Научная статья на тему 'Развитие терминально-складской инфрастуктуры Ростовской области'

Развитие терминально-складской инфрастуктуры Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
387
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ТЕРМИНАЛЬНО-СКЛАДСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТЕРМИНАЛЬНО-СКЛАДСКИЕ СИСТЕМЫ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / LOGISTIC CENTERS / TERMINAL AND STORAGE INFRASTRUCTURE / TERMINAL AND STORAGE SYSTEMS / TERMINAL COMPLEXES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Андреева Екатерина Юрьевна

Статья посвящена комплексному исследованию тенденций стратегического развития терминально-складской инфраструктуры Ростовской области, выявлению проблем создания и функционирования крупных логистических комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is detoted on complex research of tendencies of strategic development of terminal and storage infrastructure of Rostov region, indentifyed the problems of establishment and operation of large logistic centers.

Текст научной работы на тему «Развитие терминально-складской инфрастуктуры Ростовской области»

можности реализации инновационных процессов в перспективе.

С точки зрения структурной характеристики инновационный потенциал - это «совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей, обеспечивающих восприятие и реализацию новшеств, то есть получение инноваций».

В четвертом подходе, по сути, агрегируются вышерассмотренные позиции и инновационный потенциал рассматривается как мера способности и готовности экономического субъекта осуществлять инновационную деятельность, при этом под способностью понимается наличие и сбалансированность структуры компонентов потенциала, а под готовностью - достаточность уровня развития потенциала для формирования инновационно - активной экономики.

В авторском толковании «инновационный потенциал региона» -это степень готовности социально-экономической системы регионального хозяйства к осуществлению инновационной деятельности, определяемая компетентностью, формируемой научными, интеллектуальными, кадровыми, финансовыми, технико-технологическими ресурсами и обес-

печивающей формирование ее инвестиционного потенциала.

Библиографический список

1.Пронин А.С. Управление процессом привлечения инвестиций в регионе// А.С. Пронин, М.: РАГС, 2000

2.Савенкова Е.В. Экономические методы приоритетного развития инвестиционного предпринимательства// Е.В. Савенкова., М: 2004, 113с.

3.Третьяков А.Г. Управление инвестиционной активностью в регионе: авто-реф. дис. канд. экон. наук //Третьяков А.Г., М.: ГАГС, 2006, с. 18

4. Марголин А. М. Экономическая оценка инвестиций// А.М. Марголин, А.Я. Быстряков. М.: 2001, с. 357-359

Bibliographic list

1.Pronin A. The management by process of attracting investment in the region / / A. Pronin, Moscow: RAGS, 2000.

2. Savenkov E. The economic methods of priority development investment business / / E. Savenkov., M: 2004, p. 113.

3. Tretyakov A. The management of investment activity in the region: Author. dis. Candidate. Economics. Science / / Tretyakov A, M.: GAGS, 2006, p. 184.

4. Margolin A. Economic evaluation of investment / / A. Margolin, A. Bystryakov. Moscow.: 2001, p. 357-359.

Е.Ю. Андреева

РАЗВИТИЕ ТЕРМИНАЛЬНО-СКЛАДСКОЙ ИНФРАСТУКТУРЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

Статья посвящена комплексному исследованию тенденций стратегического развития терминально-складской инфраструктуры Ростовской области, выявлению проблем создания и функционирования крупных логистических комплексов.

Annotation

The article is detoted on complex research of tendencies of strategic development of terminal and storage infrastructure of Rostov region, indentifyed the problems of establishment and operation of large logistic centers.

Ключевые слова

Логистический центр, терминально-складская инфраструктура, терминально-складские системы, терминальные комплексы.

Key words

Logistic centers, terminal and storage infrastructure, terminal and storage systems, terminal complexes.

Ростовская область является одним из приоритетных регионов Южного федерального округа, в связи с тем что она обладает большим потенциалом транзитных перевозок. Кроме того, Ростов и Ростовская область наделены природными ресурсами, способствующими стабильному и динамическому развитию области.

Целесообразно говорить о том, что Ростовская область обладает первенствующими территориальными объектами развития терминально-складской и логистической инфраструктуры, в связи с тем что именно данный регион представлен широким сочетанием различных отраслей хозяйствования, основными направлениями которых является легкая и тяжелая промышленность, сельское хозяйство, производственная и транспортная инфраструктура, а также сфера услуг.

Соответственно реализация и развитие терминально-складских комплексов региона являются одним из наиважнейших направлений долгосрочного социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года. Актуальность данного направления обусловлена во многом тем, что Ростовская область обладает значительным транзитным потенциалом для перевозок грузов и пассажиров в международном и внутреннем сообщении.

Сегодня вопрос о транзитном потенциале перевозок грузов наиболее важен, поскольку сейчас более 60% всех перевозимых грузов в Сочи, по случаю Олимпийских игр, которые будут про-

водиться в 2014 году, перевозятся непосредственно через Ростов и Ростовскую область, через крупные логистические порты, обеспеченные терминальными комплексами, представленные следующими основными кластерами: Ростовским, Азовским, Таганрогским, Багаев-ским и Цимлянским. Следует обратить внимание на развитие логистической инфраструктуры Ростова к 2018 году, когда именно здесь будет проходить чемпионат мира по футболу, поскольку уже сейчас заявлено немало проектов по реконструкции и возведению спортивно-оздоровительных и культурно-развлекательных объектов.

Кроме того, весьма благоприятное территориальное расположение Ростовской области обусловлено главным образом наличием 4 международных транспортных коридоров (представлено на 4. рис. см. ниже)

1. МТК № 3. Основное направление: Берлин - Дрезден - Киев. При этом, как видно на рис.1 данные, коридор охватывает такие направления, как Ростов, Каменск, Волгоград;

2. МТК № 4. Направления: Вена -Будапешт - Бухарест - Кишинёв. И так же, как и предыдущий, МТК затрагивает Ростовскую область;

3. МТК № 7: Дунайский воднотранспортный коридор Дунай - Азово-Черноморская акватория - Дон - Волга - Каспий.

Донецк

МТК N3 Дрезден-Львов-Киев с продлением:

■ Каменск- Волгоград- Астрахань- ТРАСЕКа

■ Ростов- Владикавказ- Тбилиси- ТРАСЕКа

МОСКВА

1ахтински:

МТК «Север-Юг»

(Хельсинки-Москва-Ростов-Баку-Тегеран)

\

1

Й

1овоша

ОДЕССА

МТК N7 (Дунай- Дон- Волга) - Каспийское море

асск

к ТРАСЕКе

саи

МТК N4 (Вена- Будапешт - Одесса) - Ростов - Элиста- Астрахань - ТРАСЕКа

ТБИЛИСИ

Рис.1. Схема международных транспортных коридоров в Ростовской области

[3, с.108]

4. МТК № 3. Основное направление: Берлин - Дрезден - Киев. При этом, как видно на рис.1 данные, коридор охватывает такие направления, как Ростов, Каменск, Волгоград;

5. МТК № 4. Направления: Вена -Будапешт - Бухарест - Кишинёв. И так же, как и предыдущий, МТК затрагивает Ростовскую область;

6. МТК № 7: Дунайский воднотранспортный коридор Дунай - Азово-

Черноморская акватория - Дон - Волга

- Каспий.

7. МТК № 9 (Критский). Следует отметить, что Критский коридор является одним из основных в Ростовской области, охватывая такие районы как: Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва

- Ростов-на-Дону - Новороссийск с дублирующим железнодорожным ходом: Москва - Воронеж - Ростов -Краснодар - Новороссийск и автомобильной магистралью Е-115, проходя-

щей по тому же маршруту. А кроме того, данный международный транспортный коридор охватывает большее количество районов Ростовской области, а также Южного федерального округа, увеличивая при этом грузонапряженность на перевалочные порты.

Поэтому наличие терминально-складских комплексов является обязательным и важным направлением развития области, поскольку международные транспортные коридоры, обеспечивая транспортировку и перегрузку гру-

за, но не обладая ими, увеличивают время транспортировки и обработки груза. Терминально-складская инфраструктура в свою очередь будет обеспечивать бесперебойную переработку груза, а также его хранение.

В связи с этим целесообразно обратить внимание на введенные в эксплуатацию терминально-складские комплексы, которыми располагает Ростовская область. Основные из них представлены в таблице 1.

Таблица 1. Терминально-складские комплексы г. Ростова-на-Дону, введенные в эксплуатацию по итогам 2011 года

№ п/п Терминально-складские комплексы Расположение Площадь, тыс.м2

1 2 3 4

1 Атлант пр.50 лет РСМ 100,8

1 2 3 4

2 Логипарк "Дон" 8-й км трассы М4 100

3 Мегамаркет пр.50 лет РСМ 34

4 Северо-Кавказское логистическое предприятие ул.Луговая 25

5 НЛК Батайск 10

6 КМ-Логистика ЗЖМ 10

7 21 Век ЗЖМ 8

8 Южная логистическая компания ул.Доваторов 6

9 Дарус ул.Каширская 6

10 Хладокомбинат №3 ЗЖМ н/д

11 Росторг ул.14-я линия 5

12 Монолит-Дон ул.Вавилова 3,5

13 Алком пр.Шолохова 3

14 Южная логистическая компания пр.Шолохова 2,4

В целом общий объем предложения складской недвижимости в Ростове-на-Дону - 486 тыс. кв. м. Общая площадь складов классов А и В - 156 тыс. кв. м, что составляет 32% от общего объема рынка. Таким образом, обеспеченность складскими мощностями всех типов в Ростовской области составляет 114,6 кв. м на 1 тыс. жителей. Наиболь-

шая концентрация терминалов наблюдается вдоль автомобильной трассы М-4 «ДОН» в пределах 100 км зоны г. Ростова-на-Дону (терминально-складские комплексы представлены на рис.2). Следует обратить внимание на то, что за 2012 год в эксплуатацию не было введено ни одного складского комплекса.

Рис.2. Основные зоны расположения терминально-складских комплексов

в Ростовской области [3, с.118]

Анализируя размещение и номенклатуру товарно-материальных потоков терминально-складской инфраструктуры Ростовской области, следует обратить внимание на то, что формирование существующей сети данных комплексов происходило без учета существующего состояния и развития основных отраслей хозяйствования, таких как производственная, транспортная инфраструктуры, а также пропускная способность в транспортных и складских комплексах.

Итак, в настоящее время формирование и развитие терминально-логистической инфраструктуры должны проводиться с учетом сложившейся

системы транспортной инфраструктуры, объемов грузопереработки на крупных логистических районах обработки и перевалки грузов.

Таким образом, из всего вышесказанного основными проблемами, сдерживающими развитие терминально-складской инфраструктуры в Ростовской области, являются:

1 использование неконкурентоспособных логистических и терминально-складских технологий;

2 отсутствие обслуживающей терминально-логистической инфраструктуры на припортовых и перевалочных станциях, а также зон хранения (нако-

пительными терминалами, современными логистическими центрами);

3 недостаток внедренных инновационных технологий в осуществление терминально-складской деятельности;

4 низкий уровень безопасности технологических процессов терминально-складской деятельности.

Вследствие этого стратегическе направления совершенствования и развития терминально-складской инфраструктуры регионов Ростовской области главным образом должны быть направлены на обработку и хранение грузов за счет внедрения и развития инновационных систем и технологий обработки, позволяющих обеспечить необходимый уровень качества и пропускную способность.

Одним из обязательных условий развития терминально-складских комплексов должно быть формирование современного технологического и информационного пространства всех видов складских комплексов, с целью осуществления бесперебойных операций.

Надо отметить, что на основании стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года стратегическими направлениями развития терминально-складской инфраструктуры являются

[3]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сбалансированное развитие объектов транспортно-логистической и транспортно-складской инфраструктуры региона;

- формирование региональной терминально-складской базы для обеспечения внешнеторговых связей России, межрегионального взаимодействия Ростовской области и интеграции терминально-складского комплекса Ростовской области в мировую транспортную систему.

Согласно данной стратегии материальной базой реализации логистических технологий на уровне терминаль-

но-складских комплексов является такое их развитие, которое позволяло бы выполнять накопительно-

распределительные функции внутренних товаропотоков и переработку транзитных и международных потоков. В связи с чем для системы распределения грузов в Ростовской области рекомендуется использовать трехуровневую структуру терминально-логистического комплекса:

I-й уровень - интермодальный транспортно-логистический центр (ИТЛЦ) международного значения;

II-й уровень - региональные транспортно-логистические центры (РЛЦ);

Ш-й уровень - локальные транс-портно-логистические центры (ЛЛЦ).

Для переработки экспортных и транзитных грузов и перераспределения грузопотоков между портами Азовского, Черного и Каспийского морей с учетом существующей транспортной инфраструктуры и перспективы ее развития терминальные комплексы федерального уровня (ИТЛЦ) целесообразно разместить на базе существующего Ростовского транспортного узла, в районе г. Каменск-Шахтинского и ст. Лихой, а также в районах, где проходят международные транспортные коридоры.

Размещение транспортно-

терминальных комплексов регионального уровня (РЛЦ) в районе Азова, Таганрога, Белой-Калитвы.

Терминальные комплексы муниципального уровня (ЛЛЦ) могут располагаться в непосредственной близости от конечного потребителя и предназначены для обслуживания предприятий торговли и населения.

Поэтому развитие терминально-логистической инфраструктуры области при соблюдении определенных условий позволит обеспечить реализацию транзитного потенциала Ростовской области. К таким условиям можно отнести следующие:

- повышение эффективности использования существующей транспортной и складской инфраструктуры;

- реализацию проектов развития инфраструктуры международных транспортных коридоров с созданием терминально-складских комплексов в крупных транспортных узлах - кластерах на пересечениях транспортных коридоров и в портах;

- внедрение информационно-логистических технологий при сопровождении товарных потоков, создание сети терминально - складских комплексов и распределительных узлов на ключевых направлениях коридоров;

- создание единого информационного пространства и равных условий для всех участников транспортного процесса в получении и использовании информации о стоимости и условиях транспортировки, переработки и хранения грузов;

- модернизацию и увеличение пропускной способности загруженных пограничных и таможенных пунктов пропуска, внедрение современных технологий, обеспечивающих максимальную скорость выполнения процедур при пересечении транспортными средствами государственной границы.

Таким образом, сегодня наблюдается нехватка терминально-складских комплексов, обеспечивающих эффективное и бесперебойное функционирование складов в Ростове и Ростовской области. Однако рассматривая перспективы и стратегические направления развития терминально-логистической инфраструктуры, можно предположить, реализация вышеперечисленных мероприятий будет способствовать обеспечению следующих основных социально-экономических и технико-

экономических показателей:

- залога инновационного социально-ориентированного развития транс-портно-логистического комплекса;

- эффективного взаимодействия всех видов магистрального транспорта в крупных транспортных узлах на базе логистических центров и терминалов;

- создания региональной сети терминально-логистических комплексов федерального, межрегионального и регионального уровней;

- приведения уровня качества, безопасности и экологичности перевозок к мировым стандартам в соответствии с требованиями экономики и населения.

Практическая значимость данного направления состоит в научно-прикладных рекомендациях и методически сгруппированных в комплекс стратегических решений и выводов, реализация которых позволяет развиваться терминально-логистической инфраструктуре Ростовской области.

Библиографический список:

¡.Источник: «Город N» № 9 (918) от 15 марта 2011 г.

2.Источник: «ABC&MT Group» обзор рынка складской недвижимости за 3 квартал 2011 г. www.weakon.ru

3.Министерство экономического развития Ростовской области ГАУ РО «Региональный информационно-аналитический центр» Проект стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года г.Ростов-на-Дону 2011 г.

Bibliographic list

1.The sourse: "The city N" № 9 (918) from 15 March 2011;

2.The sourse "ABC&MT Group" review of storage realty of the market, the 3-d quarter of 2011, www.weakon.ru

3.Ministry of Economic development of Rostov region GAU RR "Regional information and analitic center". The project of strategy of socia and economic development of Rostov region to the 2020 period. Rostov-on-Don 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.