Научная статья на тему 'Развитие терминально-логистической инфраструктуры ОАО «Российские железные дороги»'

Развитие терминально-логистической инфраструктуры ОАО «Российские железные дороги» Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1362
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гапанович В. А.

Интеграция российских железных дорог в мировую транспортную систему определяет необходимость ведения транспортного бизнеса по международным стандартам, предполагающим высокий сервис и качество предоставляемых пользователям услуг, эффективную организацию транспортного обслуживания и высокий уровень организации работы менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие терминально-логистической инфраструктуры ОАО «Российские железные дороги»»

Развитие терминально-логистической инфраструктуры

ОАО «Российские железные дороги»

В. А. ГАПАНОВИЧ, старший вице-президент ОАО «РЖД»

Интеграция российских железных дорог в мировую транспортную систему определяет необходимость ведения транспортного бизнеса по международным стандартам, предполагающим высокий сервис и качество предоставляемых пользователям услуг, эффективную организацию транспортного обслуживания и высокий уровень организации работы менеджмента.

Развитие логистики является одним из стратегических направлений диверсификации деятельности ОАО «РЖД». К основным задачам логистического бизнеса компании относятся:

• формирование инфраструктурных возможностей для оказания комплекса логистических услуг высокого качества, что требует создания системы современных терминально-логистических комплексов по всей сети российских железных дорог;

• строительство новых и оптимизация существующих терминально-складских активов ОАО «РЖД», а также развитие бизнеса в области терминального оперирования;

• создание дополнительного «интерфейса» с пользователями транспортных услуг посредством развития контрактной логистики и выхода ОАО «РЖД» на рынок комплексных клиенто-риентированных логистических услуг; это означает формирование в структуре холдинга «РЖД» логистической компании, интегрирующей подразделения и дочерние общества ОАО «РЖД», а также внешних поставщиков в комплексную услугу управления цепочкой поставок.

В настоящее время терминально-складской комплекс ОАО «РЖД» составляет 28% от общей складской инфраструктуры российского рынка. При этом доля его доходов не превышает 5%. В структуре перерабатываемых грузов наибольшую долю составляют контейнеры (48%) и насыпные грузы (до 37%). Общая площадь складских помещений ОАО «РЖД» около 5,6 млн. м2. В основном это открытые площадки, доля кры-

тых площадок составляет около 11% от общей площади складских помещений. Износ основных фондов комплексов составляет от 43 до 71%.

Поэтому перед компанией поставлена задача создать комплекс мультимо-дальных терминально-логистических центров (ТЛЦ) по всей сети российских железных дорог в крупных транспортных узлах. Главные функции ТЛЦ -обеспечение связи многочисленных грузоперевозок и распределение грузопотоков на транспортную инфраструктуру различных видов транспорта.

Создание сети ТЛЦ в ключевых транспортных узлах позволит сформировать единое технологическое и информационное пространство для комплексного удовлетворения требований клиентов. Каждый ТЛЦ будет представлять собой крупный технологический комплекс по переработке, складированию, таможенной очистке грузов и контейнеров, оказывающий полный спектр дополнительных услуг добавленной стоимости.

Необходимым условием функционирования ТЛЦ является возможность участия в процессе формирования единого технологического и информационного пространства всех видов транспорта (морских и автомобильных перевозчиков, портов) и крупных грузовладельцев.

Для этого в аппарате управления ОАО «РЖД» в апреле 2009 г. был создан Центр по развитию терминалов, на который возложена организация подготовки проектов по созданию и развитию современных терминально-логистических комплексов на базе объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» (в том

числе, подготовка к учреждению компаний по строительству и организации работы комплексов), контроль за выполнением этих проектов, а также разработка и реализация единой политики в сфере развития терминально-логистической инфраструктуры компании, формирование единой системы управления терминально-логистическими комплексами.

В конце 2009 г. в ОАО «РЖД» был одобрен проект концепции реформирования дирекций по управлению терминально-складским комплексом (ТСК) железных дорог — филиалов компании. Реформирование управления ТСК осуществляется в рамках стратегии корпоративного строительства холдинга ОАО «РЖД» и соответствует программе структурной реформы железнодорожного транспорта РФ в части выделения потенциально конкурентоспособных видов деятельности.

С апреля 2010 г. в компании была создана Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом, которая в перспективе станет дочерней компанией ОАО «РЖД». Перед дирекцией поставлены задачи по разработке продуктовой политики и отработке механизмов сбыта услуг, проведению оптимизации количества грузовых дворов и изменения структуры терминально-складских объектов. Другим важнейшим направлением работы дирекции является интеграция работы компании с морскими портами и международными логистическими терминалами в рамках международных транспортных коридоров, а также создание эффективных технологий международных перевозок внешнеторговых грузов. Новая структура должна стать перспективным и рентабельным видом деятельности.

Формирование современной терминально-логистической инфраструктуры рассматривается как сетевой проект, основой которого станет строительство более 50 крупных ТЛЦ

(включая «сухие порты» на Дальнем Востоке, Балтике, в Азово-Черноморс-ком регионе и др.); комплексную реконструкцию порядка 60 крупных грузовых дворов; модернизацию широкого круга объектов технологического комплекса, подъемно-транспортного оборудования около 400 грузовых дворов; реконструкцию путевого развития на подходах к терминалам, а также во всем транспортном узле.

В настоящее время началась реализация ряда приоритетных проектов создания терминально-логистической инфраструктуры. Терминально-логистический центр «Белый Раст» в Московской области является одним из элементов проекта создания сети ТЛЦ, увязанных с полигоном курсирования регулярных контейнерных поездов.

ТЛЦ «Белый Раст» планируется разместить на территории более 100 Га. Он будет включать в себя: контейнерный терминал мощностью 290 тыс. ТЕи (контейнеров в 20-футовом эквиваленте) в год; универсальный терминал для переработки грузов промышленного назначения; терминал для колесной техники (в том числе контрейлеров); универсальный складской комплекс общей площадью 68,8 тыс. м2; центр таможенного оформления грузов, а также административно-деловой центр. Расчетный грузооборот терминала — 18 млн.т.

Проект реализуется совместно с компаниями немецких и финских железных дорог.

Пилотный инвестиционный проект в Северо-Западном, Центральном и Уральском регионах предполагает создание на станциях: «Шушары» и «Ручьи» Октябрьской железной дороги, «Белый Раст» Московской железной дороги, «Парк Гипсовая станции Свердловск-Товарный» Свердловской железной дороги, терминально-логистических центров суммарной мощностью переработки до 500 тыс. ТЕи в год для организации контейнерных маршрутных поездов из Финляндии в Россию.

До конца 2010 г. в рамках реализации плана мероприятий по развитию логистического бизнеса ОАО «РЖД» планируется разработка технико-экономического обоснования создания и функционирования «железнодорожных портов» в Приморье, промзоне «Шушары» (Санкт-Петербург) и в Краснодарском крае, разработка бизнес-планов создания опорных объектов терминально-логистической сети в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Калининграде и Москве.

Рис. 2. Генеральный план ТЛЦ «Белый Раст»

Учитывая системообразующую роль таких объектов в формировании региональной, межрегиональной и национальной индустриально-логистической инфраструктуры, крайне важно принять оптимальные организационные и технические решения, позволяющие достичь синергетического эффекта, создать благоприятные условия для ведения современного логистического бизнеса и привлечения дополнительных грузопотоков на железнодорожный транспорт.

В первую очередь, это организация курсирования регулярных контейнерных поездов по жестким ниткам графика между ключевыми терминально-логистическими объектами. Данная технология позволяет не только существенно сократить время доставки грузов, но и осуществлять доставку фиксированными партиями регулярно

и строго по расписанию. В перспективе компания планирует сформировать опорную сеть регулярных контейнерных маршрутов, охватывающую все узловые точки российских железных дорог.

В настоящее время в ОАО «РЖД» рассматриваются системы эффективной интеграции контрейлерных технологий в данные проекты. Проведены расчеты технико-экономических показателей для двух характерных контрейлерных маршрутов:

• «длинный» сетевой маршрут Санкт-Петербург — Краснодар протяженностью 2528 км с промежуточными остановками в Великих Луках, Москве, Ряжске и Лихой и интервалом движения каждые четыре часа;

• «короткий» экспресс-маршрут Электрогорск — Перово — Дровнино длиной 244 км и интервалом движения

До конца 2010 г. планируется завершение продпроектных проработок по первоочередным объектам (на уровне ТЭО, включая мастер-планы и расчеты основных технико-экономических показателей)

Системообразующие «сухие порты л (Rail Port):

* Приморье;

* Произона «Шушары»;

* Краснодарский край.

ТЛЦ первой очереди:

Хабаровск. Сковородино. Улан-Удэ. Красноярск. Новосибирск. Киров. Екатеринбург. Нижний Новгород. Уфа, Казань, Самара. Волгоград. Воронеж, Брянск, Москва.

железный Рог Туапсе

Новороссийск

СОЧЙ

Абхазии

Рис. 3. Основные объекты первой очереди сетевого проекта

Рис. 4. Проект «Транссиб за 7 суток»

каждые два часа.

В составе поезда следует 48 односек-ционных контрейлерных платформ и один пассажирский вагон. Расчетное время погрузки/выгрузки состава на терминале — 40 мин. Предполагается, что расчетная загрузка поезда в первый год эксплуатации составит 70%, во второй — 79%, в последующем — 88%.

В ОАО «РЖД» осуществляются мероприятия для повышения его роли на Евроазиатском пространстве в сегментах грузовых перевозок и логистических услуг. Следует отметить инновационный транспортный проект «Транссиб за 7 суток», который позволит уже к 2012 г. осуществить доставку грузов от портов Дальнего Востока до западной границы России за одну неделю.

Российские железные дороги осуществляют тесное взаимодействие с морскими торговыми портами в рамках

международных транспортных коридоров (МТК) и создание эффективных «бесшовных» технологий перевозок внешнеторговых грузов. Совместными усилиями разрабатываются вопросы нормативно-правового урегулирования технических и технологических проблем (соблюдения согласованных условий перевозок и мер взаимной ответственности за их нарушение, а также закон о транзите).

ОАО «РЖД» вкладывает существенные средства в развитие и усиление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам. Одновременно для выстраивания эффективной логистики интермодальных перевозок компания и ее дочерние предприятия приобретают долю в капиталах морских портов. Детально прорабатывается вопрос об участии ОАО «РЖД» в развитии припортовой терминальной инфраструктуры.

В настоящее время изучается возможность создания в крупнейших портах управляющих компаний для координации инвестиционной политики и действий всех участников логистической цепочки на базе единых диспетчерских служб, осуществляющих постоянный контроль продвижения грузопотоков, с учетом взаимодействия всех видов транспорта.

В целях развития мультимодальных логистических цепей доставки грузов до потребителей компания развивает смешанные железнодорожно-паром-ные перевозки. С 2007 г. открыто паромное сообщение Усть-Луга — Балтийск (Россия) — Засниц/Мукран (Германия), на паромах «Вильнюс» и «Балтийск». Для оперативного решения вопросов развития паромных перевозок на данном направлении создан специальный российско-германский Совет комбинированной железнодорож-но-паромной линии «Усть-Луга — Балтийск — Засниц».

Прорабатывается вопрос организации регулярного прямого железнодо-рожно-паромного сообщения между портами «Кавказ» (Краснодарский край) и «Самсун» (Турция), в создании которого активно участвует дочерняя компания ОАО «РЖД» — «Black Sea Ferries Ltd». Эта компания уже осуществляет перевозки на направлении Кавказ — Поти.

В условиях глобализации без выхода на мировой рынок невозможно выстроить полную логистическую цепочку. Для этого ОАО «РЖД» последовательно реализует ряд зарубежных проектов:

• концессия Армянских железных дорог;

• участие в развитии железных дорог Монголии;

• реконструкция Транскорейской магистрали со строительством контейнерного терминала в порту Раджин (КНДР);

• проработка проекта строительства железнодорожной линии Решт (Иран) — Астара (Азербайджан) в рамках создания сухопутной ветви международного транспортного коридора «Север — Юг»;

• разработка проекта строительства железной дороги колеи 1520 мм до Братиславы и Вены.

В качестве важных объединяющих факторов выступают унифицированная технология переработки грузов, единая тарифная политика и единое информационное пространство. Все это предполагает внедрение корпоративной информационной системы, с

помощью которой можно своевременно получать информацию о статусе каждой отправки груза, учитывать и контролировать состояние подвижного состава.

В марте 2010 г. в Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета открылся «Центр международной логистики и управления цепями поставок» ОАО «РЖД» и «DB AG» (Германские железные дороги). Центр представляет собой качественно новую для российской системы высшего образования форму долгосрочного сотрудничества бизнеса с государственными университетами.

Одним из важнейших направлений деятельности Центра является разработка программ повышения квалификации для сотрудников ОАО «РЖД» и «DB AG» с учетом формируемых рынком потребностей компаний. В связи с этим, с позиций ОАО «РЖД», стратегическая роль Центра видится в форми-

ровании многоуровневой системы подготовки квалифицированных менеджеров по логистике и управлению цепями поставок.

В перспективе Центр должен занять лидирующие позиции на международном рынке и стать поставщиком новых знаний, основанных на результатах глубоких теоретических и прикладных научных исследований по управлению цепями поставок, а также по развитию логистического бизнеса.

В настоящее время рассматриваются перспективы создания на базе Дирекции по управлению терминально-складским комплексом самостоятельной компании — терминально-складского оператора. В августе 2010 г. Советом директоров ОАО «РЖД» одобрен пакет документов по созданию дочернего общества в сфере оказания логистических услуг — ОАО «РЖД-Логистика». Основная цель ее создания — повысить привлекательность перевозок по железной дороге и получить дополни-

тельную прибыль, оказывая услуги по схеме «от двери до двери».

«РЖД-Логистика» начнет деятельность 1 января 2011 г. Компания будет работать как 3PL-провайдер, оказывая комплекс услуг по доставке грузов не только железной дорогой, но и автотранспортом, включая адресное хранение, управление заказами и т. д. Одним из ее партнеров станет Дирекция терминально-складского комплекса ОАО «РЖД», которая будет обеспечивать терминальные услуги. При этом планируется привлекать складские мощности, принадлежащие как РЖД, так и частным компаниям — владельцам терминалов.

Развитие транспортно-логистичес-кой инфраструктуры позволит ОАО «РЖД» предложить клиентам новый уровень сервиса, привлечь дополнительные объемы грузов на железнодорожный транспорт, укрепить позиции компании на российском и международном транспортном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.