Научная статья на тему 'Развитие транспорта, путей сообщения и торговли в горном Алтае во второй половине xix первой половине XX В. : историография вопроса'

Развитие транспорта, путей сообщения и торговли в горном Алтае во второй половине xix первой половине XX В. : историография вопроса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
960
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯРМАРОЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ДОРОГИ / ЧУЙСКИЙ ТРАКТ / TRADE FAIR / ROADS / CHUISKY TRACT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пустогачева Татьяна Станиславовна

Предпринята попытка анализа исторической литературы, затрагивающей вопросы развития транспорта, путей сообщения и торговли в Горном и Предгорном Алтае во второй половине XIX первой половине ХХ в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article there was made an attempt to analyse historical literature, concerning the development of transport, communication lines and trade in Gorny and Pre-Gorny Altai during the period under study.

Текст научной работы на тему «Развитие транспорта, путей сообщения и торговли в горном Алтае во второй половине xix первой половине XX В. : историография вопроса»

Т. С. Пустогачева

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТА, ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ И ТОРГОВЛИ В ГОРНОМ АЛТАЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в.:

ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА

Предпринята попытка анализа исторической литературы, затрагивающей вопросы развития транспорта, путей сообщения и торговли в Горном и Предгорном Алтае во второй половине XIX - первой половине ХХ в.

Ключевые слова: ярмарочная торговля; дороги; Чуйский тракт.

История возникновения и развития транспорта, путей сообщения и торговли в Горном Алтае во второй половине XIX - первой половине ХХ в. не являлась объектом целостного и комплексного рассмотрения, хотя отдельные аспекты темы не раз затрагивались в работах как дореволюционных, так и современных историков. В целом историографию вопроса можно подразделить на три традиционных хронологических периода: дореволюционный, советский и современный (российский). На первом этапе шло накопление и осмысление исторического материала исследователями и путешественниками по Горному Алтаю. В круг интересующих их вопросов попали различные стороны жизни и жизнеобеспечения коренного и пришлого населения. Не остались без внимания и вопросы торговли, путей сообщения и транспорта.

Заслуга в изучении истории Алтая принадлежит выпускнику Берлинского университета В.В. Радлову. С этой целью им был предпринят целый ряд путешествий по Алтаю (1860, 1861, 1863, 1865, 1870 гг.), во время которых он интересовался жизнью и бытом алтайцев, их языком, обычаями, религиозными верованиями, записывал алтайские легенды, сказания, песни и т.д. Нашли отражение в его работах и интересующие нас сюжеты. Так, в его труде «Aus Sibirien» («Из Сибири») [1], который вышел на немецком языке в 1884 г. (на русском - лишь в 1989 г.), содержатся сведения о жизни алтайского населения и его занятиях, в том числе и о торговых операциях русских купцов с алтайцами. Касаясь вопросов русско-монгольской торговли, в «Путешествии по Монголии» М. Певцов [2] остановился не только на её общей характеристике, но и выявил, какие товары вывозились бийскими купцами в Монголию, какие ввозились оттуда в Россию и на какую сумму. Проанализировав все полученные во время экспедиции данные, он пришел к заключению, что по мере улучшения путей сообщения, устройства заводов в Сибири, а точнее усовершенствования отечественных производств, будут появляться новые стимулы к успешному развитию русско-монгольской торговли.

Определённый интерес в изучении развития русско-монгольских торговых отношений представляют для нас и «Очерки Северо-Западной Монголии» Г.Н. Потанина [3]. В разделе «Город Кобдо и русская торговля в нём» он даёт анализ торговой деятельности бийского купечества в Монголии в 70-е гг. XIX в. Своё внимание он заострил на обоюдной экономической важности торгового сотрудничества двух стран. Недостатки её развития автор видел, прежде всего, в плохом состоянии Чуйского тракта, в слабом развитии промыслов и промышленности в регионе. Исследователь и путеше-

ственник Н.М. Ядринцев в труде «Сибирь как колония» уделил большое внимание инородческому вопросу. На основе анализа имевшихся в его распоряжении материалов он пришел к выводу, что в связи с усиливающимся с каждым годом переселенческим движением происходит значительное обнищание населения национальных окраин Сибири. И это притом, что она располагала огромными пространствами и колоссальными природными богатствами. Значительный интерес в плане нашего исследования представляет его капитальный труд «Сибирские инородцы» [5]. Сделав основной акцент на общих вопросах социальноэкономической и культурно-бытовой жизни алтайцев, он коснулся и изучаемой нами темы, но отрывочно, вскользь.

Вопросами изучения жизни, быта, духовной культуры сибирских инородцев занимался и алтайский миссионер В.И. Вербицкий [6]. Параллельно с собиранием лексикологического материала для создания словаря он всесторонне изучил хозяйственно-бытовую сторону жизни алтайских инородцев. Собранный им материал был опубликован в различных изданиях («Вестник Императорского Русского Географического Общества», «Православное обозрение», «Томские Губернские ведомости», «Памятные книжки Томской губернии» и др.). В его трудах мы находим описание вопросов товарообмена аборигенов с соседями, в том числе и русскими.

Исследованием разных сторон жизни алтайских инородцев в дореволюционный период занимался и главный статистик Алтайского горного округа С.П. Швецов. В своей работе «Г орный Алтай и его население» [7] он обращается к переселенческому движению в крае. Располагая объемным и достоверным фактическим материалом, он пришел к выводу, что в Горном Алтае необходимость землеустройства являлась первейшей задачей. В подтверждение этого он привел множество доводов, главным из которых считал несанкционированный захват переселенцами и старожилами земель, ранее принадлежавших инородцам. В другой своей работе «Сибирь. Кто в ней живет и как живет» [8], вышедшей из печати спустя девять лет, он вновь касается вопросов социально-экономической жизни алтайцев. Автор констатирует, что в регионе мало что изменилось за прошедшие годы. Материалы С. П. Швецова позволяют воссоздать историю традиционных связей, в том числе и торговых, коренного населения Горного Алтая.

Изучая социально-экономическое развитие Горного Алтая, С. П. Швецов, конечно же, не мог не затронуть вопросы развития транспорта, путей сообщения и тор-

говли. В своей работе «Чуйский торговый путь в Монголию и его значение для Горного Алтая» [9] он осветил широкий комплекс проблем, касающихся развития русско-монгольских торговых отношений, строительства Чуйского тракта, имевшего в этом плане важное государственное значение. Рассматривает он в связи с этим и другие аспекты, такие как: колонизация Чуй-ской долины, характеристика второстепенных колесных и вьючных путей, калмыцких стойбищ и т.д. На основании изученного С.П. Швецов делает вполне справедливый вывод о том, что строительство и устройство дорог в Горном Алтае - это одна из главных задач, от разрешения которой будет во многом зависеть и решение других жизненно важных проблем, в том числе развитие русско-монгольской и русско-китайской торговли.

Путевые «Очерки русско-монгольской торговли» [10] М.И. Боголепова и М.Н. Соболева содержат ценный материал, касающийся грузоперевозок по Чуйско-му тракту, состояния и перспектив развития русско-монгольской торговли. Коснулся этой проблемы и А.М. Позднеев, посетивший Монголию в 1892-1893 гг. Его отчет содержит краткие сведения о русских купцах, торговавших в то время в Монголии, и о «препятствиях», чинимых китайскими властями «лицам, способствующим налаживанию русско-монгольских торговых связей» [11].

Чуйскому тракту и торговле в Китайской империи посвящены исследования Н. Чмелёва [12]. Проанализировав сложившуюся ситуацию, он пришёл к выводу, что не смотря на затруднения, связанные с плохим состоянием путей сообщения и притеснением китайских властей, а также конкуренцию иностранных фирм, русское купечество не отказалась от продолжения торговых операций с Северо-Западной Монголией и Китаем.

В связи с анализом обозначенной тематики нельзя не сказать несколько слов о работе «Торговля в Сибири» [13], в которой (равно как и других) М.И. Боголепов последовательно раскрывал общие закономерности развития торговли в Сибири с момента появления в ней русских людей и до начала ХХ в. При этом лейтмотивом в них неизменно звучит тезис: «Сибирь - колония, вот основной мотив всей экономической и общественной истории русской окраины». Отсюда и его основополагающая мысль, красной нитью пронизывающая все работы исследователя: на протяжении всей русской истории Сибирь являлась колониальной окраиной России, её сырьевым придатком и рынком сбыта промышленной продукции. Главная черта её экономики - торговля, в которой роль товарораспределителя играли Ирбитская и Нижегородская ярмарки, а на местах -купцы-монополисты, скупщики и перекупщики. Аналогичное состояние торговли, по его мнению, было характерно как для всей Сибири в целом, так и для Бийска в частности.

Немалую роль в изучении истории Алтая сыграло образованное в 1891 г. в Барнауле «Общество любителей исследования Алтая». Целью его деятельности были сбор, обработка и распространение материалов по переселенческому делу, «сельскохозяйственному быту и занятиям местного инородческого населения». Начиная с 1894 г. общество систематически издавало «Ал-

тайские сборники», проводило разного рода статистические исследования, переписи и т. д. По своему значению материалы Общества с полным основанием могут быть приравнены к данным земской статистики Европейской России. Они тщательно анализировались авторами при подготовке работ по тому или иному направлению исследования. К сожалению, интересующие нас сюжеты редко попадали в поле зрения исследователей, а следовательно, и на страницы печатного органа Общества.

Состояние и развитие торговли зависело, как известно, от многих причин. Важное место в этом плане имела стационарная торговля г. Бийска. Являясь административным центром уезда, он «вобрал» в себя немалое количество как местных, так и приезжих торговцев. Те и другие занимались скупкой и продажей товаров. Поэтому изучение городской торговли представляет немалый интерес. С одной стороны, изучение истории г. Бийска в пореформенный период, - несмотря на свою локальность, - позволяет проследить, каким образом в «стесняющих условиях кабинетского землевладения» происходило развитие торговых отношений. С другой стороны, важность изучения городской торговли заключена в том, что Бийск в исследуемое время являл собой своеобразный экономический и социальный центр, где в концентрированном виде наиболее ярко проявились черты капиталистического развития такого огромного по территории - Бийского уезда.

Таким образом, несмотря на определенный интерес путешественников, ученых к проблемам, составившим предмет нашего изучения, они до революции исследовались слабо. Их больше интересовали общие вопросы хозяйственно-экономической, культурно-бытовой, духовной жизни коренного населения края, археологические, исторические и другие памятники, нежели сюжеты, составившие предмет нашего изучения.

Новые подходы в изучении истории Алтая наметились после Октября 1917 г.: оно приобрело характер государственной политики, всецело отвечая концептуальным установкам правящей партии относительно всестороннего исследования ранее «отсталых народов», вступивших в советскую стадию, минуя капиталистический путь развития. Говоря о начавшемся в 2030-е гг. ХХ в. многоплановом изучении народов Сибири, в том числе алтайцев, следует отметить, что акцент при этом был в первую очередь сделан на роль трудящихся масс в историческом процессе, на характерные черты колонизаторской политики Русского государства в регионе. Хотя вопросы транспорта и торговли, их роли в социально-экономическом развитии региона все же попали в поле зрения исследователей.

Истории Чуйского тракта, особенностям движения по нему грузового транспорта, а также мерам, необходимым для улучшения использования дороги государственного значения, посвящена работа В. Злобина [14]. Автор, обеспокоенный будущим Чуйского тракта, предлагал претворить в жизнь ряд мер, направленных на его улучшение. К числу таковых он относил в первую очередь заселение местности вдоль тракта, которое приведёт к оживлению экономической жизни всего региона. В работах Л.П. Мамета [15] и П.Я. Гордиенко [16] достаточно подробно освещены различные политические вопросы в Горном Алтае, особенности Граж-

данской войны, но никоим образом не затронуты проблемы торгово-экономических отношений. То же самое можно сказать и о труде С.А. Токарева [17], посвященном социально-экономической жизни коренного населения края, правда, с одной существенной оговоркой: автор сразу же подчеркнул, что вопросы о путях сообщения, транспорте и торговле им сознательно не рассматриваются. Однако эти публикации интересны в плане общего понимания тенденций развития региона.

Начало комплексному, пристальному изучению региона, бесспорно, положил Л.П. Потапов [18], с успехом занимавшийся исследованием вопросов этногенеза, этнографии, хозяйственно-экономической и общественной жизни, культуры, религиозных верований народов Сибири. В его «Очерках...» нашлось место широкому комплексу проблем, которые освещены ученым с присущей ему скрупулезностью. Хотя работа в соответствии с содержанием материала выполнена в строго хронологическом порядке, тем не менее, многие моменты освещены фрагментарно. Рассматривая хозяйственную жизнь коренного населения края, автор подробно описал отрасли экономики, преобладавшие в его хозяйстве. В контексте этого автор уделил внимание и вопросам торговли, но, к сожалению, опять-таки в общем, плане, т.е. как это делали его предшественники. А потому вопросы транспорта, путей сообщения, торговли, в частности ярмарочной, её влияния на хозяйственно-экономическую жизнь алтайцев, Горного Алтая в целом остались вне поля зрения Леонида Павловича.

В 1950-е гг. немаловажный вклад в изучение истории дорожного строительства внес А.С. Кудрявцев. [19]. Автор в своей работе прослеживает процесс восстановления, реорганизации и строительства дорожного дела в СССР. Хотя исследование не лишено определённой идеологической нагрузки того времени, но оно представляет большой интерес в плане изучения нашей темы. Не смотря на то что автор анализирует развитие дорожной отрасли в СССР в целом, можно утверждать, что тождественные процессы имели место и в исследуемом регионе. Отрывочный материал по интересующей нас теме нашёл отражение в сборнике материалов «40 лет Советскому Горному Алтаю» [20]. В частности, приводятся данные о том, что в середине XX в. протяжённость автогужевых дорог с твёрдым покрытием в области увеличилась в 18 раз. Таким образом, к середине ХХ в. в изучении темы были накоплены некоторые сведения и материал, способствующий её дальнейшему развитию и исследованию.

Определенным дополнением к теме, особенно что касается её внешних связей, служат и научные изыскания 1970-х гг. Так, по мнению В.Н. Третьякова, и с этим можно вполне согласиться, заграничная торговля, осуществлявшаяся по Чуйскому тракту, имела две стороны, как положительную, так и отрицательную. С одной стороны, она способствовала развитию товарноденежных отношений в интересующем нас регионе, а с другой - имела грабительский характер, что отрицательно сказывалось на материальном положении, особенно аборигенов края.

Проблеме, непосредственно касающейся развития транспорта и путей сообщения в регионе, специально

посвящённых работ нет до настоящего времени. Существуют лишь незначительные «наработки» о дорогах Алтая, но они касаются главным образом основной транспортной артерии края - Чуйского тракта. О других же дорогах региона речь в них совсем не ведётся. Попытку осветить историю строительства Чуйского тракта предпринял в своё время Д.И. Табаев [21, 22]. На основе имеющегося в его распоряжении архивного материала он рассмотрел вопросы его строительства, начиная с конца XIX в. и до начала 70-х гг. ХХ в.

Всплеск внимания к теме произошел в 19801990-е гг. Для нас при изучении вопросов развития торговых отношений, а точнее степени их влияния на экономику региона, представляют интерес научные работы, посвященные проблемам хозяйственного развития Алтая. В этой связи следует остановиться, в первую очередь, на публикациях Н.В. Иванченко [22-25], в которых достаточно подробно освещены вопросы развития экономики интересующего нас региона.

Вопросам социальной структуры населения Бийска конца XIX - начала ХХ в. посвящено исследование Н.М. Дмитриенко [26], в котором автор приводит множество фактов, служащих стимулом развития бийской экономики. Существенную роль среди них, по мнению автора, играют расположение города на судоходной реке и относительная близость к нему монгольской границы. Появление же в Бийске новых социальных групп и слоёв населения он также связывает с развитием в нем торговли и промышленности и усилением вследствие этого административно-финансовой и культурной значимости Бийска в губернии.

Работы А.В. Скубневского «Промышленность Алтая в период империализма», «Промышленность городов Алтая в пореформенное время», «Маслоделие и маслоторговля на Алтае в конце XIX в. - начале ХХ в.» и другие [27-30] содержат данные сравнительно-обобщающего характера. Занимаясь изучением развития предпринимательства в крае, автор последовательно проследил процесс поэтапного становления алтайской промышленности, не преминув подчеркнуть при этом специфику Горного Алтая. Хотя работы учёного были направлены на изучение экономического развития Алтайского края, тем не менее в них присутствуют и некоторые материалы, свидетельствующие о развитии торговых заведений Бийска. Специализируясь в этом плане на изучении истории Барнаула в идентичный период, автор в качестве сравнений касался и бий-ских «сюжетов», справедливо заявив, что в истории развития двух городов весьма много общего. Говоря о Бийске, его роли в социально-экономическом развитии Алтайского региона, следует упомянуть о совместной работе Г.Х. Рабиновича и В. А. Скубневского [31], посвященной генезису городской буржуазии. При этом от внимания исследователей не ускользнула и торговая инфраструктура сибирских городов. Она же, как отмечает А.В. Скубневский [32], состояла из огромного количества торговых заведений, которые обслуживали потребности не только горожан, но и населения близлежащих территорий.

Существенную помощь в процессе изучения хозяйственного развития Бийского уезда оказали работы А.Н. Садового [33]. Решая поставленные перед собой

задачи, автор затронул и некоторые фрагменты, составившие предмет нашего исследования. В частности, освещая вопросы развития скотоводства и земледелия, исследователь не обошел вниманием проблему воздействия торгового капитала на характер становления и развития социально-экономической структуры населения Г орного Алтая в рассматриваемое время.

На общем фоне исследований, посвященных истории развития русско-монгольских торговых отношений, заметно выделяются работы А.В. Старцева. На основе тщательного анализа документального материала автор аргументированно обосновывает причины зарождения данной торговли, а также обстоятельства, стимулировавшие в дальнейшем её развитие. Важное место в его исследованиях занимают вопросы пушной торговли. Но освещая главным образом внешние торговые связи, автор не оставил без внимания и проблему изучения личностей самих предпринимателей, их жизни, занятий и т.д. Занимался исследователь и изучением вопросов проектирования и строительства Чуйского тракта во второй половине XIX - начале XX в. В процессе исследования данного вопроса автор пришёл к выводу о том, что хотя «О строительстве Чуйского тракта было немало написано и до революции и в советское время, однако обобщающего труда по истории тракта и его роли в развитии торгово-экономических связей с Монголией и Китаем не имеется.» [34]. Итак, советская историография по исследуемой теме внесла существенный вклад в разработку темы по основным аспектам. Центральное место занимали проблемы социально-экономического развития региона, правительственной политики в транспортной и торговой сферах. Однако вопросы становления единой транспортной системы в регионе и её влияния на социальноэкономическое развитие страны не нашли в достаточной мере отражения на страницах статей и монографий этого периода.

Российский этап историографии характеризуется расширением тематики исследований, хотя многие авторы продолжили свой научный поиск в этот период. Более близки к теме нашего исследования работы А.М. Мариупольского [35, 36], касающиеся вопросов виноторговли в Алтайском горном округе. В них аргументирована и обоснована мысль о том, что появление и развитие винокуренных промышленно-торговых комплексов с достаточно высоким уровнем внутренней организации создали благоприятные условия для вхождения Сибири, в том числе и Алтая, в единый общероссийский рынок.

Несмотря на внимание историков предшествующих периодов к вопросам социально-экономического характера, интерес к ним сохранился и по сей день. Их разработкой занимались и занимаются Н.В. Екеев, Н.С. Модоров и другие историки Горного Алтая. При этом следует отметить, что каждый автор, освещая эти вопросы акцентирует внимание только на одном моменте исследуемой нами темы. Весьма интересна в этом плане концепция Н.В. Екеева относительно втягивания края в процесс развития капиталистических отношений. В известной мере она созвучна с точкой зрения А. Н. Садового. Разница их взглядов состоит лишь в том, что степень развития капитализма на националь-

ных окраинах страны наш земляк считает крайне незначительной, в отличие от его коллеги из Кемерова. Не обошел указанный круг проблем и Н.С. Модоров. В его монографии «Россия и Горный Алтай: политические, социально-экономические и культурные отношения (XVII-XIX вв.)» [37] комплексно рассмотрены вопросы хозяйственного развития горного края на протяжении нескольких веков. Вторая половина XIX в., по свидетельству автора, - и это вполне справедливо -внесла много нового в жизнь коренного населения края. Все эти новшества он увязал с переселением русских крестьян на территорию Алтайского округа, в том числе в его горную часть. Вторая половина XIX в., по его мнению, внесла свои коррективы и в развитие торговых отношений, что в известной мере проявилось в ежегодном увеличении в крае количества ярмарок. Некоторые из них были названы Н.В. Екеевым, Н.С. Мо-доровым, Н.А. Майдуровой в своих работах, правда, принципы и характер их деятельности вновь остались вне поля зрения данных историков.

Более близкими к теме нашего исследования являются работы Т.К. Щегловой, М.П. Шпагиной, Т.М. Зарубиной. В частности, исследования Т.К. Щегловой всецело посвящены развитию ярмарочного движения на Алтае в XIX в. [38-41]. На основе внушительного количества источников автором показан процесс становления этого своеобразного явления экономической жизни в Алтайском горном округе. Основные положения и выводы, сформулированные в работе, приемлемы в качестве отправной точки при изучении истории ярмарочного движения интересующего нас региона. Ярмаркам юга Западной Сибири посвящены и две монографии Т.К. Щегловой. В них автор рассматривает проблемы образования и развития ярмарок, при этом особый акцент делается на анализе правовых аспектов ярмарочной политики. Отдельное внимание уделяется вопросам товарообмена на ведущих российских и региональных ярмарках. Как уже отмечалось выше, аналогичные вопросы были затронуты и М.П. Шпагиной [42]. Правда, её исследование территориально касалось всей Томской губернии, а хронологически - первой половины XIX в. В силу этого интересующие нас моменты были полностью обойдены вниманием исследователя. Развитие ярмарочной торговли в Томской губернии было предметом изучения и Т.М. Зарубиной [43], но ярмарки Бийского уезда тоже остались вне поля зрения историка.

Определённый интерес в плане изучаемой нами темы вызывают работы В.К. Андрющенко [43]. Однако они посвящены общей сибирской тематике, а главное, как подчеркивает сам автор, правовым аспектам сибирской торговли. Проблема изучения истории внешних торговых отношений по Чуйскому тракту заставила обратить внимание историков на отдельные стороны в её изучении. Исследователь В. Шипилов [45] на протяжении достаточно долгого времени пытается выяснить «цену» строительства Чуйского тракта, утверждая, что тракт построен «на костях». Автор приводит многочисленные доказательства. На основе имеющихся данных он показывает тяжёлую жизнь заключенных, участвовавших в строительстве дороги.

Завершая историографический обзор литературы исследуемой нами темы, можно констатировать: про-

блема развития транспорта, путей сообщения, торговых отношений в интересующем нас регионе, степень их влияния на социально-экономическое развитие края во второй половине Х!Х - первой половине

ХХ в. до настоящего времени комплексно не изучались, несмотря на интерес современных исследователей к истории изучения отдельных сибирских и российских регионов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Радлов В.В. Из Сибири. М., 1989. 749 с.

2. Певцов М. Путешествие по Монголии. Омск, 1883.

3. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб., 1883.

4. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. СПб.: Изд-во И.М. Сибирякова, 1892. 470с.

5. Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы. СПб.: Изд-во И.М. Сибирякова, 1891. 308 с.

6. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. М., 1893. 272 с.

7. Швецов С.П. Горный Алтай и его население. Барнаул, 1900. Т. 3, вып. 1.

8. Швецов С.П. Сибирь: Кто в ней живет и как живет. СПб., 1909.

9. Швецов С.П. Чуйский торговый путь в Монголию и его значение для Горного Алтая. Барнаул, 1896. 76 с.

10. Боголепов М.И. Очерки русско-монгольской торговли. Томск, 1911.

11. Позднеев А.М. Монголия и монголы. Результаты поездки в Монголию, исполненной в 1892-1893 гг. СПб., 1896. 216 с. Т. 1.

12. Чмелёв Н. Чуйский тракт и наша торговля в Китайской империи // Сибирский наблюдатель. Томск, 1902. Кн. 5-8.

13. Боголепов М.И. Торговля в Сибири // Сибирь. Её современное состояние и нужды. СПб., 1908. 498 с.

14. Злобин В. Чуйский тракт и его история (1900-1911 гг. Западная Сибирь) // Жизнь Сибири. 1925. № 3. С. 60-70.

15. Мамет Л.П. Ойротия. М., 1930. 180 с.

16. Гордиенко П.Я. Десять лет Ойротии. Улала, 1931.

17. Токарев С.А. Докапиталистические пережитки в Ойротии. Л., 1936.

18. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. 444 с.

19. Кудрявцев А. С. Очерки истории дорожного строительства в СССР (послеоктябрьский период). М., 1957. 366 с.

20. 40 лет Советскому Горному Алтаю. Горно-Алтайск, 1957. 110 с.

21. Табаев Д.И. Из истории строительства Чуйского тракта // Учёные записки. Барнаул, 1969. Вып. 8. 131 с.

22. Табаев Д.И. Чуйский тракт. Горно-Алтайск, 1975. 78 с.

23. Иванченко Н.В. Земледелие в Алтайском горном округе 80-90-х гг. XIX вв. (1880-1895 гг.) // Актуальные вопросы истории Алтая. Барнаул:

Изд-во Алтай. гос. ун-та, 1989. 209 с.

24. Иванченко Н.В. Скотоводство Алтайского горного округа в пореформенный период // Вопросы социально-экономического развития Сибири в период капитализма. Барнаул, 1984.

25. Иванченко Н.В. Кедровый промысел на Алтае // Алтайский сборник. Барнаул, 1992. Вып. 15.

26. Дмитриенко Н.М. Социальная структура населения Бийска в конце XIX - начале ХХ вв. // Вопросы социально-экономического развития

Сибири в период капитализма. Барнаул: Изд-во Алтай. гос. ун-та, 1984. 220 с.

27. Скубневский В.А. Промышленность Алтая в период империализма / В. А. Скубневский // Вопросы истории дореволюционной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1983. 180 с.

28. Скубневский В.А. Промышленность городов Алтая в пореформенное время // Социально-экономическое развитие Алтая в XVII - XIX вв. Барнаул, 1984.

29. Скубневский В.А. Маслоделие и маслоторговля на Алтае в конце XIX - начале XX вв. // Предпринимательство на Алтае. Барнаул, 1993.

30. Скубневский В.А. Первый содовый завод России // Алтайский сборник. Барнаул, 1992. Вып. 15.

31. Рабинович Г.Х., Скубневский В.А. Буржуазия города Барнаула 1861 - сер. 90-х годов XIX в. // Из истории Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та,

1970. Вып. 1.

32. Скубневский В.А. Торговая инфраструктура сибирского города в начале ХХ в. // Предприниматели и предпринимательство в Сибири (XVIII - начало ХХ вв.). Барнаул: Изд-во Алтай. гос. ун-та, 1995.

33. Садовой А.Н. Территориальная община Горного Алтая и Шории (конец XIX - начало ХХ в.). Кемерово: Кузбассвузиздат, 1992. 198 с.

34. Старцев А.В. Проектирование и строительство Чуйского тракта во второй половине XIX начале XX века // Хозяйственное освоение Сибири: история, историография, источники. 1991. С. 177-187.

35. Мариупольский А.М. Винокурение и виноторговля на Алтае во второй половине XIX в. // Предпринимательство на Алтае. Барнаул, 1993.

192 с.

36. МариупольскийА.М. Оптовая торговля вином в Западной Сибири (60-80 гг. XIX в.). Барнаул, 1995.

37. Модоров Н.С. Россия и Горный Алтай: политические, социально-экономические и культурные отношения (XVII-XIX вв.). Горно-Алтайск,

1996. 400 с.

38. Щеглова Т.К. Ярмарочная торговля Алтайского округа в конце XIX - начале XX в. // Предприниматели и предпринимательство в Сибири. Барнаул, 1997.

39. Щеглова Т.К. Влияние политики Кабинета на развитие ярмарочной торговли в XIX - начале XX в. // Актуальные вопросы истории Сибири. Барнаул, 1998.

40. Щеглова Т.К. Ярмарки юга Западной Сибири в XIX - начале ХХ века. Из истории формирования и развития всероссийского рынка. Барнаул: Изд-во Алтай. гос. ун-та, 2001. 504 с.

41. Щеглова Т.К. Ярмарки западной Сибири и Степных областей во второй половине XIX века. Барнаул: Изд-во Барнаул. гос. пед. ун-та, 2002. 236 с.

42. Шпагина М.П. Некоторые особенности развития ярмарочной торговли Томской губернии в первой половине XIX в. // Актуальные вопросы

истории Сибири. Барнаул, 1998.

43. Зарубина Т.М. Сибирская ярмарочная торговля 80-90 гг. XIX в. (на примере Томской губернии) // Из истории юга Западной Сибири. Кемерово, 1993.

44. Андрющенко Б.К. Правовые аспекты развития ярмарочной торговли Сибири (60-90-е гг. XIX в.) // Исторический опыт хозяйственного ос-

воения Сибири. Томск, 1994.

45. Шипилов В. Века и вёрсты // Алтай. 2007. № 6/16. С. 39-54.

Статья представлена научной редакцией «История» 28 января 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.