «гужом» по неблагоустроенным дорогам сопровождался большими трудностями и невосполнимыми затратами. До второй половины 1890-х годов транспорт нефти в Грозный осуществлялся в бочках на подводах.

В 90-х годах XIX века начал формироваться заводской район Грозного. За девять лет развития Грозненского района (1893-1901) в период машинной индустрии выросла добыча нефти, бурение, производство мазута и керосина. Если за предыдущие 62 года из колодцев было добыто 3,2 млн пудов нефти, то за девять лет применением машин было добыто 192 млн пудов.

На фоне успехов Бакинского района, которые были поразительными, успехи Грозненского района представлялись весьма скромными. Но вместе с тем Грозненский район развивался быстрее, чем в свое время Бакинский.

Через девять лет после запуска первого нефтяного фонтана в 1871 году, в Баку добывалось 20 млн пудов нефти, а в Грозном в 1901 году, тоже через девять лет после запуска первого фонтана, 35 млн, но условия, в которых развивался Грозный, были другими.

24 мая 1891 года Общество Владикавказской железной дороги получило разрешение на строительство Петровской линии -- от станции Беслан, которая находится рядом с Владикавказом, через Грозный до Петровска (Махачкалы).

Взлет грозненской нефтяной промышленности в конце XIX века, вызванный потребностями развиваюшегося капиталистического хозяйства России и ростом спроса на нефтепродукты, объяснялся промышленным и общеэкономическим подъемом в 90-е годы. Мощным побудителем была железная дорога, и спрос на нефтепродукты в 90-х годах был намного выше спроса 70-х годов.

В особенности этому способствовала прокладка в 1893 году линии Беслан - Петровск Владикавказской железной дороги, которая через Грозный с одной стороны соединила его со всем Предкавказьем, Ростовом-на-Дону и Новороссийском (а через них - с индустриальными районами Центральной России, Украины и зарубежными рынками), а с другой - дала выход к Каспийскому морю и, следовательно, к Волжскому речному пути.

Эта линия протяженностью 250 верст была сдана в постоянную эксплуатацию 1 января 1894 года. Владикавказская железная дорога стала единственным транзитным путем через Дон на Северный Кавказ и в Закавказье. Значение ее для развития экономики Кавказского региона было трудно переоценить, она стала мощнейшим стимулом развития промышленности региона. Владикавказская железная дорога в конце XIX в. была одним из крупнейших коммерческих и

производственных предприятий. К началу XX века при дороге уже имелось 18 мастерских (крупнейшие - депо и мастерские Ростова и Батайска, тихорецкие, новороссийские, кавказские, грозненские, минералводческие). В 1904 году в Обществе Владикавказской железной дороги насчитывалось свыше 28 тыс. рабочих и служащих. Общество занималось добычей нефти и ее переработкой в Грозном, ему принадлежала важнейшая инфраструктура Новороссийского порта (пристани, амбары и склады, элеватор, судоремонтные заводы, нефтехранилища и др.), а также 30 нефтехранилищ, нефтепроводы в Грозном и Новороссийске, пять грузовых пристаней на Черном море (из них две элеваторные), нефтеналивной флот, пароход-ледокол, нефтеперегонный завод в Грозном производительностью 1930 т нефти в сутки.

Таким образом, развитие грозненской нефтепромышленности в 90-х годах XIX века сделало значительный шаг вперед, что объяснялось технической революцией. В технике грозненского нефтяного дела произошли коренные изменения за счет введения паровых двигателей, парового бурения, появления нефтяных скважин, совершенствования железных хранилищ. Применение современных способов транспортировки нефти по трубопроводам, строительство железной дороги, образование самостоятельного заводского района отдельно от нефтяных районов было новым шагом в развитии грозненской нефтяной промышленности.

В 1893 году добыча нефти на скважинах Ахвердова достигла 8,3 млн пудов. В 1895 году в промысловом районе Грозного было добыто 28 397 тыс. пудов нефти. Из них на долю Ахвердова приходилось 28 116 тыс. пудов, остальное же незначительное количество принадлежало промышленнику Русановскому [12-18].

Ахвердов совместно с Русановским запроектировали строительство двух больших нефтеперегонных заводов, а также двух нефтепроводов, так как в результате быстрого роста добычи нефти старый грозненский завод (Мирзоевский) уже был не в состоянии перерабатывать такое количество сырья [8].

В 1895 году в Грозном было одновременно начато строительство трех керосиновых заводов: общества «И.А. Ахвердов и К°», «Успех» и Общества Владикавказской железной дороги [3, 6, 7, 12-21].

Первый грозненский нефтеперегонный завод общества «И.А. Ахвердов и К°» был построен в 1895 году, и начал регулярно работать с сентября 1899 года. В советское время этот нефтеперегонный завод был переименован в 1-й государственный керосиновый завод.

Завод состоял из пяти кубов для сырой нефти емкостью 6 тыс. пудов и перерабатывал 20 млн пудов нефти (320 тыс. т) в год. Кроме того, завод для хранения нефти имел парк из девяти резервуаров, два бензиновых куба [3]. До августа 1899 года работа завода носила случайный характер, и только в сентябре 1899 года он был выведен на проектную мощность [19].

Одновременно с ахвердовским заводом в 1895 году был построен второй грозненский нефтеперегонный завод, «Успех» Д.И. Исааковича. Владельцем завода был грозненский купец Николаев, который и дал ему многообещающее название [3].

Третий завод Общества Владикавказской железной дороги был построен в июне 1896 года. В советское время

он был переименован во 2-й государственный керосиновый завод. Производительность этого завода превышала производительность двух других грозненских заводов и составляла до 40 млн. пудов нефти в год.

Этот завод, самый крупный из грозненских нефтеперегонный завод, принадлежавший Владикавказской железной дороге, сыграл особую роль в развитии грозненской нефтепереработки. Завод был построен «для обеспечения себя жидким топливом (мазутом)» по проекту инженера Феликса Инчика и начал свою работу в июле 1896 года [13] .

В справке правления Общества Владикавказской железной дороги по вопросу о строительстве керосинового завода, предоставленной в 1-е отделение канцелярии Совета министров, говорится, что «постройка нефтеперегонного завода в Грозном была вызвана особым качеством грозненской нефти, содержащей громадное количество летучих примесей, почему она не могла быть употребляема для отопления паровозов, наподобие бакинской, в сыром виде».

По изложенной причине Общество Владикавказской железной дороги обязано было на основании дополнения к уставу, утвержденному 24 марта 1895 года, «устроить на эксплуатируемых обществом линиях, ветвях и подъездных путях... нефтепроводы и приспособления для перегонки и хранения нефти и нефтепродуктов...» [21] .

Заводы в 1896-1899 годы работали несистематически или бездействовали (завод Ахвердова), следовательно, почти вся нефть, добытая в эти годы, вывозилась за границу и продавалась как жидкое топливо. В 1899 году, когда заводы работали более организованно, из добытых 26 млн пудов нефти было переработано только 14 млн пудов. Вместе с тем производительность только одного самого крупного завода Владикавказской железной дороги, как сказано выше, составляла более 40 млн пудов нефти в год. Это свидетельствовало о хищническом направлении, в котором развивалась грозненская нефтяная промышленность, так как капиталисты не заботились о рациональном использовании сырья и полной переработке грозненской нефти.

В дальнейшем строительство грозненских нефтеперерабатывающих заводов расширялось, и в апреле 1902 года было начато строительство завода общества Казбекский синдикат, которое в советское время носил название «государственный керосиновый завод».

Грозненские заводы копировались тогда по типу бакинских, в расчете главным образом на продукцию керосина, также в Грозном строились нефтепроводы, закрытые нефтехранилища и резервуары.

Акционерное общество Владикавказской железной дороги построило 5-дюймовый (125 мм) нефтепровод от места, где находился нефтепарк 26 Бакинских Комиссаров (так называемый железнодорожный участок до станции г. Грозный) [2].

Впоследствии в город было проложено еще пять нефтепроводов. На каждом из этих нефтепроводов были построены котельные на два котла с нефтеперекачивающими установками, имеющими по два паровых насоса.

В 1899 году промысел и заводской район были соединены пятью нефтепроводами диаметром 200 мм и протяженностью каждый от 12 до 12,5 верст. Общая протяженность трубопроводов составляла 76 286 м, а общая пропускная способность - 11 800 т в сутки. Пропускная способность нефтепроводов более чем втрое превышала максимальную

добычу нефти. По ним можно было перекачивать в сутки до миллиона пудов нефти при суточной производительности грозненских промыслов 70 000 пудов.

Переход от гужевой транспортировки нефти к перекачке с помощью паровых насосов по нефтепроводам на значительные расстояния был большим шагом вперед в развитии грозненской нефтепромышленности.

Значительное количество нефтепроводов, построенных в Грозненском районе, объяснялось тем, что конкурирующие между собой фирмы старались каждая обзавестись своим нефтепроводом, и это был яркий пример нерационального подхода к развитию производительных сил.

В сентябре 1895 года по этим нефтепроводам началась перекачка нефти, и в том же году были построены нефтеперегонные заводы.

Пропускная способность нефтепроводов, как было сказано выше, более чем втрое превышала максимальную добычу нефти. Коэффициент загрузки нефтепроводов на всем протяжении с начала эксплуатации и до 1917 года не превышал 0,21.

Кроме магистральных нефтепроводов имелась очень сложная и запутанная сеть промысловых нефтепроводов. Каждый хозяин имел свои нефтепроводы, резервуары, земляные амбары, насосные станции. Так, например, в 1899 году на старых промыслах имелось 66 металлических резервуаров общей емкостью 55 860 т и 23 земляных амбара емкостью 747 100 т.

К 1901 году на всех заводах насчитывалось 44 железных хранилища емкостью около 4 млн пудов и 36 приемников, мерников и отстойников.

В 1915 году металлических резервуаров уже было 359, их общая емкость составляла 220 240 т. При этом продолжали использоваться земляные амбары. Общая протяженность нефтепроводов уже превышала 200 км [2].

Грозненская нефтепромышленность располагала в это время четырьмя нефтепроводами от старых промыслов к заводским хранилищам и необходимыми инсталляциями для хранения нефтепродуктов.

Главным нефтепродуктом в начале XX века считался мазут, выход которого в среднем составлял 75% на нефть. Основным потребителем грозненского мазута была Владикавказская железная дорога. Вторым по важности нефтепродуктом являлся керосин, третьим - бензин. Товарный керосин получали двух сортов: экспортный с пределами выкипания от 145 до 270°С и специальный (осветительный, превосходного качества) - продукт вторичной перегонки, содержащий не менее 15% фракций до 150°С и небольших фракций до 200°С. Оба сорта керосина очищали реагентами.

По данным трех грозненских заводов, общий выход керосина в зависимости от спроса составлял 12-20% на перегнанную нефть. От 60 до 80% получаемого керосина шло на экспорт, прежде всего в Восточную Пруссию. Бензин вывозился в Новороссийск и далее - в Варшаву, Ригу, Одессу, Москву, Петербург и другие города России.

Большую роль в грозненской нефтепромышленности сыграла Владикавказская железная дорога, в развитие которой в 90-х годах XIX века были сделаны значительные капиталовложения, . Владикавказская железная дорога была одной из богатейших и доходнейших дорог в России, это объяснялось не в малой мере тем, что ее главными

акционерами были великие князья и близкие к придворным кругам люди, в частности князь Л.Н. Оболенский [3].

К числу ее важнейших акционеров относились крупнейшие капиталисты, нажившие в конце XIX века миллионные состояния, такие как председатель правления С.В. Кербедз, председатель правления крупнейших банков и промышленных синдикатов А.И. Путилов, А.И. Вышеградский - чиновник Министерства финансов, один из воротил финансового капитала в России. Все это давало Владикавказской железной дороге ряд преимуществ и привилегий, которых не было у других дорог. Такой привилегией было и разрешение, данное Николаем II 16 января 1895 года на строительство нефтеперегонного завода для обеспечения этой дороги топливом. Хотя по уставу железные дороги не имели права заниматься торговлей.

Владикавказская железная дорога на протяжении многих лет вела широкую торговлю нефтепродуктами своего завода, провозя их по льготным служебным тарифам и продавая из собственных складов на станциях. Владельцы дороги наживали на этом миллионные прибыли, а дивиденды акционеров Владикавказской железной дороги доходили до 50%. Ее акции с номинальной стоимостью в 500 рублей котировались на бирже по цене от 2500 до 4000 рублей. Так у нефтепромышленников появился серьезный конкурент.

К сожалению, весь вывоз продукции из Грозного определялся железной дорогой, и она держала грозненские нефтяные фирмы в зависимости от себя. Позже нефтепромышленники повели борьбу с железной дорогой. По этому вопросу были организованы дебаты в Государственной думе.

Владикавказская железная дорога - яркий пример переплетения новейших форм вполне развитого капитализма с феодально- крепостнической и военно-бюрократической верхушкой царской России.

Начиная с 90-х годов Владикавказская железная дорога, выступила в качестве одного из грозненских нефтяных предприятий. Ее основной капитал перед национализацией составлял 32 млн рублей, из которых в грозненскую нефтяную промышленность было вложено приблизительно 5 млн рублей.

До 1903 года Обществом Владикавказской железной дороги были построены самый мощный и усовершенствованный нефтеперегонный завод, значительное количество нефтехранилищ рядом с заводом и на нефтепромыслах, насосные станции, нефтепроводы и т. д. Тогда ей еще не принадлежали нефтепромыслы, она их приобрела позже, в 1912 году.

Лигроин (3-5% на нефть) использовался для отопления паровых котлов и перегонных кубов. К сожалению, для лигроина находилось и менее рациональное применение, вот как его описывал Л.А. Сельский: «Не имевший сбыта лигроин сильно стеснял заводы. Запасы лигроина загружали емкости, некуда было девать нефть и лигроин. Поэтому всеми, по-видимому, заводами применялась следующая своеобразная мера ликвидации лигроина. Вырывались поглотительные колодцы 10-15 м глубины (до горизонта гравия), в 1,0-1,5 м диаметре, с шахтами в разные стороны в 2-4 м длины (насколько позволяла безопасность работы); шахты служили для увеличения поглотительной поверхности. Сюда и сливался лигроин из резервуаров и быстро поглощался в горизонтах гравия. Именно потому на территории Грозного до сих пор находятся группы колодцев, выделяющих газы, получающиеся при окислении нефтяных

продуктов (СО, СО2, кроме того, вероятно, альдегиды и т.п.). ...Не будет удивительным, если в городе откроются кое-где колодцы с «белой нефтью», так как поглощенные почвами Грозного количества лигроина не так малы. По мнению А.И. Исаковича, не менее 2% от нефтей заводов «Успех» и общества «И.А. Ахвердов и К°» сливалось в поглотительные колодцы. Миллионы пудов лигроина поглощены почвами Грозного» [16].

До 1902 года выход бензина с температурой конца кипения 100°С не превышал 2%. Он не имел сбыта и стеснял заводы, его как бросовый продукт часто сжигали в ямах, сливали на землю. Когда в 1902 году появился спрос на бензин для экспорта, заводы увеличили его выход вдвое. В 1906-1907 годы выход бензина составлял в среднем 6,5% [7].

Вначале бензин не имел определенных рыночных норм. Заводы сами вырабатывали и устанавливали эти нормы для рынка; сводились они сначала к удельному весу. Приблизительно до 1900 года продавались бензины: 1-й сорт - удельного веса 0,710; 2-й сорт - безакцизный с удельным весом около 0,730. Тарой для бензина служили бочонки.

Около 1908 года завод общества «И.А. Ахвердов и К°» заключил договор на поставку бензинов в Лондон. Впервые в этих договорах устанавливаются нормы кипения. Экспортный бензин должен был иметь удельный вес не выше 0,725; при разгонке до 80°С - давать 17 %; 80°-100°С - 32%; 100°-130°С - 33%; после 160° С - не свыше 6% в остатке. Цена франко-Новороссийск составляла 1 рубль за пуд. Договоры с Лондоном были заключены на 10 лет [12].

Для выхода грозненской нефти и нефтепродуктов на астра-хано-волжский рынок общество «И.А. Ахвердов и К°» в 1913 году начало и 24 июля 1914 года завершило строительство нефтепровода Грозный - Петровск - Порт (Махачкала) диаметром 200 мм, длиной 162 км с четырьмя насосными станциями. Назначение трубопровода - перекачка сырой нефти (700 тыс. т в год) для переработки в Петровске, где для этой цели был сооружен нефтеперегонный завод. На бездействовавшем нефтеперегонном заводе в Петровске имелось железных клепаных резервуаров на 6,5 млн пудов. Остальное количество темных продуктов хранилось в резервуарах обществ «Владикавказской железной дороги» и «Мазут» [6].

В 1914 году общество «Ахвердов и К°» сдало Нобелям все свое имущество по транспортировке, хранению и продаже нефтепродуктов: склады, емкостью в 3,7 млн пудов в 8 пунктах страны, 201 вагон-цистерну, 4 буксирных судна, 2 шхуны и 13 барж в России и вошло в состав треста «Бр. Нобель», одного из трех трестовских объединений («Ройял Датч Шелл», «Нобель» и Российская Генеральная нефтяная корпорация «Ойл»), которые сложились в нефтяной промышленности Кавказа к началу Первой мировой войны и сосредоточили в своих руках 86% всех акционерных капиталов и 60% всей добычи в стране. Указанные объединения контролировали 12 из 15 крупных кавказских нефтепроводов, то есть 90% выхода промышленной нефти к заводам и пристаням [22].

Товарищество «Бр. Нобель» проявляло интерес к Грозненскому району с самого начала его возникновения. Это товарищество фигурировало уже в 90-х годах XIX века среди торгово-транспортных фирм, скупающих грозненские нефтепродукты. Оно участвовало в торгах, имевших место в 90-х годах и брало в аренду участки [3].

До 1907 году эта фирма не выступала отрыто ни в области добычи, ни в области переработки нефти, действуя лишь в

области сбыта. Торговля грозненскими нефтепродуктами привела товарищество к необходимости организации производства, и соответственно, товарищество «Бр. Нобель» начало приобретать нефтеперегонные заводы.

Первый завод «Успех» по производству бензина, приобретенный Нобелем, принадлежал Грозно-Московскому обществу. Этот завод был построен еще в 1895 году. На его территории московской фирмой «Владимир Бабурин и К°» была построена бензиновая установка. Созданием этого завода в Грозном было положено начало бензиновому производству.

Следующим шагом Нобеля в Грозном было приобретение нефтеперегонного завода «Польза». Этот завод строился для Северо-Кавказского общества, но был взят в аренду Нобелем. В 1917 году товарищество «Бр. Нобель» начало строить еще один крупный завод, так и не пущенный до революции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На Грозненском нефтеперегонном заводе общества Владикавказской железной дороги за период 1901-1902 годов было обработано около 21700 тыс. пудов нефти. В период с 1910 по 1912 г. завод переработал нефти: в 1910 году 24 млн пудов, в 1911 г., в 1912 г. 26 млн пудов [13].

В 1913 году в грозненской нефтяной промышленности происходит крупное событие - началась эксплуатация вновь открытого богатого месторождения Новогрозненского района. Тогда же были введены в эксплуатацию и месторождения Вознесеновского района. В Грозненском районе Чечни только в 1913 году было добыто 73,9 млн пудов нефти.

Расширялась и нефтеперерабатывающая промышленность, модернизировались существующие и сооружались новые заводы и почти вся добываемая в районе Грозного в рассматриваемый период нефть направлялась на заводы по четырем (в дальнейшем - пяти) построенным к тому времени трубопроводам. Объем переработки нефти в г. Грозном значительно возрос по сравнению с объемом ранее перерабатывавшейся колодезной нефти.

Так, в 1890 г. уровень переработки равнялся 300 тыс. т, в 1905-м - 500 тыс. т, в 1908 -м - 600 тыс. т., в 1913 году - почти 1 млн т., а точнее 964 тыс. т нефти с выработкой 231 тыс. т светлых нефтепродуктов, в основном керосина. Выход его составил 24,0%.

Существовавшие в этот период способы нефтепереработки не давали возможности получать из грозненской нефти наиболее ценные нефтепродукты. Переработка ограничивалась получением топлива и керосина, тем не менее нефть и продукты ее переработки приносили огромные прибыли капиталистам и царскому правительству. По далеко не полным данным, с 1901 по 1917 год они получили от грозненской нефтяной промышленности свыше 108 млн руб. чистого дохода.

Для обслуживания нефтяных промыслов в Грозном на расстоянии 12 км от города было построено несколько заводов для изготовления обсадных труб, по ремонту паровых котлов, машин, двигателей внутреннего сгорания и т.д. Все это оборудование доставлялось по ужасным грозненским дорогам гужевым транспортом с промыслов на заводы, часто по несколько раз туда и обратно. Грозный в дореволюционное время славился своей грязью, и дороги соответственно были в плачевном состоянии, а также в годы промышленных подъемов, когда оживлялось новое строительство, дороги приходили в плачевное состояние.

В 1913 году газета «Нефтяное дело» писала, что «нефтепромышленники различное многопудовое оборудование, поступающее с городских предприятий или по железной дороге, волочат на промысла гужом на арбах и подводах», что владельцы гужевого транспорта «заламывают необычайные цены». Разумным было бы построить железную дорогу на промысла, но постройка ее наталкивалась на непреодолимое препятствие - частную собственность на землю.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лисичкин С.М. Очерки по истории развития отечественной нефтяной промышленности. М.: Гостоптехиздат. 1954. 403 с.

2. Ибрагимов Л.Х. Нефть и газ Чечни и Ингушетии. К 100-летию Грозненской нефтяной промышленности 18931993 гг. М.: Недра. 1993. С.272

3. Колосов Л. Н. Очерки истории промышленности и революционной борьбы рабочих Грозного против царизма и монополий (1893-1917 гг.). Грозный, 1962. 380 с.

4. Центральный государственный архив СОАССР, ф. Войскового правления Кавказского линейного казачьего войска, хоз. экспед., св.47, оп.347, л.59. 5. 5.Герман Р.И. Большой пласт асфальта в Малой Чечне // Вестник естественных наук-1858 № 6. С. 189-192.

6. Джафаров К.И. Возникновение и развитие нефте-и газоперерабатывающих заводов на Северном Кавказе. Обзорная информация. Сер.: Подготовка и переработка газа и газового конденсата. М.: ИРЦ Газпром, 1997. С.47.

7. Итоги исследования грозненских нефтей. Труды Центральной лаборатории Грознефти. М. Л. 1927. С.654.

8. Багдасарян Р.З. Участие армян в развитии грозненской нефтяной промышленности (XIX - нач^ вв.). Ш1_: http://www.nashasreda.ru (дата обращения 15.03.2018).

9. Симонович В. Нефть и нефтяная промышленность России // Историко-статистический очерк. СПб., 1909.

10. Гулишамбаров С.И. Новые материалы для истории фотогенового производства // Кавказ-1872 № 280.

11. Ахундов Б.Ю. Монополистический капитал в дореволюционной бакинской нефтепромышленности. М.: Соцгиз, 1959. С.13.

12. Юшкин Е.М. Материалы по грозненской нефтяной промышленности. Грозный.1908.

13. Юшкин Е.М. Начало Грозненской нефтепромышленности в очерках. Екатеринодар, 1909. 50 с.

14.Сельский Л.А. Начало Грозненской нефтяной промышленности. Грозный, 1920.

15. Сельский Л.А. Из прошлого Грозненской нефтяной промышленности. ЦГА НТД СССР, фонд Р - 235, опись 4-1, дело 59.; Азербайджанское нефтяное хозяйство. № 6-7. С.118-121.

16. Притула А.Ф. Грозненская нефтяная промышленность и ее ближайшие перспективы. Грозный.1920.

17. Притула А.Ф. Грозненская нефтяная и Терская горная промышленность перед национализацией. М. Л.: Издание Совета нефтяной промышленности, 1925. 179 с.

18. Ибрагимов Л.Х. Нефть и газ Чечни и Ингушетии. К 100-летию Грозненской нефтяной промышленности 18931993 гг. М.: Недра, 1993. С. 272.

2018

51

19. Джафаров К.И., Джафаров А.К. История керосинового дела. М.: ВНИИОЭНГ, 2006. С.81.

20. Ахмадова Х.Х., Сыркин А.М., Ибрагимова М.Д. Об учреждении «Товарищества грозненских нефтеперегонных заводов «Успех» // История науки и техники. 20l0. № 6. Спецвыпуск № 2. С.120-123.

21. РГИА. Ф.№ 23, О.12, Д.2325, Зак.24 Сельский Л. Из прошлого грозненской нефтяной промышленности // Азербайджанское Нефтяное Хозяйство. 1929, № 6-7, С.118-12119.

22. Кох М.А. и Оль П.В. Нефтяная промышленность. Богатства СССР, вып.1, М., 1925. С.39-40.

DEVELOPMENT OF TRANSPORT SYSTEMS IN OIL BRANCH OF CHECHNYA

AKHMADOVA KH.KH., Dr. Sci. (Tech.), Prof. of the Department of Chemical Technology of Oil and Gas Grozny State Oil Technical University (100, Kh.A. Isaeva Av., 364051, Chechen Republic, Grozniy, Russia). E-mail: [email protected]

SYRKIN A.A., Cand. Sci. (Chem.), Prof. of the Department of General and Analytical Chemistry Ufa State Petroleum Technological University (USPTU) (1, Kosmonavtov St., 450062, Republic of Bashkortostan, Ufa, Russia). E-mail: [email protected]

KHADISOVAZH.T., Cand. Sci. (Chem.), Assoc. Prof. of the Department of Chemical Technology of Oil and Gas

IDRISOVA E.U., Cand. Sci. (Tech.), Senior Teacher of the Department of Chemical Technology of Oil and Gas

MUSAYEVA M.A., Senior Teacher of the Department of Chemical Technology of Oil and Gas

SADULAEVA A.S., Assoc. Prof. of the Department of Chemical Technology of Oil and Gas

Grozny State Oil Technical University (100, Kh.A. Isaeva Av., 364051, Chechen Republic, Grozniy, Russia).

E-mail: [email protected], E-mail:[email protected], E-mail: milanama95@mail. ru

ABSTRACT

The main stages of the historical development of oil and petroleum products transportation in Chechnya in the late XIX -early XX centuries.the analysis of the peculiarities of the Grozny oil industry at various stages of the technical revolution. Wide industrial development is hindered by isolation from markets and the emergence of the first vehicles of Chechnya, starting with horse-drawn transport and ending with the construction of the railway, was of great importance in the development of the oil industry.

Keywords: the Grozny oil industry, borehole, oil, petroleum, refinery, transportation, «cartage», railway, pipeline. REFERENCES

1. Lisichkin S.M. Ocherki po istorii razvitiya otechestvennoy neftyanoy promyshlennosti [Essays on the history of the development of the domestic oil industry]. Moscow, Gostoptekhizdat Publ., 1954, 403 p.

2. Ibragimov L.KH. Neft' i gaz Chechni i Ingushetii. K 100-letiyu Groznenskoy neftyanoy promyshlennosti 1893-1993 gg [Oil and gas of Chechnya and Ingushetia. To the 100th anniversary of Grozny oil industry 1893-1993]. Moscow, Nedra Publ., 1993. p. 272

3. Kolosov L. N. Ocherki istorii promyshlennosti i revolyutsionnoy bor'by rabochikh Groznogo protiv tsarizma i monopoliy (1893—1917 gg.) [Essays on the history of industry and the revolutionary struggle of the workers of Grozny against tsarism and monopolies (1893-1917)]. Groznyy, 1962. 380 p.

4. Tsentral'nyy gosudarstvennyy arkhiv SOASSR, f. Voyskovogo pravleniya Kavkazskogo lineynogo kazach'yego voyska, khoz. eksped., sv.47, op.347, l.59. 5 [Central State Archive of the USSR Academy of Social Sciences, The military management of the Caucasian Cossack Army fond, the domestic exped., c. 47, l.347, p.59.5].

5. German R.I. A large layer of asphalt in Malaya Chechnya. Vestnikyestestvennykh nauk, 1858, no. 6, pp. 189-192 (In Russian).

6. Dzhafarov K.I. Vozniknoveniye i razvitiye neftei gazopererabatyvayushchikh zavodov na Severnom Kavkaze [The emergence and development of oil and gas refineries in the North Caucasus]. Moscow, IRTS Gazprom Publ., 1997. p. 47.

7. Itogi issledovaniya groznenskikh neftey. Trudy Tsentral'noy laboratorii Groznefti [Results of the study of Grozny oil. Proceedings of the Central Laboratory of Grozneft']. Moscow, Leningrad, 1927. p. 654.

8. Bagdasaryan R.Z. Uchastiye armyan v razvitii groznenskoy neftyanoy promyshlennosti (XIX - nach.XX vv.) (Participation of Armenians in the development of Grozny oil industry (XIX - early XX centuries)) Available at: http://www.nashasreda. ru (accessed 15 March 2018).

9. Simonovich V. Neft' ineftyanaya promyshlennost' Rossii. Istoriko-statisticheskiy ocherk [Oil and oil industry of Russia. Historical and statistical essay]. St. Petersburg, 1909.

10. Gulishambarov S.I. New materials for the history of photogenic production. Kavkaz, 1872, no. 280 (In Russian).

11. Akhundov B.YU. Monopolisticheskiy kapital v dorevolyutsionnoy bakinskoy neftepromyshlennosti [Monopoly capital in the pre-revolutionary Baku oil industry]. Moscow, Sotsgiz Publ., 1959. p. 13.

12. Yushkin Ye.M. Materialy po groznenskoy neftyanoy promyshlennosti [Materials on Grozny oil industry]. Grozny, 1908.

13. Yushkin Ye.M. Nachalo Groznenskoy neftepromyshlennosti v ocherkakh [The beginning of Grozny oil industry in essays]. Ekaterinodar, 1909. 50 p.

14. Sel'skiy L.A. Nachalo Groznenskoy neftyanoy promyshlennosti [The beginning of Grozny oil industry in essays]. Grozny, 1920.

15. Sel'skiy L.A. From the past of Grozny oil industry. Central Administration of Internal Affairs of the USSR, Fund P - 235, list 4-1, Case 59. Azerbaydzhanskoye neftyanoye khozyaystvo, no. 6-7, pp. 118-121 (In Russian).

16. Pritula A.F. Groznenskaya neftyanaya promyshlennost' i yeye blizhayshiye perspektivy [Grozny oil industry and its immediate prospects]. Grozny, 1920.

17. Pritula A.F. Groznenskaya neftyanaya i Terskaya gornaya promyshlennost' pered natsionalizatsiyey [Grozny oil and Terek mining industry before nationalization]. Moscow, Leningrad, Sovet Oil Industry Publ., 1925. 179 p.

18. Ibragimov L.KH. Neft' i gaz Chechni i Ingushetii. K 100-letiyu Groznenskoy neftyanoy promyshlennosti 1893-1993 gg [Oil and gas of Chechnya and Ingushetia. To the 100th anniversary of Grozny oil industry 1893-1993]. Moscow, Nedra Publ., 1993. p. 272.

19. Dzhafarov K.I., Dzhafarov A.K. Istoriya kerosinovogo dela [History of kerosene industry]. Moscow, VNIIOENG Publ., 2006. p. 81.

20. Akhmadova KH.KH., Cyrkin A.M., Ibragimova M.D. On the establishment of the «Uspekh» association of Grozny oil refinery. Istoriya nauki i tekhniki, 2010, no. 6, pp. 120-123 (In Russian).

21. RGIA Fund, no 23, l. 12, Case 2325, Order 24 Selskiy L. From the past of Grozny oil industry. Azerbaydzhanskoye Neftyanoye Khozyaystvo, 1929, no. 6-7, pp. 118-12119 (In Russian).

22. Kokh M.A., Ol' P.V. Oil Industry. Bogatstva SSSR, 1925, no.1, pp. 39-40 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.