Научная статья на тему 'Развитие теории жизненного цикла предприятий в современных условиях'

Развитие теории жизненного цикла предприятий в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4178
1510
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРЕДПРИЯТИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / THE LIFE CYCLE OF THE ENTERPRISE / SMALL BUSINESS / GOVERNMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Т. Б., Переверзев Н. А.

В статье описана модель жизненного цикла малого и среднего предприятия, которая позволяет более четко акцентировать внимание на мерах поддержки бизнеса в период прохождения конкретного этапа его становления и развития. Авторы статьи постарались конкретизировать и взаимно увязать этапы жизненного цикла с основными задачами, которые необходимо решать в период их прохождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF LIFE CYCLE THEORY OF THE ENTERPRISES IN MODERN CONDITIONS

The article describes a model of small and medium enterprise lifecycle. This model allows us to more clearly focus on business support measures during the period of a particular stage of its formation and development. The authors specified the life cycle stages with the main business objectives.

Текст научной работы на тему «Развитие теории жизненного цикла предприятий в современных условиях»

Иванова Т.Б., Переверзев Н.А.

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В статье описана модель жизненного цикла малого и среднего предприятия, которая позволяет более четко акцентировать внимание на мерах поддержки бизнеса в период прохождения конкретного этапа его становления и развития. Авторы статьи постарались конкретизировать и взаимно увязать этапы жизненного цикла с основными задачами, которые необходимо решать в период их прохождения.

Ключевые слова. Жизненный цикл предприятия, малый бизнес, государственная поддержка.

Ivanova T.B., Pereverzev N.A.

THE DEVELOPMENT OF LIFE CYCLE THEORY OF THE ENTERPRISES IN MODERN CONDITIONS

Abstract. The article describes a model of small and medium enterprise lifecycle. This model allows us to more clearly focus on business support measures during the period of a particular stage of its formation and development. The authors specified the life cycle stages with the main business objectives.

Keywords. The life cycle of the enterprise, small business, government support.

Современная российская действительность достаточно непредсказуема и неопределенна, что не дает возможности организации планировать и прогнозировать ситуацию на долгосрочную перспективу. События 2014 года (присоединение Крыма к России, вооруженные конфликты на Украине, на Ближнем Востоке, экономические санкции со стороны США и стран ЕС), доказывают слабую защищенность отечественной экономики от мировой рыночной конъюнктуры [10, 11, 14 и др.].

Внешнеэкономические условия в 2015 году характеризовались значительным снижением цены на нефть и уменьшением потребительских возможностей российских покупателей импортной продукции в условиях снижения деловой активности в экономике, сокращения количества малых и средних предприятий. В зарубежных странах именно малый и средний сектор бизнеса являются основными локомотивами национальных экономик и дают большую часть рабочих мест населению. Кроме того, малый и средний бизнес, благодаря своей мобильности и гибкости, чутко реагируя на изменения экономической ситуации, выступают стабилизатором экономики. Поэтому необходимо искать способы и методы для реанимации российских предприятий, стимулирования реализации программ импортоза-мещения, увеличения объемов выделяемых субсидий на поддержку отечественного малого и среднего предпринимательства, что даст в будущем возможность пересмотреть подходы к управлению и прогнозирования экономической ситуации.

ГРНТИ 06.03.15

© Иванова Т.Б,, Переверзев Н.А., 2016

Татьяна Борисовна Иванова - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов Волгоградского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Никита Анатольевич Переверзев - аспирант кафедры экономики и финансов Волгоградского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Контактные данные для связи с авторами (Переверзев Н.А.): 400078, г. Волгоград, ул. Герцена, 10 (Russia, Volgograd, Gercena str., 10). E-mail:[email protected].

В этой связи необходимо, на наш взгляд, обратить внимание на достаточно эффективный инструмент прогнозирования возможных критических ситуаций - теорию жизненного цикла [12, 13 и др.], позволяющую сопоставлять возможные изменения любой системы с конкретными этапами ее развития. История развития теории жизненного цикла показала, что для определения будущих действий организации необходимо изучить ее внутреннее состояние и структуру, а также оценить внешние факторы, оказывающее влияние на ее функционирование. Разнообразие стадий и этапов жизненного цикла организации позволяет провести анализ происходящих изменений [2].

Модель жизненного цикла организации представляет собой важный инструмент эффективной диагностики для устранения текущих проблем дальнейшего развития (рис. 1). Она применяется для описания процессов развития экономических систем, на ее основе проводится анализ факторов, повышающих их результативность. Рассмотрим подробнее особенности представленных на рисунке 1 теорий жизненных циклов организаций.

1. Модель А. Даунса - самая первая модель жизненного цикла предприятия, включающая в себя 3 основные стадии роста и развития предприятия: «борьба за выживание»; «стремительный рост»; «замедление». Таким образом, предприятие проходит стадии установления, обоснованности, инновационного развития и расширения, а затем переходит к формализации и контролю [4].

2. Теория Г. Липпита и У. Шмидта представляет модель жизненного цикла организации, работающей в частном секторе. В данной модели 3 стадии развития организации: рождение; молодость; зрелость. В модели представлены 6 основных задач управления, которые переходят из одной стадии управления в другую.

3. Теория Б. Скотта описывает функционирование и организацию 3 отдельных типов организаций, сменяющих друг друга в определенной исторической последовательности. Фирмы проходят этапы неформальной бюрократии, формализованной бюрократии, промышленного конгломерата.

4. Теория Л. Грейнера [5] основана на ряде факторов, важных для развития организации, среди которых выделяют возраст организации, размер организации, этапы эволюции, этапы революции, темпы роста отрасли. Грейнер выделяет пять стадий развития предприятия, каждая из которых завершается своеобразным кризисом роста. В процессе разрастающихся кризисов организации приходят к революционным преобразованиям: творческая фаза роста, направленный рост, рост через делегирование, рост через координацию, рост через сотрудничество. Решающим фактором выступает формирование команды единомышленников в организации, которые дадут новый импульс в ее развитии.

5. Теория У. Торберта рассматривает развитие как процесс перехода от индивидуальности до коллективности, когда работники перестают действовать разрозненно, а чувствуют свою принадлежность к трудовому коллективу. Количество стадий развития - 9, не учитываются механизмы развития.

6. Теория Ф. Лидена состоит в том, что организации, на различных стадиях своего развития, имеют проблемы, препятствующие нормальному функционированию: проблема адаптации к окружающей среде, захват определенного сегмента рынка, приобретение ресурсов, достижение поставленных целей, поддержка образцов поведения.

7. Теория Д. Каца и Р. Кана представляет организационную структуру как отражение изменений, происходящих в организации в зависимости от стадии ее развития. В организации 3 стадии развития (простые системы, устойчивая стадия, разработка структуры). Организация представлена как открытая система, успех которой зависит от ее активного взаимодействия с окружающей средой.

8. Теория жизненных циклов организации И.А. Адизеса [6] представляет организацию как биологическую систему, проходящую в своем развитии 9 стадий: выхаживание, младенчество, «давай-давай», юность, расцвет, стабильность, аристократия, ранняя бюрократия, бюрократия, смерть. На каждой стадии у организации есть определенные проблемы, которые можно разбить на болезни роста и организационные патологии. В своей теории И. Адизес доказывает, что организация в состоянии расцвета может находиться долгое время, при условии обеспечения правильного стратегического и тактического управления. Данная теория является одной их самых распространенных в России.

9. Теория Дж. Кимберли. Согласно этой теории первая стадия развития наступает до фактического создания предприятия, на этой стадии происходит формирование будущей идеологии. На второй стадии происходит становление организации, на третьей формируется идентичность, на четвертой стадии идет процесс ужесточения управления и организационной структуры, сама компания становится консервативной и предсказуемой.

10. Теория Р. Куинна и К. Камерона. В своей модели эти авторы в основном обобщали предыдущие исследования с той разницей, что акцент у них сделан на эффективности предприятия и критериях на различных стадиях управления.

11. Теория Д. Миллера и П. Фризена [7] определяет стадии развития через 4 параметра: стратегию, структуру, организационную среду, стиль принятия решений. Стадиями жизненного цикла организации являются: создание или рождение, рост, зрелость, упадок или спад. Для определения стадии развития были разработаны критерии.

а &

о и о

X X

ы X

РО

а «

а ^

о

ы

н *

а &

2

ч о

м

^

1967 г. Теория «Движущие силы роста». А. Даун.

1967 г. Теория «Управленческое участие». Г. Липпитт, У. Шмидт.

1971 г. Теория «Стратегия и структура». Б. Скотт.

1972 г. Теория «Этапы развития и кризисы роста организации». Л. Грейнер.

1974 г. Теория «Ментальность членов организации». У. Торберт.

1975 г. Теория «Функциональные проблемы». Ф. Лиден.

1978 г. Теория «Организационная структура». Д. Кац, Р. Кан.

1979 г. Теория жизненных циклов организации. А.И. Адизес.

1979 г. Теория «Внешний социальный контроль. Структура работы и отношения с окружающей средой». Дж. Кимберли.

1983 г. Теория «Интегративная модель». Р. Куинн, К. Камерон.

1983 г. Теория «Траектория развития организации». Д. Миллер, П. Фризен.

Рис. 1. Эволюция теорий жизненного цикла

12. Модель жизненного цикла Э.М. Короткова включает 5 стадий: эксплерентная (рождение и формирование), патиентная (завоевание рынка), виолентная (достижение устойчивости на рынке), коммутантная (упадок, старение), леталентная (деструктуризация, прекращение деятельности). Каждая стадия соответствует состоянию предприятия в определённый момент времени и характеризуется определённым поведением предприятия [8].

13. Теория Д. Лестера, Дж. Парнелла, А. Каррагена [8]. Они в своей модели разработали эмпирическую шкалу для измерения стадий жизненного цикла организаций для предсказания изменений характеристик организаций при переходе с одной стадии жизненного цикла на другую.

14.Теория Ю.Д. Мироненко и А.К. Тереханова [7] содержит линейную модель с 5 уровнями организационного развития компании: реализованная бизнес-идея, структуризация, рациональное управление процессами, рациональное управление потенциалом компании, рациональное управление нематериальными активами предприятия. Особенность модели заключается в том, что она рассматривает развитие системы менеджмента компании, а не компанию в целом.

15. Теория Е. Емельянова и С. Поварницыной [8] включает 4 этапа развития, с определенной системой взаимоотношений меду сотрудниками, самой организацией и внешней средой: «тусовка» - неформальные отношения, равноправие, непрофессиональное управление; «механизация» - формализация отношений, регулярный менеджмент, разделение труда, стандартизация и утилитарность; «внутреннее предпринимательство» - повышение эффективности деятельности, делегирование полномочий, децентрализация власти, командные отношения и способы работы; «управление качеством» -нацеливается на захват стратегических приоритетов на рынке через создание собственных стандартов качества, ориентация на конечный результат и клиента.

16. Теория Дж. Агарони, Х. Фалька и Н. Иехуды выделяет 4 стадии развития, на которых главными различиями выступают такие характеристики, как степень неопределенности и вероятности, структура активов компании, наличие возможностей для осуществления инвестиций.

Наиболее распространенными в нашей стране являются модели И. Адизеса и Л.Е. Грейнера, исследования которых переведены на русских язык. При этом модель Грейнера является базовой, но она в основном применима к крупным предприятиям, модель И. Адизеса развивает теорию Грейнера и дополняет ее методологией диагностики различных проблем и их устранения.

Изучение представленных теорий жизненного цикла организации не дает возможности их прямого применения в существующем виде для российской экономики по различным основаниям: в теории не рассмотрены государственные предприятия с отсутствующим персонифицированным учредителем, не учтены приватизированные предприятия и их стадии развития после приватизации, за пределами остаются также организации- «однодневки». Тем не менее, для новых предприятий, которые были созданы в период перехода к рыночным условиям и нацелены на долгосрочное функционирование на рынке, данная теория была применена достаточно продуктивно.

Ценность теории И. Адизеса заключается также в том, что она обладает такими компонентами, как объяснение и предсказание, что в условиях современной неопределенности, как экономической, так и политической, достаточно актуально. Для отечественных компаний важны обе составляющие: объясняющая компонента порождает понимание происходящего и возбуждает доверие, предсказывающая компонента обращает внимание на моменты, представленные для руководства как ключевые. В данной трактовке любая организация представляет собой динамическую структуру, активно развивающуюся под влиянием факторов внутренней и внешней предпринимательской среды.

С нашей позиции, любая организация проходит в своем развитии 5 стадий: рождение, становление, развитие, зрелость, кризис. В конце цикла организация испытывает жесткий системный, финансовый, структурный, организационный, персонифицированный кризис, который дает два варианта развитию событий - либо переход на новый качественный уровень и новый цикл на нем, либо падение до нулевого уровня и новую организацию (рис. 2). Авторская модель жизненного цикла применима для предприятий и организаций сектора малого и среднего бизнеса. На каждой стадии своего становления и развития малое предприятие испытывает различные проблемы и сложности в своем функционировании.

С 30 июня 2015 г. введены новые критерии, по которым компании относят к субъектам малого бизнеса (федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федера-

ции» [9]). Теперь к субъектам малого предпринимательства относятся предприятия, которые одновременно отвечают трем критериям (см. табл.): размер выручки за предыдущий год от реализации товаров, работ, услуг (без учета НДС) не превышает 800 млн руб.; средняя численность работников не более 100 человек; доля сторонних организаций в уставном капитале компании не более 49%.

Рис. 2. Жизненный цикл организации малого предпринимательства

Таблица

Критерии малого и среднего предпринимательства

Вид предприятия Количество работников Выручка от реализации без НДС Доля сторонних организаций в уставном капитале

Микропредприятие Не более 15 человек 120 млн руб. Не более 49%

Малое предприятие Не более 100 человек 800 млн руб. Не более 49%

Среднее предприятие От 101 до 250 человек 2 млрд руб. Не более 49%

Все предприятия малого и среднего бизнеса в своем развитии проходят вышеперечисленные фазы развития и становления. На каждой стадии развития организация малого и среднего бизнеса решает определенные задачи и преодолевает возникающие барьеры административного, организационного, экономического, инфраструктурного характера. Представим стадии развития организации и задачи, решаемые на каждом этапе руководством и учредителями в форме рисунка 3.

Задачи, поставленные на каждом этапе развития организации, должны быть решены, для того, чтобы компания смогла развиваться дальше и перейти на следующий этап своего циклического развития. На последней стадии «кризис» происходит резкое изменение сложившейся политики управления под влиянием различных факторов как внутреннего, так и внешнего характера. В момент кризиса организация может дальше развиваться по двум вариантам: переход на новый более высокий уровень сложности и прохождение на этом уровне этих же 5 стадий; ликвидация существующей организации и создание нового предприятия, которое снова проходит все указанные стадии развития, то есть фактически создается новое предприятие. В данной модели мы придерживаемся мнения, что любая организация следует циклическому развитию, даже после ее разрушения, она начинает снова формироваться, но с прежних стартовых позиций.

На каждой стадии своего развития предприятие сталкивается с определенными проблемами. Основными проблемами на этапах «Рождение» и «Становление» выступают следующие: поиск перспективной области деятельности, где хотя бы на первом этапе работы будет спрос на продукцию (поиск свободной ниши на рынке); поиск надежных деловых партнеров; поиск дополнительных источников привлечения финансовых ресурсов; сложность, отсутствие четкого алгоритма процесса регистрации

предприятия (оформление большого количества документов, требующих частых визитов в соответствующие организации и оплаты их услуг. Кроме того, периодически возникают требования о подтверждении выполнения одной из операций (например, постановка на учет в налоговой инспекции) для начала выполнения другой (например, заказа печати и штампа или открытия счета в банке). Также, властные структуры периодически осуществляют различного рода перерегистрации малых предприятий, что с одной стороны, усложняет работу предприятий, а с другой - является способом дополнительного изъятия их средств); несовершенство системы лицензирования (например, в процессе лицензирования необходимо получить заключение противопожарной службы о соответствии помещения профилю деятельности и безопасном состоянии данного помещения. Для этого нужно обратиться в региональное управление по пожарной охране, где очередь на получение указанных услуг зачастую «растянута» на несколько месяцев); несовершенство процедуры сертификации и др.

1. Рождение

V

1. Целесообразность создания малого предприятия.

2. Разработка пакета учредительных документов.

3. Сдача пакета документов на регистрацию.

4. Постановка на учет в налоговой инспекции.

5. Открытие расчетного счета в банке.

6. Получение лицензии, получение сертификата на продукцию или оказываемые услуги.

2. Становление

1. Приобретение основных и оборотных активов.

2. Поиск рыночного сегмента и будущих покупателей.

3. Формирование учетной, ценовой политики.

4. Поиск дополнительных источников финансирования.

5. Поиск квалифицированных кадров.

6. Формирование товарной политики, логистика.

3. Развитие

4. Зрелость

V

1. Конкурентная борьба на рынке.

2. Наработка рабочих связей, баз данных.

3. Поиск вариантов совершенствования процессов и профессионализма.

4. Подготовка информации о правах и полномочиях.

1. Поддержание достигнутого уровня развития.

2. Оптимизация производственного процесса.

3. Повышение качества продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Снижение себестоимости производства.

5. Разработка и поиск новых направлений развития.

У

5. Кризис

1. Снижение темпов продаж продукции, услуг.

2. Сокращение рыночного сегмента.

3. Разрушение деловых связей и договоренностей.

4. Дефицит финансирования.

5. Рост долговых обязательств компании.

У

Рис. 3. Задачи каждого жизненного цикла организации

Далее, на этапе «Развитие», появляются несколько другие проблемы: недостаток оборотных средств; нехватка производственных площадей; крайне высокая арендная плата; трудности со сбытом продукции; недостаток квалифицированных кадров; недостаток профессиональных знаний и навыков, особенно в областях маркетинга, финансов, отчетности, составления бизнес-планов; отсутствие информации о местонахождении различных структур, занимающихся деятельностью по поддержке малых предприятий и их возможностях; очень высокие цены на качественную рекламу.

В процессе работы и достижения определенного уровня развития и результатов деятельности (на стадии «Зрелость») могут возникнуть проблемы, требующие пересмотра всей концепции управления и бизнеса: жесткая конкуренция, появление новых сильных конкурентов; изменение государственной политики регулирования предпринимательской деятельности, в том числе налоговой политики; удорожание источников информации, разрушение личных деловых связей и договоренностей; недостаток достоверной и достаточной информации о правах и полномочиях контролирующих органов; бессистемный характер проверок со стороны контрольно-ревизионных структур: различные органы требуют предоставления одних и тех же документов, вместо того, чтобы наладить обмен данными.

Все вышеперечисленные проблемы в совокупности могут привести предприятие на стадию «Кризис», когда необходимо коренным образом менять политику компании, ее руководство, рынок и т.п. с целью выживания или коренной реструктуризации для сохранения позиции на рынке. В этом случае необходимо на каждом этапе жизни предприятия проводить мониторинг проблем и состояния, с целью разработки превентивных мер стабилизации финансового положения.

Кроме того, для сохранения сектора малого и среднего предпринимательства государство также должно предпринимать и внедрять определенные меры поддержки и стимулирования развития малого и среднего бизнеса, потому что без помощи властных структур малые предприятия не смогут работать и развиваться в полную силу, так как они находятся под большим налоговым давлением. Все указанные выше проблемы рассматриваемые предприятия не смогут решить самостоятельно. Поэтому власти, если они заинтересованы в развитии данного сектора экономики, должны создавать структуры, занимающиеся поддержкой малого и среднего предпринимательства, чтобы помочь ему в преодолении препятствий, возникающих на пути развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бухалков М.И. Управление персоналом. М.: Инфра-М, 2014.

2. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. М.: Юрист, 2013.

3. Любушин Н.П. Анализ финансового состояния организации. М.: Эксмо, 2012.

4. Лапко К.С., Муратова Е.В. Анализ и развитие модели жизненного цикла предприятия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.be5.biz/ekonomika1/r2011/1062.html (дата обращения 11.02.2016).

5. Grainer L. Evolution and Revolution as Organizations Grow // Harvard Business Review. 1998. May-June.

6. АдизесИ. Управление жизненным циклом корпорации. СПб.: Питер, 2011. 384 с.

7. Miller D., Friesen P., Mintzberg H. Organizations: A Quantum View. Prentice Hall, 1984.

8. Юданов А.Ю. Конкуренция. Теория и практика. - М.: Акалис, 2012.

9. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 156-ФЗ от 29.06.2015 г.

10. Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Перспективы импортозамещения в высокотехнологичных отраслях промышленности // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2014. № 27. С. 7-19.

11. Государство и рынок. Механизмы и методы регулирования в условиях перехода к инновационному развитию. Коллективная монография в 2 т. Том 1 / Ред.: Дятлов С. А., Плотников В. А., Максимцев И. А., Карлик А.Е., Миропольский Д.Ю. СПб.: Астерион, 2010. 394 с.

12. Дороган Н.Д. Структура капитала и жизненный цикл компаний // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 3. С. 87-90.

13. Недяк И.С. Внедрение альтернативных моделей исследовательского процесса как путь сокращения жизненного цикла фармацевтических инноваций // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 5. С. 126-129.

14. Швец С.К. Интегральные метрики оценки рисков нефинансовой компании // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 5. С. 72-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.