10 См.: Информационное сообщение по итогам заседания Совета глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества. URL: http://xn--90aoqlh7c4a.xn--d1abbgf6aiiy.xn (дата обращения: 27.04.2012).
11 Путин предложил к 2013 г проработать условия приема новых членов в ШОС. URL: http://ria.ru/ world/20120607/667325811.html (дата обращения: 13.05.2012).
12 Декларация глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества о построении региона долгосрочного мира и совместного процветания. URL: http://xn--90aoqlh7c4a.xn--d1abbgf6aiiy. xn (дата обращения: 11.05.2012).
Хэ Минцзюнь
РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ КНР ПОСЛЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ВТО
В статье содержится вывод о том, что в течение предстоящих пяти лет торговля услугами китайских предприятий будет развиваться. Как результат, дисбаланс, возникший в экономике из-за недостаточного развитого сектора услуг, должен быть устранен.
Ключевые слова: присоединение к ВТО, торговля услугами, либерализация торговли услугами.
Hae Mintszyun
DEVELOPMENT OF SERVICE TRADE OF CHINA AFTER JOINING WTO
In the article there is conclusion that service trade of Chinese companies will be developing during next five years. As a result disbalance, which was appeared in economy because of underdeveloped service sector, should be eliminated.
0 Keywords: joining WTO, service trade, liberalization of service trade.
ш 00
01
? Открытая торговля услугами явилась важным фактором для присоединения
| Китая к ВТО. За последние 10 лет Китай полностью выполнил все свои обязан-
I ности, взятые при присоединении к этой организации. Объем экспорта и импорта
о торговли услугами Китая увеличился с 4,4 млрд долл. в 1984 г. до 419, 1 млрд
| долл. в 2011 г., т. е. почти в 100 раз1.
| Правительство КНР придает большое значение развитию торговли услугами. На XVII съезде КПК было объявлено об «усилении развития торговли услуга-
о
| ми». Государственный Совет КНР призвал «совершенствовать политику и меры
m о
| поощрения торговли услугами, усилия по расширению экспорта услуг»2. | В соответствии с 11-м пятилетним планом (2006-2010 гг.) Министерство тор-
J говли Китая разработало «Программу развития торговли услугами», которая
о
| была согласована различными ведомствами и регионами.
О
| В годы 11-й пятилетки Министерство коммерции и Государственное стати-
" стическое управления КНР пересмотрели «систему статистической отчетности
й международной торговли услугами», создали базу данных по статистике торговца
m ли услугами Китая, что способствовало постоянному улучшению обслуживания торговли услугами. Были осуществлены различные мероприятия, направленные на развитие торговли услугами: конференции по торговле услугами; международная выставка-ярмарка по торговле услугами в Гонконге; международная
© Хэ Минцзюнь, 2012
Соискатель Института Дальнего Востока РАН.
ярмарка по услугам в сфере программирования и информационного обслуживания (г. Далянь); международная ярмарка по услугам в сфере культуры в г. Шэньчжэнь; Китайская международная конференция по торговле услугами в г. Чунцинь; были созданы ассоциации по торговле услугами Китая, а также ряд профессиональных ассоциаций по предоставлению коммуникационных и информационных услуг; профессиональные комитеты по торговле услугами в области культуры.
За годы после присоединения Китая к ВТО были определены образцовые города по предоставлению услуг в сфере аутсорсинга; создана инновационная база для экспорта продуктов программного обеспечения; разработан каталог по руководству экспортом услуг в сфере культуры, определены ведущие национальные предприятия и проекты по экспорту услуг в сфере культуры и других важных областях3.
Китай осуществляет деятельность по содействию либерализации и облегчению условий торговли. Для обеспечения правовой основы в целях ускорения развития торговли услугами был принят ряд соответствующих законов и нормативных актов: «Закон о внешней торговле»4, «Закон о морской торговле», «Закон о коммерческих банках», «Закон о страховании» «Закон о гражданской авиации», положения «Страхового права» и др.
В условиях международного финансового кризиса 2008 г. темпы либерализации торговли услугами не замедлялись. Китай стремится создать инвестиционный климат, чтобы в полной мере соответствовать правилам ВТО, более открытую и прозрачную правовую среду и справедливую конкуренцию в рыночной сфере, стабильную и упорядоченную хозяйственную сферу. С
В «Протоколе о присоединении Китая к ВТО» правительство КНР подчеркну- к ло, что по всем направлениям и шаг за шагом будет открываться рынок услуг. р
а
В содержание 33-х пунктов Протокола включены графики снижения тарифов о открытой торговли услугами (в т. ч. оптовой и розничной), импорта и экспор- | та торговли (в т. ч. услуги по формированию товарных потоков), услугами по у
бухгалтерскому учету, аудиту, юридическими и прочими профессиональными С
т
услугами, а также услугам в сфере образования и других областях с высокой н степенью открытости. й
Предполагается ослабить ограничения при доступе на рынок таких услуг, и как строительство кинотеатров, аудиовизуальные услуги, телекоммуникации, е
о
а также городские коммунальные услуги в сфере эксплуатации газо- и тепло- й снабжения, водопровода и канализации, которые были открыты ранее; а также Д в таких сферах, как страхование, рынок ценных бумаг и др. |
В соответствии с обязательствами правительства КНР в течение от 1 года до • 6 лет после присоединения к ВТО постепенно открывает свой рынок услуг. Были ( реализованы конкретные обязательства в 12 сферах. Из 160 сегментов в 102 сег- ~ ментах торговли услугами были конкурентные обязательства, что значительно 2 превышает уровни обязательств развивающихся стран в целом.
С 2005 г. объем торговли Китая в сфере услуг открыт для дальнейшего ускорения развития «чувствительных» секторов, включая торговлю, связь, строительство, сбыт, образование, охрану окружающей среды, финансы, туризм и транспорт. Более чем на 90 отраслей распространялись обязательства по открытию рынка5. 227
В конце переходного периода после присоединения к ВТО в среднем был обеспечен доступ к рынкам Китая по всем обязательствам на 57,4 %, в среднем — на 38 % (этот показатель выше, чем в других странах).
Через 10 лет после присоединения к ВТО правительство КНР в 12 основных областях, таких как торговля услугами, опубликовало нормативные документы по реализации политики открытости рынка услуг.
В 2010 г., в соответствии с правилами ВТО, из 160 отраслей торговли услугами Китай открыл 100 отраслей, т. е. 62,5 % от общего числа в секторе услуг, в т. ч. такие сферы торговли услугами, как банковское дело, страхование, ценные бумаги, услуги связи, сбытовое дело, были полностью открыты для иностранных инвестиций (это намного больше, чем в других развивающихся странах)6.
Кроме того, в Китае открытость торговли услугами в рамках зон свободной торговли неуклонно повышалась. Были подписаны договоры об оказании услуг торговли со странами АСЕАН и Чили, Гонконгом и Макао. Кроме того, были подписаны «Положение об установление еще более тесных торгово-экономических связей» и 5 дополнительных соглашений к нему.
С дальнейшим повышением уровня либерализации услуг в Китае ускорилось развитие торговли услугами на мировом рынке. С момента присоединения к ВТО рынок торговли услугами Китая неуклонно расширяется, растет экспорт и импорт в таких сферах услуг, как транспорт, связь, финансы, страхование, и других отраслях. Углубляются экономические и торговые отношения с торговыми партнерами, внедряются иностранные передовые технологии, методы и опыт управления, что играет важную роль в экономическом развитии Китая. 2 Доля торговля услугами в общем объеме торговли Китая со странами мира
? постепенно увеличивается, возрастает и роль национальной экономики. Доля S торговых услуг в объеме внешней торговли КНР выросла с 9 % до 15 %. Дефицит | торговли услугами значительно уменьшился за последние три года, постепенно i увеличивается ее международная конкурентоспособность. | Объем импорта и экспорта торговли услугами составил 72,61 млрд долл. в
го
J 2001 г., в т. ч. экспорта — 33,34 млрд долл., импорта — 39,27 млрд долл. В 2010 г.
§ объем импорта и экспорта торговли услугами уже составил 364,5 млрд долл., в
| т. ч. экспорта — 193,3 млрд долл., импорта — 171,2 млрд долл. Среднегодовые
§■ темпы роста за 10 лет составили 18,7 % соответственно7.
° Богатые туристические ресурсы Китая и древняя восточная культура при-
£ влекают большое количество иностранных туристов. Всемирная туристическая
| организация объявила, что в 2010 г. в КНР общее количество иностранных
е туристов достигло 55,98 млн человеко-визитов и страна вышла по этому пока-
1 зателю на третье место в мире, оттеснив Испанию, что стало прочной основой
0
° для развития торговли туристических услугами.
(Го
§ Кроме туризма, важной сферой торговли услугами Китая являются транс-
1 портные услуги. В 2009 г. экспорт его транспортных услуг достиг 23,6 млрд долл., | импорт — 46,6 млрд долл., что составляет соответственно 18,4 % и 29,5 %. Важно,
что пассивный баланс в сфере торговли транспортными услугами Китая составил 23,9 млрд долл., что является крупнейшим показателем пассивного сальдо в торговле услугами Китая8.
Доля КНР в общемировом показателе торговли услугами постоянно увеличивается. В 2001 г. по экспорту и импорту Китай занимал 12-е и 9-е места в мире 228 соответственно. Хотя в этой сфере между Китаем и странами Европы и Амери-
ки существует определенный разрыв, место Китая в международной торговле услугами достаточно весомо.
По мере углубления степени открытости торговли услугами доля традиционных торговых услуг, темпы роста строительных услуг, компьютерных и информационных услуг, консалтинговых услуг, услуг связи для улучшения, а также новых форм услуг повышается, а у некоторых отраслей с высокой добавленной стоимостью повышаются особенно быстро.
В 2001 г. доля экспорта и импорта услуг транспорта, туризма и других коммерческих услуг составила 88,6 % объема экспорта и 82,4 % объема импорта торговли услугами. В 2009 г. эти показатели составили 76 % и 70 % соответственно, в 2010 г. в сфере туризма, транспорта и строительства приходится 55,5 % в общем объеме экспорта услуг9.
В частности, высокие темпы роста приходились на экспорт услуг с высокой добавленной стоимостью. В 2010 г. доля услуг в сфере программного обеспечения и информационных услуг, получения роялти и лицензионных платежей, консалтинга и рекламы составила 21 % объема экспорта услуг, увеличившись на 15 процентных пунктов по сравнению с 2001 г.
После присоединения КНР к ВТО из-за того, что в сфере транспорта, туризма, финансов, роялти, лицензионных платежей и других отраслей импорт превысил экспорт, в целом в сфере торговли услугами в Китае сохраняется дефицит.
Однако при значительном росте экспорта в сфере коммерческих, строительных, компьютерных и информационных услуг дефицит постепенно уменьшается. За годы 11-й пятилетки (2006-2010 гг.) экспорт строительных услуг из Китая увеличился в 4,6 раза, положительное сальдо увеличилось в 8,7 раза; экспорт с компьютерных, информационных услуг и консалтинговых услуг увеличился в к 4 раза и 3,3 раза соответственно, а среднегодовые темпы роста составили 38 % р
а
и 4 % соответственно. §
о
В 2010 г. по четырем видам услуг (коммерческие торговые услуги, строитель- й ные, компьютерные, информационные и консалтинговые услуги) был достигнут у
профицит в 18,4 млрд, 9,4 млрд., 6,3 млрд и 7,7 млрд долл., по сравнению с 2001 г., с
т
т. е. они выросли в 2,1 раза и 1,6 раза (92 % и 47 %). Кроме того, быстрый рост н услуг в сфере культуры, радио и телевидения, образования,
китайской медици- й
ны, которые стали особым видом экспорта услуг с китайской спецификой, также и
способствовало сокращению дефицита10. е
о
В 2010 г. пятью партнерами Китая в сфере торговли услугами были Гонконг, й США, ЕС, Япония и страны АСЕАН, на долю которых пришлось 68 % от общего Д объема торговли услугами. |
Основными торговыми партнерами Китая в торговле услугами были Гонконг • и США, которые занимали 1-е и 2-е места по объему экспорта транспортных ( услуг около 50 %. Для Китая основной объем рынка экспорта туристических ~ услуг сосредоточен в Гонконге, Тайване, Республике Корея, Японии и других 2 азиатских странах и регионах. На них приходится почти 60 % объема экспорта туристических услуг11.
США являются для Китая крупнейшим рынком компьютерных и информационных услуг. Вторую позицию занимают страны АСЕАН. Гонконг является крупнейшим рынком экспорта консалтинговых услуг из Китая. Далее следуют ЕС и США, на которые приходится более 20 % объема этих услуг. 229
Услуги аутсорсинга становятся новой точкой роста и новым двигателем глобализации мировой экономики. Объем таких услуг, оказанных Китаем, постепенно увеличивается.
За последние 5 лет среднегодовые темпы роста услуг в сфере аутсорсинга в Китае составили более 5 %. К концу 2010 г. в стране было создано свыше 10 тыс. предприятий, предоставление услуг по аутсорсингу было основано на исполнении международных аутсорсинговых договоров на общую сумму 40,33 млрд долл., а оффшорных аутсорсинговых договоров — на сумму 15,68 млрд долл. В Китае было создано свыше 800 предприятий в сфере аутсорсинга, в этой сфере были заняты 2,328 млн чел. Общий оборот аутсорсинговых услуг превысил 100 млн долл. Китай постепенно становится мировым лидером аутсоринга, в который вовлечены миллионы людей.
По прогнозу экспертов Министерства коммерции КНР, к 2015 г. объем импорта и экспорта услуг страны составит 600 млрд долл. Годовые темпы роста этого показателя ожидаются на уровне 11 %12.
Китайские власти разработали Программу развития торговли услугами отечественных компаний на период 2011-2015 гг. В соответствии с планами правительства страны в течение предстоящих 5 лет торговля услугами китайских предприятий будет развиваться, поскольку для этого складываются благоприятные условия. Дисбаланс, возникший в экономике из-за недостаточного развитого сектора услуг, должен быть устранен.
В Программе развития торговли услугами КНР выделены 30 ведущих отраслей: туристические, строительные, консультационные, компьютерные, информационные и другие услуги. Для того чтобы обеспечить взаимовыгодное сотрудничество и обмен опытом между китайскими и зарубежными предприятиями, с 2012 г. Министерство коммерции КНР ежегодно проводит международную ярмарку торговли услугами в Пекине.
Чтобы стать мировым лидером в сфере торговли услугами, единственный путь для Китая — развивать эту отрасль ускоренными темпами. Китай будет и дальше укреплять уровень обмена и сотрудничества в области торговли услугами с остальным миром, устранять барьеры в торговле услугами, бороться за улучшение условий их доступа на рынок, содействовать упрощению процедур торговли.
1 См.: Выступление Цю Хун на Международной выставке-ярмарке по торговле услугами в Китае. Пекин, май 2012 г. URL: www.xinhua.com.cn (дата обращения: 08.07.2012).
2 Материалы XVII съезда КПК. Пекин. 2007 г. URL: www.xinhua.com.cn (дата обращения: 17.06.2012).
3 Чжан Ли. Торговый Китай // Пекин. 2010. № 2. С. 15.
4 См.: Закон КНР «О внешней торговле» (Принят 12 мая 1994 г. Постоянным Комитетом ВСНП на 7 сессии 12 созыва, исправлен 6 апреля 2004 г. Постоянным Комитетом ВСНП 8-й сессии 10-го созыва) // Сборник законодательства КНР. Пекин, 2006. № 12.
5 См.: Ли Мин. Китай после присоединения к ВТО // Жэньминь жибао. 2005. 10 мая.
6 См.: Чжан Хуа. ВТО и Китай // Вопросы государственной торговли. 2011. № 1. С. 10 (на кит. языке).
7 См.: Хэ Фан. Торговля Китая // Чжунго тунцзи чжайяо. 2011. № 3. С. 10. (на кит. языке)
8 URL: http://www.apn.kz/publications/article153.htm (дата обращения: 17.06.2012).
9 См.: Чжан Мин. Торговля услугами Китая // Чжунго тунцзи. 2011. № 2. С. 25 (на кит. языке)
10 См.: Ян Хуа. Коммерческие торговые услуги // Чжун го цин мао. 2011. № 2. С. 26.
11 См.: Ли И. Коммерческие торговые услуги // Фу у мао и тунци. 2011. № 6. С. 18.
12 См.: Китайский внешнеэкономический статистический ежегодник. Пекин, 2011.