Т. С. Пустогачева
РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТА, ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ И ТОРГОВЛИ В ГОРНОМ АЛТАЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в.:
ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА
Предпринята попытка анализа исторической литературы, затрагивающей вопросы развития транспорта, путей сообщения и торговли в Горном и Предгорном Алтае во второй половине XIX - первой половине ХХ в.
Ключевые слова: ярмарочная торговля; дороги; Чуйский тракт.
История возникновения и развития транспорта, путей сообщения и торговли в Горном Алтае во второй половине XIX - первой половине ХХ в. не являлась объектом целостного и комплексного рассмотрения, хотя отдельные аспекты темы не раз затрагивались в работах как дореволюционных, так и современных историков. В целом историографию вопроса можно подразделить на три традиционных хронологических периода: дореволюционный, советский и современный (российский). На первом этапе шло накопление и осмысление исторического материала исследователями и путешественниками по Горному Алтаю. В круг интересующих их вопросов попали различные стороны жизни и жизнеобеспечения коренного и пришлого населения. Не остались без внимания и вопросы торговли, путей сообщения и транспорта.
Заслуга в изучении истории Алтая принадлежит выпускнику Берлинского университета В.В. Радлову. С этой целью им был предпринят целый ряд путешествий по Алтаю (1860, 1861, 1863, 1865, 1870 гг.), во время которых он интересовался жизнью и бытом алтайцев, их языком, обычаями, религиозными верованиями, записывал алтайские легенды, сказания, песни и т.д. Нашли отражение в его работах и интересующие нас сюжеты. Так, в его труде «Aus Sibirien» («Из Сибири») [1], который вышел на немецком языке в 1884 г. (на русском - лишь в 1989 г.), содержатся сведения о жизни алтайского населения и его занятиях, в том числе и о торговых операциях русских купцов с алтайцами. Касаясь вопросов русско-монгольской торговли, в «Путешествии по Монголии» М. Певцов [2] остановился не только на её общей характеристике, но и выявил, какие товары вывозились бийскими купцами в Монголию, какие ввозились оттуда в Россию и на какую сумму. Проанализировав все полученные во время экспедиции данные, он пришел к заключению, что по мере улучшения путей сообщения, устройства заводов в Сибири, а точнее усовершенствования отечественных производств, будут появляться новые стимулы к успешному развитию русско-монгольской торговли.
Определённый интерес в изучении развития русско-монгольских торговых отношений представляют для нас и «Очерки Северо-Западной Монголии» Г.Н. Потанина [3]. В разделе «Город Кобдо и русская торговля в нём» он даёт анализ торговой деятельности бийского купечества в Монголии в 70-е гг. XIX в. Своё внимание он заострил на обоюдной экономической важности торгового сотрудничества двух стран. Недостатки её развития автор видел, прежде всего, в плохом состоянии Чуйского тракта, в слабом развитии промыслов и промышленности в регионе. Исследователь и путеше-
ственник Н.М. Ядринцев в труде «Сибирь как колония» уделил большое внимание инородческому вопросу. На основе анализа имевшихся в его распоряжении материалов он пришел к выводу, что в связи с усиливающимся с каждым годом переселенческим движением происходит значительное обнищание населения национальных окраин Сибири. И это притом, что она располагала огромными пространствами и колоссальными природными богатствами. Значительный интерес в плане нашего исследования представляет его капитальный труд «Сибирские инородцы» [5]. Сделав основной акцент на общих вопросах социальноэкономической и культурно-бытовой жизни алтайцев, он коснулся и изучаемой нами темы, но отрывочно, вскользь.
Вопросами изучения жизни, быта, духовной культуры сибирских инородцев занимался и алтайский миссионер В.И. Вербицкий [6]. Параллельно с собиранием лексикологического материала для создания словаря он всесторонне изучил хозяйственно-бытовую сторону жизни алтайских инородцев. Собранный им материал был опубликован в различных изданиях («Вестник Императорского Русского Географического Общества», «Православное обозрение», «Томские Губернские ведомости», «Памятные книжки Томской губернии» и др.). В его трудах мы находим описание вопросов товарообмена аборигенов с соседями, в том числе и русскими.
Исследованием разных сторон жизни алтайских инородцев в дореволюционный период занимался и главный статистик Алтайского горного округа С.П. Швецов. В своей работе «Г орный Алтай и его население» [7] он обращается к переселенческому движению в крае. Располагая объемным и достоверным фактическим материалом, он пришел к выводу, что в Горном Алтае необходимость землеустройства являлась первейшей задачей. В подтверждение этого он привел множество доводов, главным из которых считал несанкционированный захват переселенцами и старожилами земель, ранее принадлежавших инородцам. В другой своей работе «Сибирь. Кто в ней живет и как живет» [8], вышедшей из печати спустя девять лет, он вновь касается вопросов социально-экономической жизни алтайцев. Автор констатирует, что в регионе мало что изменилось за прошедшие годы. Материалы С. П. Швецова позволяют воссоздать историю традиционных связей, в том числе и торговых, коренного населения Горного Алтая.
Изучая социально-экономическое развитие Горного Алтая, С. П. Швецов, конечно же, не мог не затронуть вопросы развития транспорта, путей сообщения и тор-
говли. В своей работе «Чуйский торговый путь в Монголию и его значение для Горного Алтая» [9] он осветил широкий комплекс проблем, касающихся развития русско-монгольских торговых отношений, строительства Чуйского тракта, имевшего в этом плане важное государственное значение. Рассматривает он в связи с этим и другие аспекты, такие как: колонизация Чуй-ской долины, характеристика второстепенных колесных и вьючных путей, калмыцких стойбищ и т.д. На основании изученного С.П. Швецов делает вполне справедливый вывод о том, что строительство и устройство дорог в Горном Алтае - это одна из главных задач, от разрешения которой будет во многом зависеть и решение других жизненно важных проблем, в том числе развитие русско-монгольской и русско-китайской торговли.
Путевые «Очерки русско-монгольской торговли» [10] М.И. Боголепова и М.Н. Соболева содержат ценный материал, касающийся грузоперевозок по Чуйско-му тракту, состояния и перспектив развития русско-монгольской торговли. Коснулся этой проблемы и А.М. Позднеев, посетивший Монголию в 1892-1893 гг. Его отчет содержит краткие сведения о русских купцах, торговавших в то время в Монголии, и о «препятствиях», чинимых китайскими властями «лицам, способствующим налаживанию русско-монгольских торговых связей» [11].
Чуйскому тракту и торговле в Китайской империи посвящены исследования Н. Чмелёва [12]. Проанализировав сложившуюся ситуацию, он пришёл к выводу, что не смотря на затруднения, связанные с плохим состоянием путей сообщения и притеснением китайских властей, а также конкуренцию иностранных фирм, русское купечество не отказалась от продолжения торговых операций с Северо-Западной Монголией и Китаем.
В связи с анализом обозначенной тематики нельзя не сказать несколько слов о работе «Торговля в Сибири» [13], в которой (равно как и других) М.И. Боголепов последовательно раскрывал общие закономерности развития торговли в Сибири с момента появления в ней русских людей и до начала ХХ в. При этом лейтмотивом в них неизменно звучит тезис: «Сибирь - колония, вот основной мотив всей экономической и общественной истории русской окраины». Отсюда и его основополагающая мысль, красной нитью пронизывающая все работы исследователя: на протяжении всей русской истории Сибирь являлась колониальной окраиной России, её сырьевым придатком и рынком сбыта промышленной продукции. Главная черта её экономики - торговля, в которой роль товарораспределителя играли Ирбитская и Нижегородская ярмарки, а на местах -купцы-монополисты, скупщики и перекупщики. Аналогичное состояние торговли, по его мнению, было характерно как для всей Сибири в целом, так и для Бийска в частности.
Немалую роль в изучении истории Алтая сыграло образованное в 1891 г. в Барнауле «Общество любителей исследования Алтая». Целью его деятельности были сбор, обработка и распространение материалов по переселенческому делу, «сельскохозяйственному быту и занятиям местного инородческого населения». Начиная с 1894 г. общество систематически издавало «Ал-
тайские сборники», проводило разного рода статистические исследования, переписи и т. д. По своему значению материалы Общества с полным основанием могут быть приравнены к данным земской статистики Европейской России. Они тщательно анализировались авторами при подготовке работ по тому или иному направлению исследования. К сожалению, интересующие нас сюжеты редко попадали в поле зрения исследователей, а следовательно, и на страницы печатного органа Общества.
Состояние и развитие торговли зависело, как известно, от многих причин. Важное место в этом плане имела стационарная торговля г. Бийска. Являясь административным центром уезда, он «вобрал» в себя немалое количество как местных, так и приезжих торговцев. Те и другие занимались скупкой и продажей товаров. Поэтому изучение городской торговли представляет немалый интерес. С одной стороны, изучение истории г. Бийска в пореформенный период, - несмотря на свою локальность, - позволяет проследить, каким образом в «стесняющих условиях кабинетского землевладения» происходило развитие торговых отношений. С другой стороны, важность изучения городской торговли заключена в том, что Бийск в исследуемое время являл собой своеобразный экономический и социальный центр, где в концентрированном виде наиболее ярко проявились черты капиталистического развития такого огромного по территории - Бийского уезда.
Таким образом, несмотря на определенный интерес путешественников, ученых к проблемам, составившим предмет нашего изучения, они до революции исследовались слабо. Их больше интересовали общие вопросы хозяйственно-экономической, культурно-бытовой, духовной жизни коренного населения края, археологические, исторические и другие памятники, нежели сюжеты, составившие предмет нашего изучения.
Новые подходы в изучении истории Алтая наметились после Октября 1917 г.: оно приобрело характер государственной политики, всецело отвечая концептуальным установкам правящей партии относительно всестороннего исследования ранее «отсталых народов», вступивших в советскую стадию, минуя капиталистический путь развития. Говоря о начавшемся в 2030-е гг. ХХ в. многоплановом изучении народов Сибири, в том числе алтайцев, следует отметить, что акцент при этом был в первую очередь сделан на роль трудящихся масс в историческом процессе, на характерные черты колонизаторской политики Русского государства в регионе. Хотя вопросы транспорта и торговли, их роли в социально-экономическом развитии региона все же попали в поле зрения исследователей.
Истории Чуйского тракта, особенностям движения по нему грузового транспорта, а также мерам, необходимым для улучшения использования дороги государственного значения, посвящена работа В. Злобина [14]. Автор, обеспокоенный будущим Чуйского тракта, предлагал претворить в жизнь ряд мер, направленных на его улучшение. К числу таковых он относил в первую очередь заселение местности вдоль тракта, которое приведёт к оживлению экономической жизни всего региона. В работах Л.П. Мамета [15] и П.Я. Гордиенко [16] достаточно подробно освещены различные политические вопросы в Горном Алтае, особенности Граж-
данской войны, но никоим образом не затронуты проблемы торгово-экономических отношений. То же самое можно сказать и о труде С.А. Токарева [17], посвященном социально-экономической жизни коренного населения края, правда, с одной существенной оговоркой: автор сразу же подчеркнул, что вопросы о путях сообщения, транспорте и торговле им сознательно не рассматриваются. Однако эти публикации интересны в плане общего понимания тенденций развития региона.
Начало комплексному, пристальному изучению региона, бесспорно, положил Л.П. Потапов [18], с успехом занимавшийся исследованием вопросов этногенеза, этнографии, хозяйственно-экономической и общественной жизни, культуры, религиозных верований народов Сибири. В его «Очерках...» нашлось место широкому комплексу проблем, которые освещены ученым с присущей ему скрупулезностью. Хотя работа в соответствии с содержанием материала выполнена в строго хронологическом порядке, тем не менее, многие моменты освещены фрагментарно. Рассматривая хозяйственную жизнь коренного населения края, автор подробно описал отрасли экономики, преобладавшие в его хозяйстве. В контексте этого автор уделил внимание и вопросам торговли, но, к сожалению, опять-таки в общем, плане, т.е. как это делали его предшественники. А потому вопросы транспорта, путей сообщения, торговли, в частности ярмарочной, её влияния на хозяйственно-экономическую жизнь алтайцев, Горного Алтая в целом остались вне поля зрения Леонида Павловича.
В 1950-е гг. немаловажный вклад в изучение истории дорожного строительства внес А.С. Кудрявцев. [19]. Автор в своей работе прослеживает процесс восстановления, реорганизации и строительства дорожного дела в СССР. Хотя исследование не лишено определённой идеологической нагрузки того времени, но оно представляет большой интерес в плане изучения нашей темы. Не смотря на то что автор анализирует развитие дорожной отрасли в СССР в целом, можно утверждать, что тождественные процессы имели место и в исследуемом регионе. Отрывочный материал по интересующей нас теме нашёл отражение в сборнике материалов «40 лет Советскому Горному Алтаю» [20]. В частности, приводятся данные о том, что в середине XX в. протяжённость автогужевых дорог с твёрдым покрытием в области увеличилась в 18 раз. Таким образом, к середине ХХ в. в изучении темы были накоплены некоторые сведения и материал, способствующий её дальнейшему развитию и исследованию.
Определенным дополнением к теме, особенно что касается её внешних связей, служат и научные изыскания 1970-х гг. Так, по мнению В.Н. Третьякова, и с этим можно вполне согласиться, заграничная торговля, осуществлявшаяся по Чуйскому тракту, имела две стороны, как положительную, так и отрицательную. С одной стороны, она способствовала развитию товарноденежных отношений в интересующем нас регионе, а с другой - имела грабительский характер, что отрицательно сказывалось на материальном положении, особенно аборигенов края.
Проблеме, непосредственно касающейся развития транспорта и путей сообщения в регионе, специально
посвящённых работ нет до настоящего времени. Существуют лишь незначительные «наработки» о дорогах Алтая, но они касаются главным образом основной транспортной артерии края - Чуйского тракта. О других же дорогах региона речь в них совсем не ведётся. Попытку осветить историю строительства Чуйского тракта предпринял в своё время Д.И. Табаев [21, 22]. На основе имеющегося в его распоряжении архивного материала он рассмотрел вопросы его строительства, начиная с конца XIX в. и до начала 70-х гг. ХХ в.
Всплеск внимания к теме произошел в 19801990-е гг. Для нас при изучении вопросов развития торговых отношений, а точнее степени их влияния на экономику региона, представляют интерес научные работы, посвященные проблемам хозяйственного развития Алтая. В этой связи следует остановиться, в первую очередь, на публикациях Н.В. Иванченко [22-25], в которых достаточно подробно освещены вопросы развития экономики интересующего нас региона.
Вопросам социальной структуры населения Бийска конца XIX - начала ХХ в. посвящено исследование Н.М. Дмитриенко [26], в котором автор приводит множество фактов, служащих стимулом развития бийской экономики. Существенную роль среди них, по мнению автора, играют расположение города на судоходной реке и относительная близость к нему монгольской границы. Появление же в Бийске новых социальных групп и слоёв населения он также связывает с развитием в нем торговли и промышленности и усилением вследствие этого административно-финансовой и культурной значимости Бийска в губернии.
Работы А.В. Скубневского «Промышленность Алтая в период империализма», «Промышленность городов Алтая в пореформенное время», «Маслоделие и маслоторговля на Алтае в конце XIX в. - начале ХХ в.» и другие [27-30] содержат данные сравнительно-обобщающего характера. Занимаясь изучением развития предпринимательства в крае, автор последовательно проследил процесс поэтапного становления алтайской промышленности, не преминув подчеркнуть при этом специфику Горного Алтая. Хотя работы учёного были направлены на изучение экономического развития Алтайского края, тем не менее в них присутствуют и некоторые материалы, свидетельствующие о развитии торговых заведений Бийска. Специализируясь в этом плане на изучении истории Барнаула в идентичный период, автор в качестве сравнений касался и бий-ских «сюжетов», справедливо заявив, что в истории развития двух городов весьма много общего. Говоря о Бийске, его роли в социально-экономическом развитии Алтайского региона, следует упомянуть о совместной работе Г.Х. Рабиновича и В. А. Скубневского [31], посвященной генезису городской буржуазии. При этом от внимания исследователей не ускользнула и торговая инфраструктура сибирских городов. Она же, как отмечает А.В. Скубневский [32], состояла из огромного количества торговых заведений, которые обслуживали потребности не только горожан, но и населения близлежащих территорий.
Существенную помощь в процессе изучения хозяйственного развития Бийского уезда оказали работы А.Н. Садового [33]. Решая поставленные перед собой
задачи, автор затронул и некоторые фрагменты, составившие предмет нашего исследования. В частности, освещая вопросы развития скотоводства и земледелия, исследователь не обошел вниманием проблему воздействия торгового капитала на характер становления и развития социально-экономической структуры населения Г орного Алтая в рассматриваемое время.
На общем фоне исследований, посвященных истории развития русско-монгольских торговых отношений, заметно выделяются работы А.В. Старцева. На основе тщательного анализа документального материала автор аргументированно обосновывает причины зарождения данной торговли, а также обстоятельства, стимулировавшие в дальнейшем её развитие. Важное место в его исследованиях занимают вопросы пушной торговли. Но освещая главным образом внешние торговые связи, автор не оставил без внимания и проблему изучения личностей самих предпринимателей, их жизни, занятий и т.д. Занимался исследователь и изучением вопросов проектирования и строительства Чуйского тракта во второй половине XIX - начале XX в. В процессе исследования данного вопроса автор пришёл к выводу о том, что хотя «О строительстве Чуйского тракта было немало написано и до революции и в советское время, однако обобщающего труда по истории тракта и его роли в развитии торгово-экономических связей с Монголией и Китаем не имеется.» [34]. Итак, советская историография по исследуемой теме внесла существенный вклад в разработку темы по основным аспектам. Центральное место занимали проблемы социально-экономического развития региона, правительственной политики в транспортной и торговой сферах. Однако вопросы становления единой транспортной системы в регионе и её влияния на социальноэкономическое развитие страны не нашли в достаточной мере отражения на страницах статей и монографий этого периода.
Российский этап историографии характеризуется расширением тематики исследований, хотя многие авторы продолжили свой научный поиск в этот период. Более близки к теме нашего исследования работы А.М. Мариупольского [35, 36], касающиеся вопросов виноторговли в Алтайском горном округе. В них аргументирована и обоснована мысль о том, что появление и развитие винокуренных промышленно-торговых комплексов с достаточно высоким уровнем внутренней организации создали благоприятные условия для вхождения Сибири, в том числе и Алтая, в единый общероссийский рынок.
Несмотря на внимание историков предшествующих периодов к вопросам социально-экономического характера, интерес к ним сохранился и по сей день. Их разработкой занимались и занимаются Н.В. Екеев, Н.С. Модоров и другие историки Горного Алтая. При этом следует отметить, что каждый автор, освещая эти вопросы акцентирует внимание только на одном моменте исследуемой нами темы. Весьма интересна в этом плане концепция Н.В. Екеева относительно втягивания края в процесс развития капиталистических отношений. В известной мере она созвучна с точкой зрения А. Н. Садового. Разница их взглядов состоит лишь в том, что степень развития капитализма на националь-
ных окраинах страны наш земляк считает крайне незначительной, в отличие от его коллеги из Кемерова. Не обошел указанный круг проблем и Н.С. Модоров. В его монографии «Россия и Горный Алтай: политические, социально-экономические и культурные отношения (XVII-XIX вв.)» [37] комплексно рассмотрены вопросы хозяйственного развития горного края на протяжении нескольких веков. Вторая половина XIX в., по свидетельству автора, - и это вполне справедливо -внесла много нового в жизнь коренного населения края. Все эти новшества он увязал с переселением русских крестьян на территорию Алтайского округа, в том числе в его горную часть. Вторая половина XIX в., по его мнению, внесла свои коррективы и в развитие торговых отношений, что в известной мере проявилось в ежегодном увеличении в крае количества ярмарок. Некоторые из них были названы Н.В. Екеевым, Н.С. Мо-доровым, Н.А. Майдуровой в своих работах, правда, принципы и характер их деятельности вновь остались вне поля зрения данных историков.
Более близкими к теме нашего исследования являются работы Т.К. Щегловой, М.П. Шпагиной, Т.М. Зарубиной. В частности, исследования Т.К. Щегловой всецело посвящены развитию ярмарочного движения на Алтае в XIX в. [38-41]. На основе внушительного количества источников автором показан процесс становления этого своеобразного явления экономической жизни в Алтайском горном округе. Основные положения и выводы, сформулированные в работе, приемлемы в качестве отправной точки при изучении истории ярмарочного движения интересующего нас региона. Ярмаркам юга Западной Сибири посвящены и две монографии Т.К. Щегловой. В них автор рассматривает проблемы образования и развития ярмарок, при этом особый акцент делается на анализе правовых аспектов ярмарочной политики. Отдельное внимание уделяется вопросам товарообмена на ведущих российских и региональных ярмарках. Как уже отмечалось выше, аналогичные вопросы были затронуты и М.П. Шпагиной [42]. Правда, её исследование территориально касалось всей Томской губернии, а хронологически - первой половины XIX в. В силу этого интересующие нас моменты были полностью обойдены вниманием исследователя. Развитие ярмарочной торговли в Томской губернии было предметом изучения и Т.М. Зарубиной [43], но ярмарки Бийского уезда тоже остались вне поля зрения историка.
Определённый интерес в плане изучаемой нами темы вызывают работы В.К. Андрющенко [43]. Однако они посвящены общей сибирской тематике, а главное, как подчеркивает сам автор, правовым аспектам сибирской торговли. Проблема изучения истории внешних торговых отношений по Чуйскому тракту заставила обратить внимание историков на отдельные стороны в её изучении. Исследователь В. Шипилов [45] на протяжении достаточно долгого времени пытается выяснить «цену» строительства Чуйского тракта, утверждая, что тракт построен «на костях». Автор приводит многочисленные доказательства. На основе имеющихся данных он показывает тяжёлую жизнь заключенных, участвовавших в строительстве дороги.
Завершая историографический обзор литературы исследуемой нами темы, можно констатировать: про-
блема развития транспорта, путей сообщения, торговых отношений в интересующем нас регионе, степень их влияния на социально-экономическое развитие края во второй половине Х!Х - первой половине
ХХ в. до настоящего времени комплексно не изучались, несмотря на интерес современных исследователей к истории изучения отдельных сибирских и российских регионов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Радлов В.В. Из Сибири. М., 1989. 749 с.
2. Певцов М. Путешествие по Монголии. Омск, 1883.
3. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб., 1883.
4. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. СПб.: Изд-во И.М. Сибирякова, 1892. 470с.
5. Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы. СПб.: Изд-во И.М. Сибирякова, 1891. 308 с.
6. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. М., 1893. 272 с.
7. Швецов С.П. Горный Алтай и его население. Барнаул, 1900. Т. 3, вып. 1.
8. Швецов С.П. Сибирь: Кто в ней живет и как живет. СПб., 1909.
9. Швецов С.П. Чуйский торговый путь в Монголию и его значение для Горного Алтая. Барнаул, 1896. 76 с.
10. Боголепов М.И. Очерки русско-монгольской торговли. Томск, 1911.
11. Позднеев А.М. Монголия и монголы. Результаты поездки в Монголию, исполненной в 1892-1893 гг. СПб., 1896. 216 с. Т. 1.
12. Чмелёв Н. Чуйский тракт и наша торговля в Китайской империи // Сибирский наблюдатель. Томск, 1902. Кн. 5-8.
13. Боголепов М.И. Торговля в Сибири // Сибирь. Её современное состояние и нужды. СПб., 1908. 498 с.
14. Злобин В. Чуйский тракт и его история (1900-1911 гг. Западная Сибирь) // Жизнь Сибири. 1925. № 3. С. 60-70.
15. Мамет Л.П. Ойротия. М., 1930. 180 с.
16. Гордиенко П.Я. Десять лет Ойротии. Улала, 1931.
17. Токарев С.А. Докапиталистические пережитки в Ойротии. Л., 1936.
18. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. 444 с.
19. Кудрявцев А. С. Очерки истории дорожного строительства в СССР (послеоктябрьский период). М., 1957. 366 с.
20. 40 лет Советскому Горному Алтаю. Горно-Алтайск, 1957. 110 с.
21. Табаев Д.И. Из истории строительства Чуйского тракта // Учёные записки. Барнаул, 1969. Вып. 8. 131 с.
22. Табаев Д.И. Чуйский тракт. Горно-Алтайск, 1975. 78 с.
23. Иванченко Н.В. Земледелие в Алтайском горном округе 80-90-х гг. XIX вв. (1880-1895 гг.) // Актуальные вопросы истории Алтая. Барнаул:
Изд-во Алтай. гос. ун-та, 1989. 209 с.
24. Иванченко Н.В. Скотоводство Алтайского горного округа в пореформенный период // Вопросы социально-экономического развития Сибири в период капитализма. Барнаул, 1984.
25. Иванченко Н.В. Кедровый промысел на Алтае // Алтайский сборник. Барнаул, 1992. Вып. 15.
26. Дмитриенко Н.М. Социальная структура населения Бийска в конце XIX - начале ХХ вв. // Вопросы социально-экономического развития
Сибири в период капитализма. Барнаул: Изд-во Алтай. гос. ун-та, 1984. 220 с.
27. Скубневский В.А. Промышленность Алтая в период империализма / В. А. Скубневский // Вопросы истории дореволюционной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1983. 180 с.
28. Скубневский В.А. Промышленность городов Алтая в пореформенное время // Социально-экономическое развитие Алтая в XVII - XIX вв. Барнаул, 1984.
29. Скубневский В.А. Маслоделие и маслоторговля на Алтае в конце XIX - начале XX вв. // Предпринимательство на Алтае. Барнаул, 1993.
30. Скубневский В.А. Первый содовый завод России // Алтайский сборник. Барнаул, 1992. Вып. 15.
31. Рабинович Г.Х., Скубневский В.А. Буржуазия города Барнаула 1861 - сер. 90-х годов XIX в. // Из истории Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та,
1970. Вып. 1.
32. Скубневский В.А. Торговая инфраструктура сибирского города в начале ХХ в. // Предприниматели и предпринимательство в Сибири (XVIII - начало ХХ вв.). Барнаул: Изд-во Алтай. гос. ун-та, 1995.
33. Садовой А.Н. Территориальная община Горного Алтая и Шории (конец XIX - начало ХХ в.). Кемерово: Кузбассвузиздат, 1992. 198 с.
34. Старцев А.В. Проектирование и строительство Чуйского тракта во второй половине XIX начале XX века // Хозяйственное освоение Сибири: история, историография, источники. 1991. С. 177-187.
35. Мариупольский А.М. Винокурение и виноторговля на Алтае во второй половине XIX в. // Предпринимательство на Алтае. Барнаул, 1993.
192 с.
36. МариупольскийА.М. Оптовая торговля вином в Западной Сибири (60-80 гг. XIX в.). Барнаул, 1995.
37. Модоров Н.С. Россия и Горный Алтай: политические, социально-экономические и культурные отношения (XVII-XIX вв.). Горно-Алтайск,
1996. 400 с.
38. Щеглова Т.К. Ярмарочная торговля Алтайского округа в конце XIX - начале XX в. // Предприниматели и предпринимательство в Сибири. Барнаул, 1997.
39. Щеглова Т.К. Влияние политики Кабинета на развитие ярмарочной торговли в XIX - начале XX в. // Актуальные вопросы истории Сибири. Барнаул, 1998.
40. Щеглова Т.К. Ярмарки юга Западной Сибири в XIX - начале ХХ века. Из истории формирования и развития всероссийского рынка. Барнаул: Изд-во Алтай. гос. ун-та, 2001. 504 с.
41. Щеглова Т.К. Ярмарки западной Сибири и Степных областей во второй половине XIX века. Барнаул: Изд-во Барнаул. гос. пед. ун-та, 2002. 236 с.
42. Шпагина М.П. Некоторые особенности развития ярмарочной торговли Томской губернии в первой половине XIX в. // Актуальные вопросы
истории Сибири. Барнаул, 1998.
43. Зарубина Т.М. Сибирская ярмарочная торговля 80-90 гг. XIX в. (на примере Томской губернии) // Из истории юга Западной Сибири. Кемерово, 1993.
44. Андрющенко Б.К. Правовые аспекты развития ярмарочной торговли Сибири (60-90-е гг. XIX в.) // Исторический опыт хозяйственного ос-
воения Сибири. Томск, 1994.
45. Шипилов В. Века и вёрсты // Алтай. 2007. № 6/16. С. 39-54.
Статья представлена научной редакцией «История» 28 января 2010 г.