РАЗВИТИЕ ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК В УЗБЕКИСТАНЕ Аликулов С.Р.1, Зувайитов Ф.Ф.2, Кузиев А.У.3 Em ail: Alikulov17109@scientifictext.ru
'Аликулов Саттар Рамазанович — профессор, доктор технических наук;
2Зувайитов Фаррух Фарход угли — студент, кафедра наземных транспортных систем, инженерно-технический факультет, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши;
3Кузиев Абдимурод Урокович — кандидат технических наук, заведующий кафедрой, кафедра наземных транспортных систем, технический факультет, Термезский государственный университет, г. Термез, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассмотрены особенности развития трансконтинентальных перевозок. Развитие грузовых автоперевозок по Великому Шелковому пути будет способствовать экономическому развитию Узбекистана и всего Центрально-Азиатского региона. Международные транспортные маршруты и направления, ориентированные на выход в Российскую Федерацию, Украину, Кавказ, Иран, Турцию и страны Европы, на Афганистан, Иран и морские порты, а также альтернативные направления с выходом через Афганистан к морским портам Пакистана и Китайской Народной Республики. Ключевые слова: Великий Шелковый путь, концепция развития, трансконтинентальные перевозки, программы, международные организации, логистика, транзит, транспортно-дорожные комплексы.
DEVELOPMENT OF TRANSCONTINENTAL TRANSPORTATION
IN UZBEKISTAN Alikulov S.R.1, Zuvayitov F.F.2, Kuziev A.U.3
'Alikulov Sattar Ramazanovich - Professor, Doctor of Technical Sciences;
2Zuvayitov Farrukh Farkhod ugli — Student, DEPARTMENT OF ON-LAND TRANSPORTATION SYSTEMS, FACULTY OF ENGINEERING AND TECHNICAL, KARSHI ENGINEERING-ECONOMICS INSTITUTE, KARSHI;
3Kuziev Abdimurod Urokovich - Candidate of Technical Sciences, Head, DEPARTMENT OF ON-LAND TRANSPORTATION SYSTEMS, TECHNICAL FACULTY, TERMEZ STATE UNIVERSITY, TERMEZ, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article deals with features the development of transcontinental transport. The development of cargo road transport across the Great Silk Road will contribute to the economic development of Uzbekistan and the entire Central Asian region. International transport routes and aimed at reaching the Russian Federation, Ukraine, the Caucasus, Iran, Turkey and European countries, Afghanistan, Iran and seaports, as well as alternative routes through Afghanistan to the seaports ofPakistan and the People's Republic of China.
Keywords: Great Silk Road, development concept, transcontinental transportation, programs, international organizations, logistics, transit, transport and road complexes.
УДК 656.025.4
Развитие транспортных и торговых связей между государствами содействует объединению народов, интеграции и развитию экономики и, в конечном итоге, оказывает большое влияние на мирное и гармоничное развитие человечества.
Национальные автоперевозчики на международном рынке автотранспортных услуг имеют репутацию добросовестных перевозчиков, оказывающих высококачественные услуги. Несомненно, развитие грузовых автоперевозок по Великому Шелковому пути будет способствовать экономическому развитию Узбекистана и всего Центрально-Азиатского региона [1].
Через территорию Республики проходят 20 международных транспортных маршрутов и направлений, ориентированных:
• в северном и северно-западном направлении с выходом в Российскую Федерацию, Украину и страны Европы;
• в западном и юго-западном направлениях выходом на Кавказ, Иран, Турцию и к странам Европы;
• в южном направлении по реализации Трансафганского международного транспортного коридора с выходом на Афганистан, Иран и морские порты (Чахбехар, Бендер Аббас), а также альтернативного направления с выходом через Афганистан в Пакистан и к морским портам (Карачи, Касим, Гвадар);
• в восточном направлении с выходом в Китайскую Народную Республику [2].
В годы независимости общая длина вновь проложенных и реконструированных дорог в стране превысила 3200 километров. Продолжаются работы по повышению технического уровня двадцати магистралей, имеющих международное значение пролегающих через Узбекистан и ведущих в такие страны, как Россия, Украина, Афганистан, Пакистан, Иран, Турция и Китай.
Анализы показывают, что для достижения стратегической логистикой верховенства в конкурентоспособности необходимо использоваться концепцией логистики и установит взаимовыгодные отношения с различными предприятиями [2, 3].
В переговорах, прошедших в традиционно дружественной и доверительной обстановке Президенты Узбекистана и Туркменистана отметили, что через Туркменистан по Транскавказской транспортной магистрали открывается возможность создания благоприятных условий для увеличения транзитных грузовых перевозок в страны Южной и Центральной Европы, Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии.
Открытие автомобильного и железнодорожного моста Туркманобод-Фароб, удовлетворяющего экономические интересы всех участвующих сторон, создаёт возможность совершенствования международной транспортной магистрали Узбекистан-Туркменистан-Иран.
Транспортная магистраль «Восток-Запад» является составной частью «Великого Шелкового пути». Магистральная дорога берет начало в Ташкенте и проходит через города Андижан (Узбекистан), Ош (Киргизстан), Кашкар (Китай) и выходит на Тихий океан.
В годы независимости на территории Узбекистана решено создать единую железнодорожную сеть, в соответствии с которым построена линия «Навои-Учкудук-Султон Увайстог-Нукус», а также важная для Центральной Азии линия «Тошгузар-Бойсун-Кумкурган», позволяющая восстановить древний и «Великий Шелковый путь».
Известно, что одной из первоочередных задач модернизации страны и повышения трудовой занятости населения является дальнейшее развитие производства и социальной инфраструктуры. Развитие инфраструктуры создаёт условия для размещения новых производств и повышения экономики, расширения возможностей освоения богатых минерально-сырьевых ресурсов Республики.
Совершенствование транспортно-дорожного комплекса на юге Республики даёт возможность в несколько раз повысить объем грузоперевозок в страны Южной и Юго-Восточной Азии, открыть новые рынки сбыта, подняться стране на новое рубежи международных экономических отношений, комплексного социально-экономического развития регионов, обеспечить проблему занятости населения, что явится важным средством повышения благосостояния народа.
Концепция развития Великого Шелкового пути, как связующего звена между Европой и быстроразвивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона в XXI веке представляет уникальную возможность интенсификации международных перевозок в условиях глобализации экономики [4].
Список литературы / References
1. Сидикназаров К. Основные аспекты развития транспортного комплекса в Республике
Узбекистан. // Республика жанубида транспорт-йул комплексини ривожлантириш
истщболлари республика илмий-техник анжумани материаллари туплами - Термиз.:
«Surxon - Nashr», 2017. С. 3-5.
2. Транспортная логистика. Учебник для транспортных вузов/ под общ. ред. Л.Б. Миротина.
М.: Издательство «Экзамен», 2002. 512 с.
3. Бутаев Ш.А., Кузиев А.У. Идтисодий худуднинг транспорт инфратузилмасини оптимал ривожлантириш моделлари ва услублари. Тошкент: ФАН, 2009. 140 с.
4. Внедрение интеллектуальных транспортных систем - важнейшее направление повышения эффективности транспортного сектора Узбекистана // ЦЭИ. Ташкент, 2016.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ ЯХТКЛУБА С УЧЕТОМ КЛИМАТИЧЕСКИХ И ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Г. АРХАНГЕЛЬСКА Коптева А.С. Email: Kopteva17109@scientifictext.ru
Коптева Анна Сергеевна — магистрант, кафедра автомобильных дорог и строительного производства, Высшая инженерная школа Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск
Аннотация: в статье рассмотрены общие особенности планировки яхтклубов и конструктивные особенности причальных сооружений яхтклубов, в частности, подпорная стенка береговой кромки. Приведена типология причальных сооружений в зависимости от их расположения, определены основные достоинства, недостатки и условия применения каждого типа причала. С учетом климатических и инженерно-геологических условий г. Архангельска был предложен оптимальный вид причального сооружения, отвечающий условиям прочности и берегоукрепления, а также вариант волнозащитного сооружения для входа в марину. Ключевые слова: яхтклуб, марина, причальные сооружения, климатические условия, инженерно-геологические условия.
CONSTRUCTIVE FEATURES OF YACHT CLUB'S CONSTRUCTIONS IN CLIMATIC AND GEOLOGICAL CONDITIONS OF ARKHANGELSK
Kopteva A.S.
Kopteva Anna Sergeevna — Undergraduate, DEPARTMENT OF HIGHWAYS AND BUILDING PRODUCTION,
HIGHER ENGINEERING SCHOOL, NORTHERN (ARCTIC) FEDERAL UNIVERSITY, ARKHANGELSK
Abstract: the article analyzes general features of the layout of yacht clubs and constructive solutions of berthing facilities, in particular, the retaining wall of the coastal edge. The typology of berthing facilities depending on their location was considered, the main advantages, disadvantages and conditions of application of each type were determined. The optimal type of berthing facility was proposed, considering climatic and geological conditions of Arkhangelsk. Moreover, the wave protection structure for marina entrance was proposed.
Keywords: yacht club, marina, berthing facilities, climate conditions, geological conditions.
УДК 627.335
В последние десятилетия яхтенный туризм стал одним из наиболее популярных сегментов туристического рынка и экономической основой прибрежных районов многих стран мира. Яхтклуб - комплекс сооружений, предназначенных для занятий парусным спортом, хранения и ремонта парусных судов.
Как правило, яхтклуб размещается в естественной бухте, защищенной от волн и ветра. Для дополнительной защиты акватория огораживается волнозащитными сооружениями (насыпные, плавучие волноломы; вертикальные бетонные стенки, перфорированные щиты) - вид сооружения выбирается в зависимости от величины среднегодовой высоты волны. Вход в марину должен быть защищен путем устройства дополнительного удлиненного железобетонного волнолома.
Среднегодовая высота волны в Северной Двине составляет 0,3-0,5 м, следовательно, целесообразно применение небольших плавучих волноломов на основе железобетонных понтонов, снижающих высоту волны на 70-80%.