Научная статья на тему 'Развитие теории управления предприятиями'

Развитие теории управления предприятиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
типы организаций / структура рынка / организационное поведение / организация строительства. / types of organizations / market structure / organizational behavior / organization of construction.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Базаржапова Суранзан Сампиловна, Шпакова Елена Александровна, Фролова Александра Игоревна, Беккер Наталья Викторовна, Гласкова Виктория Андреевна

Совершенствование и развитие организационного поведения системы менеджмента предпринимательских структур при использовании основных принципов маркетинга является одним из направлений повышения эффективности деятельности любой организации, в том числе и предприятий строительной отрасли. Повышение эффективности управления деятельностью организации является актуальным вопросом для предприятий строительной отрасли России в современных условиях. В условиях жесткой конкуренции предприниматели используют как инновационные технологии производства, так и маркетинговые инструменты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Базаржапова Суранзан Сампиловна, Шпакова Елена Александровна, Фролова Александра Игоревна, Беккер Наталья Викторовна, Гласкова Виктория Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the theory of enterprise management

Improvement and development of the organizational behavior of the management system of business structures using the basic principles of marketing is one of the ways to increase the efficiency of any organization, including enterprises of the construction industry. Improving the efficiency of management of the organization is an important issue for enterprises of the construction industry in Russia in modern conditions. In the conditions of tough competition, entrepreneurs use both innovative production technologies and marketing tools.

Текст научной работы на тему «Развитие теории управления предприятиями»

Развитие теории управления предприятиями The development of the theory of enterprise management

Ь Л МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Базаржапова Суранзан Сампиловна,

студент кафедры экономики и управления в строительном комплексе ФГАОУ ВО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СФУ 660041, Красноярск, Свободный проспект 79) [email protected]

Шпакова Елена Александровна, студент кафедры психологии развития и консультирования ФГАОУ ВО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СФУ 660041, Красноярск, Свободный проспект 79) [email protected]

Фролова Александра Игоревна, студент кафедры архитектурного проектирования ФГАОУ ВО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СФУ 660041, Красноярск, Свободный проспект 79) [email protected]

Беккер Наталья Викторовна, студент кафедры туризма ФГАОУ ВО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СФУ 660041, Красноярск, Свободный проспект 79) [email protected]

Гласкова Виктория Андреевна, студент, отделение социальной работы ФГАОУ ВО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СФУ 660041, Красноярск, Свободный проспект 79) [email protected]

Лизунова Дарья Станиславовна, студент, военно-инженерный факультет ФГАОУ ВО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СФУ 660041, Красноярск, Свободный проспект 79) [email protected]

Аннотация: Совершенствование и развитие организационного поведения системы менеджмента предпринимательских структур при использовании основных принципов маркетинга является одним из направлений повышения эффективности деятельности любой организации, в том числе и предприятий строительной отрасли. Повышение

эффективности управления деятельностью организации является актуальным вопросом для предприятий строительной отрасли России в современных условиях. В условиях жесткой конкуренции предприниматели используют как инновационные технологии производства, так и маркетинговые инструменты.

Summary: Improvement and development of the organizational behavior of the management system of business structures using the basic principles of marketing is one of the ways to increase the efficiency of any organization, including enterprises of the construction industry. Improving the efficiency of management of the organization is an important issue for enterprises of the construction industry in Russia in modern conditions. In the conditions of tough competition, entrepreneurs use both innovative production technologies and marketing tools. Ключевые слова: типы организаций; структура рынка, организационное поведение; организация строительства.

Keywords: types of organizations; market structure, organizational behavior; organization of construction.

Развитие теории управления предприятиями и экономической науки в целом повлекло за собой и изменение представления об организационном поведении фирм, в том числе строительной отрасли [1]. В процессе развития теории управления предприятиями в значительной степени внимание фокусировалось на включении в технологический процесс человеческих ресурсов с целью увеличения эффективности производства [2].

Руководители строительных организаций вынуждены решать большой объем задач, связанных с людьми и при этом могут оказывать влияние на их поведение, используя систему управления организационным поведением.

Поведение человека может определяться потребностями и индивидуальными ценностями, заложенными в него, а также жизненным опытом. Разработав оптимальную систему управления организационным поведением, руководитель любой организации способствует сотрудничеству работников и преодолению возможных конфликтов в организационной среде [3].

В современной России все большее число руководителей строительных организаций осознает необходимость понимания поведения сотрудников для прогнозирования, корректирования и эффективного управления ими. [4]. Организационное поведение является важным фактором, влияющим на эффективность управления человеческими ресурсами в любой фирме. Следовательно, очевидна актуальность изучения направления совершенствования организационного поведения системы менеджмента предпринимательских структур.

Под системой менеджмента предпринимательских структур следует понимать систему иерархически построенного взаимодействия руководителей высшего, среднего и низового звеньев управления «человеческим фактором» предпринимательских структур [5].

Предпринимательские структуры в процессе своего развития изменяются и в своем организационном поведении. Смена стиля управления при росте организации, влекущая за собой изменения в системе организационного проведения является весьма актуальным вопросом в современных условиях [6].

В научных трудах отечественных и зарубежных авторов можно встретить мнение о том, что повышение эффективности управления деятельностью организации можно добиться, применяя принципы внутрифирменного маркетинга. Следовательно, понимание сути внутрифирменного маркетинга дает возможность совершенствовать организационное поведение системы менеджмента на основе маркетингового подхода. [7]

При этом следует заметить, что развитие технологий маркетинга в строительной сфере по отношению к другим отраслям экономики происходит весьма неспешно. Данный факт вызван в первую очередь сложностью и многообразием коммерческих отношений и связей между участниками в строительной сфере [8].

Область деятельности отечественных строительных организаций обуславливает наличие особенностей организации маркетинга. [9] К специфическим условиям деятельности строительных фирм в России можно отнести:

- несовершенство нормативно-правовой базы в строительной сфере;

- отсутствие полной и достоверной информационной базы о состоянии строительного сектора;

- значительная роль субъективного фактора при выборе заказчиком подрядчика;

- регламент проведения подрядных торгов в большинстве случаев носит формальный характер;

- высокие финансовые риски организации;

- значительные имиджевые риски организации;

- коллективный мультипликативный характер работы;

- высокая конкуренция, требующая дифференцированного подхода.

В научной литературе на сегодняшний день вопросы внутреннего маркетинга применительно к предприятиям строительной отрасли рассмотрены в недостаточной степени. Разработка концептуальных основ теории применения маркетингового подхода к организационному поведению является актуальным направлением для исследований. [10]

Формирование взаимоотношений в организации решается менеджментом, при этом в современном менеджменте предложения по созданию оптимального набора приемов для мотивированного труда, рекомендуемых каждой из школ теории управления, отсутствуют. Большинство управляющих осуществляет свою деятельность исходя из собственного опыта. Школы теории управления зачастую отвергают достижения предыдущих школ и продвигают исключительно собственные достижения, как наиболее эффективные. При этом использование основных маркетинговых принципов в организации позволяет оптимизировать организационное поведение системы менеджмента предприятий.

Эффективность работы сотрудников строительной организации, определяющая организационное поведение компании в целом, напрямую зависит от организационной структуры управления. Однако отсутствие методических рекомендаций по адекватному формированию организационного поведения, соответствующего общей стратегии развития компании и ее внутрифирменной культуре, отражается на общей ситуации негативно.

Совершенствование и развитие организационного поведения системы менеджмента с учетом основных принципов маркетинга, а также типов организационных структур дает возможность правильно понять и расставить приоритеты в работе организации, рационально распределить функциональные обязанности между сотрудниками и осуществлять контроль над их выполнением. На сегодняшний день наступило время напряженной конкуренции как на российском, так и зарубежных рынках. Экономика многих стран всё меньше регулируется государством, которое поощряет развитие рыночных процессов [1].

Механизм конкуренции и его движущие силы являются объектом дли- тельного изучения различными направлениями менеджмента, маркетинга, права [2]. Научный интерес к этой проблеме обусловлен тем, что конкурен- ция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства. Следствием конкуренции является обострение производственных и рыноч- ных отношений, а также повышение эффективности хозяйственной деятель- ности [3-7]. Однако на сегодняшний день ещё нельзя говорить о сформиро- вавшейся теории конкуренции и моделях оценки конкурентоспособности в сфере услуг, хотя многие её аспекты уже сегодня имеют законченный вид и помогают правильно ориентировать прикладные разработки и практические действия по усилению конкурентной позиции предприятия на рынке [8,9].

Для анализа качества предоставляемых услуг и разработки рекомендаций по повышению конкурентоспособности организации, функционирующей в сфере оказания услуг, в работе рассматривается общество с ограниченной ответственностью

«Региональный центр метрологии» г. Пензы (далее ООО «РЦМ»). Данная организация оказывает услуги по техническому обслужива- нию и поверке средств измерений (поверка газовых счетчиков, корректоров объема газа, комплексов для измерения количества газа, сигнализаторов зага- зованности, манометров, термометров и пр.) согласно области аккредитации.

На сегодняшний момент рынок метрологических услуг Пензенской об- ласти активно развивается, появляются новые организации со своей обла- стью аккредитации. Перечень хозяйствующих субъектов, оказывающих ус- луги по поверке средств измерений на территории Пензенской области со- ставляет около 15 организаций, большая часть из них осуществляют поверку исключительно для своих внутренних целей. Такими хозяйствующими субъектами являются:

- ООО «РЦМ»;

- ООО "Научно-производственное предприятие «Энергоприбор»;

- ОАО «Электромеханика»;

- АО «Радиозавод»;

- АО «Научно-исследовательский институт физических измерений»;

- ООО «МС-Ресурс»;

- ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации метроло- гии и испытаний в Пензенской области»;

- АО «Газпром газораспределение Пенза» и пр.

Каждое предприятие стремится находиться на передовых позициях на конкретном рынке, вовремя подхватывая современные тенденции, законода- тельные изменения, расширяя свои горизонты.

С этой целью требуется использовать современные методы анализа каче- ства оказываемых услуг, одним из которых является методика SERVQUAL [10].

Традиционно рассматривается восприятие клиентов по основным аспек- там, сгруппированным по 5 параметрам качества услуги:

1. Материальность, которая определяет возможность увидеть осязаемые характеристики услуги (интерьер помещений, внешний вид сотрудников, оборудование и рекламные материалы);

2. Надёжность, а именно способность компании вовремя и в полном объ- еме оказывать услугу;

3. Отзывчивость - готовность оказать помощь клиенту и выполнить его индивидуальные требования;

4. Убеждённость, которая определяется компетентностью персонала, веж- ливостью и дружелюбием, а также способностью вызвать у клиента доверие к компании;

5. Эмпатия - забота персонала о своих клиентах, стремление к четкому пониманию их интересов, способность подстроиться к каждому клиенту и обеспечить комфортность взаимоотношений с персоналом.

Для определения значения этих параметров применяется пятибалльная шкала Лайкерта, которую можно записать в текстовом формате, где:

5 - полностью согласен;

4 - частично согласен;

3 - трудно сказать, согласен или не согласен;

2 - частично не согласен;

1 - совершенно не согласен.

Для получения исходных данных и проведения оценки необходимо ре- шить ряд задач:

1) Составить вопросы для анкетирования потребителей по критериям ка- чества рассматриваемой услуги организации;

2) Сформировать две анкеты, одна из которых позволит оценить воспри- ятие качества услуги данной организации потребителем, а вторая - ожидания потребителей, касающееся качества рассматриваемой услуги;

3) Выбрать способ оценки каждого из предложенных критериев качества

(например: наблюдение, опрос и т.д.);

4) Рассчитать средние оценки пяти основных групп критериев для каждой разработанной анкеты;

5) Рассчитать обобщенную оценку качества (коэффициент качества) рассматриваемой услуги исследуемой организации;

6) Выработать рекомендации по повышению качества оцениваемой услуги. Удельный вес организаций, получавших финансирование из бюджета, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации в России, значительно уступает наиболее инновационноразвитым странам ЕСАналогом рассмотренных выше фондов в России является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Фонд - государственная некоммерческая организация, образованная Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года № 65, один из трех государственных научных фондов. Фонд способствует развитию в России конкурентоспособного рынка инновационных разработок, а также созданию механизмов

частно-государственного партнерства в сфере науки и инноваций по следующим основным направлениям:

1. Содействие формированию эффективного малого предпринимательства в научно-технической сфере, в том числе малых форм предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

2. Содействие развитию инфраструктуры поддержки малых форм предприятий в научно-технической сфере и их взаимодействию с другими субъектами национальной и региональной инновационных систем.

3. Участие в реализации механизма «инновационного лифта» через устойчивое взаимодействие с другими институтами развития

4. Обеспечение информационной доступности мер поддержки малых инновационных предприятий, в том числе поддержка мероприятий, направленных на популяризацию научно- технической деятельности и инновационной активности.

5. Участие в ведении реестра инновационных продуктов, технологий и услуг, рекомендуемых к использованию в Российской Федерации.

6. Укрепление международного сотрудничества, в том числе поддержка совместных международных проектов с участием малых российских инновационных компаний.

В 2014 г. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере подвел итоги 20 лет своей деятельности. С 1994 г. в Фонд поступило свыше 55 000 заявок на выполнение НИОКР, поддержано более 12 000 молодых инноваторов, создано более 4800 стартапов. В 2014 г. независимыми экспертами было рассмотрено около 2000 заявок, поступивших на конкурсы по программам «Развитие», «СТАРТ» и «Интернационализация» [8].

Другим важным инструментом финансирования инновационных проектов на ранних стадиях в нашей стране является ООО «Фонд посевных инвестиций РВК» (ФПИ РВК, Фонд), созданный в 2009 г. в рамках реализации Основных положений стратегии ОАО «РВК». Участниками Фонда являются ОАО «РВК» (99%) и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (1%). Фонд ориентирован на инвестирование в российские инновационные компании с высоким потенциалом роста на российском и зарубежных инновационно-технологических рынках.

Для целей организации инвестиционного процесса средства Фонда посевных инвестиций РВК могут инвестироваться только в инновационные компании, чья деятельность соответствует одному или более из приоритетных направлений развития

науки, технологий и техники Российской Федерации, и (или) продукты которых входят в Перечень критических технологий Российской Федерации, а также соответствует Инвестиционной декларации. Фонд предоставляет не более 75% от объёма инвестиционной потребности инновационной компании на первом раунде инвестирования и в сумме, не превышающей 25 000 000 (двадцать пять миллионов) рублей.

Что касается роли государства в венчурной сфере в целом, то по данным Российской ассоциации венчурного инвестирования, в 2015 г. прямая или опосредованная государственная поддержка сыграла значительную роль в обеспечении значений ряда ключевых показателей венчурной индустрии. Так, более трети от числа новых венчурных фондов составили венчурные фонды с государственным участием. Их совокупный объем капитала составил по итогам 2015 г. 74% от совокупного объема капиталов новых венчурных. Фондами с государственным участием были осуществлены около 31% от совокупного числа венчурных инвестиций. Доля венчурных фондов с государственным участием в совокупном объеме венчурных инвестиций по итогам 2015 г. составила около 24%.

Таким образом, существенный вклад в поддержание потока сделок из го- да в год обеспечивают «государственные» или «окологосударственные» структуры. Прежде всего, речь идет о фондах с участием государственного Отдельным направлением ГЧП в финансировании инноваций в нашей стране является кооперация между вузами и промышленными предприятия- ми в рамках постановления Правительства РФ от 09.04.2010 № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства».

Постановлением предусмотрена возможность выделения субсидий производственным предприятиям сроком от 1 до 3-х лет, объёмом финансирования до 100 млн. рублей в год для финансирования комплексных проектов организации высокотехнологичного производства, выполняемых совместно производственными предприятиями и высшими учебными заведениями.

Общий объём бюджетного финансирования по мероприятию за 2010- 2016 годы составил 35,762 млрд. рублей. Объём собственных средств производственного предприятия, вкладываемых в проект, должен составлять не менее 100% от размера субсидии и быть достаточным для выполнения проекта по организации нового высокотехнологичного производства. Субсидия выделяется производственному предприятию, что позволяет гарантировать востребованность разработки высшего

учебного заведения/научного учреждения и её дальнейшее использование для организации нового высокотехнологичного производства.

Однако, несмотря на значительные преимущества данного вида ГЧП, его участники сталкиваются с рядом проблем, которые снижают эффективность результатов совместных проектов:

- проблемы с подготовкой и предоставлением отчетности;

- ограничения свободы выбора поставщиков/соисполнителей для вузов

- (94 ФЗ);

- проблемы с софинансированием;

- необходимость развития компетенций вузов (уровень зрелости разрабатываемых вузами технологий недотягивает до необходимого для запуска их в серийное производство);

- проблема разделения интеллектуальной собственности.

На основе проведенного краткого анализа можно сделать вывод, что в России также довольно активно и широко на федеральном уровне реализуются инструменты и механизмы ГЧП в сфере финансирования инноваций. Однако следует отметить, что в силу особенностей формирования национальной и региональных инновационных систем в нашей стране, особую актуальность приобретает активизация форм и механизмов ГЧП в инновационной сфере на региональном уровне [10, 11]. Для этого необходим анализ регионального опыта ГЧП при реализации научно-технических и инновационных проектов и разработка региональной законодательной и нормативно - правовой базы, которая учитывала бы экономические возможности и ресурсную базу каждой территории в отдельности. В конце 2016 года были утверждены постановления правительства «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве» и «О мониторинге цен строительных ресурсов». Введена в действие «Федеральная сметно-нормативная база ценообразования в строительстве» редакции 2017 года, утверждены «Методики разработки и применения сметных норм».

Помимо прочего, правительство решило создать Федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) — ресурс для централизованного сбора, хранения и использования данных всеми участниками отрасли. «ФГИС ЦС — это "Яндекс" в области ценообразования и сметного нормирования», — сказал начальник Управления экспертизы сметных нормативов Главгосэкспертизы России Андрей Савенков на одной из конференций, посвященной реформе.

Во ФГИС ЦС вносятся утвержденные сметные нормативы. Их использование будет обязательным для застройщиков, осуществляющих проекты с использованием бюджетных

денег, а также для госкорпораций и компаний с государственным участием более 50 %. Но при этом база сметных нормативов будет открыта для всех. «На нее сможет опираться любой участник строительного рынка, и даже любой гражданин для личных целей сможет получить из базы информацию о стоимости услуг машин и механизмов, строительных материалов и труда», — говорит глава Минстроя России Михаил Мень. ФГИС ЦС начала работу в конце сентября 2017 года.

Стоит обратить внимание на то, что РФ «забрала» себе эксклюзивное право на базу сметных нормативов. Существовавшие до этого отраслевые базы постепенно прекращают свое действие, «вливаясь» в государственную. Помимо отраслевых баз крупных корпораций: Росатома, Газпрома, РЖД, Роснефти, — свои сметные базы есть у Минтранса (на капитальный ремонт федеральных трасс) и Минкульта (на реставрационные работы). [2]

Реформа действительно назрела. Ценообразование в строительстве давно уже представляло собой набор устаревших нормативно-правовых актов, конфликтующих и слабо связанных. Запутанная нормативная база давала возможность завышать стоимость строительства уже на этапе проектирования.

В профессиональном сообществе давно сформировался запрос на усовершенствование действующих нормативов, отмену норм по устаревшим технологиям и разработку новых, исключение в методиках двоякого и неоднозначного толкования некоторых положений

Росатом, чрезвычайно заинтересованный в учете отраслевых особенностей при разработке нормативно-методических документов в рамках реформы, еще в 2016 году подписал с Минстроем России и ФАУ «Главгосэкспертиза России» план взаимодействия между ведомствами.

Работа ведется по целому ряду направлений: переработка отраслевых сметных нормативов в государственные, включение в классификатор строительных ресурсов номенклатуры материально-технических ресурсов и оборудования отрасли, учет в разрабатываемой государственной методологии специфики сооружения объектов использования атомной энергии и других.

Специалисты госкорпорации «Росатом» участвуют в рабочих группах по сопровождению разработки методических документов, выдвигают предложения и замечания по проектам документов и отстаивают позицию Росатома по ним.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существенная работа предстоит в области методологии, описывающей, как по-новому определять стоимость строительства: рассчитывать затраты по отдельным видам работ,

разрабатывать и применять сметные нормы. В ходе реформы проходит актуализация всех методик.

В их числе — повышенная оплата труда рабочих строительных и монтажных специальностей, занятых при строительстве таких объектов. Росатом строит технически сложные объекты, с крайне высокими требованиями к радиационной, ядерной и сейсмостойкой безопасности расположенных в них технологических систем. Для работы на стройках нужны высококвалифицированные специалисты, зарплатные запросы которых, по оценкам госкорпорации, выше среднерыночных в среднем на 30 %.

Минстрой пока не учел эту специфику: формирование «сметных цен на затраты труда», учитываемых в методиках, зависит только от соотношения в регионе строительства низкооплачиваемых и высокооплачиваемых профессий (в том числе не относящихся к строительству), данные по которым передаются в Федеральную службу государственной статистики, комментируют эксперты ОЦКС. Госкорпорация пытается отстоять свое право самой предоставлять сметные цены на затраты труда «атомных» рабочих.

Еще один пример — ситуация с «Методикой определения стоимости строительства за рубежом» (важным документом, с учетом многомиллиардного портфеля госкорпорации по строительству АЭС в различных странах). Разработка этой «Методики» началась в 2013 году. Проект документа несколько лет согласовывался в министерстве стоительства, и в 2016 году наконец регуляторы «дали добро»: было получено положительное заключение Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (впоследствии ФЦЦС «влился» в состав «Главгосэкспертизы»).

На основании этого заключения, по процедуре, Минстрой должен был внести «Методику» в федеральный реестр. Однако министерство отказалось сделать это, потребовав еще одного цикла доработки.

Специалисты уверяют, что, несмотря на сложность и масштабность текущих процессов, проводимая реформа не влияет на сроки строительства объектов использования атомной энергии.[3]

«Программа 400 дней — не первая реформа в сфере ценообразования в строительстве. В последние 20 лет изменения в этой сфере происходили постоянно», — говорят в ОЦКС. Работы много, но сроки строительства — важнейший приоритет. Специалисты также отмечают, что на объектах отрасли, на которых строительство было начато до выхода документов реформы, сохраняются базисно-индексный метод и отраслевые строительные нормы. [1]

Они также не видят рисков удорожания проектов из-за реформы. «Если в результате реформы ценообразования федеральная сметно-нормативная база будет „наполнена" отраслевой спецификой определения стоимости, это не означает, что стоимость строительства увеличится и превысит предельные показатели, так как специфика строительства уже отражена в технической части проектной документации.

Ведь задача в том, чтобы новые нормы отразили достоверную стоимость строительства. Были примеры, говорят в ОЦКС, когда анализ норм приводил к обратному эффекту — их оптимизации в части стоимости. Технологии строительства меняются, производства ставятся «на поток» и дешевеют. Поэтому аналитическая работа в области нормирования должна приводить к отражению реальной — а не завышенной или заниженной — стоимости строительства.

Одна из заявленных задач реформы — переход с базисно-индексного метода формирования стоимости строительства к ресурсному методу, который берет за основу современный уровень цен на строительные ресурсы в регионах с учетом транспортных издержек.

Определение стоимости ресурсным методом потребует от всех участников инвестиционной деятельности дополнительных затрат труда: от проектировщиков — на разработку смет, от заказчиков — на их проверку, отмечают эксперты.

По мнению президента Союза инженеров-сметчиков, разумнее ресурсный метод использовать для «обсчета» основных ценообразующих материалов, которые дают 95% стоимости, а по числу наименований могут составлять 10-20% от общего количества. [2] Типично, что при расследовании уголовных дел о преступлениях в сфере ценообразования, совершенных в сфере строительства, допрашиваются работники финансово-экономического, технического, проектно-сметного отделов; должностные лица, сметчики; проектировщики; кассиры; бригадиры строительных бригад; представители организаций-заказчиков, представители подрядчиков, субподрядчиков строительства; поставщики строительных материалов и иные лица. Например, в качестве допрашиваемого лица может быть свидетель, обладающий специальными познаниями («сведующий свидетель»).

Учитывая сложность механизма исследуемой категории преступлений, следователю целесообразно привлечь при составлении плана следственного действия специалистов. На этапе подготовки к производству допроса, следователь, во-первых, обязан тщательно изучить и проанализировать материалы уголовного дела, а именно протоколы осмотров, обысков, выемок, содержащие в себе сведения, которые могут быть в последующем использованы для склонения допрашиваемых лиц к даче правдивых показаний и как

средство проверки их достоверности. Во-вторых, необходимо изучить документы, отражающие хозяйственные операции. Следователем фиксируются все неясные для него детали, для выяснения которых необходимо привлечение специалиста, эксперта. В-третьих, необходимо четко определить предмет и цель допроса, что не всегда следователь может сделать самостоятельно из-за специфики исследуемой категории преступлений. Специалист же со своей стороны при взаимодействии со следователем, зная технологические процессы в строительстве, может оказать ему помощь

Таким образом, законодательная основа для функционирования системы строительного ценообразования на сегодня сформирована, но требует внесения ряда изменений - актуальных на сегодня и в контексте будущих реформ. Вместе с тем, не обеспечена функция применимости этих документов, которая должна реализовываться в подзаконных актах и на нормативно-методическом уровне регулирования. Также следует отметить недостаточность и разобщенность действующих документов, утрату актуальности большинства методик-наследниц советского периода. Система строительного ценообразования требует пересмотра именно методического обеспечения в части определения стоимости строительной продукции на всех этапах инвестиционно-строительного процесса.

Список литературы

1. Ключникова О.В., Касьяненко О.С., Шишкунова Д.В. Основные составляющие принципа формирования структуры управления строительными организациями // Инженерный вестник Дона, 2013, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2063

2. Palepu K.G., Healy P.M., Bernard V.L. et al. Business Analysis and Valuation. IFRS Edition. London: Thomson Learning. 2007. 788 p.

3. Томашук Е.А. Методы организации малого бизнеса при формировании системы взаимодействия предприятий // Инженерный вестник Дона, 2012, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2012/1316

4. Ключникова О.В., Гаврилова О.А. Организационная и психологическая составляющие труда руководителя // Научное обозрение. 2014. № 8. С. 1094- 1097

5. Докторова Ю.С., Светуньков С.Г. К вопросу о методологии внутреннего маркетинга. // Современные аспекты экономики. 2004. №5(56). С. 163-171

6. Томашук Е.А., Шишкунова Д.В. Влияние факторов рисков и неопределенности на работу строительного производства // Научное обозрение. 2013. № 11. С. 165-168

7. Докторова Ю.С. Внутренний маркетинг как метод совершенствования внутриорганизационного поведения. // Современные аспекты экономики. 2005. №17(84). С.233-236

8. Шеина СГ., Баркалов С.А., Чередниченко Н.Д. Формирование целей, предпочтений и критериев эффективности проектов // Науковедение. 2014. № 1. С. 88

9. Николаева А. А. Особенности организации службы маркетинга на строительном предприятии, понятие стратегического и операционного управления маркетингом // Молодой ученый, 2013. №10. С. 369-371.

10. Stupnikova O., Serkova N., Sukhushina E. Management decisions in organization management model // Journal of Economics and Social Sciences. 2015. № 6. Pp. 78-81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.