ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ УЗБЕКИСТАНА В 20-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА Хайдаров Х.С. Email: Н[email protected]
ХайдаровХумойн Самиджанович - базовый докторант, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в 1920-е годы на волне подъема национального самосознания появляется ряд значительных работ, проливающих свет на историю, теорию и практику классической музыки. Это - выход в свет нотной записи Шашмакома В. Успенского, публикация сборника стихотворных текстов обиходных лирических песен Гуляма Зафари и Махмуда Юнуса, зарождение первой научно-популярной книги о музыке на узбекском языке Муллы Бекджана Рахман угли и Мухаммада Юсуфа Деван заде, обнародование программного характера исследований Фитрата и В.Успенского, посвященных узбекской классической музыке [1]. Из всего вышеназванного наибольшее значение для дальнейшего развития всего музыкознания и макомоведения, в частности, имеют труды Виктора Успенского, Абдурауфа Фитрата, Бекжан Рахмана и Мухаммада Юсуфа.
Ключевые слова: музыка, искусство, традиция, ученый, нота, запись, классическая, исследование, книга.
DEVELOPMENT TRADITIONAL MUSIC UZBEKISTAN IN 20S YEARS
XX AGE ^ydarov Н^.
Haydarov Humoyn Samidjanovich - basic doctoral Student, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: 1920s years number significant work appears on wave of the ascent of the national consciousness, throwing light upon history, theory and practical person of the classical music. This -an output in light music record Shashmakoma V. Uspenskiy, publication of the collection poetical text everyday lyrical song Gulyam Zafari and Mahmud Yunus, generation first scientifically-popular book about music on uzbek language of the Mulla Bekjan Rahmon ugli and Muhammad Yusuf Devon-zade, promulgation of the programme nature of the studies Fitrata and V. Uspenskiy, denoted uzbek classical music [1]. In current whole of above named most importance for the further development whole музыкознания and макомоведения, in particular, have a works Viktor Uspenskiy, Abdurauf Fitrat, Bekjan Rahman and Muhammad Yusuf.
Keywords: music, art, tradition, scientist, note, record, classical, study, book.
УДК 078
Систематическая запись Шашмакома была осуществлена В. Успенским в Бухаре в 19221923 годы. Выход в свет нотного текста полного свода восточной музыкальной классики в системе европейской тактовой нотации стала подлинным историческим событием мирового масштаба. В XIX веке европейские ученые неоднократно примерялись к музыке мусульманского мира [2, 305-315]. Они изучали музыкальные трактаты ученых Востока и на этой основе пытались выработать приемлемые пути ее научного постижения. Исследования западных ученых носили большей частью теоретический характер и сводились к поиску оптимального акустического звукоряда, который мог бы служить основой для нотной записи и последующих научных изысканий.
В этом плане камнем преткновения на пути изучения традиционной музыки было распространенное мнение о некой «четвертитонной микро хроматической основе» музыки Востока. В отличие от предшественников беспредельно влюбленный в мелодии и ритмы Востока В. Успенский был далек от этих абстрактных теорий, в чем и оказалось его преимущество. Приступая к работе по нотной записи Шашмакома, он менее всего думал о
четвертитонах и полагался на свой опыт, слух и интуицию, стремясь отразить в обиходной европейской нотной системе мелодическую и ритмическую линию Шашмакома.
Работа В.Успенского знаменует качественно новый этап осмысления внеевропейской музыкальной традиции. Она стала первой попыткой записи в европейской тактовой нотной системе текста целостного музыкального свода макомов с соблюдением всех основополагающих норм ладомелодического и ритмического строения.
Выпускник Петербургской консерватории В. Успенский был блестящим музыкантом, а его музыкально-этнографическая деятельность свидетельствует о высоком профессионализме и универсальности интеллекта. Благодаря своей абсолютной музыкальной памяти, он смог в нотном тексте почти фотографически точно зафиксировать ладомелодические и ритмические структуры Шашмакома. Сравнительное изучение нотной записи В. Успенского и танбурная табулатура Хорезмских макмов позволяет говорить об их почти равной научной и практической ценности. Именно благодаря своей универсальности, они не исключают, а наоборот, прекрасно дополняют друг друга и вместе дают неоценимой материал для сравнительного изучения основ макомата.
Ценность нотной записи Шашмакома заключается и в том, что, кроме В. Успенского, стоят еще две выдающиеся личности - мэтр Шашмакома Ота Джалол и великий ученый Абдурауф Фитрат.
Инициатором записи Шашмакома был Фитрат, занимавший в то время пост Министра просвещения Бухарской Народной Советской Республики. С практической точки зрения, нотную запись Шашмакома он рассматривал как необходимую первооснову в изучении классической музыки в новой нарождающейся системе государственного музыкального образования. С идейно-философских позиций Фитрат прекрасно понимал, что Шашмаком - это музыкальное сокровище общечеловеческого достояния.
Самой крупной и яркой фигурой научной мысли 1920 - 1930 годов во всем регионе Центральной Азии является, пожалуй, Абдурауф Фитрат (1886 - 1938 гг.) Масштаб его научной деятельности напоминает великих мыслителей Востока прошлых эпох. Сначала он учился в медресе Бухары, а затем продолжил образование в Турции (1909 - 1914 гг.). Именно подобная широта научных устремлений заметно выделяет его среди современников.
Будучи энциклопедически образованным человеком, он как мыслитель и государственный деятель выступал ярким поборником обновления мировоззрения и освоения передовых достижений мировой науки и культуры на национальной почве. Фитрат - талантливый поэт, писатель, драматург, автор основополагающих трудов в области истории, литературы, поэтики, музыки, религии, математики, обогативший науку новыми идеями.
Фитрат, как государственный деятель и патриот нации, также ясно осознавал безотлагательность этой работы: «Живая книга» Шашмакома - музыкант Ота Джалол находился на тот период времени ужев довольно преклонном возрасте, и если не предпринимать срочные меры по записи, то сокровенные тайны науки Шашмакома, полнота и целостность свода, вместе с ним могут уйти в небытие.
Будучи тонкой художественной натурой, Фитрат прекрасно понимал меру ответственности нотно-графической фиксации классической музыки. В этой сложной ситуации он находит довольно простое и корректное решение, определив в качестве главных экспертов записи самих мэтров Шашмакома: Ота Джалола и Ота Гияса. По устным воспоминаниям композитора Муталя Бурханова, младшего брата жены Фитрата - Фатимы Бурхановой, в соответствии с условиями договора, после завершения работы В. Успенский должен был сыграть Шашмаком на фортепиано по своим нотным записям почтенным мастерам, которые подтвердили, что он выполнил свою задачу сполна, за что и получил их благословление.
Гулям Зафари был ближайшим сподвижником В. Успенского и воспринял от него многие исходные принципы музыкальной этнографии. В частности, особое внимание он уделял истокам и преемственным связям традиций макомов и отдельных школ, связанных с именами великих мастеров. Так, ведя родословную макомистов Ферганы от мастера Худайберды, Г. Зафари в самой таблице указал расхожее среди музыкантов мнение о том, что Худайберды был «выходцем из Кашгара, 18 лет изучал музыку в Ургенче, а после уехал в Фергану» («Кашкарлик, 18 йил Урганчда урганиб, Фаргонага келган»).
Мулла Бекджан Рахман угли - филолог, литературовед и знаток устного народного творчества. Приставка к его имени слова «мулла» означает признание его как ученого. Он был одним из первых хорезмийцев, получившим после медресе университетское образование в Турции. В процессе сотрудничества с известными русскими исследователями Востока начала
ХХ века Поливановым, Самойловичем и другими, он воспринял от них новые методы европейской лингвистики и этнографии.
Мухаммад Юсуф Деван зада (по советским источникам Матюсуф Харратов) - потомственный музыкант (сын придворного певца и музыканта Матякуба Харрата), известный поэт, музыкант и общественный деятель. К моменту создания книги он был признанным мастером и знатоком музыки, организатором и первым директором музыкальной школы в Хиве в 1921 году.
Виктор Успенский к своей заветной цели - нотной записи Шашмакома относился равнозначно скрупулезно и как истинный музыкант, и как этнограф-исследователь. Этнография, призванная изучать живую народную память и информационные ценности, хранимые в ней, в то время считалась одной из вершин гуманитарных наук. Непременным правилом этнографии являлось: сбор, систематизация и фиксация объективной информации, добываемой из памяти народа. Он внимательно слушал и фиксировал все, что исполняли и говорили ему именитые мастера.
Этот маленький штрих, замеченный чутким взором этнографа В. Успенского, проливает свет на два существенных момента, связанных с взаимоотношениями Бухарского Шашмакома и Хорезмских макомов. Во-первых, нотация, созданная в Хиве, уже тогда имела хождение среди музыкантов Бухары. Во-вторых, это обстоятельство лишний раз подтверждает, что канонические основы Бухарского Шашмакома и Хорезмских макомов их носителями воспринимались как общие.
Список литературы / References
1. Успенский В.А. Шашмаком. Шесть музыкальных поэм. Москва, 1924; Гулом Зафари ва Махмуд Юнус. Эл ашулалари (Песнопения страны). Тошкент, 1925; Мулла Бекджан Рахман угли, Мухаммад Юсуф Деван заде. Хоразм мусикий тарихчаси (Очерки истории музыки Хорезма). -Москва, 1925 (на узбекском языке, в арабской графике; новое издание на кириллице. Ташкент, 1998); Фитрат. Узбек классик мусикаси ва унинг тарихи. Ташкент-Самарканд, 1927.
2. Успенский В.А. Классическая музыка узбеков // Советский Узбекистан. Ташкент, 1927.
НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ ИСХАКА РАДЖАБОВА Омонов Х.С. Email: [email protected]
ОмоновХасан Сулайманович - заведующий кафедрой, кафедра теории и методики музыкального образования, Джизакский государственный педагогический институт им. А. Кадыри, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: Исхак Раджабов (1927 - 1982 гг.) - ученый-востоковед и музыкант, имя которого, в известном смысле, можно поставить в один ряд с такими мастерами-знатоками и исследователями макомов 1920 - 1930 годов, как Матюсуф Харратов и Абдурауф Фитрат. После резкого свертывания национальной школы макомоведения И. Раджабов стал первым зачинателем возрождения идеи макомоведения на новом витке истории. Его уникальная личность, сочетающая в себе филолога-востоковеда и зрелого музыканта, позволили в известной мере восстановить прервавшуюся цепь преемственности традиций мысли о макоме.
Ключевые слова: маком, музыка, искусство, танбур, дутар, традиция, школа, исследование, история.
SCIENTIFIC HERITAGE ISHAK RADJABOV Omonov H.S.
Omonov Hasan Sulaymanovich - Head of Department, DEPARTMENT THEORY AND METHODS OF THE MUSIC FORMATION, DJIZAKH STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE OF THE NAME A. KADYRI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: Ishak Radjabov (1927 - 1982) - a scientist-orientalist and musician, name which, in the known sense, possible put (deliver) in one row with such master-connoisseur and researcher макомов 1920 - 1930, as Matyusuf Harratov and Abdurauf Fitrat. After cutting the rolling up of the national