ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 93
И.А. Базна
к.ист.н., доцент
Кафедра «Экономические и естественно-научные дисциплины» Северо-кавказский филиал федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования "Белгородский государственный технологический университет
им. В.Г. Шухова" г. Минеральные Воды, Российская Федерация
РАЗВИТИЕ ТОРГОВЫХ КОМПАНИЙ НА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОДАХ В XIX ВЕКЕ
Аннотация
В статье показано развитие торговых связей и становление Северного Кавказа как экономического центра в XIX веке. Показано появление и развитие торговых компаний на территории Кавказских Минеральных Вод. Данные могут быть использованы в исследовании российской жизни, касающейся развития торговых отношений данного региона.
Ключевые слова
Оборотный капитал, торговая деятельность, товары, экономическое развитие
Для освоения и развития Кавказской области правительством предпринимались различные меры. Одной из них было поощрение купеческого населения. И хотя проживание на Кавказке в первые десятилетия XIX века еще было не безопасным из-за набегов горцев на поселения местных жителей, да и торговля часто использовалась как средство политики, все же связующим звеном развития промышленности, роста городского населения стала, именно, торговля.
В аулах и станицах торговали в основном армянские и русские купцы. Сами же горцы и казаки предпочитали покупать товары в городе. Князь П.Д. Цицианов, прибыв в декабре 1802 года в Георгиевск, занялся устройством дел на Кавказской линии. Им были установлены дружеские отношения с местными народами, принят ряд мер, поощрявших развитие хозяйства и торговли. Князем были пресечены злоупотребления со стороны армянских торговцев, которые завышали цены на привезенные товары [1, с.476]. Во избежание этого Цицианов запретил развозить товары по аулам, установил базарные цены по всем крепостям и повсеместно о них оповестил. А в Георгиевской крепости учредил рынок, при этом строжайше указывалось, чтобы «никакого притеснения иноплеменным народам не чинить».
Большой Черкасский тракт имел большое значение для хозяйственной связи Кавказа с центром. Георгиевск, крупный в то время город, располагавшийся на этом пути. Русские и украинские купцы привозили муку, пшено, разные материалы для одежды и ремесленные изделия, а горцы и кочевники пригоняли для продажи лошадей, крупный рогатый скот, овец, привозили кожи, овечью и верблюжью шерсть, мед. В 1806 году в Георгиевске числился 141 купец (для сравнения: мещан - 153 человека)[2,с.334]. На естественный ход развития Георгиевска самым худшим образом в 1824 г. повлиял указ Александра I «О переводе из Георгиевска в Ставрополь областных присутственных мест». С 1827 года значение Георгиевска падает еще в силу того, что растет позиция Пятигорска. Но исследователи по-прежнему отдают Георгиевску особую роль в экономике Северного Кавказа и всего Предкавказья. Это одним из крупных торговых центров в южном районе Владикавказской железной дороги по снабжению дороги хлебными грузами.
До середины XIX века у торговцев были ограниченные возможности, сдерживавшие их коммерческую, финансовую и промышленную активность. Позже торгующему населению было предоставлено больше свободы, чем это было прежде, но размеры налогообложения по-прежнему были велики. Офицеры и чиновники не могли заниматься торговлей до 1870 года, так как не являлись лицами торгового сословия. Оптовые магазины, продуктовые склады, комиссионерские, транспортные, экспедиторские дома и конторы, заведения трактирного промысла и аптеки платили более 5000 руб. в год арендной платы. От 1000 до 5000
руб. в год платили магазины, продававшие товары потребителям и мелким торговцам, оптовые склады вина и спирта, трактиры и рестораны. Различным лавкам с отпуском товаров потребителю допускалось наличие одного торгового зала с использованием одного приказчика, к ним же относились книжные магазины и киоски, чайные и кофейни; ларькам и палаткам разрешалась торговля без наемных приказчиков[3, с.83].
Со временем торговля перестала быть привилегией гильдейского купечества, которое играло главную роль на рынке. В 1842 г. отменен закон о запрете промышленникам вести розничную торговлю, эта мера позволила открывать им собственные магазины. Купцы стали создавать торговые дома - семейные фирмы, которые занимались в основном оптово-розничной торговлей. Создание товариществ предполагало участие в компании со всем своим имуществом и купцы получали возможность более активно пользоваться капиталом, а вкладчики получать дивиденды.
С 60-70-х гг. XIX века в регионе появляются все больше мелкие предприятия, составляющие промышленную и торговую сущность населения (ремесленные мастерские, кузницы, торговые лавки, бани, мельницы, пекарни, кофейни, заводы по производству напитков и переработке сельскохозяйственных продуктов). Небольшие по масштабу, они ограничивались рамками личных или семейных состояний. Отсутствие крупных местных капиталов, ограниченный рынок сбыта не позволяли расширять торговлю.
На Юге России все вращалось вокруг Кавказских Минеральных Вод. Обслуживая бытовые потребности жителей и посетителей, устраивалась базарная и лавочная торговля, особенно в лечебный сезон. В Пятигорск ехали торговцы в надежде получить большую финансовую выгоду. Местные купцы продавали мелкие крестьянские товары. Спрос города удовлетворялся путем базарного торга. Минуя посредников, крестьяне-производители продавали горожанам продукцию из первых рук. На базарах имелись заготовительные хлебные и сырьевые пункты. Помимо постоянных магазинов с мануфактурными, галантерейными и парфюмерными товарами, предметами домашнего хозяйства, мебели и посуды ежегодно приезжали торговцы из других городов. Например, из Екатеринбурга приезжали купцы с громадным выбором камней и художественных изделий из чугуна. Однако, цены на эти товары были непомерно велики, выше московских.
Из-за отсутствия свободных оборотных капиталов торговая деятельность испытывала затруднения. Это и слаборазвитый кредит государственных и коммерческих банков, и отрицательное отношение правительства к кредитным учреждениям, которые в свою очередь могли обслуживать только государство и дворянство, а не торговцев: «поставщики, получая валюту от кредитной канцелярии по более низкому курсу, в действительности лишь увеличивало прибыль без всякой выгоды для казны»[4, с 21]. Без свободного кредитования у предпринимателей было мало шансов поставить на высокий уровень торговую промышленность. Но уже в 1869 году в Пятигорске открылся Городской общественный банк, в 1871 году в Георгиевске, Пятигорске и Кисловодске появились отделения Азово-Донского банка. Ростовщики получали за свою ссуду в виде процентов предметы домашнего хозяйства: сено, зерновой хлеб по очень низкой цене. Потребность в кредитах была велика и в 1909 году было организовано Ессентукское общество взаимного кредита, председателем был избран А.Ф. Федюшкин.
Во второй половине XIX века не завидным было положение Кисловодского курорта - грязь на базарной площади, в мясных лавках, стаи собак[5, с.120]. Ситуация коренным образом изменилась после проведения железной дороги до Кисловодска: увеличилось число приезжающих на воды. В Кисловодске появились особняки Бакинский нефтепромышленников: Манташева, Тагиева, Мухторова. Кисловодск посещали миллионеры Тарасова, приезжала и Великая Княжна Мария Павловна с сыновьями. Город становился модным курортом, требовавшим современного благоустройства и развитую инфраструктуру для удовлетворения запросов приезжих. Большую роль в занятиях жителей Кисловодска играла торговля. В начале XX века здесь насчитывалось 420 торговых предприятий с оборотом до 780540 руб. в год без учета доходов иногородних и особенно столичных фирм, магазинов, открывавшихся в летние месяцы, что больше чем в два раза по сравнению с Ессентуками. Там, насчитывалось 115 торговых предприятия с годовым оборотом в 350000 руб. без учета оборота торговцев, приезжающих на сезон[6, с.120]. Огородная продукция сбывалась не только на местных рынках, но и отвозилась в Георгиевск и Пятигорск. На территории Верхнего рынка помещались в каменной галерее торговые ряды, в которых продавались серебряные изделия, фотографические виды, различного рода итальянского безделушки. Здесь же находилась кумысная и
кефирная Егора Асломазова, павильон для продажи минеральных и прохладительных газированных вод. Торговля в Ессентуках особенно оживлялась с наступлением лечебного сезона, к тому времени приезжало много новых торговцев из других мест. Кроме лавочной торговли в Ессентуках было развито барышничество. Перепродавали хлеб, вино, скот под 5-15 % с рубля в месяц.
С конца XIX начала XX века на КМВ появляются армавирские, астраханские, варшавские, московские, екатеринославские, одесские фирмы, что привело к быстрому росту торговой деятельности, лишь сезонность и ограниченность требований рынка несколько её сдерживали. Увеличивался размах операций розничной и потовой торговли, так как с развитием железнодорожных сетей товар можно было отправлять на место спроса.
Открывавшиеся торговые дома работали в основном во благо курортов, обустраивая их с технической стороны. Устройство канализации и водопровода осуществляли пятигорские торговые дома («Бирюков и К.», «Платс и К.», 1913 г.). Электрическое освещение было проведено с помощью московского торгового дома «Преемники Я. Жуковского». Кирпич, железо и чугун поставлял торговый дом «М.П. Догадин с сыновьями». Поставка нефтепродуктов и нефти из Грозного осуществлялась торговым домом «И.А. Ахвердов и К.», сосредоточившая в своих руках половину всей добычи нефти в Терской области. На курорт приезжали подлечить здоровье, отдохнуть, и поэтому остро стояла проблема с поставкой медицинских товаров. Астраханский торговый дом «Братья Арнгольд» поставлял аптекарские товары. Из Москвы торговый дом «А. Больт и К.» поставлял хирургические инструменты и фармацевтические принадлежности. Приезжавшие граждане были людьми состоятельными, требовавшие высококачественные промышленные товары и продукцию. Московский монополист, владелец торгово-промышленного товарищества «Братья В. И Н. Бландовы», занимался продажей молока и молокопродуктов. Товарищество «Н.Л. Шустов и сыновья» занималось продажей лечебной воды. Табак поставлялся товариществом «В.И. Асмолов и К.» из Ростова-на-Дону. Галантерея привозилась торговым домом «Г. Фромкин и К.». Различные ткани поставляла фирма «Лев Рубашкин».
Местные компании не могли конкурировать с этими крупными фирмами из-за отсутствия оборотов и финансовых возможностей. Они ориентировались на казачество и бедное население городов.
Практически единственным серьезным конкурентом всем иногородним фирмам на Юге стало Акционерное общество Владикавказской железной дороги. Вовлекая Кавказ в систему единого общероссийского рынка эта фирма делала его доступным для товарообмена со всей Россией. Местная сырьевая база нуждалась не только в сбыте, но и в получении промышленной продукции со всей страны для полноценного развития. Курорты, как дополнительный источник доходов, давали Акционерному обществу «Владикавказская железная дорога» еще одну выгодную возможность утвердиться среди сильных конкурентов. Фирма начала обустраивать города. Так, в Кисловодске был построен курзал, а в Ессентуках разбит Английский парк. Минераловодская ветка связывала между собой курорты. Помимо этого между городами силами Акционерного Общества были налажены дороги и телеграф. И все же многие дороги в Предкавказье в конце XIX - начале XX века находились в плачевном состоянии. Железнодорожный транспорт был дешевле для пассажиров и более безопасным. К тому же товары, перевозимые в вагонах, лучше предохранялись от порчи, поломки, боя, воровства. Итак, АО «Владикавказская железная дорога» стало крупнейшим предприятием и заняло прочное положение в экономике всего Северного Кавказа не только в транспортной сфере. Ему принадлежали элеваторы, порт, нефтеперегонный завод, промышленные и торговые предприятия.
Проникая вглубь территории Северного Кавказа, торговля способствовала формированию экономических центров. Покупательная способность местного населения оставалась низкой, многие товары были не проданы, но, несмотря на это, обороты ярмарочной торговли росли и становились все более значительными. С развитием товарно-денежных отношений ремесла стали перерастать в товарное производство, что ускорило экономическое развитие региона. Отметим, что вывоз товаров закавказского происхождения превышал вывоз товаров русской промышленности в пять раз, вместе с тем экспорт русских товаров возрастал. Постепенно торговля перестает быть привилегией гильдейского купечества, уступая главную роль торговым домам, которые вели оптово-розничную торговлю. Отсутствие свободных оборотных капиталов, слабо развитый коммерческий кредит отрицательно влияли на торговую деятельность.
Торговые отношения сближали народы и способствовали укреплению их многообразных связей. Торговля становилась связующим звеном, причиной и следствием развития промышленности и сельского хозяйства. Список использованной литературы:
1. Кавказский календарь на 1855 г. Тифлис, 1854. С.475-479.
2. АКАК. Т.2, ч.2. Тифлис, 1868. С.934.
3. История предпринимательства в России. - М.: РОССПЭН, 2000. - Кн. 2. - С.83-85.
4. РГВИА, ф.1301, оп.1, д.189, л.10 об.
5. Богословский В.С. - Указ. соч. - С.250.
6. Лазарян С.С. Становление предпринимательства в регионе КМВ 1780-1917 гг. - Пятигорск, 2003. - С. 119-120.
© И.А. Базна, 2015
УДК 93/94
Е.В.Бодрова
Д.и.н., профессор
Зав. кафедрой истории, Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники, РФ
В.В. Калинов
Зав. кафедра истории, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина, Москва, РФ
СТАНОВЛЕНИЕ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СССР В НЕФТЯНОЙ СФЕРЕ
Аннотация
Исследование проблемы становления советской государственной политики в сфере развития нефтяной отрасли промышленности позволяет авторам определить ее особенности, этапы, формы и методы реализации в 1917-1930-е гг.
Ключевые слова
советское государство, государственная политика, нефтяная промышленность, модернизация.
В условиях меняющейся геополитической ситуации и поиска оптимальных механизмов реализации модернизационных стратегий, необходимости реструктуризации экономики, критической важности для страны точного выбора приоритетов возрастает потребность научно-теоретического переосмысления проблемы эволюции государственной политики в сфере развития нефтяной отрасли промышленности как одной из наиболее значимых для внутри- и внешнеполитического положения России.
О значимости НГК страны для ее социально-экономического развития и геополитического статуса писали В.Ю. Алекперов, А.Н. Дмитриевский, Е.А. Телегина, А.А. Иголкин, М.В. Славкина, М.М. Козеняшева и другие известные эксперты. Так, роль и значение нефти и каменного угля при осуществлении индустриализации в стране рассмотрены в книге И.А. Дьяконовой [5]. Исследователь полагает, что медленные темпы освоения второй нефтяной базы СССР были отчасти обусловлены ориентацией ТЭК страны на более быстрые темпы роста угольной промышленности.
Одним из важнейших документов Советского правительства стал Декрет о национализации (28 июня 1918 г.), в соответствии с которым все предприятия считались перешедшими в собственность государства. Одновременно они находились в безвозмездном арендном пользовании прежних владельцев до особого распоряжения в каждом отдельном случае [3]. В первые послеоктябрьские месяцы национализировались конкретные предприятия, владельцы которых не подчинялись советской власти, саботировали проведение Декрета о рабочем контроле [4] или имели задолженности государству (Путиловский, Невский заводы) [22, 23]. Еще в декабре 1917 г. был издан Декрет о национализации банков, в соответствии с которым все частные акционерные банки, банкирские конторы объединялись с Государственным банком и объявлялись