тура - искусство - образование: Интеграционные процессы в теории и практике : [материалы XXIX научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава академии] / ЧГАКИ. - Челябинск, 2008; Рябков В. М. Методологические основы историографии социально-культурной деятельности как научной отрасли знания / В.М. Рябков // Вестник МГУКИ. - 2007. - № 5; Рябков В. М. Историография развития функций библиотек в профессиональной литературе 90-х гг. ХХ и начала XXI вв. / В. М. Рябков // Вестник ЧГАКИ. - Челябинск, 2008. - № 1 (13); Рябков В. М. Историография теоретико-методологических основ определения эффективности социально-культурной деятельности второй половины ХХ в. / В. М. Рябков // Вестник ЧГАКИ. - 2008. - № 3; Рябков В. М. Теоретико-методологические основы понятия «эффективность социально-культурной деятельности» / В. М. Рябков // Вестник МГУКИ. - 2008. - № 3; Рябков В. М. Историография проблем эффективности социально-культурной деятельности второй половины ХХ века / В. М. Рябков // Вестник МГУКИ. - 2008. - № 4.
11. Триодин В. Е. Мастодонты кафедры социально-культурной деятельности / В. Е. Триодин // История. Воспоминания, Документы: К 85-летию Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств / отв. ред. П. А. Подболотов. - СПб.: СПбГУКИ, 2003. - С. 118-145.
12. Ярошенко Н. Н. Историко-педагогические исследования социально-культурной деятельности: поиски новых подходов / Н. Н. Ярошенко // Социально-культурная деятельность: опыт исторического исследования : сб. статей / науч. ред. Е. М. Клюско, Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - С. 8-22.
13. Ярошенко Н. Н. Структура, научный статус социальной методологии социально-культурной деятельности / Н. Н. Ярошенко // Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика : [межвуз. сб. науч. тр.] / Кемеровск. гос. акад. культуры и искусств. - Кемерово, 2002. - С. 5-20.
14. Ярошенко Н. Н. Современная теория социально-культурной деятельности: культурно-антропологические основания / Н. Н. Ярошенко // Социально-культурная деятельность в образовательном пространстве : [межвуз. сб. науч. тр.] / Кемеровск. гос. ун-т культуры и искусств. - Кемерово: КемГУКИ, 2007. - С. 9-13.
15. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник / Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.
Д. М. Абдуразакова
РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ У МОЛОДЕЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА
В статье рассматриваются методологические и теоретические аспекты деятельности учреждений культуры и образования в развитии толерантного сознания молодежи. Дается структурный анализ каждого объекта, обеспечивающего свою деятельность в интегратив-ном единстве с другим объектом, создавая тем самым единое культурно-образовательное пространство. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, толерантное сознание, учреждения культуры и образования, многонациональный регион.
In the article are opened methodological and theoretical aspects activity of cultural and educational systems in developing youth tolerant consciousness. The structural analysis of each object is given, providing its activity in integrative unity with another object creating s that united cultural-educational space. Keywords: socio-cultural activity, tolerant consciousness, cultural and educational systems, multinational region.
Попытки выделить сущностные характеристики толерантного сознания молодежи выявили многообразие подходов к феномену толерантности и толерантного сознания. В целом исследователями педагогики определено, что толерантность всегда ведет к возникновению некоей совокупности общих норм и правил, которые разделяются представителями разных этносов. Это может быть результатом включения норм «чужой» культуры в «свою», привычную, либо созданием некоего третьего вида отношений путем преобразования как «своей», так и «чужой» культуры. В основе поведенческих стратегий личности молодого человека с развитым толерантным сознанием лежит восприятие самого себя как самодостаточного субъекта в сочетании с признанием значимости чужого опыта, принятием его как основы для поиска взаимоприемлемых решений в самых сложных ситуациях. В работах современных ученых отмечается, что формирование толерантного сознания предполагает активное разрушение тех стереотипов восприятия представителей других народов, которые могли формироваться в течение длительного времени.
Проблема развития толерантного сознания молодежи многонационального региона становится особенно актуальной на современном этапе, который отмечен обострением нетерпимости, проявлениями расового, этнического и религиозного терроризма, растущим неравенством. Преодоление этих явлений требует изменения традиционных форм обучения и воспитания, обновления и обогащения содержания учебных программ как общеобразовательной школы, так и структур дополнительного образования за счет внесения поликультурной составляющей.
В ходе рассмотрения методологических основ развития толерантного сознания молодежи были обозначены базовые понятия, определяющие его сущность: компоненты толерантного сознания, его общие и специфические признаки, культурно-образовательная
среда, педагогическое сопровождение.
Понятие «толерантное сознание» включает в себя несколько структурно взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, а именно: перцептивный: позитивное отношение к окружающим независимо от их национальности, вероисповедания, образования, возраста, взглядов; когнитивный: широкое и открытое к получению нового знания информационное «поле», влияющее на развитие культурного опыта и уровень осведомленности о своеобразии культурных кодов, традиций и этнических особенностей поведения; эмоциональный: способность к эмпатии, сопереживанию, навыки объективной оценки поведенческих характеристик и психологических проявлений молодых людей, принадлежащих к другим нациям и культурам; коммуникативный: конвенциональные поведенческие установки по отношению к особенностям различных этносов и культур, направленные на установление доверительного паритетного общения.
На основе обобщения исследований по структуре толерантного сознания нами было сформулировано следующее его определение: толерантное сознание молодежи представляет собой сформированную систему поведенческих установок, ценностных ориентаций с опорой на развитую способность к эмпатии.
Наличие толерантного сознания в духовной структуре личности молодого человека создает предпосылки для установления межличностных отношений, которые характеризуются открытостью, позитивным эмоциональным восприятием Другого (термин М. М. Бахтина). Одним из путей формирования толерантного сознания является духовное совершенствование личности (А. Эллис, Т. Х. Холмс и др.).
Проведенный анализ показывает, что в процессе развития толерантного сознания взаимодействуют несколько социально-культурных сред: общество с опорой на национальные представления о ценностях и задачах воспитания создает историко-культурный фон, особую
атмосферу, в которой молодой человек формируется как личность, обретая и личностную, и культурную, и национальную идентификацию; государство определяет правовые, социальные, экономические основы жизнедеятельности и нации в целом, и молодого человека в частности; семья формирует систему личностных ценностей, диктуя нормы бытового и социального поведения; средства массовой информации создают информационный фон воспитания; учебные заведения выполняют образовательную функцию; общественные организации создают условия для социального и гражданского становления.
В проведенном нами опытно-экспериментальном исследовании, к которому были подключен целый ряд учреждений культуры и искусства, было подтверждено и выдвинутое в качестве гипотезы предположение о доминантной роли культурно-образовательной среды в процессе развития толерантного сознания учащейся молодежи. Несомненно, это должна быть специально организованная культурно-образовательная среда, созданная по определенной модели (на основе специально выделенных принципов) и реализующая несколько теоретически обоснованных направлений педагогической деятельности. В проведенном исследовании такая среда была определена как образовательная среда поликультурного учреждения культуры и образования - личностно-ориентированная культурно-образовательно-воспитательная система с многоаспектной дифференциацией обучения, включая развитый многопрофильный блок дополнительного образования. Основным условием построения учебно-воспитательного процесса выступает опора на идеи контекстного социально-культурного рассмотрения предметного содержания (А.Д.Жарков), диалогизации (В. С. Библер), семиотической неоднородности (Ю. М. Лот-ман), регионализации (Б. П. Юсов), перевода содержания с уровня значений на уровень личностных смыслов, целостности источников содержания обра-
зования (А. В. Хуторской).
Рассмотрение методологических основ развития толерантного сознания молодежи в учреждениях культуры и образования выявило ряд тенденций, среди которых наиболее значимая - усиление гуманитарности современного образования, утверждение в качестве высочайшей ценности веры в духовное всеединство мира (о. П. Флоренский, С. Л. Франк, Н. А. Бердяев, Л. П. Карсавин). Особый интерес для исследования культурно-педагогического аспекта развития толерантного сознания молодежи представляют философские положения об: а) общности национальных культур, б) общечеловеческой культуре, основанной на специфических национальных культурах, в) опасности нивелировки национальных культур. Опираясь на представления о целостности личности и культуры, при разработке педагогических условий развития толерантного сознания необходимо учитывать такие особенности современной реальности, как мультикультуризация и глобализация общества, поликультурность образования, основанного на воспитании у молодежи чувства гражданской ответственности, открытости к осуществлению межкультурного диалога (М. М. Бахтин, В. С. Библер), а также то, что на развитие толерантности у молодежи в поликультурном пространстве одновременно оказывают влияние несколько факторов: интенсификация миграционных процессов; неравномерность социально-экономического развития регионов; усиление процессов международной интеграции; экспансия средств массовой информации.
Осуществление поликультурности в образовательном процессе опирается на создание условий для развития интереса молодежи к культурным ценностям других народов, теоретического осмысления сущности мультикультурного мира; проведения занятий, включающих задания, сформулированные на основе видения мира с позиций представителей разных культур. Анализ данных, полученных в опытно-экспериментальной
работе, доказывает, что доминантой в воспитательном процессе, направленном на развитие толерантного сознания молодежи, является организация особой культурно-образовательной среды, педагогический потенциал которой обусловлен способностью создавать условия для межкультурного взаимопонимания. В такой среде планомерно и продуктивно реализуется идея воспитания уважительного отношения к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных ферах.
Теоретическим основам создания поликультурного образовательного пространства посвящены работы отечественных педагогов: В. П. Борисенкова, Б. С. Гершунского, А. Н. Джуринского, З. А. Мальковой и др.
Сравнительный педагогический анализ существующих подходов к развитию личности молодого человека в многонациональных регионах различных стран показывает, что отечественное поликультурное воспитание представляет собой прежде всего интегративно-плю-ралистический процесс, в котором следует выделить несколько ведущих направлений: освоение русской культуры как основного посредника с культурой мира на базе изучения русского языка как государственного и языка межнационального общения; приобщение к традициям национальной культуры и развитие стремления к их сохранению и творческому преобразованию; знание основных тенденций развития мировой культуры и воспитание на общечеловеческих нравственных ценностей. Однако нам представляется необходимой опора на педагогический потенциал «регионального компонента» образования, который реализуется в процессе самостоятельной творческой работы молодых людей в учреждениях дополнительного художественного образования (художественных студиях, культурных центров, школах искусств и т.д.), где участники в процессе коллективной и самостоятель-
ной творческой деятельности, участия в тренингах межкультурного общения, включающих диалог, упражнения по развитию ассертивного и толерантного поведения и др. приобщаются к традициям национальной и мировой культуры, осваивая ее самобытность, создавая собственные произведения в различных видах искусства, раскрывая в себе эмоциональное отношение к той или иной культуре. Главной целью воспитания в многонациональном регионе является формирование у личности молодого человека качеств, способствующих самоопределению и самореализации в поликультурном пространстве.
Авторская концепция развития толерантного сознания молодежи исходит из понимания воспитания как взаимодействия нескольких компонентов: сре-дового, этнотнокультурного, и регионального; деятельностно-творческого; рефлексивного (развитие навыков самосознания, саморегуляции, самоопределения и самореализации); компонент педагогического сопровождения.
В рамках нашей концепции определены ведущие направления педагогической работы по развитию толерантного сознания молодежи в многонациональных регионах, включая: приобщение подрастающего поколения как к национальной, так и к общероссийской и мировой культуре; нравственное и гражданственное воспитание молодежи; развитие ноосферного (по В.И. Вернадскому) сознания и планетарного мышления; формирование готовности и умения жить в мире и дружбе в многонациональной среде и осуществлять конструктивный межкультурный диалог. Этот вывод, основанный на анализе развития личности в учреждениях образования и культуры нескольких многонациональных регионов Российской Федерации (Дагестан, Адыгея, гг. Москва, Таганрог, Тверь и др.), стал отправным моментом для дальнейшей разработки методов и принципов педагогического сопровождения развития толерантного сознания молодежи в учреждениях культуры и образования многонационального региона.
Также нами были выделены четыре уровня развития толерантного сознания молодежи многонационального региона: высокий (уровень готовности к углубленному развитию толерантного сознания); средний (освоение необходимых знаний и навыков осуществления межкультурного диалога); элементарный (наличие знаний о необходимости развития толерантного сознания при отсутствии навыков общения в поликультурной среде); низкий (отсутствие мотивации к развитию толерантного сознания).
Изучение специфики культурно-образовательной среды, которая оказывает большое влияние на формирование и развитие современного регионального образования и функционирования учреждений культуры и образования в полиэтническом пространстве позволило сделать вывод, что в современной систе-
ме отечественного образования (в частности, в Республике Дагестан) наиболее острыми и проблемными являются организационные, научно-методические и управленческие вопросы развития и функционирования национальной школы.
В целом современная социокультурная ситуация в многонациональных регионах характеризуется множеством инновационных изменений как в культурно-образовательной среде, так и в сфере образовательно-воспитательного процесса. Основными тенденциями являются: использование новых педагогических интерактивных технологий развития навыков коммуникации, что приводит к необходимости опоры на новые методы и приемы разработки современного стиля педагогического общения и методик педагогического сопровождения.
*5
Социально-культурная деятельность
Исследования молодых ученых
О. В. Степанченко
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В статье раскрываются теоретические и практические аспекты построения системы управления как способа реализации социально-культурного проектирования, подробно раскрывается значение маркетинга как одной из форм реализации социально-культурного проектирования. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, социально-культурное проектирование, региональная политика.
In the article the theoretical and practical aspects ofbuilding administration systems are opened as the method of realization socio-cultural projection. The importance of marketing is uncovered in full-length as one of the form realization socio-cultural projection. Keywords: socio-cultural activity, socio-cultural projection, regional policy.